что предполагает эпизодическая школьная неуспеваемость
Причины и формы школьной неуспеваемости
ВВЕДЕНИЕ
Неуспеваемость – важная проблема школьной действительности, требующая разносторонних подходов при ее изучении и устранении.
Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Она выражается в том, что обучающиеся имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют интеллектуальными умениями анализа, обобщения. На практике установлено, что неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены пробелы в знаниях. При этом у него страдают не только интеллектуальные способности, но и психические процессы.
ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Так называемая ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, еще в 1-м классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны, но они подразделяются на причины внутреннего плана и причины внешнего плана.
Довольно много детей оказываются неспособными успешно учиться из-за педагогической запущенности. С ними недостаточно занимались перед поступлением в школу, и они не приобрели умений, необходимых первокласснику. Они плохо читают и считают, а иногда совсем не умеют этого делать. Педагогически запущенные дети чаще всего воспитываются в неблагополучных семьях, где им мало уделяют внимания. Обычный стиль воспитания в таких случаях — гипоопека. Ребенок, оставленный на попечение бабушки или кого-то из родителей и лишенный с раннего детства заботы и контроля не посещающий детский сад, оказывается в самом тяжелом положении: он не только не умеет читать, считать и писать, но и не знает элементарных вещей. При поступлении в школу ему трудно ответить на вопросы: где и кем работают его родители, где он живет (назвать точный адрес). Если ребенок посещал детский сад, ситуация более благоприятна: он смог получить больше знаний и обладает определенными умениями; уровень его подготовки к школе зависит от качества детсадовских занятий.
Причиной школьной неуспеваемости в начальных классах может быть низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная способность к усвоению знаний. Низкая обучаемость характерна для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.
ГЛАВА II. ФОРМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Разделяются понятия “школьные трудности” и “неуспеваемость”.
Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
Неуспеваемость и отставание:
Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.
В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.
Результатом невнимания к школьным трудностям является нарушение состояния здоровья, особенно нервно-психической сферы школьников. Это связано с постоянным ощущением неудач, сопровождающихся эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания. Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причем сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознает это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное, а проблемы обучения сам ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить. [2 ]
Дети с ЗПР оказываются как бы промежуточным звеном между нормально развивающимися и умственно отсталыми. Они неплохо воспринимают помощь, но им необходимо обучение по специальным программам и в более медленном темпе. Со временем при наличии коррекционной работы они “догоняют” своих благополучных сверстников. Также неуспевающими могут стать ученики с плохим зрением, слухом или речью, т. е. с нарушениями анализаторных систем. Даже при относительной психологической готовности к школе ученики начинают отставать в учении из-за того, что не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель. В легких случаях процесс обучения таких детей в классе можно достаточно успешно организовать, посадив их на первые парты и уделяя им больше внимания. В более тяжелых случаях, при значительных нарушениях, учеников переводят в специальные школы — для глухих, слабослышащих, слабовидящих, детей с нарушениями речи. В начальных классах встречаются учащиеся, не успевающие из-за недостаточного развития образного мышления.
Значительные трудности в учении, а затем и неуспеваемость могут быть вызваны некоторыми личностными особенностями учеников. Это главным образом тревожность и демонстративность.
Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Вместо одного учителя в класс приходят разные преподаватели, с разными требованиями, к которым нужно приспосабливаться. Небольшая часть детей, удовлетворительно или хорошо учившихся раньше, в этой ситуации резко снижает уровень успеваемости. Это могут быть дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко: они достигали успеха без большого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. Когда требования возрастают, а умения и желания трудиться нет, ученики перестают получать привычные поощрения. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Происходит перелом в отношении к учению, иногда возникает стремление уйти из школы. Нежелание учиться приводит к неуспеваемости и бывших троечников. Переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интересов на общение со сверстниками. Иногда учеба запускается из-за того, что большая часть времени посвящается делу, которым подросток бурно увлекается.
Категории учащихся, у которых возникают проблемы с успеваемостью
1. Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.
2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих). У них выявлены нарушения в раннем периоде развития
(патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.
3. Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.
4. Ослабленные дети. Среди детей, поступающих в первый класс, практически здоровы только 20-30%, 30–35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития. Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация). Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.
5. Системно-отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится. Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе.
6. Нестандартные дети. Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из средней школы: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.
Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе. К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.
7. Депривированные семьёй и школой дети. Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Это рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.
Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости. Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников – успевающие, “середняки” и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.
Р. Л. Гинзбург делит учащихся на следующие группы:
1. Неуспевающие ученики, которые не могут следить за ходом объяснения учителя, имеют большие трудности при понимании текста учебника.
2. Неуспевающие учащиеся, которые частично справляются анализом-синтезом, например, только тогда, когда речь идёт о конкретных предметах, явлениях.
Общим является нежелание напрягать свои умственные силы, негативное отношение к более сложным формам и методам работы.
Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Поэтому трудно дается коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов.
ГЛАВА III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Для того чтобы у ребенка не возникла проблема школьной неуспеваемости, нужно помочь ему приспособиться к школе. Нужно, чтобы это приспособление было осуществлено без серьезных внутренних потерь для ребенка, без ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Нужно помочь ему почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития. С этой целью у учащихся формируются знания, умения, навыки с использованием конкретного материала, применения различных видов помощи для успешного решения предъявляемых заданий.
Предупреждением неуспеваемости является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника.
Важно осуществлять и вести систематическую работу с целью профилактики, предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Лишь при помощи целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, а при необходимости врачей-специалистов можно добиться успехов.
Предотвратить причины неуспеваемости легче, чем преодолевать. Поэтому успешное обучение ребенка в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе с неуспевающими школьниками на первый план необходимо поставить воспитательные и развивающие педагогические воздействия: восполнение пробелов в их учебной подготовке и одновременно развитие познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Перед ними ставятся такие задачи, чтобы была возможность достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. При опросе таким учащимся рекомендуется давать больше времени для обдумывания ответа, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
]Большое внимание необходимо уделить дифференцированной работе учителя на уроке. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.
]В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Необходимо определить обстоятельства, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.
Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
«Профилактика неуспешности учащихся на уроках и во внеурочное время »
Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление. Особенности организации учебной деятельности с неуспевающими
Савина Т.В., заместитель директора по УВР
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Федеральном государственном образовательном стандарте», законе «Об образовании» определена одна из основных задач школы – повышение качества образования. Несмотря на то, что ежегодно повышается средний балл по результатам сдачи ЕГЭ, уменьшается количество учащихся, не прошедших порог по обязательным предметам в ходе ГИА, проблема школьной неуспеваемости остается актуальной для каждой образовательной организации.
Педагог и психолог Павел Петрович Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Определение видов неуспеваемости содержится и в работах Абрама Марковича Гельмонта. Он выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика:
Общая и глубокая неуспеваемость (по многим или всем учебным предметам длительное время).
Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету, которая преодолевается относительно легко).
Мы понимаем, что при определенных условиях эпизодическая неуспеваемость может перерасти в частичную, частичная – в общую, глубокую.
По мнению психологов, школьная неуспеваемость напрямую связана с отсутствием у учащегося умения учиться.
В широком смысле умение учиться включает в себя следующие стороны: что знает ученик (знание) и как он умеет учиться в настоящее время (учебная деятельность). Эти две стороны характеризуют обученность школьника. В умение учиться входит также то, как он может учиться в ближайшем будущем (обучаемость)
Следовательно, школьная неуспеваемость связана с понятиями:
обученность – это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником;
Чтобы говорить о профилактике неуспеваемости в урочной и внеурочной деятельности со слабоуспевающими, мы должны четко определить, в чем причина неуспеваемости.
Выделяют внутренние и внешние по отношению к школьнику причины неуспеваемости:
Недостатки биологического развития :
— дефекты органов чувств;
— соматическая ослабленность;
— особенности высшей нервной системы, отрицательно влияющие на учение;
— психологические отклонения.
(В соответствии с ежегодным отчетом Минсоцздравразвития в 2015 году 40% детей родились с отклонениями здоровья либо диагноз поставлен в первый год жизни ребенка;
В 2016-2017 учебном году с нарушением речи в начальной школе обучается:
1 кл. 65 (из 132) – 49%
2 кл. 26 (112) – 23%
4 кл. 8 (151) – 5%. Всего в 1-4 классе из 549 человек 140 с нарушением речи, что составляет 25,5% учащихся. Данный уровень сохраняется последние три года.
— отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки образования личности:
— проблемы в знаниях и специальных умениях;
— пробелы в навыках учебного труда, низкий уровень сформированности умений на данном этапе развития.
Недостатки опыта влияния школы:
— недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
— недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).
Недостатки влияния внешкольной среды:
— недостатки влияния семьи;
— недостатки влияния сверстников;
— недостатки влияния общества ( «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (Валентина Самойловна Цетлин))
Кандидат педагогических наук из Ростова-на-Дону С.В. Петриченко, анализируя неуспеваемость как психолого-педагогическую проблему, определяет причины и характер проявления неуспеваемости
Низкий уровень развития учебной мотивации.
Влияют:
— обстоятельства жизни ребенка в семье;
— взаимоотношения с окружающими взрослыми
Неправильно сформировано отношение к учению, непонимание его общественной значимости;
нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные.
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной деятельности, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки, угадывание правильных вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе.
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения.
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда:
— заучивают текст, не выделяя логических частей;
— начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания даются;
— не проверяют свои работы или не умеют проверять;
— выполняют работу в медленном темпе.
Неправильно сформировано отношение к учебному труду:
— пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно;
— неправильная организация учебной деятельности в ОУ
Нежелание выполнять скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
Невыполнение или частичное выполнение домашнего задания.
Неаккуратное обращение с учебными пособиями
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, так как не отвечают потребности в их приобретении, остаются «мертвым» грузом, не используются, не побуждают к дальнейшей деятельности.
В психологии и педагогике существует несколько классификаций неуспевающих. Например, Лия Соломоновна Славина выделяет группы учащихся по доминирующей причине неуспеваемости:
— учащиеся с неправильным отношением к учению;
— учащиеся с трудностями при усвоении учебного материала;
— учащиеся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы;
Павел Петрович Блонский выделяет два типа неуспевающих:
— «плохой работник» (характерна невнимательность, непонимание задания, пассивность, не подмечает своих неудач, нет целей, не планирует свою работу, работает вяло, безразлично относится к результатам работы);
— «паталогический» ( к этому типу относится ученик, часто имеющий неудачи в учении, он заявляет «не могу» до начала работы, нуждается в постоянном контроле педагога; учебные трудности и неудачи переносятся тяжело, эмоционально болезненно).
Наиболее известна типологию неуспевающих школьников, разработанная Николаем Ивановичем Мурачковским. В ее основе лежат следующие признаки:
а) свойства мыслительной деятельности (связанные с обучаемостью);
б) направленность личности, которая включает отношение к. учению, «внутреннюю позицию» школьника.
Рассматривая варианты различных соотношений между названными компонентами, автор выделил три вида таких соотношений :
1) низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиций» школьника;
2) высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиций» школьника;
3) низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиций» школьника.
Характеристика типов неуспевающих
1) Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиций» школьника
Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению положительного отношения к учению. Они охотно принимают помощь учителей и товарищей.
Основная помощь ученикам этой группы должна заключаться в формировании приемов познавательной деятельности.
Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиций» школьника.
Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Но они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умение преодолевать трудности. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива.
Причиной низкой успеваемости учащихся является их внутренняя личностная позиция-нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно.
3) Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиций» школьника.
Для этого типа, как и для первого, характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность. Полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении учебного материала и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Для таких учащихся характерно отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу.
В.А. Сухомлинский отмечал, что умственное неравенство учащиеся осознают очень рано. Чтобы учебные неудачи не формировали у ученика низкую самооценку, чтобы он не чувствовал себя обделенным, надо найти другую сферу, где его способности будут проявлены в полной мере. Такой сферой, по его мнению, является нравственная, где возможности каждого человека безграничны и где каждый может стать великим и неповторимым. Современный английский психолог и педагог Р. Бёрнс подтверждает мысль В.А. Сухомлинского: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку: было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки «.
Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими
Известный дидакт Щукина Галина Ивановна считает, что можно повысить мотивацию к обучению за счет следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.