что позволило человеку создать искусственную социальную среду
Что позволило человеку создать искусственную социальную среду
Подробное решение параграф Введение. §1 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 2018
По каким признакам человек отличается от остальных животных?
Человек отличается от животных по следующим признакам:
— наличие высшей нервной деятельности, интеллект
— развитая свободная рука
— способность к самостоятельному и осмысленному труду.
Какие основные свойства отличают человека от животных?
Человек отличается от животных более развитым мозгом, способностью к мышлению, прямохождением, членораздельной речью, умением преобразовывать окружающий мир сознательным трудом.
Что позволило человеку создать искусственную, социальную среду?
Труд позволил человеку создать новую жизненную среду — принципиально иную экологию. Если животное лишь приспосабливается к среде с помощью своих органов и поведения, то человек наряду с этим свойством научился создавать для себя искусственную среду, начиная с одежды, выведения новых пород животных и сортов растений и заканчивая сельскохозяйственными угодьями, садами, парками, современными городами, транспортом, средствами связи, технологиями получения различных продуктов и изделий. Эту искусственную среду называют социальной, потому что она создавалась не одним человеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества.
Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа?
Социальная природа человека проявляется в воспитании, взаимоотношениях с окружающими людьми, природой.
Биологическая природа человека проявляется в его биологических (врожденных) рефлексах: добывание пищи, питание, размножение.
Как взаимодействуют природный мир и рукотворный мир?
природный и рукотворный мир созданный человеком тесно
взаимосвязаны, ведь для создания рукотворного мира необходим мир природный: его ресурсы и возможность их использования.
совершенствование техники и технологии дало людям возможность производить гораздо больше продуктов питания, чем имелось в дикой природе, пользоваться природными ресурсами газом, нефтью, каменным углем, рудами металлов, лесными богатствами. Энергия выделяемая при расщеплении атома в миллионы раз превосходит силу человеческих мышц. Открытия в электронике обеспечили невиданную скорость информационных потоков, благодаря достижениям научной и инженерной мысли наш быт становится комфортнее, но вместе с тем возникают проблемы, связанные с ухудшением экологии. Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин, потребительско — непродуманное отношение к использованию природных ресурсов отрицательно влияют на состояние окружающей среды, чистоту воды и воздуха. Чтобы вырастить и сохранить урожай, приходится прибегать к ядохимикатам, которые приводят к отравлению почвы, делая ее непригодной для дальнейшего использования. Использование природного мира человеком для создания мира рукотворного принесло человечеству величайшие блага и вместе с тем привело к нарушению природного равновесия, поставив человека перед необходимостью решать многие экологические. Все вышеуказанные факторы приводят к неблагоприятной экологической обстановке, которая подрывает здоровье людей.
Человек должен научиться свой рукотворный мир приводить в состояние гармонии с миром природным, через бережное к нему отношение.
Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функционировании организма человека?
Знания человека о том как устроен и функционирует его организм, позволяют сохранить здоровье на долгие годы. Зная какие процессы протекают в организме, человек понимает чем и как он может нанести вред своему здоровью и жизни. Создает свой образ жизни — работу, отдых, правильную и полезную пищу, отвергает вредные привычки, занимается спортом, оздоровлением.
в случае заболевания имеется понимание какой сбой произошел в организме и как его устранить.
§ 1. Науки об организме человека
Какие науки изучают внешнее и внутренне строение животных?
Внешнее и внутренне строение животных изучают науки: зоология, физиология животных, эмбриология животных.
Что изучает анатомия и физиология человека? Назовите их исследовательские методы.
Анатомия — наука о строении человека и его органов.
Физиология — наука о жизненных функциях организма и его органов.
Исследовательские методы анатомии и физиологии:
— патологоанатомическое вскрытие умершего человека;
— компьютерная и магнитно — резонансная томография;
— эксперименты (опыты) на животных, в том числе хронические;
— лабораторное и инструментальное исследование.
Почему анатомию и физиологию человека мы изучаем в одном разделе курса биологии?
Анатомия и физиология тесно связаны между собой. Без знания строения органа, особенностей его работы нельзя понять причины возникновения заболеваний, создать необходимые условия для его нормальной работы, поэтому анатомию и физиологию человека мы изучаем в одном разделе курса биологии.
Что изучает гигиена? Назовите ее исследовательские методы.
Гигиена — раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. В задачу этой науки входит изучение условий жизни, работы и отдыха здоровых людей, для того чтобы сохранить и укрепить их здоровье, предохранить от болезней, повысить их силу, выносливость, способность переносить неблагоприятные условия и быстро приспосабливаться к непривычным условиям.
исследовательские методы гигиены:
— клинические (выяснение причин массовых заболеваний);
— физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды);
— лабораторные (анализ проб воздуха, воды и т. Д.).
В физическом кабинете разбился ртутный прибор и часть ртути вылилась на пол. К кому нужно обратиться — к медикам районной поликлиники или к сотрудникам санитарно — эпидемиологической станции? Объясните свой ответ.
Необходимо обратиться в сэс.
Врачи — гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ (пдк), превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека, а санитарные врачи следят за соблюдением этих норм, в их работу входят обязанности по несению санитарной службы в пределах определенного региона. Они владеют методиками обезвреживания различных опасных химических веществ, знают последствия воздействия таких веществ на организм человека. Обладают полномочиями закрыть учреждение или объявить карантин, провести необходимые дез.мероприятия, если возникает угроза распространения или возникновения эпидемии или отравления.
Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.
Дата ____/_____/_______ Класс___________
Тема: Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.
Цель урока : Познакомить обучащиюхся с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук и науки о человеке, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о биологическая и социальная природа человека царствах живой природы.
—образовательная: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы».
—развивающая: формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
—воспитательная: принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой.
Приветствие учеников, проверка готовности их к уроку.
Проверка дом. задания
· Сообщение темы и целей урока.
· Мотивация учебной деятельности
Многие миллионы лет продолжалась эволюция живой природы, прежде чем стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей,а затем и в современное человечество.
· Изучение нового материала
В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.
Основные группы доказательств происхождения человека от животных:
1. Палеонтологические. ( Палеонтоло́гия — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности )
2. Эмбриологические. ( Эмбриология — это наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания. )
Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):
Подтип: Позвоночные, или Черепные
Вид: Человек разумный
Таково наше положение в системе органического мира.
О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Томас Генри Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.
Сходство человека с животными (запись в тетрадях).
(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)
1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;
2. Наличие наружного уха;
3. Наличие плаценты
6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)
7. Наличие ногтей на пальцах;
8. Общие болезни и паразиты.
Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.
· мелкие волоски на теле
· мелкие мышечные волокна в коже
· бугорок на ушной раковине
Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.
· густой волосяной покров
· шейная фистула (остатки жаберной щели)
Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.
У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).
· общественный образ жизни,
Заполнить таблицу « Характеристика этапов антропогенеза» пар.2,3 (самостоятельно)
Все люди на Земле принадлежат к одному виду Homo sapiens. Однако опредёленные группы людей на протяжение тысячелетий жили в разных географических и климатических условиях и адаптировались к ним. По этому в под виде Homo sapiens в разных регионах Земли образовались расы.
Таблица « Основные признаки рас»
· Закрепление знаний, умений, навыков.
1. Какие основные свойства отличают человека от животных?
2. Что позволило человеку создать искусственную, социальную среду?
3. Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа?
4.Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функционировании организма человека?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.