что потеряла япония после второй мировой войны
Япония после Второй мировой войны
Вторая мировая война привела Японию к катастрофическому военно-политическому поражению, утрате национальной гордости и потере двух крупных городов, уничтоженных ядерными ударами. Тем удивительнее грандиозный взлет, произошедший в 1950-1960-х и получивший название японского экономического чуда. Какие причины бурного роста Японии после Второй мировой войны.
Какие реформы были проведены в Японии после поражения в войне
Американцы разгромили императорскую армию и сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945. После подписания акта о капитуляции 2 сентября 1945-го американцы же взялись реанимировать и перестраивать экономику недавнего врага, до ВМВ в хозяйстве ориентировавшегося исключительно на милитаристские цели.
Среди победителей были люди, желавшие отправить императора Хирохито на скамью подсудимых в качестве военного преступника, но правительство США руками командующего оккупационными войсками Дугласа Макартура решило использовать монарха по-другому. Микадо обратился к нации и призвал народ, отринув гордость, покориться воле победителей, принять новые правила и открыть новую страницу собственной истории. Нужно отдать американцам должное – вслед за громкими словами пришло время серьёзных дел и масштабных перемен.
Главными реформами, осуществленными правительством при поддержке оккупационных властей, следует признать следующие:
Почему США помогали Японии развиваться
Согласно договору о капитуляции японцам запрещалось иметь армию и заниматься оружейной промышленностью, а также сопутствующими областями, где ранее была занята значительная часть населения. Американская администрация логично решила, что проще оздоровить японскую экономику и научить японцев зарабатывать мирными способами, чем кормить миллионы голодных ртов и перегружать собственный бюджет. К тому же активное оказание помощи и включение Японии в сферу своего влияния сделало островное государство надежным союзником и долголетним сателлитом американской политики в тихоокеанском регионе, что являлось чрезвычайно важным фактором в условиях нарастающей напряженности Холодной войны.
Основные причины японского экономического чуда
Причинами японского экономического чуда принято считать сверхудачную комбинацию правильных государственных реформ сверху и примерной трудовой этики исторически дисциплинированной нации снизу. Но более точно принцип “чудесного” государственного обновления сформулировал уважаемый востоковед Овчинников : “суть экономического бума заключается в уникальных отношениях большого бизнеса и государства, которые вместе определяли этапы, приоритеты и ключевые направления, последовательно добиваясь прогресса в избранных областях”. Сначала акцент был сделан на судостроении, металлургии и нефтехимической промышленности, куда направились главные политико-экономические мощности.
После успеха первых инициатив японцы обратились к автомобилестроению и электротехнической сфере, в которых ранее сильно отставали, а теперь быстро достигли грандиозного прорыва, выйдя на ведущие места на планете. Далее долгожданное реформирование пришло в банковскую сферу и весь сопутствующий финансовый сектор, окончательно оформив факт чудесного вознесения вчерашней малоразвитой страны на вторую строчку мировых экономик вслед за лидирующей Америкой, где страна восходящего солнца находилась с 1968-го по 2010-й, когда гигантский Китай настиг извечного противника и отодвинул на третье место.
Япония после второй мировой войны
Послевоенные реформы в Японии
Согласно Потсдамской декларации, в Японии устанавливался оккупационный режим, который должен был осуществить демилитаризацию и демократизацию страны. Оккупационные войска, в основном американские, начали высаживаться на японских островах в сентябре 1945 года.
В своей политике по отношению к Японии США стремились, с одной стороны, не допустить возрождения японского милитаризма как своего главного соперника в районе Дальнего Востока и Тихого океана, с другой, напуганные революционными событиями в Азии (Вьетнам, Корея, Китай), готовы были идти на союз со своим вчерашним соперником.
Обстановка того периода — победа над фашизмом, рост сил демократии, социализма — создавала благоприятные условия для реализации решений Потсдама, и США вынуждены были с этим считаться. С осени 1945 года начались разоружение и демобилизация вооруженных сил Японии, уничтожение военного потенциала, суд над военными преступниками.
Из тюрем освобождались политические заключенные, создавались новые партии и организации, возрождались попранные фашизмом демократические свободы. Вышла из подполья Коммунистическая партия Японии (КПЯ), образовались Социалистическая партия (СПЯ), Конгресс профсоюзов, а также ряд буржуазных партий — либеральная, демократическая и др.
В 1946 году была принята конституция Японии, юридически закрепившая ряд важных демократических завоеваний японского народа. Согласно 9-й статье конституции Япония отказывалась от создания вооруженных сил и от войн как средства решения международных споров.
С 1947 года в Японии начала проводиться аграрная реформа, буржуазно-демократическая по своему характеру (помещичья земля выкупалась государством и продавалась крестьянам, из которых, однако, не все могли ее купить). Помещичья собственность на землю упразднялась. И хотя японский крестьянин стал объектом эксплуатации со стороны нового хищника — монополий, реформа способствовала росту производительных сил в деревне, расширению внутреннего рынка.
В целом, в период первого этапа оккупационного режима (1945—1948 годы) в Японии шел, хотя не всегда последовательно и полно, процесс демилитаризации, демократизации и денацификации. С 1948 года положение начало изменяться. Еще в 1947 году в Японию прибыла американская экономическая миссия. В результате переговоров империалистические круги Японии получили американские кредиты на весьма выгодных условиях.
США начали также осуществлять план превращения Японии в своего политического и военного партнера, подготавливая в период с 1948 по 1951 годы японо-американский военный союз.
Возрождение японского милитаризма
За период 1952—1955 годы Япония заключила с США ряд выгодных для себя договоров и соглашений. К середине 50-х годов позиции правящих классов Японии окрепли. У них появилось стремление к более самостоятельному курсу, без военной «опеки» США. Был поставлен вопрос о пересмотре договора безопасности 1951 года. Народ открыто выражал недовольство политикой правительства. С 1955 года в Японии начались так называемые весенние наступления рабочего класса — специфическая форма забастовок.
Во время таких забастовок рабочие все чаще стали выступать против военного договора. Гнев и возмущение вызывало поведение американских военнослужащих, проведение военных маневров, строительство военных объектов. К 1956 году в Японии насчитывалось до 675 американских военных баз, занимавших площадь в 137 тыс. гекторов.
В 1958 году под нажимом японской прогрессивной общественности и широких народных масс правительство начало переговоры по пересмотру договора безопасности. Переговоры закончились в 1960 году подписанием нового договора «о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности».
Это было фактически продление на следующие 10 лет прежнего договора, только теперь Япония была не пассивным партнером, а имела определенные военные обязательства по совместным действиям с США. США по-прежнему сохранили право размещать на территории Японии свои военные базы. Сохраняя в Японии более 40 тыс. американских военнослужащих, располагая ракетными установками, США стремились использовать Японию как базу для агрессии.
Договор 1960 года вызвал у японского народа новую волну протеста и возмущения. Под руководством крупнейшего профцентра «Сохе» была проведена всеобщая политическая забастовка. В результате правительство, подписавшее договор 1960 года, вынуждено было уйти в отставку. Но положение осталось прежним, правящие круги Японии оставались крепко связанными с американским империализмом.
Через 10 лет, несмотря на продолжавшиеся протесты прогрессивных политических кругов Японии и выступления народных масс, договор был снова продлен на бессрочное время, Япония добилась возврата ей островов Окинава, хотя и с сохранением на них военных баз США.
Япония во второй половине 60-х и в 70-е годы
К середине 60-х годов экономика Японии достигла высокого уровня развития, заняв в капиталистическом мире по темпам производства первое место. В 70-е годы она обогнала многие другие промышленные страны по важнейшим отраслям экономики: судостроению, химической промышленности, выплавке стали, электронике, производству искусственного шелка и др.
Огромное значение для Японии, бедной полезными ископаемыми, приобрела внешняя торговля. Быстрыми темпами росли внешнеэкономические связи, слабо развивавшиеся в период оккупационного режима. Товары Японии заполняли рынки стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы; главное место во внешнеторговом обороте сохранялось за США.
В экономике современной Японии господствует монополистический капитал. Выделяются 6 крупных финансово-политических групп: Мицубиси, Мицуи, Сумитомо, Фудзи (Ясуда) и др. Идет образование трестов-гигантов, контролирующих целые отрасли промышленности. Большое место в хозяйстве Японии занимает государственный сектор.
Чем объясняются быстрые темпы развития экономики страны?
После войны разрушенная японская экономика очень сильно отставала от Запада. Первым толчком для роста производительных сил Японии были послевоенные реформы, в частности аграрная. Важную роль сыграло также то, что военные расходы Японии в связи с ее положением побежденного государства были относительно невелики.
Япония умело воспользовалась всеми достижениями научно-технической революции на Западе, что ускорило обновление техники и методов управления предприятиями. В широких масштабах применялось государственно-монополистическое регулирование и программирование, способствовавшее росту производства.
С другой стороны, в Японии (особенно в 60-е годы) была наиболее высокая степень эксплуатации трудящихся при самой низкой заработной плате. Большую роль сыграли- помощь США и даже такой специфически японский фактор, связанный с особенностями японского характера, как низкая норма личного потребления и бережливость.
Период «японского экономического чуда» не был продолжителен. Уже в начале 70-х годов Япония оказалась в тисках глубокого экономического кризиса, наиболее тяжело отразившегося на легкой промышленности. Япония сильно пострадала от мирового энергетического кризиса. Страна, ввозящая нефть, Япония особенно остро ощутила резкое повышение цен на нее. В результате этого прирост промышленной продукции в 1974 — 1975 годов упал ниже нулевого показателя.
Япония после Второй Мировой войны в фотографиях
Япония после войны
Это трагические исключения, а в общем и целом осенью 1945-го мир после второй мировой войны выглядел так, а японская держава открыла новую страницу своей великой истории. Здесь необходимо отметить ключевое влияние фигуры императора Хирохито.
Микадо, как японцы исторически называли своего божественного правителя, взошел на «хризантемовый трон» 25-летним молодым мужчиной и по большому счету не принимал участия в политико-экономической жизни, наслаждаясь статусом живого полубожества, что возвышается над империей восходящего солнца и заботится обо всех японцах. Воинственное настроенные генералы убедили молодого микадо, что в условиях падения экономики спасением от кризиса станет захват соседних территорий и увеличение колониальных земель.
Далее пришла трагедия мирового побоища, коалиция с гитлеровским Рейхом, яркая победа в атаке на Перл-Харбор и катастрофические последствия в виде американского двойного атомного удара. Для божественного микадо наступило время спуститься на грешную землю, обратиться к нации, выйти в радиоэфир и убедить народ, что поражение не конец света, а начало новой эпохи японской истории. И направлять новейший курс побежденной страны будут американские победители. Унижение и посрамление стали главным наказанием монарха, которого многие хотели видеть на скамье подсудимых Токийского процесса, где судили военных и гражданских военных преступников. Однако генерал Дуглас Макартур, главнокомандующий оккупационными войсками и руководитель послевоенных реформ, видел в микадо фигуру, что успокоит народ и обратит его в западную веру капитализма, рыночной экономики и конкурентной борьбы.
А теперь взглянем побежденную державу, её столицу и окрестности в судьбоносные послевоенные годы, когда Япония пребывала в ужасе и стыде, искала новую самоидентификацию, пыталась найти силы, чтобы жить и двигаться дальше – фотографии с описанием, которое будет небезынтересным любопытному читателю.
Дикое прошлое японской армии: почему ее запретили после Второй мировой
Наследники самураев были не менее жестокими, чем фашисты
Исторически так сложилось, что, когда заходит речь о Второй мировой войне, мы сразу представляем события, которые разворачивались на европейском театре боевых действий. О том, какой эта война была на Дальнем Востоке, мы знаем куда меньше. Разгром Квантунской армии – пожалуй, для нас наиболее известная страница.
О жестоких нравах, царивших в японской армии, до сих пор ходят легенды. Историки говорят, что зверства самураев были даже страшнее тех, что позволяли себе их гитлеровские союзники. Предельную жестокость японцы проявляли не только к своему военному противнику, но и к мирному населению.
Наиболее известным историческим примером такой жестокости стала так называемая Нанкинская резня, когда в ходе Второй японо-китайской войны солдаты Императорской армии овладели Нанкином. В течение шести недель оккупанты грабили, насиловали, зверски расправлялись с местными жителями. В результате, по разным данным, было убито от 100 тысяч до полумиллиона китайских граждан и пленных.
Бывало, узников заживо сжигали, или закапывали связанными, оставляя только голову, после чего ее медленно съедали бродячие животные. Американских моряков на островах привязывали к шесту, вкопанному на берегу в зоне прилива. Когда море поднималось, вода заполняла легкие, пленник постепенно захлебывался и тонул.
Каннибализм
Ужасы, происходившие в ходе Второй мировой на тихоокеанских островах, подробно описал британский историк Энтони Бивор. Он рассказывал, что военнослужащие японской императорской армии занимались там людоедством. Об этом же в своем романе «Огни на равнине» писал японский писатель Оока Сёхэй.
Массовый характер среди японских военнослужащих каннибализм получил к концу войны, когда их гарнизоны, разбросанные по островам в Тихом океане, остались без боеприпасов, еды и нормального снабжения, так как все пути к ним были перекрыты американским флотом.
После войны выжившие американские и китайские военнопленные рассказывали страшные вещи. Лагеря, где их содержали, находились на изолированных островах в окружении непроходимых джунглей. Солдаты-охранники часто голодали так же, как и сами заключенные. Когда возникали проблемы с продовольствием, охранники лагерей убивали и ели пленных.
Причем, как пишет историк Энтони Бивор, это не было отдельными случаями отчаявшихся, брошенных, и сходивших с ума на войне людей. По большей части каннибализм был проявлением глумления над поверженным и беззащитным противником. Это стало почти обыденной практикой, имевшей место во всех гарнизонах на территории Китая, Бирмы (Мьянмы), Новой Гвинеи и Борнео.
Об этом же после войны в своих воспоминаниях подробно рассказал Ленс Наик Хатам Али – индийский военнослужащий, попавший в плен в Новой Гвинее. Он писал, что японцы каждый день выбирали одного из заключенных, убивали и съедали его. При нем в лагере было съедено около 100 человек.
Имеются судебные документы, где зафиксирован случай, когда на архипелаге Тититзима японские военные съели восьмерых пленных американских летчиков. Причем участниками пира каннибалов были не просто солдаты, а командирами гарнизона.
Это случилось в августе 1944-го на острове Бонин в гарнизоне Чичи-Джима, которым командовал японский генерал-лейтенант Есио Татибана. В документах описывается, как однажды в качестве развлечения он казнил мечом двух американских летчиков и распорядился приготовить блюдо из их останков. После войны этот эпизод рассматривался в американском суде. Среди подсудимых был тот самый генерал и его гости-каннибалы: адмирал и высокопоставленные японские офицеры. Пятерых из них повесили. Остальных осудили за «препятствование почетному захоронению», так как в международном законодательстве не было статьи за каннибализм.
А несколько позже, на заседаниях Международного трибунала, проходивших в Токио с мая 1946 года по ноябрь 1948-го над японскими военными преступниками, тема каннибализма вообще не поднималась. По официальной версии – из уважения к чувствам родственников погибших в плену солдат союзнических армий.
Однако цифры не молчат: всего в японские лагеря попало 132 тыс. 134 военнопленных, а вернулось оттуда живыми лишь 35 тыс. 756 человек.
Надо сказать, что за острова в Тихом океане, где японцы размещали свои гарнизоны, потоки самураев сражались отчаянно. Известно, что между пленом и смертью самураи часто выбирали ритуальное самоубийство – харакири (сеппуку).
Опыты над людьми
Во время войны японцы создали так называемые научные институты, где их ученые практиковали опыты над людьми, не менее ужасные, чем те, которые проводил над евреями известный нацистский преступник доктор Йозеф Менгеле.
Одним из таких «научных» военных центров со штатом в несколько тысяч человек, был «Отряд 731». Он дислоцировался на оккупированной территории Китая в 20 км от Харбина. Для создания площадки под этот секретный центр, было сожжено более 300 крестьянских домов.
Никто из «опытных образцов» не вышел из этого центра живым. Если зараженному смертельными вирусами и бактериями все же как-то удавалось выжить, его заражали еще и еще раз, устанавливая предел человеческих возможностей до тех пор, пока подопытный не умирал.
Для изучения влияния на человеческий организм низких температур «опытный образец» помещали в барокамеру и следили, как у живого подопытного при обморожении конечностей развивается гангрена. К различным частям тела прикрепляли электроды, подводя ток различного напряжения.
На женщинах, в основном китаянках, проводились опыты, связанные с механизмами наследственности. Жертв считали не более, чем подопытными животными.
К 1956 году всех осужденных репатриировали в Японию, кроме одного умершего в заключении. У себя на родине они впоследствии получили учёные степени и общественное признание. Как, например, Масадзи Китано, который командовал «Отрядом 731» с июля 1942 по февраль 1944 года. Многие стали успешными гражданскими врачами, основали собственные клиники и медицинские компании, как Рёити Найто – учредитель фармацевтической корпорации «Зелёный Крест».
Нарушенные запреты
Сегодня самая «мирная» на планете Страна восходящего солнца по-прежнему не имеет вооруженных сил. Зато имеет так называемые силы самообороны, занимающие восьмое место в мире среди наиболее сильных армий мира. Их численность порядка 250 тысяч, плюс мобилизационный резерв – 42 тысячи. И хотя Конституцией страны закреплен запрет на создание сухопутных, морских и военно-воздушных сил, на вооружении Японии имеется 700 танков, 350 зенитных ракетных комплексов и около 300 истребителей более 130 различных кораблей и даже четыре авианосца, а также другое современное вооружение, которое ежегодно закупается для быстро растущих сил самообороны.
Страна с глубокими самурайскими традициями давно уже нарушила все установленные ей послевоенные запреты. С каждым годом в Японии все более нарастает решимость вернуть себе право обладать полноценной армией, в том числе и для того, чтобы избавиться, наконец, от американского военного присутствия на своей территории.
В 1951 году Вашингтон и Токио заключил договор, который действует по сей день. По нему США получили эксклюзивное право размещать свои военные базы на территории Японии, благодаря чему нападение на нее расценивается как агрессия против вооруженных сил США.
За такое военное покровительство Вашингтон требует с Токио все больше средств, что вызывает недовольство и многочисленные массовые протесты японцев, не согласных терпеть назойливое и дорогостоящее присутствие на территории собственной страны заокеанских союзников.
Есть и другие страны, на чьей территории еще, наверняка, сохранилась память о японских концлагерях и самурайских мечах, которыми там рубили головы.
Россия в глобальной политике
Кандидат экономических наук, эксперт, приглашённый преподаватель департамента зарубежного регионоведения Факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Япония с середины 1945 г. до конца 1950-х гг. прошла тяжёлый путь от послевоенного коллапса до запуска «экономического чуда». Перемены, произошедшие в этот период, стали достоянием экономической истории мира, породив множество подражаний. Частые обращения к тому опыту оправданы его многогранностью, в том числе и с позиции осмысления вывода из состояния глубокого кризиса сложной системы национального масштаба и её дальнейшего развития.
Последствия военных действий для Японии
Для Японии поражение во Второй мировой войне означало проигрыш в жестокой битве за сферы господства и влияния, региональный передел, сырьевые ресурсы и рынки сбыта. Эта война была противостоянием государственных систем, идеологий и экономик. Страна не справилась с сильными противниками, масштабы её захватнических намерений не соответствовали совокупным внутренним возможностям.
Состояние, в котором Япония находилась на момент капитуляции, можно охарактеризовать как системный кризис всех сфер жизни – крах внутренней националистической политики и внешней политики интервенции и захвата; резко отрицательная репутация жестокого агрессора в международном сообществе, особенно в странах Тихоокеанского региона; резонанс международной общественности на факт атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Япония утратила колонии и захваченные территории, воспринимавшиеся как часть её национального богатства.
В экономике наблюдались разбалансировка финансовой и денежной систем, отраслевые диспропорции, деградация отраслей гражданского производства и сельского хозяйства, остановка производства и сырьевых поставок, нарушение внутренних и внешних хозяйственных связей, разрушение населённых пунктов, транспортной наземной и морской инфраструктуры, систем связи и коммуникаций.
Япония понесла огромные людские потери, а также столкнулась с дисбалансом мужского и женского населения. Страну охватили безработица, нищета, антисанитария, массовое перемещение демобилизованных и репатриантов, распространение бродяг и беспризорников, рост преступности.
Все эти беды лишь частично можно описать цифрами. В результате военных действий в целом утрачено около 25 процентов национального богатства, в том числе уничтожено 80 процентов флота, разрушено 24 процента промышленных строений и 34 процента производственных мощностей. Демобилизация вернула к гражданской жизни 7,61 млн солдат, многие добирались до Японии из отдалённых районов не один год. К этому нужно добавить ещё 1,5 млн репатриантов, которые, приезжая из бывших колоний, сталкивались с голодом и нищетой, пытались устроить свою жизнь, искали жильё и источник дохода.
Сведения о гуманитарных последствиях войны разнятся. Согласно официальной статистике, которая может быть занижена, количество убитых среди военнослужащих составило 1,5 млн человек, а среди гражданского населения – около 300 тысяч человек, в том числе в результате бомбёжек в Токио – 97 тысяч человек, во время атомной бомбардировки Хиросимы – 86 тысяч, Нагасаки – 26 тысяч человек.
Вывести Японию из состояния послевоенного коллапса удалось комплексом разносторонних мер, занявших более десятилетия и реализовывавшихся в несколько этапов.
Середина 1945-го – начало 1952 года
Характер и направление мер восстановления японской экономики, которые предпринимались с середины 1945 г. по начало 1952 г. диктовались не только кризисной ситуацией внутри страны, но и жёстким внешним контролем. На территории Японии по условиям Потсдамской декларации находились оккупационные силы союзников, а главной оккупирующей державой были США.
Начальный период оккупации: 1945–1948
Первый этап оккупации был временем подведения итогов войны, когда превалировали политические цели, в частности – демилитаризация и демократизация Японии, создание в стране условий, исключающих возможность возрождения милитаризма. Оккупационное управление было косвенным. Японское правительство, сохранённое американскими властями, подчинялось целям оккупации, осуществляло от своего имени действия по их реализации и корректировало под эти условия решение задачи нормализации повседневной жизни, восстановления экономической и финансовой системы, возобновления гражданского производства и так далее.
Цели оккупационных властей были сквозными, они достигались через системное переформатирование всех сторон жизни, вычленение милитаристских и националистических составляющих, введение демократических принципов. Демонтировались основы полуавторитарной монархической структуры, в которой культивировался милитаризм, а также базис его экономической и идеологической поддержки.
Демилитаризация началась с демобилизации армии, освобождения военнопленных, реализации программы разоружения. После капитуляции все каналы массового идеологического воздействия, хорошо отлаженные во время войны, были поставлены под контроль и подвергались цензуре. Они же стали использоваться для распространения информации о проводимых изменениях, внедрения идей пацифизма, осуждения милитаризма, рассказов о США и демократических ценностях. Существенному изменению подверглась система образования. В школах заменялись учебные программы, вводились новые учебники, разрабатывались методические пособия для преподавателей, изменялась в направлении децентрализации структура управления образованием.
С принятием в конце 1945 г. гарантий политических прав и свобод начала меняться политическая жизнь. В разноплановых идейных потоках формировались многочисленные мелкие политические группы. После многолетнего запрета на деятельность и силового подавления активизировалось движение профсоюзов и левых партий. Решающую роль в демонтаже юридических основ монархической структуры сыграла новая Конституция 1947 г., которая заложила общий нормативно-правовой фундамент демократического режима, установила правила жизни и дала гарантии предсказуемости будущего развития. Император становился «символом государства и единства народа». Конституция ликвидировала институт государственной религии синто, систему аристократического сословия и наследование титулов. Вводилось всеобщее избирательное право, которое распространялось и на женщин. Императорская армия была расформирована, а в соответствии со статьёй 9 Конституции, японский народ отказывался от войны как средства решения международных споров. Полнота демилитаризации обеспечивалась роспуском всех военных, милитаристских и ультранационалистических структур, запретом воинственной идеологии, массовыми чистками должностных лиц, судом над военными преступниками.
Ощущение всеобщей катастрофы, униженности, беспомощности и бессмысленности, которое охватило японское общество в момент поражения, постепенно сглаживалось. На фоне необходимости решения рутинных жизненных проблем оно перерастало в стремление к реализации новых задач развития, что стало мощным мотивационным фактором созидания.
Экономический и производственный хаос начался в стране задолго до капитуляции. Структура экономики была деформирована в сторону военных отраслей, ресурсы истощены, сформировались резкие диспропорции между потреблением и накоплением, возникли всеобщий товарный дефицит, инфляция и финансовая нестабильность. В связи с этим государственное регулирование экономикой в жёстком формате довоенного и военного времени сохранялось до конца 1940-х годов.
Важнейшим объектом демократических реформ стали корпоративные структуры. Доминировавшие в стране принципы управления обусловливались историческими особенностями взаимодействия государства и предпринимательства. Экономическую основу военно-бюрократического режима и агрессивных действий Японии составляли дзайбацу – крупные промышленные конгломераты, которые принадлежали небольшой группе семей. Для ликвидации системы дзайбацу и организации публичных акционерных компаний по американскому образцу в разные годы оккупации были приняты законы о демонополизации и свободной конкуренции. На их основании проведена реструктуризация собственности, реорганизация компаний, их разукрупнение, часть компаний была ликвидирована. Акции компаний дзайбацу распределялись между работниками и банками.
Решения по роспуску дзайбацу приняты осенью 1945 г., однако процесс их реформирования занял не один год и в результате не был завершён. Принятые меры не уничтожили сеть деловых взаимосвязей и преемственность контактов, что позволило в скором времени восстановить в более гибком варианте структуру горизонтальной группировки многопрофильных объединений вокруг банков и вертикальную структуру связей крупных фирм с мелкими субподрядчиками.
Продовольственная проблема была одной из острейших. В стране долгое время действовал жёсткий механизм нормирования и продажи продуктов по карточкам, люди голодали. Аграрная реформа 1946 г. осуществлялась на основе изменения структуры владения и пользования землей. Была ликвидирована крупная помещичья собственность и создано сельскохозяйственное производство, основанное на системе мелкого независимого фермерства. Впрочем, скоро стало очевидно, что усилиями мелких хозяйств трудно решить проблему масштабного производства. Для покрытия потребностей в продовольствии нужно было интенсифицировать культуру земледелия и восстановить рыболовный промысел. Продуктовые резервы пополнялись регулярными поставками из США в рамках специальных программ, осуществлявшихся на долгосрочной кредитной основе из целевых фондов.
Внешняя торговля производилась с санкции оккупационных властей и по государственным каналам. Она велась в строго ограниченных позициях и масштабах сугубо для обеспечения острых внутренних потребностей. Торговый баланс оставался дефицитным, импорт существенно преобладал над экспортом. Ведущим партнёром, как, впрочем, и в довоенный период, выступали Соединённые Штаты. Контроль над внешней торговлей позволял американцам проникать на внутренний рынок Японии, воздействовать на все отрасли хозяйства, включая внутреннюю торговлю, финансовую систему, промышленный сектор.
Толчком для преодоления послевоенного коллапса экономики стал курс на развитие приоритетных производств, который реализовывался в 1947–1948 годах. Его задача состояла в выделении отраслей, способных при определённом стимулировании вывести национальное хозяйство из хаоса. В качестве приоритетных производств выбрали угледобычу, лёгкую промышленность, чёрную металлургию, производство удобрений и транспорт. Восстановление производства происходило на старой технической базе за счёт ремонта мощностей и их интенсивной загрузки.
Поток государственных субсидий, направляемых в эти отрасли, стал одним из факторов усиления инфляции. Правительство должно было сочетать структурные реформы с антиинфляционными мерами, перестройкой системы бюджетных счетов в соответствии с новыми целями, а также корректировать процесс пополнения бюджета через налоговую систему и государственные займы, по которым большие долги сохранялись ещё с военных времен. Все эти задачи дополнялись необходимостью реорганизации системы бухгалтерского учёта предприятий и финансовых учреждений.
Второй период оккупации: 1949–1952 годы
Экономическое восстановление Японии само по себе не являлось задачей оккупационных властей. Однако с конца 1940-х гг. по мере углубления противостояния с Советским Союзом США изменили отношение к вопросу экономического развития Японии, определив её как своего потенциального стратегического партнёра.
В этой связи были смягчены репарации, остановлена программа демонополизации. Япония, приняв в апреле 1949 г. условия установления фиксированного курса йены к доллару в размере 360 йен за 1 доллар, стала частью Бреттон-Вудской валютной системы. Кроме того, Япония законодательно установила параметры деятельности иностранного капитала, были открыты фондовые биржи, восстановлены министерство торговли и промышленности и Банк Японии.
С 1949 г. на основании рекомендаций американских специалистов, превратившихся в требования оккупационных властей, правительство приняло к исполнению режим экономии и сбалансированности государственного бюджета на основе принципов «финансового консерватизма», а также ослабило государственный контроль над экономикой, отказавшись в том числе от предоставления правительственных субсидий частным фирмам. Эти меры помогли стабилизации макроэкономики: установили на многие годы режим жёсткой бюджетной дисциплины и сняли остроту инфляции. Оборотной стороной стал резкий экономический спад, который привёл к стремительному сокращению реальной зарплаты и массовым увольнениям как в государственном, так и в частном секторах. Почти полное прекращение кредитования и аннулирование заказов со стороны государства и крупных компаний подорвали финансовое положение огромной массы мелких и средних предприятий. Началась экономическая депрессия.
Японская экономика смогла выбраться из глубокого спада только во время Корейской войны (1950–1953), создавшей высокий внешний спрос. На японских предприятиях размещались американские заказы, что не только обеспечивало страну валютными поступлениями, но и позволило восстановить ритмичность производства. В этот период проводилась своеобразная проверка способности обновлённой системы Японии к действию. И она показала свою эффективность.
От оккупации к быстрому росту
Оккупация Японии официально завершилась в апреле 1952 г. после ратификации парламентом Сан-Францисского мирного договора. Япония перешла на новый этап своего существования, начав адаптироваться к новым геополитическим условиям. Правительство решило сосредоточить ресурсы на экономических задачах обеспечения внутренней стабильности и защиты от внешней угрозы на основе союза с Вашингтоном. Японо-американский договор безопасности, подписанный в Сан-Франциско в 1951 г., стал базой многомерного альянса двух стран.
Ориентация на данную политику стала результатом осмысленного решения, подразумевавшего и то, что создание мощной индустриальной базы в сотрудничестве с сильным партнёром поможет как политической реабилитации Японии, так и построению равноправных отношений с международным сообществом в будущем.
В 1950-е гг. активная экономическая роль государства сохранялась. Она заключалась в определении целей и направлений развития экономики и её отдельных отраслей, стимулировании предпринимательства в движении по выделенным направлениям, установлении для него норм и стандартов. В ходе этой деятельности обкатывалась и настраивалась определившаяся во время оккупации система, которая должна была теперь обеспечивать основные жизненные потребности людей. Стратегический акцент делался на внутренние ресурсы развития и защиту внутреннего рынка.
В начале 1950-х гг. первостепенной задачей стало сокращение технологического разрыва с индустриально развитыми государствами и создание современной производственной базы. Тогда же сформировалась модель научно-технологической политики, которая стала активно реализовываться через применение зарубежных технических достижений в японском производстве. Вместе с тем массовое заимствование технологий имело и отрицательные стороны. Ориентация на прикладные исследования и доводку лицензий приводила, во-первых, к повышению зависимости японской экономики от иностранной техники и технологии, а во-вторых, содействовала сворачиванию фундаментальных исследований, что в долгосрочной перспективе замедлило развитие научно-технического потенциала страны.
Ещё одной линией государственной экономической политики оказалась промышленная рационализация, которая поддерживала курс на формирование новых производств, способных выпускать продукцию с большим объёмом потребления и экспортным потенциалом. В соответствии с этими критериями автомобилестроение, металлургия, химия, судостроение, станкостроение и производство электрооборудования для связи были определены в качестве ключевых отраслей.
Политика рационализации предполагала не только техническую модернизацию, но и совершенствование менеджмента. Организационно-управленческие факторы, вышедшие на первый план, представлялись важными и в прежние годы, но тогда их эффект был завуалирован другими процессами, поддающимися регулярному статистическому исчислению и лежащими на поверхности экономической жизни. В послевоенный период управление предприятиями происходило на основе объединения отечественных практик и преимущественно американских методик. Большее значение при этом имел японский опыт, который накапливался с предшествующих десятилетий.
В июле 1955 г. был принят Пятилетний план экономической независимости, содержащий широкие политические ориентиры. В это время базовые показатели экономики Японии достигли предвоенных. Это означало завершение процесса восстановления страны (таблица 1). С этого времени планы стали новым инструментом государственной политики, они положили начало формированию механизма прогнозирования и целевого развития.
С введением индикативного планирования управление экономикой стало более систематизированным. Оно было необходимо для распределения ограниченных ресурсов, а также позволило определять долгосрочные цели. Главная цель Пятилетнего плана экономической независимости состояла в обеспечении внутреннего стабильного экономического развития, а также в формировании новой экономической структуры страны, способствующей интеграции в мировую экономику.
Таблица 1. Индикаторы послевоенного экономического развития (уровень 1934–1936 гг. принят за 100)
К тому моменту Япония уже присоединилась к ведущим международным организациям: в 1952 г. – к Международному валютному фонду и Международному банку реконструкции и развития, в 1955 г. – к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Условия членства в этих организациях вводили многие ограничения, с которыми страна в дальнейшем должна будет считаться.
Изменения в отраслевой структуре экономики не могли не отразиться на структуре занятости населения. Рост населения продолжался, но темпы роста экономики обеспечивали низкий уровень безработицы. В составе трудоспособного населения увеличивалась доля наёмных работников. Началось перемещение из сельского хозяйства в промышленный сектор и сферу услуг, что приводило к постепенному сокращению численности сельского населения. Ближе к концу 1950-х гг. переселение в города, в основном молодёжи, стало массовым. Тогда же сложилась система национального социального обеспечения, которая включала здравоохранение, пенсии и социальную защиту.
1950-е гг. – время формирования политической структуры Японии. На общественную сцену возвращались представители старой государственной элиты, отстранённой от власти во время оккупации. Отношения между правящим консервативным лагерем и оппозиционным, который был в значительной степени левоориентированным, приобретали конфронтационный характер. Среди консерваторов наблюдалась тенденция к консолидации. Это происходило в то время, когда Японии была необходима власть, способная обеспечить стабильное развитие, противодействие левому и рабочему движению, достижение равноправных отношений с ведущими странами мирового сообщества. Создание в 1955 г. Либерально-демократической партии Японии (ЛДП) завершило процесс формирования политической структуры.
В 1958 г. в Японии резко ухудшилась конъюнктура. Возникла ситуация, характеризующаяся классическими чертами кризиса, хотя смена фаз экономического развития и выход из кризиса произошли в ускоренном порядке. Началась отраслевая перестройка экономики: падение производства в сферах, обслуживавших инвестиционный спрос (поставки производственного оборудования, строительных материалов, сырья и полуфабрикатов), сопровождалось бумом производств, выпускавших потребительские товары длительного пользования. Это были новые для Японии отрасли – производство бытовой техники, автомобилей. Они поддерживали общую положительную динамику через потребность в новых капиталовложениях и удовлетворение высокого спроса. Новые отрасли стали основой японского экономического чуда, сделавшего страну одной из самых развитых в мире.
Значение и уроки японского послевоенного восстановления
Послевоенная ситуация в Японии представляла собой переплетение кризисов разного характера, которые в совокупности можно охарактеризовать как национальный коллапс. Наложение кризисов требовало времени для исправления ситуации. Большие усилия были направлены на то, чтобы противостоять давлению послевоенной инфляции, сбалансировать бюджет, запустить нормальный экономический рост в условиях демилитаризации.
На всех этапах послевоенного восстановления и последующего развития японское правительство играло ключевую роль. В ходе проведения масштабных изменений во всех сферах экономики использовался прошлый опыт Японии и оправдавшие себя механизмы государственного управления и контроля.
В процессе реформирования, особенно на первом этапе, важную роль сыграли оккупационные силы, в первую очередь США. Ставя во главу угла скорее демилитаризацию Японии, чем экономическое развитие само по себе, они, тем не менее, помогли задать жёсткий ритм реформ, определить болевые точки японской экономики и стимулировать их исправление.
Ретроспективная оценка мер, принятых во время оккупации, сопровождается разными выводами. Многие слабости японской экономики, проявившиеся в последние три десятилетия её стагнации, были заложены именно в тот период. Тем не менее очевидно, что шаги, осуществлённые в послевоенные годы, послужили базой для восстановления, быстрой модернизации страны и вступления её в ряды передовых экономик. Менее чем за пятнадцать лет Япония прошла путь от послевоенного коллапса к экономическому чуду. В эти годы сформировалась новая модель экономического развития. А меры государственной политики послевоенных лет современное знание классифицирует как государственное антикризисное управление, ставшее частью общей долгосрочной стратегии превращения страны в успешное государство.