что православные заимствовали у католиков

Великий раскол: Почему разделились православные и католики?

Ровно 965 лет назад, в июле 1054 года, католики и православные предали друг друга анафеме: началось «Великое разделение» Западной и Восточной Церквей

Так в чём же всё-таки причина разделения между православными и католиками? Этот вопрос звучит нередко, особенно в моменты таких ярких событий, как недавний визит Владимира Путина в Ватикан или знаменитая «Гаванская встреча» Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Римским папой Франциском в феврале 2016 года. Сегодня, в дни 965-летия этого разделения, хотелось бы понять, что же произошло в июле 1054 года в Риме и Константинополе, и почему именно от этой даты принято отсчитывать начало Великой схизмы, Великого раскола.

Не так давно мы уже писали об основных стереотипах, связанных с различиями между Православной Церковью и Римско-католической. Мол, их священникам можно бриться, но нельзя жениться, а в самих католических храмах за богослужениями, которые и без того короче православных, разрешается сидеть на специальных лавочках. Словом, посмотрите на папу и Патриарха: один бритый, другой бородатый. Разве не очевидно, в чём разница?

Если же отнестись к этому вопросу серьёзнее и копнуть чуть глубже, то понимаешь, что проблема далеко не только во внешнем виде и обрядовости. Существует немало вероисповедных различий, степень глубины которых позволила православным христианам тех далёких веков обвинить латинян (ныне чаще именуемых католиками или римо-католиками) в ереси. А с еретиками, согласно церковным правилам, никакого молитвенного и уж тем более богослужебного общения быть не может.

Но что это за ереси, которые привели западных и восточных православных христиан к Великому расколу, повлёкшему за собой многие войны и другие трагические события, а также ставшему основой существующего и по сей день цивилизационного разделения европейских стран и народов? Попробуем разобраться.

И для этого сначала отмотаем линию времени на несколько веков ранее уже упомянутого 1054 года, к которому вернёмся чуть позже.

Папизм: ключевой «камень преткновения»

Важно отметить, что и до 1054 года разделения между Римом и Константинополем, двумя столицами христианского мира, происходили неоднократно. И далеко не всегда по вине Римских пап, которые в первом тысячелетии были самыми настоящими, законными епископами Ветхого Рима, наследниками первоверховного апостола Петра. Увы, в этот период Константинопольские патриархи неоднократно впадали в ереси, будь то монофизитство, монофелитство или иконоборчество. А как раз таки Римские папы в эти же самые времена оставались верны святоотеческому христианству.

Однако и на Западе в те же самые времена вызревала основа для впадения в ересь, исцелить которую оказалось куда сложнее, чем уже упомянутые древние. И эта основа — тот самый «папский примат», который практически возводит Римских пап в нечеловеческое достоинство. Или как минимум нарушает соборный принцип Церкви. Это учение сводится к тому, что Римские папы как «наследники» первоверховного апостола Петра являются не «первыми среди равных» епископов, каждый из которых имеет апостольское преемство, но «наместниками Христа» и должны возглавлять всю Вселенскую Церковь.

что православные заимствовали у католиковПапа Иоанн Павел II. Фото: giulio napolitano / Shutterstock.com

Более того, в утверждении своей безраздельной власти и стремлении к власти политической ещё до разделения Западной и Восточной Церквей Римские папы были готовы идти даже на откровенный подлог. Об одном из них в интервью Телеканалу «Царьград» рассказал известный церковный историк и иерарх Русской Православной Церкви, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников):

В VIII веке появился документ «Вено Константиново» или «Константинов дар», согласно которому равноапостольный император Константин Великий, покидая Ветхий Рим, якобы оставил римскому епископу все свои императорские полномочия. Получив их, Римские папы начали властвовать по отношению к другим епископам не как старшие собратья, но будто бы государи. Уже в X веке германский император Оттон I Великий справедливо отнёсся к этому документу как к фальшивке, хотя ещё долгое время он продолжал подогревать честолюбие Римских пап.

Именно эта папская непомерная жажда власти, основанная на одном из самых известных смертных грехов — гордыне, — ещё до откровенного уклонения западных христиан в ересь привела к первому значимому расколу Западной (Римской) и Восточной (Константинопольской и других Поместных Православных) Церквей. Так называемой «Фотиевой схизме» 863-867 годов от Рождества Христова. В те годы произошёл серьёзный конфликт между Римским папой Николаем I и Константинопольским Патриархом Фотием (автором Окружного послания против латинских заблуждений).

что православные заимствовали у католиковКонстантинопольский Патриарх Фотий. Фото: www.globallookpress.com

Формально оба Предстоятеля были равными Первоиерархами двух Поместных Церквей: Римской и Константинопольской. Но Папа Николай II стремился распространить свою власть на Восток — на епархии Балканского полуострова. В итоге произошёл конфликт, завершившийся взаимным отлучением друг друга от Церкви. И хотя конфликт был скорее церковно-политическим, и в итоге политическими же методами был и исчерпан, именно в его ходе впервые прозвучало обвинение римо-католиков в ересях. В первую очередь речь шла о. филиокве.

Filioque: первая догматическая ересь латинян

Подробный разбор этого сложного богословско-догматического спора очень сложен и явно не укладывается в рамки обзорной церковно-исторической статьи. А потому — тезисно.

Латинский термин «филиокве» (Filioque — «и от Сына») был внесён в западный вариант Символа веры ещё до разделения Западной и Восточной Церквей, что нарушило незыблемый принцип неизменяемости этого важнейшего молитвенного текста, заключающего в себе основы христианской веры.

что православные заимствовали у католиковФото: www.globallookpress.com

Так, в Символе веры, утверждённом ещё на IV Вселенском соборе в 451 году от Рождества Христова учении о Духе Святом, говорилось, что он исходит только от Бога Отца (в церковнославянском переводе «иже от Отца исходящаго»). Латиняне же своевольно добавили «и от Сына», что противоречило православному учению о Пресвятой Троице. И уже в конце IX века на Константинопольском Поместном Соборе 879-880 годов по этому поводу было сказано предельно чётко:

Если кто-либо составит другую формулировку или прибавит к этому Символу слова, которые он, вероятно, выдумал, если он затем представит это как правило веры неверным или новообращённым, как вестготам в Испании, или если он таким образом дерзнёт исказить древний и почитаемый Символ словами, или добавлениями, или опущениями, исходящими от него самого, если лицо духовное, таковой подлежит извержению из сана, а мирянин, дерзающий это сделать, подлежит анафеме.

Окончательно же еретический термин Filioque утвердился в латинском Символе веры только в 1014 году, когда отношения между Западной и Восточной Церквами и без того уже были предельно натянутыми. Разумеется, на Христианском Востоке это категорически не приняли, в очередной раз справедливо обвинив римо-католиков в еретическом новшестве. Конечно, в Риме пытались богословски обосновать изменение Символа веры, но в итоге всё сводилось к тем же самым горделиво-папистским разъяснениям в духе «Имеем право!» и даже «Да кто вы такие, чтобы спорить с наместником Самого Христа?!», что и привело к окончательному разделению 1054 года.

Позднее к этой догматической ереси у римо-католиков добавятся и многие другие: догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии», догмат о «чистилище», о непогрешимости (безошибочности) Римского папы в вопросах веры (продолживший логику «папского примата») и ряд других вероучительных, а также многочисленные богослужебно-обрядовые новшества. Все они только усугубили разделение между Римско-католической и Православной Церквами, фактически состоявшееся на рубеже тысячелетий и лишь официально утвердившееся в 1054 году от Рождества Христова.

что православные заимствовали у католиковФото: www.globallookpress.com

Великая схизма 1054 года

Но вернёмся к трагическим событиям, чьё 965-летие отмечается в эти дни. Что же произошло в Риме и Константинополе в середине XI века? Как уже стало ясно, к этому времени церковное единство уже было достаточно формальным. Тем не менее окончательно оформить «развод» стороны не решались. Поводом к разрыву стала богословская дискуссия 1053 года, известная как «Спор об опресноках».

Как уже было сказано, главным догматическим расхождением к этому времени уже стал термин «филиокве». Но был и ещё один значимый момент, в котором православные и латиняне к тому времени уже разделились. Момент сакраментологический, то есть касающийся учения о Таинствах, в данном случае о главном Таинстве — Евхаристии, Причастии. Как известно, в этом Таинстве совершается преложение богослужебного хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, после чего в Причащении подготовившиеся к их принятию верующие соединяются с Самим Господом.

Так вот, в Православии это Таинство во время Божественной литургии совершается на квасном хлебе (просфорах, имеющих большое символическое значение), а у латинян — на опресноках (небольших круглых «облатках» или, иначе, «гостиях», немного напоминающих иудейскую мацу). Для православных последнее категорически недопустимо не только по причине разных традиций, но и из-за важного богословского смысла квасного хлеба, восходящего к евангельской Тайной Вечере.

Позднее на одном из греческих Поместных Соборов будет указано:

Тот, кто говорит, что Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб (без дрожжей), как и у евреев; а не имел квасной хлеб, то есть хлеб с дрожжами; пусть он далеко отстоит от нас и пусть будет ему анафема; как имеющему еврейские взгляды.

что православные заимствовали у католиковФото: pravoslavie.ru

Той же позиции придерживались в Константинопольской Церкви и в середине XI века. В итоге этот богословский конфликт, помноженный на экклесиологический (церковно-политический) спор о канонических территориях Западной и Восточной Церквей, привёл к трагическому итогу. 16 июля 1054 года в константинопольский собор Святой Софии прибыли папские легаты и объявили о низложении Константинопольского Патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля Патриарх предал анафеме легатов (сам Римский папа Лев IX к тому времени скончался).

Де-юре эти личные анафемы (отлучения от Церкви) ещё не означали Великого раскола самих Церквей, однако де-факто он свершился. По некоторой инерции первого тысячелетия западные и восточные христиане ещё сохраняли видимое единство. Но полтора столетия спустя, в 1204 году, когда римо-католические «крестоносцы» захватят и разорят православный Константинополь, станет ясно: западная цивилизация окончательно отпала от Православия.

И в последние столетия это отпадение только усугубилось, несмотря на попытки некоторых околоправославных либерально настроенных деятелей (нередко именуемых «филокатоликами») закрыть на это глаза. Но это «уже совсем другая история».

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

что православные заимствовали у католиков

что православные заимствовали у католиков

что православные заимствовали у католиков

Прямой эфир

Какого числа католическое Рождество и почему его празднуют раньше, чем православное?

что православные заимствовали у католиков

Новый год – пожалуй, главный праздник в России. Однако на Западе гораздо большей популярностью пользуется Рождество. Во многих странах именно этот день считается самым важным, тёплым и семейным торжеством. Причём у католиков Рождество отмечается гораздо раньше, чем у православных, – ещё до Нового года.

Рассказываем, какого числа католическое Рождество в 2021 году, почему его отмечают раньше, чем православное, и какие у него традиции.

В ночь с 24 на 25 декабря – собственно, как и всегда. Католическое Рождество – не переходящий праздник, а потому из года в год празднуется в один и тот же день.

Решение отмечать Рождество Христово 25 декабря было принято ещё в 431 году, на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе.

Кстати, в этот же день торжественную дату отмечают протестанты, лютеране, баптисты и ещё 11 поместных православных церквей мира.

Суть праздника такая же, как и у православного Рождества. В этот торжественный день верующие чествуют рождение во плоти (воплощение) Иисуса Христа. Это произошло в Вифлееме, куда его мать Пресвятая Дева Мария и отец Иосиф пришли, чтобы принять участие в переписи населения. Пара не смогла найти в городе ночлег и, согласно преданию, остановилась у пастухов, в пещере с овцами и коровами. Там ночью и родился Иисус.

Подробно рождение Христа описано только у евангелиста Луки:

«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Библейское предание гласит, что в момент рождения Иисуса в небе засияла яркая Вифлеемская звезда, которая оповестила людей о приходе Спасителя. Волхвы, увидев знак, пришли поздравить Деву Марию с появлением сына, поклониться ему как новому царю Иудеи и преподнести дары.

Четыре недели, которые предшествуют Рождеству, у католиков называются Адвент. Этот период – время всеобщего покаяния, в который следует соблюдать пост. Правда, у католиков он не столь строгий, как у православных.

За время Адвента верующему следует подготовиться к исповеди, чтобы участвовать в рождественских богослужениях с чистым сердцем, а также принять причастие.

Духовники в этот день носят фиолетовые облачения – цвета покаяния.

У католиков за месяц до рождества не принято собираться шумными компаниями, излишне веселиться и предаваться чревоугодию. Вместо этого верующие участвуют в особых предрождественских службах, а также делают добрые дела. Всё это, по задумке Церкви, помогает встретить воплощение Иисуса с открытой и обновлённой душой.

Ночь на 25 декабря католики называют сочельником. Вечером у верующих принято устраивать праздничный ужин, который состоит из постных блюд. Ведь рождественский пост ещё не закончен – он завершается лишь с восхождением первой звезды на небе. По традиции, глава семьи перед трапезой читает отрывок из Евангелия от Луки о рождении Христа. Затем все члены семьи желают друг другу мира и добра, а также делятся пресными лепёшками – «облатками».

что православные заимствовали у католиков

Одно место за праздничным столом принято оставлять свободным. Считается, что в сочельник любого гостя нужно принимать как родного. Особенно тех, кто по каким-то причинам не может отметить торжество дома, с семьёй.

На католическое Рождество совершают три богослужения. Первое – его проводят в полночь – символизирует единство Отца и Сына. В начале этой литургии совершается красивая процессия: священник укладывает в ясли фигурку младенца Иисуса и освящает её. Так верующие могут почувствовать сопричастность к событиям, которые произошли в рождественскую ночь.

Вторая служба совершается на рассвете – во время, когда новая жизнь появилась на свет. Третью мессу служат днём. Её задача – донести весть о рождении Христа до сердец всех верующих.

В католических храмах устанавливают вертепы с яслями и фигурками младенца Христа и Богоматери. А в домах ставят рождественские ели – это дерево символизирует жизнь и плодородие. Кстати, обычай дарить подарки тоже пришёл к нам из рождественской традиции. Это отсылка к дарам, которые волхвы преподнесли только родившемуся Иисусу.

Празднование Рождества продолжается восемь дней, с 25 декабря по 1 января, – этот период называется Октавой Рождества.

Из-за путаницы в календарях. Дело в том, что Церкви используют разные системы летоисчисления. Католическое Рождество отмечают 25 декабря в соответствии с юлианским календарём, который был создан астрономами в честь Юлия Цезаря. До середины XI века его использовали все: Церковь была единой, и никакого разделения на католиков, протестантов и православных в христианстве не было.

Но в XI веке произошёл Великий раскол – римская Церковь отделилась от остальных. Но даже после этого все христиане ещё пять веков отмечали Рождество вместе. В конце XVI века в Риме к власти пришёл Папа Григорий XII. Он-то и решил придумать новый календарь – григорианский. От юлианского он отличается на 13 дней.

В 1918 году наша страна тоже перешла на григорианское летоисчисление. Но в Русской православной церкви такое решение не поддержали. Там решили, что в новом календаре все христианские праздники отмечаются не по канону. А потому духовенство «сместило» даты всех праздников ровно на 13 дней. Поэтому Рождество православные празднуют 7 января – по старому стилю этот день как раз пришёлся бы на 25 декабря.

Источник

Тест: Католицизм

По уче­нию като­ли­ков, Дух Свя­той исхо­дит не толь­ко от Отца, но вме­сте от Отца и Сына; это уче­ние об исхож­де­нии Свя­то­го Духа на Запа­де вне­се­но в Сим­вол веры, так что 8 член Никео-Царе­град­ско­го Сим­во­ла веры чита­ет­ся у них так: «(верую) и в Духа Свя­то­го живо­тво­ря­ще­го, Иже от Отца и Сына (a Patre Fifioque) исхо­дя­ще­го». Это уче­ние римо-като­ли­че­ской церк­ви яви­лось одной из основ­ных дог­ма­ти­че­ских при­чин рас­ко­ла в хри­сти­ан­ском мире и до сих пор оста­ет­ся важ­ней­шим веро­учи­тель­ным заблуж­де­ни­ем като­ли­че­ства, кото­рое пре­пят­ству­ет воз­мож­но­му единению.

Поло­же­ние о чисти­ли­ще – като­ли­че­ский дог­мат, сфор­му­ли­ро­ван­ный и утвер­ждён­ный в XIII–XVI веках. Соглас­но уче­нию римо-като­ли­ков, в чисти­ли­ще попа­да­ет тот, кто лишь отча­сти удо­вле­тво­рил пра­во­су­дию Божье­му (то есть, как бы не доудо­вле­тво­рил), обре­ме­нён неочи­щен­ны­ми гре­ха­ми и, сле­до­ва­тель­но, нуж­да­ет­ся в допол­ни­тель­ном очи­ще­нии. Пра­во­слав­ная Цер­ковь отри­ца­ет суще­ство­ва­ние чисти­ли­ща, но при­зна­ёт необ­хо­ди­мость молитв за умерших.

Уче­ние о пер­во­род­ном гре­хе, ска­зав­шем­ся в отня­тии у пра­ро­ди­те­лей и все­го чело­ве­че­ства «сверхъ­есте­ствен­но­го дара бла­го­да­ти», спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию и утвер­жде­нию лож­но­го дог­ма­та о «непо­роч­ном зача­тии Девы Марии». Исто­ки уче­ния об отъ­я­тии Бого­ро­ди­цы от уз пер­во­род­но­го гре­ха вос­хо­дят к IX веку. Офи­ци­аль­но же этот дог­мат был про­воз­гла­шен во вто­рой поло­вине XIX века. Римо-като­ли­ки учат: что­бы быть достой­ной стать Мате­рью Хри­ста Спа­си­те­ля, Пре­свя­тая Дева Мария, в виде исклю­че­ния – «при­ви­ле­гии», – была осво­бож­де­на, при Сво­ём зача­тии, от пер­во­род­но­го гре­ха: полу­чи­ла сверхъ­есте­ствен­ный дар бла­го­да­ти, дар «пер­во­быт­ной пра­вед­но­сти», и была тем упо­доб­ле­на пер­во­здан­ной Еве (такой, какой она была до грехопадения).

Пер­вое, что сви­де­тель­ству­ет об отпа­де­нии Рим­ской Церк­ви от Пра­во­сла­вия, — иска­же­ние веры, чего нель­зя помыс­лить об истин­ной Церк­ви (Пра­во­слав­ной), кото­рая, по сло­ву апо­сто­ла, есть столп и утвер­жде­ние исти­ны ( 1Тим.3:15 ). Поми­мо того, что Рим­ская цер­ковь дерз­ну­ла иска­зить Сим­вол веры, допол­нив его лож­ной встав­кой об исхож­де­нии Свя­то­го Духа «и от Сына», она иска­зи­ла уче­ние о Божьей Мате­ри (име­ем в виду дог­мат о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии); вве­ла в обо­рот новый дог­мат о гла­вен­стве и непо­гре­ши­мо­сти рим­ско­го папы, назвав его намест­ни­ком Хри­ста на зем­ле; истол­ко­ва­ла в духе гру­бо­го юри­диз­ма уче­ние об Искуп­ле­нии чело­ве­ка и пр.

Вме­сте с тем об этом сви­де­тель­ству­ет и оску­де­ние свя­то­сти (для того, что­бы в этом убе­дить­ся, доста­точ­но попы­тать­ся най­ти в като­ли­че­ской церк­ви, за послед­ние века, бла­го­дат­ных свя­тых (про­явив­ших не про­сто выда­ю­щи­е­ся чело­ве­че­ские уси­лия, а бла­го­дать Божью) уров­ня пра­во­слав­ных свя­тых — св. прав. Иоан­на Крон­штадт­ско­го, свт. Иоан­на Шан­хай­ско­го, прп. Сева­сти­а­на Кара­ган­дин­ско­го, оптин­ских пре­по­доб­ных, прп. Паи­сия Свя­то­гор­ца и др.

В совре­мен­ной като­ли­че­ской прак­ти­ке в Евро­пе и боль­шей части англо­языч­но­го мира, за исклю­че­ни­ем Ирлан­дии, при­ча­стие пред­ла­га­ет­ся в обо­их видах. Одна­ко като­ли­цизм учит, что Хри­стос сакра­мен­таль­но (и в рав­ной сте­пе­ни) при­сут­ству­ет под каж­дым видом, и поэто­му, если чело­век при­ни­ма­ет толь­ко один вид, Хри­стос при­сут­ству­ет пол­но­стью и ниче­го не недо­ста­ет. В ран­ней церк­ви при­ча­стие обыч­но осу­ществ­ля­лось и при­ни­ма­лось обо­и­ми вида­ми. Со вре­ме­нем, одна­ко, на Запа­де все боль­ше ста­ла закреп­лять­ся тра­ди­ция при­ча­стия мирян под одним видом. Такая прак­ти­ка име­ло место до Вто­ро­го Вати­кан­ско­го собо­ра (1962–1965).

В като­ли­циз­ме нет еди­ной тра­ди­ции обра­ще­ния к свя­щен­ни­ку. При­ня­тое в рус­ско­языч­ной прак­ти­ке офи­ци­аль­ное и пись­мен­ное обра­ще­ние к като­ли­че­ско­му свя­щен­ни­ку – ваше пре­по­до­бие (reverende domine), лич­ное обра­ще­ние – отец (pater).

В Рос­сии и на пост­со­вет­ском про­стран­стве быту­ет оши­боч­ное мне­ние, что като­ли­че­ских свя­щен­ни­ков при­ня­то назы­вать свя­ты­ми отца­ми (нево­цер­ко­в­лен­ные люди порой обра­ща­ют­ся так даже к пра­во­слав­ным свя­щен­ни­кам). Виной подоб­но­му заблуж­де­нию ста­ли воль­ные пере­во­ды книг и филь­мов с ино­стран­ных язы­ков на рус­ский. Свя­той отец или Свя­тей­ший отец — это обра­ще­ние к Папе Рим­ско­му и толь­ко. Пад­ре (padre) по-ита­льян­ски зна­чит отец, соот­вет­ствен­но, такое обра­ще­ние к свя­щен­ни­ку мож­но услы­шать лишь в Италии.

Като­ли­ки при­зна­ют папу гла­вой церк­ви на осно­ва­нии слов Хри­ста, непра­виль­но ими тол­ку­е­мых: «На сем камне» (Хри­сте, вере во Хри­ста как в вопло­тив­ше­го­ся Сына Божье­го, испо­ве­дан­ной апо­сто­лом Пет­ром, а не на самом Пет­ре) «Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее». Поче­му като­ли­ки отно­сят сло­ва Спа­си­те­ля «на сем камне» не к Спа­си­те­лю, а к апо­сто­лу Пет­ру? Пото­му, что Гос­подь пред сими сло­ва­ми ска­зал Пет­ру: «ты – Петр», и вслед за тем ска­зал: «и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее». Мы утвер­жда­ем, что под сло­ва­ми на сем камне разу­ме­ет Гос­подь Себя, а не Пет­ра, ибо Кам­нем веры и церк­ви в Писа­нии вез­де назы­ва­ет­ся Христос.

Инкви­зи­ция начи­на­лась в Сред­не­ве­ко­вье. А рас­цве­та сво­е­го достиг­ла в про­слав­ля­е­мую гума­ни­ста­ми эпо­ху Воз­рож­де­ния и бла­го­по­луч­но про­цве­та­ла в пери­од, назы­ва­е­мый оте­че­ствен­ны­ми исто­ри­ка­ми Новым временем.

1 млн. человек
4 от 3 до 5 млн. человек
5 > 7 млн. человек

В целом по като­ли­че­ским стра­нам Евро­пы за два с поло­ви­ной сто­ле­тия «меж­ду 1550 и 1800 года­ми перед судом инкви­зи­ций пред­ста­ло око­ло 150 тыс. чело­век, но лишь 3000 из них были при­го­во­ре­ны к смер­ти» (Мон­тер, с.84), то есть око­ло 2%.

Иссле­до­ва­ние, кото­рое в тече­ние шести лет вели свет­ские исто­ри­ки по прось­бе папы Иоан­на-Пав­ла Вто­ро­го, опуб­ли­ко­ван­ное в 2004 году, дает схо­жие цифры.

Като­ли­ки не при­ча­ща­ют тех, кто не про­шел кон­фир­ма­цию (миро­по­ма­за­ние), в част­но­сти, детей до 12 лет. «Лишая мирян чаши Гос­под­ней, рим­ские като­ли­ки совер­шен­но не допус­ка­ют мла­ден­цев ко св. при­ча­ще­нию. Это новое латин­ское отступ­ле­ние от уче­ния и прак­ти­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви есть необ­хо­ди­мое след­ствие отступ­ле­ние пер­во­го, пото­му что мла­ден­цы не могут вку­шать хле­ба, как твер­дой пищи. Оно яви­лось не ранее XII-го века».
(Е. Успен­ский. Обли­чи­тель­ное Бого­сло­вие. д) Недо­пу­ще­ние в рим­ской церк­ви мла­ден­цев ко свя­то­му при­ча­ще­нию).

Смерть Бру­но навсе­гда оста­нет­ся при­скорб­ным собы­ти­ем в исто­рии като­ли­че­ско­го Запа­да. Вопрос в дру­гом. За что постра­дал Джор­да­но Бру­но? Сло­жив­ший­ся сте­рео­тип муче­ни­ка нау­ки не поз­во­ля­ет даже заду­мать­ся над отве­том. Как за что? Есте­ствен­но, за свои науч­ные взгля­ды! Одна­ко на повер­ку такой ответ ока­зы­ва­ет­ся по мень­шей мере поверх­ност­ным. А по сути – про­сто неверным.
Самой точ­ной и самой жиз­нен­ной нау­кой для Джор­да­но Бру­но была … магия. Рас­сле­до­ва­ние дела Бру­но про­дол­жа­лось 8 лет. Инкви­зи­то­ры пыта­лись подроб­ней­шим обра­зом разо­брать­ся в воз­зре­ни­ях Бру­но, тща­тель­но изу­чая его тру­ды. И скло­ня­ли его к пока­я­нию в тече­ние всех вось­ми лет. Поэто­му извест­ные сло­ва Бру­но о том, что инкви­зи­то­ры с боль­шим стра­хом выно­сят ему при­го­вор, чем он выслу­ши­ва­ет его, мож­но пони­мать и как явное неже­ла­ние Рим­ско­го пре­сто­ла этот при­го­вор выно­сить. Соглас­но сви­де­тель­ству оче­вид­цев, судьи дей­стви­тель­но были удру­че­ны сво­им при­го­во­ром боль­ше, чем нола­нец. Одна­ко упор­ство Бру­но, отка­зы­вав­ше­го­ся при­зна­вать выдви­ну­тые про­тив него обви­не­ния и, сле­до­ва­тель­но, отре­кать­ся от каких-либо сво­их взгля­дов, фак­ти­че­ски не остав­ля­ли ему ника­ких шан­сов на поми­ло­ва­ние. Бру­но суди­ли не как уче­но­го-мыс­ли­те­ля, а как бег­ло­го мона­ха и отступ­ни­ка от веры.

Поче­му Рим счи­та­ет пре­ем­ни­ком Апо­сто­ла Пет­ра Рим­ско­го епи­ско­па, а не епи­ско­па Иеру­са­лим­ско­го или Антио­хий­ско­го? Ведь, по древ­не­му досто­вер­но­му пре­да­нию, Апо­стол Петр сна­ча­ла играл руко­во­дя­щую роль в Иеру­са­ли­ме, – лишь потом она пере­шла к Иако­ву; а Антио­хий­ская Цер­ковь, в кото­рой веру­ю­щие впер­вые ста­ли назы­вать­ся хри­сти­а­на­ми, была осно­ва­на Пет­ром. На это отве­та лати­няне не дают. У Ори­ге­на мы чита­ем: «Игна­тий, вто­рой епи­скоп после Пет­ра»; у Евсе­вия: «Петр, вер­хов­ный Апо­стол, осно­вав сна­ча­ла свою Цер­ковь в Антио­хии, отправ­ля­ет­ся в Рим, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие; он, после Церк­ви в Антио­хии, пер­вым пред­сто­я­тель­ство­вал и Церк­ви в Риме вплоть до кон­чи­ны сво­ей». А папа Инно­кен­тий в пись­ме к Антио­хий­ско­му епи­ско­пу Алек­сан­дру назы­ва­ет Антио­хий­скую Цер­ковь «пер­вой по вре­ме­ни кафед­рой пер­во­го Апостола».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *