что повергло в страх зрителей на первом киносеансе

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что повергло в страх зрителей на первом киносеансе

Сегодня кинематограф стал обыденной вещью, и даже спецэффектами избалованных любителей кино удивить сложно. А сцена с движущимся поездом уж точно ни у кого не вызовет каких-либо эмоций, разве что в кадр попадёт, что поезд сходит с рельс на полном ходу. Но XIX веке «синема» была в диковинку. Поэтому короткометражный документальный черно-белый фильм 1895 года, снятый братьями Луи и Огюстом Люмьерами и получивший название «Прибытие поезда», произвёл настоящий фурор.

что повергло в страх зрителей на первом киносеансе

Бытует мнение, что первый показ фильма состоялся на первом платном киносеансе фильмов Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже. Но это не так. Программа показа в тот день состояла из десяти фильмов, а о «Прибытии поезда» не было даже никакого упоминания. А первый публичный показ фильма состоялся в январе 1896 года.

С этим фильмом связана и ещё одна история. Считается, что на первом показе публика была настолько ошеломлена движущимся изображением поезда в натуральную величину, который двигался на них, что люди кричали от страха и неожиданности и в ужасе убежали из зала. Хельмут Карасек в немецком журнале Der Spiegel писал, что фильм «имел особое воздействие на зрителя и вызывал страх, ужас и даже панику». Тем не менее, некоторые критики сомневаются в правдивости этого инцидента.

что повергло в страх зрителей на первом киносеансе

Братья Люмьер, похоже, догадывались, какой эффект возымеет их фильм, поэтому они разместили камеру на платформе очень близко к прибывающему поезду. Другим важным аспектом фильма является то, что он иллюстрирует использование камеры и непрерывного перехода от общего к среднему и крупному планам при неподвижной камере: поезд прибывает из дальней точки и надвигается на зрителя, наконец, пересекая нижний край экрана.

что повергло в страх зрителей на первом киносеансе

Максим Горкий, которому довелось посмотреть этот фильм, писал: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока»
Рекламный плакат синематографа братьев Люмьер (реклама фильма «Политый Поливальщик», 1895 год)

Сегодня фильм «Прибытие поезда» стал каноническим. Ведь в то время только начинались первые опыты в кинематографе, а братья Люмьер уже пытались добиться 3D-изображения на экране за счет перспективы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Первый в истории киносеанс. Как это было

28 декабря стало Международным днём кино. Именно в этот день в 1895-м в Париже в полуподвальном помещении лионского кафе прошёл первый сеанс синематографа братьев Люмьер.

В 1895 году после Рождества парижан ждало ещё одно приятное событие — первый в мире кинопоказ. За несколько дней до этого на улицах столицы Франции стали появляться пёстрые афиши. На иллюстрациях был нарисован небольшой зал с креслами, на них сидели взрослые и дети, глядевшие с радостью и удивлением на экран, на котором была изображена комичная чёрно-белая сценка. И, конечно же, этому явлению было дано определение — синематограф братьев Люмьер.

что повергло в страх зрителей на первом киносеансеФото: © Wikipedia / By Marcellin Auzolle (1862-1942)

Уже 28 декабря люди узнали, что же означает это новое для них понятие. В доме № 14 на бульваре Капуцинов в полуподвальном помещении «Гранд-кафе», где обычно играли в бильярд, вечером начали собираться люди. Стоимость входа — 1 франк. В тот вечер братьям Люмьер удалось привлечь внимание только 35 любопытных зрителей. Но уже через неделю количество желающих побывать в синематографе Люмьер возросло в десятки раз, а перед входом в «Гранд-кафе» начали выстраиваться огромные очереди.

Братья Люмьер повесили в помещении белое прямоугольное полотно, а на противоположной стене установили на штативе ящик — аппарат, который они называли «кинематограф». Когда все зрители расположились на своих местах, свет в газовых рожках погас, а полотно, оно же экран, осветилось сиянием. Через несколько мгновений на нём появилось неподвижное изображение фотографии площади Белькур в Лионе. Картинка всё не двигалась, а зрители начинали уже нервничать, что их обманули. Но братья Люмьер стали вращать ручку своего инновационного устройства, и лошадь, запряжённая в повозку, поскакала, вместе с ней задвигались и люди.

что повергло в страх зрителей на первом киносеансеПервая программа «Cinématographe». Фото: © institut-lumiere.org

Зрители аплодировали и смеялись. Всего в тот вечер им показали десять документальных фильмов. Но не стоит думать, что это внушительное число картин для первого кинопоказа. Длина роликов варьировалась от 30 до 50 секунд. В программу первого сеанса входили фильмы с достаточно незамысловатыми названиями: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Вольтижировка», «Ловля золотых рыбок», «Прибытие депутатов на фотоконгресс в Лионе», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Прыжок через брезент», «Площадь Корделье в Лионе», «Морское купание».

«Выход рабочих с фабрики Люмьер»

Немой фильм был снят в марте 1895 года у ворот фабрики братьев Люмьер, которая располагалась в Лионе. Картина состоит из одной простой сцены, в которой рабочие, в основном женщины, покидают завод после смены. Существуют три версии фильма. После нескольких показов журналисты давали картине разные описания: например, отличалась одежда рабочих, в одной версии выезжал экипаж, а в другой — пробегала собака.

«Вольтижировка»

Вторая картина показывала обучение новобранца основам конной дисциплине — вольтижировке, когда спортсмены выполняют акробатические упражнения на лошади. Молодой человек несколько раз пытается запрыгнуть на лошадь и выполнить упражнения, но всё это выходит у него очень неловко. В финале ему всё-таки это удаётся.

«Ловля золотых рыбок»

В этом фильме один из братьев Люмьер — Огюст — появляется в кадре вместе со своей маленькой дочерью. Мужчина держит девочку около аквариума, а та пытается поймать плавающих рыбок.

«Прибытие депутатов на фотоконгресс в Лионе»

В отличие от первого фильма, где люди скромно проходили мимо, в этой киноленте делегаты Лионского конгресса фотографического общества приветствуют оператора, а кто-то даже пытается его сфотографировать. Сейчас на месте съёмок установлена памятная доска.

«Кузнецы»

Один из кузнецов в фильме бьёт молотом по заготовке, а его коллега вращает ручку насоса. Потом в кадре появляется третий человек, который наливает одному из кузнецов попить.

«Политый поливальщик»

Самый комичный фильм Люмьеров, который фактически положил начало комедийным трюкам. Ничего неподозревающий садовник поливает цветы, к нему подкрадывается подросток, наступает на шланг, и вода перестаёт течь. Удивлённый садовник заглядывает внутрь шланга, и именно в этот момент мальчик убирает ногу, и вода под напором ударяет мужчине в лицо. Садовник в этом фильме — действительно садовник, работающий в поместье семьи Люмьер, а хулигана сыграл сын одного из слуг. Потом этот сюжет неоднократно повторяли и другие кинематографисты.

«Завтрак младенца»

И снова в кадре появляется Огюст Люмьер с дочерью Андре, только в этом фильме к ним присоединилась супруга изобретателя Маргерит. Супруги завтракают и развлекают младенца.

«Прыжок через брезент»

В фильме показана тренировка пожарных, которые учат новичка прыгать с разбега на брезент, который держат на весу другие пожарные.

«Площадь Корделье в Лионе»

Братья Люмьер решили заснять городскую площадь в самый разгар дня, когда по ней проезжают экипажи и спешат люди.

«Морское купание»

Братья Люмьер решили не ограничиваться городскими пейзажами и поехали за город, где сняли прыгающих с мостков в воду людей.

Синематограф братьев Люмьер после первого кинопоказа

Люмьеры не были ослеплены ажиотажем, который вызвал у публики их синематограф. Более того, они не верили в коммерческий успех своего изобретения и не представляли, что оно положит начало целой отрасли, в которой сейчас крутятся миллиарды. Поэтому братья решили зарабатывать, что называется, здесь и сейчас: они отправляли своих представителей в другие страны мира, чтобы те проводили там киносеансы. Их представитель побывал в Лондоне, Нью-Йорке, Бомбее и даже в Петербурге.

4 июля 1896 года великой княгине Марии Павловне и великому князю Кириллу Владимировичу показали синематограф братьев Люмьер, разместив его в одном из зданий на Невском проспекте в Петербурге. Как писала газета «Петербургский листок», они » изволили смотреть серию картин, изображавших моменты коронационных торжеств в Москве. Картины эти имели необыкновенный интерес и вызвали гром аплодисментов».

Источник

Сегодня кинематограф стал обыденной вещью, и даже спецэффектами избалованных любителей кино удивить сложно. А сцена с движущимся поездом уж точно ни у кого не вызовет каких-либо эмоций, разве что в кадр попадёт, что поезд сходит с рельс на полном ходу. Но XIX веке «синема» была в диковинку. Поэтому короткометражный документальный черно-белый фильм 1895 года, снятый братьями Луи и Огюстом Люмьерами и получивший название «Прибытие поезда», произвёл настоящий фурор.

что повергло в страх зрителей на первом киносеансе
Афиша «Синематографа» Люмьеров, 1895 год.

Поезд, движущийся прямо по направлению к камере, якобы напугал зрителей на первом показе.

Бытует мнение, что первый показ фильма состоялся на первом платном киносеансе фильмов Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже. Но это не так. Программа показа в тот день состояла из десяти фильмов, а о «Прибытии поезда» не было даже никакого упоминания. А первый публичный показ фильма состоялся в январе 1896 года.

С этим фильмом связана и ещё одна история. Считается, что на первом показе публика была настолько ошеломлена движущимся изображением поезда в натуральную величину, который двигался на них, что люди кричали от страха и неожиданности и в ужасе убежали из зала. Хельмут Карасек в немецком журнале Der Spiegel писал, что фильм «имел особое воздействие на зрителя и вызывал страх, ужас и даже панику». Тем не менее, некоторые критики сомневаются в правдивости этого инцидента.

Братья Люмьер, похоже, догадывались, какой эффект возымеет их фильм, поэтому они разместили камеру на платформе очень близко к прибывающему поезду. Другим важным аспектом фильма является то, что он иллюстрирует использование камеры и непрерывного перехода от общего к среднему и крупному планам при неподвижной камере: поезд прибывает из дальней точки и надвигается на зрителя, наконец, пересекая нижний край экрана.

Железнодорожный вокзал Ла-Сьота в 2010 году.

Максим Горкий, которому довелось посмотреть этот фильм, писал: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока».

Сегодня фильм «Прибытие поезда» стал каноническим. Ведь в то время только начинались первые опыты в кинематографе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *