что поют на вечерней службе в субботу
Всенощное бдение
Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.
Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.
Всенощная начинается с великой вечерни
В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.
Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).
Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».
Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.
После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.
Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.
Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.
Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.
После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.
Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.
Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.
Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий
В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.
Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.
После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.
Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.
После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».
Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.
Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.
После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.
Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.
Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».
После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.
После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.
Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.
Вечерня
Глаголет священник: | По окончании 9‑го часа священник произносит начальный возглас: 1 |
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. |
И начинает предстоятель, или учиненный чтец: Аминь.
Если вечерня начинает всенощное бдение, то совершается каждение алтаря при открытых царских вратах. | |
На Велицей вечерни диакон: Востаните! | Затем диакон возглашает: Восстаньте! |
Лик: Господи, благослови! | Хор: Благослови. |
Иерей: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. | Священник (изображая кадилом знак креста): Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда: ныне и присно, и во веки веков. |
Лик: Аминь. Священнослужители в алтаре: Священник с находящимися в алтаре поет: Псалом 103:Б лагослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды, от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце и собрашася и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им соберут, отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости, отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих, призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа. Псалом 103Б лагословляй, душа моя, Господа!* Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма,* славословием и благолепием облекся Ты,* одеваясь светом, как одеждою, простирая небо, как покров из кожи. Ты скрываешь в водах горние чертоги Свои, назначаешь облака для восхождения Своего, шествуешь на крыльях ветров, творишь Ангелов Своих духами, и служителей Своих – пламенем огненным, Ты утвердил землю на основании её, – не наклонится она во век века. Бездна, как одежда – покрывало её, на горах встанут воды;** от угрозы Твоей они побегут, от звука грома Твоего убоятся. Восходят на горы и сходят на равнины, на место, которое Ты назначил для них, – предел положил, которого не перейдут, и не обратятся, чтобы покрыть землю. Ты посылаешь источники в ущельях, посреди гор пройдут воды,** напоят всех зверей полевых, дикие ослы утолят жажду свою, при них птицы небесные поселятся, из среды скал издадут голос. Ты орошаешь горы с высот Своих, – от плода дел Твоих насытится земля, – произращаешь траву скоту и зелень на службу людям, чтобы извести хлеб из земли, и вино, веселящее сердце человека, чтобы лицо его сияло от елея, и хлеб сердце человека укрепит.*** Насытятся деревья на равнине, кедры ливанские, которые Ты насадил, – там птички совьют гнёзда, жилище аиста возвышается над ними. Горы высокие – оленям, скала – убежище зайцам. Сотворил Он луну для указания времён, солнце познало закат свой.*** Ты простёр тьму, и настала ночь; в ней будут бродить все звери лесные, молодые львы, рыча в надежде добыть и разыскать от Бога пищу себе. Взошло солнце, и они собрались, и в логовах своих улягутся, – выйдет человек на дело своё и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил;*** исполнилась земля творений Твоих. Это море великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими.*** Там проплывают корабли, там этот дракон, которого Ты сотворил, чтобы насмехаться над ним. Все от Тебя ожидают, что Ты дашь им пищу в своё время. Когда Ты дашь им, они её соберут, отверзешь руку Твою – всё насытится благом.**** А отвратишь лицо Твоё – смятутся, отнимешь дыхание их – и исчезнут, и в прах свой возвратятся. Пошлёшь Духа Твоего – и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли.**** Да будет Господу слава вовеки, возвеселится Господь о делах Своих. Он взирает на землю и приводит её в трепет, касается гор – и они дымятся. Буду петь Господу всю жизнь мою, воспевать Бога моего, пока существую. Да будет сладостна Ему беседа моя, а я возвеселюсь о Господе.**** Да исчезнут грешники с земли и беззаконники – так, чтобы не было их. Благословляй, душа моя, Господа!**** Псалом 1:Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, трижды. И на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, трижды. Псалом 1Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь. И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет. Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли. Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных, ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 2Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, трижды. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, трижды. Псалом 2Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Предстали цари земные и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его: “Расторгнем узы их и сбросим с себя иго их!” Живущий на небесах осмеёт их, и Господь опозорит их. Тогда обратится к ним во гневе Своём и в ярости Своей смутит их. Я же поставлен Им царём над Сионом, горою святою Его; возвещаю повеление Господне: Господь сказал Мне: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё – концы земли. Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их”. И ныне, цари, поймите, научитесь, все судьи земли. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Примите наставление, чтобы не прогневался Господь, и вы погибнете, сбившись с пути праведного, когда вскоре возгорится ярость Его. Блаженны все надеющиеся на Него! Псалом 3Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, трижды. Яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, трижды. Псалом 3Господи, почему умножились теснящие меня? Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его. Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою. Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей. Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил. От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё. | |
Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. | Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) |
По стихословии ектения малая. И абие, Господи, воззвах, в прилучившийся глас. Псалмы 140, 141, 129, 116: Затем поются псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами на “Господи, воззвах” ; в это время диакон совершает полное каждение храма. 6 | |
Г осподи, воззвах к Тебе, услыши мя. / Услыши мя, Господи. | Г осподи, я воззвал к Тебе, услышь меня. / Услышь меня, Господи. |
Первый лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: / вонми гласу моления моего, / внегда воззвати ми к Тебе. / Услыши мя, Господи. | Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, / внемли гласу моления моего, / когда я взываю к Тебе. / Услышь меня, Господи. |
Вторый лик: Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею / – жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи. | Да направится молитва моя, / как фимиам, пред лицо Твоё, / возношение рук моих / – как жертва вечерняя. / Услышь меня, Господи. |
И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея, яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду. | Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам с людьми, делающими беззаконие; и не приобщусь я к избранникам их. Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не умастит головы моей, а еще и молитва моя – на желания их. У скалы поглощены были судьи их; услышат слова мои, ибо они стали сладостны. Как если бы земная толща разверзлась на земле, рассыпались кости их при аде. Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тебя я уповал, не отними души моей. Сохрани меня от западни, что устроили мне, и от соблазнов делающих беззаконие. Падут в сеть свою грешники; я одинок, пока её не перейду. |
Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Внегда исчезати от мене духу моему: и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. | Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим ко Господу помолился. Изолью пред Ним моление моё, печаль мою пред Ним возвещу. Когда изнемогал во мне дух мой, – и тогда Ты знал стези мои; на этом пути, по которому я ходил, скрыли сеть для меня. Смотрел я направо и взирал, и никто не признавал меня; стало невозможно мне бежать, и некому вступиться за душу мою. Я воззвал к Тебе, Господи, сказал: “Ты – надежда моя, доля моя на земле живых”. Внемли молению моему, ибо я унижен весьма; избавь меня от гонящих меня, ибо они укрепились более меня. |
Отсюда начинаются стихиры: | |
На 10, стихиры: Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. | на 10: Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё. |
Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне. | Стихира Меня будут ждать праведные, доколе Ты не воздашь мне. |
На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. | Стихира на 8: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой. |
Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. | Стихира Да будут уши Твои внимательны к голосу моления моего. |
На 6: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. | Стихира на 6: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление. |
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. | Стихира Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа. |
На 4: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. | Стихира на 4: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа. |
Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго. | Стихира Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его. |
На 2: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. | Стихира на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его, все племена. |
Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. | Стихира Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. |
Слава: Святаго минеи. | Стихира |
И ныне: Богородичен. | И ныне: Богородичен |
Аще несть святаго Слава, и ныне: Богородичен. | Совершается вход с кадилом. |
С вете тихий святыя славы, / Безсмертнаго, Отца Небеснаго, / Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. / Пришедше на запад солнца, / видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена / пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй, / темже мир Тя славит. | С вет отрадный святой славы / бессмертного Отца Небесного, / святого, блаженного – Иисусе Христе! / Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, / воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. / Достойно Тебя во все времена / воспевать голосами счастливыми, / Сын Божий, дающий жизнь, / – потому мир Тебя славит. |
Диакон: Будем внимать. Священник: Мир всем. | |
В неделю же и в пяток вечера, никогдаже поется Аллилуиа. Аще же есть Бог Господь, поются прокимены сия:В неделю вечера, глас 8:Прокимны на вечерне |
Се ныне благословите Господа / вси раби Господни. Стих: Стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. | Благословляйте ныне Господа, / все рабы Господни. Стих: Стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Пс 133:1 |
В понедельник вечера, глас 4:В понедельник, глас 4 | |
Господь услышит мя, / внегда воззвати ми к Нему. Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея. | Господь услышит меня, / когда я воззову к Нему. Стих: Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей. Пс 4:4, 2 |
Во вторник вечера, глас 1:Во вторник, глас 1 | |
Милость Твоя, Господи, / поженет мя вся дни живота моего. Стих: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя. | Милость Твоя, Господи, / будет следовать за мною во все дни жизни моей. Стих: Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил. Пс 22:6А, 1–2А |
В среду вечера, глас 5:В среду, глас 5 | |
Боже, во имя Твое спаси мя, / и в силе Твоей суди ми. Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. | Боже, именем Твоим спаси меня / и силою Твоею суди меня. Стих: Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих. Пс 53:3, 4 |
В четверток вечера, глас 6:В четверг, глас 6 | |
Помощь моя от Господа, / сотворшаго небо и землю. Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. | Помощь моя – от Господа, / сотворившего небо и землю. Стих: Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя. Пс 120:2, 1 |
В пяток вечера, глас 7:Боже, Заступник мой еси Ты, / и милость Твоя предварит мя. Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. В пятницу, глас 7Боже, заступник мой – Ты, / и милость Твоя скоро встретит меня. Стих: Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня. Ср. Пс 58:10Б–11А, 2 В субботу вечера, глас 6:В субботу, глас 6В понедельник вечера:Аллилуиа, трижды, во глас 6. В понедельник, глас 6 | |
Стих: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. | Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Пс 37: 2 |
Аллилуиа. Стих: И во веки веков. Мы же высочайшим гласом: Аллилуиа. Стих: И во веки веков. Во вторник и в четверток вечера:Во вторник и в четверг | |
Стих: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. | Стих: Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Пс 98, 5 |
Стих: И во веки веков. | Стих: И во веки веков. |
В среду вечера:Стих: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. В средуСтих: Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. Пс 18: 5 | |
Стих: И во веки веков. | Стих: И во веки веков. |
На велицей вечерне, аще есть паримии, и глаголет диакон: Рцем вси от всея души: И по возгласе лик: Аминь. | Диакон: Премудрость. Чтец: (название книги) чтение. Диакон: Будем внимать. Священник: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Молитва при наступлении вечера |
С подоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. | С подоби, Господи, в вечер сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. |
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. | Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. |
Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. | Господи, милость Твоя вовек, созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. |
Священник: Исполним вечернюю молитву нашу: И по возгласе лик: Аминь. | Просительная ектения. |
Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. | |
Диакон: Главы наша Господеви приклоним. | Диакон: Главы наши пред Господом преклоним. |
Лик: Тебе, Господи. |
Аще есть бдение исходим в притвор, поюще стихиру храма или праздника, совершающе литию. Священник же и диакон с кадильницею исходят вкупе северною страною, предыдут же им со двема лампадома. Слава, святаго. И ныне, Богородичен. И прочая. | В дни, когда совершается всенощное бдение, выходим в притвор храма со светильниками и кадилом и творим литию – усердное всенародное моление. Хор поет литийные стихиры праздника (на воскресном бдении – стихиры храма), диакон же кадит святые иконы, священника и народ, затем произносит прошения. Если бдение не служится, сразу же после молитвы главопреклонения поются: |
Аще несть праздника в нихже глаголем настоящия стихи: | В непраздничные дни стихи из псалма 122: |
Стих 1: К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны. | Стих: К Тебе возвёл я очи мои, живущему на небесах. Вот, как очи рабов – к рукам господ их, как очи рабыни – к рукам госпожи её, так очи наши – ко Господу, Богу нашему, / доколе Он не пожалеет нас. |
Стихира 2 | |
Стих 2: Помилуй нас Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых. | Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо с избытком мы насыщены презрением. С избытком насыщена душа наша поношением от благоденствующих / и презрением от гордых. |
Стихира 3 | |
Слава, и ныне, Богородичен. | Слава, и ныне: Богородичен |
Аще же суббота, глаголем: Стих: Господь воцарися, / в лепоту облечеся. Стих: Господь воцарился, / благолепием облёкся. Молитва святаго Симеона Богоприимца:Молитва Симеона Богоприимца | |
Н ыне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. | Н ыне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29–32 |
Трисвятое. По Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. | Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. |
Тропарь прилучившагося праздника, или святаго, или дне. Слава, и ныне, Богородичен и отпуст. | Отпустительный тропарь. Слава, и ныне: Богородичен. На бдении поется тропарь праздника трижды. |
В субботу вечера:Богородице Дево, радуйся, / Благодатная Марие, Господь с Тобою: / Благословена Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего, / яко Спаса родила еси душ наших. Трижды. Под воскресенье:Богородица Дева, радуйся; / благодатная Мария, Господь с Тобою! / Благословенна ты между женами / и благословен Плод чрева Твоего, / ибо Ты родила Спасителя душ наших. (3) | |
Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник читает молитву на освящение хлебов. | |
Посем: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. Трижды. | Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) |
Иерей: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. | Священник: Благословение Господне и милость да будет на вас, по Его божественной благодати и человеколюбию, всегда, ныне и присно, и во веки веков. |
Мы же: Аминь. И начинаем утреню с шестопсалмия. И начинаем утреню с шестопсалмия. | |
Аще же есть Бог Господь, по Трисвятом отпустительный тропарь дне, и посем священник: Премудрость. Лик же: Благослови. Иерей: Сый благословен Христос, Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века. Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас. Лик: Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем. Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Лик: Слава, и ныне, Господи, помилуй, трижды. Благослови. | На великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, после отпустительных тропарей диакон возглашает: Премудрость. Хор: Благослови. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне, и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови. |
Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм сей [ святую обитель сию ] добре сохрани: прежде отшедшыя отцы и братию нашу в селениих праведных учини, и нас в покаянии и исповедании приими, яко Благий и Человеколюбец. | Небесный Царь, верных людей Твоих укрепи, веру утверди, народы укроти, мир умиротвори святой храм сей, (или: святую обитель сию ) невредимым сохрани, прежде почивших отцов и братьев наших в селениях праведных водвори и нас в покаянии и исповедании прими, как Благой и Человеколюбец. |
Посем поклоны великия три, глаголюще в них на коемждо поклоне молитву преподобнаго Ефрема: | Священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с поклонами: |
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Поклон великий. | Господи и Владыка жизни моей! Духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон) |
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Поклон великий. | Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон) |
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон великий. | Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон) |
Таже малых поклонов 12, глаголюще себе втай на кийждо поклон: Боже, очисти мя, грешнаго. | Также 12 малых поклонов с молитвой: Боже, очисти меня, грешного. |
И паки, скончав поклоны, глаголем молитву всю вышеписанную: Господи и Владыко живота моего: И поклон един великий. | И снова всю молитву: Господи и Владыка жизни моей: и один великий поклон. |
Таже, Трисвятое. И поклоны три. И по Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. Господи, помилуй, 12. | Чтец: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) |
Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина: благоволи же и о мне, грешнем, утверди, вразуми сердце мое и всю мою отыми скверну. Просвети мою мысль, да выну славлю, пою, и покланяюся, и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь. | Всесвятая Троица, единосущное Владычество, нераздельное Царство, Виновница всех благ! Благоволи же и о мне, грешном: утверди, вразуми сердце моё и удали от меня всякую скверну, просвети моё помышление, чтобы мне всегда славить, воспевать, поклоняться и восклицать: “Один Свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца”. Аминь. |
Посем: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. Трижды. | Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) |
И поклоны три. Слава, и ныне: | Слава, и ныне: |
Таже псалом 33:Псалом 33И псалом 144:Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века. Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят. Великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса Твоя поведят. И силу страшных Твоих рекут и величие Твое поведят. Память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его. Да исповедятся Тебе, Господи, вся дела Твоя, и преподобнии Твои да благословят Тя. Славу Царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют, сказати сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия Царствия Твоего. Царство Твое, Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Верен Господь во всех словесех Своих и Преподобен во всех делех Своих. Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя. Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении. Отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения. Праведен Господь во всех путех Своих и Преподобен во всех делех Своих. Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине. Волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я. Хранит Господь вся любящыя Его и вся грешники потребит. Хвалу Господню возглаголют уста моя, и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века. Псалом 144Превознесу Тебя, Боже мой, Царь мой, и буду благословлять имя Твоё вовек и во век века. Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё вовек и во век века. Велик Господь, и достохвален весьма, и величию Его нет конца. Род и род восхвалят дела Твои и силу Твою возвестят. О великолепии славы святыни Твоей расскажут, и о чудесах Твоих поведают, и о силе страшных дел Твоих скажут, и о величии Твоём поведают, воспоминание о множестве благости Твоей изрекут, и о правде Твоей возрадуются. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, благ Господь ко всем, и милости Его – на все дела Его. Да прославят Тебя, Господи, все дела Твои, и святые Твои да благословят Тебя. О славе Царства Твоего скажут, и о могуществе Твоём поведают, чтобы явить сынам человеческим могущество Твоё и славу великолепия Царства Твоего. Царство Твоё – царство всех веков, и владычество Твоё – во всяком роде и роде. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих. Поддерживает Господь всех падающих и поднимает всех поверженных. Очи всех на Тебя с надеждой взирают, и Ты даёшь им пищу их в своё время: отверзаешь Ты руку Твою и насыщаешь всякое животное по благоволению. Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине. Желание боящихся Его Он исполнит, и моление их услышит и спасёт их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех грешников истребит. Хвалу Господу изрекут уста мои, и да благословляет всякая плоть имя святое Его вовек и во век века. | |
И посем священник: Премудрость. | Священник: Премудрость. |
Лик: Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, / Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. | Хор: Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и пренепорочную / и Матерь Бога нашего. |
Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас. | Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. |
Лик: Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу Тя величаем. | Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем. |
Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. | Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. |
Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. | Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй. (3) Благослови. |
И бывает конечный отпуст. Сия же бывают, егда есть Великий пост. | Священник произносит отпуст. |
Аще же есть ин пост, и пето Аллилуиа, по поклонех, и трисвятом, и по возгласе: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне: И паки, Господи, помилуй, трижды. Благослови. И отпуст. | Если Аллилуия поется в иной пост, по Трисвятом – Господи, помилуй. (12) Слава Тебе, Христе Боже: Слава, и ныне. Господи, помилуй. (3) Благослови. И прочее, и отпуст. |
Аще же хощеши, по конце вечерни глаголи молитву сию Великаго Василия: | Если хочешь, по окончании вечерни читай молитву святого Василия Великого: |
Благословен еси Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, и нощь уяснивый зарями огненными, еже долготу дне прейти нам сподобил еси, и приближитися началом нощи: услыши моление наше, и всех людей Твоих, и всех нас прости вольная и невольная согрешения. Приими вечерняя наша моления, и низпосли множество милости Твоя, и щедрот Твоих на достояние Твое. Остени нас святыми Твоими Ангелы, вооружи нас оружием правды, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякаго обстояния, всякаго навета сопротивнаго. Подаждь же нам и настоящий вечер, с приходящею нощию совершен, свят, мирен, безгрешен, безблазнен, безмечтанен, и вся дни живота нашего, молитвами святыя Богородицы, и всех святых от века благоугодивших, аминь. Честнейшую Херувим: И бывает отпуст. | Благословен Ты, Господи, Владыка Вседержитель, озаривший день светом солнечным и осветивший ночь сиянием огня, удостоивший нас пройти долготу дня и приблизиться к началу ночи. Услышь моления наши и всего народа Твоего и, простив всем нам вольные и невольные грехи, прими наши вечерние молитвы, ниспошли множество милости Твоей и сострадания Твоего на наследие Твоё. Защити нас, как стеною, святыми Ангелами Твоими; вооружи нас оружием правды Твоей; огради нас истиною Твоею; сохрани нас силою Твоею; избавь нас от всякого нападения и всякого коварства противника; сделай же для нас настоящий вечер с наступающей ночью совершенным, святым, мирным, безгрешным, без соблазнов, без мечтаний как и все дни жизни нашей, по молитвам святой Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших. |