что представляет собой личностно ориентированное обучение
Личностно-ориентированное обучение и его особенности.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья «Личностно-ориентированное обучение и его особенности».
Ученые о личностно ориентированном обучении.
Якиманская И.С. явилась автором разработчиком личностно-ориентированной системы: «Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса». И.С. Якиманская рассматривает ЛОО с психологических позиций. Уделяет главное внимание формированию положительной «Я концепции». Обучающийся должен определить в себе положительные качества, и развивать их. По ее мнению, обучать можно всему и любого, но учиться должен каждый сам, чтобы стать образованным человеком.
Ш. А. Амонашвили: «Вера преподавателя в безграничность каждого ребенка находит свое воплощение через постижение объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды».
Д. Г. Левитес считает, что ЛОО предоставляет каждому обучающемуся, опираясь на его интересы, склонности, ценностные ориентации, возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. ЛОО обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Г. К. Селевко считает одной из важных идей ЛОО – формирование положительной «Я концепции»:
· видеть в обучающемся уникальную личность;
·создавать ситуацию успеха, поддержки, учиться победно (все дети талантливы);
· исключить выделение недостатков ребенка в коллективе (ребенок хорош, плохи его поступки);
· предоставить возможность ребенку реализовать себя в положительной деятельности (в каждом ребенке чудо, открой его).
По его мнению, учение без принуждения осуществляется через:
· требовательность, основанную на доверии;
· учение с увлечением, рожденное интересным преподаванием;
· замена принуждения желанием, рожденным от успеха;
· ставка на самостоятельность и самодеятельность обучающихся;
· применение косвенных требований через коллектив.
Особенности личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучаемого, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. В субъектном опыте представлены и предметные, и духовные смыслы, имеющие значение для развития личности. Их сочетание в обучении не простая задача, пока, на наш взгляд, не решаемая в рамках предметно-дидактической модели. Развитие способностей обучающегося — основная задача личностно-ориентированной педагогики. «Вектор» развития строится от обучающегося к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
Ученые и педагоги-практики по-разному понимают смысл термина «личностно-ориентированное обучение». Некоторые педагоги видят в нем реализацию индивидуального подхода в обучении, через организацию учебного материала разного уровня сложности. Другие связывают его с инновационными процессами в образовании. Но все они выделяют следующие ведущие принципы личностно-ориентированного обучения:
принцип максимального приближения учебного материала к реалиям жизни;
принцип постоянной самооценки студентом собственной учебной деятельности.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:
. учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать
выявление содержания субъектного опыта обучающегося, включая опыт его
. изложение знаний в учебнике (преподавателем) должно быть направлено не
только на расширение их объема, структурирование, интегрирование,
обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного
опыта каждого обучающегося;
. в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний;
. активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной
деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования,
саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
. учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы обучающийся имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
. необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и
использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
. при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
. образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование преподавателем на занятии, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности учащегося, его индивидуальности и неповторимости.
При организации современного образовательного процесса используются следующие личностно-ориентированные технологии:
Исследовательская (проблемно – поисковая). Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие».
Имитационного моделирования (игровая). Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Обучение в сотрудничестве. Особенностью этой технологии является то, что обучающиеся учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь
Психологическая. Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.
Деятельностная. Характерной чертой этой технологии является способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Урок, ориентированный на обучающегося:
· знания обучающихся являются отправной точкой и дают информацию процессу обучения;
· запросы и знания обучающегося уравновешиваются возможностями и уровнем подготовленности преподавателя;
· преподаватель придает учебному процессу увлекательный, эмоциональный характер, обеспечивая учет индивидуальных особенностей обучающихся;
· обучение создает продукт деятельности.
Основные особенности ЛО занятия:
· «приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;
· организация сотрудничества преподавателя и обучающихся;
· доброжелательность в общении, взаимоуважение;
· открытость и незакомплексованность как преподавателей, так и обучающихся;
· взаимность обратной связи без боязни самовыражения;
· содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;
· приоритетность конструктивной функции преподавателя, обеспечивающей собственную активность деятельности обучающегося в противовес контролирующей функции;
· взаимная заинтересованность в рефлексии, развитие адекватности самооценки действий, развития, результатов». (Лукьянова М. И., Абдуллина Т. Н. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного занятия // Завуч. – 2006. – №2. – С.28.)
Якиманская И. С., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. – 1998. – №3. – С. 65-72.
Материалы к ЛО занятию
При подготовке занятия необходимо:
· конкретизация общей цели на отдельных этапах занятия;
·подбор дидактического материала, позволяющего удовлетворять познавательную направленность обучающихся по содержанию, виду и форме, облегчающее его усвоение;
· разные формы организации учебной деятельности;
· продуктивная деятельность учащихся;
· использование разных форм общения;
· использование субъектного опыта обучающихся;
· обобщение полученных знаний и умений;
· внимание к процессу, а не только к результату.
Проведение ЛО занятия предполагает:
· использование разнообразных форм и методов обучения;
· создание атмосферы заинтересованности;
· поощрение стремления обучающихся предлагать свой способ работы;
· создание условий для выбора содержания и деятельности;
· создание условий для делового общения;
· подведение итогов занятия, рефлексия (научились, понравилось);
· анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность;
· давать рекомендации по выполнению домашней работы.
Основные особенности ЛО занятия:
· дидактический материал и его разнообразие по содержанию и виду;
· продумывание возможности самоуправления обучающихся;
· не сдерживать активность, побуждать задавать вопросы;
· обмен мнениями, оценками;
· активная работа с учебным материалом;
· создание ситуаций успеха;
· поиск альтернативных путей овладения информацией;
· использование субъектного опыта обучающихся;
· создание проблемных, трудных ситуаций;
· чередование видов и форм работы.
Критерии анализа ЛО занятия:
· создание положительных эмоций в начале занятия;
· сообщение не только темы, но и организационных форм;
· гибкая организация учебной деятельности обучающихся;
· стимулирование обучающихся к выбору различных способов учения;
· использование разнообразного дидактического материала;
· активизация субъектного опыта обучающихся;
· организация общения обучающихся;
· анализ ответов учащихся;
· работа с классом, направленная на привлечение всех обучающихся к обсуждению и выполнению задания на творческом уровне, а не только на репродуктивном.
Отрывки из статьи М. Поташника От «педагогических шмонов» к диагностике // