что представляет собой экологическое образование

Что такое экологическое образование

Однажды я был на семинаре, посвященном тому, как организовать участие общественности в принятии экологически значимых решений. Таких, например, как расширение пахотных угодий или постройка плотины на реке. Как может население контролировать эти решения, ограждая себя от пагубных для окружающей среды последствий? Участники семинара договорились, что здесь требуются не крики протеста, а грамотные действия в сферах управления, права и СМИ. И совершать их от имени общественности должны квалифицированные специалисты. Но где их взять? Необходима специальная программа подготовки. Будущий специалист общественного участия должен освоить экологическое право, конфликтологию и обязательно получить основы экологического образования. Вот тут и прозвучала фраза «экологическое образование должно начинаться с детского сада!», которая заставила меня задуматься, насколько правильно мы понимаем этот термин.

Термин экология появился в XIX веке – так выдающийся биолог Эрнст Геккель назвал «науку о домашнем быте животных». В учебниках помещены более точные определения ХХ века: экология это «наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды» [1, с.8]. Она изучает «условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают» [2, с. 11]. Но и их следует уточнить, поскольку на рубеже XXI столетия экология вновь изменилась. Во-первых, в центре внимания современных экологов теперь чаще находятся не конкретные живые организмы, а целостные живые системы. Во-вторых, изучению подвергаются не только природные системы (лес, озеро, риф), но и искусственные (город, дом, клетка с кроликами), не только среда обитания, но и внутренняя среда организмов, в которой находятся многочисленные симбионты. В третьих, изучая круговорот веществ, эколог берет во внимание не только их путь в живых организмах, но и дальнейшие абиотические превращения.

Поэтому определение данной области знания может звучать так: экология – это наука о живых системах, об их устройстве и взаимодействии компонентов. Оно более корректно еще и потому, что последние годы термин «экология» применяют к очень широкому кругу явлений: это и политическая борьба за сохранение дикой природы, за права животных, или снижение ущерба для здоровья людей, это и воспитательная и пропагандистская деятельность, и оценка стоимости земельных участков и многое другое. Однако какими бы разнородными не были эти сферы деятельности, их связывает внимание к живой системе.

Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка:

«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» (1, с.16). (См. также Приложение)

Это определение отчасти вбирает в себя не только принципы экологического образования, но и воспитания и просвещения. Попробуем разобраться, где грань между ними. Проведем простую аналогию: что такое медицинское образование? В самом общем виде, это получение знаний и умений, позволяющих лечить людей. Педагогическое образование – позволяет эффективно обучать людей. А экологическое?

Согласно этой аналогии, экологическое образование – это получение знаний об экологических закономерностях, что позволяет сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности людей. Таким образом, любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Неважно, что он будет делать конкретно. Может быть, это директор завода, который приобретает не только автобус для рабочего поселка, но и очистной фильтр. Или это космонавт, который возвращает мусор с орбиты, чтобы не захламлять космос. Фермер, который сохраняет перелески от распахивания, чтобы гнездящиеся там птицы уничтожали вредителей. Посетитель леса, следящий, чтобы в окурке не оставалось даже малейшей искры.

А что такое «экологические закономерности»? Это не столько научные сведения о приспособлении живых форм, сколько идеи о том, что 1) все живые существа взаимосвязаны, 2) биосфера едина для всех, 3) любые изменения в ней затрагивают и человека.

Научная ориентация традиционного экологического образования стало определенным недостатком, потому что отдаляет учащихся от практики, от реальной жизни. На занятиях их предпочитают знакомить, к примеру, с консументами и рудералами, с бентосом и фитопланктоном. Однако мало кто узнаёт, что, например, при загрязнении почвы солями и нефтепродуктами в ней погибают грибки и бактерии, без которых засыхают большие деревья. Поэтому если городскую почву не оберегать от грязного снега с автодорог, гибнут дорогие насаждения. Или что в старых матрацах находятся триллионы клещиков и грибных спор, провоцирующих аллергию и астму. Поэтому люди стали использовать матрацы в несгораемой пластиковой оболочке. Или что уличная пыль, разносимая ветром, содержит яйца гельминтов из высохших собачьих экскрементов. И чтобы они не попадали в глаза и рот, во многих больших городах улицы моют с мылом, а собачников вынуждают ходить с пакетами и совочками. Поджигающий мусор дворник наполняет воздух высокотоксичными веществами, поэтому он причиняет целенаправленный ущерб здоровью. Об этих фактах мало кто задумывается, а ведь они определяют уровень жизни.

Экообразованию способствует экологическое просвещение, которое помогает привлечь внимание, заинтересовать, насытить знаниями, придать эмоциональную окраску формирующимся представлениям людей, помогает обеспечить массовый резонанс экологическим идеям. Но в отличие от образования, оно не стремиться дать системных знаний и навыков, которые могут быть квалифицированы, оценены.

Отдельный инструмент – экологическая пропаганда, позволяющая распространять конкретные идеи, например, об опасности лесных пожаров в данное время года. Экстремальная экологическая пропаганда часто вполне оправданна, но она может иметь и не только благие намерения. Например, когда она организуется, чтобы создать антирекламу конкурирующему предприятию или добиться его закрытия. Либо для привлечения скандального внимания к своей организации, чтобы снискать средства, добиться влияния, а то и получить «отступные» деньги. В этом случае говорят о фактах «экологического терроризма».

Экологическое воспитание и образование развивают в сознании несколько базовых установок:
1. Человек – это живое существо, он зависит и нуждается в мире живой природы. Отгораживаясь от нее искусственной средой и материалами, он многое теряет. Негативные изменения в природе неизбежно отражаются на здоровье и уровне жизни людей. Антропосфера – это зависимая часть биосферы.
2. Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и человеческого мира. Поэтому необходимо сохранять ее часть в первозданном виде – как заповедники, парки. Дикая природа имеет такое же право на существование на Земле, как и человек. Соседство с дикой природой не ухудшает, а, напротив, обогащает мир человека.
3. Живые и неживые элементы природы, включая и человека, имеют сложные взаимосвязи. Воздействие на один элемент либо искажение самих связей приводит к изменениям во всей природной системе.

Усвоение этих установок формирует экологическое сознание. Этот процесс опирается на разнообразные информационные потоки, развивающие личность. Любовь к природе может прививаться не только при чтении книг Э. Сетона-Томпсона и при просмотре фильма «Бемби», но и на футбольном стадионе – где редкое животное является талисманом любимой команды, или на конкурсе граффити. Поведение родителей на пикнике, друзей в походе, пешеходов и пассажиров – всё здесь имеет воспитательное значение. Человеку можно привить не только любовь, но и отвращение к природе, стремление разрушать и портить ее! Эта очень важный момент: в обществе есть мощные силы, которые не столько препятствуют формированию экологического сознания (или экологизации), сколько целенаправленно создают экофобные установки. Приведу такой пример. Молодые люди, попадающие на природу, обычно стремятся к более «взрослому», «независимому» и «варварскому» поведению, бросающему вызов обычным нормам. Они много курят, пьют спиртное, жгут костры, ломают ветки или скамейки, устраивают шум. Это не столько их прихоть, сколько устойчивая социальная традиция: «так положено». Те, кто ей не следуют, воспринимаются как аутсайдеры. Собирать мусор, разжигать костер на оборудованном (или хотя бы старом) кострище, следить за сохранностью леса, вести себя тихо, чтобы не потревожить животных – в среднем расценивается как неподобающее, «не крутое» занятие.

Формирование экологического сознания (или экологизация) идет двумя путями – рациональным, за счет убеждения и осознания здравых аргументов, и иррациональным – за счет принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений. Огромный поток подсознательных экофильных установок поступает через массовую культуру, особенно кино. Работая над этой статьей, я сделал над собой усилие и посмотрел фильм «Остров доктора Моро», чтобы вооружиться примером. Это новая версия, имеющая мало общего с романом Г. Уэллса. Доктор Моро представлен там как великий генетик, потративший талант нобелевского лауреата на маниакальное экспериментирование с животными и людьми. Несмотря на все безобразие и безграмотность фильма, основная его линия – глубоко экофильная: неразумное (или слишком разумное) вторжение в природу рождает чудовищ. Даже то, что разрушение мира Моро начинается с убитого кролика, символически напоминает об экологической катастрофе в Австралии, вызванной вспышкой численности кроликов.

Угроза экологического кризиса потребовала, чтобы экологизация начиналась с самого раннего возраста и охватила не только сознание, но и подсознание. Природу надо не только понять умом, но и возлюбить душой. Но как? В древних племенах люди не разрушали природу скорее из чувства страха перед сакральным наказанием. Современным детям тоже пытаются создать мотивацию страха – перед экологическим кризисом и его ужасающими последствиями для здоровья человека и окружающей среды. Это очень зыбкий миф, ибо в реальности всё наоборот. У людей, проживших «кризисный» ХХ век, средний возраст смерти не снизился, а, наоборот, увеличился, причем в два раза – с 40 до 80 лет. Популяция людей не сократилась (как бывает при кризисе), а увеличилась, причем в пять раз. Средний уровень жизни человека по всем показателям значительно возрос. Следовательно, человечество претерпевает не кризис, а необычайное процветание.

Таким образом, на одних «страшилках» далеко не уедешь. Поэтому эковоспитание пошло другим путем – стремлением вызвать сочувствие, восхищение, уважение, дружелюбие по отношению к одушевленной дикой природе. Из опасного противника, которого надо одолевать, она превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства.

Современным детям возможность «кормить и спасать» доставляет огромную радость. Как и многим взрослым! В этом году в начале марта я стал свидетелем такой ситуации. Во Флориде большая группа оглушенных дельфинов выбросилась на берег. Кстати, командование близлежащей военной базы сразу отвергло мысль, что дельфинам мог повредить сонар подводной лодки (так что причина почти прозрачна). Чтобы помочь им, туда съехались тысячи людей. Стоя в воде днем и ночью, под дождем или на слепящем солнце, люди пытались кормить дельфинов, держали их на руках, делали им массаж (от неподвижности дельфины быстро погибают). А было холодно! Добровольцев набралось так много, что полиция блокировала доступ к пляжу (мы тоже собирались участвовать в спасении, но нас не пустили). Часть дельфинов отвезли в бассейны морских центров, чтобы там с трудом выхаживать… кого? В сущности, промысловых зверей. Ведь еще недавно (а Япония до сих пор) их ловили, чтобы делать собачьи консервы. О времена, о нравы… Но нравы изменились!

И все-таки, большинство взрослых гораздо серьезнее детей. Им нужны более осознанные мифы, приправленные рациональными аргументами: «Мы любим природу, потому что…» Поэтому требуется развитие экологического мышления, при котором люди планируют действия, оценивают их и прогнозируют последствия не только в социальном, экономическом, но и в экологическом плане. Любовь к природе осознается как в своем роде прибыльная технология, позволяющая экономить ресурсы и решать социальные проблемы. Поэтому она легла в основу Концепции Устойчивого развития, которая родилась в результате деятельности Римского Клуба, движения «зеленых», Всемирной Хартии Природы и Решений Генеральной Ассамблеи ООН по Охране Окружающей Среды. Концепция Устойчивого развития стала новой мировой парадигмой человечества, к которой присоединилась большая часть населения планеты.

Понятие ресурса, которое ныне расширилось, помогло добавить экономические аргументы, ощутить любовь к природе хотя бы «по расчету». Если раньше болото или озеро воспринимались как некая зона, отчужденная от человеческой деятельности, то теперь это – ценный ресурс. В чем же ценность? Во-первых, в поддержании стабильных эколого-климатических условий. Осушим болота – начнут гореть торфяники, пересохнут реки, исчезнут леса, птицы и звери. Убытки! А вслед за этим тысячи людей утратят здоровье, работу, возможность интересно провести выходные на природе. Ибо рекреационные возможности – тоже ресурс, причем дорогой. Попробуйте насадить на пустыре парк с беговой дорожкой и водоемом для купания – обойдется во многие миллионы. А природа может предоставить эту услугу бесплатно, если не сносить уже готовый лес при строительстве нового микрорайона, не засыпать озеро. Ресурсом является красота ландшафта, его познавательный потенциал, его историческое значение. Важнейший ресурс – биоразнообразие. Чем больше видов в экосистеме, тем она устойчивее. И тем интереснее!

Интерес – мощнейшая мотивация сохранения дикой природы. В современном мире индустрия удовлетворения интереса набрала огромные обороты: кино, книги, компьютерные игры, путешествия, музеи. Сюда же отнесем национальные парки, заповедники, которые привлекают массу туристов с толстыми кошельками. Я побывал во многих заповедниках России и США, где сохраняется дикая природа. Туда приезжают тысячи людей с фотоаппаратами, которые ведут наблюдение (bird watching – очень модное занятие). Дети набираются там удивительных впечатлений, потому что они видят, например, зубров, аллигаторов, акул, пеликанов – и не в зоопарке, а в естественной среде. Таким образом, изолируя данную территорию от хозяйственного пользования, государство, тем не менее, получает от нее прибыль, а общество – неоценимую пользу. Отсутствие таких возможностей обедняет нашу жизнь.

Экологическое образование также заменило и вобрало в себя природоохранное образование. Однако, и это особое направление. Природоохранное образование формирует этические, гражданские и правовые представления. Человек должен знать основные законы, правила и неписанные нормы, которые в данном обществе и государстве регулируют его деятельность по отношению к живой природе и окружающей среде. Он обязан представлять меру ответственности за нарушения, знать механизмы, пресекающие опасную и преступную деятельность, не оставаться равнодушным к этой деятельности в силу гражданской позиции.

При этом в обществе существовала целая система природоохранного образования и просвещения, все эти слеты юннатов и туристов, инструктажи, экскурсии, зеленые патрули, дружины охраны природы, пришкольные теплицы. И эта система дала блестящий эффект! После того, как к концу 1980-х общество получило некоторую свободу, природоохранная тематика стала лидировать в списке интересов общественности и получала огромный резонанс. Теперь уже можно сказать: «Это было недавно – это было давно…»

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В последнее время развивается новая модель – образование для устойчивого развития. Ее пропагандировали на Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.), где была объявлена Декада образования для устойчивого развития, начинающаяся в 2005 году. Модель объединяет экологическое образование и образование для развития и мира (environmental education, development education and peace studies). В ее основе лежит концепция устойчивости, опирающаяся на три принципа.

«Образование для устойчивого развития» развивает возможности людей адаптироваться, выживать и успешно действовать в нашем постоянно меняющемся мире и вдобавок изменяет жизненный сценарий, стимулируя людей к постоянному обучению (а не только к учебе в молодом возрасте). Поэтому для системы образования такая модель выгодна. Тем не менее, для того, чтобы «Образование для устойчивого развития» заняло свою нишу, или даже переориентировало существующую систему образования, потребуется преодоление огромной инерции этой системы.

Приложение. Официальные определения экологического образования

Ссылки:
1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. М., 1995.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. М., 1998.

Источник

Социальная экология

Экологическое образование и воспитание

Для того чтобы «навести порядок в головах» людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек – человек свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления.

Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история – часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями – основа физического и духовного здоровья человека; труд – основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

Экологическое образование, по определению И.Д. Зверева, – это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Только обеспечивая постоянное пополнение экологических знаний, можно разрешить противоречие между личным и общественно необходимым уровнями знаний людей.

С этой точки зрения, экологическое образование можно считать направленным на интересы развития личности, если через него удается решить следующие задачи: гармонизировать отношения человека с природой; стимулировать интеллектуальное развитие человека и обогащение его мышления путем современных методов познания; социализировать человека через погружение его в существующую культурную, техногенную и информационную среду; создать условия для непрерывного самообразования и достижения им нового уровня научной грамотности.

Последняя задача особенно актуальна, так как владея ядром знаний, умениями учиться, человек сам может выбирать виды, темпы и сроки обучения, индивидуализировать процесс образования. Самообразовательную деятельность можно выразить через: самостоятельность познания (при этом помощь ограничивается лишь общим руководством); добровольность познания (самообразовательная деятельность идет навстречу свободно возникающим интересам и выступает дополнительной по отношению к основной учебной деятельности); избирательность познания (сочетание высокой специализации в одной из областей с широким кругозором).

Основные черты непрерывного экологического образования можно отразить в пяти установочных принципах:

Преемственность и внутренняя согласованность содержания непрерывного образования на всех его уровнях и во всех его звеньях обеспечиваются развивающим характером обучения и воспитания, опорой на творческую активность личности.

Совокупность перечисленных принципов, раскрывающих основные структурные и функциональные особенности непрерывного экологического образования, позволяет охарактеризовать его как процесс целенаправленного формирования целостной, всесторонне развитой личности, обеспечивающий поступательный и согласованный характер развития профессиональных способностей и гражданских качеств человека, процесс, состоящий из базового и последующего образования и предполагающий сочетание учебной деятельности в системе специально созданных учреждений с общественно-практической деятельностью в сфере профессионального труда.

Построение системы непрерывного экологического образования требует создания педагогической вертикали: детские дошкольные учреждения – школа – колледж (техникум) – вуз – послевузовское образование.

Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.

Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Цель становится тождественна ценностям – мировым, жизненным. Без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой. Тактической целью образования можно считать формирование именно духовных потребностей – идеальных потребностей в познании и социальных потребностей «для других».

Современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, стать фактором социальной стабильности.

Первой ступенью целенаправленного экологического образования является дошкольное воспитание и обучение. Основы бережного отношения к природе, внимание к окружающему миру, любовь ко всему живому закладываются именно в возрасте 4-6 лет. Дети с большим удовольствием воспринимают основы экологических знаний, особенно если подача материала наглядна, позволяет общаться с живыми существами, ухаживать и заботиться о них. Экологическое воспитание в детском саду происходит во время игр, прогулок и занятий. Воспитатели занимаются и экологическим воспитанием родителей.

В программе общеобразовательной средней школы особое внимание заслуживает организация научно-исследовательской работы учащихся, в ходе которой школьники учатся ставить перед собой конкретные задачи и решать их.

Следующей ступенью экологического образования является преподавание экологии в высших учебных заведениях. Во многих вузах ведется преподавание основ охраны окружающей среды, прикладной и специальной экологии.

В РФ в установленном порядке осуществляется государственная поддержка дополнительного экологического образования, проводимого детскими экологическими организациями; экологическими лагерями, экологическими экспедициями для детей и подростков, детскими домами творчества, экологическими центрами, музеями, библиотеками, экологическими кружками, станциями юных натуралистов.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» говорится также о том, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Но до настоящего времени экологическое образование населения не получило особого распространения. Причины этого в недостаточной осознанности важности формирования экологически культурного населения, отсутствии интересов в приоритетном развитии экологического образования и воспитания, а также нормативных правовых и программных документов, раскрывающих государственную политику в области экологического образования.

В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется и экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Экологическое просвещение – распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры.

Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам:

Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы — в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направлений в охране окружающей среды.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение. Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение – ценности – отношение – поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

Следовательно, в результате экологического воспитания должно быть сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Природоохранное воспитание вне сферы учебных заведений также имеет большое значение. Особое место занимают средства массовой информации, в первую очередь, телевидение.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитие убежденности, а не страха за возможное наказание – осуждение со стороны окружающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *