что православные заимствовали у католиков
Великий раскол: Почему разделились православные и католики?
Ровно 965 лет назад, в июле 1054 года, католики и православные предали друг друга анафеме: началось «Великое разделение» Западной и Восточной Церквей
Так в чём же всё-таки причина разделения между православными и католиками? Этот вопрос звучит нередко, особенно в моменты таких ярких событий, как недавний визит Владимира Путина в Ватикан или знаменитая «Гаванская встреча» Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Римским папой Франциском в феврале 2016 года. Сегодня, в дни 965-летия этого разделения, хотелось бы понять, что же произошло в июле 1054 года в Риме и Константинополе, и почему именно от этой даты принято отсчитывать начало Великой схизмы, Великого раскола.
Не так давно мы уже писали об основных стереотипах, связанных с различиями между Православной Церковью и Римско-католической. Мол, их священникам можно бриться, но нельзя жениться, а в самих католических храмах за богослужениями, которые и без того короче православных, разрешается сидеть на специальных лавочках. Словом, посмотрите на папу и Патриарха: один бритый, другой бородатый. Разве не очевидно, в чём разница?
Если же отнестись к этому вопросу серьёзнее и копнуть чуть глубже, то понимаешь, что проблема далеко не только во внешнем виде и обрядовости. Существует немало вероисповедных различий, степень глубины которых позволила православным христианам тех далёких веков обвинить латинян (ныне чаще именуемых католиками или римо-католиками) в ереси. А с еретиками, согласно церковным правилам, никакого молитвенного и уж тем более богослужебного общения быть не может.
Но что это за ереси, которые привели западных и восточных православных христиан к Великому расколу, повлёкшему за собой многие войны и другие трагические события, а также ставшему основой существующего и по сей день цивилизационного разделения европейских стран и народов? Попробуем разобраться.
И для этого сначала отмотаем линию времени на несколько веков ранее уже упомянутого 1054 года, к которому вернёмся чуть позже.
Папизм: ключевой «камень преткновения»
Важно отметить, что и до 1054 года разделения между Римом и Константинополем, двумя столицами христианского мира, происходили неоднократно. И далеко не всегда по вине Римских пап, которые в первом тысячелетии были самыми настоящими, законными епископами Ветхого Рима, наследниками первоверховного апостола Петра. Увы, в этот период Константинопольские патриархи неоднократно впадали в ереси, будь то монофизитство, монофелитство или иконоборчество. А как раз таки Римские папы в эти же самые времена оставались верны святоотеческому христианству.
Однако и на Западе в те же самые времена вызревала основа для впадения в ересь, исцелить которую оказалось куда сложнее, чем уже упомянутые древние. И эта основа — тот самый «папский примат», который практически возводит Римских пап в нечеловеческое достоинство. Или как минимум нарушает соборный принцип Церкви. Это учение сводится к тому, что Римские папы как «наследники» первоверховного апостола Петра являются не «первыми среди равных» епископов, каждый из которых имеет апостольское преемство, но «наместниками Христа» и должны возглавлять всю Вселенскую Церковь.
Папа Иоанн Павел II. Фото: giulio napolitano / Shutterstock.com
Более того, в утверждении своей безраздельной власти и стремлении к власти политической ещё до разделения Западной и Восточной Церквей Римские папы были готовы идти даже на откровенный подлог. Об одном из них в интервью Телеканалу «Царьград» рассказал известный церковный историк и иерарх Русской Православной Церкви, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников):
В VIII веке появился документ «Вено Константиново» или «Константинов дар», согласно которому равноапостольный император Константин Великий, покидая Ветхий Рим, якобы оставил римскому епископу все свои императорские полномочия. Получив их, Римские папы начали властвовать по отношению к другим епископам не как старшие собратья, но будто бы государи. Уже в X веке германский император Оттон I Великий справедливо отнёсся к этому документу как к фальшивке, хотя ещё долгое время он продолжал подогревать честолюбие Римских пап.
Именно эта папская непомерная жажда власти, основанная на одном из самых известных смертных грехов — гордыне, — ещё до откровенного уклонения западных христиан в ересь привела к первому значимому расколу Западной (Римской) и Восточной (Константинопольской и других Поместных Православных) Церквей. Так называемой «Фотиевой схизме» 863-867 годов от Рождества Христова. В те годы произошёл серьёзный конфликт между Римским папой Николаем I и Константинопольским Патриархом Фотием (автором Окружного послания против латинских заблуждений).
Константинопольский Патриарх Фотий. Фото: www.globallookpress.com
Формально оба Предстоятеля были равными Первоиерархами двух Поместных Церквей: Римской и Константинопольской. Но Папа Николай II стремился распространить свою власть на Восток — на епархии Балканского полуострова. В итоге произошёл конфликт, завершившийся взаимным отлучением друг друга от Церкви. И хотя конфликт был скорее церковно-политическим, и в итоге политическими же методами был и исчерпан, именно в его ходе впервые прозвучало обвинение римо-католиков в ересях. В первую очередь речь шла о. филиокве.
Filioque: первая догматическая ересь латинян
Подробный разбор этого сложного богословско-догматического спора очень сложен и явно не укладывается в рамки обзорной церковно-исторической статьи. А потому — тезисно.
Латинский термин «филиокве» (Filioque — «и от Сына») был внесён в западный вариант Символа веры ещё до разделения Западной и Восточной Церквей, что нарушило незыблемый принцип неизменяемости этого важнейшего молитвенного текста, заключающего в себе основы христианской веры.
Фото: www.globallookpress.com
Так, в Символе веры, утверждённом ещё на IV Вселенском соборе в 451 году от Рождества Христова учении о Духе Святом, говорилось, что он исходит только от Бога Отца (в церковнославянском переводе «иже от Отца исходящаго»). Латиняне же своевольно добавили «и от Сына», что противоречило православному учению о Пресвятой Троице. И уже в конце IX века на Константинопольском Поместном Соборе 879-880 годов по этому поводу было сказано предельно чётко:
Если кто-либо составит другую формулировку или прибавит к этому Символу слова, которые он, вероятно, выдумал, если он затем представит это как правило веры неверным или новообращённым, как вестготам в Испании, или если он таким образом дерзнёт исказить древний и почитаемый Символ словами, или добавлениями, или опущениями, исходящими от него самого, если лицо духовное, таковой подлежит извержению из сана, а мирянин, дерзающий это сделать, подлежит анафеме.
Окончательно же еретический термин Filioque утвердился в латинском Символе веры только в 1014 году, когда отношения между Западной и Восточной Церквами и без того уже были предельно натянутыми. Разумеется, на Христианском Востоке это категорически не приняли, в очередной раз справедливо обвинив римо-католиков в еретическом новшестве. Конечно, в Риме пытались богословски обосновать изменение Символа веры, но в итоге всё сводилось к тем же самым горделиво-папистским разъяснениям в духе «Имеем право!» и даже «Да кто вы такие, чтобы спорить с наместником Самого Христа?!», что и привело к окончательному разделению 1054 года.
Позднее к этой догматической ереси у римо-католиков добавятся и многие другие: догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии», догмат о «чистилище», о непогрешимости (безошибочности) Римского папы в вопросах веры (продолживший логику «папского примата») и ряд других вероучительных, а также многочисленные богослужебно-обрядовые новшества. Все они только усугубили разделение между Римско-католической и Православной Церквами, фактически состоявшееся на рубеже тысячелетий и лишь официально утвердившееся в 1054 году от Рождества Христова.
Фото: www.globallookpress.com
Великая схизма 1054 года
Но вернёмся к трагическим событиям, чьё 965-летие отмечается в эти дни. Что же произошло в Риме и Константинополе в середине XI века? Как уже стало ясно, к этому времени церковное единство уже было достаточно формальным. Тем не менее окончательно оформить «развод» стороны не решались. Поводом к разрыву стала богословская дискуссия 1053 года, известная как «Спор об опресноках».
Как уже было сказано, главным догматическим расхождением к этому времени уже стал термин «филиокве». Но был и ещё один значимый момент, в котором православные и латиняне к тому времени уже разделились. Момент сакраментологический, то есть касающийся учения о Таинствах, в данном случае о главном Таинстве — Евхаристии, Причастии. Как известно, в этом Таинстве совершается преложение богослужебного хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, после чего в Причащении подготовившиеся к их принятию верующие соединяются с Самим Господом.
Так вот, в Православии это Таинство во время Божественной литургии совершается на квасном хлебе (просфорах, имеющих большое символическое значение), а у латинян — на опресноках (небольших круглых «облатках» или, иначе, «гостиях», немного напоминающих иудейскую мацу). Для православных последнее категорически недопустимо не только по причине разных традиций, но и из-за важного богословского смысла квасного хлеба, восходящего к евангельской Тайной Вечере.
Позднее на одном из греческих Поместных Соборов будет указано:
Тот, кто говорит, что Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб (без дрожжей), как и у евреев; а не имел квасной хлеб, то есть хлеб с дрожжами; пусть он далеко отстоит от нас и пусть будет ему анафема; как имеющему еврейские взгляды.
Фото: pravoslavie.ru
Той же позиции придерживались в Константинопольской Церкви и в середине XI века. В итоге этот богословский конфликт, помноженный на экклесиологический (церковно-политический) спор о канонических территориях Западной и Восточной Церквей, привёл к трагическому итогу. 16 июля 1054 года в константинопольский собор Святой Софии прибыли папские легаты и объявили о низложении Константинопольского Патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля Патриарх предал анафеме легатов (сам Римский папа Лев IX к тому времени скончался).
Де-юре эти личные анафемы (отлучения от Церкви) ещё не означали Великого раскола самих Церквей, однако де-факто он свершился. По некоторой инерции первого тысячелетия западные и восточные христиане ещё сохраняли видимое единство. Но полтора столетия спустя, в 1204 году, когда римо-католические «крестоносцы» захватят и разорят православный Константинополь, станет ясно: западная цивилизация окончательно отпала от Православия.
И в последние столетия это отпадение только усугубилось, несмотря на попытки некоторых околоправославных либерально настроенных деятелей (нередко именуемых «филокатоликами») закрыть на это глаза. Но это «уже совсем другая история».
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Какого числа католическое Рождество и почему его празднуют раньше, чем православное?
Новый год – пожалуй, главный праздник в России. Однако на Западе гораздо большей популярностью пользуется Рождество. Во многих странах именно этот день считается самым важным, тёплым и семейным торжеством. Причём у католиков Рождество отмечается гораздо раньше, чем у православных, – ещё до Нового года.
Рассказываем, какого числа католическое Рождество в 2021 году, почему его отмечают раньше, чем православное, и какие у него традиции.
В ночь с 24 на 25 декабря – собственно, как и всегда. Католическое Рождество – не переходящий праздник, а потому из года в год празднуется в один и тот же день.
Решение отмечать Рождество Христово 25 декабря было принято ещё в 431 году, на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе.
Кстати, в этот же день торжественную дату отмечают протестанты, лютеране, баптисты и ещё 11 поместных православных церквей мира.
Суть праздника такая же, как и у православного Рождества. В этот торжественный день верующие чествуют рождение во плоти (воплощение) Иисуса Христа. Это произошло в Вифлееме, куда его мать Пресвятая Дева Мария и отец Иосиф пришли, чтобы принять участие в переписи населения. Пара не смогла найти в городе ночлег и, согласно преданию, остановилась у пастухов, в пещере с овцами и коровами. Там ночью и родился Иисус.
Подробно рождение Христа описано только у евангелиста Луки:
«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Библейское предание гласит, что в момент рождения Иисуса в небе засияла яркая Вифлеемская звезда, которая оповестила людей о приходе Спасителя. Волхвы, увидев знак, пришли поздравить Деву Марию с появлением сына, поклониться ему как новому царю Иудеи и преподнести дары.
Четыре недели, которые предшествуют Рождеству, у католиков называются Адвент. Этот период – время всеобщего покаяния, в который следует соблюдать пост. Правда, у католиков он не столь строгий, как у православных.
За время Адвента верующему следует подготовиться к исповеди, чтобы участвовать в рождественских богослужениях с чистым сердцем, а также принять причастие.
Духовники в этот день носят фиолетовые облачения – цвета покаяния.
У католиков за месяц до рождества не принято собираться шумными компаниями, излишне веселиться и предаваться чревоугодию. Вместо этого верующие участвуют в особых предрождественских службах, а также делают добрые дела. Всё это, по задумке Церкви, помогает встретить воплощение Иисуса с открытой и обновлённой душой.
Ночь на 25 декабря католики называют сочельником. Вечером у верующих принято устраивать праздничный ужин, который состоит из постных блюд. Ведь рождественский пост ещё не закончен – он завершается лишь с восхождением первой звезды на небе. По традиции, глава семьи перед трапезой читает отрывок из Евангелия от Луки о рождении Христа. Затем все члены семьи желают друг другу мира и добра, а также делятся пресными лепёшками – «облатками».
Одно место за праздничным столом принято оставлять свободным. Считается, что в сочельник любого гостя нужно принимать как родного. Особенно тех, кто по каким-то причинам не может отметить торжество дома, с семьёй.
На католическое Рождество совершают три богослужения. Первое – его проводят в полночь – символизирует единство Отца и Сына. В начале этой литургии совершается красивая процессия: священник укладывает в ясли фигурку младенца Иисуса и освящает её. Так верующие могут почувствовать сопричастность к событиям, которые произошли в рождественскую ночь.
Вторая служба совершается на рассвете – во время, когда новая жизнь появилась на свет. Третью мессу служат днём. Её задача – донести весть о рождении Христа до сердец всех верующих.
В католических храмах устанавливают вертепы с яслями и фигурками младенца Христа и Богоматери. А в домах ставят рождественские ели – это дерево символизирует жизнь и плодородие. Кстати, обычай дарить подарки тоже пришёл к нам из рождественской традиции. Это отсылка к дарам, которые волхвы преподнесли только родившемуся Иисусу.
Празднование Рождества продолжается восемь дней, с 25 декабря по 1 января, – этот период называется Октавой Рождества.
Из-за путаницы в календарях. Дело в том, что Церкви используют разные системы летоисчисления. Католическое Рождество отмечают 25 декабря в соответствии с юлианским календарём, который был создан астрономами в честь Юлия Цезаря. До середины XI века его использовали все: Церковь была единой, и никакого разделения на католиков, протестантов и православных в христианстве не было.
Но в XI веке произошёл Великий раскол – римская Церковь отделилась от остальных. Но даже после этого все христиане ещё пять веков отмечали Рождество вместе. В конце XVI века в Риме к власти пришёл Папа Григорий XII. Он-то и решил придумать новый календарь – григорианский. От юлианского он отличается на 13 дней.
В 1918 году наша страна тоже перешла на григорианское летоисчисление. Но в Русской православной церкви такое решение не поддержали. Там решили, что в новом календаре все христианские праздники отмечаются не по канону. А потому духовенство «сместило» даты всех праздников ровно на 13 дней. Поэтому Рождество православные празднуют 7 января – по старому стилю этот день как раз пришёлся бы на 25 декабря.
Тест: Католицизм
По учению католиков, Дух Святой исходит не только от Отца, но вместе от Отца и Сына; это учение об исхождении Святого Духа на Западе внесено в Символ веры, так что 8 член Никео-Цареградского Символа веры читается у них так: «(верую) и в Духа Святого животворящего, Иже от Отца и Сына (a Patre Fifioque) исходящего». Это учение римо-католической церкви явилось одной из основных догматических причин раскола в христианском мире и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует возможному единению.
Положение о чистилище – католический догмат, сформулированный и утверждённый в XIII–XVI веках. Согласно учению римо-католиков, в чистилище попадает тот, кто лишь отчасти удовлетворил правосудию Божьему (то есть, как бы не доудовлетворил), обременён неочищенными грехами и, следовательно, нуждается в дополнительном очищении. Православная Церковь отрицает существование чистилища, но признаёт необходимость молитв за умерших.
Учение о первородном грехе, сказавшемся в отнятии у прародителей и всего человечества «сверхъестественного дара благодати», способствовало развитию и утверждению ложного догмата о «непорочном зачатии Девы Марии». Истоки учения об отъятии Богородицы от уз первородного греха восходят к IX веку. Официально же этот догмат был провозглашен во второй половине XIX века. Римо-католики учат: чтобы быть достойной стать Матерью Христа Спасителя, Пресвятая Дева Мария, в виде исключения – «привилегии», – была освобождена, при Своём зачатии, от первородного греха: получила сверхъестественный дар благодати, дар «первобытной праведности», и была тем уподоблена первозданной Еве (такой, какой она была до грехопадения).
Первое, что свидетельствует об отпадении Римской Церкви от Православия, — искажение веры, чего нельзя помыслить об истинной Церкви (Православной), которая, по слову апостола, есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Помимо того, что Римская церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека и пр.
Вместе с тем об этом свидетельствует и оскудение святости (для того, чтобы в этом убедиться, достаточно попытаться найти в католической церкви, за последние века, благодатных святых (проявивших не просто выдающиеся человеческие усилия, а благодать Божью) уровня православных святых — св. прав. Иоанна Кронштадтского, свт. Иоанна Шанхайского, прп. Севастиана Карагандинского, оптинских преподобных, прп. Паисия Святогорца и др.
В современной католической практике в Европе и большей части англоязычного мира, за исключением Ирландии, причастие предлагается в обоих видах. Однако католицизм учит, что Христос сакраментально (и в равной степени) присутствует под каждым видом, и поэтому, если человек принимает только один вид, Христос присутствует полностью и ничего не недостает. В ранней церкви причастие обычно осуществлялось и принималось обоими видами. Со временем, однако, на Западе все больше стала закрепляться традиция причастия мирян под одним видом. Такая практика имело место до Второго Ватиканского собора (1962–1965).
В католицизме нет единой традиции обращения к священнику. Принятое в русскоязычной практике официальное и письменное обращение к католическому священнику – ваше преподобие (reverende domine), личное обращение – отец (pater).
В России и на постсоветском пространстве бытует ошибочное мнение, что католических священников принято называть святыми отцами (невоцерковленные люди порой обращаются так даже к православным священникам). Виной подобному заблуждению стали вольные переводы книг и фильмов с иностранных языков на русский. Святой отец или Святейший отец — это обращение к Папе Римскому и только. Падре (padre) по-итальянски значит отец, соответственно, такое обращение к священнику можно услышать лишь в Италии.
Католики признают папу главой церкви на основании слов Христа, неправильно ими толкуемых: «На сем камне» (Христе, вере во Христа как в воплотившегося Сына Божьего, исповеданной апостолом Петром, а не на самом Петре) «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Почему католики относят слова Спасителя «на сем камне» не к Спасителю, а к апостолу Петру? Потому, что Господь пред сими словами сказал Петру: «ты – Петр», и вслед за тем сказал: «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Мы утверждаем, что под словами на сем камне разумеет Господь Себя, а не Петра, ибо Камнем веры и церкви в Писании везде называется Христос.
Инквизиция начиналась в Средневековье. А расцвета своего достигла в прославляемую гуманистами эпоху Возрождения и благополучно процветала в период, называемый отечественными историками Новым временем.
1 млн. человек
4 от 3 до 5 млн. человек
5 > 7 млн. человек
В целом по католическим странам Европы за два с половиной столетия «между 1550 и 1800 годами перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3000 из них были приговорены к смерти» (Монтер, с.84), то есть около 2%.
Исследование, которое в течение шести лет вели светские историки по просьбе папы Иоанна-Павла Второго, опубликованное в 2004 году, дает схожие цифры.
Католики не причащают тех, кто не прошел конфирмацию (миропомазание), в частности, детей до 12 лет. «Лишая мирян чаши Господней, римские католики совершенно не допускают младенцев ко св. причащению. Это новое латинское отступление от учения и практики Православной Церкви есть необходимое следствие отступление первого, потому что младенцы не могут вкушать хлеба, как твердой пищи. Оно явилось не ранее XII-го века».
(Е. Успенский. Обличительное Богословие. д) Недопущение в римской церкви младенцев ко святому причащению).
Смерть Бруно навсегда останется прискорбным событием в истории католического Запада. Вопрос в другом. За что пострадал Джордано Бруно? Сложившийся стереотип мученика науки не позволяет даже задуматься над ответом. Как за что? Естественно, за свои научные взгляды! Однако на поверку такой ответ оказывается по меньшей мере поверхностным. А по сути – просто неверным.
Самой точной и самой жизненной наукой для Джордано Бруно была … магия. Расследование дела Бруно продолжалось 8 лет. Инквизиторы пытались подробнейшим образом разобраться в воззрениях Бруно, тщательно изучая его труды. И склоняли его к покаянию в течение всех восьми лет. Поэтому известные слова Бруно о том, что инквизиторы с большим страхом выносят ему приговор, чем он выслушивает его, можно понимать и как явное нежелание Римского престола этот приговор выносить. Согласно свидетельству очевидцев, судьи действительно были удручены своим приговором больше, чем ноланец. Однако упорство Бруно, отказывавшегося признавать выдвинутые против него обвинения и, следовательно, отрекаться от каких-либо своих взглядов, фактически не оставляли ему никаких шансов на помилование. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры.
Почему Рим считает преемником Апостола Петра Римского епископа, а не епископа Иерусалимского или Антиохийского? Ведь, по древнему достоверному преданию, Апостол Петр сначала играл руководящую роль в Иерусалиме, – лишь потом она перешла к Иакову; а Антиохийская Церковь, в которой верующие впервые стали называться христианами, была основана Петром. На это ответа латиняне не дают. У Оригена мы читаем: «Игнатий, второй епископ после Петра»; у Евсевия: «Петр, верховный Апостол, основав сначала свою Церковь в Антиохии, отправляется в Рим, проповедуя Евангелие; он, после Церкви в Антиохии, первым предстоятельствовал и Церкви в Риме вплоть до кончины своей». А папа Иннокентий в письме к Антиохийскому епископу Александру называет Антиохийскую Церковь «первой по времени кафедрой первого Апостола».