что представляет собой газета
Газета
Содержание
История газет
Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств.
Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.
На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации —прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей».
К числу первых газет, сильно напоминающих современные нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 году патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел».
Проникшее в немецкую печать итальянское слово «avviso» свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi.
Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.
История газет в России
Первые американские газеты
Английские колонисты в Америке, из-за небольшой плотности населения и жесткого правления узнали о существовании газет сравнительно поздно. 25 сентября 1690 в Бостоне вышел первый номер «Паблик оккеренсиз («Publick Occurrences, both Forreign and Domestick»). Первую заметку этой первой в Америке газеты следует признать удачной: «Обращенные в христианство индейцы в некоторых частях Плимута недавно назначили день благодарения Господа за Его Милости». Однако, если газета намеревалась выжить, прочие материалы, надо признать, были выбраны не столь удачно. «Паблик оккеренсиз» содержала нападки на индейцев, воевавших на стороне англичан против французов, и пересказ скабрезной сплетни о французском монархе. Эта журналистика отражала вкусы издателя Бенджамина Харриса, который выпускал в Англии газетенку сплетен и сенсаций, пока его не отправили за решетку, а после того, как он опубликовал провокационную заметку о якобы имевшем место католическом заговоре против Англии, вынудили эмигрировать в Америку. Власти Массачусетса тотчас выразили свое «высокое негодование и возмущение» по поводу «Паблик оккеренсиз», так что первый выпуск первой американской газеты оказался последним. Очередная газета появилась в колониях лишь спустя 14 лет.
Настоящий мировой бум газет пришёлся на XIX век, когда в газеты сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы. В XX веке газеты продолжали успешно развиваться, постепенно видоизменяясь из-за появления таких новых электронных СМИ, как радио (в 1920-е годы) и телевидения (в 1950-е годы). Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких приложений, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.
Виды и типы газет
Особенности газет
Газетные жанры
Основные функции средств массовой коммуникации — информация, образование, создание общественного мнения и воспитание — находят своё отражение в конкретных жанровых формах.
Использование тех или иных жанров определяется в первую очередь общественно-историческими условиями жизни. Например, в довоенной советской журналистике был очень распространён жанр очерка. По свидетельству известного в то время журналиста Семена Нариньяни в «Комсомольской правде» 1930-х годов очерк был жанром номер один. «Иногда в одном номере печаталось по два-три очерка сразу. На второй странице очерк производственный, на третьей — морально-этический, на последней — спортивный или научный.» То есть в газетах того времени преобладали материалы, несущие образовательную, воспитательную функции. Постигая грамоту, народные массы молодой советской республики тянулись к знаниям, и газеты старались выполнять стоящие перед ними задачи — обучать и воспитывать людей на ярких примерах новой жизни.
Сегодня мы наблюдаем иную картину: крупные жанры на полосах ежедневных газет появляются не очень часто, они перекочевали в еженедельники, журналы. На первое же место вышли информационные жанры. Ускоренный темп жизни, информационный бум диктуют изданиям и соответствующие формы подачи материалов. Многие газеты, учитывая читательские интересы, ориентируют журналистов на небольшие по объёму — 100—120 строк — материалы не только информационных, но и аналитических жанров с многочисленными фактами, лаконичной аргументацией, без лишних слов.
Наряду с традиционными жанровыми формами сегодня на страницах газет и журналов появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, социальные портреты современников, социально-экономические очерки, проблемные социальные критические репортажи, аналитические интервью и т. д.
В международной журналистике многие жанры требуют специального исполнения. Газетные материалы должны обладать определенной направленностью — тщательным учетом всех специфических черт, свойственных аудитории той или иной страны или группы стран, для которых предназначается публикация, а также черт, свойственных местным газетам.
Информационные жанры
Информационные жанры — заметка, репортаж, отчёт, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.
Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости», часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чём-то новом, а о сенсационном факте.
Сенсация — самый ходовой товар в массовой прессе. Издателю он повышает тиражи газет, приносит прибыли. Усилия репортёров этих изданий направлены на то, чтобы каждый номер обеспечить необычной, захватывающей новостью. И на страницы газет сплошным потоком идут материалы о катастрофах и убийствах, пожарах и наводнениях. А если вдруг ничего не случилось, сенсации приходится выдумывать, используя слухи и т. д.
Новости в такой печати — главный жанр. Они занимают больше половины площади газет (не считая рекламы). Светская, скандальная хроника, политические, экономические, спортивные сообщения заполняют многочисленные полосы. Обилие новостей приводит к тому, что многие читатели ограничиваются просмотром одних заголовков или в лучшем случае чтением первых абзацев, набранных крупным шрифтом. В заголовок или начало материала выносятся наиболее выгодные, часто второстепенные детали. Читатель же, приученный к тому, что изложение информационных материалов строится по принципу «перевернутой пирамиды» (главное сообщается вначале, а затем все менее и менее существенные подробности, чтобы легко было сокращать материал с конца при макетировании и вёрстке), воспринимает их как самое важное в сообщении.
Жанр материала журналист выбирает в зависимости от его содержания, от того насколько важны, злободневны и интересны найденные, отобранные факты.
Заметка
Это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты — сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда? Не дает анализа событий, то есть не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни — новый факт. Причём не просто факт, а факт, имеющий общественное значение.
Отчёт
Отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), то есть о том событии, на котором совершается большой обмен информацией.
В отчёте должны быть представлены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т. д.). Отчёту свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.
Прямой информационный отчет — воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.
Аналитический отчет — рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.
Тематический отчет — нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.
Интервью
Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим — мнением специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица — и ценно интервью для читателей.
Как и другие информационные жанры, интервью должно быть злободневным, отличаться целеустремлённостью, деловитостью. Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его даёт журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент.
Репортаж
В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события.
Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.
Аналитические жанры
Аналитические жанры — корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение — имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг.
Комментарий
Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. До недавнего времени его считали одной из разновидностей статьи, которая отличается оперативной и гибкой формой, применяется для отклика на такие явления, как документ, речь политического деятеля, выступление прессы и т. д. Однако несмотря на то, что эти два жанра часто фигурируют в одном ряду, между ними есть существенная разница. Комментарий требует минимального размера и выстраивается, как правило, вокруг одного факта (или цепи однозначных фактов). Статья же подразумевает обстоятельный анализ явления, раскрытия его разных сторон, привлечение фактов различных планов.
Как показывает практика, комментарий сегодня уже уверенно занял собственные позиции как самостоятельный жанр в ряду других аналитических жанров. Особенно это заметно в публикациях на международные темы. Комментарий представляет собой актуальное публицистическое выступление, которое объясняет факты и явления с политических позиций, на которых стоит автор. Основные требования к этому жанру — лаконичность и точность оценки автором происходящих событий.
Газетная практика дает большое количество примеров скромных по объёму, построенных на одном или нескольких близких друг другу фактах, лаконичных комментариев. Вместе с тем, нельзя отрицать и право на существование развернутых комментариев, в которых автор опирается на факты из различных источников, прослеживает историю того или иного явления, раскрывает читателями его истинный смысл.
Публикации этого жанра довольно разнообразны по применяемым в них литературно-публицистическим средствам, которые определяются творческой и политической задачей, поставленной журналистом. Комментарий может иметь пропагандистскую, критическую, сатирическую, полемическую окраску в зависимости от конкретного повода.
Корреспонденция
Это наиболее распространенный аналитический газетный жанр, который основывается на конкретном анализе фактов, изучении какой-либо локальной ситуации. Назначение корреспонденции — пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки.
Корреспонденция строится на ряде фактов, объединенных одной общей темой. В ней выдвигаются злободневные вопросы, требующие незамедлительного решения.
Основные черты корреспонденции — это оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела.
Статья
Это один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая, по сравнению с другими жанрами, широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление.
Рецензия
С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что её объектом являются не непосредственные факты действительности, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в книгах, спектаклях, кинофильмах и т. д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки работы учёного или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая соответствующие выводы. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, даёт им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.
Периодические издания откликаются на те работы, которые представляют наибольший интерес для аудитории. Задача газеты — заметить лучшее, популяризировать его, а также указать на ошибочные или слабые работы.
Главное назначение рецензии — помочь читателю или зрителю глубже разобраться в вопросах политики, экономики, науки, техники, искусства. Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы.
Обзор СМИ
Этот жанр весьма схож с жанром рецензии, поскольку представляет собой одну из форм рецензирования. Однако объект его изучения значительно более узкий — это газеты и журналы. Этот жанр имеет большую историю. Он всегда присутствовал в газетах, которые вели полемику с другими органами печати, что особенно характерно для партийной прессы, которая полемизировала со своими идейными противниками, оппонентами. К. Маркс и Ф. Энгельс, редактируя «Новую Рейнскую газету», постоянно использовали обзор печати в качестве средства для борьбы с буржуазной прессой. Кроме того, обзор печати использовался для руководства местной партийной прессой, особенно в первые годы Советской власти. Многие провинциальные газеты не имели в то время достаточно квалифицированных журналистских кадров, и задачей обзоров было повышение уровня журналистского мастерства работников печати на положительных примерах лучших изданий, разбор характерных ошибок и недостатков местной прессы. Обзоры печати заменяли тогда учебные пособия по журналистике, служили повышению профессионализма молодых газетчиков. Все это определило судьбу жанра как управленческого. В дальнейших постановлениях партии роль обзора печати была обусловлена потребностью изучать содержание местных газет, исходя из их анализа.
Обозрение
Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденцию их развития.
Исследователи жанров журналистики отмечают следующие особенности обозрения:
Художественно-публицистические жанры
Художественно-публицистические жанры — очерк, фельетон, памфлет — сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное.
Фельетон
Это один из сатирических жанров, задача которого — обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства.
Фельетон, как один из распространённых газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни.
Памфлет
В последнее десятилетие XX века в российской журналистике также было опубликовано большое количество памфлетов. С помощью этого жанра противоборствующие политические силы демократов и оппозиции вели ожесточенную борьбу за умы читателей.
Очерк
Это главный художественно-публицистический газетный жанр, включающий в себя все функции СМК (средств массовой коммуникации) с преобладающей функцией воспитания. Этот жанр занимает как бы промежуточное место между журналистикой и литературой. Его с успехом используют и газетчики, и писатели.
В отличие от художественного повествования в тексте очерка автор, прерывая рассказ о герое, может непосредственно обращаться к читателю, прямо высказывая свое отношение к изображаемому, что дает ему неограниченные возможности в осмыслении, объединении самых разнообразных фактов и явлений, далеко отстоящих друг от друга в пространстве и во времени. Именно эти авторские размышления часто являются структурообразующими элементами очерка, основным композиционным стержнем, вокруг которого и идет группировка всего собранного материала.
Хороший очерк иногда имеет и сюжет. Все это обусловлено тем, что очеркист обычно показывает явление, а не рассказывает о нём, как это обычно делает автор заметки, корреспонденции, статьи.
Сила воспитательного воздействия очерка состоит в том, что полюбившийся читателям герой очерка живёт среди них, у него есть конкретный адрес, ему можно написать письмо, позвонить, встретиться, обменяться мыслями, чувствами. Между героем очерка и аудиторией устанавливается прямая связь, которая может продолжаться многие годы. Примером может служить очерк Ю. Роста «Браты» в «Литературной газете» (2 декабря 1981). В нём автор рассказал о десяти братьях Лысенко, которых мать проводила на войну и которые все живые и невредимые вернулись после победы домой. А кроме сыновей у Евдокии Лысенко было ещё пять дочек. В конце материала, воздавая должное простой многодетной крестьянке, автор предложил поставить ей в селе памятник, тем более что росту она была маленького, и бронзы на неё уйдет немного. Как позже писал очеркист, газета получила много писем, где читатели высказывали готовность принять участие в сооружении памятника. Журналист готовился поблагодарить авторов писем и выразить надежду, что памятник Матери когда-нибудь будет установлен, как вдруг получил письмо на официальном бланке Днепропетровского машиностроительного завода им. В. И. Ленина, где сообщалось, что рабочие завода просят согласия отлить безвозмездно памятник. Публикация этого письма вызвала новый поток почты. Тогда газета и местные власти объявили конкурс на лучший проект памятника Матери. Никаким гонорарным фондом организаторы не обладали, тем не менее, в редакцию пришли десятки эскизов. В результате через два с половиной года в украинском селе Бровахи был открыт памятник Евдокии Лысенко, матери десяти солдат, поставленный всем миром. («Литературная газета», 9 мая 1984).
Данные о газетах
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, на сентябрь 2006 года в России издаётся 49 201 газета. 46 632 газеты используют для своего названия алфавит кириллицы, а 2389 — латинский алфавит. [источник не указан 242 дня]
Газета
Материалы Г. содержат факты, их оценку, характеристику процессов и тенденций развития современной действительности. Г. выступает проводником политики и идеологии того или иного класса, партии, социальной группы. В соответствии со своей позицией Г. выражает мнения по важнейшим политическим проблемам, ведёт политическую пропаганду и агитацию, стремится на основе печатаемых материалов создать такую «информационную картину мира», которая предопределила бы отношение читателей к происходящему, их представления о жизни, содействовала бы формированию политических, экономических, нравственных идеалов и убеждений, а также определённых мотивов и стимулов поведения.
Марксистская Г. открыто связывает свою деятельность с интересами рабочего класса; она является органом политического просвещения и сплочения всех передовых сил общества.
Реакционная буржуазная пресса защищает интересы монополистов, часто скрывая свою экономическую, политическую и идеологическую связь с ними, прикрываясь лозунгами «внеклассовости», «беспартийности» и «объективности».
В Г. используются различные жанры и формы. Наибольшее место занимают оперативная Информация и публицистические произведения. Оперативному освещению событий служат официальные сообщения партийных и государственных органов, агентств печати (См. Агентство печати), отчёты, Хроника, заметка, Репортаж; объяснение событий и мнения о них дают комментарии (См. Комментарий), корреспонденции (См. Корреспонденция), Интервью, рецензии (См. Рецензия); обзор и анализ процессов действительности содержат статьи (См. Статья), обозрения (См. Обозрение); позиция редакции по важнейшим вопросам освещается в передовых статьях (См. Передовая статья); художественно-публицистическое воплощение событий и характеров присуще зарисовке и Очерку, сатирическая острота свойственна Памфлету и Фельетону. В Г. публикуются также политические документы, художественные, научно-популярные, художественно-документальные произведения, письма читателей и т.д.
Система Г. включает центральные (национальные), специализированные (отраслевые) и региональные (местные) издания (подробнее о системе советской Г. см. раздел Газета в СССР). Центральный аппарат редакции Г. состоит из главного редактора (в СССР — редакционная коллегия во главе с редактором), редакторов (заведующих) отделов, литературных сотрудников различных профилей (репортёры, комментаторы, обозреватели, очеркисты, фельетонисты и др.). Многие Г. имеют специальных (разъездных) Корреспондентов, собственных корреспондентов внутри страны и за рубежом. Оперативную информацию Г. получают также от информационных агентств печати по телеграфу, телефону, телетайпу, телексу. См. также ст. Журналистика.
Историческая справка. Отдалённым прообразом Г. можно считать сводки новостей и официальных сообщений, вывешивавшиеся в общественных местах в античных и древних восточных городах. В средние века пунктами обмена информацией являлись торговые города и культурные центры. В 16 в. в Венеции возникли бюро по сбору информации, появилась профессия «писателей новостей», которые составляли рукописные сводки сообщений о придворной жизни, событиях в городах, торговле и пр. С наименованием монеты gazzetta (обычная цена сводки новостей в Венеции) связывают и происхождение слова «газета». Широко вошёл в обиход термин «Г.» после основания Т. Ренодо в 1631 французской «La Gazette». В различных языках понятие «Г.» передают и другие термины: newspaper (англ.), Zeitung (нем.), Journal (франц.) и т.д.
Как тип издания Г. сложилась в эпоху становления капитализма, служа орудием классовой борьбы буржуазии. В начале 17 в. Г. получили значительное распространение, стали выходить регулярно, хотя и небольшими тиражами. Относительно регулярно выходившей Г. была германская «Авизо релацион одер цайтунг» («Aviso-Relation oder Zeitung», основана в 1609). С середины 17 в. начали появляться ежедневные Г. — «Лейпцигер цайтунг» («Leipziger Zeitung», основана в 1661) в Германии, «Дейли курант» («Daily Courant», основана в 1702) в Англии, «Журналь де Пари» («Journal de Paris», основана в 1777) во Франции. В эпоху Великой французской революции издавались знаменитые Г. «Ами дю пёпль» («Ami du peuple», 1789—92) Марата и «Пер Дюшен» («Le père Duchêne», 1790—94) Эбера. В России первая Г. появилась в 1702 (см. раздел Газета в России). В 19 в. потребность в оперативно выходящей Г. резко возросла. Повысилась роль Г. в общественной жизни. Каждое крупное политическое движение стремилось издавать свои Г. В частности, ряд Г. издавали чартисты, в некоторых из них сотрудничали К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс был сотрудником, а с 1842 главным редактором органа немецкой революционной демократии «Рейнише цантунг» («Rheinische Zeitung»). В 1848—49 издавалась «Нойе рейнише цайтунг» («Neue Rheinische Zeitung»), главным редактором которой был Маркс, а ведущим сотрудником Энгельс. Эта Г. являлась в то время «. лучшим, непревзойденным органом революционного пролетариата. » (Ленин В. П., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 83).
Газета в России. Развитие периодической печати в России началось с издания рукописных известий под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний экземпляр относится к 1621). В 1702 появилась первая печатная Г. — «Ведомости» Петра I. Однако на протяжении 18 в. Г. не играла ведущей роли в системе русской печати, уступая Журналам. Две официальные Г.: «Санкт-Петербургские ведомости» (название «Ведомостей» с 1728) и «Московские ведомости» (с 1756) вполне удовлетворяли потребности грамотного населения в информации (первую Г. издавала Академия наук, вторую — Московский университет).
Начало 19 в. ознаменовалось оживлением газетного дела. В 1809 появилась Г. «Северная почта» — официальный орган почтового департамента министерства внутренних дел, в подзаголовке которой впервые стояло слово «газета». Возникают первые провинциальные Г. («Казанские известия», 1811—20), некоторые специальные Г. («Санкт-Петербургские коммерческие ведомости», 1802—10, «Санкт-Петербургские сенатские ведомости», 1809—93, и др.). В 1-й половине 19 в. начали выходить первые частные Г. Наиболее влиятельной из них была «Северная пчела» Ф. В. Булгарина и Н. П. Греча, которая придерживалась монархической ориентации, монополизировала иностранную хронику, вела борьбу с демократической литературой и журналистикой. В 30-х гг. 19 в. особо выделяется прогрессивная «Литературная газета» А. А. Дельвига, в которой сотрудничал А. С. Пушкин. Отдельные Г. издаются как приложения к ежемесячным журналам (например, при журнале «Телескоп» — Г. «Молва», 1831—1835). Газетное дело постепенно совершенствуется, увеличивается объём Г., улучшается вёрстка. Крупные Г. стали выходить ежедневно (а не 2 раза в неделю, как было раньше). Выпуск Г. находился под строгим наблюдением «Третьего отделения» и цензуры. В 1830 утверждается положение об издании официальных правительственных Г. в губерниях — «Губернских ведомостей». Их количество увеличилось с 1838, хотя окончательно сеть «Губернских ведомостей» оформилась лишь в 1807.
После Крымской войны (1853—56) и особенно в результате отмены крепостного права (1861) общественный подъём обусловил значительный рост Г. Этому способствовали также «Временные правила о печати» (1865), освобождавшие столичные Г. от предварительной цензуры. Для освобождённых от предварительной цензуры Г. сохранялась цензура «наблюдающая», карательная (см. Цензура). В 1860 выходило 15 общественно-политических Г., в 1863—28, в 1870—36, в 1881—83 Г. Тиражи столичных Г. к концу 70-х гг. достигли 22—23 тыс. экз. Разовый тираж провинциальных Г. составлял 3—5 тыс. экз. Для обслуживания Г. в 1866 создаётся первое национальное информационное агентство — Русское телеграфное агентство (РТА). Разрешаются розничная продажа Г. в разнос, опубликование в них коммерческих объявлений и рекламы. Появляются первые Вечерние газеты («Вечерняя газета», издававшаяся в 1866—81 сначала «Биржевыми ведомостями», затем «Молвой»). Однако реакционная политика царского правительства в области печати и в этот период всячески тормозила развитие Г. Преследовались любые прогрессивные издания, даже славянофильские Г. «Парус» (1859), «День» (1861—65), «Москвич» (1867—68). Свободно могли издаваться только монархические и либерально-буржуазные Г.: «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости» (1863—1918), «Голос» (1863—84), «Биржевые ведомости» (1861—79), «Новости» (1871—80), «Новое время» (1868—1917) и др. В 1869 организуется новая официальная газета «Правительственный вестник».
Передовая русская общественность с конца 50-х гг. 19 в. приступила к изданию революционных Г. в эмиграции. Наиболее значительные из них: «Колокол» (1857—67) А. П. Герцена и Н. П. Огарёва, «Народное дело» (1870) — орган русской секции 1-го Интернационала: народнические Г. «Работник» (1875—76), «Вперёд» (1875—76) и др. (см. Вольная русская печать). Революционные народники организовывали издание нелегальных Г. и в России: «Начало» (1878), «Земля и воля» (1878—79), «Народная воля» (1879—85), «Рабочая газета» (1880—81), «Чёрный передел» (1880—81). Общедемократическую бесцензурную печать «. с “Колоколом” Герцена во главе ее» В. И. Ленин называл «предшественницей рабочей (пролетарски-демократической или социал-демократической) печати. » в России (там же, т. 25, с. 93).
Во 2-й половине 19 в. получают развитие провинциальные городские Г., особенно в южных городах и в Поволжье: «Одесский листок» (1872—1917), «Киевлянин» (1864—1918), «Саратовский справочный листок» (1865—79), «Самарская газета» (1884—1912) и др. Появляются областные Г.: «Донская газета» (1873—79), «Сибирь» (1873—87), «Камско-Волжская газета» (1872—74). Издаются специальные Г. «для народа»: «Воскресный досуг» (1863—72), «Народный листок» (1876—79), «Сельский вестник» (1881—1917) и др. В газетное дело всё сильнее проникают капиталистические отношения. Отдельные крупные издатели (А. С. Суворин, И. Д. Сытин и др.) приступают к созданию газетно-журнальных объединений. Г. становится выгодным коммерческим предприятием. Растёт бульварная пресса, рассчитанная на вкусы городских обывателей; «Петербургский листок» (1864—1917), «Московский листок» (1881—1918), а позднее типажом в 300 тыс. экз. издаётся реакционная «Газета-копейка» (1908—18). В конце 19 в. организуются новые буржуазные Г.: «Русское слово» (1895—1917), «Курьер» (1897—1904), «Россия» (1899—1902). Всего в 1900 издавалось 125 Г. Тиражи наиболее распространённых Г. достигали 100 тыс. экз.
В конце 19 в. в России появляются первые рабочие, социал-демократические Г., положившие начало печати нового типа. В 1885 в Петербурге нелегально было издано 2 номера Г. «Рабочий» группы Благоева, в 1897 в Киеве выпущено 2 номера нелегальной социал-демократической «Рабочей газеты», в Петербурге — 1 номер «Санкт-Петербургского рабочего листка» (2-й вышел в Женеве). Но первой общерусской политической марксистской нелегальной Г. была «Искра», созданная в декабре 1900 В. И. Лениным. Важную роль в развитии революционной печати сыграли большевистские нелегальные Г. «Вперёд» (1904—1905) и «Пролетарий» (1905), издававшиеся в Женеве.
Революционные события 1905 заставили царское правительство формально провозгласить демократические свободы (см. Манифест 17 октября 1905). С 27 октября по 3 декабря 1905 в Петербурге выходила первая легальная большевистская Г. «Новая жизнь». Возникают легальные большевистские органы печати на Кавказе, Урале, в Сибири, Прибалтике. Однако весной 1907 с наступлением реакции социал-демократическая пресса («Пролетарий», «Социал-демократ») снова уходит в подполье. Либерально-буржуазная пресса, напуганная Революцией 1905—07, почти вся становится кадетской. Возглавляет её Г. «Речь» (1906—17).
Новый революционный подъём в стране позволил большевикам организовать в мае 1912 издание массовой легальной рабочей Г. «Правда». Это был новый тип массовой политической Г., издававшейся на деньги, собранные рабочими. Работой Г. «Правда» руководил В. И. Ленин. В канун 1-й мировой войны «Правда» была запрещена. Всей массе монархических, буржуазных, оппортунистических, заражённых шовинизмом Г. в годы войны противостоял центральный орган РСДРП «Социал-демократ», издававшийся в Швейцарии, и нелегальные Г. местных комитетов РСДРП («Пролетарский голос», 1915—16, Петроград, «Товарищ пролетария», 1915, Иркутск, и ряд др.). См. также ст. Большевистская печать.
В 1913 в России насчитывалось 856 Г. с общим разовым тиражом 2,7 млн. экз.
В ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 была ликвидирована монархическая пресса. 5 марта 1917 возобновилось издание «Правды», которая возглавила борьбу с печатью буржуазных и мелкобуржуазных партий и служила в руках большевистской партии орудием подготовки социалистической революции в стране. После победы Великой Октябрьской социалистической революции пролетарское государство Декретом о печати от 10 ноября 1917 закрыло все реакционные Г., активно выступавшие против Советской власти.
Газета в СССР. Деятельность советских Г., как и всей советской печати, основана на ленинских принципах коммунистической партийности, идейности, народности, массовости, правдивости. Важнейшие функции сов. Г. вытекают из ленинского определения: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» (там же, т. 5, с. 11). В. И. Ленин отмечал также: «Нам нужна газета не только для того, чтобы помогать нашей рабочей борьбе, но для того, чтобы дать образец и светоч всему народу» (там же, т. 21, с. 431).
Вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции начала создаваться широкая сеть партийно-советских Г. Наряду с укреплением существовавших центральных Г. «Правды» и «Известий» ЦК партии и Советское правительство создают новые центральные Г.: «Газета Временного рабочего и крестьянского правительства» (10 ноября 1917 — 10 марта 1918), «Армия и Флот рабочей и крестьянской России», впоследствии получившая название «Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот» (4 декабря 1917 — 30 апреля 1918). При непосредственном участии В. И. Ленина в 1918—1922 были организованы Г. «Беднота», «Экономическая жизнь», «Жизнь национальностей», «Коммунар», «Труд», «Рабочая газета» и др. В 1918 в молодой республике Советов выходило 884 Г., в 1919 — около 1000. По неполным данным, в 1920 лишь местных Г. издавалось 580.
Вопросы развития и совершенствования деятельности партийно-советских Г. нашли своё отражение во многих директивных документах Коммунистической партии. На 8-м (1919) и 11-м (1922) съездах РКП (б), проходивших под непосредственным руководством В. И. Ленина, были приняты постановления о печати, в которых главное внимание уделено Г., укреплению их кадрами, повышению их роли в советском, хозяйственном и культурном строительстве, в идейно-политическом воспитании советского народа, усилению партийного руководства Г. Большую роль в улучшении партийно-советских Г. оказали циркуляр ЦК РКП (б) от 4 апреля 1921 «О программе местной газеты», письмо ЦК РКП (б) от 7 июня 1922 «О плане местных газет», постановление Оргбюро ЦК РКП (б) от 1 декабря 1924 «О типе рабочих и крестьянских газет» и др. В соответствии с резолюцией 12-го съезда РКП (б) «По вопросам пропаганды, печати и агитации» (апрель 1923), содержавшей указания о дифференциации печати, о создании для каждого основного слоя читателя особого типа Г. (см. «КПСС в резолюциях. », 7 изд., ч. 1, 1954, с. 730—743), в СССР сложились следующие группы Г.: всесоюзные общеполитические; всесоюзные специализированные; местные общеполитические и специализированные — республиканские, краевые, областные, окружные, Г. автономных республик и областей; городские, районные, низовые (Г. предприятий, учебных заведений, колхозов и др.).
В годы социалистического строительства газетная сеть и тиражи Г. непрерывно возрастали. В 1940 в СССР издавалось 8806 Г. разовым тиражом 38,4 млн. экз. (годовой тираж составлял 7528 млн. экз.).
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 советские Г., как всесоюзные, так и местные, помогали партии мобилизовать все силы народа на отпор врагу, разъясняли освободительные цели войны советского народа против немецко-фашистских агрессоров, пропагандировали героизм воинов Советской Армии и трудовые подвиги в тылу. Одновременно с некоторым сокращением числа гражданских Г. была развёрнута широкая сеть фронтовых Г. В 1942 Управление пропаганды и агитации ЦК партии и Главное политическое управление Красной Армии утвердили положение «О работе военных корреспондентов на фронте». В 1943 на фронтах издавалось 728 Г., в том числе 128 ежедневных и 600 Г., выходивших 3 раза в неделю. Зимой 1941—42 партизанскими соединениями и подпольными партийными комитетами на оккупированной врагом советской территории издавалось типографским способом более 20 Г., а в 1943—44 число Г. достигло 270, среди них — Г. «За Советскую Украину», белорусская «Звязда» («Звезда»), «За Советскую Латвию», «За Советскую Литву», «За Советскую Молдавию» и др. Главное политическое управление Красной Армии выпускало листок «Вести с Советской Родины», информировавший советских людей, оказавшихся на оккупированной территории, о положении на фронтах.
В послевоенные годы ЦК партии принял ряд специальных решений о Г.: «Об улучшении качества и увеличении объёма республиканских, краевых и областных газет» (июль 1945), «О мерах по улучшению областных газет “Молот” (Ростов-на-Дону), „Волжская коммуна» (г. Куйбышев) и “Курская правда”» (1946), «О создании редакционных коллегий в республиканских, краевых и областных газетах» (1948), «Об “Экономической газете”» (1960), «О 50-летии газеты “Правда” » (1962) и др.
Основные задачи партийно-советской печати в период развёрнутого коммунистического строительства сформулированы в Программе КПСС (1961) и решениях последующих съездов партии.
К 1962 Советский Союз превратился в одного из крупнейших в мире издателей Г.: разовый тираж Г. составлял 78,3 млн. экз. (около 1 /3 разового тиража Г. всего мира). По темпам роста числа изданий Г. СССР опередил многие страны.
Табл. 1. — Рост сети газет и их тиражей в СССР
Годы | Число из- даний | Разовый ти- раж, млн. экз. | Годовой ти- раж, млн. экз. | Средний ра- зовый ти- раж одной газеты, тыс. экз. |
---|---|---|---|---|
1946 | 7039 | 29,6 | 5334 | 4,2 |
1960 | 6804 | 66,7 | 14977 | 9,8 |
1965 | 6253 | 102 | 23056 | 16,3 |
1970 | 7251 | 139,7 | 31159 | 19,3 |
Кроме того, колхозные: | ||||
1960 | 2740 | 1,9 | 32 | 0,7 |
1970 | 1443* | 1,0 | 16,9 | 0,7 |
* Уменьшение сети и тиражей колхозных газет объясняется в основном расширением сети газет производственных управлений, а также значительным ростом районных газет.
Показательна динамика роста числа экземпляров Г. на душу населения страны. В 1913 в России на 100 человек приходилось 2,1 экз. Г., в 1940 на 100 человек населения СССР — 19,8 экз., в 1960 — 32 экз., в 1970 — 58 экз.
В 1970 в СССР выходило 28 изданий всесоюзных (общеполитических и специализированных) Г., 153 республиканских, 284 краевых, областных и окружных, 93 Г. автономных республик и областей, 617 городских, 2825 районных, 3251 низовая и 1443 колхозных. К центральным общеполитическим Г. относятся: «Правда» (по данным на 1970, разовый тираж 9 млн. экз.), «Известия Советов депутатов трудящихся СССР» (8,4 млн. экз.), «Комсомольская правда» (7,7 млн. экз.), «Труд», «Красная звезда», «Социалистическая индустрия», «Сельская жизнь», еженедельная «Экономическая газета». Всесоюзные Г. выходят в основном на рус. яз.; имеется группа общеполитических Г. на иностранных языках.
В 1970 Г. выходили на 57 языках народов СССР и 9 языках народов зарубежных стран. В каждой союзной, автономной республике и области Г. издаются на языке коренной национальности, на рус. яз. и на языках других народностей, населяющих данную республику или область. Большинство Г. выходит на языках коренной национальности. Например, в 1970 в УССР выпускалось 936 Г. на украинском языке, 400 Г. на русском языке и 5 Г. на языках других народов; в Азербайджанской ССР — 93 Г. на азербайджанском языке, 14 Г. на русском языке, 11 Г. на языках других народов. См. также Республиканская печать.
Широкое развитие получили районные Г., особенно в связи с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся» (1968).
В 1970 издавались 248 специализированных Г., в том числе 131 комсомольская (см. Комсомольская печать), 28 пионерских (см. Пионерские газеты), 5 Г. по промышленности и строительству, 32 транспортные, 6 сельскохозяйственных Г., 17 Г. по вопросам культуры, литературы и искусства, 15 учительских Г., 14 Г. по вопросам физкультуры и спорта.
Значительный интерес читателей вызывают еженедельные издания. Среди них: «Неделя» — воскресное иллюстрированное приложение «Известий», «За рубежом» — еженедельное обозрение иностранной прессы, издание Союза журналистов СССР, «Литературная газета» — еженедельник Правления Союза писателей СССР, «Литературная Россия» — еженедельник Правления Союза писателей РСФСР и Правления Московской писательской организации и др.
В работе партийно-советских Г. наряду с профессиональными журналистами принимают активнейшее участие рабочие и сельские корреспонденты; в 1968 их насчитывалось свыше 5 млн. чел. (см. Рабселькоровское движение).
Большую помощь партийным, хозяйственным и профсоюзным органам в борьбе за повышение производительности труда, в политическом и экономическом воспитании трудящихся оказывают фабрично-заводские многотиражные Г. (см. Многотиражная печать).
С первых лет социалистического строительства непрерывно обогащается арсенал инициативных, творческих начинаний советских Г. К ним относятся: выездные редакции (См. Выездная редакция), рейды рабселькоров, выпуск объединённых номеров Г. смежных республик, краёв, областей, нацеленных на комплексное освещение крупных народно-хозяйственных проблем, заочные конференции читателей, сменные страницы и т.д. В связи с решением Декабрьского (1965) пленума ЦК КПСС о реорганизации органов партгосконтроля в Г. начали выходить Листки народного контроля.
Многие Г. Советского Союза награждены орденами. Г. «Правда» дважды удостоена ордена Ленина; Г. «Известия Советов депутатов трудящихся СССР» награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени; орденами Советского Союза награждены «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Труд», «Сельская жизнь», «Пионерская правда», «Литературная газета», многие республиканские, краевые и областные Г.
В социалистических странах центральными органами коммунистических и рабочих партий являются Г.: «Работническо дело» (Болгария), «Непсабадшаг» («Nepszabadsag», Венгрия), «Нойес Дойчланд» («Neues Deutschland», ГДР), «Трибуна люду» («Trybuna Ludu», Польша), «Скынтейя» («Scînteia», Румыния), «Руде право» («Rudé právo», Чехословакия), «Гранма» (Куба), «Нодон синмун» (КНДР), «Унэн» (МНР), «Нян зан»(«Nhân dân», ДРВ), «Комунист» («Komunist», еженедельник, Югославия), «Жэньминь жибао» (КНР), «Зери и популлит» («Zeri i Popullit», Албания). Массовыми тиражами издаются также Г. профсоюзов, молодёжных и других общественных организаций. В некоторых из этих стран издаются Г. партий, входящих в Национальный фронт и участвующих под руководством коммунистических и рабочих партий в социалистическом строительстве: в ГДР — «Морген» («Der Morgen», орган Либерально-демократической партии), «Нойе цайт» («Neue Zeit», орган Христианско-демократического союза) и др.; в Польше — «Тыгодник демократычны» («Tygodnik Demokratyczny», орган ЦК Демократической партии) и др.
За годы народной власти в социалистических странах газетное дело было значительно усовершенствовано и развито. Особенно больших успехов добились ГДР, занимающая одно из первых мест в мире по количеству Г. на тысячу человек населения (см. табл. 2), и МНР, печать которой возникла одновременно с установлением народной власти.
Среди буржуазных Г., наряду с бульварными, которые издаются миллионными тиражами и отличаются вульгарностью, разжиганием низменных инстинктов, существует небольшое количество так называемых серьёзных Г. для представителей правящих кругов, буржуазной интеллигенции, чиновников и т.п., издаваемых меньшими тиражами. Но и те, и другие Г. занимаются манипулированием общественным мнением в интересах монополий и корпораций.
К наиболее крупным буржуазным Г., составляющим так называемую жёлтую прессу, относятся «Нью-Йорк дейли ньюс» («New York Daily News», свыше 2 млн. экз.) — США, «Дейли миррор» («Daily Mirror», 5 млн. экз.), «Дейли экспресс» («Daily Express», свыше 4 млн. экз.), «Дейли мейл» («Daily Mail», 3,5 млн. экз.) — Великобритания, «Бильд-цайтунг» («Bild-Zeitung», 4,5 млн. экз.) — ФРГ и др.
В числе буржуазных «серьёзных» Г. — «Нью-Йорк таймс» («The New York Times», около 700 тыс. экз.) — США, «Таймс» («The Times», 300 тыс. экз.), «Файнаншел таймс» («Financial Times», 150 тыс. экз.) — Великобритания, «Франкфуртер альгемайне цайтунг» («Frankfurter Allgemeine Zeitung», 100 тыс. экз.) — ФРГ, «Монд» («Le Monde», около 400 тыс. экз.), «Фигаро» («Le Figaro», около 500 тыс. экз.) — Франция и др. Большого развития достигла буржуазная печать в Японии, где Г., принадлежащие крупным концернам «Асахи», «Иомиури» и «Майнити», выходят многомиллионными тиражами.
Г. коммунистических и рабочих партий в странах капитала в исключительно трудных условиях ведут борьбу за идеалы рабочего класса, за мир, демократию и социализм. Преодолевая препятствия, некоторые из этих Г. стали массовыми, пользуются огромным авторитетом у трудящихся своих стран. Среди них — «Юманите» («L’Humanité«, свыше 200 тыс. экз.) — центральный орган Французской компартии, «Унита» («L’Unità», свыше 400 тыс. экз.) — центральный орган Итальянской компартии. В ряде капиталистических стран коммунистические Г. запрещены и выходят нелегально: орган испанских коммунистов — «Мундо обреро» («Mundo Obrero»), орган португальских коммунистов — «Аванти» («Avante») и др.
В сложных условиях развивается печать в странах Латинской Америки, Африки и Азии, где многие Г. находятся в руках американских, английских и других иностранных концернов. Молодые государства Азии и Африки, создавая свою печать, сталкиваются с трудностями экономического, политического и культурного характера. В ряде стран развитие национальной печати осложняется многочисленностью языков коренного населения (страны Африки, Индия). В этих странах значительную роль сохраняет пресса на европейских языках, но постепенно создаётся печать на национальных языках (на хинди, бенгали и других в Индии, на суахили в Танзании и др.). Во многих странах Африки развитие Г. тормозится низким уровнем грамотности населения, оставшимся в наследство от колониализма.
Значительное развитие газетное дело получило в арабских странах — Алжире, ОАР, Сирии, Ираке, Ливане, Тунисе и др. Особенно много Г. издаётся в Ливане, который считается газетным и книжным центром арабского Востока. Широкую известность приобрели газеты ОАР — «Аль-Ахрам», «Аль-Акбар», «Аль-Гумхурия», в Алжирской Народной Демократической Республике — «Эль-Муджахид» («El Moudjahid») и др.
Сравнительные данные о выпуске Г. за рубежом приведены в табл. 2.
Табл. 2. — Выпуск ежедневных* газет за рубежом
* К ежедневным газетам ООН относит газеты, выходящие не реже 4 раз в неделю.
Оформление газеты — художественно-технический процесс, включающий выбор и применение шрифтов, иллюстраций, способы расположения материалов (Вёрстка), использование цветовых и размерных контрастов. Цель оформления состоит в том, чтобы в привлекательном, удобочитаемом виде донести до читателя содержание Г., выделить главное.
С оформлением связано понятие «лица» Г. как внешнего выражения её типа: молодёжные Г. оформляются иначе, чем отраслевые, вечерние — иначе, чем утренние, и т.д. На облик Г. существенно влияют её формат, объём, количество колонок на полосе. В СССР общеприняты форматы 42 × 60 см (формат «Правды») и 30 × 42 см (формат районных, многотиражных, многих городских и молодёжных Г.). Объём советских Г. — 4—6 страниц (полос). Часть многотиражных Г. выходит на 2 страницах. В еженедельных изданиях типа «Литературной газеты», «Экономической газеты» и др. — 16, 24 и более страниц. Заметна тенденция к увеличению количества колонок на полосе: до 8—10 колонок в крупноформатных Г. и до 6 — в малоформатных. Большое место в Г. занимают иллюстрации (документальные и художественные фотосюжеты, рисунки, схемы и т.д.).
Графическая индивидуальность каждой Г. зависит от особенностей оформления текстов и заголовков, способа вёрстки, от уровня полиграфии и мастерства оформителей. Совершенствование газетной графики идёт по пути создания новых шрифтов, укрупнения иллюстраций и улучшения их качества, усиления чёрно-белого контраста и введения дополнительного цвета.
Для советских Г. характерны чёткая композиция, динамичная, целесообразная вёрстка, экономное использование площади. В способах размещения материалов преобладают горизонтально-вертикальные построения со строго прямоугольной конфигурацией материалов, но применяется и так называемая ломаная вёрстка, когда колонки в одних и тех же статьях и заметках имеют разную величину.
Буржуазные Г. отличаются обилием пёстрой рекламы, сенсационными формами подачи материалов, большими объёмами, обычно от 4 до 32 страниц, в отдельных американских воскресных Г. — 100 и более страниц (большую часть занимает реклама).
За рубежом различают 3 главные оформительские школы: английскую, немецкую и франко-итальянскую. Английскую школу характеризуют ломаная вёрстка с ярко выраженной вертикальной структурой, малогарнитурность шрифтов; немецкую школу — широкоформатность колонок, дополнительный цвет, большие разграничительные пробелы; франко-итальянской школе свойственны шрифтовое многообразие, курсивы в текстах, витринное оформление первых полос (см. рис.). Однако национальные оформительские черты буржуазных Г. постепенно стираются под влиянием американских бульварных таблоидов (Г. малого формата) и монополизации прессы. Носительницами лучших оформительских традиций в капиталистических странах являются Г. коммунистических и рабочих партий (так, Г. английских коммунистов «Морнинг стар» неоднократно завоёвывала призовые места на национальных конкурсах Г. по оформлению).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О печати, М., 1963; Ленин В. И., О печати. Сб. статей, М., 1959; О партийной и советской печати. Сб. документов, М., 1954; Советская печать в документах, М., 1961; Печать СССР за 50 лет, М., 1967; Летопись периодических изданий СССР. 1961—1965, ч. 2 — Газеты, М., 1967; Система средств массовой информации, М., 1968; Большевистская печать. Краткие очерки истории (1894—1917), М., 1962; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1—2, Л., 1950—65; Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М. — Л., 1952; Есин Б. И., Краткий очерк развития газетного дела в России XVII—XIX вв., М., 1967; Станько А. И., Русские газеты первой половины XIX века, Ростов-на-Дону, 1969; Гребнев А. В., Газета, М., 1965; Лисовский Н. М., Библиография русской периодической печати. 1703—1900, П., 1915; Печать зарубежных стран. Западная Европа, Америка, Австралия, М., 1962; Печать, радио и телевидение стран Африки, М., 1965; Иностранная печать, М., 1964; Беглов С. И., Монополии слова, М., 1969; Современные буржуазные теории журналистики, М., 1966; Попов В. В., Гуревич С. М., Производство и оформление газеты, 2 изд., [М.], 1968; Георгиев Д., Архитектура на вестника. Съвременни насоки в графичното му оформяване, София, 1967; Hutt А., Newspaper design, 2 ed., L., 1967.
Я. Н. Засурский, Б. И. Есин, А. П. Киселев, А. Л. Мишурис, Е. П. Прохоров.
Республиканские газеты союзных советских социалистических республик.
Газеты РСФСР (краевые, областные, автономных республик и областей, национальных округов).