что посмотреть в усть куте
Что посмотреть в усть куте
Если от Иркутска повернуть на север, проехать 510 км, добраться до места слияния реки Лены и реки Куты, то можно попасть в Усть-Кут, один из старейших городов Восточной Сибири. История города началась в 1628 году, когда Василий Бугор, десятник, построил зимовье недалеко от устья реки Усть-Кут. Кстати, в переводе с эвенкийского «кута» означает «топкое место» или «торфяное болото». Позднее, в 1631 году, сюда приехали русские землепроходцы, возглавляемые атаманом Иваном Галкиным. Они основали острог, а в 1639 году служивый люд Ерофея Хабарова обнаружил неподалеку соль и открыл первые солеварни.
Именно они, солеварни, дали жизнь знаменитому Усть-Кутскому солеваренному заводу, проработавшему более 300 лет и закрывшемуся только в 50-е годы прошлого века. До 20 века достопримечательности Усть-Кута мало кому были известны: населенный пункт чаще ассоциировали с острогом и позднее с местом ссылки политзаключенных. Между прочим, в 1900 году здесь был в ссылке Лев Троцкий.
В советские годы Усть-Кут чаще стали называть транспортными воротами Севера, в 70-е годы станция Лена стала стартовой точкой комсомольской стройки БАМ. Но и туризм в городе и окрестностях активно развивался: впервые целебные свойства Усть-Кутского соляного источника были обнаружены еще в начале 18 века, а в конце 19 века при солеваренном заводе открылась первая грязелечебница, действовавшая до начала 20 века. О лечебнице вспомнили в конце 20-х годов, когда ее преобразовали в курорт. Не с того ли момента стали популярны квартиры посуточно в Усть-Куте?
Сегодня Усть-Кут привлекает туристов лечебными грязями, не уступающими своими свойствами знаменитым черноморским и азовским. Озеро Соленое, благодаря которому город и прославился, богато не только минеральными источниками, но и особой иловой грязью. Здесь лечат позвоночник, суставы и заболевания нервной системы. Усть-Кутское озеро действительно уникально, сравнить его просто не с чем. Для лечения используются аппликации грязи, контрастные ванны, гальваногрязь и массажи.
Популярен в городе и экотуризм, и неслучайно. Вокруг тайга, некоторые районы до сих пор неосвоены, и совершить поход туда можно только дикарем. Туристы, которых не пугает расстояние, отправляются к озеру Байкал (300 км на восток от Усть-Кута) или к горячим источникам Гоуджекита, куда можно добраться на поезде.
Что еще посмотреть в Усть-Куте? Стоит отправиться к Ленским столбам, выветренным останцам на реке Лене. Дорога, правда, неблизкая, но впечатления того стоят. Из квартир на сутки в Усть-Куте в судоходное время года на теплоходе можно добраться до Якутска и его удивительных достопримечательностей. Не менее удивительные легенды рассказывают местные жители о сопках и скалах вокруг города: Чертова скала, скалы Любви, скала Петух, Бубнов камень и Мир.
Таким приветливым увидел город Усть-Кут портал Суточно.ру. Мы приглашаем вас в гости и желаем только ярких впечатлений!
Усть-Кут
9 материалов по 5 объектам, 59 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Усть-Куте.
Центр города
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Что посмотреть в Усть-Куте
👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷
Усть-Кут
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Усть-Кут» в новостях:
Усть-Кут — город в Иркутской области России, административный центр Усть-Кутского района.
Первое упоминание в 1628.
Прежние названия: Усть-Кутский острог (Усть-Куцкий острог), село Усть-Кутское.
Население: 40 783 человека (2020).
Катойконим: устькутя́не, устькутя́нин, устькутя́нка.
Топонимика
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.
История
Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.
Некоторые события истории Усть-Кута
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
В 1943 село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).
В 1974 Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В 1996 численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, после чего начало уменьшаться в связи с миграцией населения.
Аварии на теплосетях 2001
Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную «Прямую линию» с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Владимир Корнейко, который в это время находился в отпуске.
Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут переживает более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.
География
Географическое положение
Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на север вниз по течению Лены).
Климат
Климат города резко континентальный. Средняя температура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.
Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.
Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.
Рельеф и геологическое строение
Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытой тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.
Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).
Почвенный покров
Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.
Транспортная доступность
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).
Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
Воздушный транспорт
Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу « Байкал » через Братск в Тулуне).
В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.
Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Городская инфраструктура
Город вытянут вдоль рек Лены и Куты. Его длина по руслам рек составляет 34 километра, в то время как максимальная ширина застройки не превышает трёх километров.
Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из микрорайонов и посёлков. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения. Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными недостроенными объектами городского значения.
Принято отдельно выделять старую часть города — бывшее село Усть-Кут. В настоящее время известное как микрорайон «старый Усть-Кут». Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная. Сохранились исторические здания, не входящие в перечень объектов культурного наследия.
Город окружён тайгой, до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.
Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд, например, Чёртова скала, Бубнов камень, Петух, Мир и другие.
Геральдика
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.
Население
Динамика численности населения Усть-Кута
Усть-Кут
Содержание
Железнодорожный и портовый город с населением 45 тысяч жителей, окружённый тайгой и растянувшийся почти на 40 километров между сопками по берегам рек Куты и Лены. Второе по старшинству русское поселение в Прибайкалье из ныне существующих. Город трёх названий: Усть-Кут, Осетрово, Лена. Известен также своим курортом с лечебными грязями.
Понять [ править ]
Путешественнику Усть-Кут интересен прежде всего как транспортный узел и «ворота Севера» — это единственное место на Лене, сообщающееся с железной дорогой, крупнейший речной порт России Осетрово и станция Лена — отправная точка комсомольской «стройки века» — Байкало-Амурской магистрали 1974 года. Зимой отсюда выходит крупнейший автозимник в Якутию.
В остальном город с точки зрения традиционного туризма малопривлекателен, наиболее развит лечебный туризм: в черте города находится одноимённый санаторий с уникальными лечебными грязями, по своим свойствам не уступающим кавказским лечебницам.
Возможен экологический туризм: со всех сторон город окружён тайгой, а земли южной части района практически неосвоены. Однако операторов, обслуживающих экотуристов, здесь нет, и поездку можно совершить только «дикарём».
История [ править ]
Усть-Кут — второй по старшинству из ныне существующих городов Иркутской области. История города начинается с Усть-Кутского острога, основанного в 1631 году у слияния рек Лены и Куты. Во времена освоения Сибири острог стал важным пунктом перевалки: здесь проходили маршруты многих первооткрывателей и исследователей, в том числе Северные экспедиции Витуса Беринга, для которой в Усть-Куте строились суда-дощаники.
До XX века село было местом ссылки политических заключённых, в 1900 году здесь отбывал ссылку Лев Троцкий. Во время гражданской войны здесь разворачивались крупные партизанские бои за выход к золотым приискам Лены. Во время Второй мировой войны через Усть-Кут проходила трасса АлСиб, о чём сейчас напоминают останки двух самолётов, разбившихся в окрестностях села. А тридцать лет спустя, в 1974 году, Усть-Кут, 20 лет до этого ставший городом, был объявлен отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали — знаменитой «стройки веки».
Как добраться [ править ]
На самолёте [ править ]
Из Иркутска до аэропорта «Усть-Кут» ежедневно отправляются регулярные рейсы, обслуживаемые авиакомпанией «Ангара». Стоимость перелёта — ок. 7000 руб.
Аэропорт находится в 10 км к северу от города. Сообщение с центром города, железнодорожным и речным вокзалами.
На поезде [ править ]
Из Москвы ежедневно поездами «Москва — Тында» (через Казань) или «Москва — Северобайкальск» (через Нижний Новгород и Пермь).
Из Иркутска поездами «Иркутск — Северобайкальск» (через день; летом ежедневно) и «Иркутск — Лена» (еженедельно, только летом).
С юга России поездами «Кисловодск — Тында (еженедельно, круглый год)» и «Адлер — Северобайкальск» (еженедельно, только летом)
Из Братска (имеет международный аэропорт) всеми обозначенными поездами, на поезде «Красноярск — Северобайкальск» или электропоездом «Вихоревка — Лена».
В летнее время количество поездов на маршрутах увеличивается почти вдвое; вводятся дополнительные маршруты из Томска, Новосибирска, Анапы в направлении Северобайкальска и Тынды.
Обратите внимание, что если вы едете в Усть-Кут, билет обычно следует покупать до станци Лена. Это основная станция, расположенная в центре города. Поезда дальнего следования обычно стоят здесь 30—40 минут, и встречать вас, скорее всего, будут там.
Станция Усть-Кут находится в старой деревянной части города, покупать до неё билет целесообразно только если ваш пункт назначения — микрорайон Старый Усть-Кут. При необходимости попасть сразу в восточные микрорайоны города — Нефтебазу, Якурим и Мостоотряд, — можно взять билет до станции Лена-Восточная (стоянка поезда до 5 минут). Некоторые поезда также останавливаются на станции Якурим.
На автомобиле [ править ]
От федеральной дороги М53 «Байкал» в Тулуне северный выезд на бывшую региональную автодорогу Р419 (с 2007 года она стала федеральной и называется «Вилюй»). Далее через Братск до Усть-Кута (въезд с восточной стороны).
На автобусе [ править ]
Из Иркутска ежедневно отправляются рейсовые автобусы через Тулун и Братск. Отправление из Иркутска и Усть-Кута вечером, прибытие в конечный пункт — утром следующего дня. Стоимость проезда — около 1600 рублей.
Автостанции в Усть-Куте нет. Прибытие и отправление автобусов осуществляется с площади железнодорожного вокзала Лена.
На корабле [ править ]
Только по с севера — по реке Лене до порта Осетрово.
Транспорт [ править ]
Городской транспорт представлен только маршрутными такси. Все действующие на 2010 год маршруты начинаются с остановки «Станция Лена» или проходят через неё. Основной маршрут — № 1 из старого города через центр до Восточного порта. До санатория — маршрут № 7 «Восточный порт — станция Лена — Курорт». Стоимость проезда — 25 рублей.
Общественный транспорт в Усть-Куте — одна из самых проблемных тем, и поездка на нём сопряжена с рядом неудобств. Важно помнить:
Перед началом и после окончания рабочего дня через город проходят электропоезда, однако остановочные платформы достаточно редки (через 3—5 километров).
Развита система такси, которое довезёт до любого дома в городе, даже если он находится на неасфальтированной разбитой улице. Проезд из окраины в центр обойдётся днём в 200 рублей, по центральным микрорайонам — до 100 рублей.
Достопримечательности [ править ]
Чем заняться [ править ]
Покупки [ править ]
Еда [ править ]
Дёшево [ править ]
Средней стоимости [ править ]
Дорого [ править ]
Ночная жизнь [ править ]
Где остановиться [ править ]
Дёшево [ править ]
Средней стоимости [ править ]
Расположена в самом центре города, в 200 метрах от железнодорожного вокзала «Лена», в 300 метрах от Речного вокзала «Осетрово». Стоимость — от 2100 рублей в сутки. Есть возможность бронирования по телефону.
Адрес: ул. Кирова, 88, Усть-Кут, Иркутская область, 666784. Телефон: (39565) 5-15-07, факс 5-08-60. Сайт: www.lenahotel.ru.
Дорого [ править ]
Связь [ править ]
Меры предосторожности [ править ]
Окрестности [ править ]
Озеро Байкал [ править ]
В 300 км к востоку от Усть-Кута расположена северная оконечность озера Байкал (город Северобайкальск). Только частный туризм: туристическими операторами направление не обслуживается. Популярен однодневный маршрут: отправление вечером из Усть-Кута — утром прибытие поезда в Гоуджекит (горячие источники) — на маршрутом такси до Северобайкальска (Байкал и тёплые береговые озёра) — пригородным поездом до Гоуджекита — вечером отправление поездом до Усть-Кута (прибытие утром следующего дня).
Ленские столбы [ править ]
Одно из самых живописных мест на Лене — многокилометровая череда выветренных останцев, возвышающихся над заросшими лесом речными берегами. Культовый объект в традиционных верованиях местных народов — якутов, эвенков. Расположен в Якутии, на участке между Ленском и Якутском.
Выполняется туристический маршрут Осетрово — Якутск (по отдельному расписанию) на теплоходе «Московский». На 2009 год до Ленских столбов — 6 дней пути, стоимость от 600 руб./сутки.
Место действия — Усть-Кут
Пока на всю страну гремят стройки Сабетты, Тобольска и Амурского ГПЗ, из новостных лент ускользает другой немаловажный проект. Даже немногие жители Иркутской области знают, что на севере региона возводится мощный промышленный узел, способный увеличить валовый региональный продукт не менее чем на 5%. Речь идёт об Усть-Кутском газохимическом комплексе.
Конечно, его масштабы не настолько велики, как в Западной Сибири, ведь газохимией в Тюменской области занимается такой промышленный гигант как СИБУР. Усть-Кутский же проект реализует молодая и динамично развивающаяся «Иркутская нефтяная компания», при этом, все производства расположены на компактной территории, а не разбросаны на расстояние более 1000 километров.
«Иркутская нефтяная компания» работает на рынке уже 20 лет. Когда компания была создана, объём извлекаемых запасов составлял всего 11 млн. тонн, сегодня же ежегодная добыча углеводородов составляет около 9 млн. тонн в год. Местные нефтяники не пришли на советские запасы или на готовую инфраструктуру, всё было создано с нуля, и это заслуживает уважения.
Сейчас компания одновременно осуществляет строительство шести крупных производственных объектов (Иркутский завод полимеров, гелиевый завод на Ярактинском месторождении (запуск намечен на 2022 год), Усть-Кутский газоперерабатывающий завод, три установки подготовки газа на Ярактинском и Марковском месторождениях). Производственные и инфраструктурные объекты впоследствии станут частью единой схемы от добычи и переработки газа до выпуска готовой продукции, иными словами Усть-Кутского газохимического кластера. Стоимость инвестиционной программы составляет около 0,5 трлн. рублей.
Центральный офис компании расположен в Иркутске, на территории делового центра «Иркутск-Сити». Здесь, на участке бывшего завода тяжёлого машиностроения, предприятие занимает несколько административных зданий.
В память о прошлом «Иркутская нефтяная компания» восстановила старый заводской сквер и отреставрировала мемориал Великой Отечественной Войны.
Теперь память о войне и истории этого места сохранена на многие годы, и в этом просматривается высокая социальная ответственность компании.
Все производственные объекты компании расположены в Усть-Куте и прилегающих районах Иркутской области, Красноярского края и Якутии.
Усть-Кут — одно из первых русских поселений в Восточной Сибири. Основан в 1631 году как Усть-Кутский острог. Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут сразу стал важным транспортным узлом в освоении Сибири и Дальнего Востока. Через острог проходили экспедиции Витуса Беринга, Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова и Геннадия Невельского. Уже в XVII веке вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших в 1640 году Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок, население волости также занималось хлебопашеством, работало на солеваренном заводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт. В Усть-Куте отбывали наказание в качестве ссыльных члены различных антиправительственных группировок и партий, например, Лев Троцкий осенью 1900 года.
Во время Гражданской войны в Усть-Куте развернулись крупные бои за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. В 1943 году село получило статус рабочего посёлка. В июле 1951 года в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь построенной узниками Озерлага железнодорожной линии Тайшет—Лена. В том же году сдана первая очередь Осетровского речного порта, ставшего крупнейшим в СССР. С завершением его строительства город становится крупным транспортным узлом — воротами Севера и до сих пор обслуживает бо́льшую часть северного завоза. В 1974 году Усть-Кут объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — Байкало-Амурской магистрали.
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово(порт).
Сырьём для нового промышленного узла станет природный и попутный нефтяной газ, добываемый на месторождениях компании в Усть-Кутском и других северных районах области. Добыча и переработка этого ценного сырья, как и попутного нефтяного газа, уже в течение многих лет является важной частью стратегии долгосрочного развития любой успешной нефтяной компании. Необходимость развивать проект с 2014 года в Прибайкалье была вызвана отсутствиемв то время газотранспортной и газопотребляющей инфраструктуры. Кульминацией проекта станет завод полимеров в окрестностях Усть-Кута — сложнейший технологический объект по производству продукта с высокой добавленной стоимостью — полиэтилена.
На первом этапе были выполнены работы по освоению газовой части Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ), включая строительство установки комплексной подготовки природного и попутного нефтяного газа производительностью 3,6 млн. куб. м/сутки по сырью, был построен 193-километровый продуктопровод от Ярактинского месторождения (через Марковское НГКМ) до Усть-Кута и комплекс приёма, хранения и отгрузки сжиженных углеводородных газов (СУГ) в окрестностях города. Установка на месторождении предназначена для получения товарных продуктов из природного и попутного нефтяного газа: смеси пропана и бутана технической (СПБТ) и стабильного газового конденсата. Первый этап проекта завершён в декабре 2018 года, все объекты введены в эксплуатацию. До завершения следующих этапов газовый конденсат будут направлять вместе с нефтью в трубопроводную систему «Восточная Сибирь — Тихий океан». Сухой отбензиненный газ (СОГ), будут закачивать в пласт на месторождении, а СПБТ — транспортировать по продуктопроводу от Ярактинского месторождения до Усть-Кута для отгрузки железнодорожным и автомобильным транспортом.
Ярактинское месторождение. Современное освоение месторождений сразу начинается со строительства комфортабельных вахтовых посёлков, о таком первопроходцы Ямала и Югры могли только мечтать.
Памятник первой ярактинской скважине, первооткрывательнице всех нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири.
На втором этапе, начиная с 2018 года, продолжается строительство двух установок комплексной подготовки газа на Ярактинском месторождении и одной на Марковском НГКМ. Установки на Ярактинском и Марковском НГКМ суммарной производительностью до 21,6 млн. куб. м/сутки обеспечат подачу смеси пропана, бутана и газового конденсата (ШФЛУ) в продуктопровод для транспортировки до строящегося Усть-Кутского газоперерабатывающего завода. ГПЗ обеспечит фракционирование ШФЛУ с целью получения таких конечных продуктов, как пропан технический, бутан технический и стабильный газовый конденсат.
29 июля 2021 года ООО «Иркутская нефтяная компания» приступило к пусконаладочным работам на Усть-Кутском газоперерабатывающем заводе.
На третьем этапе будет построен первый в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке завод по производству полимеров — полиэтилена низкой и высокой плотности — из этана. Плановый объем производства товарной продукции — 650 тыс. тонн в год. Только благодаря вводу в эксплуатацию Иркутского завода полимеров валовый региональный продукт Иркутской области вырастет на 3-4%.
Завершение строительства и пусконаладочные работы запланированы на 2023 год, а ввод в эксплуатацию на 2024 год. На этой стадии на Усть-Кутском газоперерабатывающем заводе из ШФЛУ дополнительно будут выделять этан, затем, в печах пиролиза, его будут преобразовывать в этилен с использованием катализаторов. Топливом для котельных, которые будут вырабатывать пар и теплофикационную воду, будет служить сухой отбензиненный газ (СОГ) с Яракты. Трубопровод СОГ от Яракты до Усть-Кута будет построен ко времени пуска производства полиэтилена.
Подготовительные работы на площадке полиэтиленового завода начались в 2020 году. Общая площадь застройки — более 200 га.
Доставка 45 единиц крупнотоннажного оборудования на стройплощадку завершена в сентябре 2020 года. Для приёма 4 500 тонн технологического оборудования был построен специальный причал на реке Лене.
Монтаж основной части оборудования завершён в сентябре 2021 года.
Установка реактора полимеризации.
Общая строительная готовность завода составляет 37%. На заводе будет создано 1 500 новых рабочих мест, всего же на объектах Усть-Кутского проекта трудоустроят 2400 человек.
Для электроснабжения новых объектов введена в эксплуатацию первая очередь подстанции 220 кВ «Полимер».
Развитие промышленности привлечёт в город новых людей, поэтому сегодня Усть-Кут нуждается в полной реконструкции теплосетей, систем водоснабжения, очистных сооружений, строительстве дорог, создании комфортной городской среды.
Превратить Усть-Кут в комфортный, современный город — такую задачу городские власти поставили на ближайшее время и работа в этом направлении ведётся. Главным итогом работы администрации Усть-Кута за последние годы можно считать завершение программы по переселению граждан. Весь аварийный жилой фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года, расселён.
Тем не менее, жилищное строительство в городе нельзя назвать массовым, но скоро всё изменится.
В 2022 году начнётся строительство нового жилого района на правобережье Лены. На 25,7 га проектом предусмотрено возведение 30 блок-секций жилых домов для 3 тыс. человек. Также запланированы участки под строительство школы на 520 мест и двух детских садов для 280 воспитанников, медучреждения, двух многофункциональных здания. В микрорайоне обустроят площадки для пикника с разветвлённой сетью пешеходных дорожек, бульвар, мини-этнодеревню, обзорную площадку с панорамным видом на город, арт-объекты. На прилегающей территории планируется разметить трассу для беговых лыж.
В городе завершено строительство нового бассейна, скоро он распахнёт свои двери. Стоимость объекта более 173 млн. рублей.
1 сентября в Усть-Куте открылся ФОК открытого типа. Здесь уложены беговые дорожки с многофункциональным рулонным покрытием, установлена сборно-разборная трибуна, произведена укладка искусственного покрытия футбольного поля, проведены и другие работы.
В июле 2021 года открылся новый медицинский корпус ОГБУЗ «Усть-Кутская районная больница». Стоимость объекта составляет более 500 млн руб., его строительство профинансировано»Иркутской нефтяной компанией». Медицинский корпус рассчитан на 60 койко-мест, здесь оборудовано три палаты реанимации, общая площадь корпуса составляет три тысячи кв. м. Временно в здании развёрнут ковидный госпиталь.
Недавно к парковой зоне вокруг Усть-Кутской районной больницы добавились леса строительные. Так начинается капитальный ремонт главного корпуса медучреждения. Зданию почти 30 лет и оно давно нуждалось в обновлении. Работы рассчитаны на 2021-2023 годы. Всего на них выделят 121 миллион рублей. Капитальный ремонт проведут по программе модернизации первичного звена здравоохранения. Как отметил губернатор, следующая задача — дополнительное оснащение. Больнице необходимо новое диагностическое оборудование.
Радует горожан развитие дорожной сети и ремонт городских дорог. Совсем недавно отремонтирован обход города.
Накануне стало известно, что на реконструкцию моста через реку Кута, разрушенного ледоходом в 2013 году, поступит 200 млн. рублей. Распоряжение о выделении дополнительного финансирования на ускоренное строительство и реконструкцию дорог в регионах страны подписал председатель Правительства России. Проектная документация на реконструкцию моста разработана, в ближайшее время будет объявлен конкурс на проведение работ, после чего начнутся работы, они рассчитаны на два года. Общая стоимость реконструкции составляет 400 млн. рублей. Оставшиеся средства будут выделены из областного бюджета.
Недавно в городе благоустроена территория возле ДК «Магистраль», реконструирован стадион «Водник», а ООО «Иркутская нефтяная компания» совместно с Ассоциацией «Русский лес» профинансировали проект благоустройства нового сквера у ДК «Речники». Концепцию признали одной из лучших на Всероссийском конкурсе проектов по созданию комфортной городской среды, который проводит Минстрой РФ. Проектом предусмотрено обустройство площади для массовых мероприятий, создание зон отдыха с арт-объектами, детских и спортивных площадок, прогулочных дорожек. Также архитекторы выделили зону отдыха возле фонтана. Здесь установят навесы и места для зрителей, сцену. По периметру площади проведут озеленение. Работы по благоустройству пройдут в 2022 году, финансирование поступит из федерального бюджета.
В ближайшее время в городе появится и общественный центр «Третье место» — креативное пространство для жителей и сообществ. В феврале 2021 года проект также был профинансирован ИНК и Ассоциацией «Русский лес» при поддержке городской администрации.
Социально-экономический эффект реализации всех этапов газового проекта:
1) Будет создано более 2400 долгосрочных рабочих мест.
2) Начнётся долгожданное инфраструктурное развитие севера Иркутской области (формирование газотранспортной и газопотребляющей инфраструктуры, строительство дополнительных генерирующих мощностей).
3) Развитие современного высокотехнологичного производства и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры станет базой для развития новых предприятий на усть-кутской площадке, в том числе относящихся к малому и среднему бизнесу. Собственно, это уже происходит, в городе открыт Центр ремонта оборудования нефтяных и газовых скважин.
В четвёртых, стоит ли говорить о социальной сфере, она уже развивается. У Усть-Кута есть все шансы пойти по сценарию Коротчаево и Тобольска.
На этом развитие проекта не прекращается. В ближайшие годы планируется расширение усть-кутской производственной площадки и увеличение спектра выпускаемой продукции, в том числе реализация проекта по переработке метана, выпуск других видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Компания уже объявила о строительстве к 2025 году второго гелиевого завода, который позволит выпускать порядка 15-17 млн. литров гелия в год и выведет Иркутскую нефтяную компанию по этому показателю на второе место в России.
В публикации использованы данные интернет-ресурсов и личные фотографии.