что посмотреть в узловой

Достопримечательности Узловского района

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

Город Узловая получила свое название в 1877 году, как пересечение трех железнодорожных направлений на Елец, Тулу и Ряжск. Такое выгодное положение населенного пункта способствовало его развитию в конце XIX века. Купцы вели активную торговлю благодаря появившейся в те годы Сызрано-Вяземской железной дороге.

В 1874 году близь пересечения трех путей строится паровозное депо. Сегодня здесь, по адресу: ул. Стрелковая 19/4, располагается одна из достопримечательностей Узловой, рассказывающая о судьбе города – Музей железной дороги. Детали паровозов, тепловозов и других типов локомотивов вызывают интерес как у детей, так и у взрослых. В музее оборудованы интерактивные площадки, имитирующие рабочее пространство машинистов разных эпох. В экспозиции присутствуют предметы дореволюционного быта местных железнодорожников.

Среди достопримечательностей Узловой есть и памятники. Один из них установлен рядом со станцией – это Паровоз ФД20-1535. Машина мощностью 3100 лошадиных сил работала в годы Великой Отечественной войны, обеспечивая фронт и промышленность всем необходимым круглые сутки. Почти у каждого человека, побывавшего с 1988 года в Узловой, есть фото с этим стальным исполином.

Но самая популярная достопримечательность Узловой, а точнее Узловского района – Кондуки. Добыча угля в Ушаковских карьерах прекратилась только в 1999 году. С этого времени природа колдовала над этим местом для того, чтобы через несколько лет создать здесь совершенно инопланетный пейзаж. Туляки и жители соседних регионов едут сюда в любое время года за непередаваемыми впечатлениями, купанием в разноцветных озерах и катанием на коньках в окружении местных «Норвежских фьордов».

Добро пожаловать в Узловский район. Без него знакомство с Тульской землей будет неполным.

Источник

что посмотреть в узловойnord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

2. В девять утра волгоградский поезд остановился в Узловой на пять минут, высадив множество пассажиров, из которых, наверное, лишь небольшая часть направлялась в саму Узловую, а многие у вокзала сели на маршрутки до Новомосковска, Донского и других мест.

Примерно так выглядит местный железнодорожный узел на карте. По сути, узловский узел (да, это масло масляное, но что поделать) является только сегментом большого новомосковского узла. Магистральные линии, которые пересекаются в Узловой, обходят Новомосковск мимо, и в 1943 году, когда, во время войны, новомосковский химкомбинат получил новый виток развития, была построена линия, соединяющая станцию Бобрик-Донской (город Донской) с новомосковской промзоной и выходом в сторону Москвы. От неё же было построено ответвление на Северо-Задонск и Сокольники. Сейчас на новомосковской ветке даже есть локальная изолированная электрификация. На карте я подписал красным цветом названия станций. Карта кликабельна.

Станция Узловая уже знакома мне по одной из прошлых поездок. В 2011 году я проезжал здесь по дороге из Челябинска из Минск и тогда лицезрел на этой станции реликтовый дизель-поезд Д1 (сейчас их всех здесь уже списали). Также в северной стороне станции находится локомотивное депо ТЧР-35 Московской железной дороги.

4. В этот раз у меня не вышло нормально запечатлеть вокзал, поэтому приведу фото 2011 года. Весьма красивое и необычное здание сталинской постройки.

5. С того времени его перекрасили. К счастью, просто в белый, а не в цвета РЖД.

За вокзалом находится автостанция, с которой почти каждые десять минут отправляются маршрутки в Новомосковск и иногда в другие города агломерации.

6. Паровоз-памятник у вокзала:

Железная дорога делит город на две части, и при этом здание вокзала находится не с основной стороны, а выходит к району Красная Узловая, куда пойдём уже в конце. Поэтому я по пешеходному мосту над путями выхожу на противоположную сторону. Небо хмурится, и на горизонте сверкают молнии, временами слышен гром. Даже странно, — редко гроза бывает прямо с утра.

7. От вокзала я выхожу на оживлённую Заводскую улицу. Это главная магистраль Узловой, которая затем поворачивает в центр и переходит в сперва в улицу 14 декабря, а затем улицу Беклемищева.

8. Я постепенно углубляюсь в центр. В Узловой бросается в глаза большое количество домов из красного кирпича. Не знаю почему, но таких всегда много именно в угольных городах (я замечал это и в Кемеровской области, и в Воркуте). Интересно, почему так? Особенности почвы в местах залегания угля?

9. Попадаются и кварталы девятиэтажных домов.

10. Небольшой сталинский соцгород — это микрорайон Машзавода, прилегающий, соответственно к машиностроительному заводу «Кран». Некогда крупный завод обслуживал добычу угля, выпуская шахтное оборудование, и закономерно стал угасать вслед за её прекращением. В наше время он, как я понимаю, уже не работает. Узловая в наши дни — экономически депрессивный город, и ещё как-то её спасает близость Новомосковска и, в меньшей степени, Тулы, куда, наверное, многие ездят на работу.

Однако сейчас времена меняются. В Узловском районе с 2014 года строится индустриальный парк «Узловая», который должен стать площадкой для новых высокотехнологичных предприятий, поэтому в жизни города уже в ближайшие годы могут наступить перемены к лучшему.

11. Довольно интересные двухэтажные сталинки. Наверное, в былые времена здесь было весьма уютно.

12. В сквере у угла улиц — довольно странный памятник на индустриальную тематику.

13. Обелиск Защитникам Родины и освободителям Узловой в Великой Отечественной войне:

Узловая находится в 50 километрах от Города-Героя Тулы и сыграла свою роль в её обороне. Поздней осенью и до декабря 1941 года немецким войскам удалось почти окружить Тулу и выйти на её окраины, но город так и не сдался. Одновременно с этим гитлеровцы смогли продвинуться достаточно далеко на восток и даже занять часть Рязанской области. Узловая пробыла в оккупации всего 23 дня — с 21 ноября по 14 декабря 1941 года, когда была освобождена 1-м гвардейским кавалерийским корпусом в ходе контрнаступления Красной армии под Тулой.

14. Продолжаем двигаться в центр города по главной улице. На коротком отрезке она называется улицей 14 декабря, — именно в честь освобождения.

15. ДК Машиностроителей по типовому проекту архитектора Барташевича. Даже не знаю, работает ли он сейчас, — выглядит каким-то запущенным.

17. Дома конца 1950-х годов. Что интересно, в те годы население Узловой было таким же, как сейчас, — чуть больше 50 тысяч (наибольшая численность была в 1970-е-80-е годы, когда город насчитывал 63-65 тысяч).

18. В самом центре — сквер имени Завенягина. Здесь всё довольно облагорожено. Кстати, как видно на фото, накрапывал небольшой дождь. Но гроза так и прошла стороной и больше не показывалась.

19. В центре сквера стоит памятник Герою Социалистического труда Авраамию Павловичу Завенягину (1901-1956), который родился в Узловой (тогда ещё посёлке при станции) в семье машиниста паровоза. В историю он вошёл как инженер-металлург, один из кураторов советской металлургии, — в 1930-е годы руководил сначала Магнитогорским металлургическим комбинатом, а затем строительством комбината в Норильске (он до сих пор носит имя Завенягина). После войны был одним из руководителей советского атомного проекта. Завенягину принадлежат слова «Молодость — скорее достоинство, чем недостаток».

20. К скверу прилегает Свиридовский пруд с фонтаном. За домами видна труба котельной.

21. За прудом — военный мемориал с вечным огнём:

22. Прилегающая застройка выглядит примерно так:

24. Сквер полон тенистых аллей и, наверное, является любимым местом прогулок у горожан. Но погода сейчас не лучшая.

25. А вообще на узловских улицах было довольно многолюдно.

26. Центральная районная больница в красивом сталинском здании:

27. Администрация Узловского района с памятником Ленину и, кажется, гербом РСФСР.

28. Нашёлся даже образец конструктивизма:

29. В самом центре можно лучше всего почувствовать пульс города.

30. Так я снова вышел к железной дороге. Почти у путей стоит осколок дореволюционного прошлого Узловой — Успенская церковь, построенная в 1895-99 годах при станции Узловая, когда города здесь ещё и в помине не было.

31. Дворик. Кстати, панельный дом справа показался мне каким-то необычным. Видимо, в стандартной серии что-то добавили к фасаду.

32. Какая-то обшарпанная скульптура на тему советской юности:

33. Снова железная дорога, — то, без чего этот город, быть может, и появился бы (за счёт угля), но точно не носил бы такое название. Поблизости от вокзала находится пешеходный переход через пути, соединяющий две части города.

34. По площади обе части примерно равны, но район Красная Узловая по восточную сторону от железной дороги — второстепенный.

35. Район этот более тихий и какой-то аутентичный. Здесь тоже много типичных для шахтёрских городов двухэтажных домов.

36. Можно увидеть и необычные топонимы:

37. Улица Завенягина:

38. Есть здесь и немного новостроек:

40. Справа видна железнодорожная больница. Даже с узнаваемым символом на кирпичной ограде.

41. А на панельных домах можно увидеть советские артефакты:

42. Ещё один образец нетривиальной топонимики:

43. Я возвращаюсь к вокзалу. Поблизости от него — парк Железнодорожников со старыми деревьями, которые тихо рассказывают об истории Узловой.

44. Небольшая площадь в центре парка:

На этом месте я закончил осмотр Узловой. Придя обратно к вокзалу, я сел рядом с ним на маршрутку и отправился в Новомосковск — этот индустриальный гигант регионального масштаба, являющийся, как уже сказано, центром агломерации из нескольких городов и посёлков. До Новомосковска всего 7 километров (при наличии желания и времени можно вообще прогуляться пешком), и именно о Новомосковске и будет следующий рассказ.

Источник

Узловая. Город, где навязчиво грохочут поезда

Сегодня гульбарий от «слободского» корреспондента Дмитрия Захарьина.

что посмотреть в узловой

— Речь пойдёт о городе Узловая, который своим названием благодарен местной железнодорожной станции.

что посмотреть в узловой

Ранним весенним утром корреспонденты Myslo отправились на восток Тульской области, чтобы исследовать красоты городка с населением 53 тыс.человек, ехать до которого оказалось чуть меньше часа.

Признаюсь честно, что первые мои свидания с Узловой датированы ещё прошлым десятилетием, но тогда цель у визита была скорее точечная, чем исторически-справочная.

Поэтому все 47 минут пути до пункта назначения я посвятил составлению того маршрута, который в конце дня дал бы мне представление о городе, где уже на протяжении более 100 лет не уставая грохочут поезда.

что посмотреть в узловой

Немного истории

Датой основания города историки считают 1873 год, когда при строительстве Сызранско-Вяземской железной дороги возникла станция второго класса Хрущёвская, в последствии названная Узловая.

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

Позади в истории города и страшные события, связанные с Великой Отечественной войной. Не случайно на въезде в Узловую установлен мемориал девушкам зенитчицам, охранявшим железнодорожную станцию от налётов немецкой авиации.

что посмотреть в узловой

В день последней тяжёлой бомбёжки, 13 мая 1943 года, этого расчёта не стало. На мраморной доске навсегда вбиты имена зенитчиц: Октябрина Смирнова, Ираида Туркина. а дальше уже без имён: Денисова, Вольфсон, Суботина.

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

Первым делом мы направились по главной улице города, Беклемищева, в узловской художественно-краеведческий музей, в котором нас ждала часовая экскурсия от директора музея Николая Цинделя с рассказами о знаменитых земляках, последними археологическими раскопками местных экспедиций и потрясающими декорациями, отображающими каждую эпоху в становлении города.

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой
Вот такой из меня шахтёр.

К примеру, мы узнали, что создатель группы «Бахыт-Компот» Вадим Степанцов родом из Узловой, а именем легендарной разведчицы и писательницы Зои Воскресенской названа детская библиотека.

что посмотреть в узловой

— Мы по праву гордимся теми экспонатами, которые представлены у нас в музее. К тому же, кроме исторических экскурсий, у нас постоянно проходят выставки современных художников. Вот сейчас у нас представлены работы Юрия Стихарёва.

что посмотреть в узловой
Одно из произведений Юрия Стихарёва.

После музея мы решили двигаться на стук колёс о рельсы. Совсем скоро перед нами предстал знаменитый переезд в городе, на котором можно потерять не один час по рассказам местных водителей.

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

Не испытали мы проблем и с пешими маршрутами. Для начала заглянули в замечательный парк культуры и отдыха, в котором, по рассказам местных дворников, совсем скоро появятся новые аттракционы.

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

А затем и вокруг Свиридовского пруда прогулялись, по пути зайдя на полчасика в уже анонсированную детскую библиотеку имени Зои Воскресенской.

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

На вторую половину дня мы оставили посещение необычного музея пчеловодства на улице Дзержинского и музея железнодорожного депо, который признан одним из лучших в стране по железнодорожной отрасли.

что посмотреть в узловой

К сожалению, оба музея оказались закрыты по техническим причинам, но даже в такой ситуации мы нашли позитивные нотки этой неудачи.

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

что посмотреть в узловой

Есть замечательный повод, чтобы ещё раз приехать в Узловую. А в Узловую хочется приезжать ещё и ещё. Виной тому доброжелательный народ, местные достопримечательности и рекомендованная психологами каждому смена обстановки.

что посмотреть в узловой

Мой город, конечно, совсем не велик,
Но для меня он отчизны родник!
Он самый любимый, он самый родной,
Нет в мире прекрасней моей Узловой!

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! 😉

Уже опубликованные гульбарии по Тульской области:

Источник

Узловая и ее известные жители

Город Узловая – крупный промышленный центр, расположенный в самом сердце Среднерусской возвышенности в 47 километрах от Тулы. А в средние века нынешняя территория города Узловая относилась к так называемому Дикому полю, поэтому из-за угрозы набегов из степи постоянных поселений тогда там не было.

что посмотреть в узловойТерритория Узловского района была практически безлюдной до последней четверти XVIII века, когда на его территории возникли владения графов Бобринских. В тот же период русским естествоиспытателем А.Т. Болотовым на территории района обнаружены запасы бурого угля.

Появление Узловой как населенного пункта связано с проведением в этих местах Ряжско-Вяземской железной дороги. Одна из станций – Хрущевская – проектировалась как узел трёх направлений – на Ряжск, Елец и Тулу, поэтому в обиходе между железнодорожниками её звали «Узловая». Это народное название официально было закреплено в 1877 году.

Одним из инициаторов строительства Ряжского-Вяземской железной дороги был князь Дмитрий Дмитриевич Оболенский – общественный деятель, профессор, друг писателя Л.Н. Толстого, послуживший ему прототипом Стивы Облонского в романе «Анна Каренина».

что посмотреть в узловойРядом со станцией Узловой быстро образовался поселок того же названия, который начал расти по мере увеличения грузооборота на Сызрано-Вяземской железной дороге и повышения её военно-стратегического назначения в связи с русско-японской, а затем и Первой мировой войной.

Новым толчком к дальнейшему развитию поселка и станции стало открытие в окрестностях угольных шахт и строительство Бобриковского (Сталиногорского) химкомбината.

Земля Узловского района связана со многими замечательными людьми, крепившими Отечество трудом, прославлявшими его в литературе и искусстве, защитившими на полях сражений.

Болдырева Лидия Сысоевна (27.10.1934, ст. Узловая-10.09.1991)— волейболистка, заслуженный мастер спорта СССР, двукратная чемпионка мира, чемпионка Европы, трёхкратная чемпионка СССР.

что посмотреть в узловойВоскресенская Зоя Ивановна (28.04.1907, ст.Узловая-8.01.1992, пос. Переделкино Московской обл.) — писательница, разведчица, лауреат Государственной премии СССР (7.11.1968). В 1928-1953 годах – на службе во внешней разведке. Полковник в отставке. Автор книг для детей и юношества.

Герасимов Михаил Николаевич (25.11.1927 – 19.11.2002, Узловая) – Герой Социалистического Труда (3.01.1974). Токарь Узловского машиностроительного завода.

Завенягин Авраамий Павлович (14.04.1901, Узловая – 31.12.1956, Москва) — российский государственный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1949, 1954), генерал-лейтенант НКВД — МГБ, заместитель наркома внутренних дел (1941—1951), заместитель Председателя Совета Министров СССР, руководитель строительства Магнитогорского металлургического комбината и Норильского никеля, один из основателей советского атомного проекта. Из семьи машиниста паровоза. Один из командиров первых пятилеток в СССР. С февраля 1943 г. руководил группой специалистов по созданию атомной бомбы. Похоронен в Москве в Кремлевской стене. Бюст А.П. Завенягина установлен в сквере его имени в центре Узловой.

Залотуха Валерий Александрович (3.07.1954,п.Шахты Узловского р-на-9.02.2015, Москва)— писатель, кинодраматург, автор сценариев к фильмам «Макаров» и «Мусульманин».

Квасников Леонид Романович (2.06.1905, Узловая-15.10.1993, Москва) — ученый, разведчик, Герой России (15.06.1996). Ученый в области химии, впоследствии – ядерной физики. С 1938 года работал во внешней разведке, начальник ее научно-технического отдела, один из инициаторов начала работы внешней разведки по атомной тематике.

что посмотреть в узловойКузьмичёв Анатолий Петрович (20.05.1923, Узловая-12.06.2011, Минск)— советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Юным жителям Узловой, десятиклассникам-выпускникам, пережившим ужасы гитлеровской оккупации города и вступившим в борьбу с врагом, посвящён его роман «Дети становятся взрослыми».

Максимов Владимир Емельянович (наст.- Михеев Лев Алексеевич) (27.11.1930, Москва-26.03.1995, Париж, Франция) — писатель, общественный деятель, главный редактор парижского журнала «Континент». Подолгу жил в Узловой у деда С.А. Михеева. Впоследствии использовал воспоминания о жизни у деда в своем творчестве. В 1973 году как соратник А.Д. Сахарова был изгнан из страны.

Орехов Лев Алексеевич (17.09.1932, Тула-18.02.1995, Узловая) — советский и российский хозяйственный деятель, заслуженный химик РФ (1993), директор Узловского химического завода в 1965—1995 годах, почётный гражданин города Узловая (3.10.2006). Создал из маленького химического завода крупное, уникальное предприятие (АО «Пластик»). Внес огромный вклад в развитие социальной, жилищной, экологической сфер жизни г. Узловая.

Подшибякин Василий Тихонович (1.01.1928,с. Никитское Тул. губ.-20.05.1997, Тюмень) — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, один из первооткрывателей крупнейшего в мире газового Уренгойского месторождения.

С 1943 по 1945 год он учился на машиниста в ремесленном училище № 8 г. Узловая Тульской области. После окончания училища работал помощником машиниста на железной дороге.

Сапронов Владимир Сергеевич (15.02.1939, д. Акимо-Ильинка Узловского р-на-23.09.2019)— поэт, член Союза писателей СССР с 1976 года. Лауреат литературных премий им. Л.Н. Толстого и им. Ярослава Смелякова. Родная деревня Акимо-Ильинка стала для него источником его поэзии, во многом определив самобытность творчества.

Севрюгин Николай Васильевич (16.02.1939-26.03.2002, Тула) – первый тульский губернатор-глава областной администрации в новой России (1991-1996 гг.), заслуженный работник сельского хозяйства РФ, почетный член Международной академии наук, член Президентского совета РФ.

Окончил Узловскую школу №15 (1956), Рязанский сельскохозяйственный институт (1962). С 1962 года трудовая деятельность Н.В. Севрюгина связана с Тульской областью.

Погиб в 1950 году при летных испытаниях самолета МиГ-17, похоронен в братской могиле в мемориальном комплексе «Вечный огонь» в Узловой, где вместе с ним покоятся останки 364 военнослужащих 239 стрелковой дивизии и 1-го гвардейского конного корпуса генерала Белова, оборонявших и освобождавших Узловую в ноябре-декабре 1941 года.

Именем Трегубова названа одна из центральных улиц города Узловая.

Федунец Иван Иванович (15.03.1914 – 31.05.1972, г.Узловая) – государственный и хозяйственный деятель. Герой Социалистического Труда (9.07.1966). Почетный гражданин г. Узловая (3.10.2006). С 1950 по 1972 год – директор Узловского машиностроительного завода «Кран», организовал и обеспечил на нем создание нового производства подъемно-транспортного оборудования и высокопроизводительной горной техники. Его имя присвоено заводу (20.07.1972). На здании управления завода (1972) и доме, где он жил, открыты мемориальные доски. Его памяти посвящен турнир по футболу.

1. Край наш тульский. Путеводитель. – Тула, 2007.

2. Атлас Тульской области. Ист.-эконом.обзор. – Тула, 1996.

3. Официальный сайт г. Узловая Тульской области.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *