что поют на троицу в храме

Песнопения праздника Троицы

что поют на троицу в храме

Тропарь Праздника. Царю небесный

Объединенный хор Свято-Троицкой Лавры и Московской Духовной Академии и Семинарии

Хор московского Сретенского монастыря

Хор Свято- Даниловского монастыря (Москва)

Хор Подворья Троице-Сергиевой Лавры

Сестринский хор Свято-Введенского монастыря в Иваново

Дивна Любоевич и хор «Мелоди»

Архиерейский хор Нижегородской епархии

Прокимен великий. Кто бог велий

Сербский византийский хор

Объединенный хор Свято-Троицкой Лавры и Московской Духовной Академии и Семинарии

Хор Храма Христа Спасителя (Троица 2009 года, протодиакон (ныне — протоирей) Александр Агейкин)

Хор Свято-Троицкого монастыря Джорданвилле, штат Нью-Йорк

Хор московского Сретенского монастыря

Хор храма великомученицы Екатерины на Всполье (Москва)

Исполнитель — Владимир Миллер, солист Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Стихиры

Стихиры на Господи воззвах. Хор московского Сретенского монастыря

Стихиры на стиховне. Хор Московского Сретенского монастыря

Стихиры на хвалитех. Хор Московского монастыря

Кондак Праздника

Хор московского Сретенского монастыря

Хор сестер Свято-Троицкого Серафимо-Саровского монастыря (Дивеево)

Иеродиакон Герман (Рябцев)

Антифоны

Антифон, псалом 18. Хор Сретенского монастыря

Антифон 2, псалом 19. Хор Московского Сретенского монастыря

Антифон 3, псалом 20. Хор Московского Сретенского монастыря

Задостойник

Задостойник. Хор Московского Сретенского монастыря

Источник

Александро-Невский храм п. Вербилки

Московская епархия, Дубненско-Талдомское благочиние

что поют на троицу в храме

День святой Троицы. Пятидесятница. (Божественная литургия)

О происхождении праздника читаем в книге «ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ»:
«До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием; И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещенного от Отца, о чем вы слышали от Меня: Ибо Иоанн крестил водою, а через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.»

и далее:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнив весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
Празднование дня Пресвятой Троицы заметно отличается от празднования других двунадесятых праздников. Еще накануне праздника церковь украшается березовыми веточками, вечернюю службу накануне праздника священник проводит уже в зеленом облачении праздника святой Троицы. Да и сам ход утреннего богослужения изменяется значительно. За Божественной литургией следует вечерня, в ходе которой совершаются особые коленопреклоненные молитвы, которое читаются только в этот праздникчто поют на троицу в храме

В день праздника Пресвятой Троицы задолго до начала утреннего богослужения храм заполняют прихожане. Как и накануне на всенощном бдении, у многих в руках букеты цветов в обрамлении березовых веточек или просто веточки березы. Этот обычай существует от времен древних. В этот день мы приносим Господу начатки обновлющейся и расцветающей природы, как дар благодарения животворящему Духу Божию за весну благодатную. Эти цветы и ветки в самую благодатную весеннюю пору напоминают нам о Рае Божием, насажденном Самим Богом для наших праотцев.

В больших городских храмах на праздники стекается много людей и часто трудно найти место и сосредоточиться на ходе службы. В деревенских и поселковых храмах в праздники тоже многолюдно, однако каждый прихожанин встает на свое, давно облюбованное место, поэтому во время службы в сельском храме чувствуется благочинная молитвенная сосредоточенность.

что поют на троицу в храме

Как и на всенощном бдении накануне вечером, среди прихожан много детей. Для многих детей сегодня особенный день, ведь они собираются причащаться. И о свечах к празднику надо не забыть. Не важно, что до подсвечника пока трудно дотянуться, главное, что есть потребность участвовать в богослужении наравне со взрослыми.

что поют на троицу в храме

Утреннее праздничное богослужение начинается с литургии. Свщенник совершает ее в зеленом праздничном облачении. После проскомидии отверзаются царские врата и начинается каждение сначала престола, затем алтаря и затем всего храма. Первый возглас священника на литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» подчеркивает, что Бог существует в Трех Лицах..

что поют на троицу в храме

На литургии отец Андрей выступил с проповедью. В своей проповеди он напомнил о чуде сошествия даров Святого Духа на Апостолов, обещанном Спасителем. Явленное людям чудо позволило осмыслить триединую сущность Бога — благословенное Царство Святой Троицы

что поют на троицу в храме

Прихожане с большим интересом слушали запоминающуюся проповедь отца Андрея. Каждый услышал что-то новое для себя. Большое внимание в проповеди было уделено духовному смыслу праздника. Как-бы предваряя последующую службу, отец Андрей сказал, что в день такого праздника, когда людям явлены были чудесные дары Святого Духа, церковь особенно усердно молится о ниспослании даров Святого Духа всем православным христианам.

что поют на троицу в храме

После проповеди литургия продолжается. Великий вход со Святыми Дарами символизирует Жертву Богу, принесенную Спасителем за грехи человечества. Дары переносятся на престол для совершения таинства Евхаристии.

что поют на троицу в храме

С времен первых христиан в чин литургии входит Символ веры, который поют все молящиеся. В Символе веры очень сжато сформулированы основные истины веры, которыми руководствуются все православные христиане в их духовной жизни. Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют о своей верности учению Церкви.
Также все молящиеся поют на литургии Молитву Господню «Отче наш».

что поют на троицу в храме

После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя священник выносит Святую Чашу из алтаря. Причастники вслед за священником повторяют слова молитвы: Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос Сын Бога Живого… и просят принять их в число причастников.

что поют на троицу в храме

Первые причастники Святых Христовых Таин уже выстроились возле амвона. По сложившейся традиции — это дети.

что поют на троицу в храме

Дети постарше подходят к Святой Чаше самостоятельно.

что поют на троицу в храме

Малыши причащаются на руках у родителей. Часто в православных семьях бывает несколько детей и тогда к причастию подходят дети разных возрастов

что поют на троицу в храме

Удивительно, что большинство малышей совершенно спокойно воспринимает причащение, почти не бывает испуга и плача малышей. Это значит, что дети часто бывают в церкви на богослужениях.

что поют на троицу в храме

После окончания литургии сразу начинается вечерня. В день святой Троицы на вечерне читаются три коленопреклоненных молитвы. Книга Писания полагается на скамеечку, украшенную зелеными веточками. Священник читает молитвы стоя на коленях и держа в руке букет цветов.

что поют на троицу в храме

Прихожане также молятся на коленях. Хотя прихожан в храме много, всем находится место для коленопреклоненной молитвы.

что поют на троицу в храме

Во время коленопреклоненных молитв хор поет ликующее песнопение: Кто Бог Великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Творяй, творяй, творяй чудеса.

что поют на троицу в храме

На отпусте прихожане прикладываютс ко кресту. Видно, что настроение у юных прихожан праздничное.

что поют на троицу в храме

Взрослые прихожане подходят ко кресту с букетами цветов, которые священник окропляет освященной водой.

что поют на троицу в храме

Настоящие хранители церковной традиции — пожилые прихожане. Стоит посмотреть и поучиться тому, как степенно и чинно они совершают крестное замение, как благоговейно причащаются и пркладываются ко кресту. Это хорошая школа для молодежи, делающей первые шаги на пути воцерковления.

что поют на троицу в храме

На отпусте отец Андрей всегда поздравляет причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин.

что поют на троицу в храме

Удивительно, эта малышка за все время службы ни разу не расплакалась. Видимо, настроение праздника передается даже таким малышам.

что поют на троицу в храме

После окончания службы в храме проводится еще водосвятный молебен. Прихожане размещаются полукругом за столиком, на котором проводится освящение воды.К прихожанам присоединяется также хор, который обычно располагается на клиросе и не виден во время других служб.

что поют на троицу в храме

С пением «Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние Твое» начинается освящение воды.

что поют на троицу в храме

Прихожане, регулярно посещающие храм на протяжении последних лет, отмечают, что звучание хора улучшается год от года. Разучиваются новые распевы, заметно улучшается слаженность исполнения, позволяющая включать в богослужебные песнопения все более сложные произведения.

что поют на троицу в храме

По окончании водосвятия священник окропляет прихожан только что освященной водой.

что поют на троицу в храме

В конце молебна зачитываются записки, поданные прихожанами. Священник раздельно читает записки о здравии и об упокоении родных и близких прихожан.Такое поминовение на молебне дополняет праздничное настроение прихожан.

что поют на троицу в храме

Праздник дня Пресвятой Троицы издавна считается в России именинами земли. Вот как об этом пишет православный писатель И. С. Шмелев: Завтра вся земля именинница. Потому — Господь ее посетит. У тебя Иван-Богослов ангел, а мой — Михаил Архангел. У каждого свой. А у земли-матушки сам Господь Бог, во Святой Троице… Трицын день.

Православный календарь

Седмица 22-я по Пятидесятнице (ев. чтения 24-й седмицы). Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341–345).

Прп. Маркиана Киринейского (388).

Сщмчч. Константина Юрганова и Анании Аристова пресвитеров (1918).

Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655).

Кол., 255 зач., II, 13–20.Лк., 59 зач., XI, 29–33.Мчч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Мф., 36 зач., X, 16–22.

Источник

Православная Жизнь

О богослужебных особенностях праздника Троицыпротоиерей Константин Пилипчук, секретарь Киевской епархии, доцент КДА.

что поют на троицу в храме

Какие богослужебные особенности праздника Пресвятой Троицы?

– Богослужение на Троицу, совершающееся в нынешнее время, значительно отличается от службы в первые века христианства. Тогда этот праздник не был так широко известен и, по мнению литургистов, праздновался в воскресный день, фактически ничем не отличаясь от обычной воскресной службы.

Со временем, начиная с III и особенно с IV века, когда Церковь уже получила легитимный статус, богослужение Троицы начинает приобретать новые краски и новые молитвословия.

Когда появилась коленнопреклонная молитва?

– В IV веке уже появляются коленопреклонные молитвы, авторство которых приписывают перу Василия Великого. Также IV столетием датируется свидетельство святителя Иоанна Златоуста о том, что храм на этот праздник украшался зеленью и цветами. С VII столетия нам известен кондак праздника, авторство которого принадлежит Роману Сладкопевцу. К VIII столетию Иоанном Дамаскиным и Косьмой Маюмским были написаны торжественные каноны Троицы.

И вот с IX–Х столетий в литургических источниках возникает торжественная, очень полюбившаяся теперь православному народу стихира праздника: «Царю Небесный…» Эта стихира настолько хорошо иллюстрирует образ третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого, которого в Евангелии Сам Господь называет «Утешителем», что с XIV–XV веков она входит в так называемое начало обычное всех чинопоследований Православной Церкви, всех молитвословий, даже утреннего и вечернего правил.

Полный чин торжественного богослужения Пятидесятницы впервые появляется в уставе Константинопольской Церкви в Х веке.

Есть ли богослужебные особенности Литургии?

Основную особенность и особую торжественность Литургии предавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (готовящихся принять христианство). Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения «Елицы во Христа крестистеся. » вместо «Трисвятого». Эта особенность способствовала популяризации этого праздника в древности и его распространения. Причем эта особенность также совподает с праздником Святой Пасхи и Крещения.

что поют на троицу в храме

М. Нестеров. Троица Ветхозаветная

Еще одно песнопение, которое тоже относится к этому празднику,это замечательная стихира «Видехом свет истинный…»

– Со временем она тоже вошла в чинопоследование Литургии. Ее стали воспевать после Причастия на каждой службе. Причем в период от Пасхи до Пятидесятницы, 50 дней, эти молитвословия не используются, подготовляя человека к тому, чтобы он с особым вниманием воспринял смысл этих песнопений в день Святой Пятидесятницы.

Также от Пасхи до Пятидесятницы Церковь отменяет коленопреклонение. И самой яркой особенностью службы Троицы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной литургии, с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем петь молитвенное обращение к Святому Духу и снова получаем разрешение Церковного Устава на коленопреклонение.

что поют на троицу в храме

Прп. Андрей Рублев. Троица

Что значит коленопреклонение в религиозном отношении?

– В древней Церкви ектении, которые использовались в богослужениях и были не так многочисленны и не так содержательны, как в настоящее время, всегда сопровождались коленопреклонением.

Само коленопреклонение в религиозном отношении имеет очень важное значение – человек через свои физические, внешние проявления демонстрирует свое отношение к Богу, свое особое Его почитание. Когда человек в умилении и благоговении стоит перед Богом – ему хочется преклонить свои колени перед Ним.

В коленопреклонных молитвах на Троицу каждый из нас обращается к Богу, во Святой Троице Единому, Отцу, Сыну и Святому Духу, дабы Господь не оставил свое творение, не оставил всех нас без Своего личностного внимания, без Своей Благодати, Своей любви и заботы.

что поют на троицу в храме

Троица. Коленопреклонные молитвы

Правда ли, что Пятидесятница является венцом спасительного замысла Божиего о человеке, исполнением всего земного служения Иисуса Христа?

– Совершенно верно. Господь перед Своими страданиям сказал апостолам, что Он должен пойти на страдания, иначе не придет к ним Утешитель: «. Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. » (Ин 16:7). Завершая свою земную миссию, Господь посылает нам Духа-Утешителя, Который собирает всех нас воедино, в особое мистическое Тело Христово – Церковь, и дарует нам особые благодатные дары, особую помощь, без которой мы не сможем войти в Царствие Небесное.

Особенно важно, что с этого момента, с момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность.

Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас, по собственной воле и без принуждения, вернулся в лоно отчее, в эдемские обители. Но своими собственным усилиями, талантами или дарованиями мы не сможем этого сделать, не сможем противостоять греху. Поэтому Господь учредил Церковь и преподает нам в Ней Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Творцу или нет.

Источник

Праздник Святой Троицы: что поется в этот день в храме?

что поют на троицу в храме

Праздник Святой Троицы — великий праздник Русской Православной Церкви. Из этой статьи Вы сможете узнать, что поется в этот день в храме. Полный текст литургии — в нашей статье!

Праздник Святой Троицы

Неделя Святыя Пятидесятницы

На Утрени, на Бог Господь: тропарь праздника, трижды.

По 1-м стихословии седален, глас 4.
Подобен: Удивися Иосиф:

Попразднственный вернии, и конечный праздник празднуим светло, сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения: в сей бо огнь Утешителев сниде на землю, яко в виде язык, и ученики просвети, и сия неботаинники показа. Свет прииде Утешителя, и мир просвети. [Дважды.]

И бывает чтение в толковании Иоанна, Слово 8: В последний день: надвое.

По 2-й кафисме седален, глас и подобен тойже:

Духа источник пришед на землю, во огненныя реки разделяяся мысленно, апостолы орошаше просвещая: и бысть им облак орошаяй огнь, просвещаяй тех, и одождяяй пламень, имиже мы прияхом благодать, огнем же и водою. Свет прииде Утешителя, и мир просвети. [Дважды.]

По полиелеи седален, глас 8.
Подобен: Повеленное тайно:

По востании Христе, еже из гроба, и еже к высоте небесной божественном вознесении, боговидцем славу Твою низпослал еси Щедре, Духа праваго обновивый учеником. Темже яко гусль мусикийская, всем уяснися божественным бряцалом тайно Спасе глашения, и смотрение Твое. [Дважды.]

И чтение в Богослове.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое. Всякое дыхание:

Евангелие Иоанна, зачало 65. [Ин. 20, 19 – 23.]

И сие рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя. Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа.

Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа.

Рече же им Иисус паки: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы.

Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят:

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого:

Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся.

Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Воскресение Христово: не глаголем, но абие псалом 50. Слава: Молитвами апостолов: И ныне: Молитвами Богородицы: Таже стих: Помилуй мя, Боже:

Стихира, глас 6: Царю Небесный:

Канонов праздника два. Ирмосы обою канону по дважды, а тропари на 12. Последи же един лик, первый ирмос: и другий лик, другий ирмос.

Канон,
егоже краестрочие: Пятдесятницу празднуим. Творение Космы монаха. Глас 7.

Ирмос: Понтом покры фараона с колесницами сокрушаяй брани мышцею высокою, поим Ему, яко прославися.

Делом, якоже древле учеником обещал еси, Утешителя Духа пославый Христе, возсиял еси миру свет Человеколюбче.

Законом древле проповеданное и пророки, исполнися: Божественнаго бо Духа днесь всем верным благодать излияся.

Иный канон,
иамвический, творение кир Иоанна Арклийского. Глас 4.

Ирмос: Божественным покровен медленоязычный мраком, извитийствова богописанный закон: тину бо отряс очесе умнаго, видит Сущаго, и научается Духа разуму, хваля Божественными песньми.

Рекоша чистая и честная уста: разлучения вам не будет, о друзи! Аз бо на Отчем вышнем престоле соседя, излию Духа, возсияти желающим благодать независтную.

Предел прешедшее истиннейшее Слово, тихообразно совершает сердце: дело бо скончав, возвесели други, дыханием нужным и огненными языки, подав Духа Христос, якоже обещася.

Катавасиа: Понтом покры: Божественным покровен:

Ирмос: С высоты силою, учеником Христе, дондеже облецетеся, рекл еси, седите во Иерусалиме: Аз же яко Мене, Утешителя иного, Духа Моего же и Отча послю, в Немже утвердитеся.

Божественнаго Духа нашедшая сила, раздельшийся древле глас, зле согласившихся, во едино приличие божественне совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в Нейже утвердихомся.

Ирмос: Разверзе утробы нечадствовавшия узы, досаду же неудоботерпиму благочадствующия, едина молитва пророчицы древле Анны, носящия дух сокрушен, к сильному и Богу разумов.

Непостижима есть Богоначальнейшая: ветия бо изъяви безкнижныя, рыбари премудрыя, заушающия словом, и от глубокия нощи изымающия люди безчисленны, блистанием Духа.

Бяше исходен от нерожденна Света, всесильный сияющий Свет, Егоже Сыном Отеческия власти, ныне являет срасленное озарение, огненный глас в Сионе языком.

Таже, седален, глас 8.
Подобен: Повеленное тайно:

Спасовы рачитилие радости исполнишася, и дерзновение прияша, прежде боящиеся: яко Дух Святый днесь свыше сниде на дом ученический, и ин иная глаголаше к людем. Языцы бо разсеяшася, видими яко огнь: и сих не опали, но паче ороси.

Слава, и ныне, тойже.

Ирмос: Смотряяй пророк в последняя Твое Христе пришествие, вопияше: Твою услышах Господи силу, яко вся спасти помазанныя Твоя пришел еси.

Во пророцех глаголавый, и законом проповеданный первее несовершенным, Бог Истинный Утешитель, Слова служителем и свидетелем познавается днесь.

Знамение Божества носяй, апостолом во огни Дух разделися, и странными языки являшеся, яко Отеческая Божественная сила грядущая есть, самоповелительная.

Ирмос: Царю царей, яковый от яковаго един Слове произшедый от Отца безвиновнаго, равномощнаго Твоего Духа апостолом истинно послал еси, яко Благодетеля поющим: слава державе Твоей Господи.

Баню Божественную пакибытия словом растворив, ссложенное естество, дождоточиши ми струю от нетленнопрободеннаго Твоего ребра, о Божий Слове, запечатлея теплотою Духа.

Преклоняют вся Утешителю колена, Сыну же Отчу, Отцу срасленному, в Лицех бо видеша трегубых Существо истинное, неприкосновенное, безлетное, единое: возсия бо свет благодать Духа.

Да исполнятся вси Богоначальнейшим, елицы служителие Трисветлаго Существа: паче естества бо совершает яко благодетель, и огнесветит Христос во спасение, всю дая благодать Духа.

Ирмос: Страха ради Твоего зачатый Господи во чреве пророков, и рожденный на земли Дух спасения, апостольская сердца созидает чиста и в верных правый обновляется: свет бо и мир зане Твоя повеления.

Нашедшая сила днесь сия, Дух Благий, Дух премудрости Божия, Дух от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен, в нихже вселяется естеством святыни, в нейже зрится.

Ирмос: Решительное очищение грехов, огнедухновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная: ныне от Сиона бо изыде закон, языкоогнеобразная Духа благодать.

Якоже благоволи самовластно, необладанный исходит Дух от Отца, умудряя в языцех апостолы, печатлея живоносное Слово, Отчесильное, сообразное, Егоже Спас рече.

Да исцелит убо смыслы от греха, и се устрояше апостолов, Бог Слово всеначальное, пречистый дом, в немже единомощнаго же и ссущественнаго ныне вселяется Духа свет.

Ирмос: Плавающего в молве житейских попечений с кораблем потопляема грехи, и душетленному зверю приметаема, яко Иона Христе, вопию Ти: из смертоносныя глубины возведи мя.

От Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси, и исполнишася всяческая Твоего ведения Господи, яко из Отца Сын нетленно родился еси, и Дух Нераздельный изыде.

Ирмос: Очищение нам Христе и спасение Владыко, возсиял еси от Девы, да яко пророка от зверя морскаго персей Иону, от тли исхитиши, всего Адама всеродна падшаго.

Истинный нам правый во утробах вечно приимшим Дух, да обновиши Отчеисходный, и всесовокупленно, вещества ненавистного палительный скверн, кала же смыслов чистительный, Вседержителю.

Желательное достояние апостолом, сионяном чающим Твоего пришествия, познание Дух Отчерожденна Слова, речь жестокую языческих ласкательств скоро показав, огнедохновенно утверждаеши.

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Икос: Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим Иисусе, внегда унывати духом нашим, не разлучайся от душ наших в скорбех, не удаляйся от мыслей наших во обстояниих: но присно нас предвари; приближися нам, приближися везде Сый, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе Щедре: да совокуплени Тебе поем, и славословим Всесвятаго Духа Твоего.

Синаксарий, в Неделю Святыя Пентикостии.

Стихи: Дыханием нужным, языкоогненно подает

Христос Божественнаго Духа апостолом.

Излияся в великом дни Дух рыбарем.

В сий день, в Неделю осмую по Пасце, Святую Пятдесятницу празднуим, и сию же прияхом от еврейских книг. Якоже бо они, яже у них Пятдесятницу празднуют, почитающе седмое число, и зане по Пасце пятдесят дний прешедше, закон прияша: тако и мы по Пасце, пятдесят дний празднующе, Всесвятаго Духа приемлем, законополагающаго и наставляющаго на всякую истину, и угодная Богу повелевающаго. Ведомо же да есть, яко у еврей три беша праздницы: Пасха, Пятдесятница и Скинопигиа, сиесть, сениц потчение. Пасху убо в воспоминание творяху преведения Чермнаго моря: пасха бо преведение толкуется. Являше же таковый праздник, наше еже от темнаго греха к раю паки преведение и возвращение. Пятдесятницу же праздноваху, в воспоминание еже в пустыни злострадания их, и како многими скорбьми в землю обетования введени быша: тогда бо и плода пшеницы и вина насладишася. И являше праздник сей наше озлобление от неверия, и в Церковь внитие: тогда бо и мы Владычняго причащаемся Тела и Крове. Ови убо тоя ради вины глаголют, яже у еврей Пятдесятнице праздноватися: ови же в честь якоже глаголют, пятидесятим днем, в няже постився Моисей, Богописанный закон прият, вкупе поминающим и тельца жрения, и иных, яже егда Моисей восходя на гору, и низходя содея. Другим же непщевася Пятдесятнице у еврей умыслитися, чести ради седмичнаго числа, якоже речеся: то бо о себе слагаемо, творит пятдесятное, единому оскудевающу дневи. Честь же седмочислия у еврей, не точию во днех есть, но и в лета достизающая, от нихже лет и еже у них творят иовилеон, сказуемо оставление. Уседморичаемым бо летом, сие бывает, егда и землю несеянную оставляют, и животным подают ослабу, и купленым рабом отходити повелевают. Третий же праздник, Скинопигиа, сиесть, сениц потчение, празднуемый по собрании плодов, еже есть по пятих месяцех праздника Пасхи. Совершаше же ся сей в память дне, воньже Моисей прежде потче сеницу на горе Синайстей виденную облаком, и уготованную от перводреводеля Веселиила: сени бо и сии творяще, сей праздник праздноваху и на селех пребывающе, и благодаряще Бога, плоды своих трудов собираху. В сий мнится и Давид яже о точилех надписовати псалмы. Образ же бе той из мертвых нашего воскресения, егда разрушившимся телесным сенем нашим, и паки слепленным, своих трудов плоды восприимем, торжествующе в вечных сенех. Подобает же ведати, яко в сий день Пятдесятницы совершаемыя, Дух Святый на ученики прииде. Елма же святии отцы изволиша разделяти праздники, ради величия Пресвятаго и Животворящаго Духа, яко Един есть Святыя и Живоначальныя Троицы. Се и мы речем воутрие, како Дух Святый прииде. Святых апостол молитвами Христе помилуй нас. Аминь.

Ирмос: В пещь огненную ввержени преподобнии отроцы, огнь в росу преложиша, воспеванием сице вопиюще: благословен еси Господи Боже отец наших.

Ветующим Божественная величия апостолом, Духа действо непщевашеся пиянство неверствующим, имже Троица познавается, един Бог отец наших.

Нераздельное естество православно богословим Бога Отца Безначальнаго, тояжде власти Слова и Духа, благословен еси, зовуще, Боже отец наших.

Ирмос: Согласная возшуме органская песнь, почитати златосотворенный бездушный истукан: Утешителева же светоносная благодать почествует, еже вопити: Троице Единая, Равносильная, Безначальная, благословена еси.

Гласа пророковещательнаго не разумеваше, глаголаху безумнии виносотворенное пиянство, речи яко странны слышаша апостолов: благочестивии же Тебе вопием божественно: Богодетелю всех, благословен еси.

Божественное учение возгреме видяй видения божественный Иоиль, Богоначальнейшаго, имже излию, рек, якоже Слова, Духа Моего свозопиющим: Естество Тривещанное Светлое, благословен еси.

Троичную убо раздели зря благодать, яко да явит три Ипостаси, почитати в простоте власти, но во едином ныне дни Господском, Сын, Отец и Дух благословен.

Ирмос: Неопальная огню в Синаи причащшаяся купина, Бога яви медленноязычному и гугнивому Моисеови, и отроки ревность Божия три непреоборимыя во огни певцы показа: вся дела Господня Господа пойте, и превозносите Его во вся веки.

Животну свыше бурну носиму гласовне, Духа Всесвятаго дыханию рыбарем, огненных видом язык величия Божия ветийствоваху: вся дела Господа пойте и превозносите во вся веки.

Яко на некасаемую превосходяще гору, не боящеся огня страшаща, приидите и станем на горе Сионской, во граде Живаго Бога, духоносным учеником ныне сликующе: вся дела Господа пойте и превозносите во вся веки.

Ирмос: Разрешает узы и орошает пламень трисветлый богоначалия образ, поют отроцы, благословит же Единаго Спаса и Вседетеля, яко Благодетеля, сотворенная всяческая тварь.

Память Христос человекоспасительных словес, яже от Отца слышав апостолом рече, Дух устрояет языкоогненным видением, посаждая благословенно усвоенную, учуженная же поет Тя тварь.

Спасительно самовладычный Един, Свет самосиятельный, и подательный света сый, пришел еси исполняя апостолы, честный яко верх Твоим рабом, насытительный же Дух подаваеши.

Пояху пророк духонасыщенная уста, Твое телесное, о Царю, пришествие, и Дух от недр Отчих произшедший, несозданный, зданнодетелен, сопрестолен Тебе, единаго вочеловечения верным честь.

Честнейшую: не поем.

Ирмос: Не тления искушением рождшая, и Всехитрецу Слову плоть взаимодавшая, Мати Неискусомужная Дево Богородице, приятелище Нестерпимаго, село Невместимаго Зиждителя Твоего, Тя величаем.

На палящей древле огненной колеснице, ревнитель и огнедохновенный радуяся носим, еже ныне возсиявшее дохновение свыше апостолом являше: от негоже освятившеся, Троицу всем сказаша.

Закона естеств кроме, странное слышашеся учеников: единому бо гласу гласящу Духа благодатию, различне оглашахуся людие, племена и языки божественная величия, Троицы ведения научающе.

Ирмос: Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно: низумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим.

Пети подобаше естественножизненную Отроковицу: едина бо во чреве скры Слово, таящееся недугующаго человеческаго естества. Иже в десных странах ныне седяй Отчих, посла благодать Духа.

Елицем дхну боготочная благодать, светящеся, блистающе, изменяеми странным изменением благолепнейшим, равносильствующую несекомую уведевше премудрость, Трисветлое существо славим.

Таже: катавасиа, оба ирмоса вкупе.

Ексапостиларий.
Подобен: Небо звездами:

Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником, Тебе Бога познавших спаси и помилуй всех. [Дважды.]

Слава, и ныне: другий подобен:

Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух, Иже во языцех огненных апостолом послася. И Тем весь мир просвещается Троицу почитати Святую.

На хвалитех, Всякое дыхание: поставим стихов 6, и поем настоящия самогласны, глас 4, повторяюще я:

Преславная днесь видеша вси языцы во граде Давидове, егда Дух сниде Святый во огненных языцех, якоже богоглаголивый Лука повествует, глаголет бо: собранным учеником Христовым, бысть шум, якоже носиму дыханию бурну, и исполни дом, идеже бяху седяще: и вси начаша глаголати странными глаголы, странными учении, странными повелении Святыя Троицы. [Дважды.]

Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет: ниже начинаемь, ниже престаяй, но присно Отцу и Сыну счинен и счисляемь: Живот, и животворяй: Свет, и света податель, самоблагий и источник благостыни: Имже Отец познавается, и Сын прославляется, и от всех познавается, едина сила, едино счетание, едино поклонение Святыя Троицы. [Дважды.]

Дух Святый Свет и Живот, и живый источник умный, Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный: обладаяй, очищаяй прегрешения: Бог и боготворяй, Огнь и от Огня происходяй: глаголяй, деяй, разделяяй дарования, Имже пророцы вси, и божественнии апостоли с мученики венчашася, странное слышание, странное видение, огнь разделяяйся в подаяние дарований. [Дважды.]

Слава, и ныне: глас 6:

Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.

Славословие великое. Отпустительный тропарь праздника. Таже, ектении. И творит священник отпуст сице:

Иже в виде огненных язык, с небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благий и Человеколюбец.

И час 1. На 1-м часе тропарь праздника. По Трисвятом кондак праздника. И конечный отпуст.

глаголем антифоны сия.

Антифон 1, псалом 18, глас 2:

Стих 1: Небеса поведают славу Божию. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

И другий лик, тойже стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Стих 2: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Стих 3: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Антифон 2, псалом 19, глас тойже.

Стих 1: Услышит тя Господь в день печали. Спаси ны Утешителю Благий поющия Ти: аллилуиа.

Другая страна тойже стих: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Спаси ны Утешителю Благий:

Стих 2: Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Спаси ны Утешителю Благий:

Стих 3: Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. Спаси ны Утешителю Благий:

Слава, и ныне: Единородный Сыне:

Антифон 3, псалом 20, глас 8:

Стих 1: Господи, силою Твоею возвеселится царь. Тропарь, глас тойже: Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Другий лик, тойже стих: Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш:

Стих 2: Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш:

Стих 3: Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш:

Входное: Вознесися Господи силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Таже, тропарь: Благословен еси Христе Боже наш:

Слава, и ныне: Кондак, глас 8:

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Вместо же Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа.

Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. [И до отдания.] Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

Апостол в Деяниих, зачало 3. [Деян. 2, 1 – 11.]

Сущу позде во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам.В тот же день в первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще:

И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились;

И явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на единем коемждо их.

И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

И исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати.

И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.

Бяху же во Иерусалиме живущии иудее, мужие благоговейнии, от всего языка, иже под небесем.

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами.

Бывшу же гласу сему, снидеся народ и смятеся, яко слышаху един кийждо их своим языком глаголющих их.

Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

Дивляхуся же вси и чудяхуся, глаголюще друг ко другу: не се ли, вси сии суть глаголющии галилеане?

И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

И како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся,

Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

Парфяне и мидяне и еламите, и живущии в Месопотамии, во Иудеи же и Каппадокии, в Понте и во Асии,

Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

Во Фригии же и Памфилии, во Египте и странах Ливии, яже при Киринии, и приходящии римляне, иудее же и пришелцы,

Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

Критяне и аравляне, слышим глаголющих их нашими языки величия Божия?

Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Аллилуиа, глас 1: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. Стих: С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия.

Евангелие от Иоанна, зачало 27. [Ин. 7, 37 – 52; 8, 12.]

Егда скончавашася дние Пятдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе.При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе.

Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы.

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен.

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.

Мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Сей есть воистинну пророк.

Многие из народа, услышавши сии слова, говорили: Он точно пророк.

Друзии глаголаху: Сей есть Христос. Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит?

Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

Не Писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, Христос приидет?

Не сказано ли в Писании, что Христос придет из семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

Распря убо бысть в народе Его ради.

Итак произошла о Нем распря в народе.

Нецыи же от них хотяху яти Его: но никтоже возложи Нань руце.

Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом: и реша им тии: почто не приведосте Его?

Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко Сей Человек.

Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

Отвещаша убо им фарисее: еда и вы прельщени бысте?

Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

Еда кто от князь верова в Онь, или от фарисей?

Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

Но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть.

Но этот народ невежда в законе, проклят он.

Глагола Никодим к ним, иже пришедый к Нему нощию, един сый от них:

Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

Еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет, что творит?

Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В последний день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет:В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей;