что представляет собой глухой каст

Что представляет собой глухой каст

что представляет собой глухой кастчто представляет собой глухой кастчто представляет собой глухой кастчто представляет собой глухой кастчто представляет собой глухой каст

5.3. Изготовление кастов

что представляет собой глухой каст
Рис. 5.3. Касты

что представляет собой глухой каст

что представляет собой глухой каст

Нередко ободковый каст предусматривается быть изготовленным с узором, т. е. ажурным (табл. 5.7).

что представляет собой глухой каст

что представляет собой глухой каст

что представляет собой глухой каст

Примечание. Крапановые касты могут быть также с узором (ажурные), с напайными крапанами (эскизы 8 и 9); к крапановым кастам относится и так называемый кармазиновый каст (эскиз 10).

что представляет собой глухой каст
Рис. 5.4. Модификации крапановых кастов

Крапановые касты можно изготовить не только из листового проката, трубок (царг), но и из проволоки (табл. 5.9).

что представляет собой глухой каст

что представляет собой глухой каст

Каст каре представляет собой квадратную пластину с просверленными в ней отверстиями точно по радиусу вставки. Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки, которая удерживается четырьмя корнерами, сформированными из металла с помощью штихеля и корневертки в углах каста.

что представляет собой глухой каст

Примечание. К встроенным кастам относятся касты под названием каре (эскиз 5), фаденовый (эскиз 6), тиктовый (эскиз 7).

В фаденовом касте вставки, как и в касте каре, укладывают в юстированные гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляют корнерами. Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами.

На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую. Изготовляют тиктовый каст подобно фаденовому с той лишь разницей, что вставки располагают в несколько параллельных рядов. При этом рундисты их почти соприкасаются со всех сторон. В оставшихся промежутках формируют закрепочные корнеры.

В практике ювелирного дела встречается немало других видов кастов, из которых чаще других применяются касты овальные, в форме капли, прямоугольные с усеченными углами, в форме «маркиза», касты фантазийных форм; способы их изготовления во многом схожи с рассмотренными выше.

что представляет собой глухой кастчто представляет собой глухой кастчто представляет собой глухой кастчто представляет собой глухой кастчто представляет собой глухой каст

Модельно- литейная оснастка по чертежам заказчика. Изготовление модельно-литейной оснастки.

Источник

НАША МАСТЕРСКАЯ

ЮВЕЛИРНЫЕ СТАНКИ MAGIC

ДЛЯ ЮВЕЛИРОВ и МАСТЕРОВ

Фрезы Граверы

Курсы

Тел: +7(495)-972-35-59
Skype: GRAVBIZ
E-mail: gravbiz@mail.ru

Россия, 115516
Москва, ул. Промышленная
д. 11, стр. 2, офис 662

Глухой каст — самый простой из всех видов закрепок. Камни закрепляется путем равномерного обжатия со всех сторон металлом ее стенок. Крепятся преимущественно непрозрачные камни.

В глухих каncах — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста

что представляет собой глухой каст

Глухой каст круглой формы

Для мелких, до 3 мм в диаметре, круглых камней в качестве глухих кастов используют отрезки толстостенных (толщина стенки 0,4-0,6 мм) трубок — царги. Внутренний диаметр трубок делается таким, чтобы камень не проваливался в отверстие, а при наложении камня сверху на торец трубки поясок был примерно в половину толщины стенки. Таким образом, диаметр камня является как бы средним диаметром трубки.

Высота царги выбирается в зависимости от образца, но не менее высоты камня. Паять фугу — шов под пайку — удобнее в заготовке (ненарезанной трубке). Касты для камней больших диаметров делаются коническими, в форме усеченного конуса. Каст, как правило, суживается книзу под углом 20°. Конусность гарантирует камень от провала, к тому же облегчает впасовку (плотную подсадку) каста в изделие.

Конические касты

Конические касты диаметром до 5 мм изготовляют двумя способами: сколачиванием цилиндрического каста диаметром, подогнанным под камень, на конус и с расколачиванием цилиндрического каста меньшего диаметра до размера камня.

По первому способу, запаянную царгу сколачивают в отверстии проколотки. Делая царгу из проката, длину заготовки рассчитывают по формуле расчета длины заготовки на обручальное кольцо, а за ширину заготовки принимают высоту каста. Заготовку с запиленными на месте будущего шва концами сворачивают круглогубцами в кольцо и фугуют, проколачивая через отверстия проколотки до образования плотной фуги. Фуги запаиваются и царга осаждается в соответствующее отверстие на глубину каста.

что представляет собой глухой каст
Рис. Сколачивание каста на конус в
проколотке конусным пуансоном (расколоткой)

При расчете заготовки на каст исходят исключительно из размеров камня, причем, чем больше камень, тем тщательнее выполняют расчет. Ширина заготовки в любом случае диктуется высотой камня и слагается из высоты павильона камня, толщины рундиста и высоты обжимного пояска (верхней части каста, оставленной для закрепки камня).

Размеры павильона и рундиста снимаются непосредственно с камня. У небольших камней снимают высоту всего камня, а высоту обжимного пояска оставляют 0,5-1,0 мм. Запас от шипа до нижнего основания каста получается вытяжкой во время расколачивания на шпераке.

Источник

Закрепка камней в ювелирных украшениях

Способы закрепки камней в ювелирных изделиях

В ювелирном производстве закрепка камней представляет собой процесс установки и последующего закрепления камней в гнездо или оправу, в предварительно отлитое изделие.

что представляет собой глухой каст

Качественно выполненная закрепка камней, покажет изделие с наилучшей стороны, а камень будет переливаться ещё ярче и выглядеть чище.

Для закрепки вставок в изделия, ювелирами используются три основных вида. Речь идёт о крапановой, глухой и корнеровой закрепке.

Крапановая представляет собой закрепку камня с помощью специальных стоек, которые и называют крапанами.

Также, камень лучше играет в лучах света из-за большего его поступления. Ещё один плюс этого способа, это то, что камни легко моются, они доступны для чистки и снятия налёта, так как при использовании изделия это необходимо для восстановления игры и прозрачности вставок.

что представляет собой глухой каст

Глухая закрепка держит камень в специальной оправе посредством обжатия тонким пояском металла по всему периметру. При этом камень как бы завальцован.

Корнеровый метод закрепки представляет собой закрепку камней при помощи корнеров,это такие небольшие шарики из металла, которые накатываются штихелем. Штихель это специальный резец, который очень острый и изготовлен из крепкой калёной стали.

Каждый вид закрепки имеет свои различия. Например, в крапановых кастах, стойки (крапаны) могут быть различной высоты и толщины, а также могут быть разрезными или сдвоёнными.

Отверстия высверливаются ювелиром самостоятельно, предварительно рассчитав для него место в изделии.

Данный способ закрепки может быть применён как к одному камню, также и к абсолютно любому их количеству.

что представляет собой глухой каст

Каждый, из перечисленных видов закрепки, имеет по несколько операций, соответственно требуется различность подходов к ним.

Ювелирные вставки и виды закрепок

Суть процесса закрепки сводится к тому, чтобы обработать гнездо по форме и размерам ювелирной вставки, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.

Последствия некачественно закрепленного камня — потеря камня, раздражение участков тела, соприкасающихся с шипом камня, постоянное зацепление оправой за одежду и другие неудобства.

Квалифицированно и качественно закрепленное изделие помогает увидеть камень и все изделие с наилучшей стороны.

Рассмотрим некоторые основные виды закрепок драгоценных и полудрагоценных камней в изделиях

что представляет собой глухой каст

Ободок металла полностью охватывает камень по всему периметру или окружности и удерживает его.

Различают цилиндрические и конические ободковые касты. Часто ободковый каст изготавливается с узором или ажурным.

что представляет собой глухой каст

Разновидностью ободкового каста также можно считать оправу венчиками, зеркальную и камейную.

Названию он обязан крапанам – лапки-зажимы, выступающие в виде верхней кромки ободка.

Ювелирная вставка находится на опоре, которая обычно исполнена в виде полки.

Их высота, ширина и количество соответствует выбранному дизайну украшения так, чтобы надежно зафиксировать камень и при этом максимально показать его красоту.

В такой оправе ювелирная вставка визуально кажется больше, кроме того на нее попадает больше света, чем при глухом касте.

При таком способе закрепления драгоценный или полудрагоценный камень выглядит легким и блестящим.

Если говорить о надежности закрепки, то она менее прочна, чем в первых двух видах, и при плохо выполненной работе крапан может цепляться за одежду. Крапановые касты бывают самых разных форм.

что представляет собой глухой каст

Кармезиновый каст – разновидность крапанового каста, где в центре оправы находится крупная ювелирная вставка, а вокруг нее в виде венка – мелкие вставки.

К преимуществам данного каста можно отнести то, что зрительно увеличивается ювелирная вставка, такой способ крепления позволяет обсыпать все изделие камнями.

К недостаткам относится то, что при некачественной закрепке корнеры будут цепляться за одежду, царапаться.

Корнеровые касты бывают открытые и встроенные. Открытый корнеровый каст представляет собой переходную форму от ободкового каста, где вставка удерживается как стенками каста, так и корнерами.

что представляет собой глухой каст

К встроенным корнеровым кастам относятся — каре, фаденовый и тиктовый. Роль встроенного корнерового каста играет гнездо (отверстие), просверленное в металле изделия.

Каст каре представляет собой отдельную металлическую пластину квадратной формы с гнездом в центре, в котором четырьмя корнерами закрепляется вставка.

Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки. В фаденовом касте вставки укладываются в гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляются корнерами.

Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами.

На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую.

Существует разновидность тиктовой оправы – оправа «паве» — где вставки располагаются правильными рядами.

После того, как поверхность кольца заполнена драгоценными или полудрагоценными камнями, мастер делает крошечные наплывы металла между камнями таким образом, чтобы каждый наплыв удерживал несколько соседних камней. Скопление камней может выглядеть как один крупный камень.

В основном это сферической формы чашечка снабженная резьбовым штифтом, на который надевается вставка с предварительно высверленным отверстием, штифт намазывается клеем и соединяется со вставкой. Штифт должен достаточно плотно входить в посадочное отверстие.

что представляет собой глухой каст

Канальная закрепка – очень прочная закрепка. Применяется если нужно расположить ряд ювелирных вставок на поверхности кольца или создать акцент на центральном камне.

Канальная закрепка ювелирных вставок создает эффект цельного кольца — элегантного и красивого, особенно если форма огранки камней прямоугольная. Многих людей интересует вопрос сколько стоит закрепить камень в изделии? Хочу привести несколько цифр.

Если маленький совсем и чуть больше камушек, то цена на такой ремонт колеблется от 200 до 500 рублей.

А в случаях больших и средних размеров, то там цена вырастает от того, что стоимость самого камня значительно выше.

Однако, если вы принесли своё украшение и камень к нему, то работа будет стоить от 200 до 400 рублей.

Источник

Информационный портал

§ 32. Изготовление кастов

Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), выоезан-ными в касте или напаянными на него. От вида украшения, образца и огранки камня зависят конструкция и техника исполнения кастов. Форма и размеры кастов также зависят в основном от формы, огранки и размеров камня. Говоря о размерах каста, имеют в виду размеры камня, который может быть закреплен в данном касте. При изготовлении кастов используют различные виды заготовок: толстостенные трубочки, плоский ленточный прокат, штампованные полуфабрикаты.

Глухие касты круглой формы. Для мелких, до 3 мм в диаметре, круглых камней в качестве глухих кастов (рис. 70) используют отрезки толстостенных (толщина стенки 0,4—0,6 мм) трубок — царги. Внутренний диаметр трубок делается таким, чтобы камень не проваливался в отверстие, а при наложении камня сверху на торец трубки поясок был примерно в половину толщины стенки. Таким образом, диаметр камня является как бы средним диаметром трубки. Высота царги выбирается в зависимости от образца, но не менее высоты камня. Паять фугу — шов под пайку — удобнее в заготовке (нена-резанной трубке). Касты для камней больших диаметров делаются коническими, в форме усеченного конуса. Каст, как правило, суживается книзу под углом 20°. Конусность гарантирует камень от провала, к тому же облегчает впасовку (плотную подсадку) каста в изделие.

Конические касты диаметром до 5 мм изготовляют двумя способами: сколачиванием цилиндрического каста диаметром, подогнанным под камень, на конус и с расколачиванием цилиндрического каста меньшего диаметра до размера камня. По первому способу запаянную царгу сколачивают в отверстии проколотки (рис. 71). Делая царгу из проката, длину заготовки рассчитывают по формуле расчета длины заготовки на обручальное кольцо, а за ширину заготовки принимают высоту каста. Заготовку с запиленными на месте будущего шва концами сворачивают круглогубцами в кольцо и фугуют, проколачивая через отверстия проколотки до образования плотной фуги. Фуги запаиваются и царга осаждается в соответствующее отверстие на глубину каста.

По второму способу запаянную царгу (тянутую из трубки или свернутую из проката), сделанную на размер меньше камня, расколачивают конусным пуансоном (расколоткой) до размера камня (рис. 72). Расколачивают каст на правоч-ной плите, а правят расколоткой. Такое обжатие дает ровную поверхность и предохраняет каст от разрыва по фуге. Толщина стенки для кастов диаметром 3—

Касты для камней диаметром 6 мм и выше при индивидуальном исполнении расколачивают на шпераке (рис. 73). Шпе-рак представляет собой маленькую двухроговую наковальню с одним коническим рогом, другим пирамидальным (прямоугольным). Цилиндрическую заготовку сворачивают из проката толщиной 0,6—0,8 мм и по фуге спаивают. При расчете заготовки на каст исходят исключительно из размеров камня, причем чем больше камень, тем тщательнее выполняют расчет.

Ширина заготовки в любом случае диктуется высотой камня и слагается из высоты павильона камня, толщины рун-диста и высоты обжимного пояска (верхней части каста, оставленной для закрепки камня). Размеры павильона и рундиста снимаются непосредственно с камня. У небольших камней снимают высоту всего камня, а высоту обжимного пояска оставляют 0,5—1,0 мм. Запас от шипа до нижнего основания каста получается вытяжкой во время расколачивания на шпераке.

Длина заготовки зависит и от диаметра камня, и от его высоты. При определенной конусности с увеличением высоты каста будет увеличиваться и разница между диаметрами нижнего и верхнего оснований каста. Для расколачиваемого каста цилиндрическую заготовку делают по размеру малого основания, чтобы затем расколотить из него конус с размером большого основания, равным камню. Соотношение высоты каста (ширины заготовки и разницы диаметров оснований) 3 : 1. Например, у каста высотой 6 мм разница

Для удобства формулы для расчета диаметра малого основания по размеру кам-

Ня (диаметру верхнего основания) относительно толщины и ширины проката сведены в табл. 16.

Формулы расчета длины заготовки на касты

Примечание: Формулы для расчета длины заготовки на касты при толщине стенки каста более 1,0 мм могут быть использованы для крапановых кастов.

Для примера рассчитаем по формуле, приведенной в табл. 16, длину заготовки на тот же каст диаметром 10 мм, высотой

9 мм, толщиной стенки 0,8 мм: 3D—5,8— =3* 10—5,8’=24,2 мм. Обычно высота камня увеличивается с увеличением его диаметра, постоянная высота бывает только у стандартных камней Так, высота 10-миллиметрового камня может быть от

6 до 9 мм, а в некоторых случаях и больше. Однако безгранично расти высота камня тоже не может, и даже у камней диаметром более 20 мм высота каста редко превышает 15 мм.

Заготовку на каст (рис. 74, а) сворачивают в кольцо (рис. 74, б) и фугуют круглогубцами. Сфугованную заготовку (рис. 74, в) спаивают по фуге. После отбеливания приступают к расколачиванию на шпераке, который предварительно вбивав ют ножкой в торец бревна (65—70 мм высотой). Располагают шперак коническим рогом от себя, и на него до упора надевают цилиндрическую заготовку (см. рис. 73). Расколачивают заготовку металлическим молотком, пальцами вращая заготовку и расклепывая ее стенки по окружности ближнего к себе (к утолщению рога) края. По мере расклепывания каст глубже садится на рог и все большая площадь захватывается молотком для удара. Вращая каст по окружности и равномерно распределяя удары, следят за тем, чтобы каст принимал ровную конусность, стенки нижнего (малого) основания при этом почти не расклепывают. Когда раз-

Мер каста приблизится к норме для точного определения, верхнее основание запиливают напильником и камень накладывают на каст. Диаметр камня должен быть меньше наружного диаметра каста и больше внутреннего, так чтобы для закрепки камня осталось 0,4—0,5 мм стенки.

После расколачивания каст отжигают (иногда отжиг проводят в процессе расколачивания) и обрабатывают. Нижнее основание каста заполняют напильником параллельно верхнему и перпендикулярно оси, а снаружи каст опиливают, выравнивая забоины и другие дефекты. Крупные касты опиливают в руках, а мелкие насаживают на деревянные цигалки (стержни). Если каст должен быть гладким, без прорезного (ажурного) узора, то после опиливания изготовление круглого каста считают законченным.

Ажурный каст для глухой закрепки камня (рис. 75) имеет сквозной, прорезной узор. В заготовке отличается от гладкого тем, что высота каста припускается на 0,1 мм больше. Для получения ажурного каста сначала изготовляют гладкий. Таким образом, гладкии каст является полуфабрикатом ажурного. Процесс изготовления ажурного каста из гладкого начинается с разметки. Опиленный каст циркулем размечают по высоте на три пояска: верхний — закрепочный, нижний — рант и средний — ажурный. Высота закрепочного пояска зависит от высоты рундиста камня (Лр) и высоты бортика — припуска для захвата (закрепки) камня. Обычно высота закрепочного пояска равна hp-|-1,5 мм, с увеличением размера камней — Hp >-+ 2,0 мм. Бортик оставляется 0,5—1,0 мм, а на остальное расстояние не доходит до ажурного пояска, образовывая карниз (упор) для камня. Высота ранта диктуется видом украшения. Для колец, например, высота его от 2 до 4 мм, в редких случаях больше, что зависит от диаметра каста и размера кольца (чем больше диаметр каста и меньше размер кольца, тем выше должен быть рант). Для остальных изделий рант может быть от 1,5 до 2,5 мм.

Высота ажурного пояска ограничивается закрепочным пояском и рантом.

Разметив каст по высоте, приступают к вычерчиванию узора на ажурном пояске (рис. 76,а). Четко вычерченный контур рисунка облегчает вырезание узора. Весь узор каста вырезают лобзиком и, где возможно, обрабатывают надфилями. Участки, которые по условию рисунка должны быть вырезаны, предварительно засверли-вают, если они замкнуты элементами узора. Участки, прилегающие к ранту или закрепочному пояску, не засверливаются.

Для удобства вырезания и обработки узора каст расчленяют по пояскам. Вначале лобзиком отрезают закрепочный поясок (рис. 76, б). Открытые участки, подлежащие вырезанию, на ажурном пояске удаляют, внешний контур рисунка обрабатывают начисто и шабруют. Затем закрепочный поясок припаивают и отрезают (рис. 76, в). Дальнейшее вырезание узора — удаление участков замкнутых и прилегающих к ранту — производят после отрезания ранта. Наружный контур узора обрабатывают, шабруют, и после этого припаивают рант (рис. 76, г). Спаивая расчлененный каст, следят за тем, чтобы пояски полностью совместились, иначе придется опиливать каст повторно, после чего стенки могут оказаться тонкими. Внутренний контур узора удобнее обрабатывать после полной сборки каста.

В отличие от высоких кастов, рассчитанных по полной высоте камня, существуют низкие глухие касты, которые изготовляют без учета высоты камня. Низкий глухой каст (рис. 77) является практически закрепочным пояском. Высота его определяется так же, как закрепочного пояска ажурного каста. В низкие касты вставляют камни без шипа — кабошоны, таблицы, геммы и др. Основой (карнизом) этих кастов служит плоский, припаянный снизу, рант, на который плотно садится плоское основание камня. В отличие от других глухих кастов низкий каст делают цилиндрическим, рассчитывая длину заготовки по формуле расчета заготовки на обручальное колько. Убедившись, что размер каста совпадает с размером камня (в данном случае камень должен плотно входить внутрь каста), нижнее основание выравнивают напильником и припаивают к пластине (будущему ранту) толщиной 0,8—1,0 мм. Пластину выбирают таких размеров, чтобы оправа полностью уместилась на ней, а толщина ее обеспечивала жесткость каста в зависимости от его размера. Напаянный на пластину каст опиливают по внешнему (чистовому) размеру, затем вырезают центральную часть пластины (донышко), оставляя внутренний рант 1,0—1,5 мм. Ширина ранта (карниза) определяется величиной и характеристикой камня. Если условиями образца не предусмотрены дополнительные элементы, например нижний рант или дикель, то после заправки внутреннего ранта изнутри каст можно считать готовым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *