что повар обварил псу шарику
Тест по повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Тест по литературе
для учащихся 9 класса
(«Линия УМК В.Я. Коровиной. Литература (5-9 кл.)»)
Тема : Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Данный тест предназначен для проверки усвоения содержания повести М. Булгакова «Собачье сердце», умения формулировать свои мысли и грамотно их излагать на основе прочитанного, знания изобразительно-выразительных средств языка.
Тест рассчитан на 35-40 минут (при уроке продолжительностью 45 минут). Оставшееся время нужно уделить организационным вопросам, в том числе инструктированию учащихся перед выполнением работы.
Данную работу следует проводить после завершения изучения повести.
Успехов Вам и ребятам!
Тест по повести М. Булгакова «Собачье сердце»
ученика (цы) 9 __ класса
_____________________________(фамилия, имя в Р.п.)
I . Внимательно прочитайте задание. Обведите в кружок номер правильного ответа. У заданий 1-8 может быть только один правильный ответ.
1. Что повар обварил псу Шарику?
2. Кто первый назвал пса Шариком?
2) повар Влас с Пречистенки
3) профессор Преображенский
3. Где сидит разруха, по мнению профессора Преображенского?
4. Чучело какого животного разодрал пес Шарик?
5. В каком году происходят события повести?
6. Кто из героев дал Шарикову переписку Энгельса?
7. Как Шариков выбрал себе имя?
1) швейцар подсказал
2) прочитал на вывеске
3) услышал на улице
4) нашел в календаре
8. Назовите имя, которое выбрал Шариков
1) Телеграф Телеграфович
2) Филипп Филиппович
3) Полиграф Полиграфович
4) Водолаз Водолазович
II . Внимательно прочитайте предложения. Впишите пропущенное слово (слова).
1. Живуч собачий ________.
2. Нет! Тут ____________. А уж хуже этого ничего нет на свете. Во много раз опаснее дворника.
4. Столовых ни у кого нет в Москве. – Даже у __________ __________!
5. ______________________ у женщин единственное утешение в жизни.
III . Прочитайте отрывок. Выполните задания 1-2. Свой ответ представьте в 3-5 предложениях.
1. Кого имел в виду профессор Преображенский, говоря: «с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло»? Докажите свою точку зрения.
2. Согласны ли вы с профессором Преображенским? Аргументируйте свой ответ.
IV . Прочитайте предложения, определите, какое средство выразительности использовал автор. Свой ответ запишите словом (словами).
1. Он стоял у письменного стола и смотрел как полководец на врагов.
2. Пес заливался горькими слезами.
3. Впрочем, у него и так, по-видимому, денег куры не клюют.
V . Посмотрите на кадр из экранизации повести «Собачье сердце». Напишите, какой момент запечатлен на фотографии.
Ключи (правильные ответы)
Кадр из фильма иллюстрирует сцену прихода уголовной милиции, следователя, председателя Швондера (и Вяземской, швейцара Фёдора) в квартиру профессора Преображенского с целью ареста его (и Борменталя, Зины, Дарьи Петровны) за убийство Шарикова.
Учащиеся могут написать, чем закончилась данная сцена: появление прежнего властного и энергичного Филиппа Филипповича, показ пса Шарика, который все меньше и меньше походит на человека. Реакция следователя и т.д.
Рекомендации к оцениванию.
Использованная литература : Булгаков М.А. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце: Повести. – СПб.: Азбука – классика, 2006. – 256 с.
Тест с ответами по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Ответы к тесту смотрите внизу страницы.
1. Что повар обварил псу Шарику?
1) правый бок
2) левый бок
3) голову
4) спину
2. Кто первый назвал пса Шариком?
1) машинистка
2) повар Влас с Пречистенки
3) профессор Преображенский
4) Зина
1) в большевиках
2) в клозетах
3) в меньшевиках
4) в головах
4. Чучело какого животного разодрал пес Шарик?
1) совы
2) зайца
3) кота
4) ворона
5. В каком году происходят события повести?
1) 1907
2) 1899
3) 1924
4) 1935
6. Кто из героев дал Шарикову переписку Энгельса?
1) Вяземская
2) Швондер
3) Пеструхин
4) Жаровкин
7. Как Шариков выбрал себе имя?
1) швейцар подсказал
2) прочитал на вывеске
3) услышал на улице
4) нашел в календаре
8. Назовите имя, которое выбрал Шариков
1) Телеграф Телеграфович
2) Филипп Филиппович
3) Полиграф Полиграфович
4) Водолаз Водолазович
II. Внимательно прочитайте предложения. Впишите пропущенное слово (слова).
III. Прочитайте отрывок. Выполните задания 1-2. Свой ответ представьте в 3-5 предложениях.
1. Кого имел в виду профессор Преображенский, говоря: «с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло»? Докажите свою точку зрения. ______________________________
2. Согласны ли вы с профессором Преображенским? Аргументируйте свой ответ. ______________________________
IV. Прочитайте предложения, определите, какое средство выразительности использовал автор. Свой ответ запишите словом (словами).
1. Он стоял у письменного стола и смотрел как полководец на врагов. ______________________________
2. Пес заливался горькими слезами. ______________________________
3. Впрочем, у него и так, по-видимому, денег куры не клюют. ______________________________
V. Посмотрите на кадр из экранизации повести «Собачье сердце». Напишите, какой момент запечатлен на фотографии.
Ключи (правильные ответы)
1. дух
2. швейцар
3. Правду
4. Айседоры Дункан
5. Кинематограф
III. Возможные варианты ответов:
1. сравнение
2. эпитет
3. фразеологизм
V. Возможный вариант ответа:
Кадр из фильма иллюстрирует сцену прихода уголовной милиции, следователя, председателя Швондера (и Вяземской, швейцара Фёдора) в квартиру профессора Преображенского с целью ареста его (и Борменталя, Зины, Дарьи Петровны) за убийство Шарикова.
Учащиеся могут написать, чем закончилась данная сцена: появление прежнего властного и энергичного Филиппа Филипповича, показ пса Шарика, который все меньше и меньше походит на человека. Реакция следователя и т.д.
«Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам
Повесть «Собачье сердце», краткое содержание которой будет интересно не только учащимся и студентам, но и любителям хорошей литературы, — одно из лучших произведений Михаила Булгакова. Воспользуйтесь пересказом, чтобы вспомнить или составить мнение об описанных событиях и героях.
Повесть «Собачье сердце», краткий пересказ которой пригодится тем, кто слышал об этом произведении или изучает его в школе, университете, М. Булгаков написал в период революционных открытий в науке и философии (1925 год). Ученые, вдохновленные революционной идеей кардинальных изменений общества, взялись за улучшение человеческой породы. Они проводят ряд экспериментов, результатом которых должна стать долговечность людей и проявление уникальных способностей.
Автор произведения создал пародию на потуги ученых изменить человека, на политическое устройство новой социалистической России. Операция профессора Преображенского и ее результаты воспринимаются как метафора изменений, которые произошли в обществе после революции, когда к власти пришли необразованные, малокультурные, но агрессивно настроенные люмпены.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Если нет возможности перечитать «Собачье сердце», то краткое содержание по главам поможет восстановить авторские посылы:
Глава 1
Бродячий пес воет в подворотне от боли: повар обварил ему кипятком левый бок. Пес с иронией и по-философски размышляет о московских обывателях, о милосердии и злости людей. Исходя из того, насколько обозлены на бродячих собак дворники и повара, насколько скудны выбрасываемые отходы, Шарик делает вывод о новых порядках, которые установились после революции.
Его внимание привлекает господин. Он вкусно пахнет и вызывает уважение (« умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей»). Такой точно не обидит собаку, потому что сам сыт. Господин кормит пса и забирает к себе в дом.
Глава 2
Шарик оказывается в богатой квартире. Горничная Зина пыталась отвести его в смотровую, где принимал больных профессор Преображенский — хозяин жилища. С испуга пес разгромил прихожую, но ассистент профессора Борменталь (молодой человек с острой бородкой) усыпил его хлороформом. Проснувшись, животное уже не чувствовало боли в боку (ему наложили повязку).
Он становится свидетелем приема у Преображенского. Его посетители (престарелый ловелас с зелеными волосами и в панталонах, расшитых черными кошками, молодящаяся дама, мужчина, совративший четырнадцатилетнюю девочку) жаждут омоложения. Они вызывают у пса омерзение. Он решает, что попал в похабную квартирку.
Завершается день визитом домкома. Комитет возглавляет Швондер. Пришедшие сообщают, что у Филиппа Филипповича будет отобрана комната в связи с уплотнением.
Преображенский, возмущенный их наглостью, звонит высокопоставленному чиновнику, чтобы сообщить о сложившейся ситуации. Домком удаляется, объявив профессора ненавистником пролетариата.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Глава 3
Обед в доме Преображенского обставлен как культурное событие. Профессор размышляет о культуре приема пищи, дает рекомендации Борменталю и категорически не советует читать газет за обедом (особенно советских), иначе расстройство пищеварения гарантировано.
Пение членов домкома, которые собрались на очередное собрание, заставляет Преображенского высказаться относительно будущего, которое строит пролетариат. Он уверен, что наступит разруха, потому что никто не хочет работать, а только дискутировать и петь революционные песни.
После обеда Преображенский намерен отправиться в оперу, слушать «Аиду». Из туманных разговоров профессора и ассистента понятно, что Шарик станет частью какого-то научного эксперимента. Он начнется, как только Борменталь получит известие от патологоанатомов о наличии подходящего материала.
Глава 4
Пса не выгоняют из квартиры, и он решил, что вытащил собачий билет, размышляет о своей тайной родословной. Шарик ест вдоволь и раздирает сову. Филипп Филиппович не разрешает Зине его бить, утверждая, что только внушением следует воздействовать на человека и животное.
Внезапно судьба Шарика меняется: в квартире раздается звонок, профессор обедает раньше, пса оставляют голодным и запирают в ванной, потом отправляют в смотровую и дают наркоз.
Профессор и Борменталь проводят экспериментальную операцию: псу пересаживают семенники и гипофиз человека. Преображенский предполагает, что собака умрет (« ласковый пес был, но хитрый»), поскольку предыдущие опыты были неудачными.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Глава 5
Дальнейшие события воссозданы по записям доктора Ивана Арнольдовича Борменталя. Это история эксперимента над Шариком. Из тетради узнаем, что пес выжил, у него начала выпадать шерсть, изменился тембр голоса, вместо лая появились членораздельные слоги, происходит удлинение костей, вес достигает 30 кг.
Вскоре собакочеловек стал подниматься с постели: он ходит и выговаривает «Абырвалг» — «Главрыба» наоборот и слово «пивная», обругал профессора матом. Преображенский после обморока поправляется, но приемы не ведет. Пациент меняется стремительно (теряет хвост, разговаривает).
По городу пошли слухи о марсианине из Обуховского переулка, и дом профессора Преображенского атакуют религиозные и революционные фанатики. Вскоре Филипп Филиппович признает ошибку: пересаженный гипофиз не омолодил, а очеловечил собаку.
Он приказывает купить одежду пациенту. Тот ведет себя дико: ругается матом, хамит. Чтобы понять, почему получился такой отвратительный тип из такой хорошей собаки, профессор изучает историю жизни Клима Чугункина, труп которого использовали для изъятия пересаженных материалов.
Глава 6
Жизнь в квартире Преображенского кардинально изменилась: Борменталь переехал к наставнику, в доме появились запреты на употребление семечек и игру на музыкальных инструментах по утрам (раньше их не было, поскольку все придерживались правил общежития).
Профессор обращается с этим вопросом к Швондеру. Документ получен. Шариков проявил животную агрессию по отношению к кошке и устроил потоп в квартире доктора. Филиппу Филипповичу приходится отвечать и расплачиваться с пострадавшими от неугомонной натуры и похабного поведения Полиграфа.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Глава 7
Ученые берутся за воспитание Шарикова: учат правилам этикета. Оказывается, тот имеет пристрастие к водке, театру предпочитает цирк, знает слово «контрреволюция», читает переписку Каутского с Энгельсом. Полиграф — типичный люмпен: не образован, питает классовую ненависть (работать не хочет, но хочет жить хорошо, комфортно и зажиточно), сторонник экспроприации и социальной уравниловки.
Иван Арнольдович и профессор Преображенский быстро ставят его на место, указав на то, сколько он должен денег за кота и испорченный водопровод, за компенсацию соседям. В результате книгу, которую он читал, отправляют в печь.
Отправив жильца с ассистентом в цирк, профессор мрачно и решительно смотрит на гипофиз собаки, который остался после операции.
Глава 8
Успокоившись, ограничивается запретом подавать Полиграфу еду. Тот в отместку крадет деньги, напивается и приводит таких же, как и он, дружков. После их выдворения обнаруживается пропажа пепельницы из малахита, шапки из бобра и трости, которую любил профессор.
Пересадив собаке эту часть мозга, они создали гомункула — хама и алкоголика. Ученые размышляют над тем, во что превратится Полиграф под воздействием Швондера. Перспектива печальная.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Глава 9
Филипп Филиппович разгневан, он разговаривает с Полиграфом и выгоняет из дома. Но тот не сдается и угрожает профессору пистолетом. В результате схватки Шарикова связывают и усыпляют хлороформом.
Глава 10
Швондер донес на Преображенского в милицию, обвинив того в убийстве Полиграфа. На требование милиционеров предъявить Шарикова Филипп Филиппович выводит диковинное существо, которое внешне еще выглядит как человек, но повадки имеет собачьи. Профессор объяснил, что эксперимент не удался: созданный им человек деградировал в собаку.
Пес Шарик уже с возвращенным собственным животным гипофизом блаженствует в квартире Преображенского, но недоумевает, почему ему изрезали голову.
Философские размышления о важности для развития человека культуры и образования, о злоупотреблении властью и классовой ненависти, вмешательстве в природу живых существ — главные проблемы повести «Собачье сердце».
Краткое содержание для читательского дневника демонстрирует позицию автора в отношении этих вопросов. Воспользуйтесь представленной информацией, чтобы систематизировать знания о произведении Михаила Булгакова.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Тест по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по литературе
для учащихся 9 класса
(«Линия УМК В.Я. Коровиной. Литература (5-9 кл.)»)
Тема : Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Данный тест предназначен для проверки усвоения содержания повести М. Булгакова «Собачье сердце», умения формулировать свои мысли и грамотно их излагать на основе прочитанного, знания изобразительно-выразительных средств языка.
Тест рассчитан на 35-40 минут (при уроке продолжительностью 45 минут). Оставшееся время нужно уделить организационным вопросам, в том числе инструктированию учащихся перед выполнением работы.
Данную работу следует проводить после завершения изучения повести.
Успехов Вам и ребятам!
Тест по повести М. Булгакова «Собачье сердце»
ученика (цы) 9 __ класса
_____________________________(фамилия, имя в Р.п.)
I . Внимательно прочитайте задание. Обведите в кружок номер правильного ответа. У заданий 1-8 может быть только один правильный ответ.
1. Что повар обварил псу Шарику?
2. Кто первый назвал пса Шариком?
2) повар Влас с Пречистенки
3) профессор Преображенский
3. Где сидит разруха, по мнению профессора Преображенского?
4. Чучело какого животного разодрал пес Шарик?
5. В каком году происходят события повести?
6. Кто из героев дал Шарикову переписку Энгельса?
7. Как Шариков выбрал себе имя?
1) швейцар подсказал
2) прочитал на вывеске
3) услышал на улице
4) нашел в календаре
8. Назовите имя, которое выбрал Шариков
1) Телеграф Телеграфович
2) Филипп Филиппович
3) Полиграф Полиграфович
4) Водолаз Водолазович
II . Внимательно прочитайте предложения. Впишите пропущенное слово (слова).
1. Живуч собачий ________.
2. Нет! Тут ____________. А уж хуже этого ничего нет на свете. Во много раз опаснее дворника.
4. Столовых ни у кого нет в Москве. – Даже у __________ __________!
5. ______________________ у женщин единственное утешение в жизни.
III . Прочитайте отрывок. Выполните задания 1-2. Свой ответ представьте в 3-5 предложениях.
1. Кого имел в виду профессор Преображенский, говоря: «с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло»? Докажите свою точку зрения.
2. Согласны ли вы с профессором Преображенским? Аргументируйте свой ответ.
IV . Прочитайте предложения, определите, какое средство выразительности использовал автор. Свой ответ запишите словом (словами).
1. Он стоял у письменного стола и смотрел как полководец на врагов.
2. Пес заливался горькими слезами.
3. Впрочем, у него и так, по-видимому, денег куры не клюют.
V . Посмотрите на кадр из экранизации повести «Собачье сердце». Напишите, какой момент запечатлен на фотографии.
Ключи (правильные ответы)
Кадр из фильма иллюстрирует сцену прихода уголовной милиции, следователя, председателя Швондера (и Вяземской, швейцара Фёдора) в квартиру профессора Преображенского с целью ареста его (и Борменталя, Зины, Дарьи Петровны) за убийство Шарикова.
Учащиеся могут написать, чем закончилась данная сцена: появление прежнего властного и энергичного Филиппа Филипповича, показ пса Шарика, который все меньше и меньше походит на человека. Реакция следователя и т.д.
Рекомендации к оцениванию.
Использованная литература : Булгаков М.А. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце: Повести. – СПб.: Азбука – классика, 2006. – 256 с.
Название произведения | Собачье сердце |
---|---|
Автор | Михаил Булгаков |
Жанр | социально-философская, сатирическая повесть |
Год написания | 1925 |
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
«Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали»
Глава 2
Когда Шарик очнулся, бок не болел совсем. Он открыл глаза и стал прислушиваться к разговорам. Новая личность спрашивала Филиппа Филипповича о том, как удалось такого нервного пса вообще привести в квартиру.
Шарик встал на ноги и поплелся за профессором Филиппом Филипповичем в кабинет: «Прежде всего он полыхал светом: горело под лепным потолком, горело на столе, горело на стене, в стеклах шкафов. Свет заливал целую бездну предметов». Особенно привлекла внимание Шарика громадная сова.
Филипп Филиппович сел за стол и начал прием пациентов, очень необычных пациентов. Например, Шарик увидел интересного человека с зелеными волосами, морщины были у этого человека по всему лицу, но само лицо было розовым, как у маленького ребенка. Одна нога еле тащилась, зато другая прыгала, как мячик. Далее зашла дама, явно скрывающая свой возраст, с темными кругами под глазами, но с постепенно меняющимся на розовый приятный цвет лицом. Осмотр свой профессор вел в этот раз за ширмой, предварительно уложив барышню на какое-то странное кресло. У Шарика потемнело перед глазами, и он заснул. А профессор работал не покладая рук.
Глава 3
Филипп Филипович садится обедать вместе со своим ассистентом, уже знакомым Шарикову, как личность, которая сунула псу под нос странную жидкость, и которого зовут Иван Арнольдович. Обед поражает роскошью: семга, маринованные угри, сыр, икра, раки, водка. У Шарика текут от предвкушения и запахов слюнки. Профессор с вилки кормит счастливого пса. Теперь этот человек для Шарика точно закрепил за собой статус божества. После этого псу Зина принесла кусок осетрины и ростбифа. Наевшись до отвала, Шарик развалился на полу и стал слушать разговоры двух, теперь приятных ему, людей.
Профессор и Иван Арнольдович рассуждают о том, что со сменой правления дома изменится и сам дом.
«С 1903 года я живу в этом доме …и до 1917 года не было ни одного случая, чтобы из нашего парадного при незапертой двери пропала хоть одна бы пара калош…В марте 17-го в один день пропали все калоши…Я не говорю уже о паровом отоплении…раз социальная революция – не нужно топить»
Филипп Филиппович с презрением относится к новой «власти» дома. «Разруха» во всем – такое определение ситуации выносит Иван Арнольдович. И эта разруха — в головах людей.
Ассистент отпрашивается по личным делам на этот вечер, а профессор отправляется в Большой театр на оперу «Аида». Шарик в блаженной неге засыпает и думает, что поистине он вытащил «собачий билет».
Любимым местом в квартире профессора для Шарика была кухня, где работала Дарья Петровна. Это было просто райское место. Он со сладострастием наблюдал за тем, как готовила кухарка, вдыхал ароматы и запахи и частенько ему перепадали вкуснейшие куски с хозяйского стола.
Вечерами же Шарик лежал в кабинете у профессора и наблюдал за «страшными» делами:
«В отвратительной едкой и мутной жидкости в стеклянных сосудах лежали человеческие мозги. Руки божества, обнаженные по локоть, были в рыжих резиновых перчатках, и скользкие тупые пальцы копошились в извилинах»
«настороженные, фальшивые, и в глубине их таилось нехорошее, пакостное дело, если не целое преступление»
Глава 4
На операционном столе лежал Шарик, а доктор Борменталь Иван Арнольдович брил ему голову. Профессор давал последние указания перед операцией.
Операция началась, сначала аккуратно, затем с каким-то остервенением начали работу профессор и его ассистент. Выдернули семенные железы бедного пса и вшили какие-то чужие.
«Затем оба заволновались, как убийцы, которые спешат»
Лицо профессора стало «страшным», и он стал снимать скальп, а затем высверливать в черепе Шарика какие-то дырочки, затем крышку черепа аккуратно снял и выдвинул из полости черепной коробки мозг пса. Из мозга аккуратно выстриг какой-то комочек, швырнул его на тарелку, а на его место вшил другой, похожий комочек. Мозг положил обратно в черепную коробку. Борменталь зашил голову
«Тут же Филипп Филиппович отвалился окончательно, как сытый вампир…раздвинул правое веко пса: — Не издох…жаль пса, ласковый был, хотя и хитрый»
Глава 5
Из дневника доктора Борменталя
Дневник доктора Борменталя – тетрадь, в начале все написано аккуратным и четким почерком, далее – размашистым, взволнованным, с кляксами.
22 декабря 1924 г. Понедельник, история болезни. Описывается Шарик: дворняга, вес 8 кг, следы ожога на боку.
В последующие дни – стабилизация состояния подопытного. «9 декабря начала выпадать шерсть. Вечером появился лай со звуками, похожими на стон «а-о».
1 января – лает «Абыр – валг», что означает «ГлавРыба»
В последующие дни отмечается вставание на задние лапы, отчетливый мат, ругань. Профессор начинает плохо себя чувствовать. Все наблюдения приходится вести самому. По городу ползут невиданные слухи.
Далее приучение подопытного к прогулкам, одевание, лексикон обогащается, но пока нет понимания обращенной речи. С увлечением ест селедку. Обучение посещения уборной. Неоднократное.
11 января – произнесенные слова становятся реакцией на окружающую действительность, без отрыва от нее. Поддерживает разговор.
Глава 6
Конец января. В газете появляется заметка за подписью Швондер, в которой он говорит о том, что у проф. Преображенского появился незаконнорожденный сын. Вот такие слухи ходят о случившемся по городу.
Новый человек ведет себя очень развязно с профессором, называет его папашей и жалуется, что Преображенский во всем его утесняет и просит выправить ему документы, потому что нельзя человеку в Москве да без документов проживать. Этому его научил товарищ Швондер. Человек выбирает себя имя по календарю Полиграф Полиграфович Шариков. С помощью домкома в лице Швондера Шарикова прописывают в квартире Преображенского.
Шариков уходит со Швондером, но вдруг из передней послышался невообразимый шум: это Шариков увидел кота одной из пациенток профессора и бросился за ним, сметая все на своем пути. Гоняясь за котом, Шариков попадает в ванну, где случайно запирается и срывает кран, вода затапливает всю квартиру. Швейцар Федор помогает высвободить Шарикова и заодно перекрыть трубы, чтобы прекратить потоп.
Глава 7
«Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные…вам нужно молчать…учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества»
Глава 8
Квартирная жизнь переполнилась событиями. Преображенский грозится выгнать Шарикова, на что тот отвечает, что он здесь прописан и имеет право на жилплощадь. На следующий день пьяный Шариков возвращается домой с двумя собутыльниками, которых, конечно же, Борменталь выставил за дверь. Терпеть это становится невыносимым.
Доктора запираются в кабинете и думают, что же сделать с Шариковым, ждать пока удастся из этого хулигана сделать человека не представляется им возможным. Преображенский сокрушается, что все его исследования и эксперименты не стоят и выеденного яйца.
«Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей»
«Гипофиз – закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное. а не общечеловеческое. Это – в миниатюре сам мозг. И мне он совершенно не нужен. Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы»
Глава 9
А через эти два дня Шариков заявился в квартиру с молоденькой барышней, машинисткой подотдела, и говорит, что расписывается с ней и будут они жить здесь, в этой квартире. Преображенский приглашает барышню к себе в кабинет и рассказывает ей о происхождении Шарикова. Девушка в слезах убегает.
В этот день приема у Преображенского не было.
«Тишина покрыла квартиру, заползла во все углы. Полезли сумерки, скверные, настороженные, одним словом, мрак»
Эпилог
«Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм»