что практика дала мне как будущему педагогу

Отчет о педагогической практике.

В период с 08 сентября по 19 октября 2017 года я проходила педагогическую практику на базе МСОШ им.Г.Тукая Муслюмовского муниципального района.

Основными целями прохождения практики являлись:

— закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

— получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

— развитие собственных педагогических способностей;

— овладение современными технологиями обучения и воспитания;

— освоение методик преподавания используемых во время уроков.

-научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся;

Практическая работа в МСОШ им.Г.Тукая открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках учителей-предметников. Целью моего присутствия был анализ их деятельности, особое внимание мною было уделено методике подачи материала и построению учебного процесса. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа педагога – это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве учителя-предметника и классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке к урокам, эта деятельность дала мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения занятий, стали самыми яркими за все время практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому предмету, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, были доброжелательные, участвующее отношение учителей- предметников. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке занятий.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любой группе есть чрезмерно активные учащиеся, привыкшие быть в центре внимания. Есть учащиеся к которым нужно уделить больше внимания. Всегда нужно учитывать способности и возможности учащихся. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, но при этом не усложнять речь непонятными для учащихся терминами.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учащихся в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классом учитывая его психологическую структуру и уровня физического развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время занятий и нагрузку, умение подмечать и анализировать возникающие в классе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые педагогами.

Студентка- практикантка ________________________ Ханнанова Г.Р.

Источник

Статья на тему Педагогическая практика- важнейший этап в жизни настоящего педагога.

Педагогическая практика- важнейший этап в жизни настоящего педагога.

Педагогическая практика является связующим звеном между теоретической подготовкой и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов это становится «открытой дверью» профессии. Во время педагогической практики студент не соглашается с «моделью» идеального учителя и «реальным», а образ «оптимального» учителя формируется конкретным человеком.

Известно, что формирование профессионального интереса способствует позитивному отношению студентов к выбранной специальности, ее постепенному и безболезненному включению в самостоятельную учебную деятельность. Если студент выбрал профессию, влюбился в нее, то, конечно, он будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать навыки в этой области и в будущем постарается применить их в своей работе.

Именно в процессе преподавания ученик может стать учителем, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться, что он выбирает правильную профессию.

Как сами студенты относятся к цели обучения?

Большинство студентов считают, что цель педагогической практики заключается в том, чтобы она давала возможность «попробовать» роль учителя.

Есть те, кто отмечает, что смысл педагогической практики заключается в приобретении навыков общения с детьми.

В течение нескольких лет работы со студентами-стажерами были выявлены трудности, с которыми они сталкиваются во время прохождения педагогической практики в школе:

Установление дисциплины в классе;

Проблемы психологической подготовки к уроку;

Подбор учебного материала для урока;

Отсутствие контакта с классом.

Студенты с в целом хорошими теоретическими знаниями в области педагогики, психологии и методологии сталкиваются с серьезными трудностями при их применении в учебном процессе.

Беседы с начинающими учителями указывают на то, что они сами положительно оценивают свое образование как учитель-предметник, намного ниже, чем организатор-учитель, учитель-педагог. Это практические знания и глубокое понимание условий и значимости педагогической деятельности, отсутствие психологической готовности у студентов.

Как установить дисциплину в классе, например? Как привлечь внимание студентов во время занятий? Как научиться не бояться детей? Что делать не с обобщенным ребенком, а с конкретным ребенком? Именно с этими и многими схожими проблемами сталкиваются ученики в процессе обучения.

Многолетнее руководство педагогической практикой студентов, наблюдения за их работой в школе, анализ итогов исследования позволяют сделать следующий вывод. В педагогической практике, как представляется, изначально присутствуют факторы, препятствующие творческой деятельности будущего учителя. К числу таких факторов можно отнести:

слабая уверенность студентов в своих силах;

сильная привязанность к определенным схемам, установка на заданный метод организации учебного процесса;

боязнь контроля со стороны методиста кафедры, профессора-предметника, одноклассников;

страх ошибиться и быть неправильно понятым в этом отношении;

повышенная тревожность, чрезмерно высокая концентрация внимания на переживаниях..

2. Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971.

3. Кулюткин ЮН. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы пси-

хологии. 1986. № 2. С. 26-30.

4. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7.

5.Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. – № 7. – 2000. – С. 75-79.

Источник

Эссе на тему Моя педагогическая практика

Эссе на тему «Моя педагогическая практика»

Выполнила студентка 4 курса

заочного отделения направление

Получение практического опыта в виде практики – эта важная часть образовательного процесса в подготовке будущих специалистов. Её обычно ждут и боятся, ведь именно эти несколько недель тебе покажут, правильный ли выбор своей профессии ты сделал, есть ли у тебя пробелы в теоретическом материале. По моему мнению, логопедическая практика является важным звеном в подготовке к работе в качестве логопеда как в детском саду так и в школе. Она позволяет закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии и другим дисциплинам, изучить организацию и содержание логопедической работы в образовательных учреждениях, сформировать умения и навыки профессионально-практической логопедической работы по преодолению нарушений речевой деятельности у дошкольников и детей школьного возраста. Педагогическая практика всегда волнительна для любого студента. Так и я с нетерпением ждала своего первого знакомства с учащимися, педагогами и образовательным учреждением.

В период логопедической практики я овладела навыками планирования логопедических занятий, пользовалась наиболее эффективными методами обучения и воспитания учащихся. В процессе работы я выяснила, что необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень, много работать с литературой. Конспекты занятий мною были разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики их речевых патологий. Я старалась всегда тщательно готовиться к занятиям, подбирать материал, изучать соответствующую литературу. Занятия были направлены на развитие у обучающихся всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. В процессе своей практической деятельности я систематически использовала дифференцированный подход к ученикам, старалась правильно дозировать нагрузку, что способствовало лучшему усвоению материала. Занятия проходили с использованием игровых моментов, что позволило мотивировать учащихся на занятия и удерживать их внимание. Отношения с учениками были доброжелательные. В процессе практики я училась проводить логопедическое обследование, составляла конспекты индивидуальных и фронтальных занятий, училась правильно выбирать языковой и речевой материал, обоснованно использовать методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности.

В результате практика в МБОУ «СОШ № 28» г.Чебоксары мне понравилась. Был установлен контакт с учениками начальной школы, после чего установилась живая дружная атмосфера. Трудностей в процессе прохождения практики я не испытывала благодаря помощи учителю – логопеда А.Ю.Федоровой. Я считаю, в целом, практика прошла успешно.

Источник

Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя

канд. пед. наук, доцент

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Приднестровье, г. Тирасполь

канд. пед. наук, доцент

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Приднестровье, г. Тирасполь

Роль педагогической практики в формировании

профессиональной компетентности будущего учителя

Аннотация: В статье анализируется проблема повышения роли педагогической практики в формировании компетентности будущего учителя. Предлагается при подготовке и проведении студентами уроков в школе сосредоточить внимание на освоение образовательно-воспитательных методик развития памяти и мышления, культуры общения и организации совместной работы учащихся в классе.

Ключевые слова : педагогическая практика, профессиональная компетентность.

В условиях модернизации высшего педагогического образования педагогическая практика становится важным компонентом формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы. Анализ исследований и публикаций среди множества уже разработанных подходов к пониманию профессиональной компетентности свидетельствует о том, что теоретически наиболее емким и практически значимым является личностно-деятельностный подход (М.Б. Есаулова, О.А. Козырева, И.А. Колесникова, Н.А. Морева). Компетентность учителя определяется уровнем развития и адекватности его личных качеств своей профессиональной деятельности, наличием глубокой ценностной ориентации и мотивации в постоянном совершенствовании своего педагогического мастерства, умением самореализоваться в учебно-воспитательном процессе, постоянно рефлексировать и самокритично оценивать свой вклад, в образование и воспитание подрастающего поколения.

Успешно решать такие задачи может учитель, который сам обладает высокой профессиональной компетентностью, включающей когнитивный, коммуникативно-технологический и конативный компоненты личностно-деятельностных характеристик.

Когнитивный компонент представляет собой своеобразный психологический механизм личности (способность разума), обеспечивающий восприятие, хранение, обработку (включая продуцирование и использование информации). Содержание сведений, необходимых для педагогической деятельности, определяется просто: «учитель должен знать свой предмет, педагогику, психологию, педагогическую этику и другое». Любая диагностическая процедура, позволяющая судить об уровне сформированности этого компонента, предполагает оценку информации, воспроизводимой субъектом педагогической деятельности (устного ответа на квалификационном экзамене, доклада на методическом семинаре, статьи, и т.д.).

Коммуникативно-технологический компонент – это своеобразный психологический ансамбль практических умений и навыков учителя, проявляющихся (приобретаемых, совершенствующихся, утрачиваемых) в рамках педагогической деятельности. Учитель должен владеть навыками, приемами и методами самообразования, дидактического проектирования, предъявления учебной информации, организации образовательной среды.

Основной смысл – в приобретении учащимся образования в личностно-значимой области (теме), создании учеником своих личностно-значимых продуктов: внутренних – развитие личностных познавательных, творческих, оргдеятельностных качеств) и внешних – создание своих сочинений, выдвижение гипотез, проведение эксперимента/ исследования и его продукт, составление концепций, понятий и т.п. и дальнейшее сравнение их с существующими культурно-историческими аналогами.

Студент, обучающийся в вузе по этой методике, будет и в своей педагогической практике в школе, и в дальнейшей работе с учащимися компетентно применять эти принципы. В связи с этим мы реорганизуем педагогическую практику студентов по трем основным модулям: 1) развитие когнитивного компонента личности будущего учителя; 2) совершенствование коммуникативно-технологического компонента профессиональной компетентности; 3) выработка личных и деловых качеств конативного компонента педагогической компетентности.

В соответствии с этим каждый выход студентов на практику в школу обеспечивается рабочим планом, в котором предусматривается определение и решение конкретной учебно-профессиональной задачи по соответствующему модулю. При этом контроль за качеством прохождения практики приобретает более целенаправленный, чем прежде, характер (по определенным модулям).

По модулю «конативный компонент компетентности учителя» в процессе организации практики предусматривается включение студентами в планы проведения своих уроков учебно-профессиональных задач по овладению приемами укрепления у школьников учебной дисциплины, методами управления классом и организации совместной работы учащихся на уроках, проведения культурно-массовой работы с детьми, использования информационных технологий в учебном процессе, методики аутогенной тренировки для повышения работоспособности и снятия утомления учащихся.

Таким образом, планирование, организация практики студентов в школе и контроль за качеством ее прохождения с учетом решения учебно-профессиональных задач, направленных на развитие педагогической компетентности по ее основным компонентам (когнитивному, коммуникативно-технологическому и конативному) расширяет возможности освоения будущими учителями современных методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому способствует конкретизация внимания практикантов в процессе подготовки и проведения каждого урока на отдельных образовательных целях: развития памяти и мышления, формирования культуры общения, совместной работы и межличностных отношений учащихся в классе, что в конечном счете, позволяет практиканту не ограничиваться передачей учебной информации учащимся, а использовать ее разносторонне в образовательно-воспитательных целях в соответствии с основными компонентами педагогической компетентности.

1. Добудько Т.В., Бурцев Н.П., Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации образования: структурно-функциональная модель /Т.В. Добудько, Н.П. Бурцев// Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. http://teoria-practica.ru/ru/ Дата обращения: 15.06.2017г.

4. Организация педагогиченской практики в начальных классах: Под. ред. П.Е. Решетникова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 320с.

Источник

Значение педагогической практики студента в становлении будущего учителя

Омарова Гульнар Балкеновна учитель английского языка высшей квалификационной категории высшего уровня, стаж 28 лет КГУ «Школа–гимназия №22» Акимата города Астана

что практика дала мне как будущему педагогу

«Главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, — это обучать детей думанию. »
Д. Дьюи

Работая учителем английского языка, я каждый год принимаю в свои классы на педагогическую практику студентов, которые выбрали профессию учителя.

Кто они, студенты — практиканты? Абсолютно разные молодые люди! Со своими взглядами, интересами, надеждами и ожиданиями. Поэтому моя цель — максимально заинтересовать их школьным учебным процессом, создать доверительную обстановку сотрудничества, помочь студентам найти контакт с учениками, иными словами, увлечь их будущей профессией.

На пути к профессии учителя педагогическая практика — один из самых сложных и ответственных этапов для студента, потому что знание предмета, в данном случае английского языка, ещё не гарантирует, что уроки будут удачными. В период практики у некоторых студентов представления об учительской профессии меняются в лучшую сторону, а у некоторых — в худшую. Есть и такие, у которых изменений во взглядах на профессию учителя не произошло, они остались прежними.

Студенты приходят в школу со своим багажом знаний предмета, методики преподавания, психологии школьников. С чего же, собственно, начинается практика? — Со знакомства с классом, в котором будет работать студент. Я не даю характеристику каждому отдельному ученику, а предлагаю понаблюдать за детьми, посетив уроки других учителей — предметников. Затем предлагаю посмотреть мои уроки английского языка, мой стиль преподавания. Если есть возможность, прошу моих коллег, учителей английского языка разрешить студентам посетить их уроки. Наблюдая за уроками разных учителей, студенты сами выбирают манеру общения с классом, приемы и методы обучения, приемлемые в данном конкретном классе. Совместное составление среднесрочных и краткосрочных планов — это неотъемлемая часть моих обязанностей. Студенты приходят в школу с шаблонами поурочных планов, составлять которые их научили в вузе и поэтому мы всегда выбираем оптимальный вариант плана, в котором есть обязательные этапы урока: вызов, осмысление, рефлексия. Для создания ситуации успеха необходимо методически правильно организовать урок в соответствии с тенденциями обновлённого содержания образования, поэтому, для каждого этапа урока мы отбираем эффективные формы работы, приёмы и стратегии обучения, направленные на развитие самостоятельности и креативности школьников и, особенно, критического мышления. Каждый урок должен развивать не только коммуникативные навыки, но и адаптировать школьников к реалиям современности. После проведённого урока, если студентов несколько, проводим анализ и обсуждение урока. Сначала обращаю внимание на положительные моменты урока и затем прошу самим назвать что, по их мнению, не получилось и поэтому подлежит коррекции. Такая практика учит студентов тщательно продумывать планирование, как структуры, так и содержания урока.

В конце нашего временного сотрудничества традиционно провожу анкетирование студентов о значении педагогической практики. Опрос показал, что смысл практики заключается в том, что:

— она даёт возможность испытать себя в роли учителя, приобрести опыт педагогической деятельности, т. е. педагогическая практика выполняет функцию самодиагностики профессиональной пригодности;
— это возможность применить теоретические знания на практике;
— смысл педагогической практики в приобретении навыков общения с детьми;
— цель практики для будущего учителя английского языка — это убедить всех школьников, даже не мотивированных на обучение, в необходимости интенсивно изучать английский язык, который раскрывает горизонты в современном мире.

Среди трудностей, с которыми встречаются студенты во время прохождения практики в школе на первом месте стоит налаживание дисциплины в классе; на втором — составление краткосрочных планов; на третьем — отбор методов и приёмов обучения; на четвертом — отсутствие контакта с классом и даже боязнь учеников.

Другие трудности студенты связывают с организацией воспитательной работы; форми¬рованием мотивации учащихся к предмету, распределением времени на уроке, составлением критериев оценивания и т. д.

Многолетнее наблюдение за работой студентов в школе позволяют сделать следующий вывод. Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее глав¬ным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора — стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле — воспитанию человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *