что представляет собой информационная открытость образовательной организации

Официальный сайт образовательной организации как инструмент обеспечения информационной открытости

Юридические науки

Похожие материалы

Информационная открытость — важнейший критерий независимой оценки качества образования. Это связано с тем, что процедура независимой оценки осуществляется по открытой информации. Она позволяет заказчикам образовательных услуг оценить, насколько эффективно образовательная организация ведет свою деятельность. Полнота и достоверность информации, в том числе и результаты независимой оценки качества образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных организаций является важным для субъектов образовательных услуг. Таким образом, уровень открытость образовательной системы, на которой базируется независимость оценки качества образовательных услуг, позволяет удовлетворять потребности граждан, а также является важнейшим показателем развития образовательной организации.

Уровень информационной открытости зависит от того насколько своевременно оповещаются участники образовательного процесса о планируемых и проведенных мероприятиях посредством объявлений, информационных стендов и т.д.. Внимание субъектов образовательного процесса (учащихся и их законных представителей) привлекают интерактивные стенды образовательных организаций, которые доступно могут осветить структуру и деятельность образовательного учреждения, направления развития, рассказывают о педагогическом составе, успехах коллектива. Здесь можно найти информацию о реализуемой основной образовательной программе, дополнительном образовании, платных услугах. День открытых дверей, проводимый образовательной организацией, является особым инструментом информационной открытости. Все вышеперечисленные инструменты информационной открытости позволяют заказчикам образовательных услуг увидеть разносторонность и многоплановость образовательного процесса.

Наиболее действенным и востребованным инструментом информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса является официальный сайт образовательной организации. Структура и содержание сайта регламентируется рядом нормативных правовых актов: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации», Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации».

Официальный сайт имеет ряд достоинств:

Информационная открытость образовательной организации сегодня диктуется государственной политикой. Именно государством на законодательном уровне закреплены нормы, обязывающие размещать ту или иную информацию; игнорирование указанных норм образовательной организацией приводит к неблагоприятным юридическим последствиям. Исходя из положения, что содержание «открытого образования» диктуется государством, можно ли сегодня говорить об информационной открытости?

Для полноценного функционирования информационной открытости образовательной организации необходимо наличие как минимум двух субъектов: заказчика и исполнителя. В идеале, заказчиком должно выступать общество — обучающийся, его законные представители и иные заинтересованные лица. Исполнителем — образовательные организации. Государство же должно выступать своеобразным регулятором, устанавливать правовые рамки (какая информация обязательна для размещения, какая информация запрещена и т.д.). В настоящий момент ситуация обстоит другим образом, заказчиком является государство [1]. Свидетельством тому является ряд нормативных правовых актов, регламентирующих информационную открытость деятельности образовательных организаций.

Почему на сегодняшний день заказчиком информационной открытости выступает именно государство? Выделим ряд причин:

Таким образом, ведущим мотивом в создании и развитии собственных сайтов для образовательных организаций стали не интересы и запросы пользователей, а нормативные требования, заданные на государственном уровне.

Условно предоставляемую на официальном сайте образовательной организацией информацию можно разделить на 2 категории:

Если проанализировать обе категории, то можно прийти к выводу, что информация, предоставляемая по усмотрению образовательной организации более живая и легко восприимчивая.

В тоже время, информация, размещаемая по требованиям закона, в первую очередь отвечает интересам потребителей образовательных услуг — доступ к контактам, основным локальным нормативным актам, образовательным программам образовательного учреждения и другой информации. Все вышеперечисленное позволяет пользователям осуществлять ряд действий дистанционно относительно образовательной информации, не контактируя непосредственно с представителями последней. Однако, ряд информации формализован, не переведен в плоскость понимания пользователей. Последнее может привести со стороны пользователей к потере актуальности «непонятной» информации, что в свою очередь приводит к конфликту информационных интересов. В частности даже заинтересованный пользователь сталкивается со следующими проблемами:

В программных и нормативных документах, относящихся к разным этапам развития открытости в системе образования РФ, государство выдвинуло следующие основные задачи:

Выполнение этих задач должно было по замыслу государства работать на повышение качества образовательных услуг, тем самым устанавливать информационную открытость образовательной организации как эффективную. Официальный сайт образовательной организации может позволить решить вышеизложенные задачи.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 97 настоящего Федерального закона

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования.

2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

Информация об изменениях:

3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Информация об изменениях:

5. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

6. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Источник

Информационная политика образовательной организации: думаем, размышляем, созидаем, участвуем

Главная > Консультации > Информационная политика > Информационная политика образовательной организации: думаем, размышляем, созидаем, участвуем

Прежде чем мы начнем наш непосредственный разговор об информационной политике образовательной организации, давайте оглянемся на наше совсем недалекое прошлое и вспомним замечательные этапы большого пути, который прошли все образовательные организации нашей страны от детских садов до вузов за последние почти 10 лет.

И из всего сделанного и пережитого в системе образования предметом нашего внимания во взоре на прошлый опыт будут сайты образовательных организаций. Помните, с чего все начиналось?

Первые сайты образовательных организаций начали появляться в конце 90-х и начале первого десятилетия нового столетия, а с 2010 года этот новый вид деятельности для всех образовательных организаций стал обязательным и законодательно утвержденным в прежнем «Законе об образовании».

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266–1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет (пп. 25 введен Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ).

Вот так, 8 ноября 2010 года мы теперь можем считать официальным днем рождения нового вида деятельности образовательных организаций, открывшей принципиальное новое направление, связанное с представлением информации об ОО в виртуальном пространстве Интернета.

И как в любом новом виде деятельности, образовательные учреждения за эти годы прошли сложный путь успехов и ошибок, осваивая новые технологии и учась организовывать работу своего официального сайта, становящегося обязательном элементом жизни каждого детского сада, каждой школы, каждого дома творчества и т. д.

На смену прежнему Закону РФ «Об образовании» пришел новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором решение задач информационной открытости обрело статус законодательной статьи.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

И вчитываясь в строки закона, и определяя суть новых законодательных требований для постановки новых задач деятельности ОО, мы, руководители ОО выделили главное: образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о деятельности ОО. И на этом главном сосредоточили свое управленческое внимание.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

За эти годы у нас сформировался определенный опыт организации и ведения сайтов образовательных организаций. И похвалив себя за успешное преодоление трудностей, возникавших на этом новом тернистом пути, мы все же не будем почивать на лаврах, а отрефлексируем свою деятельность и попытаемся выделить ключевые вопросы, решение которых позволит нам устранить существующие ошибки и разглядеть новые горизонты развития.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

За эти прошедшие годы становления наших сайтов мы, по сути, учились открывать в виртуальном пространстве «двери» образовательных организаций для широкого круга посетителей наших школ, детских садов, домов творчества и т. д.

Решая эти новые для нас задачи, мы использовали различные сайты (в первую очередь, официальные, а затем и персональные, и тематические сайты), с помощью которых старались как можно разнообразней представить весь спектр деятельности нашей образовательной организации.

И в этих новых условиях информационной открытости мы именно посредством наших сайтов начинали создавать в виртуальном пространстве имидж своих образовательных организаций и формировать представление о нашей профессиональной репутации.

Ведь теперь это представление о нас создается в глазах и умах тех, кто не только в дни открытых дверей, когда в образовательной организации специально готовятся к встрече гостей, а в любое время, находясь в любой точке мира, может виртуально посетить наши школы, детские сады, дома творчества и т. д.

Поэтому теперь, глядя на наши сайты — наши виртуальные творения в сети Интернет, давайте самокритично посмотрим на них как на плоды своей деятельности именно с этой точки зрения.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

И для того, чтобы поставить перед собой эти ключевые вопросы, давайте еще раз с карандашом в руках внимательно прочтем нормативно определенное требование к информационной открытости.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

И выделив это главное ключевое слово — информация, и конкретизировав его как информацию о деятельности, мы определяем главную опору наших рассуждений.

Это значит, что именно информация о деятельности образовательной организации, которую мы размещаем на своих сайтах, должна быть в центре нашего управленческого внимания.

И вот теперь к этой ключевой позиции мы добавим круг вопросов, ответы на которые позволят нам не только глубже проникнуть в суть проблем, с которыми мы сталкиваемся, но и помогут определить направленность необходимых изменений.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

В этом круге сложных вопросов к создаваемой нами новой для образовательной организации деятельности мы на данном этапе сосредотачивали свое управленческое внимание именно на создании и организации работы наших информационных ресурсов, к которым, в первую очередь относится официальный сайт ОО.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

За последние годы в арсенал источников информации, представляющих многогранную деятельность образовательных организаций, добавляются и персональные, и тематические сайты. А многие ОО идут по пути объединения своих информационных ресурсов, создавая информационные порталы образовательной организации.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

Поэтому, оглядываясь на предшествующий опыт в новой для образовательных организаций деятельности, давайте еще раз похвалим себя за то, что сделано нами немало, тем более что все это создавалось нами практически «с нуля».

И на этом сложном пути преодолений начали происходить серьезные сдвиги в установках и отношении руководителей ОО к новой задаче информационной открытости. От первоначального неприятия новых задач, когда многие считали создание сайтов образовательной организации ненужной и трудоемкой «затеей», — до трудного осознания управленческой потребности иметь свои информационные ресурсы как важный источник информирования о деятельности ОО и понимания того, что сайты, их создание, поддержка и развитие, становятся новым объектом управления в ОО.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся достойные результаты в решении задач информационной открытости, мы можем и должны говорить о трудностях и сложностях, проблемах и препятствиях, которые нам еще предстоит преодолеть.

И гордо говоря о том, что за предшествующие годы практически все образовательные организации в нашей стране создали свои официальные сайты, мы обязаны выявить главную «действующую силу», без воздействия которой мы бы не смогли говорить об этом существенном достижении. И таким движителем к созданию официальных сайтов для всех руководителей ОО стал серьезно задействованный в системе образования нормативно-административный ресурс.

Речь идет об обязательном исполнении нормативных требований к структуре и содержанию официальных сайтов ОО, которые являются предметом регулярного контроля со стороны вышестоящих органов управления и надзорных органов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации».

Именно благодаря административному воздействию в решении задач информационной открытости образовательными организациями практически повсеместно выполняется условие размещения нормативно требуемой информации о деятельности ОО.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

Никоим образом не оспаривая необходимость размещения нормативно требуемой информации на официальных сайтах ОО, а наоборот, считая ее наличие обязательной инвариантной составляющей информации о деятельности ОО, давайте хотя бы условно представим ее «долю» в том объеме информации, которая существует и ежедневно порождается «в недрах» деятельности каждой из наших образовательных организаций.

Для этого обратимся к нормативным требованиям и выделим содержательные элементы нормативно требуемой информации.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации».

1. Настоящие Требования определяют структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Сайт), а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации (далее — информация).
2. Для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее — специальный раздел).
3. Специальный раздел должен содержать следующие подразделы:
3.1. Подраздел «Основные сведения».
3.2. Подраздел «Структура и органы управления образовательной организацией».
3.3. Подраздел «Документы».
3.4. Подраздел «Образование».
3.5. Подраздел «Образовательные стандарты».
3.6. Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав».
3.7. Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
3.8. Подраздел «Стипендии и иные виды материальной поддержки».
3.9. Подраздел «Платные образовательные услуги».
3.10. Подраздел «Финансово-хозяйственная деятельность».
3.11. Подраздел «Вакантные места для приема (перевода)».

А теперь сравним этот весомый перечень информации, в обязательном порядке размещаемой на официальном сайте ОО с тем объемом информации, которая существует в нашей образовательной организации.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

При всей условности данной схемы, мы понимаем, что нормативно требуемая информация является очень важным, но все же лишь ограниченным перечнем десятка позиций, представляющих отдельные элементы в огромном массиве информации, которая существует и постоянно порождается в образовательной организации.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

Безусловно, официальный сайт имеет свою специфику, и мы не можем разместить на нем всю информацию о деятельности ОО. А вот вопрос о нужности этой «другой», не вошедшей в формальный список требуемой информации, должен особо привлечь наше управленческое внимание.

И мы поставим этот вопрос так: не только нужно ли, а нужно кому?

Кому нужна размещаемая нами информация о деятельности ОО? Кого мы информируем? Кто является пользователем нашей информации? Кто есть те самые адресаты, кому мы направляем информацию о деятельности ОО, размещая ее на нашем официальном сайте? Кому предназначается нормативно требуемая информация? Для кого мы ее публикуем?

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

И отвечая эти поставленные вопросы, мы, руководители ОО, понимаем, что публикуемая в открытом доступе информация должна предназначаться всем участникам образовательных отношений и отношений в сфере образования.

Однако на практике в установках руководства многих ОО абсолютным приоритетом являются вышестоящие инстанции, для кого, а точнее, для достижения соответствия с требованиями которых и осуществляется размещение информации на официальных сайтах ОО.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

А если учесть, что для многих образовательных организаций арсенал информационных ресурсов ограничен только официальным сайтом, то мы в действительности имеем вот такую картину решения задачи информационной открытости.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

Иными словами, мы, безусловно, успешны в том, что за эти годы мы создали свои информационные ресурсы, и в частности, официальные сайты ОО, соответствующие нормативным требованиям. Однако вне поля нашего управленческого внимания, как правило, если мы говорим о массовой практике, остаются вопросы, связанные с достижением эффектов информирования всех участников образовательных отношений, ради которых и для которых мы и занимаемся решением задач информационной открытости и создаем в виртуальном пространстве имидж своих образовательных организаций.

Однако имидж образовательной организации, формируемый в сети Интернет, не может ограничиваться только лишь представлением ее в «официальных параметрах». Приходя виртуально к нам «в гости», наши посетители — участники образовательных отношений и отношений в сфере образования, хотят узнать больше о нас и о нашей образовательной и профессиональной деятельности. И их отношение к нам, к нашей образовательной организации, к ее задачам и проблемам, к ее успехам и неудачам в немалой степени зависит от нашего отношения к…

Поставленное многоточие заставляет нас задуматься.

что представляет собой информационная открытость образовательной организацииИ ведь на самом деле, что означает для нас самих информация о деятельности нашей образовательной организации?

Какой смысл мы вкладываем в это понятие?
Ради чего и для чего мы публикуем информацию на наших сайтах?
Какой должна быть информация, рассказывающая не «по секрету всему свету» о жизни нашей школы, детского сада, дома творчества и т. д.?
К кому мы мысленно обращаемся, размещая ту или иную информацию о нашей деятельности?
Кто они, наши адресаты-получатели информации?
Знаем ли мы свои целевые аудитории и обращаемся ли мы именно к ним? (или отправляем нашу информацию просто так, кому-то куда-то «до востребования», не заботясь об ее актуальности и нужности для тех, кто приходит на наш сайт).
Чего мы ожидаем, представляя информацию о нашей деятельности?
Какие эффекты в информировании и изменении отношений к тем или иным вопросам деятельности ОО мы предполагаем получить от нашей виртуальной аудитории?…

Ответы на эти вопросы помогают нам разобраться в наших отношениях к той деятельности, которая теперь в условиях информационной открытости становится очень важной и определяющей основу взаимодействий с участниками образовательных отношений, ведь отношения — это всегда «дорога с двусторонним движением».

Размышляя над своими ответами, мы увидим проблемные области, в которых находятся источники наших раздумий, если мы сосредотачиваем внимание только на задачах совершенствования официальных сайтов своих образовательных организаций.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

И мы существенно расширим эти проблемные области, если считаем, что арсенал информационных ресурсов наших образовательных организаций не может быть ограничен только официальным сайтом.
В этом случае в поле нашего внимания и самостоятельного решения нами должны быть включены вопросы, касающиеся вариативных информационных ресурсов, которые помогают участникам образовательных отношений и отношений в сфере образования увидеть весь спектр многогранной и разнообразной деятельности ОО.

И тогда нам самим предстоит определяться с ценностными и целевыми ориентирами, осуществлять отбор содержания с учетом понимания своих целевых аудиторий, выбирать наиболее эффективные технологии представления не только нормативно требуемой, но и потребной нашим пользователям всего спектра информации о деятельности ОО, и вдумчиво оценивать результаты и эффекты информирования.

что представляет собой информационная открытость образовательной организации

Вот так, поставив перед собой эти сложные вопросы, мы очертили сферу задач важного для образовательной организации направления деятельности, имя которому — информационная политика.

Информационная политика образовательной организации, определяющая решение вышеназванных вопросов, — явление системное, и в этом мы не раз еще сможем убедиться, углубляясь в вопросы теории и анализируя складывающуюся практику.

Информационная политика — это осмысленная и целенаправленная деятельность руководства ОО, включающего участников образовательных отношений в мир социальных коммуникаций и конструктивного социального диалога, и приобщающего к решению общих и значимых задач совместной деятельности.

Информационная политика — это продуманный процесс созидания открытого информационно-коммуникационного пространства образовательной организации, целенаправленно формирующей имидж современной компетентной организации, действующей в условиях изменений.

Информационная политика — это выбранная каждой школой, детским садом, домом творчества и т. д. своя индивидуальная траектория представления информации о том, чем «живет и дышит» конкретная образовательная организация, какие задачи и как решает, с какими проблемами сталкивается, каких успехов достигает и на какие перспективы нацеливается.

А вот какой (и почему именно такой) будет информационная политика в каждой образовательной организации, предстоит решать руководству ОО и собранной им командой единомышленников, с которыми мы будем шаг за шагом осваивать нелегкие вопросы теории и практики в новой для нас информационно-коммуникационной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *