что потопаешь то и полопаешь
«Что потопаешь, то и полопаешь»: повседневная пища русских крестьян (4 фото)
Покупные продукты на столе обычных людей до начала прошло века были очень редким явлением. Все необходимое жителям русских губерний давала земля, на которой они трудились. На Руси крестьяне питались в основном грубой пищей, приготовление которой не занимало много времени.
Если в хозяйстве имелась корова, то кашу варили на молоке. Но далеко не все жители села могли позволить себе держать крупную скотину. По очень большим праздникам на столе появлялись настоящие деликатесы: студень, жаренная картошка, а варево готовили на мясном бульоне.
Нечасто крестьяне ели и пшеничный хлеб, который тогда считался пищей богачей. Булками и калачами детей баловали на ярмарках и гуляньях. Существовала и поговорка, отражающая само отношение людей к белому хлебушку: «Белый хлеб – для белого тела». В основном хлеб пекли из ржаной муки.
Так в Тамбовской губернии из круп ели преимущественно просо (пшено): варили кашу «сливуху», заправленную свиным салом. В щи добавляли тоже сало или забеливали их молоком (реже сметаной). Естественно, что довольно большую часть рациона в то время составляли такие овощи как, репа, картошка, брюква, капуста. Свеклу и морковь в деревне ели меньше, а огурцы и помидоры появились в огородах только в советское время.
В Курской губернии во время зимних постов люди ели квашеную капусту и галушки из гречневой муки. Щи тоже готовились из кислой капусты и квашенной свеклы. В непостные дни на столе появлялись творог со сметаной и рыба.
Такой скромный ассортимент некалорийных продуктов заставлял крестьян довольно часто есть, чтобы компенсировать физические затраты. Вставали в деревенских семьях очень рано и перекусывали остатками вчерашней трапезы. После хлопот по хозяйству семья усаживалась за стол около 9 часов утра. На завтрак обычно ели варево и картошку.
Вот как о жизни крестьян писал священник В. Емельнов: «В страдную летнюю пору едят четыре раза. В завтрак в постные дни едят кулеш с одним ржаным хлебом, когда вырастает лук то с ним. В обед хлебают квас, добавляя в него огурцы, потом едят щи (шты), наконец крутую пшенную кашу. Если работают в поле, то весь день едят кулеш, запивая его квасом. В скоромные дни к обычному рациону добавляют сало или молоко. В праздник – студень, яйца, баранина в щах, курятина в лапше».
КАК ПОТОПАЕШЬ, ТАК И ПОЛОПАЕШЬ
КАК ПОТОПАЕШЬ, ТАК И ПОЛОПАЕШЬ
Выше уже неоднократно отмечалось, что для русских процесс труда важнее, чем его результат. Посмотрим теперь, как это обстоятельство отражается непосредственно на работе. Вопрос вопросов для рядового россиянина: добьёмся ли мы хоть когда-нибудь такого же благосостояния, как на Западе?
До тех пор пока экономика у нас была замкнутой, товаров не хватало, и население покупало то, что мы же и производили, да ещё при этом радовалось, что удалось «достать» шапку или колбасу, всё оставалось как-то привычно плохо. И с зарплатой тоже всё было понятно: как говорил Жванецкий, если вы выпускали хорошие велосипеды, вам платили 120 рублей; если вы выпускали плохие велосипеды, вам тоже платили 120 рублей; если вы вообще не выпускали велосипеды, вам всё равно платили 120 рублей. И все вроде бы были довольны.
Недовольство возникало, только когда человек попадал за границу. Люди плакали самыми настоящими слезами, когда видели заваленные товарами прилавки в западных странах: ну почему у нас нельзя так, как у них? Чем мы хуже?
Но вот настали совсем другие времена. Товаров стало много, и основания для слёз изменились: теперь надо было искать деньги для того, чтобы всё это купить.
Но вот что выяснилось: товары на прилавках были все иностранные, а наши, если и наличествовали, оказыва лись хуже. Конкуренции мы явно не выдерживали.
Что, в общем-то, и понятно: зачем делать хорошие вещи, если можно тяп-ляп, и всё равно купят, куда они денутся?
Вот свежая статистика о том, как у нас идут дела в производстве. В 2008 году каждый занятый в российской экономике вносил в ВВП страны вклад в размере 16,1 тысячи долларов. В Южно-Африканской Республике соответствующая цифра — 38,1, во Франции — 59,4, в США — 74,6. А в крошечном Люксембурге — аж 110 тысяч.
Можно, конечно, всё валить на низкую производительность труда, на устаревшую технику, в результате чего наша продукция и хуже, и дороже западной. Всё так. Но вот ещё цифры.
На «АвтоВАЗе» в 2009 году работников было 106 тысяч, а на BMW — 107 тысяч. Примерно то же самое. Но «АвтоВАЗ» выпустил 734 тысячи автомашин на 8,1 миллиарда долларов, a BMW — 1,54 миллиона машин на 79,9 миллиарда. Иными словами, производительность труда на «АвтоВАЗе» была ниже вдвое, а заработал он меньше в 13 раз.
Но стоит помнить ещё и о том, что зарплата в России пока даже не приближается к той, которую получает западный сотрудник. За такую зарплату ожидать, что русские будут работать так, как хотя бы в ЮАР, наивно: «Как нам платят, так мы и работаем». Времена, когда можно было уговорить нас трудиться на голом энтузиазме, давно прошли. Это БАМ можно было строить с помощью комсомольцев, которые жили в землянках и терпели холод, голод и бездушное руководство.
«Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги, господа, а без денег жизнь плохая, не годится никуда!» Эту старую песенку могли бы петь люди любой национальности. И всё-таки отношение к деньгам у нас и у многих других народов различно.
В диссертации Т.А. Ершовой приведён любопытный опрос о том, какие ассоциации вызывают у вас слово «деньги». Он показал, что у немцев это «важно», «работа», «свобода», «защита», «профессия», «заработать». У русских — «много», «бумага», «необходимость», «средство», «богатство», «власть», «бабки», «баксы», «благополучие», «иметь».
Как вам это нравится? Немцы, получается, относятся к деньгам куда уважительнее, чем мы. Они увязывают их с работой, считают, что они дают им свободу, что с их помощью можно защититься от неприятностей, получить профессию, то есть опять же зарабатывать деньги. А у нас слово «заработать» даже не упомянуто, однако есть жаргонные наименования денег и указание на то, что они дают богатство и власть.
Зато у нас есть много пословиц, которые предлагают относиться к отсутствию денег легко: «Не в деньгах счастье», «Всех денег не заработаешь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», не следует гоняться за «длинным рублём». Но то, что есть, следует экономить: «Копейка рубль бережёт».
А как мы относимся к понятию «хорошо работать»? Немцы дали такие реакции: «успех», опять же «деньги», «важно», «усердно», «прилежно», «зарабатывать», «стресс», «удовлетворение». Неплохо, не правда ли? Сразу видно, что перед нами усердные трудоголики. Для немцев работать — значит хорошо зарабатывать и одновременно испытывать от этого удовлетворение, хотя и требуется известное напряжение.
А как у нашего брата? Реакции такие: «вкалывать», то есть работать, не получая никакого удовольствия; «деньги» — значит работать лишь для заработка; «получать», «удовольствие» (вот, наконец, это слово, на четвёртом месте), «труд», «любить», «удовлетворение». В сознании русских нет связи денег с успехом и усердной работой. «Вкалывать» — это совсем не то, что усердно и прилежно работать.
Хотя, судя по этим ответам, назвать русских лодырями никак нельзя.
Не надо забывать и ещё одну русскую особенность: крайнее нежелание переезда. Америка — страна в высшей степени мобильная: если работы нет, допустим, в Висконсине, американец недолго думая переезжает куда-нибудь в Айдахо. Некоторые из них даже живут в так называемых mobile homes, передвижных домах, которые легко перетащить из одного штата в другой, где ему уже уготовано место с подключённым электричеством, газом, отоплением и канализацией.
У нас же переехать на новое место — это целая история: и жить там негде, и, главное, психологически очень трудно — трудно оторваться от того края, к которому привык, бросить друзей, к которым привязался. Лучше уж тут как-нибудь перебиться. В результате где-то рабочей силы переизбыток, где-то — острая недостача.
Конечно, что-то можно в этом плане поправить с помощью изменений в государственной политике. Надо бы как-то стимулировать переезды, начать платить заработную плату, за которую хотелось бы лучше трудиться. Необходимо стимулировать установку новой техники на предприятиях. А какие-то предприятия, которые поднять уже невозможно, придётся закрыть. Как это сделать при нашем коллективистском мышлении? Ведь это означает коренную ломку чьих-то судеб. Если речь идёт о градообразующем предприятии, значит, надо переселять куда-то многие тысячи семей. Затраты фантастические. Но делать-то что-то надо. Если, конечно, мы хотим, чтобы «у нас» стало как «у них».
Можно надеяться, что в таких новых условиях вырастет и производительность труда. Во всяком случае, в США и Великобритании в высокотехнологичных областях производительность труда увеличивалась в 8–11 раз быстрее, чем в традиционных.
А вот теперь ответьте сами на вопрос, заданный в начале этого раздела.
Что потопаешь то и полопаешь
Пословица про труд и безделье:
Что потопаешь, то и полопаешь.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про труд и безделье. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про труд и безделье
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Что потопаешь то и полопаешь
Латынь = На латыни = На латинском
Кто не работает, тот не ест.
Qui non laborat non manducet.
Означает как поработаешь, так и поешь.
= Что посеешь, то и пожнешь.
You reap what you sow.
букв. Вы жнете то, что сеете.
2. Кто не работает, тот не ест.
He that does not work, let him not eat.
букв. Тот кто не работает, не позволяйте ему есть.
3. В реальной же жизни, все как раз наоборот; политики и подобные только языками классно чешут, а жрут они, мать твою, за троих.
«He that doesn’t work, let him not eat,» said the lazy soldier and was the first one off to the chow hall.
FUNNY JOKE
СМЕШНОЙ АНЕКДОТ
Some multi-child worky called the Kremlin for the President and started complaining, «Mr. President, Sir, I haven’t been working for exactly two months now because of the pandemic. The money I still had has run out by now. My four children, my wife and I have nothing to eat. Please, sir, give me some advice how to carry on. All the President calmly answered was, «You’re actually talking sense. but you said it that you’re not working. And he that does not work, let him not eat.»
Александр Газинский, автор данного сайта и преподаватель разговорного английского языка в Москве метро Южная
Какой-то многодетный работяга позвонил в Кремль президенту и начал жаловаться: «Господин Президент, по причине пандемии я уже не работаю ровно два месяца. Деньги, которые у меня все еще были уже закончились. Моим четверым детям, жене и мне нечего есть. Посоветуйте, пожалуйста, как жить дальше. На что президент спокойно ответил: «В общем-то Вы говорите дело. но Вы же сами говорите, что Вы не работаете, а кто не работает, тот не ест.»
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Быстро найти пословицу, поговорку или разговорный сленг по начальной букве:
примеры предложения анекдот шутка английском языке Что потопаешь то полопаешь Кто не работает тот не ест по-английски самый лучший русско-английский словарь английских пословиц поговорок разговорного сленга идиоматических выражений эквивалент перевод аналог значение фразеологизма как переводится перевести понять на английский язык BTC English Александра Газинского звук озвучено
Сказки Добролесья. Как потопаешь, так и полопаешь
Аудио
Поделиться:
Нравится:
Предыдущие выпуски
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
24 декабря. И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его
24 декабря. Мученик Миракс Египтянин
Читаем Апостол. 24 декабря
День ангела 24 декабря
Этот день в истории 24 декабря
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Дорогие друзья
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!