что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольников ирина марина
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Подготовила старший воспитатель

Воспитатель сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника.

Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.

Сегодня воспитание ребенка обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. Основная и очень ответственная задача детского сада – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

В связи с введением ФГОС перед педагогами дошкольного образования, возникла проблема смены способов общения и взаимодействия с ребенком.Взрослый в общении с детьми сегодня придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.

Реализуя личностно-ориентированный подход, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность.

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность).

Совместная деятельность выстраивается следующим образом:

• Совместное выявление проблемы, интересующей детей;

• Совместное определение цели деятельности детей;

• Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;

• Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;

• Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач.

В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ориентированные на личностное развитие ситуации: ситуации успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д., предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированный подход (личностно-ориентированная технология) предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, проявление уважения к личности каждого ребенка,доброжелательное внимание к нему:

— обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать и т. д;

— стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

— поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывать их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

— чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;

— слушать детей внимательно и уважением;

— вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

— успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта;

— разговаривать с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз»;

— в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми,создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

— собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

— знакомя детей друг с другом, называть их имена, ласково поглаживать рукой ребенка руку сверстника, проявлять положительные эмоции, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

— привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждать детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

— при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игр;

— стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

— помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.

Работая длительное время с детьми:

— не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

— учить разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям;

-служить примером спокойного общения: разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

В ходе воспитательно-образовательного процесса:

— учитывать возрастные возможности и интересы детей;

— организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;

— откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи;

— в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

— организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставлять участвовать в них всех детей;

— организовывать игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

— стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагая и обсуждая с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

— проявлять интерес к самостоятельной игре детей, выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

— помогать разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла,

— чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

— порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности;

— порицая действия ребенка, предлагать образец желаемого действия или средства для исправления ошибок;

-отмечать новые достижения ребенка в разных видах деятельности,обращать внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не сравнивать с достижениями других детей, а лишь с его собственными;

— намеренно создавать ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха.

Личностно ориентированный подход в период адаптации С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский.

Личностно ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек «Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка и воспитывать и даже любить их нужно по-разному». Дошкольное.

Особенности ведущего типа восприятия информации как критерий индивидуального подход в обучении и воспитании дошкольников Консультация на тему: «Особенности ведущего типа восприятия информации, как критерий индивидуального подхода в обучении и воспитании дошкольников».

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковИгры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возраста Игры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возраста, Водяник Татьяны Васильевны Личностно-ориентированный.

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Цель: повышение педагогической и психологической.

Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района.

Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности Личностно- ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный.

Личностно ориентированный подход к воспитанию в условиях Дома ребёнка Личностно-ориентированный подход к воспитанию в условиях дома ребёнка. Проблема личностно-ориентированного подхода является одной из главных.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно- ориентированный подход в дошкольном образовании. Шесть часов утра. Начало рабочего дня. Я в ожидании своих воспитанников. В.

Методические рекомендации «Личностно-ориентированный подход в ООД по речевому развитию дошкольника» Методические рекомендации «Личностно-ориентированный подход в ООД по речевому развитию дошкольника» Личностно-ориентированное обучение —.

Источник

Личностно-ориентированный подход в воспитании старших дошкольников

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольников Екатерина Гаврилова
Личностно-ориентированный подход в воспитании старших дошкольников

Гаврилова Е. Ю. Воспитатель МБДОУ 2 «Василек»

Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями,которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т. д.

Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.

1. Принцип вариативности.

Взрослый, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.

2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия.

Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.

3. Принцип приоритетного старта.

Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.

Одной из задач дошкольного образования является воспитание личности ребёнка, развитие её творческого потенциала, способностей, выявление признаков одарённости. Образовательный стандарт дошкольного образования включает социально-нравственное и личностное направления развития,которые реализуются через образовательные области: «Социализация», «Развитие личности» (базовый компонент дошкольного образования).

Например, в старшем дошкольномвозрасте формируются:

• умение оценивать чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей (представления о других);

умение прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям;

• ориентировка воспитанникана мотивацию своего поведения в соответствии с нравственными и моральными ценностями человека: гуманность, доброжелательность, справедливость, сопереживание;

• развитие произвольного поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др., самоконтроля (самоэффективность и самоконтроль).

Сущность личностно-ориентированного подхода состоит:

• в наличии различных видов учреждений дошкольного образования;

• в признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости;

• в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольноговозраста предполагает определенную позицию педагога:

• оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;

• отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;

• опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию.

Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.

1. Ситуативно-личностный тип общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так. Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный тип общения — это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.

2. Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми 3-ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.

3. Внеситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте, когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего». Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться,что:

• вопрос вас заинтересовал;

• вы знаете, где и как искать на него ответ;

• вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.

Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.

Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : «Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?» любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников. Тематическая неделя «Мы поедем в зоопарк» Основные направления образовательной работы Формы организации образовательной деятельности Средства, методы, приемы в работе с детьми в.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковМастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Источник

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольников Колпаченко Татьяна
Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»

Личностью становятся.

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии- социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей.

Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке.

Итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Воспитание и образование невозможно без обращения к личности.

1. Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования.

При личностно-ориентированном обучении во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого ребенка сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Сущность личностно-ориентированного подхода состоит в признании основной ценностью образования становление личности.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольноговозраста предполагает определенную позицию педагога:

• оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;

• отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;

• опора на личностный смысл, на познавательные и социальные интересы каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию.

2. Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.

Стиль общения взрослого с детьми меняется каждый год, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.

1. Ситуативно-личностный тип общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так. Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Задача этого этапа- это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.

2. Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми 3-ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.

3. Внеситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте, когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего». Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться,что: вопрос вас заинтересовал;

вы знаете, где и как искать на него ответ;

и считаете важным всё-таки найти ответ.

4. Внеситуативно-личностный тип общения с детьми старшего дошкольного возраста необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями.

Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей.

Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели.

Для детей 4 лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа.

4. Сравнительная таблица моделей образовательной деятельности.

Чтобы понять сущность личностно-ориентированного подхода, рассмотрим отличительные особенности личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей,которые представлены в следующей таблице:

Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель

Приоритет дошкольного образования- образовательная программа.

Для педагога важен конечный результат обучения Педагог помогает детям осознать способы познания мира, организует обсуждение

Овладение знаниями- обязательное программное требование, при этом игнорируются интересы ребёнка. Синтез игры и занятия, снимается традиционное противопоставление этих форм обучения

Доминирующий способ проведения занятий вопросно-ответная форма взаимодействия Интеграция разных видов деятельности. В основе обучения дидактическая игра.

Игра как приложение к дидактическому процессу приобретения знаний Игра является основной формой организации детской жизни

Ребёнок- объект приложения сил воспитательной системы, активность детей подавляется в угоду порядку и дисциплине Ребёнок – субъект, главное действующее лицо образовательного процесса, которого характеризуют избирательность, активность, инициативность, ответственность

Манипулятивный подход к ребёнку. Позицию «сверху». Лозунг «Делай, как я!» Партнерство. Позицию рядом и вместе.

Взрослый оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки Взрослый поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

Педагог сам разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых Педагог побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Способы общения: наставления, нотации, ограничения, наказания.

Тактика взаимодействия:диктат и опека Способы общения: умение стать на позицию ребёнка, внимательно относиться к его чувствам и эмоциям.

Тактика взаимодействия- сотрудничество

Воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством ограничений, «внушений» Приобщению ребёнка к миру человеческих ценностей. Поощрение хорошего в поведении и игнорирование оценки отрицательного

Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и ребёнка на личностной основе.

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковФотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо» Недавно старший воспитатель нашего детского сада предложила мне выступить на методическом объединении воспитателей с проектом «Посткроссинг.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковКонсультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковКонсультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковКонсультация для воспитателей «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Анна Ахматова сказала про Пушкина: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковКонсультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

что предполагает личностно ориентированный подход к развитию дошкольниковЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *