что позволяет считать деятельность классного руководителя проектной
Проектная деятельность в работе классного руководителя
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы.
Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.
Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты – психологические и физические – ложатся на классного руководителя.
Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители. В неделю классный руководитель, как показывают социологические исследования, затрачивает более 40 часов для организации полноценной внеурочной работы в классе.
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.
Как я себе представляю в связи с этим современный воспитательный процесс? Необходимо учить ребенка работать в команде, например через проектную деятельность. Такая практика существует во всем мире. Проектная методика востребована не только в учебном процессе, но и в воспитательном.
С чего я начинаю свою работу с классом? Я предлагаю им условия, согласно которым мы будем выстраивать совместную работу:
Такая цепочка, по моему мнению, способствует осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества.
Через проектную деятельность каждый ребенок вовлекается в творческий процесс, классный руководитель же должен быть еще и хорошим менеджером. Он организует помощь ребенку со стороны заинтересованных взрослых, решает личностные проблемы ребенка, организует детский досуг и общение.
Проектная методика основана на идеях гуманизма, толерантности и открытости. Наши дети должны уметь жить в социуме, как это принято во всем мире. Такая деятельность требует большого профессионализма, повышение уровня педагогической компетентности, что даст возможность классному руководителю более точно провести диагностику классного коллектива, проблем учащихся, определить меру своих возможностей и привлечения тех специалистов, которые необходимы в оказании помощи детям в процессе их развития.
Классное руководство – это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив – единый организм, где каждый школьник – яркая индивидуальность. Необходимо работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.
В современных условиях профессионализм учителя в воспитательной деятельности определяется его способностью к диагностике, моделированию воспитательного процесса, то есть владением проектировочной деятельностью в воспитании учащихся.
Рассматривая «проектирование» в воспитании следует отметить, что всю деятельность воспитанников колонии А.С. Макаренко проектировал вместе с детьми, дети были главными проектировщиками, организаторами и контролерами всех дел в 30 – 40 годах прошлого века.
В современной педагогике понятие «проектирование» рассматривается как ориентация на будущее. Один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов.
Проектирование можно рассматривать как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта; как научно – практический метод изучения и преобразования действительности.
Проектная деятельность тесно связана с «прогнозированием», «конструированием» и «моделированием».
Проектирование и моделирование имеют общие цели и ориентацию на достижение результатов. Однако проектирование требует большой ответственности за полученный результат, который и используется в практике.
Конструирование и проектирование имеют общую основу, так как характеризуются последовательностью этапов приближения замысла к его предметной реализации. В конструировании присутствуют элементы проектируемого объекта, а в проектировании создается система взаимосвязей этих элементов при разработке и оформлении проекта.
Проектирование и моделирование взаимообусловлены тем, что моделирование рассматривается как теоретическое и практическое оперирование объектом. В процедуру проектирования входят создание моделей будущего.
Рассматривая «проектирование» как мыслительное и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, охарактеризуем проектировочные умения в воспитательной деятельности:
Проектировочные умения в воспитательной деятельности тесно связаны с организаторскими умениями. Организаторская деятельность классного руководителя предполагает умение вовлекать учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. Именно поэтому можно утверждать, что проектная деятельность учителя в воспитательном процессе – это искусство, требующее от классного руководителя большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Оно всегда индивидуально и опирается на изобретательность, вдохновение, отход от шаблона. Можно выделить следующие виды творчества: групповое, поисковое, менеджерское, организаторское.
Если охарактеризовать проектно – организаторскую компетентность классного руководителя, то можно выделить следующие качества учителя:
Для развития самостоятельности у детей важно использовать методы стимулирования: поощрение, предоставление дополнительных полномочий или временное отстранение от дел, как санкция за правонарушение.
Проектировочная деятельность предполагает развитие интеллектуальных способностей, для чего широко используются такие методы, как «мозговой штурм», деловые игры, методы развития интуиции и психотренинги, направленные на развитие социального опыта, переосмысление собственной позиции и изменение установок.
Проектная деятельность – это процесс, опережающий разработки целенаправленной воспитательной практики в различных условиях. Проектирование можно рассматривать как интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. В процессе проектирования учащиеся овладевают следующими умениями:
Для воспитания чувства ответственности необходимо чаще доверять детям, обращаться к ним с просьбой о помощи, совместно обсуждать вопросы, направленные на поиск и принятие нравственного решения, предоставление школьнику права выбора способов решения данного ему поручения, поощрение за творческий подход в его выполнении.
Для формирования аналитико – рефлексивных способностей педагог и его воспитанники должны уметь осмысливать свою деятельность, полученные результаты, процесс организации. Для этого необходимо организовывать коллективный анализ деятельности, размышления, определение своей роли и отношения к организованным событиям, делам; брать интервью у исполнителей проекта, организовывать тестирование, анкетирование.
Специфика педагогического проектирования воспитательной деятельности состоит в том, что учитель использует технологию проектирования в двух аспектах: как технологическое проектирование собственной деятельности и деятельности учащихся, а также содержание жизнедеятельности среды. Поэтому проектирование тесно связано с целями, содержанием воспитательной деятельности. Педагогическое проектирование связано с развитием воспитательных систем и целями воспитания. Личностное проектирование связано с субъективным развитием и целями личностного роста.
Для педагогов, организующих этапы работы учащихся над проектом, определены следующие условия:
С учетом этих объективно складывающихся потребностей, нуждается в существенном переосмыслении не только подготовка учителя к решению задач по воспитанию учащихся, но и создание условий по овладению проектно – организаторской функцией в воспитательной деятельности.
К реализации проектно – организаторской функции отнесены следующие задачи и цели:
Особым условием деятельности учителя в реализации проектно – организаторской функции учителя является проявление субъективности, творчества и совместной деятельности при разработке проектов воспитательной деятельности. Это обстоятельство позволяет учесть интересы и взгляды членов микрогруппы учащихся, формируются умения объединяться в деятельности по созданию проекта. Формируется активность и нестандартность идей школьников, культура коммуникативного общения, поисковые и рефлексивные качества. Благодаря творчеству участников проекта рождаются уникальные модели воспитательной среды, воспитательных дел, где практически каждый участник проявляет свою самостоятельность. Важным аспектом данного условия является презентация проектов, где ученик должен показать не только личностные качества, но и важность, значимость групповой формы работы. Не менее важным аспектом подготовки учителя являются и внешние условия.
Соблюдение всего вышеизложенного обеспечивает получение эффективных результатов в воспитании школьников.
В конце каждого учебного года я обращаюсь к учащимся своего класса продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем…». Они довольно серьезно относятся к предложенному вопросу, высказывают много интересных идей, которые будут непременно в программе развития классного коллектива на следующий учебный год, некоторые даже пишут, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современными детьми, то есть дети понимают, как непросто быть воспитателем.
Проект на тему «Проектная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы общеобразовательной организации»»»
«Проектная деятельность классного руководителя
Дмитриева Ирина Витальевна,
учитель первой категории
2016 год
в системе воспитательной работы общеобразовательной организации»
Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал вешении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Ведущие место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Данная работа стимулирует интерес учащихся к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных задач в реальной жизни.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой задачи. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивиды и как члена проектной группы.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
Для педагога, организующего этапы работы учащихся над проектом определены следующие условия:
-введение учащихся в проектную работу;
-выбор тематики проекта и ее утверждение;
-составление плана работы;
-организация процесса консультирования и анализа выполнения этапов проекта;
-презентация проекта, подведение итогов;
-реализация проекта в реальных условиях школы;
-рефлексивная деятельность и выбор проблемы для дальнейшей деятельности.
Всякий проект независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта- долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального- независимо от его тематики.
Персональные или групповые проекты?
План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью
В проектной группе формируются навыки сотрудничества
У обучающегося формируется чувство ответственности
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне
Обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта
На каждом этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе
Формирование у обучающегося важнейших
ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) – вполне управляемый процесс
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию
Классификация учебных проектов:
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект— по структуре напоминает научное исследование.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.
Монопроекты – проходят в рамках одного предмета или области знаний.
Межпредметные проекты –проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов
Классификация проектов по продолжительностипо продолжительности.
Мини-проекты- укладываются в один урок или часть урока
Недельные проекты – сочетание классных и внеклассных форм.
Долгосрочные – могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл определяется во внеурочное время.
Проектная деятельность: роль классного руководителя (учителя)
* Не столько преподавать, сколько создавать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
* Учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
* Список ролей, которые предстоит «прожить» по ходу реализации проекта:
— Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
— Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
— Консультант, помогающий организовать работу
— Руководитель, помогающий планировать работу по времени
— «Человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочёты работы
— Координатор группового процесса
— Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности у учащихся:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
Умение запрашивать необходимую информацию у учителя, консультанта, специалиста
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнёром
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнёрского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс (изделие)
Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
Навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов)
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
Умение вести дискуссию
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение находить компромисс
Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы
С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы – невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Именно этот факт стал основополагающим для создания общеклассного проекта “Моя малая Родина”.
Тему проекта и его проблему я взяла из окружающей действительности. С первого дня работы в школе я осознаю, что играю ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от меня зависит, насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей.
Учащиеся моего класса (пятиклассники), сами того не осознавая, стали заказчиками социального проекта. Стали заказчиками и проектантами в одном лице.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развитой личности через изучение родного края
Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми;
Создание условий для равного проявления учащихся класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и успехам одноклассников;
Формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, родного края и своей роли в нем;
Формирование у учащихся культуры общения в системах “ученик- учитель”, “ученик- ученик”, “взрослый- ребёнок”, «ребёнок- природа»
Определение круга реальных возможностей учащихся и зону их ближайшего развития;
Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Воспитание уважения к истории и традициям родного города, гражданственности; развитие у школьников мировоззренческих убеждений.
Коллективом 5 класса в сентябре был составлен план действий по реализации проекта:
1) Родители и учащиеся предложили ряд номинаций, которые стали двигателем для успешной деятельности в течение года ученика, его родителей или всей семьи в целом.
Были выдвинуты номинации:
Знаток родного края
2) Чтобы в конце учебного года учащиеся могли быть номинированным в той или иной номинации, необходимо было запланировать мероприятия, позволяющие каждому члену нашего коллектива быть в тройке лидеров. Решено было в марте провести проектную неделю для защиты проектов по темам:
Я выбираю здоровый образ жизни!
Герои Победы – наши прадеды и деды
Для сбора информации на эти проекты было выделено 2 месяца – сентябрь, октябрь на реализацию проектов 1 неделя.
7) Участие в городской гражданско-патриотической программе «Я – гражданин!» в рамках проекта игры «Путешествие по Татарстану» — октябрь-март
9) В рамках проекта совершить экскурсии на передовые предприятия города и участвовать в школьном проекте «Мир профессий» с целью профориентации – декабрь- январь
12) Пользуясь тем, что я умею создавать художественные фотографии, решено было вместе с родителями провести в феврале фотосессию и оформить альбом под названием «От улыбки станет всем светлей»
13) Помимо предложенных проектов решили провести групповые формы творческих исследований и собрать материал для презентации «Герои Победы – наши прадеды и деды», посвящённой 70-летию Победы – февраль
16) В апреле месяце решено было провести черту под всеми творческими делами класса и выбрать кандидатов для каждой номинации.
Самостоятельная работа над проектом;
Актуальность и значимость темы;
Полнота раскрытия темы;
Оригинальность решения проблемы;
Артистизм и выразительность выступления;
Раскрытие содержания проекта;
Использование средств наглядности, технических средств;
Полноценная реализация каждого из этапов требует много времени, поэтому подготовка каждого этапа творческого проекта велась не только во внеурочное время. Мне пришлось существенно подкорректировать свой учебно-методический план, чтобы и на уроках можно было работать над теми или иными темами мини-проектов.
В ходе проектной деятельности были выявлены преимущества персональных и групповых проектов.
При работе над проектом в группе у участников формируется навык сотрудничества. Каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, а в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблем. Соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
На проектной неделе были представлены 4 проекта.
Доклад«Воспитательные технологии. Проектная деятельность в работе классного руководителя»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
на школьном методическом объединении
Тема: « Воспитательные технологии.
Проектная деятельность в работе классного
Учитель начальных классов: Лобзова Н.Н.
Проектная деятельность в работе классного руководителя»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Главная задача школы для обучающихся с ОВЗ состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников). Но в результате, ученики должны совместными усилиями (под контролем педагога) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат.
Перед началом использования метода проектирования надо проанализировать уровень мыслительной деятельности учащихся по показателям:
— способность обнаружить, понять проблему;
— способность ставить задачу;
— способность планировать свои действия;
— способность оценивать ситуацию;
— способность находить решение.
Использование проектной деятельности в работе с нашими детьми возможно с корректирующей помощью педагога. Метод проектов в школе для обучающихся с ОВЗ – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Использование в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д. Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания.
Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде, воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.
Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Проектный продукт: учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
По характеру контактов проекты могут быть:
По форме организации проекты бывают индивидуальными и групповыми.
По продолжительности выделяют следующие проекты:
Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 занятий, могут применяться на уроках.
Долгосрочные проекты (от 8 недель и более) могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Можно выделить основные этапы работы над проектом:
Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача письменных рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).
Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; промежуточные отчеты).
Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).
Заключительный (публичная защита, подведение итогов; конструктивный анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).
Оформление проектной папки:
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
— планы выполнения проекта, краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения. эскизы, чертежи, наброски продукта, материалы к презентациям (сценарий).
— другие рабочие материалы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.
Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
Творческий проект по правилам дорожного движения
«Школа пешеходных наук»
Срок реализации: 3 учебных года
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: об учающиеся, родители, педагоги
— формировать у детей основы безопасного поведения на дороге и в транспорте
— создание условий для ознакомления детей с правилами дорожного движения;
— формировать первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте;
— формировать представления детей об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора;
— активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей
Создание проблемы: внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?
актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлено ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и дети. Именно в детском возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в младшем возрасте, прочно остается у него навсегда. Необходимость обучения детей ПДД важна, так как у детей с ОВЗ отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна людям с сохранным интеллектом. Психофизические особенности, эмоциональное состояние постоянно ставит «особого» ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Формирование элементарных знаний о ПДД является одной из главных задач, и способствовать этому будет работа над данным проектом.
1.Правильное отношение детей к правилам дорожного движения.
2.Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
3.Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
4.Повышение активности родителей к обеспечению безопасности дорожного движения детей.
Этапы реализации проекта
1.Подбор детской и методической литературы о правилах дорожного движения, картинок, игр.
2.Пополнение предметно-образовательной среды.
3.Подбор информации через интернет по правилам дорожного движения для создания детских презентаций.
4.Подготовка материала для продуктивной деятельности.
1. Беседы на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим, классных часах:
«Что мы видели на улице?»
«Улица полна неожиданностей»
«Правила и безопасность дорожного движения»
«Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»
«Безопасность на дорогах»
«Школа пешеходных наук»
2. Создание презентаций по правилам дорожного движения для детей:
«Правила поведения на улице»
«Правила поведения в общественном транспорте»
«Грузовой и легковой транспорт»
«Инструктаж по правилам дорожного движения»
«Правила дорожного движения для водителей»
«Школа светофорных наук»
«Загадки про транспорт»
3. Продуктивные виды деятельности:
Изготовление макетов дорожных знаков для игр
4.Проведение дидактических игр:
«Светофор», «Поставь дорожный знак», «Морфологическая дорожка»
5. Проведение подвижных игр:
«Цветные автомобили», «Машины», «Воробышки и автомобиль», «Трамвай», «Светофор», «Стоп»
6. Создание картотеки физминуток, подвижных игр по ПДД
7. Проведение ролевых игр:
8.Целевые прогулки по улице, к автобусной остановке, к пешеходному переходу и светофору
9. Знакомство с литературой:
Носов Н. «Автомобиль», Алиев Т. «Дорожная азбука», Сегал Е. «Машины на нашей улице», Кончаловский Н. «Самокат», Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист», «Я иду через дорогу», Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Житков Б. «Что я видел», Дугилов А. «Моя улица»; стихи о транспорте
10.Работа с родителями:
— тест для родителей по ПДД
«Безопасность детей на улице»;
«Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
-консультации для родителей:
«Правила безопасности для детей»
«Безопасность на дорогах»
« Лучше рано, чем поздно»
«Топ – топ, топает малыш»
«Дети видят дорогу по-другому!»
«Детское автомобильное кресло»
«Правила перевозки ребенка в автомобиле»
2.Выпуск плаката по ПДД «Дети и дорога»
3.Итоговое занятие «Мой друг-светофор»
4.Подведение итогов реализации проекта.
2. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-160 с.
3. Полат, Е.С.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
4. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. М. : [б.и.], 2000. – 1244.
5. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.