что представлено в кунсткамере

Кунсткамере Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого 307 лет. (17 фото)

что представлено в кунсткамере

Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера

История

Экспозиции

Северная Америка Культура и быт коренных народов Североамериканского континента. Путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии, с незапамятных времен — к началу XIX века. Япония На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией. Африка В данной коллекции собраны в основном орудия земледелия и одежда африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза. Так называют таблички из соответствующего материала с фигурами воинов и царедворцев. Коллекция из более чем тысячи экспонатов была изъята из дворца правителя Бенина. Некоторые из них можно увидеть в «африканском» зале Кунсткамеры. Китай и Монголия В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Например, традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости. В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое. Индия и Индонезия Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре. Анатомический раздел Младенец с циклопией В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое. Указом Петра I от 17 февраля 1718 года «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку» было положено начало систематическому собранию редкостей из мира природы и по истории человека. К необыкновенным вещам относились «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело великие или малы перед обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и тоже необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно»[15]. Благодаря указу Петра I о собирании различных редкостей, в том числе анатомических, в Кунсткамере накапливались препараты уродств, что давало возможность рассматривать их не как единичные, уникальные явления, а прослеживать типичные явления. Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома. История Кунсткамеры и русской науки XVIII в. Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

экспонаты

Детский скелет с двумя головами Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама — и пришел в восторг. Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры

Готторпский глобус Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры. Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Ладья небесная Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа — корабль движется, а слуги танцуют и музицируют. Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

что представлено в кунсткамере

Палеолитическая Венера Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности — грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко. По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, — возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

что представлено в кунсткамере

Бюст Андрея Боголюбского Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси — ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей. В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы — Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя — и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России — только одна. Инструмент, созданный в 1568 году, принадлежал знаменитому полководцу Альбрехту фон Валленштейну. Навершие астролябии украшает изображение Фавна и Фавны — в античной мифологии обладавших даром предвидения. В XIX веке ею владела великая княгиня Елена Павловна, из собрания которой она попала в музей.

Гейша О-Мацу В 1890–1891 годах великий князь, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) отправился в долгое путешествие(черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика самурая) и множество диковинок, часть которых пополнили коллекцию Кунсткамеры. Среди них — кукла размером в человеческий рост, портрет гейши, звавшейся Морока О-Мацу. С ней цесаревич свел знакомство в одном из увеселительных заведений Киото. И она — как доложили японскому императору Мэйдзи — очень понравилась молодому человеку. Гостеприимный хозяин попросил знаменитого скульптора по имени Кавасима Дзимбей II выполнить портрет гейши. Куклу подарили Николаю перед отплытием из Японии, но в Петербурге он ее в своих покоях почему-то не оставил, передав в Кунсткамеру с другими сувенирами.

Источник

Что представлено в кунсткамере

Экспозиция рассказывает о коллекциях «кабинета натуралий» Кунсткамеры и их экспонировании в XVIII веке. В 1716 году Петр I приобретает для музея у голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающее огромное разнообразие фауны земного шара. Сегодня посетители экспозиции могут видеть небольшую сохранившуюся часть этой коллекции.

Известно, что особый интерес Петра I вызывала анатомия человека. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для хирургии и общей медицины, Петр купил прославившееся в те времена на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого называл своим учителем. С точки зрения науки начала XVIII века, для постижения нормы было чрезвычайно важно изучить аномалии развития организмов. Петр I издал указы о доставлении в Кунсткамеру живых и мертвых уродов для составления научной коллекции. Она послужила основой для исследований первых анатомов, приглашенных работать в Санкт-Петербургскую академию наук.

Все экспонаты, демонстрирующиеся в этом зале, связаны с деятельностью Петра I, его научными интересами, замыслами и распоряжениями.

С анатомическим собранием Фредерика Рюйша можно ознакомиться в он-лайн каталоге «Коллекция Фредерика Рюйша».

что представлено в кунсткамере

Вид экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»

Источник

Кунсткамера

Немецкое слово «Кунсткамера» переводится как «комната искусств», и данное сооружение явилось в России прообразом нынешних музейных экспозиций. Подобные комнаты существовали в Европе с 16 века при многих знатных дворцах для хранения коллекций произведений искусства и естественнонаучных редкостей. Реформаторские времена царствования Петра Первого привели к созданию подобных комнат или кабинетов и в России. Интересно, что появление Кунсткамеры напрямую связано и с созданием Российской Академии наук и с деятельностью М.Ломоносова.

История Кунсткамеры

Создание первого русского музея

Во времена своего первого заграничного путешествия в конце 17 столетия в Англию и в Голландию Петр Первый изучал все редкое, диковинное и невиданное им ранее с тем, чтобы создать подобное в России и поднять страну в культурном отношении до развитых западных держав.

Много новшеств в бытовом и общественном плане внес Петр в русское общество, создав новые традиции и новые направления развития общества. Одним из удивительных новшеств было создание первого музея – Кунсткамеры. Начало коллекции положил сам царь, который скупал за границей все, вызывающее его восхищение – от книг и живописных полотен до различных приборов и инструментов.

Петр Первый изучает коллекции европейского музея. Гравюра

Первоначально коллекцию Петра размещали в одном из строений Летнего сада – в Людских палатах, находящихся неподалеку от Летнего дворца Петра (здание палат не сохранилось). Уже тогда (в 1714 году) первая российская экспозиция была названа Кунсткамерой. Именно от этой даты и ведется история данного музея.

Очень поразили Петра анатомические музеи Европы, где можно было познакомиться с внутренним устройством человека – его сердцем, легкими и т.д. Особое впечатление на Петра произвело знакомство с коллекцией музейных экспонатов Альберта Себа, которое произошло в 1715-17 гг. в период его второго путешествия в Европу. Часть экспонатов была приобретена и пополнила Петрову коллекцию.

Для разрастающегося музея по велению Петра в 1718 году на Васильевском острове началось возведение специального здания, которое закончилось уже после смерти императора в 1734 году. На этот период вся коллекция была перевезена в Кикины палаты – в бывший дом одного из ближайших соратников Петра – Александра Кикина, который в том же 1718 году был казнен за помощь опальному царевичу Алексею.

Кикины палаты стали первым публичным питерским музеем

Кстати, это здание с очень сложной историей, сооруженное в стиле «петровского барокко», можно увидеть и сегодня на Ставропольской улице. Это дом номер 9. Именно здесь созданная усилиями и энергией Петра первая российская музейная экспозиция была впервые открыта для публики.

Здание Кунсткамеры на берегу Невы на старинной гравюре. Пер.пол.18 века

Окончательный вариант здания Кунсткамеры, выполненного как образец петровского барокко, получился трехэтажным и двухкорпусным. Корпуса объединены в единое целое центральной многоярусной купольной башней, увенчанной Армиллярной сферой – древним астрономическим инструментом.

Армиллярная сфера венчает центральную башню Кунсткамеры и сегодня

История Кунсткамеры после Петра

После сооружения здания Кунсткамеры в него были перевезены экспонаты из Кабинета редкостей Петра Первого и Кикиных палат, которые заняли в основном восточную часть строения. Западную часть заняла созданная указом Петра еще в 1724 году Петербургская Академия наук. В верхней башне был помещен Готторпский глобус и отделение Обсерватории. Средний зал здания был оборудован под Анатомический театр. Таким образом, Кунсткамера вместе с библиотекой, Обсерваторией и Анатомическим театром стала частью первой Российской Академией наук, ее естественнонаучной базой.

В башне Кунсткамеры размещалась первая Астрономическая Обсерватория

История Кунсткамеры неразрывно связана с историей создания Российской АН и с именем М.Ломоносова, который начал обучение в академическом университете в 1736 году, а уже с 1741 года он являлся сотрудником Академии. Тогда он получил задание создать Каталог экспонатов одного из кабинетов Кунсткамеры – Минерального, для систематизации хранящихся там минералов и окаменелостей. С 1745 года Ломоносов становится профессором химии и первым российским естественнонаучным академиком.

В стенах Кунсткамеры, М.Ломоносов занимался химией

После пожара 1747 года центральная башня не восстанавливалась до 1947 года

В начале 30-х годов 19 века в связи с большим количеством экспонатов Кунсткамера была поделена на ряд новых музеев. От нее отпочковались Зоологический музей, экспозиции Ботанического и Минералогического музеев, а также этнографическая составляющая народов России – нынешний Российский Этнографический музей, находящийся на Инженерной улице, 4.

Что посмотреть в Кунсткамере сегодня

В настоящее время бывший Музей древностей Петра Первого носит название Музея антропологии и этнографии и имя своего создателя. В его фондах содержатся тысячи экспонатов, рассказывающих о многообразном культурно-историческом развитии многочисленных народов Африки, Америки и Азии. Кроме создания музейных экспозиций, бывшая Кунсткамера продолжает научно-исследовательские традиции первой Академии наук и является крупнейшим российским исследовательским центром.

На первом этаже музея можно пройти по удивительным экспозициям Латинской и Северной Америки, «посетить» древнюю Японию и Африканские страны.

Во всех залах Кунсткамеры всегда много посетителей

На втором этаже посетителей ждет встреча с культурными традициями Индии и Китая, Монголии и Индонезии, Ближнего и Среднего Востока. Также там можно посетить начало начал Кунсткамеры – знаменитый Кабинет Рюйша (кабинет редкостей), где находятся первые коллекции анатомических отклонений и прочих бальзамированных препаратов.

Четвертый и пятый этажи башни содержат несколько экспозиций, посвященных деятельности Петербургской Академии наук, работе в ней М.Ломоносова и удивительный Готторпский глобус.

Залы первого этажа

Зал Латинской Америки

Единственная в нашей стране экспозиция, наглядно демонстрирующая культурные традиции коренного населения Латинской Америки, завораживает с первого взгляда.

Посетитель словно попадает в эту часть мира до его завоевания европейцами, которое произошло в 16 столетии. В экспозиции активно использованы не только подлинные предметы быта индейцев Амазонии и Центральных Анд, но и при помощи выразительных манекенов созданы яркие и запоминающиеся образы некоторых представителей почти исчезнувших народностей.

Посетители увидят предметы искусства арауканов в виде серебряных женских украшений, которые, кстати, делались из испанских монет, за которые те приобретали местный рогатый скот. Уникальны и перьевые одеяния шаманов и рядовых индейцев мундуруку. Яркое оперенье дополнялось столько же яркой раскраской лиц и тел, и все вместе это производит довольно сильное воздействие.

Раскраска и одеяния индейцев Южной Америки не заметить невозможно

Часть экспозиции посвящена легендарному племени инков, существовавшему когда-то в горах Перу. В частности, здесь можно увидеть подлинные сосуды, выполненные когда-то мастерами племени инков.

Юрий Кнорозов расшифровал письмена майи в своем рабочем кабинете

Этот удивительный человек сделал свое научное открытие в стенах данного музея, не выезжая на родину майи, и основываясь только на имеющихся в его распоряжении данных.

Есть в экспозиции залов Латинской Америки и удивительные создания народного творчества Мексики и других известных и не очень известных народов этого удивительного континента.

Зал Северной Америки

В залах, посвященных народам северного американского континента, можно подробно познакомиться с бытом, традициями и культурой эскимосов, алеутов, атапасков и других народностей от Аляски до Калифорнии. Самобытные экспонаты ушедшей культуры в виде шаманских масок, одежды морских охотников, орудий зверобойного промысла, военный комплект воина из лосиной кожи с магическими знаками и т.д. – все здесь заинтересует как детей, так и взрослых.

Экспонаты зала Северной Америки интересны историей и исполнением

Поразит посетителей и вещественный мир тлиниктов Аляски, которые верили в родственные связи между человеком, животными, птицами и всей окружающей природой. Удивит мастерство, изобретательность и символизм многих экспонатов. Здесь можно увидеть настоящий головной убор ирокезского вождя, выполненный из окрашенного конского волоса, церемониальный плащ калифорнийских индейцев из вороньих перьев, есть в экспозиции и оригинальная накидка из орлиных крыльев.

Одеяния типичных представителей Северной Америки

Интересны и предметы вооружения северных индейцев – томагавки, петли-лассо, луки и стрелы. Есть в экспозиции также бытовые и ритуальные предметы.

Ритуальная одежда древних воинов аляски сегодня вызывает улыбку

Зал Японии

Данный зал начал историю своей коллекции со времен Петра Первого. Здесь находятся предметы, полученные в дар и Екатериной Второй. Самая интересная часть коллекции – это экспонаты, рассказывающие о легендарных самураях, об их духе, традициях и оружии.

Типичных японских самураев можно увидеть в полной экипировке

При внимательном знакомстве с экспонатами и информационными комментариями можно уловить японское отношение к жизни, почувствовать своеобразие японской культуры и традиций.

Здесь можно увидеть бытовые особенности проживания японских семей – экологичность и рациональность организации жизненного пространства. И, конечно же, каждый посетитель захочет подробно рассмотреть традиционную японскую одежду – кимоно, сабо и поближе узнать об особенностях японской кухни с его обязательным чайным церемониалом.

Традиционная японская семья в национальной одежде

Не сразу можно отойти и от великолепных экземпляров фарфоровых и лаковых изделий – сосудов, ваз, чашек и т.д. Они сочетают в себе удивительное изящество, красоту и философское ощущение жизни.

Другие экспонаты японского зала расскажут о религиозных направлениях этой страны – буддизме и конфуцианстве, о традиционных Праздниках девочек и мальчиков, о ритуалах театрального искусства и еще много чего интересного.

Зал Африки

Бытовая сцена из жизни обычной африканской женщины

Здесь можно узнать о возникновении христианского искусства Эфиопии, воплощенном в картинных иконах, о древнем и могущественном государстве Бенин и увидеть бенинские бронзовые изделия 15-18 веков. Интересно увидеть своими глазами уникальные металлические украшения народа масаи. То, что использование металла было широко распространено у африканских народов, для многих станет настоящим открытием.

Экзотичные экспонаты африканских народов

Ну и как же без африканских деревянных изделий, оформленных весьма самобытно и символично. Это и непременные барабаны, и деревянные маски, скульптуры-обереги и прочее. Известно, что именно под впечатлением пластического символизма африканских статуэток, П.Пикассо создал свое знаменитое направление аналитического кубизма.

Залы второго этажа

Зал Индонезии

Если с африканскими, американскими и ближнеазиатскими народами основная часть нашего населения как-то знакома, то о народностях далекой Индонезии мало кто слышал, а ведь это более 300 народностей, говорящих почти на 700 языках! Слышали ли вы о таких народах как яванцы, сунданцы, балийцы, тораджи, батаки и т.д.? Ведь это довольно многочисленные и развитые народы, занимающиеся земледелием, ремеслами, мореплаванием и т.д.

Типовой индонезийский дом на сваях, под которыми содержался скот

Зал Индии

Зал Индии завораживает посетителя с первой минуты

Уникальные экспонаты произведений искусства от гончарных изделий до ткацких и ювелирных приковывают внимание и вызывают восхищение. Кашмирская шаль и бенаресская парча, металлические бидри (посуда с серебряной и золотой инкрустацией), уникальные изделия из слоновой кости, театральные маски, красочные костюмы и т.д.

Здесь же можно узнать кто такие аватары! А ведь это ни кто иной, как верховный бог Вишну, который в тяжелые для мира моменты опускается на Землю в облике какого-нибудь живого существа.

Зал Индокитая

Удивительны и музыкальные инструменты этой страны – как, например, гонг вонг лек или ксилофон раданэк. Множество скульптурных изображений Будды говорит о доминировании в этом регионе буддизма.

Зал Кореи

Экспозиция данного зала довольно небольшая, но весьма интересно рассказывающая о самобытности развития корейского народа. Экспонаты этого раздела музея демонстрируют одежду и посуду, изделия ремесел и орудия земледелия, знакомят с жизненными укладами корейской знати, военной прослойки, городских и сельских жителей.

Экспозиция Кореи небольшая, но очень интересная

Посетители узнают о религиозной стороне жизни корейцев, об их военно-боевом искусстве, увидят знаменитые корейские селадоны –керамические изделия с глазуревым покрытием.

Зал Монголии

В этом зале можно познакомиться с удивительной культурой кочевых скотоводческих степных племен Монголии. Эти народы проводили почти всю жизнь в седле, переезжая с места на место в поисках кормов для своих стад. Ведь именно эти стада снабжали их всем необходимым для жизни – мясом, молоком, одеждой, обувью и даже жилищем, которое делалось из кожи и шерсти животных.

Посетители смогут заглянуть в монгольскую юрту, увидеть бытовую утварь и музыкальные инструменты, традиционную одежду и маски для монастырских празднеств. Есть здесь и изображения буддийских божеств и костюм монгольской шаманки, который одет на фигуру манекена.

Зал Китая

Зал, рассказывающий о традициях древней цивилизации Китая очень интересен, особенно учитывая современное быстрое развитие этой страны.

Особый интерес в этом зале вызывают изделия из фарфора, ведь Китай – родина этого изящного и хрупкого материала. В экспозиции представлены фарфоровые изделия эпохи Мин (14-17 веков) и эпохи Цин (18-19 веков).

Китайский фарфор ценится с давних времен

Также большого мастерства китайцы достигли в резьбе по слоновой кости, камню, дереву, в изготовлении бронзовых изделий, плетении циновок и т.д. Посетители увидят ажурные шары, расположенные один в другом до десяти штук. А ведь все это создано из единого костяного монолита!

Уникально производство и применение китайцами лаков из лакового дерева. Предметы искусства, выполненные с применением лака в различных техниках, красивы, уникальны и просто поражают волшебством орнамента и исполнения.

Изделия китайских мастеров во всех сферах поражают своим мастерством

Удивительно тонко выполнены и поделки из древесины – сандала, грушевого дерева, бамбука и т.д. Есть изделия из камня, в частности из нефрита.

Особый интерес вызывает у посетителей национальная одежда, в том числе маленькие шелковые туфельки китаянок, которым согласно обычаю бинтовали ноги в детстве, чтобы они оставались идеально маленькими.

Маленькие туфли китаянок уродовали ногу, но такова была традиция

Несомненное внимание привлекает уникальная китайская игрушка – «Небесная ладья», которая находится в данной коллекции с петровского времени. Эта механическая игрушка выполнена в форме прогулочного судна богатых китайцев. При заводе механизма фигурки музыкантов и танцовщиц из слоновой кости начинали двигаться.

Фигурки тансовщиц на «Небесной ладье» во времена Петра двигались

К сожалению, восстановить данный механизм не удалось, ведь этой игрушке уже 300 лет!

Зал Ближнего и Среднего Востока

Залы, посвященные народам Ближнего и Среднего Востока, исповедующего в большинстве своем исламскую религию, рассказывают об обычаях и традициях арабских стран, Ирака, Турции и Афганистана.

Из искусств данного региона очень интересны гравировки на яичной скорлупе – в том числе и на страусиных яйцах. В подобной технике можно увидеть изображения городских планировок, портретные и прочие сюжеты.

Зал анатомического театра

Изначально вскрытие трупов проводилось врачами, одетыми в парадные костюмы. И действо это было подчеркнуто театрализовано. Впоследствии, данные театры использовались для обучения анатомии будущими медиками.

Представление в европейском анатомическом театре в 18 веке

Подобные анатомические театры Петр видел в Европе, и, конечно же, захотел иметь данную диковинку в России. Российский анатомический театр, работающий при Академии Наук, получал трупы для вскрытия от Полицейского департамента. Также здесь производились исследования тел животных, умерших в царском зверинце.

Круглый зал, в центре которого располагался стол для вскрытий, позволял зрителям находиться вокруг этого стола амфитеатром и наблюдать за происходящим. Вдоль стен театра находились многочисленные шкафы, в которых хранились анатомические препараты.

К сожалению, анатомический театр очень сильно пострадал во время пожара 1747 года и больше здесь не восстанавливался. Сегодня на территории бывшего театра проходят тематические выставки, а о самом театре напоминает только круглая архитектурная форма зала.

Кабинет Рюйша

Так называется зал, который напоминает посетителям о начале создания коллекции Петра Первого, переросшей впоследствии в замечательный петербургский музей. Еще этот зал называют Кабинетом редкостей или Кабинетом Петра Великого. И действительно он поминает нам о Петре Первом и своей архитектурой в стиле барокко, и старинными шкафами и, конечно же, своими экзотическими редкими экспонатами в виде чучел животных, скелетов и забальзамированных человеческих частей тел и органов.

Кабинет редкостей Петра Первого не для слабонервных

То, что Петр положил начало создания подобной коллекции в России – был поистине революционный шаг, положивший начало веку Просвещения. Впервые попав за границу, Петр интересовался всем новым и необычным и не скупился при приобретении всевозможных диковинок. Увидев однажды коллекцию препарированных и забальзамированных органов искусного голландского анатома Ф. Рюйша, Петр, не задумываясь, приобретает ее за очень большие деньги. Эта коллекция и составила первооснову Кунсткамеры, позволив многим увидеть внутреннее строение человеческого тела, а врачи получили ценный исследовательский анатомический материал.

Сегодня в этом зале можно увидеть скелет Николая Буржуа – французского великана, современника Петра, приглашенного им на российскую службу. После смерти скелет и сердце этого человека стали музейными экспонатами. В Кабинете Рюйша можно посмотреть на гипсовую копию посмертной маски самого Петра и оттиск его руки, напоминающей нам о том, что царь владел 14-ю ремеслами и не чурался никакой работы.

Посмертная маска самого Петра Первого стала экспонатом Кабинета Рюйша

Есть в зале и экспонаты тератологии – науки об уродствах. Петр приказывал привозить в музей все подобные экземпляры для исследования, ибо причины подобных отклонений науке того времени были абсолютно не понятны. Здесь находится чучело двухголового теленка, скелет сиамских близнецов и прочие генетические патологии человека и животных.

Есть здесь препарат большой жабы из Индонезии и жабы ага, чьим ядом индейцы пропитывали стрелы, уникальное чучело панголина и т.д. Но зоологических экспонатов в данной экспозиции не так много, ибо большая часть из них сегодня находится в Зоологическом музее, который можно посетить в соседнем с Кунсткамерой здании.

Музей М. Ломоносова

Музей М.Ломоносова, находящийся на 3-4-5 этажах башни Кунсткамеры, состоит из трех экспозиций, посещение которых предполагает отдельную плату и проводится только в составе экскурсионных групп и по предварительной заявке.

Вход в башню и в Музей М.Ломоносова из коридора Кунсткамеры

Здесь можно ознакомиться с историей развития науки в России периода создания Петербургской академии наук, узнать подробности о деятельности М.Ломоносова в Санкт-Петербурге, увидеть первую российскую Обсерваторию и уникальный Готторпский Глобус.

Ломоносов и Академия наук

Основой первой экспозиции является воссозданный академический Конференц-зал. В центре него находится стол для заседаний, на котором можно увидеть резное позолоченное трехгранное зерцало с указами Петра Первого о правилах поведения в присутственных местах.

Находится здесь и уникальный портрет Петра Первого, выполненный в возрожденной Ломоносовым технике мозаичного искусства. Множество экспонатов напоминают об удивительной и многогранной личности М.Ломоносова, который был поэтом и естествоиспытателем, основоположником русского языка и историком, художником и физиком.

Экспозиция зала раскрывает многогранность талантов М.Ломоносова

В Кабинете М.Ломоносова посетитель погружается в атмосферу научных исследований 16-19 столетий, ибо здесь находятся многочисленные научные приборы, инструменты, научные книги именно этого периода.

В Кабинете Ломоносова ощущается удивительный дух эпохи 18 столетия

Здесь можно увидеть электростатическую машину, химическую посуду, микроскоп, барометр и солнечные часы, бумагу и гусиные перья.

Астрономическая обсерватория

Так же в одном из башенных помещений можно посетить первую русскую Обсерваторию Академии наук. Именно отсюда наблюдали за звездным небом первые русские астрономы Л.Эйлер, Г.Крафт, Х.Винсгейм и т.д. Работал здесь и М.Ломоносов. Сегодня в экспозиции можно увидеть его подзорную трубу, с помощью которой он открыл наличие атмосферы на Венере.

Из этой Обсерватории М.Ломоносов наблюдал за планетой Венера

Ведь именно от Ломоносова в нашей речи появились такие слова как «атмосфера», «оптика», «барометр» и т.д. Данная обсерватория функционировала до создания Пулковской в 1839 году.

Астрономическая обсерватория Кунсткамеры находится на линии первого петербургского меридиана, от которого началась планировка города и картографирование в нашей стране. Здесь же родилась служба точного времени, над которой работал приглашенный из Франции академик Ж.Делиль.

Астрономические приборы того времени впечатляют

Интересно, что именно отсюда ежедневно в полдень подавались факелами и зеркалами специальные сигналы в Адмиралтейство, пушка которого выстрелом оповещала о наступлении 12 часов жителей города.

В экспозиции обсерватории посетители смогут увидеть научные астрономические инструменты 17-19 веков – астролябии, подзорные трубы, телескопы, квадранты и различные часовые механизмы.

Готторпский глобус

Отдельная экспозиция башни посвящена уникальному предмету, достойному книги рекордов Гиннеса – Готторпскому глобусу. История самого глобуса, его конструкция и размеры – все весьма и весьма удивительно.

Дело в том, что когда в середине 17 столетия в России еще не знали о существовании глобуса, герцог небольшого Готторпского государства в Германии Фридрих Третий уже поручил своему подданному – библиотекарю и математику Адаму Олеарию изготовить огромную копию земли.

Данная поделка стала не только самым большим (диаметром более трех метров) глобусом в мире, но и первым планетарием, ибо во внутреннее пространство этого глобуса можно было зайти, и, сидя на скамейке (вмещающей 12 человек!) за круглым столом, наблюдать проплывающее со всех сторон внутренней сферы звездное небо. Ведь глобус еще и вращался вокруг своей оси!

Внутри глобуса было изображено небо с известными созвездиями

Снаружи поверхность глобуса была оклеена холстом, с нанесенным на него изображением материков и морей, известных в те времена.

Некоторое время он находился на территории Летнего сада, а после постройки Кунсткамеры переехал в нее. К огромному сожалению, тот первый экземпляр глобуса был уничтожен пожаром 1747 года. Чудом сохранились только некоторые конструкции и дверка в планетарий, на которой и сегодня можно видеть древний герб Готторпского герцогства. Через некоторое время глобус был восстановлен силами сотрудников Академии наук и стал называться Большим Академическим.

Большой Академический глобус повторил Готторпского предшественника

В 1901 году этот второй глобус был перевезен на хранение в Царское село. Но в 1941 году из оккупированного немцами Царского села глобус отправили в виде трофея на территорию Германии.

После Второй мировой войны, обнаруженный в городе Нойштадте, глобус по договоренности сторон был возвращен в Россию и вновь установлен в башне Кунсткамеры, где сегодня им могут восхищаться многочисленные туристы, ибо данное творение рук человеческих до сих пор не имеет себе равных.

Как добраться. Режим работы

Здание Музея антропологии и этнографии РАН, наиболее известное как Кунсткамера, находится на территории самого исторического центра Санкт-Петербурга. К нему можно легко дойти пешком от Дворцовой площади или от Сенатской, со стороны Биржевой площади и от Петропавловской крепости.

От Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мосту

Со стороны Дворцовой набережной к началу Университетской набережной, где находятся Кунсткамера и Зоологический музей можно перейти через Неву по Дворцовому мосту, свернув после него налево.

Очень интересно прогуляться до Кунсткамеры с Английской набережной по Благовещенскому мосту, после которого свернуть направо. В этом случае, при движении в сторону Кунсткамеры можно посетить уникальный Меншиковский дворец, увидеть знаменитых питерских Сфинксов и полюбоваться видами Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства и прочими знакомыми архитектурными творениями Петербурга, находящимися на противоположной стороне Невы.

Дорога к Кунсткамере от Благовещенского моста

Из любого конца города к Кунсткамере можно добраться на общественном транспорте, который здесь ходит очень активно. При движении на общественном транспорте надо ориентироваться на остановки «Университетская набережная», «Университет» или «Биржевая площадь». За полчаса пешком можно дойти от станций метрополитена – «Адмиралтейской», «Спортивной» и «Василеостровской».

Решив посетить данный музей, лучше свериться с режимом работы на официальном сайте, ибо он может меняться. В 2019-20 годах музей работает с 10 до 18 часов в летний период и с 11 до 18 в осенне-зимний период. Выходным днем является понедельник. Санитарный (тоже нерабочий) день проводится в последний вторник месяца.

Вход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулке

Стоимость посещения составляет 300 рублей для работающих граждан и 100 рублей для льготников. В осенне-зимний период в каждый третий четверг месяца музей можно посетить бесплатно.

При посещении музея можно взять экскурсионное сопровождение, но в принципе, организация музея и его многочисленные информационные стенды позволяют вполне самостоятельно ознакомиться с богатством и многообразием музейных экспозиций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *