что построили американцы в афганистане
Страх и ненависть в Афганистане: что США и НАТО оставили талибам на память
Операция «Несокрушимая свобода»
Вторжение США и международных сил безопасности в Афганистан считается самым масштабным в истории этой страны. С 2001 года на территории стран разместилось около 40 тысяч американских солдат и еще примерно 130 тысяч военных из десяти стран НАТО. Дополнительно для «обеспечения безопасности» американские специалисты рекрутировали около 300 тысяч афганцев, назвав это «новыми силами безопасности».
Формально на уничтожение талибана* (даже самых мелких ячеек организации) американцам потребовалось 14 лет. К 2015 году активные боевые действия были завершены, и постепенно перед оккупационными войсками встал вопрос вооружения местной армии. Расходы на войну за 15 лет оказались астрономическими — только на прямые боевые действия, бомбы, ракеты, патроны, топливо для самолетов и крылатые ракеты США потратили около 1 триллиона долларов.
Перевооружение афганской армии не только по стандартам НАТО, но и вообще, обошлось еще примерно в 200 миллиардов долларов. Но откуда взялись такие цифры и что в действительности США оставили афганской армии после своего ухода?
Танки, деньги, много стволов
Его у талибов столько, что эксперты по безопасности теперь всерьез опасаются, что из покупателя вооружений Афганистан на время превратится в экспортера и заработает на этом десятки миллионов долларов.
В наследство от США талибам достался и самый крупный автопарк в истории вооруженных конфликтов на территории этой страны — около 2,5 тысячи разной колесной техники, которая забронирована и оснащена пулеметами для совершения не самых праведных дел. Помимо легкой техники, американцы оставили талибам свои знаменитые броневики MRAP с противоминной защитой — этих автомобилей, по разным оценкам, у талибов теперь от 500 до 700. Каждый из них способен вместить около 10 человек с вооружением и экипировкой и может двигаться по пересеченной местности со скоростью под 100 километров в час.
Единственное, чего нет у талибов после вывода армии США, — американских танков М1 «Абрамс». Все машины этого типа были выведены с территории страны заблаговременно. Зато советские танки в товарных количествах у талибов уже есть — около 20 Т-55 в разном состоянии оказались заботливо спрятаны на трех военных базах.
Маленькая победоносная война
Военно-воздушное движение
Двух десятков военных самолетов и вертолетов новая власть в Афганистане не досчитается — на них военные, сотрудничавшие с талибами, покинули территорию страны. Один из вертолетов — американский «Черный ястреб» — приземлился прямо в хлопковом поле на территории Узбекистана. На создание афганских ВВС США в свое время потратили примерно 10 миллиардов долларов, но теперь около 100 вертолетов, включая российские Ми-17 и Ми-35, американские UH-60 будут служить на благо новой власти. Но вертолеты — не единственное, что осталось в наследство от США. Талибам осталось и большое количество самолетов — с десяток транспортных С-130 и С-27А, а также 20 штурмовых легких самолетов А20 Super Tucano, которые у себя на родине, в Бразилии, армия применяет для войны с наркокартелями.
Помимо этого, у новых ВВС талибов остались и учебно-тренировочные L39, происхождение которых в данный момент устанавливается. Общее количество исправной и способной летать техники приближается к 300 единицам. Не исключено, что часть из внезапного крылатого богатства талибы продадут, а часть оставят себе.
* Террористическое движение, запрещенное в России
Уходя из Афганистана «СССР оставлял школы и электростанции, а США – горы военной техники»
Согласно официальным данным, представленным оборонным ведомством США, американцы потратили на войну в Афганистане чуть меньше 900 миллиардов долларов. Некоторые осведомлённые американские СМИ утверждают, что эту сумму нужно смело умножать как минимум на три. То есть примерно по двести миллиардов на каждый год пребывания, из которых основная масса шла на содержание воинского контингента и спецслужб. Для сравнения – национальный бюджет Афганистана составил на 2020 год всего лишь пять с половиной миллиардов, включая все расходы на армию и социальные проекты. Советский Союз, имея куда более скудные средства и ведя кровопролитную войну против моджахедов, параллельно занимался грандиозным мирным строительством, по сути, возведением «с нуля» современной афганской инфраструктуры. Всего за годы нахождения советского контингента было построено более 140 больших объектов, включая крупные ГЭС «Нагли» и «Пули-Хумри-2», вместе с линиями ЛЭП и системой подстанций. Строили, отрывая от себя.
Американцы за двадцать лет соорудили всего один энергетический объект для афганцев – дизельную электростанцию, бесперебойно подающую электричество в правительственный квартал Кабула. Таких примеров можно привести массы. Единственное, в чем преуспела армия США, это в строительстве временных дорог, для быстрого передвижения по стране армейской техники. Но как бы то ни было, оба подхода оказались несостоятельны, на фоне афганской действительности. Ровно как и советские военные городки тридцать лет назад, американские укрепленные лагеря подверглись разграблению через считанные часы после ухода. На днях китайские военные информационные порталы опубликовали серию фото оставленных баз американцев, и они по-настоящему впечатляют:
Так выглядит периметр аэродрома Баграм, построенного, кстати, советскими специалистами (Читайте материал по синей ссылке). Стены напоминают бастионы средневековых крепостей. Аэростаты на базах снабжены камерами высокого разрешения, а все подходы были напичканы датчиками и аппаратурой слежения. Недавний апгрейд систем безопасности авиабазы обошелся более чем в сто миллионов, и всё не впрок. Как любит говорить либерально настроенная публика в интернете: «Лучше бы пенсионерам раздали».
Мародёры в Баграме обнаружили десятки, если не сотни бронированных автомобилей: знаменитых Humvee, Когуаров и других. Газета «Вашингтон пост» в своем «Афганском досье» сообщила, что счёт дорогих броневиков, поставленных за время операции в Афганистане, идёт на десятки тысяч. Часть из них давно списана, но и того что осталось, хватит на вооружение средних размеров армии, или скорее, сотни мобильных диверсионных групп. Если талибы в итоге откажутся от своих слов, и начнут совершать рейды в сопредельные страны, то у них будут прекрасные средства передвижения.
Американцы заявляют, что большинство машин безнадежно испорчено и эксплуатации не подлежит, но думается, они лукавят. Учитывая скорость с которой им пришлось уходить, сделать это было физически невозможно. Сейчас техника находится под охраной правительственной армии, но похоже, это не надолго.
Помимо военного парка, в Баграме осталось огромное количество гражданских машин. Впрочем, скоро к этим пикапам наверняка приварят рамы с крупнокалиберным пулеметом и они превратятся в «джихад-мобили», любимое средство передвижения бармалеев всех континентов. Китайские СМИ сообщают, что большая часть гражданских микроавтобусов, минивэнов и пикапов уже угнана со стоянок и продается на рынках Кабула и Мазари-Шарифа.
Ещё одним трофеем талибов станут отлично оборудованные полевые госпитали, тренажерные залы и бытовки для солдат, которые могли бы обеспечить жильем большую афганскую семью. Но, скорее всего, они будут разграблены и уничтожены, так же, как советские военные городки после ухода СССР в 1989-м.
Представил на секунду завистливый зубовный скрежет самых завистливых существ Галактики хохлов. Ведь им то кроме дырявых резиновых лодок и ржавых Хэмви пиндосы ни хрена не посточали!
Что построили в Афганистане мы и что США
Ниже приведен перечень объектов, которые СССР полностью успел сдать Афганистану. Подчеркиваю — полностью. Хотелось бы получить аналогичный перечень объектов, которые США построили Афганистану с тех пор, как выбили «советских оккупантов». Про маковые поля и заводы по производству наркоты можно не писать — об этом и ООН знает. Как и о минимум миллионе наркоманов. Как и про большую часть территории, которую власти не контролируют вовсе. Как и о том, что 75% нелегалов в ЕС прибывают именно из Афганистана.
Просто просьба к пишущим о небывалом вкладе США в дело мира и процветания афганского народа — напишите о том, что США сами построили в этой стране, кроме временных военных баз. Да, между прочим, Россия продолжает и сегодня строить в Афганистане и ремонтировать поршенное (например, ГЭС «Наглу»).
По моим данным, US Reconstruction Funds for Afghanistan по 2012 год включительно потрачено на Афганистан 89.42 миллиарда долларов. Примерно 60% средств было направлено на содержание армии и спецслужб, 30% пошли на содержание административного аппарата страны. Оставшиеся направлены на «борьбу» с наркотрафиком, строительство, гуманитарную помощь местному населению и осуществление «мониторинга за процессами».
[quote align=»left»]
Росатом сажает США на «урановую иглу»: зачем вам самим напрягаться?
[/quote]
Причем идущие деньги банально разворовываются чиновниками. Все. Например, 26 миллионов долларов на здания, построенные в двух стратегически важных провинциях, вообще не использовались ни полицией, ни службой безопасности, а одно из них местные жители приспособили под курятник. За 200 тысяч долларов был закуплен компьютерный томограф, который стоит поломанный, и деньги на его ремонт не выделяются.
Да, янки построили для своих передвижений несколько тысяч километров временных дорог, да сооружены новые тюрьмы, да местами отремонтировано то, что их же холуи поломали раньше из построенного СССР. И все же, хотелось бы увидеть нечто подобное перечню ниже. Не путая помощь именно США с кредитами различных международных организаций, будь-то ВБ, МВФ или иные институты, в которых учааствуют все. Потому как это мы проходили — в США вторглись янки, но почему-то убитых и раненых по отношению к общей численности у них меньше всех (соотношение ниже). Как они чужими руками жар загребают, давно известно. А вот что они сами построили?
Указан год завершения обязательств СССР перед афганской стороной.
А союзники США? Впроочем, продолжим:
2. ТЭС при заводе азотных удобрений мощностью 48 тыс. кВт (4х12) 1 очередь – 1972 г.
II очередь – 1974 г. (36 МВт) Расширение – 1982 г. (до 48 МВт)
3. Плотина и ГЭС “Наглу” на р. Кабул мощностью 100 тыс. кВт 1966 г. Расширение – 1974 г. (отремонтирована Россией после 2010 года).
4. ЛЭП с подстанциями от ГЭС Пули-Хумри-II до г. Баглана и Кундуза (110 км) 1967 г.
[quote align=»right»]
В шаге от финансовой катастрофы: мировой кризис набирает обороты
[/quote]
5. ЛЭП с подстанцией 35/6 кВ от ТЭС при заводе азотных удобрений до г. Мазари-Шерифа (17,6 км) 1972 г.
6-8. Электроподстанция в северо-западной части Кабула и ЛЭП – 110 кВ от электроподстанции “Восточная ” (25 км) 1974 г.
9-16. 8 нефтебаз общей емкостью 8300 куб. м 1952 – 1958 гг.
17. Газопровод от места добычи газа до завода азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе протяженностью 88 км и пропускной способностью 0,5 млрд. куб. м газа в год 1968 1968 г.
18-19. Газопровод от газопромысла до границы СССР длиной 98 км, диаметром 820 мм, пропускной способностью 4 млрд. куб. м газа в год, включая воздушный переход через реку Амударью длиной 660 м 1967 г., воздушный переход газопровода –1974г.
20. Лупинг на магистральном газопроводе длиной 53 км 1980 г.
21. ЛЭП – 220 кВ от советской границы в районе г. Ширхана до г. Кундуза (первая очередь) 1986 г.
22. Расширение нефтебазы в порту Хайратон на 5 тыс. куб. м 1981
23. Нефтебаза в г. Мазари-Шерифе емкостью 12 тыс. куб. м 1982 г.
24. Нефтебаза в Логаре емкостью 27 тыс. куб. м 1983 г.
25. Нефтебаза в г. Пули — Хумри емкостью 6 тыс. куб. м
26-28. Три автотранспортных предприятия в г. Кабуле на 300 грузовых автомобилей “Камаз” каждое 1985 г.
29. Автотранспортное предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле
30. Станция технического обслуживания автомобилей “Камаз” в Хайратоне 1984 г.
31. Обустройство газопромысла в районе г. Шибергана мощностью 2,6 млрд. куб. м газа в год 1968 г.
32. Обустройство газопромысла на месторождении “Джаркудук” с комплексом сооружений по сероочистке и подготовке газа к транспортировке в объеме до 1,5 млрд. куб. м газа в год 1980 г.
33. Дожимная компрессорная станция на газопромысле “Ходжа-Гугердаг” 1981 г.
[quote align=»left»]
Приватизация Европы отложена. Навсегда?
[/quote]
34-36. Завод азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе мощностью 105 тыс. тонн карбамида в год с жилым поселком и строительной базой 1974 г.
37. Авторемонтный завод в г. Кабуле мощностью 1373 капитальных ремонта автомашин и 750 тонн металлоизделий в год 1960 г.
38. Аэропорт “Баграм” со взлетно-посадочной полосой 3000 м 1961 г.
39. Международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой 2800х47 м 1962 г.
40. Аэродром “Шинданд” со взлетно-посадочной полосой 2800 м 1977 г.
41. Линия многоканальной связи от г. Мазари-Шерифа до пункта Хайратон 1982 г.
42. Стационарная станция спутниковой связи “Интерспутник” типа “Лотос” — “-
43. Домостроительный комбинат в г. Кабуле мощностью 35 тыс. кв м жилой площади в год 1965 г.
44. Расширение домостроительного комбината в г. Кабуле до 37 тыс. кв. м жилой площади в год 1982 г.
45. Асфальто-бетонный завод в г. Кабуле, асфальтирование улиц и поставка дорожных машин (поставка оборудования и техпомощь осуществлялись через МВТ) 1955 г.
46. Речной порт Ширхан, рассчитанный на переработку 155 тыс. тонн груза в год, в том числе 20 тыс. тонн нефтепродуктов 1959 г.
47. Автодорожный мост через р. Ханабад у села Алчин длиной 120 м 1959 г.
48. Автодорога “Саланг” через горный хребет Гиндукуш (107,3 км с тоннелем 2,7 км на высоте 3300 м) 1964 г.
49. Реконструкция технических систем тоннеля “Саланг” 1986 г.
50. Автодорога Кушка – Герат – Кандагар (679 км) с цементно-бетонным покрытием 1965 г.
51. Автодорога Доши – Ширхан (216 км) с черным покрытием 1966 г.
52-54. Три автодорожных моста в Нангархарской провинции через р. Кунар в районах Бисуда, Камэ, Асмар длиной соответственно 360 м, 230 м и 35 м 1964 г.
55. Автодорога Кабул – Джабель – ус-Серадж (68,2 км) 1965 г.
56-57. Два автодорожных моста через реки Саланг и Гурбанд по 30 м каждый 1961 г.
58. Центральные ремонтные мастерские по ремонту дорожно-строительной техники в г. Герате 1966 г.
59. Автомобильная дорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км с черным покрытием 1972 г.
60. Автомобильная дорога от автодороги Пули-Хумри-Шиберган до пункта Хайратон на берегу р. Амударьи протяженностью 56 км
61. Автомобильно-железнодорожный мост через р. Амударью 1982 г.
62. Комплекс сооружений перевалочной базы на левом берегу р. Амударьи в районе Хайратона
63. Детский сад на 220 мест и детские ясли на 50 мест в г. Кабуле 1970 г.
64. Городские электрические сети в г. Джелалабаде 1969 г.
[quote align=»right»]
ФРС: Что хозяева денег уготовили России?
[/quote]
65-66. Городские электрические сети в гг. Мазари-Шерифе и Балхе 1979 г.
67-68. Два микрорайона в г. Кабуле общей площадью 90 тыс. кв. м 1978 г.
69-74. 6 метеостанций и 25 постов 1974 г.
75-78. 4 метеостанции
79. Центр матери и ребенка на 110 посещений в день в г. Кабуле 1971 г.
Потери афганской армии и милиции в 2007-10 годах — около 10 тысяч убитыми и ранеными:
80. Геологические, геофизические, сейсморазведочные и буровые работы на нефть и газ в Северном Афганистане 1968 – 1977 гг.
81. Комплексные поисково-съемочные работы на твердые полезные ископаемые
82. Политехнический институт в г. Кабуле на 1200 студентов 1968 г.
83. Техникум на 500 учащихся для подготовки специалистов-нефтяников и горняков-геологов в г. Мазари-Шерифе 1973 г.
84. Автомеханический техникум на 700 учащихся в г. Кабуле
85-92. 8 профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих 1982 – 1986 гг.
93. Школа-интернат на базе детского приюта в Кабуле 1984 г.
94. Хлебокомбинат в г. Кабуле (элеватор емкостью 50 тыс. тонн зерна, две мельницы – 375 тонн помола в сутки, хлебозавод 70 тонн хлебобулочных изделий в сутки) 1957 г.
95. Элеватор в г. Пули-Хумри емкостью 20 тыс. тонн зерна
96. Хлебозавод в г. Кабуле производительностью 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки 1981 г.
97. Мельница в г. Пули-Хумри производительностью 60 тонн в сутки 1982 г.
98. Хлебозавод в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 20 тонн хлебобулочных изделий в сутки
99. Мельница в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 60 тонн муки в сутки
100. Джелалабадский ирригационный канал с узлом головных водозаборных сооружений на р. Кабул длиной 70 км с ГЭС мощностью 11,5 тыс.кВт 1965 г.
101-102. Плотина “Сарде” с водохранилищем емкостью 164 млн. куб. м и ирригационные сети при плотине для орошения 17,7 тыс.га земель 1968 – 1977гг.
[quote align=»left»]
В Америке хозяйствует частная лавочка ФРС
[/quote]
103–105. Две сельскохозяйственные многоотраслевые фермы “Газибад” с территорией 2,9 тыс.га, “Халда” с территорией 2,8 тыс.га и ирригационно-мелиоративная подготовка земель в зоне Джелалабадского канала на площади 24 тыс. га 1969 – 1970 гг.
106-108. Три ветеринарные лаборатории по борьбе с заразными болезнями животных в гг. Джелалабаде, Мазари-Шерифе и Герате 1972 г.
109. Завод по переработке цитрусовых и маслин в г. Джелалабаде 1984 г.
110. Контрольно-семенная лаборатория по зерновым культурам в Кабуле
111-113. 3 почвенно-агрохимические лаборатории в гг. Кабуле, Мазари-Шерифе и Джелалабаде
114-115. 2 кабель-крана в районе Хорога и Калайи-Хумб 1985 – 1986 гг.
116. ЛЭП-220 кВ “Госграница СССР–Мазари-Шериф” 1986 г.
117. Комплексная лаборатория по анализу твердых полезных ископаемых в г. Кабуле 1985 г.
118. Элеватор емкостью 20 тыс. тонн зерна в г. Мазари-Шерифе
119. Станция технического обслуживания грузовых автомобилей на 4 поста в г. Пули-Хумрм
120-121. 2 хлопковх семенных лаборатории в гг. Кабуле и Балхе
122. Поликлиника страхового общества государственных служащих на 600 посещений в день в г. Кабуле
123-125. Станции искусственного осеменения в гг. Кабуле (Бинигисар), Мазари-Шерифе (Балх), Джелалабаде
126. Институт общественных наук при ЦК НДПА 1986 г.
127. Разработка ТЭО целесообразности создания двух госхозов на базе оросительной системы “Сарде”
128. ЛЭП-10 кВ от госграницы в районе Кушки до ст. Тургунди с подстанцией — “-
129. Газонаполнительная станция в г. Кабуле производительностью 2 тыс тонн в год
130. База МВД в Хайратоне для разгрузки и хранения спецгрузов (на подрядных условиях)
131. Реконструкция железнодорожной станции Тургунди 1987 г.
132. Восстановление моста через р. Саманган
133. Газонаполнительная станция в Хайратоне мощностью 2 тыс. тонн сжиженного газа
134. Лупинг 50 км газопровода СССР — Афганистан
[quote align=»right»]
Мировые махинации США: Brexit лишь повод, отвод глаз от надвигающейся бури
[/quote]
135. Ремонтно-восстановительные работы на магистральных автодорогах
136. Средняя общеобразовательная школа на 1300 учащихся в г. Кабуле с преподаванием ряда предметов на русском языке
137. Установка по переработке газового конденсата в дизельное топливо мощностью по переработке 4 тыс. Тонн в год на газопромысле Джаркудук
138. База МГБ в порту Хайратон
139-141. Три бетонированных площадки в Хайратоне
142. Предприятие по прогрессивной сборке велосипедов мощностью 15 тыс. штук в год в г. Кабуле 1988 г.
Так что там с американским строительством?
Американцы построили еще одну тюрьму для особо опасных преступников на авиабазе в Баграме в дополнение к уже существующей. Трехэтажная новая тюрьма сможет вместить 1,1 тысячи заключенных, ее строительство обошлось в 60 миллионов долларов.
В 2006 году USAID начал финансирование в размере 1,4 млрд долл на 5 лет для совместной реализации «Louis Berger» и «Black & Veatch». 4 года спустя спецкомиссар констатировал, что часть денег разворована, а часть вложена в проекты, которые Афганистан самостоятельно эксплукатировать не сможет ввиду сложности и нерентабельности. Среди них, дизельная электростанция в Кабуле, которое назвали «зимним пальто Карзая» — из-за снабжения электричеством именно госчиновников и «зеленой зоны» диппредставительств и проживания иностранцев.
Пентагон «использовал деньги американских налогоплательщиков в размере 43 миллионов долларов для строительства самой дорогой автозаправки в мире», заявил Джон Сопко, глава Генеральной инспекции американского управления по восстановлению Афганистана. Все 43 миллиона были потрачены между 2011 и 2014 годами на возведение и содержание заправки – согласно официальным финансовым документам. Изначально она должна была стоить 500 тысяч.
В общем, как в таких странах США пилят выделяемые деньги, уже понятно. Половинку миллиона — на заправку, а 42,5 миллиона поделили с местными чиновниками, на коррупцию которых и списали перерасход.
В общем, помогли — построили, благодетели!
Я давно уже слежу за подобными шоу — во всех странах, которые сначала «освобождают» США, а потом начинают «строить демократию», ситуация аналогична. Ясен пень, вместо демократии эти территории становятся рассадниками наркоты и терроризма, зато десятки и сотни миллиардов долларов выделяемой помощи просто растворяются.
Воруются не 30-40-50 процентов. И даже не 90-то. Выметается подчистую, часто даже без сдачи объекта в эксплуатацию.
Американцы действителньо довели свою рыночную экономику до совершенства. Я им даже завидую — так умело сесть на шею всем и при этом еще и поучать — плохо, мол, живете. Вот у кого учиться надо.
Два мира – два исхода. В Афганистане сравнивают американцев и русских
На триллион долларов, которые США якобы вложили в Афганистан, тот мог бы стать одной из ведущих промышленных стран региона. Но, судя по результатам 20-летней американской оккупации, те деньги так в Америке и остались – просто перекочевали из государственного бюджета в личные карманы. А вот СССР вкладывал реальные деньги и творил реальное добро.
Империи, даже проиграв войну, уходят по-разному. Одни – с развёрнутыми флагами, оставляя за собой дружественный режим. Другие – жалко и суетливо, роняя людей с самолётов.
Но это не к тому, что один вариант лучше другого. Это само собой. Это к тому, что хозяйка-история оставит после тебя в памяти человечества.
Отдали долг – свободны
После того, как русские войска оставили в 1989 году Афганистан, тот ещё долго переваривал советское наследство. Включая даже такую мелочь, как скрученный в бывшем общежитии советских специалистов водопроводный кран, который мне пытался толкнуть торговец на маленьком рыночке возле города Чарикар.
Фото: Александр Цыганов / Телеканал Царьград
На фоне того, чем торговали многочисленные дуканщики, – рис-изюм-кишмиш, ножи-мотыги, ткани ручной выделки – этот кран выглядел едва ли не хайтеком. Ещё бы – вокруг все продукты натурального хозяйства, а тот торговец за его рамки вышел: всё остальное производится в каждом кишлаке, а у него – продукт высокой степени переработки.
Золотые времена торговли, говорил этот чарикарский дуканщик, ушли вместе с советскими войсками:
Там дальше у гор их городок был. Солдаты покупали аппаратуру, джинсы, а люди везли это из Кабула и Пакистана. А потом советские ушли, а наши покупать это всё не хотят.
Может быть, и хотят, да не могут. Люди, для которых галоши – наши, кстати, русские, – служат зимней обувью, а одеяла на плечах – зимней одеждой, вряд ли способны очаровываться качеством звучания модерновой радиоаппаратуры, а тем более заплатить за неё.
Основная проблема Афганистана в том, что ему нечем торговать и нечем платить. Единственный шанс их экономики – прилепиться к сильному и не сильно озабоченному прибылью донору, каким когда-то был Советский Союз. Дороги, газопроводы, электростанции. Туннель под Салангом. Ткацкая фабрика в Пули-Хумри, уже, впрочем, разрушенная. Всё построено практически бесплатно. Точнее, за политическую выгоду, за право числить Афганистан в сфере своего влияния.
И, собственно, Афганистан был с этим согласен. И афганцы в большинстве своём считали «руси» если не друзьями, то, скажем, старшими товарищами. Но вот затем кто-то решил поторопиться и подхлестнуть клячу истории. У нас были самые добрые намерения – помочь «демократической революции», раздать крестьянам землю и воду, дать людям образование, выстроить промышленность. Сколько в этом было холодного стратегического расчёта, сколько старческого маразма последних романтиков мировой революции – неизвестно. Факта два.
Но очень скоро и те и другие избавились от иллюзий. Место иллюзий заняла кровь.
Что остаётся от империй
И ещё два факта, две вещи, которые можно считать безусловно оставшимися в истории.
И если бы не бешеная помощь США врагам Наджиба – в том числе и в Москве, – просоветское, прорусское правительство Наджиба имело бы все шансы устоять и стабилизировать свою власть. Тем более что в итоге против талибов* выступили и враги просоветского режима. Только, к сожалению, не вместе с ним, а вместо него. Отчего и потерпели поражение.
А вот более тонкие материи собрать в итог сложно. И прежде всего это касается упомянутого «донорства».
Что оставила после себя в Афганистане Россия, кроме могил – своих и чужих? Пунктов для перечисления много. Больше 150 объектов – причём реальных, на которые можно было посмотреть и через десять лет после вывода войск. И это не те временные дороги – хотя, надо признать, качественные, – которые оставляют сегодня Афганистану американцы. И уж тем более не тюрьмы, которые те возвели первым делом.
Объекты в Афганистане, построенные Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки. Фото: Valery Brozhinsky, BrotherHoleDotId / Shutterstock; скриншот Yandex.Ru
Взять тот же Пули-Хумри, центр провинции Баглан на севере Афганистана. Пять объектов – от ГЭС до станции технического обслуживания грузовых автомобилей. Крупный центр Мазари-Шариф – 13 объектов, включая газопровод, нефтебазу, городские электрические сети, техникум и даже станцию искусственного осеменения. Столица – 22 объекта, от международного аэродрома, откуда сегодня бегут американцы, скидывая людей с крыльев самолётов, до университета. Домостроительный комбинат, асфальтобетонный завод, детский сад и центр матери и ребёнка.
