что позволяет расширить объем внимания в психологии

Увеличение объема внимания

Увеличение объема внимания

Объем внимания – очень важная составляющая кратковременной памяти. Известно, что при одноразовом предъявлении человек может воспринять и запомнить от 5 до 9 объектов. Это количество было экспериментально установлено американским психологом Миллером в 1945 году. Сформулированное им на основании этого правило гласит, что объем внимания человека зависит не от количества воспринимаемых данных, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 ± 2. Следуя этому правилу, можно утверждать, что при одновременном восприятии одинаково запоминаются и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей. А это значит, что самый эффективный способ запоминания – это их кодирование.

Для увеличения объема внимания очень полезно следующее упражнение, которое рекомендуется выполнять в 2 этапа. Сначала в течение буквально 1 секунды задержите свой взгляд на каком-либо предмете: лице человека, фасаде здания, цветке, животном и т. п. Затем закройте глаза и попытайтесь воспроизвести его в своем воображении, припомнив как можно больше деталей. Откройте глаза и сравните реальный предмет с воображаемым. Когда они будут полностью совпадать, можно перейти к следующему этапу: за тот же отрезок времени постарайтесь запомнить окружающие вас предметы и мысленно воспроизвести их. Чтобы их было больше, научитесь рационально группировать их по каким-либо признакам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1.4. Увеличение мотивации

1.4. Увеличение мотивации Хотеть — значит мочь. Французская поговорка Знаете, несмотря на колоссальное количество работ по мотивации, выполненных в русле классической психологии, чисто практическая их ценность оказалась не слишком высока. Отчего в, так сказать,

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Механизмы ограничения объема

Механизмы ограничения объема Предположим, мы определили ключевые области мозга, которые регулируют процесс развития памяти в детстве. Какие изменения происходят в теменной и лобной долях при увеличении информационных нагрузок? Почему память не безгранична? На эту тему

Упражнение 3. Увеличение и уменьшение изображения

Упражнение 3. Увеличение и уменьшение изображения Рассмотрев цветную карточку (открытку), представим ее на левом луче настолько близко от лица, насколько вам удобно. Начинаем постепенно увеличивать картинку. Увеличив изображение в несколько раз, начинаем его уменьшать

Ключ — соотношение объема бедер и талии

Ключ — соотношение объема бедер и талии Если вы проследите, как изменялись вкусы мужчин в течение столетий, то увидите, что у мужчин было в моде все — от больших толстомясых женщин XVI века до тощих супермоделей, фигуры которых подобны карандашу. Постоянной оставалась

Увеличение ставки

Увеличение ставки До сих пор мы говорили об этих трех формах так, как будто каждая из них совершенно не зависит от других. В определенном смысле это действительно так, но в другом смысле это не совсем так. Вы не можете надеть на себя треугольник так, как вы надеваете на себя

Комплекс «Увеличение ауры»

Комплекс «Увеличение ауры» Весь комплекс проводится два раза в сутки: утром и вечером. Обязательно на голодный желудок!1. Исходное положение: стать прямо, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, вместе с наклоном вдохнуть через нос.Выдыхая, плавно присесть на корточки,

Упражнение «Увеличение ваших сбережений»

Упражнение «Увеличение ваших сбережений» Эта техника создана для того, чтобы помочь вам лучше осознать ценности увеличения ваших сбережений в ближайшем будущем. В этом качестве она является хорошим приложением к упражнению «Деньги, деньги везде», которое делает вас

Стратегия ЖПЖ: увеличение капитализации

Стратегия ЖПЖ: увеличение капитализации Неудачи не фатальны, успехи не окончательны, единственное, что имеет значение, – мужество продолжать. У. Черчилль Перейдем к стратегии. В предыдущих главах мы занимались внутренней настройкой, которая призвана обеспечить

Увеличение силы движений

Увеличение силы движений Чтобы стать сильнее и быстрее, организм стремится повысить приток кислорода и глюкозы к мышцам. С этой целью кровь перенаправляется к наиболее важным, с точки зрения бегства или боя, областям, а именно к лёгким (для насыщения их кислородом) и

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

8.5 Увеличение численности сексуальных меньшинств

8.5 Увеличение численности сексуальных меньшинств В демократии большинство правит, а меньшинство все время указывает, куда рулить. Лоренс Питер. В поцелуе двух женщин есть что-то от боксерского рукопожатия. Генри Луис Менкен Для этого проводится целенаправленная

8.5 Увеличение численности сексуальных меньшинств

8.5 Увеличение численности сексуальных меньшинств В демократии большинство правит, а меньшинство все время указывает, куда рулить. Лоренс Питер В поцелуе двух женщин есть что-то от боксерского рукопожатия. Генри Луис Менкен Для этого проводится целенаправленная

Источник

Как развить внимание: подробное руководство + список книг и онлайн-сервисов

Давайте совершенствоваться вместе!

что позволяет расширить объем внимания в психологии

Добрый день, уважаемые читатели!

Постоянно витаете в облаках, не можете сконцентрироваться и все время отвлекаетесь? Без паники – я расскажу вам, как развить внимание, стать сосредоточенным и собранным. У нас в арсенале куча простых и увлекательных упражнений, а также полезные рекомендации на каждый день.

что позволяет расширить объем внимания в психологии

Что такое внимание

Внимание – одна из основных когнитивных функций человека. В психологии ей отводится особая роль. Это своеобразный фильтр, через который проходит вся окружающая информация. Для наглядности его можно сравнить с лучом фонаря или прожектора, который фокусирует свет на конкретном объекте, оставляя все остальное вне поля зрения.

От качества внимания зависит качество других когнитивных функций – мышления и памяти. Бывает, мы ругаем себя за забывчивость, всеми силами пытаемся развивать память, тогда как она совершенно ни при чем. Просто в момент восприятия информации наше внимание блуждало где-то на просторах космоса, поэтому в память ничего и не попало.

Существуют профессии, требующие предельной внимательности: авиадиспетчер, машинист поезда, часовщик. Становятся ими вовсе не какие-то гении, имеющие от природы идеальное внимание, а обычные люди. Если им удалось довести навык концентрации до совершенства, значит, и у нас с вами получится. Регулярные тренировки помогут вам “накачать” мышцу внимания и повысить за счет этого свою продуктивность.

Концентрация, переключение и распределение внимания

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям и упражнениям, я расскажу вам, что конкретно можно тренировать и как. Есть три аспекта внимания, которыми вам нужно научиться владеть.

Очень важно тренировать все три аспекта внимания. Наши рекомендации и упражнения как раз направлены на это.

Почему мы отвлекаемся

Давайте выделим основные причины, почему нам бывает сложно сконцентрироваться.

Отсутствие силы воли

Сила воли простыми словами – это умение управлять своим вниманием. Концентрироваться на том, что важно, и отсекать второстепенное. Поэтому, развивая силу воли, вы одновременно улучшаете и качество своего внимания.

Дискомфорт

Неудобная поза, боль, голод – все это отвлекающие факторы, которые перетягивают внимание на себя. Вы, наверное, в курсе, что сигналы тела наш мозг обрабатывает в первую очередь. Поэтому прежде чем приступать к работе, постарайтесь устранить все эти помехи.

Куча нерешенных дел

Очень сложно сосредоточиться, когда множество проблем висят над вами дамокловым мечом. Даже если вы не думаете о них в конкретный момент времени, они все равно маячат где-то на периферии вашего сознания. Начните потихоньку разгребать их – тайм-менеджмент вам в помощь.

Рекомендации по развитию внимания

Теперь можно, наконец, рассмотреть конкретные способы и средства совершенствования внимания. Они отлично подойдут подросткам и взрослым.

Обеспечьте себе дополнительную мотивацию

Замечали, что когда вы занимаетесь чем-то интересным и приятным, вам не нужно удерживать внимание специально. Наоборот, вы не можете оторваться от любимого занятия и переключиться на что-то другое. Как же перенести этот эффект на все остальные дела?

Очень важен правильный настрой. Каждый раз, прежде чем начать что-то делать, думайте о том, почему это важно для вас и какую пользу в итоге принесет. Например, начиная уборку, представьте в ярких красках, как засияет ваша квартира спустя пару часов. На каждом этапе вознаграждайте себя за выполненную работу. Вымыли полы – можете съесть конфетку и продолжать дальше.

Концентрируйтесь на своих ощущениях

Очень удобно развивать сосредоточенность с помощью органов чувств. В течение дня отвлекайтесь на 10–15 минут и концентрируйтесь на ощущениях какой-то одной модальности. Например, добираясь с утра на работу, внимательно смотрите по сторонам, старайтесь запомнить как можно больше деталей и ничего не упустить.

В обеденный перерыв сосредоточьтесь на приеме пищи. Прочувствуйте вкус каждого кусочка еды, постарайтесь распознать каждый ингредиент. Также найдите время для слуховых и кинестетических ощущений. Если вы сумеете выработать в себе такую привычку, вы не только улучшите концентрацию, но и начнете жить более осознанной жизнью.

Избавьтесь от отвлекающих факторов

Представьте, что вы вдруг оказались в запертой пустой комнатой без интернета наедине с вашим рабочим ноутбуком. Как думаете, насколько повысится ваш КПД в таких условиях? Ученые из Массачусетского университета провели подобный эксперимент. В результате продуктивность работы испытуемых повысилась в среднем на 25 %.

Это значит, что ту работу, которую они обычно выполняли за 8 часов рабочего дня, взаперти они успели сделать за 6. Получается, в среднем 2 часа каждый день люди сливают непонятно куда.

Понаблюдайте за собой и определите, на что вы чаще всего отвлекаетесь. Держу пари, что это соцсети, болтовня с коллегами, перекусы и сигареты. Установите себе лимит на эти действия и строго его соблюдайте. Заодно и силу воли потренируете.

Приучайтесь к порядку

Мы уже выяснили, что окружающая обстановка очень сильно влияет на нашу способность к концентрации. Если вокруг царит хаос, вам будет очень сложно сосредоточиться на выполнении задачи. На это есть две причины.

Во-первых, разбросанные вещи, пыль и грязь будут цеплять ваше внимание, как крючки, и тянуть его на себя. Зрительный анализатор преобладает над всеми остальными, так что обилие визуальных стимулов всегда очень отвлекает.

Во-вторых, вы не сможете избавиться от внутреннего дискомфорта, пока не наведете порядок. Бардак всегда раздражает, угнетает и давит. Поэтому прежде чем приступать к важной задаче, требующей предельной концентрации, уделите время уборке.

Медитируйте

Отвлекающие факторы могут быть не только снаружи, но и внутри. Как-нибудь ради интереса понаблюдайте за потоком своих мыслей. Начиная думать о рецепте предстоящего ужина, через 10 минут вы запросто можете поймать себя на мысли об устройстве адронного коллайдера. А все потому, что мы не привыкли следить за дисциплиной и гигиеной ума.

На помощь придет медитация. Начните уделять ей от 15 до 30 минут в день, и уже через две недели ваш ум станет чище, сознание – яснее, а внимание – острее.

Определите свой режим работы/отдыха

В тайм-менеджменте есть метод, который называется 90/30. Суть его в том, что человек должен 90 минут сосредоточенно работать над одной задачей, а потом полчаса отдыхать. Считается, что 90 минут – максимальное время концентрации, на которое способен наш мозг. Затем он начинает самопроизвольно отвлекаться.

90 – это приблизительная величина. У разных людей она варьируется. Есть люди с так называемым детским вниманием – их мозг постоянно скачет с одной задачи на другую. Полтора часа сосредоточенно работать – для них непосильная задача. Поэтому вам стоит самим определить оптимальное время для себя.

В следующий раз, когда будете концентрироваться на чем-то, установите таймер. Первые попытки мозга отвлечься проигнорируйте – работайте дальше. Когда уже ваша сила воли перестанет справляться с попытками сознания улететь куда-нибудь подальше от надоевшей работы, фиксируйте время. На отдых выделяйте от 10 до 30 минут в зависимости от длительности периода концентрации.

Учитесь не обращать внимания

Как бы это парадоксально ни звучало, для развития внимания очень важно отключать его иногда. А именно в те моменты, когда оно пытается сфокусироваться на нежелательном стимуле.

С эмоционально окрашенными стимулами бороться очень сложно, но можно. Если есть возможность, лучше всего избавиться от них: в нашем случае закрыть окно, чтобы не слышать соблазнительных звуков, или вставить беруши.

Если же такой возможности нет, придется подключить волю. Скажите себе, что до отпуска осталось потерпеть совсем немного. Но если вы сейчас ударно не поработаете, то вас ждет не морское побережье, а в лучшем случае диван и телевизор.

Откажитесь от привычки делать что-то наполовину

Мы очень часто делаем что-то невнимательно и вполсилы. Общаемся с детьми, когда голова занята работой, едим, уткнувшись в экран телефона, смотрим фильм, а думаем о чем-то своем. Это очень вредная практика. Наш мозг расслабляется и думает, что можно вообще не концентрироваться.

Если по каким-то причинам не можете отдаться своему занятию полностью, лучше отложите его. Толку от “половинчатого” выполнения все равно не будет.

Упражнения

Развивать внимание можно с помощью специальных упражнений. Главный принцип – регулярность. Лучше заниматься каждый день по 5 минут, чем выполнить все задания за раз и отложить на неопределенный срок.

Таблица Шульте

Классическое упражнение на развитие внимания. Посмотрите на таблицу ниже и постарайтесь как можно быстрее зафиксировать числа взглядом в правильном порядке от 1 до 25. Можно усложнить задачу. Сделайте то же самое, поместив взгляд в центр таблицы и пользуясь только периферическим зрением. Кстати, этой техникой пользуются на курсах обучения скорочтению.

что позволяет расширить объем внимания в психологии

Таблица Струпа

Перед вами таблица с записанными на ней словами разных цветов. Ваша задача – называть по очереди цвет каждого слова. Поначалу будет сложновато, но вы не сдавайтесь! Упражняйтесь до тех пор, пока не назовете все слова быстро и без единой ошибки. Когда справитесь с этой конкретной картинкой, найдите в интернете подобную. Кстати, у детей это получается гораздо лучше, чем у взрослых.

что позволяет расширить объем внимания в психологии

Поиск отличий

Одна из любимых детских развивашек отлично тренирует внимание. Посмотрите на картинки и постарайтесь найти как можно больше отличий. Чтобы усложнить задачу, можно делать это на время.

что позволяет расширить объем внимания в психологии

Рисование двумя руками

Основная цель этого упражнения – развитие обоих полушарий мозга. Но оно отлично подойдет и для тренировки внимания. Возьмите в руки по карандашу и начните одновременно рисовать разные геометрические фигуры. Например, левой рукой квадрат, а правой – круг. Лучше всего это делать на время. Постарайтесь нарисовать хотя бы 8–10 фигур за минуту. Но и про качество не забывайте!

Тикающие часики

Это упражнение тренирует навык переключения с одного стимула на другой. Вам понадобятся часы с тикающим механизмом и книга. Часы поставьте перед собой на стол, а книгу возьмите в руки и начните читать. Читайте очень сосредоточенно в течение 10 минут, ни на что не отвлекаясь. Затем быстро переключите внимание на звук тиканья часов.

Старайтесь не думать о прочитанном, а полностью сосредоточьтесь на слуховых ощущениях. Через 10 минут снова переключитесь на книгу и сделайте еще несколько таких подходов.

Выполняйте это упражнение каждый день. Через неделю можно заменить книгу и часы на что-то другое, например, музыку и набор текста на компьютере, рисование и просмотр кино и т. д. Также нужно стараться увеличивать время концентрации на каждом стимуле.

Теплый стакан

Налейте в стакан теплой воды, возьмите в руку и вытяните ее горизонтально вперед. Ваша задача – на несколько минут сосредоточиться на удержании руки в одном положении. Затем перенесите внимание на ладонь. Почувствуйте тепло и сконцентрируйтесь на нем, при этом стараясь не терять исходного положения руки. Переносите внимание туда-сюда несколько раз подряд. По мере того как ваша рука будет уставать, концентрироваться на ощущении тепла вам будет все сложнее.

Мини-советы на каждый день

Что еще может помочь развить внимание, кроме специальных упражнений и техник? Полезные привычки. Они настолько просты и необременительны, что вы с легкостью сможете вписать их в свою жизнь.

Полезная литература

Мне очень нравятся упражнения по развитию внимания – они простые и ненавязчивые, но при этом увлекательные. А главное, эффект наступает довольно быстро. Если вам, как и мне, хочется заниматься серьезно, советую приобрести специальные книги. В них описаны различные методики развития внимания и представлен широкий выбор упражнений.

Онлайн-тренажеры для развития внимания

На просторах сети есть множество сервисов для развития функций мозга, в том числе и внимания. Я познакомлю вас с четырьмя моими любимыми. Все они устроены по одному принципу – часть тренажеров доступна бесплатно, а за расширенный доступ придется заплатить.

Викиум

Викиум – самый популярный на сегодняшний день сервис тренажеров для развития мозга. Там вы найдете упражнения и игры по развитию внимания, памяти, мышления, логики. На сегодняшний день их больше сорока. Упражнения довольно простые, поэтому их легко можно вписать в ежедневное расписание, занимаясь, например, в перерывах между работой.

что позволяет расширить объем внимания в психологии

Битрейника

На Битрейнике можно сосредоточиться только на развитии внимания, а можно тренировать все когнитивные функции в комплексе. Помимо самих упражнений, есть много интересных фишек, например, турниры среди участников, тесты. Задания разные: есть простые, а есть довольно сложные.

что позволяет расширить объем внимания в психологии

BrainApps

На сервисе BrainApps вы найдете 52 тренажера, 18 из которых направлены на тренировку навыка концентрации. Среди них таблицы Шульте, задачи на сортировку, сравнение и поиск фигур. Также на сайте можно пройти различные курсы, в том числе и по развитию внимания.

что позволяет расширить объем внимания в психологии

CogniFit

Создатели CogniFit утверждают, что с помощью сервиса можно не только улучшить показатели мозга, развить логику, внимание и память, но и скорректировать некоторые расстройства, такие как СДВГ, бессонница, рассеянный склероз и даже последствия инсульта. Есть программы как для детей, так и для взрослых, а также специальный раздел для специалистов в области здравоохранения.

что позволяет расширить объем внимания в психологии

Заключение

Подведем итоги. Мы с вами выяснили, что внимание – очень важная функция, которая во многом определяет качество других когнитивных функций – памяти и мышления. Его можно и нужно развивать, чтобы более эффективно решать профессиональные и личные задачи и достигать поставленных целей.

Если будете регулярно и ответственно следовать нашим рекомендациям и выполнять упражнения, вскоре с вашим вниманием можно будет смело идти в авиадиспетчеры. Раз уж взялись за развитие мозга – нельзя останавливаться на полпути!

15 лет назад жажда самопознания привела меня на факультет психологии Казанского университета, и все завертелось. С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.

Источник

Настроить шрифт

Содержание материала

что позволяет расширить объем внимания в психологииВнимание — это одно из психологических понятий, которое наиболее часто используется в обыденной жизни и на первый взгляд кажется самым знакомым и понятным каждому человеку. Но в истории психо­логической науки это понятие пережило наиболее «драматическую судь­бу», обусловленную «таинственностью» и непонятностью его психологи­ческого механизма.

Внимание служит приспособлению организма и психики к изменяю­щимся условиям, это реакция психики на изменения в окружающей среде, рефлекс «что такое?», по выражению Н. П. Павлова, или ориен­тировочный рефлекс. Такой рефлекс сопровождается настройкой органов чувств на воспринимаемый объект, перестройкой двигательной мускула­туры, дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, а также включением в деятельность всей личности человека и психических про­цессов, таких как мышление, память, восприятие, и других психических явлений. Благодаря такой активизации всего организма и психики воз­никает ясное и отчетливое восприятие объектов или изменяющихся условий, что обеспечивает целенаправленный выбор нужной для человека информации.

Внимание понимают как направленность и сосредоточенность челове­ка на внешнем или внутреннем объекте или деятельности, обеспечива­ющие оптимальное восприятие и реакцию человека на конкретную информацию и отстранение от всякой другой деятельности.

Внимание развивается и проявляется в деятельности человека: в практической или умственной, внешней или внутренней. Оно органи­зует поведение человека особым образом и направляет его на какой-либо объект или деятельность и может достаточно долго удерживать сознание на данном объекте или деятельности. К. Д. Ушинский на­зывал внимание воротами «. для всего, что входит в душу», и предлагал рассматривать его «. как мерило развития и показатель исправления души», и в подтверждение этому приводил народную пословицу: «У кого что болит, тот про то и говорит», «Что кого занимает, тот к тому и прислушивается». Далее Ушинский писал о том, что вся природа, история и статистика души проглядывают более всего во внимании, чем в чем-нибудь другом. «И нет лучшего средства, как заметить, на что воспитанник обращает больше вни­мания». А по мнению выдающегося советского психолога Л.С. Вы­готского: «Степень развития внимания в патологических случаях мо­жет служить критерием интеллекта и одним из показателей готов­ности ребенка к обучению в школе».

Таким образом, внимание является важным психическим явлением, которое организует работу организма и психики на получение и пере­работку информации в повседневной жизни и во всех видах деятельно­сти, а также может служить показателем интеллектуального развития человека и особенностей его внутреннего мира.

СУЩНОСТЬ ВНИМАНИЯ

Каким же образом внимание организует поведение человека, в чем его сущность? Природу внимания можно понять только через анализ деятельности, то есть через предмет, на который направлена деятель­ность, и через действия, которые человек совершает в деятельности, «оно следствие и проявление организации деятельности», — говорит Ю. Б. Гиппенрейтер в своей статье «Деятельность и внимание». По­этому управление вниманием осуществляется через организацию дея­тельности. Внимание задерживается на предмете, если человек умеет действовать с этим предметом, то есть внешние действия превраща­ются во внутренние, умственные действия, становятся инструментами, с помощью которых внимание удерживается на предмете. Основная роль действия состоит в поддержании и усилении необходимого для деятельности активного сознания. Все действия, как физические, так и умственные, состоят из комплекса разнообразных движений головы, туловища, конечностей, органов чувств, дыхательной и сосудистой систем, необходимых для поддержания психической активности.

На уровне нервных процессов механизмом внимания является очаг возбуждения (доминанта) в коре головного мозга, который затухает, когда внимание перемещается на другую деятельность или предмет, тогда возникает новый очаг возбуждения в другом участке головного мозга. Образно этот процесс можно представить как зажигающиеся и гаснущие лампочки в разных участках мозга. При управлении внима­нием ребенка взрослый как бы «зажигает и гасит лампочки» в разных зонах мозга. Другим наглядным образом внимания является образ под­зорной трубы, которая при регулировке приближает или отдаляет пред­мет, делает отчетливым видение каких-либо деталей.

Источником активности внимания человека являются его потреб­ности, которые заставляют избирательно реагировать на те явления внешней среды, мысли и чувства, которые могут служить удовлет­ворению потребностей. Первоначальными потребностями являются био­логические, необходимые для выживания организма, поэтому они активизируют внимание человека на изменения в окружающей среде и в организме человека, которые влияют на жизнедеятельность. В процессе воспитания у человека появляются социальные потребно­сти, которые обеспечивают приспособление к жизни в обществе. Существуют также потребности, которые удовлетворяют культурные и духовные запросы личности, необходимые для развития и проявления своего внутреннего мира. Поэтому сфера, на которую человек направ­ляет свое внимание, и степень его активности зависят от системы индивидуальных потребностей каждого, а также от значимости опре­деленных потребностей в данный момент.

У каждого человека в течение жизни формируется система потребно­стей, она изменяется и перестраивается. Эта система также включает в себя разнообразные способы удовлетворения потребностей. И в соответ­ствии с изменением этой системы изменяется избирательность и направ­ленность внимания, степень его интенсивности.

Внешние раздражители также могут управлять вниманием, если они связаны с деятельностью человека или его потребностями. Особенности внешних предметов или ситуации внешнего явления могут привлечь и удержать внимание человека, если они выделяются из общего фона, тогда они сигналят о возможной опасности или активизируют познава­тельные потребности. Такое внимание называют первичным, или непро­извольным, механизмом его является ориентировочный рефлекс. Оно позволяет сознанию человека выделить объект, на который направляется обследовательская деятельность (перцептивная деятельность, см. главу о восприятии).

На основе непроизвольного внимания развивается произвольное вни­мание. При развитии произвольного внимания формируются новые внут­ренние действия, которые начинают управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны и не значимы для человека в данный момент, еле заметные по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошколь­ного возраста, а наиболее благоприятный для этого период — младший школьный возраст. Природа произвольного внимания отличается от при­родного непроизвольного внимания. Механизмом произвольного внима­ния является волевое действие, которое имеет сложную структуру и состоит из таких этапов или шагов, как постановка цели, анализ ситуации, планирование действий, подбор нужных способов действия, инструментов и приемов, следование плану при выполнении действий, преодоление внешних и внутренних препятствий. На первых этапах процесса обучения разным видам деятельности (игре, учебе, труду) ре­бенок следует указаниям взрослых и выполняет эти действия внешне, постепенно они становятся внутренними и начинают руководить внима­нием ребенка в любом виде деятельности. Таким образом, произвольное внимание формируется в процессе освоения разных видов деятельности под руководством взрослого.

Задачей как непроизвольного, так и произвольного внимания является удержание в уме образа предмета для его обследования или выполнения с ним какой-то работы. Как только работа завершается, образ объекта затухает. Процесс обследования заключается в действиях по сличению образа реального предмета с имеющимся в памяти образом или схемой такого же или похожего предмета из прошлого опыта. Особое напряжение человек испытывает, когда надо удержать внимание на незначимых, еле заметных предметах или деталях, тогда включается механизм произволь­ного внимания. Такие действия сопровождаются сильным утомлением, доходящим до болезненных состояний. Не каждому человеку в силу врож­денных свойств и приобретенных умений доступна такая мобилизация внимания. Так, великие ученые, гении отличаются от обычных людей способностью удерживать свое внимание на интересующих их объектах длительное время, весь интеллектуальный и личностный потенциал на­страивают на изучаемое явление, накал внутреннего напряжения может достигать особой силы достаточно долгое время;

В повседневной жизни каждый человек мобилизует свою волю для управления вниманием в случае освоения новой деятельности или в начале работы. В процессе врабатывания напряжение уменьшается и включается другой механизм управления вниманием, который называется послепроизвольным вниманием. Его особенность заключается в том, что внимание включается в алгоритм привычных действий и контроль за действиями осуществляется автоматически, подсознательно; как только человек совершает ошибку и алгоритм нарушается, включается произ­вольное внимание.

Непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание — это виды внимания. У взрослого человека все виды внимания активно участвуют в организации его поведения. Но у ребенка их участие в поведении осуществляется поэтапно. Так, непроизвольное внимание — это основной вид внимания в дошкольный период, только к концу его появляются элементы произвольного внимания, но активно оно начинает развиваться у младшего школьника. Послепроизвольное внимание фор­мируется в тех действиях, которые становятся автоматическими, то есть на высоком уровне освоения деятельности, а это свойственно более старшим детям. Произвольное и послепроизвольное внимание развивает­ся в процессе освоения разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной, спортивной, художественной, в общении. Внимание развиваются под руководством взрослого, который обучает приемам управления вни­манием. К этим приемам относятся специальные жесты, слова, правила, наглядные средства, порядок выполнения работы, то есть средства, которые мобилизуют внимание, удерживают его на нужных действиях и объектах. Это культурные приемы, выработанные человечеством. Л. С. Вы­готский назвал их средствами, орудиями, инструментами управления вниманием.

что позволяет расширить объем внимания в психологии

У каждого человека по-разному могут быть развиты виды внимания Но, кроме видов внимания, существует еще одна характеристика внимания, которая показывает его изменения в процессе деятельности степень интенсивности, настройку на объект — это свойства внимания они так же, как и виды, могут быть по-разному развиты у отдельный людей.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание помогает обнаружить изменения в активности познавательно деятельности. При этом объект, на который направлено внимание, становится то более отчетливым, выпуклым, ясным, то вовсе исчезает из поля внимания, или уменьшается отчетливость всего объекта или от дельных его частей, свойств, сторон, особенностей, то отдельные стороны объекта ярко выделяются по сравнению со всем объектом. Эти изменения называют динамической характеристикой внимания, они разнообразны, каждое из них имеет свои особенности и рассматриваются как свойства внимания. Свойства внимания постоянно меняются в зависимости от изменения окружающей обстановки и внутренних особенностей человека, его состояний физических и психических, характера деятельности, этапов деятельности. Кроме того, у каждого человека наблюдаются свои особенности проявления свойств внимания, одни свойства развиты на высоком уровне, другие свойства отстают или протекают с индивидуальными особенностями. В разных видах деятельности человеку нужны разные свойства внимания и сочетание этих свойств Поэтому внимание можно считать показателем профессиональной пригодности в некоторых видах деятельности. В психологии изучены шесть свойств внимания: концентрация, объем, распределение, колебание, устойчивость, переключение.

Высокий уровень развития этих свойств обеспечивает условие успешного освоения разнообразных видов деятельности. Низкий уровень раз вития даже одного свойства может быть препятствием к освоению какой-либо деятельности или влиять на качество ее выполнения. Особенно наглядно это проявляется в учебной деятельности: недостаточное развитие каких-то свойств внимания является серьезным препятствием в обучении ребенка (см. таблицу «Свойства внимания»).

Концентрация внимания — это свойство внимания, которое показывает степень сосредоточенности на объекте и проявляется в интенсивности и узости внимания, то есть собранности в фокусе при отвлечении от всего остального. Фокус внимания может концентрироваться не только на объекте, но и вокруг комплекса объектов организованных единым смыслом или близким расположением, а также на отдельной детали или свойстве объекта. Высокая степень концентрации внимания позволяет человеку работать даже в самых неблагоприятных условиях: при посторонних шумах, при плохой видимости или слабой интенсивности наблюдаемых сигналов. Концентрация внимания необходима корректорам, наблюдателям. Ребенок с высокой степенью концентрации внимания любит заниматься ручными подел­ками, мозаикой, чтением, наблюдением за животными, за движущи­мися объектами, игрой в шахматы или занятиями, требующими кропотливых действий, аккуратности. Это свойство внимания можно сравнить с напряжением электрического тока или ярким и тонким пучком света. Проявления, противоположные этому свойству, называют распыленностью внимания, неспособностью сконцентрироваться на объекте. Такое проявление внимания знакомо каждому, в утомлен­ном состоянии мы начинаем часто отвлекаться, любой шум мешает сосредоточиться на работе или какой-то мысли. Концентрация вни­мания может быть динамичным процессом и зависеть от состояний человека и внешних условий, но может быть и стойкой характери­стикой психики, индивидуальной особенностью внимания человека.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Способность внимания ограничивать сферу своего рас­пространения на отдельном объекте при отвлечении от всего остального и сохранении высокой интенсивности

Способность внимания отчетливо выделять из общего фона определенное количество однородных объектов (норма — 5—7 неорганизованных в систему объектов)

Способность внимания выделять с одинаковой отчетли­востью разнородные объекты, которые позволяют вы­полнять одновременно два или большее число действий (не допускает при этом быстрого переключения, а вы­полняется одновременно)

Способность внимания длительное время удерживать объект в фокусе внимания

Способность внимания с определенной частотой изме­нять отчетливость восприятия объекта, который нахо­дится в фокусе внимания

Способность переключать фокус внимания с одного объекта на другой

Концентрацию внимания можно усилить, правильно организуя дея­тельность ребенка, приучая его к таким занятиям, где это свойство необходимо, поддерживая интерес к занятию, показывая его полез­ность или стимулируя конечным результатом, поддерживая в случаях затруднений помощью или подсказкой, одобрением усилий ребенка, а иногда и просто совместным выполнением работы.

Объем внимания — это свойство внимания показывает количество однородных объектов, которые одновременно может охватить внима­ние, с одинаковой интенсивностью. Для проверки объема внимания пользуются набором букв, цифр, знаков, предметов, фигур, располо­женных в поле зрения человека. После кратковременного предъявле­ния спрашивают, что он видел. Психологами было установлено, что у взрослого человека объем внимания колеблется от 4 до 7 пред­метов, у ребенка — 2—3 предмета. Объекты или символы, объединенные в смысловое целое, могут значительно увеличивать объем внимания, так как воспринимаются как один объект. Примером являются буквы в словах или слогах, многозначные цифры, сложные символы. Поэтому расширить объем внимания можно, систематизируя материал. Объем внимания зависит от умения человека обнаруживать смысловые связи и структурировать материал, то есть от развития мышления. Объем внимания необходим в работе диспетчеров, летчи­ков, водителей, операторов при работе с множеством приборов. Образно объем внимания можно сравнить с силой тока, шириной яркого светового пучка. У ребенка это свойство может проявляться в подвижных играх, когда надо быстро сориентироваться в простран­стве с учетом нескольких предметов, одновременно учитывать не­сколько требований или параметров. Развитие объема внимания тесно связано с развитием мышления, а в конкретных видах деятельности можно увеличить путем предварительной группировки информации и тренировкой на конкретных объектах наблюдения. Конкретизируя цель наблюдения, мы можем заранее настроить внимание на определенные объекты или свойства, что позволит отвлечься от всего остального и добиться увеличения объема внимания на нужные объекты.

Распределяемость внимания — определяется количеством разнород­ных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания, то есть одновременное наличие нескольких фокусов внимания одинаковой интен­сивности или нескольких центров возбуждения в коре головного мозга. Это свойство внимания дает возможность одновременно совершать не­сколько действий, следить за несколькими независимыми процессами или параметрами, не выпуская ни одного из них из поля своего внимания. Распределяемость внимания является одним из профессио­нально важных свойств для руководителя, педагога, она важна для многостаночника, проявляется в игре в шахматы, при управлении ав­томобилем, самолетом. Распределяемость усиливается при автоматизации ряда процессов и их функциональной связанности. Это индивидуальное свойство психики, которое может развиваться в процессе тренировки. Образно распределяемость внимания можно сравнить с электрическим током в параллельных проводниках или несколькими лучами одинако­вой яркости, направленными в разных направлениях. У ребенка распре­деляемость внимания проявляется в умении следовать нескольким пра­вилам и соблюдать внутренние требования, учитывать обстоятельства. Чем старше ребенок, тем легче ему становится выполнять разнообразные требования и одновременные действия, это позволяет ему осваивать более сложные виды деятельности, разнообразные игры с набором пра­вил, которые следует соблюдать.

Устойчивость внимания — определяется продолжительностью време­ни, в течение которого сохраняется высокая концентрация внимания. На устойчивость внимания влияет умение раскрывать в предмете все новые и новые свойства и связи, поэтому оно тесно связано с мыш­лением и восприятием. Если предмет, на который направлено внимание, однообразен, с недостаточным обилием особенностей, то устойчивость внимания падает. Но люди, способные на творческие действия с пред­метами, могут длительно заниматься с предметом, оперируя его образом, что позволяет возбуждать внимание, удерживать его на объекте.

Устойчивость внимания наиболее развита у гениальных людей, она является важным условием продуктивной умственной деятельности и обусловлена стремлением раскрывать все новые и новые связи в наблю­даемом объекте или явлении, с помощью мысленных действий с пред­метом, обнаруживать новые особенности объекта. Устойчивость внима­ния зависит от степени трудности, значимости, понятности материала и интереса к нему. Однообразие и монотонность, легкость, знакомость притупляют устойчивость внимания. Развитие произвольного внимания усиливает устойчивость внимания, так как осознанная цель или наличие программы действий поддерживают активность внимания даже на неинтересных объектах. Устойчивость внимания можно сравнить с постоян­ным током, ровно светящим лучом. Она важна в умственной деятель­ности корректоров, наблюдателей, в ручных видах труда, требующих большой точности и аккуратности. У ребенка это свойство развивается в таких же занятиях, как и при развитии концентрации внимания. Особое значение при воспитании следует уделить освоению умственных действий с предметами и их свойствами (см. главы о восприятии и мышлении).

Колебание внимания проявляется в чередовании ясного и неясного восприятия предмета или отдельных его свойств или частей. Эти периоды колебания определены для различных органов чувств и равны 2—3 сек., доходят в максимальной величине до 12 сек. Коле­бания зависят от суммарных ритмов работы физиологических систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), от утомления и адап­тации органов чувств. Обнаружить колебание внимания можно следующим образом: прислушиваясь к тиканию часов, мы замечаем, что периодически перестаем их слышать, а при длительном наблюдении за каким-нибудь предметом обнаруживаем, что периодически наш внимание перемещается на другой предмет или мысль, объект как бы ускользает из поля ясного и отчетливого видения.

Колебание внимания влияет на его устойчивость. Образно его можно сравнить с переменным током или пульсирующим лучом. Оно не поддается тренировке, незначительно отличается у различных людей и поэтому не является особо значимым свойством.

Переключение внимания проявляется в способности быстро перемещать внимание с одного предмета на другой, с одной деятельности на фугую. Переключение внимания заключается в сознательном перемещении внимания, которое позволяет быстро ориентироваться в обстановке, в изменяющихся условиях. Оно чрезвычайно важно в экстремальных ситуациях, деятельности, связанной с движением и потоком информа­ции. Противоположное ему свойство, рассеянность, является препятстви­ем к работе, требующей оперативной реакции. Переключение внимания может быть индивидуальным свойством психики, которое влияет на успешность в некоторых видах деятельности. Оно поддается тренировке, а также усиливается при повышении интереса к деятельности или при переключении на сходные виды деятельности и информацию. Переклю­чение внимания зависит от особенностей нервной системы: сангвинику или холерику легче переключать внимание, чем флегматику или мелан­холику. Образно это свойство можно сравнить с переключением телеви­зионных программ или кадров в фильме. У детей переключение внима­ния развивается в подвижных играх. Но чаще приходится преодолевать противоположное ему свойство — рассеянность, которое характерно для непроизвольного внимания, управляемого случайными внешними призна­ками объектов и разнообразным потоком информации. Для управления этим процессом следует формировать внутренний план наблюдения за объектами (см. главу «Восприятие»).

У отдельного человека могут быть хорошо развиты одни и недоста­точно развиты другие свойства внимания, поэтому каждый человек по-разному успешен в одних или других видах деятельности. Как мы видим из описания всех свойств, в большинстве своем они опираются на умения выполнять умственные действия с образами предметов, а также зависят от правильной организации условий для работы или организованности поступающей информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *