что предполагает моос в образовании
Что такое MOOC (Массовые открытые онлайн курсы)
Одной из последних инноваций в образовании стала возможность дистанционного обучения посредством электронных курсов в режиме онлайн.
Переход обучения в интернет-плоскость начался в 2000-х годах в связи с появлением открытых интернет-курсов, когда известные мировые университеты начали выкладывать в свободный доступ записанные лекции. Спрос на подобные образовательные услуги оказался крайне велик, и уже в 2008 году сформировалась принципиально новая методика образования под названием МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы; англ. MOOC – Massive Open Online Course).
Что такое MOOC?
Аббревиатура MOOC состоит из четырех отдельных терминов.
Что отличает MOOC от прочих курсов онлайн обучения, а также от традиционных способов получения образования?
MOOC – это не просто дистанционные курсы образования, это отдельная методика обучения, включающая в себя большой комплекс разнообразной деятельности. И как и у каждой методики, MOOC имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства онлайн обучения и MOOC
Вопреки распространенному заблуждению, онлайн обучение не означает отсутствия обратной связи со студентом. Напротив, MOOC предполагает наличие многочисленных каналов коммуникации с преподавателем-ведущим курса, а также с остальными слушателями.
Студенты имеют возможность организовать сообщество по текущему онлайн курсу, где они будут не только делиться знаниями друг с другом, но и выступать в роли проверяющих. Обычно каждый участник дистанционного образовательного курса должен проверить работы нескольких студентов. В свою очередь, его работа также будет проверена несколькими слушателями. Таким образом, формируется группа из слушателей, заинтересованных в тематике курса и своем профессиональном развитии в обозначенной области. Каждый участник получает уникальный шанс расширить свое представление о выбранном предмете и завести интересные и полезные знакомства, получив информацию «из первых рук».
Быстрая обратная связь и оценка.
После сдачи работ студенты получают оценку своих знаний практически мгновенно. При этом, каждый получатель онлайн образования имеет возможность пересдать экзамен или переписать тест.
Лучшие преподаватели мира.
Онлайн обучение проводится преподавателями самой высокой квалификации из самых известных мировых университетов. И каждый студент дистанционного курса имеет возможность пообщаться с ведущим лично.
Бесплатное онлайн обучение.
Сам термин «open», зашифрованный в названии MOOC, означает «бесплатный», или условно бесплатный. Как правило, за само прослушивание курса и участие в заданиях оплата не взимается. Однако, даже при её наличии, расходы на MOOC-курс несравнимы с расходами на очное обучение, и представляют собой символическую плату.
Рынок труда развивается быстрыми темпами. Уже давно появились и стали востребованы специальности, которым до сих пор не обучают в обычных университетах. Курсы, проводимые в режиме онлайн, способны реагировать на изменения рынка молниеносно, предоставляя обучающие программы на злобу дня.
Структурированная подача материала.
Современные средства связи позволяют оптимизировать подачу информации, сделав ее лаконичной и удобной к восприятию. Короткие видеоролики гораздо лучше принимаются слушателями, чем, к примеру, длинная лекция. Огромный поток повествования, объединенный заданной курсом темой, делится на короткие и хорошо усвояемые порции знаний.
Свободный график обучения.
Каждый курс ограничен временными рамками, в которых студент может составить удобный для себя график обучения. Лекцию можно посмотреть позже, или пересмотреть несколько раз, если тема непонятна. Домашнее задание также выполняется в любой удобный промежуток времени и в любом темпе.
Смешанная система онлайн обучения.
Процесс дистанционного обучения предполагает использование самых разных материалов. Дистанционные курсы образования MOOC не ограничены видеороликами, они дополняются ссылками на различные источники: текстовые документы, аудиофайлы, обсуждения на форумах и в соц. сетях. Такая система не только повышает восприятие материала, но и развивает способность у слушателей ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать нужные знания.
Недостатки онлайн обучения и MOOC
Система MOOC нацелена на получение знаний исключительно по инициативе слушателя, и предполагает высокую степень самоконтроля и мотивации. Поэтому к недостаткам онлайн образования можно отнести:
Самостоятельное освоение учебного материала.
Задача дистанционного образовательного курса – снабдить слушателя всей необходимой информацией для ее самостоятельного освоения. Если в случае с очным образованием студент после лекции или даже в процессе ее чтения может обратиться напрямую к преподавателю, то в рамках MOOC данная функция ограничена. Один ведущий не в состоянии ответить на вопросы тысячи слушателей.
Отсутствие тотального контроля за выполнением заданий.
МООС КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОН-ЛАЙН ОБРАЗОВАНИЯ
Бем Н.А.
Кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский областной институт развития образования
МООС КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОН-ЛАЙН ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены основные этапы развития MOOC-курсов, выделены их существенные признаки и определены особенности распространения массовых курсов в России.
Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, образование.
Bem N.A.
PhD in Pedagogy, Associate professor, Saratov Regional Institute of Education Development
МООС AS THE TREND OF MODERN ONLINE EDUCATION
Abstract
The article describes the main stages of development MOOC-courses, highlighted their essential features and characteristics identified the spread of mass courses in Russia.
Keywords: Massive Open Online Courses, education.
В настоящее время актуальным является получение образования с использованием новых технологий, позволяющих сохранять при этом некоторую гибкость в повседневной жизни. В связи с этим, все более востребованным и доступным становится он-лайн образование.
На сегодняшний день особенно активно развиваются массовые открытые онлайн-курсы (от английского Massive Open Online Courses, MOOC), которые быстро стали популярными и дали возможность миллионам людей слушать курсы известных ученых из ведущих университетов мира.
Впервые этот термин появился в 2008 г применительно к онлайнкурсу «Connectivism & Connective knowledge» (университет Манитоба). На этом курсе обучались более 2000 студентов с разных университетов. Примерно в это же время, в 2009 году, был запущен проект Academic Earth. На страницах сайта academicearth.org появились лекции преподавателей из Массачусетского технологического института, Калифорнийского, Гарвардского, Принстского, Стэнфордского и Йельского университетов по разным областям знаний.
Позже, в 2011 г. на курс “Введение в Искусственный Интеллект”, предложенный Себастьяном Траном (вице-президент Google и профессор компьютерных наук в Стэнфорде) и Петером Норвигом записались 160 тысяч человек из 190 стран. Это был переломный момент в истории MOOC, а некоторые ученые считают, что и в истории образования вообще.
Понятие МООК достаточно размытое. В общем смысле это онлайн курсы, в которых отсутствуют ограничения по количеству слушателей курса (хотя они и могут по технологии обучения организовываться затем в небольшие группы) и отсутствуют входные требования к слушателю (за исключением, может быть, уровня подготовленности). Кроме того, материалы курса и результаты совместной работы находятся в сети Интернет в открытом для участников доступе, курс является бесплатным и любой человек в любой момент может присоединиться к нему. На некоторых курсах необходимо оплатить сертификат.
Изначально курсы МООС организовывались европейскими учебными заведениями для обучения студентов, не имеющих возможности, в первую очередь финансовой, обучаться непосредственно в вузе. В настоящее время на курсах, помимо студентов, обучаются специалисты из разных профессиональных областей и организаций, которые хотят расширить и углубить свои знания по разным темам и направлениям.
Основное содержимое курса – видеолекции преподавателя. Учебный материал обычно делится на отдельные темы. В некоторых случаях используется интерактивный тест, чтобы проверить понимание темы. Тесты и задания чаще всего оцениваются автоматически. К некоторым темам могут быть предложены дополнительные сетевые ресурсы. На подобных курсах распространена практика совместной работы, которая позволяет выполнить задания или обсудить изучаемую тему с другими обучающимися.
В отличие от сайтов, содержащих только видеолекции, МООС представляют собой целостный учебный курс, позволяющий овладеть определённой областью знаний. От дистанционного образования МООС-курсы отличаются тем, что цель обучения на них не столько получение диплома, сколько овладение конкретными знаниями, необходимых человеку для карьерного и профессионального роста.
На многих МООС-курсах организована обратная связь с автором курса (куратором, тьютором). Если консультация автора на курсе не предусмотрена, можно написать о проблеме на форуме, и кто-нибудь из таких же обучающихся ответит на него. Поскольку на курсе может учиться кто угодно, можно получить ответ от 60-летнего учёного, человека средних лет, работающего в промышленности или от учащегося средней школы.
Выполнять задания, тесты и сдавать экзамены не обязательно, но для получения Сертификата об успешном окончании курсов необходимо выполнить все требования курса. В некоторых случаях предоставляются отдельные сертификаты с учётом успеваемости.
При этом важно понимать, что как и для всех процессов, связанных с самообучением, важным аспектом эффективности онлайн курсов является высокий уровень мотивации и самоконтроля слушателя.
В России обучение на МООС еще не получило широкого распространения. Владеющие иностранным языком или желающие его усовершенствовать имеют возможность обучаться на европейских платформах, слушая лекции учёных из лучших европейских вузов. Кроме того, существует практика размещения русскоязычных курсов на европейской платформе, например, на Coursera.org некоторые курсы переведены на русский язык, а также представлены курсы Высшей Школы Экономики, Московского физико-технического института, Национального исследовательского Томского государственного университета.
В России популярностью пользуются МООК, представленные на платформах Лекториум, Интуит, Универсариум и других. Основная аудитория на этих курсах – школьники старших классов, студенты, преподаватели и специалисты с других областей. Среди предлагаемых курсов чаще всего присутствует тема программирования и информатики, что легко объясняется необходимостью развития именно этих направлений для технического прогресса в целом. Необходимо отметить, что для успешного развития подобных платформ необходима значительная финансовая поддержка, наличие надежного доступа в Интернет, популяризация идей непрерывного образования.
Что такое Mooc, Массовые онлайн курсы? 7 платформ для бесплатного онлайн образования в 2020
Массовые онлайн курсы (МООК) – лучше вузов. Уже доказано. Журнал исследований в сфере открытого и дистанционного обучения провёл изучение студентов Массачусетского технологического института и их знаний, полученных как в аудитории, так и в онлайн-форме.
Знания доступны всем, тяжелее держать ритм и не бросать обучение на полпути. Большой ошибкой, субъективно, является попытка “из грязи в князи” – попытка сразу стать умным, составить мега-список 999 курсов и оставить его пылится где-то на жестком диске или в облаке.
Надо брать в расчет то, как вы будете заниматься когда нет настроения и как возвращаться к занятиям после вынужденного пропуска.
Что такое Моок (Массовый открытый онлайн-курс)
МООК – это аббревиатура английского понятия «massive open online course», что дословно переводится как «массовый открытый онлайн курс». Данный формат обучения появился всего несколько лет назад, но уже успел сыскать популярность.
Самый видный плюс MOOC – доступность знаний без привязки к социальному классу, финансам, экзаменам, дипломам. Автор хочется поделиться знаниями – они доступны всем информированным пользователям интернета.
Используя планшетник, компьютер или мобилку, ученик после активации обучения попадает в план обучения (оглавление) – дальше план занятий на усмотрение ученика.
Физическое присутствие или взаимодействие лектора и ученика не требуется.
Курсы MOOC всегда бесплатны, если за обучение берут деньги – это уже дистанционной обучение, коучинг.
Если анализировать смысловое наполнение, то есть весьма серьезные курсы, не только “брошюрки” на злободневные вопросы.
Ученики из любой точки мира могут читать лекции, смотреть видео-пособия, взаимодействовать с преподавателем и другими учениками, проходить тесты и сдавать экзамены.
Практический пример. Василий из Твери, учится в 2020 на врача-терапевта в местном ВУЗе. В качестве дополнительных материалов попадает на курс “Gut Check: Exploring Your Microbiome” про микробиом кишечника и вдумчиво изучает. Тема курса на самом острие науки, в местном ВУЗе не факт, что это будет разобрано.
Как итог, по изучению Василий 2.0, как врач, более информирован и имеет в голове актуальные знания международного уровня.
Платформы для онлайн-образования
Если выбираете платформу MOOC, лучше всего смотреть на информационную наполненность по вашим интересам. В целом они универсальны, нет принципиальной разницы между этими 6:
Coursera
Coursera – #1 представитель направления, является синонимом и олицетворением формата массовых открытых онлайн курсов. Основателем платформы является профессор Стэндфорского университета.
Курсера была создана в 2012 году и стала пользоваться большим спросом. К 2014 году количество бесплатных образовательных курсов перешагнуло отметку в 800. А число активных пользователей платформы достигло нескольких миллионов. С курсерой сотрудничают более 100 учебных заведений.
👨🏫 Язык: большая часть материалов доступна на английском языке, при этом все курсы имеют субтитры, в том числе русские.
Массачусатский технологический институт и Гарвард объединили усилия и создали бесплатную образовательную платформу Edx в формате МООК. В отличие от Курсеры этот проект не имеет в основе коммерческого интереса и работает на открытом коде. За пару лет на Edx пришло более 3 миллионов пользователей, а число курсов достигло трехсот.
👨🏫 Язык: материалы представлены на английском языке.
Академия Хана
Проект известен своим нестандартным подходом к обучению. Курсы оформлены в игровом формате и подразумевают интерактивную учебную деятельность. На платформе множество материалов для младшей аудитории (школьников и малышей)
👨🏫 Язык: доступны материалы на двадцати языках.
Лекториум
Представляет собой не классическую платформу МООК, а скорее бесплатный каталог обучающих материалов в видео формате. Помимо лекций ведущих российских ВУЗов здесь также есть полноценные курсы.
👨🏫 Язык: материалы представлены на русском языке.
Интуит
Платформа предоставляет не только бесплатные образовательные услуги, но и право получить сертификат после прохождения курсов. В Интуите собрано 500 курсов.
👨🏫 Язык обучения: материалы представлены на русском.
Универсариум
На Универсариуме собраны курсы нескольких ВУЗов. Платформой активно пользуется около 200 тысяч учеников. Пользователей привлекает широкий список тематик и направлений.
👨🏫 Язык: материалы представлены на русском языке.
Исследование «СПРОС НА МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (MOOC) ОПЫТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В России результаты исследования по пригодности МООК разнятся с западным исследованием (приводили в начале статьи). Для более точной картины мира – рекомендуем ознакомиться с обеими точками зрения.
Данное исследование принадлежит кандидатам экономических наук Яне Рощиной, Сергею Рощину и Виктору Рудакову. В работе рассматриваются тенденции развития МООК в условиях России. Анализ мотивации к обучению в формате массовых открытых онлайн курсов, а также отношение к ним как к альтернативе университетам и школам рассматривается на примере студентов и лекторов. На основании результатов опросов приводятся показатели спроса на МООК.
Результаты исследования подводят к тому, что больший интерес к данному формату обучения проявляют преподаватели, нежели ученики. При этом студенты, показывающие отличные результаты по всем дисциплинам и ведущие активный образ жизни, также отдают предпочтение онлайн формату. А вот ученики с низкой мотивацией и успеваемостью склонны выбирать классическое образование в ВУЗе.
Среди преподавателей к переходу на МООК стремятся люди, практикующие научную деятельность и различные форму повышения квалификации.
Молодежь, получающая образование в престижных университетах, тоже охотно выбирает массовые открытые курсы. В отношении лекторов такой закономерности выявить не удалось.
Как использовать МООК курсы для самообразования
Больше вопросов к мотивации и правильной организации личного времени. Если хотите делать грамотно сразу, не бросать на середине, сперва выучите “как учиться”.
Я подобрал для вас курс на степике “Онлайн-технологии в обучении”, отличное подспорье для новичка.
А так, нет ничего магического! Для того, чтобы начать обучение на платформе массовых открытых онлайн курсов, достаточно иметь при себе гаджет с выходом в интернет.
Приступить к обучению можно сразу после регистрации. Прикладывать документы не нужно, равно как и проходить вступительные тесты или экзамены. Выберите платформу, заполните специальную форму и переходите к курсу.
MOOC как современная технология организации смешанного обучения: понятие, классификация, структура
Популярность такой формы дистанционного образования как массовые открытые онлайн-курсы (МООС) приводит к развитию рынка онлайн-образования и появлению всевозможных вариантов их использования для решения разнообразных педагогических и бизнес-задач. Авторы сделали обзор понятия и классификаций МООС, построенных на особенностях их разработки и реализации. Приводится наиболее общая структура массового открытого онлайн-курса и описание требований для их проектирования, что может стать основой качества подобного рода образовательных услуг на рынке онлайн-образования.
Лесин Сергей Михайлович, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории международных проектов Московского городского педагогического университета.
Махотин Дмитрий Александрович, канд. пед. наук, главный редактор журнала «Интерактивное образование».
Несмотря на то, что многие формы организации смешанного обучения являются частью неформального образования и не носят строгий институциональный характер, тем не менее такие формы как массовые открытые онлайн-курсы (далее МООК) получили большую популярность и стремительно развиваются, охватывая все большую аудиторию и реализуя современные педагогические концепции в своей основе.
Впервые, термин массовый открытый онлайн курс (МООК) или massive open online course (MOOC) появился у канадского преподавателя Дейва Кормьера (Dave Cormier) из Университета Острова Принца Эдварда (University of Prince Edward Island, Canada) в 2008 году. Он вел курс «Коннективизм и коннективисткое (связанное) знание» («Connectivism and Connective Knowledge»), также известный как CCK08, где использовал понятие массовый открытый онлайн курс (МООК). В данной ситуации понятие МООК было связано с тем, что на курсе официально и платно обучались 25 студентов, однако преподавателями была предоставлена возможность подключиться к курсу всем желающим на бесплатной основе. Таких обучающихся оказалось около 2200 человек [4].
На тот момент массовые открытые онлайн курсы были лишь чем-то экзотическим, так как существовал общий подход к формированию системы открытых образовательных ресурсов (open educational resources) в рамках образовательных организаций высшего образования. Наибольшую популярность и распространение массовые открытые онлайн курсы получили уже в 2012 году, когда в процесс их создания, наполнения, функционирования и развития включились крупные университеты со всего мира. Этот процесс стал систематическим и имел четкую модель финансирования и организации.
В этот период появляются и становятся довольно популярными такие платформы как Coursera (www.coursera.org), Udacity (www.udacity.com) и edX (http://www.edx.org). При этом также приобретали популярность и развивались массовые открытые онлайн курсы на базе Khan Academy (https://www.khanacademy.org/), Peer-to-Peer University (P2PU), Udemy (https://www.udemy.com/), Массачусетского технологического института (MIT) и ALISON.
Уже к 2015 году технология смешанного обучения в виде организации дистанционного обучения через массовые открытые онлайн курсы приобрела общемировую практику в области неформального образования и прочно вошла в список перспективных направлений развития образования по мнению многих экспертов, исследователей, педагогов и ученых.
Чтобы понять, что такое МООК, следует остановится на базовых принципах, которые лежат в их основе.
Эксперты Юнеско считают, что «… массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses)… открыли новые возможности в сфере дистанционного образования. Концепция МООК опирается на ключевые принципы новой теории обучения – коннективизма: разнообразие подходов, подход к обучению как к процессу формирования сети и принятия решений, обучение и познание как динамический процесс…
По своей форме MOOK – это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Авторами курсов являются преподаватели ведущих университетов. MOOK опираются на активное участие и взаимодействие студентов с преподавателями и между собой. Одной из важных характеристик MOOK является наличие у каждого студента персональной учебной среды. Количество студентов, зарегистрированных на различные MOOK, варьируется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч. После изучения курса MOOK возможно получение официального сертификата…» [1].
Точнее определение раскрывает постер, размещенный в интернете одним из экспертов педагогом-технологом в сфере организации МООК Мэтью Плурдом (Mathieu Plourde) из Делавэрского университета (США), который приводится ниже (см. рис. 1). Он очень точно иллюстрирует все ключевые моменты, связанные с особенностями организации МООК и принципов, на основе которых происходит их проектирование. Под постером автор разместил фразу, которую можно перевести так: «Каждая буква обсуждается (договорная)» («Every letter is negotiable»). Это подтверждает тот факт, что понятие еще не сформировалось полностью и постоянно развивается, а также свидетельствует о том, что существует большое количество видов и типов массовый открытых онлайн курсов в зависимости от выбранных педагогических концепций или образовательных технологий, формирующих их содержание.
Вначале надо расшифровать само сокращение МООК (MOOC).
Первая буква «М» описывает такой параметр как массовость, имея ввиду, в первую очередь, количество обучаемых на курсе. Причем автор постера показывает, что массовость начинается с цифры 100 человек, а максимальная планка – 100 000 и более. Здесь нет однозначности, так как понятно, что при дистанционном или онлайн обучении предполагается значительный охват аудитории обучаемых, поэтому и курс рассчитывается на массового пользователя, а точнее на то, что обучаемых будет много.
Вторя буква в аббревиатуре, это «О», что значит «открытый» («open»). Автор постера делает акцент на самом понимании этого термина и показывает ключевые стороны открытости: свободная (открытая) регистрация на курс, свободный (открытый) контент, который доступен всем зарегистрированным на курс без ограничений, бесплатность как один из параметров открытости, доступный как по средствам, так и по достижению образовательных результатов. Следует сказать, что слово «открытый» в аббревиатуре играет роль реализации принципов концепции свободного программного обеспечения или открытой лицензии на него, а также реализации соответствующей бизнес-модели. Такую бизнес-модель можно назвать «Freemium» (сочетание двух слов «Free», то есть «Свободный (бесплатный)» и «Premium», то есть «улучшенный (высшего качества)»), что означает реализацию принципа распространения условно-бесплатного программного обеспечения, когда пользователь получает совершенно бесплатную версию программного продукта, но для получения больших возможностей или услуг должен будет их оплатить дополнительно. Причем расчет здесь как раз на то, что, предлагаемая бесплатно, версия продукта пользуется большой популярностью или обладает устойчивым набором стандартных функций, а дополнения лишь ее усовершенствуют или повышают степень ее функциональности.
Третья буква, также «О», которую можно расшифровать как «онлайн» («online»). Это одна из важных особенностей реализации МООК, так как раскрывает техническую специфику его организации: трансляция курса ведется через сеть Интернет, что позволяет осуществлять сетевое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и распространять контент в любом удобном для пользователя месте и с учетом удобного для него времени. При этом также это позволяет технически отслеживать и администрировать МООК на локальном уровне, выстраивая удобную структуру самого курса и систему управления им.
Четвертая буква, отвечающая за содержательную сторону, это буква «C», что означает «курс» («course»). Это самое главное в аббревиатуре, так как раскрывает специфику педагогической методики или концепции, применяемой авторами того или иного курса. Автор постера привел лишь самые значимые параметры, на которые следует обратить внимание при формировании собственной содержательной структуры (сценария) курса или его логического построения в рамках изучаемой тематики.
Вот лишь некоторые параметры курса, которые следует учитывать:
Также в постере автор отразил еще 2 важные особенности, которые связаны с типологией разных массовых открытых онлайн курсов, а точнее со спецификой наиболее распространенных из них. Часто при выстраивании классификации видов МООК по типу организации образовательного процесса встречаются курсы с дополнительным обозначением в своей аббревиатуре. Так можно встретить букву «c», что значит «connective», то есть коннективный или коммуникационный. Такой курс реализует концепцию коннективизма при реализации своего содержания, фактически делая акцент на учете различных форм взаимодействия и взаимосвязей в рамках процесса обучения. Это один из самых распространенных типов МООК.
Также можно встретить букву «x» перед аббревиатурой МООК, что означает «eXtended» – в данном случае масштабируемость или расширяемость курса. Эта специфика обуславливает ключевую особенность любого онлайн курса – учет аудитории и расширение за счет нее. По сути, за счет большего привлечения обучаемых и четкого построения структуры курса, он приобретает другой масштаб и даже может стать универсальным, а значит, более экономически выгодным и живучим. По этой причине такой тип курсов также довольно распространен среди других.
Если собрать все приведенные параметры и обозначения можно прийти к общему пониманию, что такое современный массовый открытый онлайн курс.
MOOК — это курс, построенный на основе современных педагогических концепций и технологий, имеющий массовый, легко масштабируемый характер, бесплатный в своей основе (но ведущий к возможной дополнительной платной функции или функциональности) и реализуемый посредством онлайн или с помощью современных сетевых информационных технологий. При этом он сам по себе становится современной технологией смешанного обучения, реализуя новые формы и методы неформального образования.
Чтобы охарактеризовать сферу применения МООК, приведем несколько подходов к самым распространенным на сегодняшний день их классификаций и типологий. Данные подходы достаточно четко раскрывают специфику того или иного курса, применяемых сегодня на практике.
Педагогическая таксономия Дональда Кларка (Donald Clark, Великобритания)
охватывает особенности непосредственно самой структуры массовых открытых онлайн курсов и решаемых ими педагогических задач. Автор выделяет восемь основных видов онлайн-курсов: трансформирующие (transferMOOCs), авторские (madeMOOCs), синхронные (synchMOOCs), асинхронные (asynchMOOCs), адаптивные (adaptiveMOOCs), групповые (groupMOOCs), коннективистские (connectivistMOOCs), мини (miniMOOCs) [5].
Согласно такой типологии, по мнению Дональда Кларка все виды не исключают друг друга, а даже наоборот, например, трансформирующий МООК может быть и синхронным, и асинхронным. Такая классификация носит дискуссионный характер.
Для примера, по мнению Дональда Кларка, коннективисткий МООК принципиально содержательно связан с тем, чтобы собирать и делиться знаниями, которые производят и транслируют участники образовательного процесса, а не видеть курс ради самого курса, состоящего из достоверных и фиксированных знаний. Коннективиские курсы (cMOOC), как правило, создают свою собственную траекторию, а не следуют линейному пути.
Инструментальная таксономия моделей МООКов Амита Чаухана (Amit Chauhan, Florida State University, USA).
Она основывается на передовых тенденциях как в области современных технологий, в том числе педагогических, так и в области системы оценки образовательных результатов при помощи реализации МООК: cMOOCs, xMOOCs, BOOCs, DOCCs, LOOC, MOORs, SPOCs, SMOCs [7].
Ученый кратко описывает назначение каждого типа МООК, причем учитывается ряд важных параметров, определяющих их инструментальное оснащение. В частности, в своем исследовании он приводит такой тип МООК как Маленький открытый онлайн курс (LOOC, «little open online course»). Специфика его в том, что помимо 15-20 студентов, оплачивающих обучение в кампусе, такой курс на платной основе могут изучать небольшое ограниченное число незарегистрированных студентов.
Также Амит Чаухан (Amit Chauhan) проанализировал несколько современных инструментов и технологий, которые повышают уровень образовательных результатов и их оценивание, получаемых при обучении посредством МООК.
Вот самые основные из них:
Все эти, выявленные Амитом Чауханом (Amit Chauhan), инструменты и технологии позволяют судить о том, что массовые открытые онлайн курсы в основном применяются в высших учебных заведениях и в основном в гуманитарной сфере знаний.
На основе анализа можно сделать вывод о том, что применяемая система оценки, процесс ее автоматизации или проведения не является завершающей частью обучения в МООК, а лишь позволяет стать важным параметром степени удовлетворенности обучаемого от изучаемого курса, а также показателем качества самого курса.