что предполагает стимулирование конфликта
Тесты по конфликтологии с ответами для преподавателей и студентов
Правильные ответы отмечены +
1. Предконфликтная ситуация – это:
+ нарастание социальной напряженности между оппонентами – потенциальными участниками конфликта из-за возникших противоречий;
— использование угрозы как способа воздействия на оппонента при проведении переговоров;
— действие, которое направлено против кого-либо другого.
2.Тест. Стимулирование конфликта предполагает:
+ целенаправленные действия субъекта управления, направленные на возникновение конструктивного конфликта;
— умышленный срыв рабочего процесса в виде отказа или ненадлежащего исполнения своих обязанностей;
— настойчивую борьбу за свои интересы, противоречащие другим.
3. Предупреждение конфликта представляет собой:
+ действия управленца по недопущению и нейтрализации факторов возникновения конфликта;
— наказание противодействующих оппонентов за участие в конфликте;
— мирное урегулирование возникших противоречий до начала открытого конфликта.
4. К этапам конфликта относятся:
+ предконфликтная ситуация; открытый конфликт с инцидентом, эскалацией и завершением; послеконфликтный период;
— возникновение противоречий, этап попыток снижения напряженности, нарастание противоречий, разрешение конфликта;
— инцидент, эскалация, примирение.
6. Предметом конфликтологии являются:
+ закономерности появления и развития конфликтных противоречий, динамика и направления развития конфликтных ситуаций, способы и методы профилактики, решения и управления конфликтами;
— причины возникновения конфликтов в разных социальных сферах и способы их разрешения;
— предпосылки зарождения противоречий в различных социальных слоях общества, их профилактика и разрешение мирным путем.
7. Конфликтология как наука возникла, выделившись из наук:
+ социологии и психологии;
— философии и политологии;
— педагогики и культурологии.
8. Инцидент в конфликтологии – это:
+ формальный повод, позволяющий сторонам конфликта начать открытое противодействие;
— истинная причина возникновения непримиримых противоречий;
— отрицательное восприятие чьего-либо превосходства или успехов.
9. Объектом конфликтологии является:
+ социальный конфликт как специфический вид социального взаимодействия субъектов;
— межличностные конфликты сослуживцев в процессе трудовой деятельности;
— политические противоречия на разных уровнях власти, включая международные конфликты.
10. Основоположником американской конфликтологии считается:
11.Тест. Первый этап становления конфликтологии характеризуется:
+ формированием и развитием знаний о природе, принципах и видах конфликтов;
— появлением конфликтологических теорий и частных концепций;
— изучением конфликта как самостоятельного явления.
12. Поднятие уровня взаимной осведомленности сторон – это функция конфликта:
13. Что такое толерантность?
+ Отсутствие или довольно незначительная реакция сторон на конфликтогенный фактор;
— Рост недовольства, отрицательной психологической напряженности и деструктивных социальных связей;
— Недобросовестное использование открытой информации.
14. Что представляет собой авторитет?
+ Признание со стороны других людей влияния и значимости кого-либо;
— Субъект, который отличается особенно активными действиями;
— Человек, для которого интересы других выше собственных.
15. Разрыв отношений как знак протеста против поведения оппонента называется:
16. Публичное высказывание мнений и обсуждение ключевых тезисов – это:
17. Замораживание конфликта предполагает:
+ его отсрочку с сохранением имеющихся противоречий;
— изучение возникших противоречий для определения их причин и прогнозирования;
— запрет управляющего субъекта на участие в конфликте во имя общих интересов.
18. Какая стратегия конфликтного поведения состоит в отказе от участия в конфликте с сохранением имеющихся противоречий?
19. Противоречия между равными по положению субъектами – это конфликт:
20. Кризис в конфликтологии представляет собой:
+ точку степени нарастания остроты конфликта, при достижении которой ситуация кардинально меняется в сторону отступления либо применения силы;
— состояние эмоциональной разрядки;
— неадекватную эмоциональную реакцию на конфликтогенный фактор.
21. Человека, который не адаптировался к социальным ценностям и условиям вплоть до полного их отрицания, называют:
23. Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой:
+ выдвижение своих требований каждой из сторон с одновременной готовностью к компромиссу;
— обращение за помощью третьей стороны;
— обязательства, данные участниками конфликта, по восстановлению мирных отношений.
24. Использование в процессе проведения переговоров разных приемов давления, включая угрозы, – это:
25. Ренегат представляет собой человека, который:
+ после возникновения конфликта со своей группой, вышел из нее и стал вести борьбу извне;
— имеет завышенный уровень притязаний;
— выполняет функции посредника в урегулировании конфликтной ситуации.
26. Сравнительно устойчивый и упрощенный образ какого-либо социального объекта называется:
27. Ультиматум – это:
+ безапелляционное требование одной стороны конфликта к другой с угрозой применения радикальных мер разрешения спора при неисполнении этого требования;
— форма насилия, которой присущи особая жестокость и устрашение во имя достижения своих целей;
— готовность воспринимать будущие события максимально объективно.
Тест с ответами по конфликтологии
1. Как называется профессиональный посредник?
а) суггестором;
б) медиатором; +
в) коллегой.
2. Что предполагает спиральная модель эскалации конфликта?
а) принцип дополнительного схизмогенеза;
б) принцип симметричного схизмогенеза;
в) агрессивно-оборонительный принцип.+
3. Выберите жесткие тактики поведения в конфликте:
а) всегда используются только после применения мягких и нейтральных;
б) ориентируется на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента; +
в) их присутствие в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках воспитания личности.
4. Что такое стратегия соперничества:
а) ведет к эскалации конфликта независимо от другой позиции; +
б) характеризует человека как эгоиста;
в) ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации.
5. Какая схема относится к групповым?
а) личность — группа;
б) группа — группа; +
в) личность — группа, группа — группа;
г) микрогруппа — руководитель.
6. Что такое интегративное разрешение конфликта?
а) соглашение, достигаемое, когда стороны конфликта сходятся в срединной точке на некоей очевидной координате; +
б) достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя;
в) разрешение конфликта, примиряющее обе стороны или решение без проигравших. +
7. Что принадлежит к информационным технологиям регулирования конфликта?
а) устранение слухов; +
б) обеспечение ровного психологического климата;
в) снижение социальной напряжённости.
8. Прочитайте описание.
«Неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, непоследовательность поведения, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, не обладает достаточной силой воли, излишне стремится к компромиссу»
Какому типу конфликтной личности принадлежат данные характеристики?
а) ригидному;
б) сверхточному;
в) «бесконфликтному». +
10. Что такое снятие избыточной агрессии:
а) форма предупреждения внутри и межличностных конфликтов; +
б) механизм внутриличностной защиты;
в) форма самовоспитания личности.
12.Что не является основной моделью поведения личности в конфликте?
а) конструктивная модель;
б) деструктивная;
в) конформистская;
г) нонконформистская. +
13.Что предполагает гарвардская школа управления переговорами?
а) принципиальные переговоры; +
б) позиционный торг;
в) управление балансом сил.
14. Что включает в себя содержание управления конфликтом?
а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение; +
б) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;
в) диагностику, предупреждение, регулирование, завершение.
15. Признание реальности конфликта конфликтантами, легитимизация и институциализация конфликта входят в состав:
а) разрешения конфликта; +
б) стимулирования конфликта;
в) регулирования конфликта; +
г) предупреждения конфликта.
16. По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):
а) межличностные;
б) межгрупповые;
в) классовые;
г) межгосударственные;
д) межнациональные;
е) внутриличностные. +
17.Что предполагает стимулирование конфликта:
а) разрешение текущих проблем;
б) диагностику существующей ситуации в коллективе;
в) форму управления конфликтом. +
18. Что такое легитимизация конфликта?
а) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте;
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия; +
в) обращение к посреднику.
19. Что такое институциализация конфликта?
а) определение места и времени переговоров по существу конфликта;
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте. +
21. Формой завершения конфликта является:
а) уступка, компромисс, уход, соперничество;
б) перерастание в другой конфликт, отмена, затухание, разрешение; +
в) разрешение, уход, отмена, убеждение.
22. К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»:
а) снисходительное отношение;
б) негативное отношение;+
в) менторские отношения;
г) нарушение этики;
д) нечестность и неискренность.
Что предполагает стимулирование конфликта? Формы и способы
Эта группа противоборств отличается тем, что причины столкновений и формы протекания очень многообразны. Поэтому такие конфликты тяжело поддаются анализу и управлению. Каждый этап работы с группами требует определенного подхода и разработанного плана действий.
Но мы рассмотрим только такой способ управления как стимулирование конфликта. Его формы и средства особенно интересно рассмотреть. Ведь ранее в советской истории менеджмента считалось, будто все противоречия нужно сглаживать. Но сейчас все меняется.
С какой целью инициируется конфликт?
Иногда предконфликтная ситуация затягивается, отношения между членами коллектива становятся чисто формальными или даже враждебными. Чтобы разрядить ситуацию, опытный лидер должен что-то предпринять. Иначе плохие отношения между работниками обязательно отразятся и на качестве выполняемой ими работы.
Что подразумевает собой технология стимулирования конфликта? Это предотвращение еще больших разногласий, так сказать, способ снизить накал страстей. Но есть еще одна цель. Иногда такой шаг нужен управленцу, чтобы мобилизовать своих сотрудников. Однако обо всем по-порядку.
Азы конфликтологии. Управление конфликтом
Конфликт (лат. conflictus столкновение) — это противоборство общественных субъектов, каждая сторона имеет свою цель, а именно достичь тех позиций, которые данная сторона считает правильными.
Тут надо упомянуть, что конфликт может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный ведет к развитию личностных качеств, что благоприятно отражается на деятельности всей организации или любой иерархической структуры. А деструктивный конфликт, наоборот, плохо отражается и на всей работе коллектива, и на частных лицах. В результате деструктивного конфликта человек или группа людей, истощаются психологически, а результата абсолютно никакого.
Так вот, стимулирование конфликта предполагает своевременное вынесение спорных вопросов на общий » суд». То есть управляющий должен создать предпосылки для нормальной дискуссии между враждебно настроенными сторонами.
В чем заключается стимулирование конфликта?
Опытный лидер видит, что назревает конкретная проблема в коллективе. Он должен решить, что делать в этой ситуации: либо разрешить каким-то мирным образом войну интересов, либо воздействовать наказанием.
Стимулирование конфликта предполагает создание таких условий в коллективе, при которых начнется конкурентная борьба. Это удивительно противоречивый способ регулирования отношений между коллегами. Намеренное столкновение приводит, как ни странно, к большей гармонии внутри коллектива.
Формы стимулирования конфликта должны быть щадящими. Не стоит настраивать подчиненных так, чтобы они признавали в других лишь врагов. Конкуренция внутри коллектива хороша лишь в пределах допустимого. А новичка лучше лидеру взять под свою защиту на первое время, чтобы его не «съели» старые «акулы».
Люди учатся адаптироваться в новых условиях, учатся договариваться и учитывать интересы других. Однако это действует только тогда, когда руководитель избрал верную тактику, во-первых; и, во-вторых, если он сам является хорошим социальным лидером, а не номинальным.
Понятие о предмете конфликта
Решение конфликта часто возможно благодаря достижению договоренности относительно предмета ссоры. Если управленец собирается идти на конфронтацию в своем рабочем коллективе, он столкнется с выбором формы стимулирования конфликта и с тем, на основе чего состоится провокация. Руководитель может использовать любой предмет ссоры, чтобы провоцировать разногласия. О том, какими способами это сделать, писал такой специалист менеджмента как Стивен Роббинс.
Стадии конфликта
Лидер обязан прекрасно понимать все тонкости процесса управления. Он должен знать как развивается конфликт и какие выделяют стадии в менеджменте:
Если уступать никто не хочет, ситуация ухудшается и необходимо вмешательство третьего лица. На каждом этапе развития конфликта важно помнить объединяющие факторы и цели. Без командного духа совместная работа в принципе невозможна.
Модели поведения в конфликте. Когда нельзя провоцировать?
Согласно идее Томаса Килмана, имеется 5 основных моделей поведения. Каждый человек, в зависимости от своего характера и привычек в общении, использует чаще одну или 2 модели.
Более мягкие по натуре люди не стремятся конкурировать и запросто уступают в споре. Эти люди соглашаются с принятыми решениями не потому, что у них нет своей точки зрения, а потому, что стремятся к общей гармонии. Более агрессивные типы поведения выбирают импульсивные люди, имеющие высокие амбиции и хороший интеллект. Нередко они стремятся к тому, чтобы в будущем занять лидерские позиции в социуме. Кроме теории Т. Килмана есть и другие модели.
Считается, что модель поведения во многом зависит и от акцентуации характера. Робкие сенситивные типы никогда не идут на конфронтацию. Наличие конфликта в их среде приводит таких людей в состояние стресса. А вот демонстративные типы сами всегда стремятся «влезть в драку», чтобы проявить свой потенциал.
Преимущества и недостатки стимуляции конфликта на предприятии
Преимущество стимулирования конфликта в том, что все его участники мобилизуют свои возможности. И по окончании конфликтной ситуации всегда рождаются новые способы взаимодействия, новые идеи и опыт. Однако руководитель, который берется стимулировать противоборство интересов, берет на себя ответственность. Ведь если что-то пойдет не так, он будет виноват в разрушении коллектива и срыве рабочего графика.
На самом деле, развитие в обществе происходит постепенно, а новые лидеры не появляются из ниоткуда. Они должны пройти свой путь и доказать целесообразность своих идей, которые продвигают.
Новое всегда входит в конфликт со старым, и этот период может быть напряженным и опасным для обеих сторон. Но все-таки этот конфликт нужен. Конструктивные конфликты зачастую дают новый виток всей социальной эволюции, которая развивается спирально.
Стимуляция конфликта или его предупреждение
Как руководитель может предупредить конфликт:
Но когда метод превентивного контроля ситуации не работает, возможно, нужно рискнуть и поступить иным образом. Провоцировать противоборство сторон.
Что такое в принципе провокация конфликта? Стимулирование конфликта предполагает такой метод воздействия на коллектив, который помогает всем участникам ситуации лучше понять свои ошибки. Когда каждый член коллектива начнет работу над собой, управляющему удастся возможно избежать тех разрушительных последствий, которые неизбежно бы последовали, если бы никаких предупредительных мер принято не было.
Итак, что же выбрать руководителю? Предупреждение или стимулирование конфликта? Если директор какого-либо предприятия уверен, что сумеет взять под сознательный контроль всю текущую ситуацию, улучшить производительность или сложившихся отношения в коллективе, то можно смело поднимать провокационные вопросы прямо на общем собрании.
Методы провокации
В конфликтологии известен метод С. П. Роббинса, который позволяет качественно улучшить эффективность команды.
Стивен П. Роббинс видит следующие структурные методы стимулирования конфликта:
Стимулирование конфликта. Его формы и средства
Провоцировать конфликт считается целесообразным, если он не носит деструктивного характера. Как можно провоцировать? С. Роббинс видит следующие структурные методы стимулирования конфликта:
Такие задачи можно возложить лишь на опытного и квалифицированного управленца. Если конфликт перерастет в более бурные выяснения отношений, то провоцирование таких вещей и морально и из прагматических воззрений, не оправдано.
Стратегия развития позитивной инициативы
Для каждой стратегической цели нужны какие-то целенаправленные шаги. Чтобы прийти к своей цели, например, получению прибыли, руководитель должен создать свой портфель инициатив.
Нужно умело управлять и маркетинговым отделом, и персоналом, и собственно, производством. И для каждого направления деятельности подходит определенный набор инициатив. Причем работать желательно во всех направлениях одновременно.
Если цели каждого отдела достигнуты, таким образом, чтобы интересы ни одного из них не были ущемлены, то можно считать, что руководитель сработал отменно. Но чаще руководитель все-таки один из проектов оставляет без внимания. Стратегические инициативы должны строиться, исходя из первостепенных целей. Это важное умение.
Стимулирование конструктивных конфликтов иногда помогает понять, кто из подчиненных лучше адаптируется к непредвиденным ситуациям, кто не теряет самообладания при воздействии стрессовых факторов. В этом плане провокация руководителя может быть также расценена как позитивная инициатива.
Современный менеджмент уже не рассматривает конфликты как отрицательные процессы. Если старые «школы» готовили управленцев, объясняя им, что противоборств нужно избегать всеми методами, так как они разрушают коллектив, то сейчас все наоборот. Стимулирование конфликта предполагает форму управления конфликтом, которая помогает вывести всю организацию на новый этап развития.
Специалисты выделяют несколько позитивных функций, которые несет конструктивный конфликт:
В противоположность конструктивному, деструктивный конфликт несет с собой уменьшение степени сотрудничества и культивирования образа врага в других лицах.
Понятно, что стимулирование конфликта предполагает разрешение текущих проблем, таких как застой на производстве, неправильное использование рабочего времени, к примеру. Но не предполагает личных выяснений отношений или достижения амбициозных планов.
Разрешение конфликта с помощью 3 стороны
Стимулирование конфликта предполагает ответ на вопрос поставленный ребром: либо изменения поведения в коллективе, либо увольнение. Менеджер, как человек несущий на себе всю ответственность за деятельность определенного сообщества людей, обязан вовремя среагировать на такие ситуации.
Как итог
Методы стимулирования конфликта могут быть очень разными. Все зависит от образованности и опытности лидера. Согласно Роббинсону, коммуникационные методы стимулирования конфликта включают критику создавшейся ситуации во время общего оперативного собрания.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ
Аннотация: в данной статье рассматривается предупреждение и стимулирование конфликтов. Изучены основные источники прогнозирования, выделена классификация прогнозирования. Рассмотрены этапы прогнозирования, к которым следует отнести: предпрогнозную ориентацию, сбор данных прогнозного фона, разработку базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценку достоверности и точности прогноза, выработку рекомендаций. Дано определение понятиям стратегии предотвращения конфликта и стратегии стимулирования конфликтов, рассмотрены средства стимулирования конфликтов.
Ключевые слова: конфликт, предупреждение конфликта, конфликтные ситуации, стимулирование конфликта.
Abstract: this article deals with the prevention and stimulation of conflicts. The main sources of forecasting are studied, the classification of forecasting is allocated. The stages of forecasting, which include: predictive orientation, predictive background data collection, the development of the basic model, the construction of a search model, the creation of a regulatory model, the assessment of the reliability and accuracy of the forecast, the development of recommendations. The concept of the strategy for preventing conflict and strategies to stimulate
conflict, considered a means of stimulating conflict.
Key words: conflict, conflict prevention, conflict situations, forecasting
Предупреждение конфликтов представляет собой деятельность, которая направлена на недопущение возникновения конфликтных ситуаций и разрушительного влияния на сторону и элемент общественной системы общества.
Предупреждением является заблаговременное распознавание, устранение и ослабление конфликтных фактов, а также создание объективных, организационно-управленческих, социально-психологических условий.
Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование, которое является основным видом деятельности субъекта управления, направленного на выявление причин возникновения данного конфликта в потенциальном развитии. Прогнозирование выступает одной из форм предвидения, целью которого является повышение эффективности и результативности принимаемых решений, а также разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности [2, с. 144].
Основным источником прогнозирования является изучение объективных и субъективных факторов и условий взаимодействия между людьми, их индивидуальных и психологических особенностей[3, c. 300]
Необходимо выделить классификацию прогнозирования:
1. По основным типам выделяют: поисковое и нормативное прогнозирование.
Поисковое прогнозирование направлено на определение возможных состояний явления в будущем, а нормативное прогнозирование определяет пути и сроки достижения возможного состояния явлений, которые принимаются в качестве цели.
2. По периоду упреждения выделяют: оперативное (до 1 месяца), краткосрочное (от 1 месяца до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), долгосрочное (от 5 до 15 лет), сверхдолгосрочное (более 15 лет).
2. Сбор данных прогнозного фона
3. Разработка базовой модели
4. Построение поисковой модели
5. Создание нормативной модели
6. Оценка достоверности и точности прогноза
7. Выработка рекомендаций
Прогнозирование конфликта является лишь предпосылкой его предотвращения. Выделяют частичное и полное предотвращение конфликтов. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Полное предотвращение направлено на нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликтогенных факторов, что в свою очередь позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих интересов.
Стратегия предотвращения конфликта представляет собой своевременность действий по предупреждению возможных противоречий. Общественные субъекты не все конфликты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Сторону социального управления составляет стимулирование конструктивных конфликтов, которые являются двигателем прогресса и модернизации общественной системы.
Стратегия стимулирования конфликтов – это стратегия мобилизации активности общественного субъекта при решении основных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления [5, с. 312].
Существуют основные средства стимулирования конфликтов, к которым следует отнести:
1. Обсуждение проблемного вопроса на публичном мероприятии: совещании, собрании, семинаре;
2. Критика конфликтной ситуации;
3. Выступление с критическим материалом в СМИ.
Таким образом, предупреждение конфликта представляет собой воздействие на все или некоторые элементы до того, как открытое противостояние возникло. Поэтому в зависимости от причин и характера возникновения конфликтных ситуаций предупредительная деятельность может быть разнообразной: устранения причин конфликта, поддержка сотрудничества, социальное партнерство, воздействие норм, институализация конфликта. Стимулирование конфликтов представляет собой вид деятельности субъекта управления, который направлен на провокацию конфликта. Стимулирование, в свою очередь, целесообразно по отношению к конструктивным конфликтам.
2. Бунтовская Л.Л. Конфликтология. Учебное пособие / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. – М.: Юрайт, 2017. – 144 с.
3. Курасова Е.О., Петренко Т.В. Теоретические аспекты проблемы
территориального имиджа // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сб. научн. статей 5-й Междунар. научно-практ. конференции, 2015. – С. 300-303.
4. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами. учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. — 799 с.
5. Хохлов А.С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А. С. Хохлов. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 312 с.