что посмотреть за чике таманом
#EдемНаАлтай-2021. Часть 5. Чуйский тракт, начало — Зубры, перевалы Семинский и Чике-Таман, слияние Чуи и Катуни.
Итак, наше путешествие по Алтаю продолжается. Краткое содержание предыдущих частей:
Остановились мы на вопросе куда дальше отправится Ящер. Многие читатели дали совершенно правильный ответ — фотография была сделана вблизи Семинского перевала. Действительно, очень логично после Чемальского тракта перебраться на Чуйский тракт, ведь самое интересное на Горном Алтае связано именно с этим направлением.
Начнем сегодняшний рассказ, конечно же с небольшой исторической справки: Федеральная автомобильная дорога под названием «Чуйский тракт» начинается от Новосибирска и проходит через Новоалтайск, Бийск, Майму и заканчивается на перевале Дурбэт-Даба, на границе с Монголией. Тракт является автомобильной дорогой федерального значения, ее номер Р256 (до 1 января 2018 г. — М52). Также он составляет часть одного из основных международных маршрутов азиатской сети — АН4. Длина Чуйского тракта — около 968 км.
Нулевой километр находится в г. Бийске — на исторической части маршрута. Чуйский тракт проходит через самые знаковые места Алтая, однако он и сам, в первую очередь, является главной достопримечательностью региона. Эта дорога проходит по долинам семи рек, между десятью горными хребтами, через перевалы и бомы, пересекает две высокогорные степи. Сама автомагистраль хорошо асфальтирована и считается очень комфортной для многочисленных автомобилистов, ежегодно проезжающих по главной дороге Алтая. Пересекает несколько территорий — Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. На пути встречается несколько перевалов: Семинский, Чике-Таман и Дурбэт-даба, на котором Чуйский тракт и заканчивается.
Поскольку часть Чуйского тракта мы уже преодолели когда ехали из Новосибирска в Горно-Алтайск, то не буду к этому возвращаться. А вот после Чемальского тракта, где-то в районе населенного пункта Усть-Сема мы снова вернулись на Чуйский тракт. Отсюда и продолжим наш рассказ. Ведь самое интересное в этом направлении начинается именно отсюда.
Как обычно, выделю основные интересности и локации, которые повстречались нам на пути по этой удивительно красивой и интересной дороге:
Совсем недалеко от Усть-Семы — всего в 16 км., между населенными пунктами Камлак и Черга находится небольшой отворот с трассы с едва заметным баннером «Зубровый питомник». Для ориентира — это 510 км. Чуйского тракта. Сразу за отворотом начинается грунтовая дорога, которая через пару-тройку километров упирается в шлагбаум.
Стоимость посещения единственного за Уралом питомника, где содержатся чистокровные беловежские зубры — 250 рублей с человека, дети бесплатно. За эти деньги Вы получаете возможность увидеть лишь небольшую часть огороженной территории, на которой размещены три зубра — два самца и самка. Хотите больше — платите по 1000 рублей с человека и Вам проведут индивидуальную экскурсию на УАЗе по всей территории заповедника.
Мы воспользовались эконом-вариантом, но тем не менее получили не только возможность впервые в жизни увидеть живых зубров, но и небольшой вводный курс об истории этих краснокнижных животных.
Небольшая историческая справка: Зубров можно назвать «древними исполинами»: их относят к самым крупными млекопитающим Европы, сохранившимися с времен, когда на Земле еще жили мамонты. Это просто ходячая гора весом 700-1500 кг, густо поросшая коричневой шерстью, с массивной головой, характерной «бородкой», огромным горбом и толстыми острыми рогами. Когда-то зубры населяли практически всю Западную Европу, встречались в Англии и скандинавских странах, Монголии, Прибайкалье. В Средневековье охота на зубра считалась очень опасным делом, отважиться на это мог только редкий смельчак.
Интересно, что царская династия России способствовала сохранению зубра в Беловежской пуще и на Кавказе. Запрещено было на них охотиться всем, кроме царя, поэтому животные и сохранились до революции. После падения Романовых последний вольный зубр был убит в 1921 году в Беловежской Пуще в Белоруссии. К этому моменту в мире оставалось всего 56 особей, содержащихся в неволе, а в 1927 году количество уменьшилось до 48 зубров.
Популяцию зубров стали восстанавливать с 1923 года. Только благодаря усилиям ученых удалось восстановить вид в охраняемых заказниках. В России сейчас около 350 зубров, в мире — порядка 2500-3000. Но до сих пор это вид на грани исчезновения и занесен в Красную Книгу.
На территории России всего четыре питомника, где можно познакомиться с чистокровными беловежскими зубрами в полувольной среде — это питомник в Горном Алтае в Черге, Окский заповедник, Тебердинский питомник на Кавказе и Приокско-Террасный заповедник под Москвой. Чергинский зубровый питомник на Алтае самый молодой из всех. Чистокровные беловежские зубры (11 особей — 3 самца и 8 самок) были завезены из Приокско-Террасного заповедника под Москвой в Чергинский питомник в 1982 году.
Акклиматизация зубров прошла весьма успешно, привезенные зубры неплохо размножаются — сейчас в питомнике порядка 44-49 животных, и это предельное количество особей, которое может комфортно существовать на 470 га зубрового питомника.
На 583 км. Чуйского тракта располагается Семинский перевал. Самая высшая точка — 1717 метров над условным уровнем моря. Перевал начинается вскоре после деревни Топучая, о чем сообщает установленный вдоль дороги указатель. При движении с севера на юг высота подъема составляет 9 км., протяженность спуска — 11 км., заканчивается перевал в долине реки Урсул. Несмотря на довольно значительную высоту, немалые протяженности подъема и спуска, преодоление Семинского перевала нельзя назвать трудным. Асфальтовое покрытие на протяжении всей трассы отличного качества. Набор высоты очень плавный, о нем свидетельствуют только легкое закладывание ушей и меняющийся характер растительности на склонах — кедровый лес начинает постепенно преобладать над смешанным. Спуск с перевала по сравнению с подъемом несколько длиннее, и более «серпантинный», но тем не менее не производит впечатления экстремального.
Небольшая историческая справка: Семинский перевал — «Дьал-Менку» по-алтайски — «Вечная грива». В настоящее время перевал полностью асфальтирован, но так было далеко не всегда. Само название «Семинский» восходит к монгольскому «себи» — «крепость», говорит нам о том, что раньше это место было действительно неприступным, причем в любое время года. Зимой здесь лежали снега, а с весны по осень дожди и тающие снега размывали тропу, превращая путь в вязкое болото. Дорога, использовавшаяся в то время, была проложена на 10 км западнее нынешней, она обходила гору Тияхта со стороны истоков реки Песчаной, откуда спускалась через перевал Каменное седло к Теньгинскому озеру и затем к селу Теньга.
Семинский перевал оставался труднопроходимым вплоть до начала XX века. В 20-х годах XX века были начаты работы по строительству полноценной дороги, которая бы соединила города Южной Сибири с Монголией. 1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении от Бийска до Ташанты был сдан в эксплуатацию. Трасса в районе Семинского перевала была построена между вершин Сарлык и Тияхта, в месте соединения двух хребтов — Чергинского и Семинского.
Визитной карточкой Семинского перевала может служить стела, установленная здесь в 1956 году в честь 200-летия добровольного присоединения Алтая к России, которая является излюбленным фоном для фотографирующихся на память туристов. Еще Семинский перевал – это рубеж между Северным и Центральным Алтаем и памятник природы государственного значения.
Семинский перевал мы проезжали вечером, ближе к 18 часам. Следовало уже начинать задумываться о грядущем ночлеге. Спустившись с перевала в долину, очень долго искали подходящую локацию. Интересным показалось предложение от предпринимателя из Кемерово, организовавшего небольшую, но очень уютную базу отдыха Re.LAX на 609 км. тракта.
За 100 рублей здесь можно расположиться с машиной на ночлег в палатке, а если нужен комфортабельный домик со всеми удобствами — он Ваш за 2 500 рублей в сутки.
Отдельного упоминания заслуживает настоящая Алтайская баня, в которой мы хорошенько попарились и отдохнули после наполненного эмоциями очередного дня отдыха. Стоимость удовольствия — 1 000 рублей в час. В общем, нам очень понравилось, рекомендую всем! Дима, если читаешь эти строки — тебе огромный привет, надеюсь еще увидимся!
Утро следующего дня было просто божественным! Проснувшись с первыми лучами восходящего солнца, мы увидели обалденную картину вокруг. За ночь температура воздуха несколько снизилась и в лучах утреннего солнца быстро прогревающего земную поверхность, образовалась лёгкая дымка от испарений поднимающихся вверх.
Сегодня нам предстоит побывать сразу в нескольких по-настоящему туристических местах. Но обо всем по-порядку!
На 655-666 км. Чуйского тракта раскинулся еще один очень популярный среди туристов горный перевал Чике-Таман — памятник природы республиканского значения. Протяженность перевала составляет 11 км., 4 км. из них — это подъем и 7 км. — спуск. Набор высоты очень резкий, дорога стремительно превращается в серпантин, лихо закручиваясь наверх, а затем стремительно раскручиваясь вниз. Высота перевала Чике-Таман составляет 1 295 метров над уровнем моря. Для алтайского ландшафта эту отметку нельзя назвать очень высокой. Как Вы помните, Семинский перевал имеет высоту 1717 метров. Тем не менее, именно Чике-Таман воспринимается путешественниками как значительно более крутой и экстремальный.
Дорога проходит в узком гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными крутыми поворотами и отвесными склонами. Стоит отметить, что асфальтовое покрытие на протяжении всей трассы отличного качества, что, несомненно, значительно облегчает прохождение перевала. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, с которой открываются головокружительные, в прямом смысле слова, виды.
Небольшая историческая справка: С южноалтайского «Чике — Таман» переводится как «Прямая подошва», такое название перевал получил из-за своей крутизны: человек, идущий по нему вверх, мог видеть стопы того, кто поднимался перед ним. Старая тропа, бывшая дорогой на месте Чике — тамана насчитывала более 100 поворотов, в то время как новая современная трасса имеет «всего лишь» 37.
В конце XIX века дороги через перевал еще не существовало, но была крутая и опасная конная тропа, по которой могли проехать и с телегами. Сейчас этот заросший путь едва узнаваем.
Дорога через перевал Чике-Таман построена в 1903 году, реконструирована и открыта для автотранспорта в 1924–1925 годах, но вскоре курс дороги снова пришлось изменить. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по той, которая проходила по самому низкому месту.
1 января 1935 года были построены все основные участки трассы Чуйского тракта, но перевал Чике-Таман на своем современном месте, ввиду чрезвычайной сложности и трудоемкости работ, включающих в себя перемещение сотни тысяч тонн грунта и необходимости проведения работ по взрыву и расчистке горных пород, стал ее частью только 1984 году.
Кстати, именно на перевале Чике-Таман впервые начинает вырисовываться проблема Ящера с охлаждением двигателя. Судя по всему разреженный воздух высогорья плюс забитые радиаторы (за пробег в 130 тыс.км. я их не разу не чистил) дают о себе знать — температура двигателя на горных перевалах постоянно скачет ближе к красной отметке, при этом вентилятор почти не отключается и молотит на полную. Пока это не особо мешает нам путешествовать, но ближе к перевалу Кату-Ярык станет очень большой проблемой. Но об этом рассказ ещё впереди…
Вернёмся к нашему рассказу. Следующей на очереди точкой интереса на маршруте у нас значилось место слияния рек Чуи и Катуни. Но не могу не отметить дорогу по которой пролегает трасса. Это какие-то просто нереальные картинки! Хотелось останавливаться чуть ли не каждый километр и фоткать, фоткать, фоткать…Предлагаю Вашему вниманию лишь некоторые кадры из сделанных.
• МЕСТО СЛИЯНИЯ ЧУИ И КАТУНИ
Пожалуй, это одно из самых широко разрекламированных мест в Горном Алтае. Находится на 712 км. Чуйского тракта. Две величественные реки, две святыни Горного Алтая, Чуя и Катунь, они должны были обязательно встретиться, и это произошло именно здесь. Место слияния этих рек с древних времен является святым и почитаемым местом на Алтае. Данное место даже получило свое собственное имя — «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». К этому месту еще с древних времен тянуло людей, величественные реки вдохновляли и очаровывали. Немалую роль в популярности этого места играет легкодоступность — слияние рек расположено в нескольких сотнях метров от трассы, к смотровой площадке можно подъехать прямо на машине.
Небольшая историческая справка: Чуя с тибетско-китайского буквально переводится как «вода». Река берет свое начало с западного склона хребта Чихачева на высоте 2930 метров. В этом месте река имеет название Богуты, после слияния со многими ручьями река меняет название на Юстыт и после того как она вышла в Чуйскую степь становится Чуей. Длина от истока до слияния с Катунью — 320 км. На протяжении большей части своего течения Чуя имеет бело-мутный цвет, иногда сероватый, а иногда бело-молочный. Это объясняется тем, что наиболее полноводные реки, образующие Чую, имеют ледниковое происхождение. Перед слиянием Чуя имеет темный мутный цвет.
Река Катунь (от древнетюрского «Катын»— река) — главная артерия Горного Алтая. Берёт начало на южном склоне Катунского хребта у горы Белухи у ледника Геблера. Длина реки от истока до слияния с рекой Бия (образование реки Обь) около 690 километров.
При слиянии Чуи и Катуни происходит смешение двух крупных потоков разного цвета, но не сразу, какое-то время уже единое течение имеет четкую границу между мутной водой Чуи и бирюзовой Катуни. Несомненно это завораживающее зрелище. Кроме того, со смотровой площадки над слиянием открывается потрясающая панорама долины рек. Это должен увидеть каждый!
Алтайский край — таинственный край, наполненный мифами и легендами древних поселений. Место, где река Чуя впадает в Катунь, также не стало исключением. Ранее оно называлось Кюё-Моин (или Тее-моин, Тöб-моин), что переводится как «Верблюжья шея». Издревле из уст в уста передается одна легенда, объясняющая происхождение этого названия.
Легенда места слияния Чуи и Катуни: В незапамятные времена на местные поселения надвигались китайские воины. Жители, испугавшись, собрали необходимые вещи, скот и пустились в бегство. После переправы через Чую на другой берег, где сейчас находится выступ напротив смотровой площадки, они нашли укромное место среди деревьев и решили укрыться здесь.
Вдоволь налюбовавшись открывающимися со смотровой площадки видами на Катунь и Чую, отправляемся знакомиться с Чуйским трактом дальше. На очереди ещё ряд объектов, обязательных к посещению на Чуйском тракте. Кстати, в одном из мест, чуть не махнул Ящера на другой автомобиль. Попробуйте угадать по фотографии куда мы отправились дальше и за рулём какого автомобиля я сделал это фото?
Ответ на вопрос обязательно будет опубликован в следующей части. За сим не прощаюсь, а говорю «До свидания, до новых встреч!» Не переключайтесь, дальше будет также интересно!
Перевал Чике-Таман
Горный перевал Чике-Таман, один из самых «серпантинных» и живописных перевалов Горного Алтая, находится в Республике Алтай, в районе 659 километра Чуйского тракта.
Чуйский тракт — основная дорога Горного Алтая — представляет собой федеральную трассу Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — Монголия, проходя таким образом через весь Алтай — от предгорий до границы с Монголией. В сети автомобильных дорог Республики Алтай Чуйский тракт официально имеет номер Р256 (М-52). Но именно Чуйским трактом чаще называют участок дороги от Бийска до Ташанты, протяженностью около 600 км.
По версии журнала National Geographiс Чуйский тракт занимает пятое место из десяти среди самых красивых дорог мира. Это единственная дорога России, которая представлена в этом авторитетном международном рейтинге.
Перевал Чике-Таман расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, которые находятся в его противоположных концах. Чике-Таман выступает водоразделом между реками Большой и Малый Ильгумень. Горный серпантин Чуйского тракта в этом месте проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между высокими отвесными скалами, с одной стороны, и резкими обрывами с другой.
Подъем на перевал начинается в 15 километрах от районного села Онгудай на 655 км Чуйского тракта. Протяженность перевала составляет 11 км, 4 км из них — это подъем и 7 км — спуск. Набор высоты очень резкий. дорога стремительно превращается в серпантин, лихо закручиваясь наверх, а затем стремительно раскручиваясь вниз.
Для алтайского ландшафта эту отметку нельзя назвать очень высокой. Например, высота соседнего с Чике-Таманом перевала — Семинского составляет 1717 метров. Тем не менее, Чике-Таман воспринимается путешественниками как значительно более крутой и экстремальный.
Дорога проходит в узком гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными крутыми поворотами и отвесными склонами. Стоит отметить, что асфальтовое покрытие на протяжении всей трассы отличного качества, что, несомненно, значительно облегчает прохождение перевала.
На вершине перевала оборудована смотровая площадка, с которой открываются головокружительные, в прямом смысле слова, виды.
16 февраля 1996 года, согласно специальному постановлению Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, горный перевал Чике-Таман получил официальный статус памятника природы республиканского значения.
История
С южноалтайского «Чике — Таман» переводится как «Прямая подошва», такое название перевал получил из-за своей крутизны: человек, идущий по нему вверх, мог видеть стопы того, кто поднимался перед ним. Старая тропа. бывшая дорогой на месте Чике — тамана насчитывала более 100 поворотов, в то время как новая современная трасса имеет «всего лишь» 37.
В конце XIX века дороги через перевал еще не существовало, но была крутая и опасная конная тропа, по которой могли проехать и с телегами. Сейчас этот заросший путь едва узнаваем.
Дорога через перевал Чике-Таман построена в 1903 году, реконструирована и открыта для автотранспорта в 1924–1925 годах, но вскоре курс дороги снова пришлось изменить. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по той, которая проходила по самому низкому месту.
1 января 1935 года были построены все основные участки трассы Чуйского тракта, но перевал Чике-Таман на своем современном месте, ввиду чрезвычайной сложности и трудоемкости работ, включающих в себя перемещение сотни тысяч тонн грунта и необходимости проведения работ по взрыву и расчистке горных пород, стал ее частью только 1984 году.
Флора и фауна
Растительный мир Чике-Тамана — в основном это лиственные леса, с присутствием ив, берез, кедров, преобладанием мхов, папоротника, иван-чая, чистотела. Эндемиками здешних лесов являются рододендрон Ледебура, эдельвейс и алтайская жимолость.
Именно в районе перевала Чике-Таман весной можно полюбоваться цветением знаменитого алтайского маральника. Весной все северные склоны покрываются нежным розовым цветом маральника, в то же время на южных склонах распускаются алтайские тюльпаны ярко-желтого оттенка — невероятно живописное зрелище.
Фауна представлена степными и лесными обитателями. здесь можно встретить суслика, полевку, пищуху. Птиц в этих местах обитает достаточно много, особенно хищных: коршун, пустельга, канюк. Из пресмыкающихся представлены щитомордник, гадюка, ящерицы.
Достопримечательности рядом
Дорога, проходящая серпантином через скалы выходит на вершину перевала — смотровую площадку, с которой открывается практически круговая панорама. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 метров над уровнем моря), Наверху есть возможность прогуляться по сохранившемуся фрагменту старого Чуйского тракта и разглядеть внизу зигзаги и повороты старой дороги.
Местной достопримечательностью также является крест, установленный когда-то на самой вершине перевала проезжавшим священником.
Напротив него, по другую сторону дороги, стоит лиственница, на ветках которой развеваются белые ленты — это распространенное повсеместно на Алтае шаман-дерево. Путники на протяжении веков имеют традицию повязывать ленты, оставлять подношения, монеты или конфеты в качестве знака благодарности дорожным духам.
В 2017 году на перевале Чике-Таман был установлен памятник строителям Чуйского тракта. Открытие памятника трудовому подвигу было приурочено к важной для дорожников Алтая дате — 95-летию придания Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения. Фигура работы скульптора Алексея Агриколянского выполнена из чугуна и изображает дорожника — строителя Чуйского тракта, его одежда и рабочие аксессуары соответствуют послевоенному времени. Высота скульптуры составляет 2,3 м.
В 12 километрах от перевала Чике-Таман там, где река Большой Ильгумень впадает в реку Катунь, раскинулось урочище Кур-Кечу. В этом историческом природном заповеднике сохранились каменные валуны, древнейшие курганы, рисунки на скалах, каменные воины, менгиры.
Инфраструктура
Чике-таман является крайне популярной точкой на карте Чуйского тракта. Редкий путешественник, забравшись на этот красивейший перевал. не остановится на его вершине.
На перевале оборудованы столовые и кафе, особой популярностью у туристов пользуются пирожки, шашлык, алтайский травяной чай. В многочисленных сувенирных павильонах есть возможность приобрести традиционные алтайские и монгольские сувениры, изделия из шерсти верблюда и яка, кашемира, деревянные изделия, всевозможные сорта меда, сибирские целебные травы.
Связь сотовых операторов на перевале достаточно уверенная, чего нельзя сказать об участках Чуйского тракта, которые находятся дальше по направлению к монгольской границе.
Бывалые алтайские путешественники утверждают, что Горный Алтай начинается за Семинским перевалом. Но самые отчаянные любители и ценители природы Алтая возразят им: кто не был за Чике-Таманом, тот не видел настоящего Горного Алтая. С этим трудно не согласиться, потому как истинно природный дикий отдых вдали от благ цивилизации. настраивающий на особый лад, погружающий в мир шаманов, позволяющий «перезагрузиться» и слиться с природой, откроется вам только если вы осмелитесь отправиться дальше.
Но стоит также помнить, что инфраструктура за перевалом оставляет желать лучшего. С набором километров по Чуйскому тракту найти заправку или кафе становится все сложнее. Вскоре пункты общественного питания и вовсе пропадают, поэтому стоит обращать внимание на продовольственные магазины, которых также будет не так много. Поесть возможно будет в столовой, либо в кафе, относящихся к турбазам. но если вы голодны и видите магазин с продовольствием — не стоит им пренебрегать, так как следующий похожий пункт, возможно, возникнет не раньше, чем через 50 км.
Как добраться
Расстояние от Горно-Алтайска — около 230 км, от Бийска — примерно 320 км, от Барнаула — почти 450 км.
Доехать до перевала Чике-Таман возможно только на автомобиле, своем либо арендованном (такая возможность имеется в Барнауле и Горно-Алтайске), либо, например, автостопом — такой вид передвижения развит в этих районах.
Так как общественный транспорт не ездит в эти края, чтобы осмотреть все красоты и потаенные уголки Алтая — это бесспорно стоит того! — одним из лучших вариантов может стать поездка в составе организованной тургруппы. В таком случае вам не придется строить самостоятельно весьма непростой маршрут и продумывать мельчайшие бытовые детали в условиях ограниченной инфраструктуры.
Панорама перевала Чике-Таман