что посмотреть в усть катаве
Усть — Катав и его окрестности
После возвращения из Воронежа я и serega505rus решили не терять время и отправились изучать наши родные и близкие города. И выбор пал на Усть-Катав.
Сам город знаменит своим «Усть-Катавским вагоностроительным заводом имени С. М. Кирова»— предприятием производящее трамваи. Что примечательно, то по городу трамваи не ездят, а вот рельсы, протяжённостью 4 км, для обкатки новых вагонов — есть. Но тк такая достопримечательность скрыта на заводе, то мы поехали смотреть мосты. Это настоящие исторические и архитектурные старожилы города.
Брянский мост.
В 1941 году, вскоре после начала Великой Отечественной войны, в поселок при Усть-Катавском заводе были эвакуированы предприятия из городов прифронтовой полосы: Брянска, Москвы, Ленинграда, Киева, Сталинграда, Мытищ. На базе Усть-Катавского завода было развернуто масштабное производство авиабомб и платформ для зенитных пушек, минометов, артиллерийских снарядов.
Работники эвакуированных заводов приехали сюда со своими семьями. В результате население Усть-Катава увеличилось почти в два раза. Именно в годы войны поселок Усть-Катавский был преобразован в город. Старый подвесной мост, по которому многие рабочие добирались из дома на производство и обратно, не справлялся с такой нагрузкой. Поэтому без отрыва от основной деятельности специалисты эвакуированного Брянского машиностроительного завода имени Кирова спроектировали новый подвесной мост.
Строительство началось в 1943 году и было завершено к лету 1944 года. Новый мост получил имя «Брянский» в память о совместном труде усть-катавцев и работников эвакуированных заводов, среди которых большую часть составляли работники Брянского машиностроительного завода.
Второй мост — Французский.
Был построен в 1913-1914 гг. Соединял находящийся на левом берегу реки Юрюзань Усть-Катавский завод и посёлок с возникшим на правобережье в 1899-1900 гг. поселком «Колония», в котором обосновались иностранные, главным образом, бельгийские специалисты. Бельгийцы и, возможно, другие иностранцы, поселившиеся в «Колонии», разговаривали на французском языке, поэтому мост и называется «Французским».
Насладившись видами Усть-Катава, мы решаем проехать на реку Катав (приток Юрюзани). Перекусить и покидать спиннинг.
Реку хорошо видно с моста на трассе М5, но проезд перекопали. Поэтому спуск возможен только с самого Усть-Катава. Проезжают там и легковушки недоприводы.
Ничего не поймав, едем искать пещеру, мимо которой мы проезжали уже сотню раз.
Большая Усть-Катавская (Хапова) пещера находится в скалах Марьиного утеса (по другим данным в скалах Хапова гребня) на высоте 50 метров на левом берегу реки Катав.
Находится она в 80 метрах от трассы М5.
GPS- координаты скалы Хапов гребень (Марьин утёс): N 54° 54.323´; E 58° 06.463´ (или 54.905383°, 58.107717°).
Пещера имеет 3 грота. Но самый живописный — это первый: он является и самым большим среди остальных. В нем тепло и сухо, а округлый свод скрывает от ветра.
Скала Марьин утёс (Хапов гребень) и Большая Усть-Катавская пещера на реке Катав
Около оживлённой трассы М5 у города Усть-Катав есть красивое место. На левом берегу реки Катав возвышается скала Хапов гребень. Её второе, народное название – Марьин утёс. В скале расположена довольно необычная пещера – Большая Усть-Катавская (или Хапова, Орловская).
Со скалы высотой около 60 м открывается красивый вид на реку Катав – левый приток реки Юрюзань. Она образуется в результате слияния рек Большой и Малый Катав на территории Южно-Уральского заповедника. Длина (с рекой Большой Катав) 111 км, площадь бассейна 1100 кв. км. Река Катав течёт в узкой долине, по берегам встречаются скалы. Урез устья 299 м. По реке получили своё название города Катав-Ивановск и Усть-Катав, там на ней созданы заводские пруды. В реке встречается следующая рыба: пескарь, голавль, плотва, щука, окунь, налим, хариус. Река Катав названа по древнему башкирскому племени катай, представители которого в прошлом проживали в этих местах. В старых источниках река так и называлась – Катай.
Официальное название этой скалы на реке Катав – Хапов гребень. Однако посетители её обычно называют Марьиным утёсом. Это народное название появилось после выхода советского фильма «Тени исчезают в полдень», где на подобной скале погибла героиня Марья Воронова. Хотя к этому фильму скала на реке Катав не имеет никакого отношения. Фильм снимали в Свердловской области на скале Аликаев камень в окрестностях города Красноуфимска.
Главная особенность скалы – красивая и довольно интересная пещера Большая Усть-Катавская. В некоторых источниках её также называют Хаповой или Орловской – по названию скалы и расположенного неподалёку села. Сверху к пещере можно спуститься по хорошо натоптанной тропе.
Пещера находится на высоте 17 м над уровнем реки. Основной вход в пещеру большой – высотой 25 м и шириной 9,7 м. Он ориентирован на юг. Но у пещеры несколько входов. Второй вход расположен в 10-15 м к северо-востоку от основного, на высоте 3-4 м от основания скалы. Выглядит как окно, которое соединяется с первым гротом пещеры. Рядом есть и третий вход.
Пещера представляет собой наклонную карстовую полость звеньевого типа. Состоит из трёх округлых гротов высотой до 15-17 м. Пещера впечатляет своими высокими сводами. Между собой гроты связаны короткими переходами. Самый большой – первый грот. В нём на высоте 3 м от пола в правой стене есть узкая расщелина. Через 8-10 м, несколько раз изменив направление, она выходит на поверхность (это и есть второй вход в пещеру). В последнем гроте пещера заканчивается крутой осыпью из глыб и щебня, которые покрыты слоем глины.
На стенах видны многочисленные углубления, ниши и выступы. Пол в пещере идёт наклонно вверх под углом от 20 до 44°. Благодаря такой конфигурации зимой холодный воздух не попадает в пещеру и в её верхней части всегда положительная температура. Летом во втором гроте температура достигает 17 °С.
В нишах и расщелинах входного грота селятся дикие голуби. В гротах встречаются мотыльки, бабочки и комары. Общая длина пещеры невелика – 80 м, амплитуда 15 м. Она образовалась в известняках верхнего девона.
Исследователи сделали интересные находки внутри Усть-Катавской пещеры. При проведении археологических раскопок в палеолитическом слое были найдены остатки четвертичной фауны и угольки от костра. В чуть более близком к нам неолитическом слое на глубине 40-50 см попались камни, которые образовывали неправильный круг и прикрывали собой многочисленные украшения. Здесь же нашли и человеческие останки. Тут было пещерное захоронение. В пещере найдены крупный наконечник из кремня с двусторонней обработкой (8,3 см), два кремневых скребка, несколько пластинок с ретушью по краю, костяное шило, бронзовое или медное шило, керамику и кости животных.
С 1987 года пещера является геолого-геоморфологическим памятником природы Челябинской области. Не стоит путать эту пещеру с пещерами Усть-Катавская I и II на реке Юрюзань.
Это место легкодоступно благодаря близости к крупной автодороге – федеральной трассе М5 (это 1623-й км). От дороги до скалы – буквально сто с небольшим метров. Это одна из точек местных свадебных маршрутов, сюда часто приезжают молодожёны.
Видео
Посмотрите видео из нашей поездки по этим красивым местам.
Как добраться
Нужно выехать на трассу М5, на её участок Уфа – Челябинск. Хапов гребень расположено около города Усть-Катав в Челябинской области, примерно в 1 км от моста через реку Катав. От трассы к скале ведёт грунтовая дорога (во время нашего посещения съезд на неё был перекопан). Машину можно оставить на обочине или на кармане для парковки, который расположен примерно в 400 м далее по трассе (в сторону Челябинска). Указателя к скале нет. Сориентироваться поможет размещённая ниже карта.
Координаты скалы Хапов гребень (Марьин утёс): N 54° 54.323´; E 58° 06.463´ (или 54.905383°, 58.107717°).
Расстояние от Челябинска – 260 км, от Уфы – 160 км, от Екатеринбурга – 400 км, от Перми – 440 км.
Литература:
Дувакин А.С., Часова К.О. Атлас-путеводитель по Усть-Катавскому городскому округу. – Челябинск, 2017.
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Урал: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург, 2013.
Энциклопедия Челябинская область
Будто Туристо 🏕 Бюджетные путешествия
Когда денег нет, а путешествовать хочется
Усть-Катав — Марьин Утес — Таганай
От нашего дома до Национального парка Таганай примерно 600 километров. По пути было решено заскочить в Усть-Катав, посмотреть его известные мосты и Станционную пещеру, а потом заехать на Марьин Утес. Проехав 400 с небольшим километров от дома, было решено сделать привал, чтобы отдохнуть, перекусить, набраться сил и выдвинуться дальше, к горам. Для привала мы как раз и выбрали Станционную пещеру (место рядом с ней)
Усть-Катав
Во-первых, это место, где речка Катав впадает в Юрюзань, по которой очень любят сплавляться туристы (сплав по реке практически все начинают с Усть-Катава или Вязовой).
Усть-Катавский тамвай
Во-вторых, в Усть — Катаве есть известный на всю страну вагоностроительный завод, выпускающий трамваи (ну и авиабомбы с пушками, как полагается). В городе есть трамвайные пути для обкатки, но нет трамваев, как транспорта.
Трамваи в Усть — Катаве (фото http://transphoto.ru)
Пути проходят прям непосредственно возле домов, и многие жители свои машины паркуют прямо на них.
В третьих, здесь проходит жд путь на мосту через Юрюзань, через который проходят все поезда Урала (Транссибирская магистраль) и его охраняют пограничники.
Справка: Слово «юрюзань» с древнетюрскского расшифровывается, как «узян» (узень), что обозначает – “река, долина”. А в переводе с восточно-башкирского языка слово «Йүрүҙән» (юрюзань), означает «большая река». По территории Челябинской области Юрюзань протекает через города Юрюзань, Трёхгорный (закрытый) и Усть-Катав, вновь на территории Башкирии протекает через сёла и посёлки и впадает в Павловское водохранилище. Общая протяженность реки Юрюзань – 285 км, ее средняя ширина составляет около 50 м. Максимальная глубина достигает 3 м, средняя колеблется в районе 1,5 м. Дно каменистое. Из видов рыб в реке обитают: голавль, чебак, окунь, елец, щука, хариус, пескарь, жерех, судак, лещ, подуст, налим, плотва и т.д.
Мосты в Усть-Катаве
В третьих, в Усть — Катаве имеются примечательные мосты через Юрюзань, построенные в прошлом веке — Французский, Брянский и Новый мост — собственно, названия говорят сами за себя
Французский мост
Французский мост — построен бельгийцами в начале 20-го века, до революциии. Проезд на грузовом транспорте запрещен, но и на легковых машинах мало, кого встретишь
История: В январе 1899г. с разрешения императора Николая II Усть-Катавский железоделательный завод был сдан в аренду бельгийскому акционерному. При бельгийских акционерах Усть-Катавский завод преобразуется в вагоностроительный, на нем начался выпуск подвижного состава и иной продукции для железных дорог. Для прибывающих акционеров-бельгийцев на правом берегу строится поселок «Колония», сейчас Первомайский. Этот поселок в 1913-1914 гг соединяют с левым берегом Усть-Катава мостом. Собственно, с бельгийцев, которых местные, вероятно и называли французами, и начинается слава вагоностроительного завода и отсюда название моста. По городской легенде до 1917 года мост тщательно берегли, ходить по нему могли только иностранные специалисты («французы»).
Не смотря на свою хлипкость на вид, мы все-таки по нему проехались 🙂 и Яндекс.навигатор, кстати, именно его рекомендовал при создании кратчайшего пути до точки привала. Но, справедливо будет заметить, что выбрали мы этот мост только на обратном пути, а туда проехали по Новому.
Брянский мост
Брянский мост построен в военное время 1940-х годов. Мост пешеходный
В 1941 году, вскоре после начала Великой Отечественной войны, в поселок при Усть-Катавском заводе были эвакуированы предприятия из городов прифронтовой полосы: Брянска, Москвы, Ленинграда, Киева, Сталинграда, Мытищ. Работники эвакуированных заводов приехали сюда со своими семьями. В результате население Усть-Катава увеличилось почти в два раза. Именно в годы войны поселок Усть-Катавский завод был преобразован в город. Старый подвесной мост, по которому многие рабочие добирались из дома на производство и обратно, не справлялся с такой нагрузкой. Поэтому без отрыва от основной деятельности был спроектирован новый подвесной мост.
Строительство началось в 1943 году и было завершено к лету 1944 года. Новый мост получил имя «Брянский» в честь дружбы между усть-катавцами и работниками эвакуированных заводов, среди которых большую часть составляли работники Брянского машиностроительного завода.
Брянский мост в Усть-Катаве — это мост с историей, но без особых прекрас. Вряд ли его можно назвать «ответом Лос — Анджелесу», как называют некоторые гиды. Наверное, мы выглядели слегка диковатыми (точнее, я), остановившись возле моста, поскольку тут же вылез фоткать и выкладывать в инсту, благо там с интернетом было все нормально. Но пешеходов я не удивил, народ не злился и на меня не пялился.
По Брянскому мосту ходили и автобусы, при этом этот участок считался довольно сложным для габаритного транспорта. К концу 1980-х годов решено было в целях безопасности закрыть проезд по мосту. Для автотранспорта построили железобетонный мост в 245 метрах восточнее. В народе его называют «Новый мост». А Брянский мост в 1990-х реконструировали и он превратился в «прогулочный»
Пикник на обочине (граница Башкирии)
Место для отдыха было выбрано не случайно. Жена его выбрала заранее, изучив всю местность по гуглофоткам — Станционная пещера возле старой железнодорожной станции (рядом остановочная платформа 1799 км). Ехать до места пришлось ровно по тому маршруту, что подсказал Яндекс.навигатор — переехав жд пути по новому мосту (как я уже говорил, изначально навигатор настойчиво предлагал пересечь Французский мост и существенно сократить путь), далее, вокруг жилого массива из частного сектора. Ошибиться сложно, дорога асфальтированная одна, но на всякий случай, нам на помощь попалась маршрутная газель, которая нас вывела из поселка к лесу. Там, еще немного покружив и поползав по проселочной дороге, вдоль заброшенных хижин и жд путей, мы прибыли к месту назначения Вот тут
Координаты: 54°56’31.8″N 58°07’03.2″E
Сами того не зная, расположились мы, оказывается, со своим мангалом на территории Башкортостана, за пределами Челябинской области. Судя по карте.
Транссибирская магистраль, поворот от Усть-Катава в сторону Яхино, рядом со Станционной пещерой
Станционная пещера. Транссибирская магистраль, вид на старую станцию, в сторону Усть-Катава
Ждем поезда. Привычка смотреть на поезда еще с детства
Вид с места привала на речке Юрюзань
Поскольку, это был первый день вылазки из города, первая точка на нашем маршруте, было решено взять с собой мяса и сделать шашлык — поесть «нормальной» еды перед вылазками в горы. Понятное дело, что мясо в сыром или даже в маринованном виде в рюкзаках в походе испортится.
Пикничок возле станционной пещеры
Привал возле Станционной пещеры, неподалеку от Старой станции
Наша бобровая поляна на речке Юрюзань
Во время привала моя драгоценная жена (самый организованный человек в мире) зачитывала свои записи про наши места туризма, а мы внимательно слушали. После трапезы умудрились вздремнуть, что очень помогло нам в дальнейшем.
Судя по определенным следам, здесь были не только мы, но и бобры.
Юрюзанские бобры очень любят иву
После привала, мы, набравшись сил, совершили ошибку — залезли на каменистый утес с пещерой Станционной. Залезали полчаса, а потом еще и слезали столько же.
Станционная пещера, Усть-катав
Станционная пещера
Пещера, по словам бывалых, развивается аж на пять галерей: восточную, юго-западную, южную, юго-восточную и северо-западную
Входная галерея продолжается еще 8 метров и обрывается двухметровым вертикальным уступом — колодцем глубиной 7 метров. Через его дно с севера на юго-восток протягивается 25-ти метровая галерея второго яруса. Северная часть ее выклинивается; из юго-восточной, развивающейся под входной галереей, короткий восьмиметровый колено-образный узкий лаз ведет в идущую параллельно, но несколько юго-западней, южную галерею. В 5 метрах от дна колодца в западной стене галереи 2-го яруса открывается короткий двухметровый боковой ход, приводящий в грот Развилок (длина 8м, ширина 2-5м)
Собственно, именно поэтому нас там и не было 🙂
Не смотря на такой вот попсовый вид, забираться и спускаться было не просто. Можно было словить булыжник в голову при не аккуратном подъеме впереди идущего товарища
Вместо пещеры, мы облазили ее окрестности. Потеряли время, силы (в результате, немного выбились из расписания и приехали позже на Таганай) 🙁
Марьин Утес (неподалеку от Усть-Катава)
N (54.905278) E (58.1075)
Вид на речку Катав с Марьиного утеса
Марьин утес — это великолепные виды и удобное место для привала. Часто сюда заезжают местные свадьбы. Раньше место было обозначено как «Марьин утес» на Южном Урале. Сейчас есть табличка с названием пещеры. Пещера также известна под названием «Хапова пещера», так как она расположена на левом берегу р.Катав, в скалах Хапова гребня. Пещера расположена на высоте около 45-50 м.
Вход в пещеру Марьиного утеса, видна лестница для подъема
Хапова пещера
Cпустившись по крутому склону, немного левее обрыва, первое, что можно увидеть— это несколько небольших гротов, на один из которых можно забраться по очень шаткой лестнице. Под обрывом две пещеры с приставленной двухметровой лестницей к одной из них.
Усть-Катав. Марьин Утес, Хапова пещера
Первый грот самый большой. В нем на высоте 3 м от пола в правой стене имеется узкая расщелина. Через 8-10 м, несколько раз изменив направление, она выходит на дневную поверхность. Это второй вход в пещеру (на высоте 3-4 м от основания отвесной скалы). Стены гротов неровные, с множеством углублений, ниш и выступов. В первом гроте в скальных расщелинах селятся дикие голуби, во втором и третьем водятся мотыльки, бабочки и комары. На глубине 40-50 см были обнаружены камни, образующие неправильный круг и прикрывающие собой множество украшений. Здесь же были найдены человеческие останки.
Основной грот пещеры Хаповой
Усть-Катав. Марьин Утес, Хапова пещера
Далеко в полный рост не зайдешь, дальше только ползком, и то, не везде, на свой страх и риск, с фонарем)На верху гребня, на Марьином утесе есть смотровая площадка с тремя импровизированными стульями, из пней. Как я уже писал, сюда приезжает много местного народу, просто отдохнуть, пофоткаться, на пикник или на свадьбе. Нам повезло, был будний день и наверху отдыхали лишь два пенсионера.
Поскольку, возле Станционной пещеры мы потеряли много времени и выбивались из графика, на Марьином утесе мы долго не засиживались и, немного отдохнув, выдвинулись дальше.
Селфи-маршрут «Памятники архитектуры Усть-Катава»
На мой взгляд, главное в туристско-краеведческом маршруте — это сочетание в нём как культурно-познавательной информации, так и физической нагрузки. Именно таким и получился пеший маршрут вокруг центра моего города, который условно назвал «Памятники архитектуры Усть-Катава».
Памятники архитектуры Усть-Катава
По этому маршруту прохожу, как минимум, один раз в неделю. Круг (от моего дома и до моего дома) составляет порядка 5 км. Если же начинать от какого-либо объекта, включённого в круговой маршрут, то получится около 4 км. Как не крути, хорошая прогулочка, чтобы размять косточки. Большая часть объектов показа, расположенных по маршруту — это памятники архитектуры регионального значения. Но на пути встречаются, конечно же, и другие, не менее интересные объекты, которые несут историческую и культурную ценность (большая их часть также является объектами культурного наследия регионального значения). Но начнём по порядку.
Брянский мост
Первым на моём пути встречается Брянский мост — памятник архитектуры регионального значения. До начала 1940-х годов здесь находился деревянный пешеходный мост без перил. В августе 1941 года в Усть-Катав был эвакуирован Брянский механический завод им. С. М. Кирова №13. Рабочих с семьями расселяли по разным местам. Появилась необходимость более надёжной переправы завода с правым берегом реки Юрюзани. Окончательно возведение моста было закончено летом 1944 года. Брянский мост использовался для движения автогужевого транспорта, а также пешеходов по боковым пешеходным тротуарам. 13 октября 1977 года мост был закрыт для автомобильного движения, став пешеходным. Брянский мост является одной из главных визитных карточек нашего города.
Основная версия происхождения названия Брянского моста заключается в памяти о совместном труде устькатавцев и работников эвакуированных заводов, среди которых большую часть составляли работники Брянского машиностроительного завода. Кроме того, в названии отразилось и авторство брянских проектировщиков моста.
Французский мост
Далее на пути — Французский мост, до которого идти по дамбе вдоль реки Юрюзани 1,3 км (за это время можно рассказать об истории Усть-Катавского вагоностроительного завода, вокруг которого и проходит большая часть нашего пути).
Французский мост — памятник архитектуры регионального значения. Построен через реку Юрюзань в 1913-1914 годах на месте деревянного свайного моста, который ежегодно разрушался паводком. Интересная деталь – все элементы в узлах соединений заклёпаны клёпками, то есть мост собран без единого сварочного шва.
Французский мост был построен с целью связать завод с Транссибирской магистралью. В 1976 году он подвергся реконструкции — вплотную к нему пристроили новый мост специально для железнодорожного транспорта. Французский же мост теперь предназначен только для пешеходов, гужевого и автомобильного транспорта. При этом проезд грузовых автомобилей ограничен. Обычно гости города фотографируются со стороны как раз-таки пристроя – моста для ж/д транспорта. Но я сфотографировался с исторической стороны, благо зимой обзор не загораживают деревья.
К слову, о происхождении названия моста. В 1899-1900 годах в Усть-Катаве появился посёлок Колония (ныне Первомайский), в котором проживали иностранные граждане – главным образом, бельгийские специалисты, акционеры «Южно-Уральского анонимного металлургического общества», взявшие Усть-Катавский завод в аренду. Бельгийцы и, возможно, другие иностранцы, поселившиеся в п. Колония, разговаривали на французском языке, поэтому мост и получил название «Французский».
Могильная гора
Пока мы движемся к следующим архитектурным и не только объектам, нам по пути встречается Могильная гора. О Могильную гору в годы Великой Отечественной войны испытывали холостые снаряды, которые производили на УКВЗ. Вскоре скала стала осыпаться и начали ставить подпорные стенки у подножия скалы, чтобы она не разрушилась и не рассыпалась. Кстати, эти подпорные стенки до сих пор стоят. От разрыва снарядов на горе вылетали стёкла в домах. Жители были недовольны, поэтому заводу приходилось каждый раз вставлять стёкла.
Напротив проходной на УКВЗ, в дореволюционный период, под Могильной горой располагались кельи (полуземлянки), в которых жили монашки, занимавшиеся по некоторым данным, вышиванием бисером. Этот район до революции так и называли — Кельями.
Дом заводоуправления
Мы приблизились к месту, где расположены сразу несколько памятников. Вот дом заводоуправления (здание, где в 1917-1918 годах размещался штаб отрядов Красной Гвардии Усть-Катавского округа) — памятник истории регионального значения (г. Усть-Катав, ул. Революционная, д. 6.).
Дом был построен во второй половине XIX века при заводовладельцах Белосельских-Белозёрских под жилое помещение. Там жил горный инженер, управитель завода. С середины марта 1917 года здание переходит к Усть-Катавскому Совету рабочих депутатов. В том же 1917 году здесь размещался и штаб Красной гвардии Усть-Катава, комитет РСДРП (б) и профсоюзный комитет. Когда Усть-Катав в июле 1918 — июле 1919 годов был в руках белогвардейцев, в этом доме помещался карательный отряд и содержались арестанты. После Гражданской войны в здании в разное время помещались различные учреждения. В настоящее время здание принадлежит частному предпринимателю (потомку Белосельских-Белозёрских) и находится в аварийном состоянии.
Храм Рождества Христова
Рядошком находится Храм Рождества Христова — памятник архитектуры регионального значения (г. Усть-Катав, ул. Революционная, д. 8). Первоначально церковь была деревянной. Позже в городе случился пожар, и деревянная церковь сгорела. В 1799 году статская советница госпожа Екатерина Ивановна Козицкая (Мясникова) заложила на этом месте каменную церковь, которая строилась более 20 лет — с 1799 по 1820 годов. В 1847 году церковь вновь пострадала от пожара, но была восстановлена.
Христорождественскую церковь закрыли в конце 1930-х годов. В церковном здании в 1939 году разместился продуктовый магазин. В начале 1990-х годов городские власти возвратили здание храма верующим.
Памятник Борцам революции
Наконец, в этом же районе находится памятник Борцам революции – памятник истории регионального значения (г. Усть-Катав, ул. Революционная, площадь Борцов революции).
Памятник Борцам революции (скульптурная группа) установлен в ограде на площади Борцов революции в исторической части города Усть-Катава в память об устькатавцах, погибших в годы установления советской власти. Автор скульптурной группы — Иван Иванович Акулов, который является автором большинства памятников на территории Усть-Катава. Открытие памятника Борцам революции состоялось на общегородском торжественном митинге 4 октября 1956 года.
Гора Шихан (бывшая Никольская)
Следующая остановка – это купеческие дома. До них идти 500 метров. За это время можно рассказать о горе Шиханка (бывшая Никольская), вид на которую открывается на нашем пути.
Гора Шихан расположена на правом берегу реки Катав (городского пруда), в центральной части города. Высота горы – 444 метра. На горе когда-то протекал родник. Над родником стояла часовня. К слову, силуэт горы Шихан является частью официальной атрибутики Усть-Катавского городского округа – герба и флага. Также с горой Шихан и другими природными объектами Усть-Катава связана одна из местных легенд.
Была у него дочь-красавица Юргызань. Полюбила она юношу — Батыра по имени Катай.
Страшно разгневался старый Шихан, узнав, кого выбрала в женихи красавица Юргызань. Старый Шихан строго запретил ей встречаться с юношей.
Решила тогда девушка бежать с возлюбленным от отца. Но вскоре побег был обнаружен, и Шихан послал в погоню своего верного слугу Медведя.
Увидев, что Медведь настигает их, решила Юргызань прибегнуть к колдовству. И превратила она себя в реку, а Катай-Батыра — в свой речной приток. Когда Медведь увидел это, то опустился на брюхо и принялся пить воду из реки, да так и окаменел.
Увидел Шихан, что стало с его дочерью, и превратился в скалу. И теперь, мы можем видеть, как недалеко от реки Юрюзань стоит гора Шихан, как будто отец смотрит на свою непокорную дочь. А Медведь и до сей поры пьёт воду реки Юрюзань – это скала на берегу реки.
И всё быстрее несёт свои воды, торопится к возлюбленному Юрюзань. Катав же стал притоком Юрюзани, эти реки сливаются в районе Усть-Катава и дальше текут вместе.
Дом купца Патрина Фёдора Васильевича
И вот купеческие дома. Дом купца Патрина Фёдора Васильевича — памятник архитектуры регионального значения (г. Усть-Катав, ул. Братьев Мохначёвых, д. 5), пример провинциальной архитектуры конца XIX-начала XX веков с характерными тогда для региона сочетаниями в здании торговой и жилой функций.
Дом построен усть-катавским купцом Патриным Фёдором Васильевичем в 1910 году или несколько позже. Патрину и принадлежало строение в дореволюционное время. При этом на цокольном этаже здания располагались продовольственный магазин и складские помещения купца, на верхнем же этаже – жилые комнаты семьи Патрина.
После Октябрьской революции 1917 года здание было национализировано. В дальнейшем в нём размещались различные учреждения, службы, магазины. После проведения капитального ремонта в старом купеческом доме 11 февраля 2005 года торжественно открылся для посетителей Историко-краеведческий музей. Можно заглянуть во внутрь и узнать историю Усть-Катава!
Дом купца Патрина Александра Васильевича
Рядом расположен дом купца Патрина Александра Васильевича — памятник архитектуры регионального значения (г. Усть-Катав, Кооперативный переулок, д.5).
Дом был построен усть-катавскими купцами Патриными в 1899 году. В этом же году состоялась женитьба Патрина Александра Васильевича, которому до Октябрьской революции 1917 года и принадлежало здание. На втором этаже двухэтажного дома жила семья Патрина А.В., на первом располагались торговые помещения купца. После Октябрьской революции здание было национализировано, в доме размещались различные организации и магазины. С 2011 по 2018 годы здание занимала детская музыкальная школа. После землетрясения, произошедшее 5 сентября 2018 года, нахождение в здании признано небезопасным.
Дворец культуры имени Тимофея Яковлевича Белоконева
Дворец культуры имени Тимофея Яковлевича Белоконева — окончательная остановка нашего маршрута, до которого идти 700 метров. Дворец — памятник архитектуры регионального значения (г. Усть-Катав, ул. Комсомольская, д. 38), представляет собой кирпичное трёхэтажное здание, построенное в стилистике неоклассицизма.
Строительство Дворца культуры начато в 1937 году. До 1941 года были возведены стены трёх этажей. В 1950 году принято решение о завершении строительства методом народной стройки. В 1951 году разработан проект реконструкции и отделки. Строительство и проектирование велись параллельно, что позволило сократить сроки работ. Открытие Дворца культуры состоялось 18 ноября 1952 года.
Решением Усть-Катавского городского Совета (от 6 июня 1993 года) Дворцу культуры присвоено имени Т.Я. Белоконева — директора УКВЗ в 1949-1959, 1961-1967 годах.
Сегодня городской Дворец культуры — настоящая гордость всех жителей Усть-Катава! Заглянуть во внутрь и восхитится его архитектурой, безусловно, просто необходимо!
Вот такой, собственно, получился маршрут. Есть в центре нашего города ещё несколько памятников (например, Павлику Морозову, Ленину, Карл Марксу) и домов, где жили уважаемые устькатавцы, которые внесли значительный вклад в становление и в историю города Усть-Катава…