Аналогично – по всей стране: Джелалабад, Балх, Шибирган, Шинданд, речной порт Ширхан, перевал Саланг, Джабаль-ус-Сирадж, Герат и так далее. И, что характерно, всё – инфраструктурное: электрические сети, ирригационные каналы, плотины, электростанции, заводы, лаборатории.
Даже если брать не идиллические времена 1960-х и прочих довоенных годов, когда очень умные профессионалы твёрдо знали, как надо держать в своих руках Восток (в мягких ладошках, но со стальными пальцами), а годы войны, то и тогда мы увидим десятки построенных советскими людьми объектов. И тоже – инфраструктурных: дополнительные участки на магистральном газопроводе, ЛЭП, нефтебазы, автотранспортные предприятия, станции технического обслуживания автомобилей, обустройство месторождений, линия многоканальной связи, домостроительный комбинат и так далее. Плюс профессионально-технические учебные заведения, школы-интернаты, поликлиники. То, что уж точно для людей.
Что дали американцы?
Американцев одним чёрным цветом покрывать не будем. Да, они первым делом отметились постройкой тюрьмы для особо опасных преступников на авиабазе в Баграме. Три этажа! Но всё же и они строили электростанции и автозаправки. Правда, для себя любимых: так, дизельная электростанция в Кабуле обеспечивала электричеством «зелёную зону», где базировалось диппредставительство США и жили иностранцы. Но нельзя отрицать и того, что американцы тоже строили школы, ремонтировали электростанции – в частности, нашу ГЭС Наглу, сделав её одной из крупнейших в Афганистане, – открывали вузы и больницы. По их заверениям, число учащихся школ в стране достигло 6,5 миллионов, а вузов построено больше пяти десятков, число студентов в которых составило 300 тысяч человек.
Фото: Александр Цыганов / Телеканал Царьград
Но американцы, как известно, соврут – недорого возьмут, а надёжно проверить их данные не удаётся. Известно, что разворовывалось на этом до 60-70% средств, причём выделенные на обустройство Афганистана деньги даже не покидали пределов США, оставаясь в карманах «грамотных людей». Но, признаем, и треть от триллиона долларов – достаточно могучая сумма. Тем более для такой страны, как Афганистан.
Что с того?
Россия в будущем Афганистана заинтересована кровно. Будем исходить из того, что прошлое между нами и «Талибаном»* осталось в прошлом. Талибы повесили нашего Наджиба, мы устроили им «Северный альянс»:
Мы воевали не против русских! Мы боролись против созданного советскими манипуляциями антинародного режима НДПА. Ваши слепые коммунистические вожди за своими идеями реальности не видели. Они просто не на тех поставили! Если бы они поддержали не НДПА, а её противников, то и сегодня, возможно, оставались бы в Афганистане в качестве советников, строителей, разработчиков ресурсов. Но их больше нет, нет больше того государства, которое пришло нас покорять. На его месте возникла новая страна – Россия. А с Россией у нас никогда не было плохих отношений – ни до её революции, ни после нашей. Так что союз вполне возможен,
– говорил в 1997 году недавний министр обороны Афганистана Ахмад Шах Масуд автору этих строк.
Фото: Александр Цыганов / Телеканал Царьград
А значит, в этом интересе должен присутствовать пункт строительства инфраструктурных сооружений. Почему бы России не вернуться к той практике шестидесятых, когда строительский мастерок контролировал этот сложный Афганистан куда надёжнее, нежели солдатский автомат? Вложения в мирные союзнические отношения, в создание партнёрского пояса безопасности (Турция – Иран – Афганистан – Китай и, возможно, КНДР) от Средиземного до Японского моря окупятся сторицей.
*Талибы, «Талибан» – террористическая организация, деятельность которой в России запрещена.