что построил растрелли в москве

Франческо Растрелли

русский архитектор итальянского происхождения

что построил растрелли в москвеФранческо Бартоломео Растрелли

Бартоломео Франческо Растрелли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli, в России его звали Варфоломей Варфоломеевич), знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию.

Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе.

В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова. Первой же самостоятельной работой Франческо стал дом А.Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721-1727), который был построен в стиле североевропейской архитектуры. Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора.

После смерти Петра I Растрелли остается в России и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. Тогда же архитектор женился на некой девице Уоллес. В этом браке у него родился сын Иосиф Яков, дочери Елизавета Катерина и Элеонора.

По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). Параллельно в эти же годы Растрелли построил вместительный и удобный манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей, а также прекрасные дворцы в Курляндии – в Рундале и Митаве (ныне Елгава).

После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка).

Стиль архитектора уже немного меняется – не отходя от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли усиливает свойственный ей пространственный размах. Традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены им под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось также в применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.

При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли. В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе.

Вообще, при Елизавете архитектор выполнял огромный объем работ. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли.

Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

Помимо дворцовой архитектуры Растрелли обновил и русское церковное зодчество: в 1747–1750 годах он создал проект воссоздания Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой, а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого вел И.Мичурин.

Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельские павильоны Эрмитаж и Грот.

Именно в этих работах архитектора барокко достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Поразительна и роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи…), которая сочетается с необыкновенной масштабностью. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий. Причем известно, что Растрелли зачастую не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы из камня и кирпича на свайных основаниях, что позволяло при необходимости частично перераспределять нагрузки и было просто универсально для слабых грунтов в условиях Петербурга.

Помимо глобальных строек Растрелли занимался и многочисленными частными заказами. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева, Гостиный двор на Невском проспекте…

Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы – его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске. И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год.

В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов.

Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны.

Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге.

Имя архитектора носит площадь в Санкт-Петербурге, ему установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца, о нем сняты фильмы.

Источник

Записки экскурсовода Ч. 6 Русский итальянец

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году во Флоренции, там же, где отец, Бартоломео Карло Растрелли, но по другим источникам, в Париже, где отец работал в качестве придворного архитектора и скульптора короля-солнца Людовика XIV. С ранних лет Франческо учился у отца мастерству, был его подмастерьем. До приезда в Россию старший Растрелли не создал значительных художественных произведений. Но за памятник министру короля Людовика XIV маркизу де Помпон Растрелли-отец был удостоен титула графа Папского государства и ордена Иоанна Латеранского.

В 1715 году Людовик XIV умер. Российский государь Петр Первый приказал своим резидентам в Париже К.Зотову и И.Лефорту «не упустить потребных и добрых мастеров», оставшихся после смерти короля без заказов. Были проведены переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. 1 мая 1715 года Бартоломео Карло Растрелли был принят по договору «с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремёслах, которые он знает».

Растрелли-отец дал обязательство проектировать дворцы, сады, каскады и фонтаны, делать статуи из мрамора, порфира и других твёрдых камней, отливать скульптуры из меди, свинца, железа, «исполнять портреты из воска и гипса, которые похожи будут на живых», создавать декорации и машины для театральных представлений, а также обучать людей русских всему, что сам умеет.

В конце ноября 1715 года семья Растрелли покинула Париж. Путь в далёкую Россию лежал через Кёнигсберг, Митаву, Ригу. 16 февраля 1716 года во время остановки в Кёнигсберге Растрелли-старший встретился с русским царём Петром Первым.

24 марта 1716 года, после почти четырех месяцев пути, семья Растрелли прибыла в Петербург. Началась жизнь в неведомой ранее стране. Растрелли-отец занимался планировкой Васильевского острова, ансамбля Стрельны, работал в области монументальной и декоративной пластики, создавал скульптуры для фонтанов и парков Петергофа, барельефы для Триумфального столпа в память Великой (Северной) войны 1700-1721 гг., портреты из меди Петра Первого и его ближайшего сподвижника А.Д.Меншикова, императриц Анны Иоанновны с арапчонком и Елизаветы Петровны.

В 1720 году Франческо Растрелли получил свой первый заказ на строительство казённого дома в Петербурге. Дворец Дмитрия Кантемира, господаря Валахского, на набережной Невы был первой самостоятельной архитектурная работой. Это каменный трёхэтажный дворец вблизи Потешного поля в Петербурге (1721—1727). Постройка вписывалась в основное русло петровского барокко.

Молодой Растрелли приехал в Россию шестнадцатилетним юношей, на правах сына и ученика Растрелли-отца, в качестве ученика скульптора. Но в Петербурге в это время архитекторы были нужнее, чем скульпторы. Тогда отец Растрелли обратился с просьбой к Петру I командировать его сына за границу.

В период с 1718 по 1730 гг. молодой Растрелли несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию. У кого он учился за границей, где он бывал и жил — осталось неизвестным.
Однако, как ни много стимулов дала Европа для творческого роста мастера, в Россию Растрелли возвратился «к себе», как на родину. Уже его отец успел в какой-то мере обрусеть; сам же Франческо, бегло говоривший и писавший по-русски, еще в юности сделался настоящим русским, недаром его называли Варфоломеем Варфоломеевичем.

Он вернулся в годы жестокой бироновщины, времена казней и ссылок. Бирон и Миних забросали Растрелли заказами, назначили его обер-архитектором, поручили постройку трёх дворцов для Бирона в Курляндии и дворца Анны Иоанновны в Москве. Так начал свой путь молодой Растрелли.

Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. Здесь в 1730-е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Митавская резиденция в сравнении с Рундальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее.

По рекомендации Бирона Растрелли становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы. В начале 1740-х гг. он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный кругозор.

Обосновавшись в Москве, Анна Иоанновна назначает Растрелли своим придворным архитектором и поручает ему выстроить в Кремле, близ Арсенала, Зимний дворец. Одновременно с этим дворцом, прозванным «Анненгофом» и выстроенным из дерева, Растрелли начинает строить для Анны Иоанновны другой, Летний дворец в Лефортове, за Яузой, тоже деревянный, но гораздо более обширный, задуманный в усадебном характере.

После смерти первого русского архитектора Земцова достраивал начатый им Аничков дворец Растрелли. Он кардинально изменил проект Земцова, использовал только стены, возведённые до второго этажа, увенчал крышу двумя золочёными куполами.

Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе.

В 1750—1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес — Невский, 46). В 1757 году по его проекту началось строительство Гостиного двора. Это здание должно было быть богато украшено лепниной и скульптурами и по пышности не уступать дворцам. Работы начались, но вопросы финансирования затягивались, и проект в конце концов был приостановлен. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, а именно они
должны были осуществлять финансирование строительства. В 1761 году строительство было продолжено, но по другому проекту.

Два последних грандиозных замысла Растрелли — это ансамбль Смольного монастыря (1748—1757) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754—1762).

Растрелли был, бесспорно, талантливым художником-декоратором. Он создал удивительное сочетание скульптуры и архитектуры. Талантливый художник с богатой фантазией и воображением, Растрелли стал во главе придворных архитекторов, и в его руках оказались все наиболее значительные постройки того времени. Он строил дворцы придворным и царицам, пышные соборы и павильоны в парках. Здания, построенные Растрелли, вошли в число архитектурных памятников русского искусства XVIII века. Растрелли проявил удивительное мастерство в решении планов дворцов.
Воздействие Растрелли на современных ему архитекторов, особенно в середине XVIII в., было, несомненно, весьма значительным.

Так совпало, что после смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк. Воцарение Екатерины II, решительно повернувшей курс на новые течения в архитектуре ( классицизм ), сделало положение Растрелли при дворе еще более шатким. В апреле 1762 г. Растрелли подал прошение об отпуске, а в августе того же года Екатерина уволила его в годичный отпуск для лечения в Италии. По возвращении из Италии, в 1763 г., Растрелли получил от императрицы полную отставку с пожизненной пенсией.

В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Он объявился в Курляндии, где возобновил строительство Рундальского и Митавского дворцов вернувшегося из ссылки Бирона. Старый герцог пригласил Растрелли на должность обер-интенданта строительства при главном архитекторе, которым был тогда выдвиженец молодого герцога Петра Бирона Иоганн Готфрид Зейдель.

В 1766 году Растрелли предпринял попытку найти нового покровителя в лице прусского короля Фридриха II, известного любителя стилей барокко и рококо. Он отправился в Берлин с подробным отчётом с чертежами и описанием всех своих работ. Однако надежды Растрелли были напрасны: Фридрих не дал ему аудиенции, передав лишь записку с рекомендацией сделать гравюры с чертежей для публики, «сие доставило бы вам аплодисменты всех ценителей изящных искусств и наук».

Старый архитектор был вынужден вернуться в Курляндию. Зимой 1767 года умерла его жена Мария. Через некоторое время в газете «Митавские новости» появилось объявление о распродаже в доме Растрелли мебели, дорожной кареты, столового серебра и ювелирных изделий.

Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны.

Косвенно о дате смерти свидетельствует Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бартолиати, датированный 29 апреля 1771 года. За несколько месяцев до кончины Растрелли, в январе 1771 года, собрание академиков удовлетворило его прошение о принятии «в число наиболее именитых членов Императорской академии художеств в качестве почётного вольного общника».

Польский граф Потоцкий в 1776 году купил полное собрание чертежей Растрелли (до 1775 года Курляндия была вассалом Польши, так что интерес графа понятен). С 1932 года папка Растрелли хранится в Национальной библиотеке в Варшаве.

И все же великий зодчий сыграл исключительно видную, определяющую роль в том национальном подъёме русской архитектуры, которым отмечены 40-е и 50-е годы XVIII в. Среди создателей торжественно-величавого и ликующе-праздничного архитектурного стиля середины столетия Растрелли занимал одно из первых мест, а может быть, и первое. И в этом не было ничего случайного, поскольку он не имел себе равных как по богатству творческой фантазии, так и по неукротимой, кипучей энергии.

Сохранившиеся постройки Растрелли

1. Рундальский дворец. Пилсрундале (Латвия) 1736-1740,
1764-1767

2. Митавский дворец. Елгава (Латвия) 1738—1740, 1763-1772

3. Большой Петергофский дворец. Петергоф (Россия) 1747-1756

Церковь Большого Петергофского дворца. 1747—1751

4. Андреевская церковь. Киев (Украина) 1748-1767

5. Смольный собор.
Смольный монастырь Санкт-Петербург (Россия) 1748—1764

6. Воронцовский дворец. Санкт-Петербург (Россия) 1749—1757

7. Большой Екатерининский дворец. Царское Село(Россия)
1752-1756

8. Павильон «Грот». Царское Село (Россия) 1753-1757

9. Павильон «Эрмитаж». Царское Село (Россия) 1744-1754

10. Царский дворец. Киев (Украина) 1752,1870

11. Строгановский дворец. Санкт-Петербург (Россия) 1753-1754

12. Зимний дворец. Санкт-Петербург (Россия) 1754-1762

Источник

Великие творения архитектора Бартоломео Растрелли

что построил растрелли в москве

Граф Бартоломео Франческо Растрелли ( также Франческо Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли;— русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.

Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году, в Париже. С ранних лет он учился у отца мастерству, был его подмастерьем.

что построил растрелли в москве

Летний дворец Елизаветы Петровны Деревянный, заменён Инженерным замком

После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписывает контракт, согласно которого обязуется отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет. Так эта итальянская семья оказалась в 1716 году в России, в городе, который в те годы превосходил по размаху все величайшие города Европы.

что построил растрелли в москве

Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у Монплезира (3). 1750-е гг.

Дворец Шафирова (1720)

Здесь юный Франческо помогает отцу проектировать Стрельнинский дворец, выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина,которые строил великий Леблон

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

Зимний Кремлёвский дворец Заменён Большим Кремлёвским дворцом

Взошедшая на престол племянница Петра I Анна Иоанновна стремилась окружить себя всем самым изысканным. Растрелли – старший отправляется с сыном на аудиенцию к молодой императрице, после этой встречи ему было доверено строительство дворца императрицы в Кремле (Анненгоф), а затем в Лефортово. Растрелли-старший, будучи больше скульптором, чем архитектором, руководил этим строительством, а Растрелли-младший разрабатывал проекты.

что построил растрелли в москве

Путевой Среднерогатский дворец Искажён многочисленными перестройками

В 1732 году фаворит императрицы Бирон поручает Франческо Растрелли построить манеж между Невским проспектом и улицей Большой Морской. Одновременно с этим молодой зодчий занимается проектированием Летнего и Зимнего дворцов.

что построил растрелли в москве

Современный Зимний дворец

Мощный архитектурный массив дворца разработал соответственно роли каждого из его фасадов в городском ансамбле. Развивает один мотив, но различны ритмические построения. Со стороны Невы боковые ризалиты сделаны очень широкими, в средней части отметил вход – трехпролетный колонный подъезд, подчеркнув, таким образом, в фасаде его продольное направление вдоль набережной реки. Широко расставленные колонны и широкие окна => спокойная ритмическая композиция, т.зр. с Невы.С противоположной стороны применил обратный прием: ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада, что отвечало здесь главенствующему значению фасада дворца в ансамбле намечавшейся площади.

что построил растрелли в москве

Йорданская лестница также творение Растрелли

Фасад со стороны Адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет протяженность двух главных фасадов, являясь промежуточным звеном между ними. Богато и сильно разработана пластика фасадов дворца со сложным ритмом расстановки колонн, с разнообразными формами оконных наличников и многочисленных фронтонов, с множеством ваз и статуй, размещенных над балюстрадой парапета. Фасады по высоте расчленены на два яруса, обработанные колоннами композитного ордера; Низ – цоколь. Колонны второго яруса объединяют второй и третий этажи, отвечая расположению здесь основных дворцовых помещений. Вертикальное построение поставленных друг на друга колонн продолжено размещением скульптуры на парапете.

что построил растрелли в москве

Две следующие работы, сделанные в сер. 30-х гг. сделаны для герцога Бирона в его Курляндских имениях. Бирон построил их у себя на родине – Митавский дворец(1738-42). За исключением этого периода большая часть построек Р документирована графически. Архитектура Растрелли дошла до нас в хорошей сохранности. Между нами масштабная постройка из трех корпусов с парадным двором, тяготеющим к замкнутости. Ограды оформляют въезд в пространство дворца. С одной стороны Растрелли тяготеет к замкнутой, сосредоточенной на себе структуре, с другой – выявляет один доминирующий элемент – вытянутый центральный корпус выявляет себя в композиции окружающих пространств самостоятельно за счет своей фасадной части.

что построил растрелли в москве

Загородная усадьба Бирона в местечке Рундаль(1736)–вторая значительная садово-парковая работа Р (вместе с Анненгофом). Дворец еще более характерен – он имеет каре-образный план из 4-х корпусов, напротив располагаются конюшни. К дворцу примыкает развитая дворцовая композиция, она имеет особенности несколько иные, чем сад в Анненгофе. Здесь абсолютно незастроенная часть территории, поэтому прилегающий лес Растрелли включает в композицию ансамбля, весь комплекс в целом при этом создается на абсолютно плоской территории.

Наличие плоского участка позволяет Растрелли использовать основные приемы французского паркостроения: использует пятилучевую систему аллей, сходящихся у фасада. В эту лучевую композицию вставляет регулярные парковые части. Особенность парка – наличие обводного канала, не характерного для французского парка. Дворцовый комплекс состоит из двух основных построек: каре-образного дворца и прямоугольного с внутренним двором комплекса конюшен. Р создает развитые анфиладные композиции – 2 параллельные анфилады вводит в каждый корпус. В центральной части парадного (торцевого) корпуса вход располагается в центре, здесь находится парадный вестибюль, но лестницы разнесены в правую и левую части внутренних пространств. Вестибюль позволяет пройти его насквозь и выйти в парк. Арх язык: постройки Растрелли отличаются эстетикой архитектурных деталей. Специфика фасадного решения практически такая же как и в Митаве, пилястры использует только в выступе центрального ризалита, работает с оконными проемами. Растрелли придерживается того общего стилистического направления, которое характерно для аннинского времени в целом – архитектура плоская, не пластичная, сдержанная в своей фасадной редакции.

В Петербурге по поручению нового фаворита Миниха зодчий приступил к проектированию дворца для Анны Леопольдовны. Завершить этот проект ему не пришлось, пришедшая к власти Елизавета питала неприязнь ко всему немецкому и ей не по душе была связь Растрелли с немцами Бироном и Минихом. В 1742 году Елизавета Петровна приказывает не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату его жалования и поручений ему по строительству не давать.

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

Большой Петергофский дворец

В том же году, после смерти Бартоломео Растрелли, Франческо считает своим долгом окончить создание начатой отцом конной статуи Петра I. В 1746 году Елизавета Петровна решает расширить Петергофский дворец и поручает работы в Петергофе Растрелли. Один за другим архитектор создает проекты перестройки, окончательный вариант которой утверждается 23 января 1749 года и на протяжении трех лет Франческо Бартоломео руководит этим строительством.

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

Санкт-Петербург, Россия. Воронцовский дворец на Садовой.

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец, Старый дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км на юг от Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.

что построил растрелли в москве

Павильон «Грот» в Екатерининском парке Царского Села

что построил растрелли в москве

Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке Царского села

что построил растрелли в москве

Строгановский дворец — дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754, один из образцов русского барокко. Ныне — филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46.

что построил растрелли в москве

Смольный Воскресения Христова собор или просто Смольный собор — православный храм Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. До 2015 года являлся концертной площадкой классической музыки (пл. Растрелли, 3/1).

Понемногу излюбленный им роскошный стиль русского или елизаветинского барокко начинает уходить в прошлое. В 1758 году по проекту Растрелли началось строительство Гостиного двора, но вскоре из-за недовольства купцов, посчитали его проект слишком дорогим, строительство было приостановлено. Мода на роскошь проходит и заказов у Растрелли все меньше.

что построил растрелли в москве

Андреевская церковь, Киев

Иконостас Андреевской церкви

что построил растрелли в москве

Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (1742-58) с герцогской ложей. В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге.Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собора Новоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии.

что построил растрелли в москве

Дом В.В. Энгельгардта: Невский проспект, 30 / набережная канала Грибоедова, 16, Центральный район, Санкт-Петербург

что построил растрелли в москве

Большой гостинный двор

что построил растрелли в москве

Павильон Эрмитаж в Петергофе

что построил растрелли в москве

Грот Растрелли в Лефортово

10 августа 1762 года Екатерина II отправляет обер-архитектора на год в отпуск для лечения в Италию. Там Растрелли пытается найти новых заказчиков, одновременно с этим он узнаёт, что архитектору Валлен-Деламоту поручено переделать для новой императрицы внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года высочайшим указом архитектор уволен с назначением 1000 рублей в год пенсиона. В 1764 году Растрелли с семьей покидает Петербург и отправляется в Курляндию, где занимается строительством Руэнтальского и Митавского дворцов в Елгаве.

Интерьеры Растрелли

Екатерининский дворец

что построил растрелли в москве

Реконструкция янтарной комнаты Екатерининского дворца

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

Также все интерьеры Рундальского дворца

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

что построил растрелли в москве

Летний сад: Дворцовая набережная, Центральный район, Санкт-Петербург

Память о Растрелли

Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге;

что построил растрелли в москве

Памятник в Царском Селе установлен рядом с Екатерининским дворцом в 1991 г. по проекту Марии Литовченко.

что построил растрелли в москве

Бюст Растрелли в сквере Манежной площади Петербурга (скульптор В. Э. Горевой, 2003 г.).

Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца.

Расстрелли в скульптурной композиции»Памяти архитекторам Петербурга»ст. м. «Горьковская», в парке ближе к Арсенальскому каналу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *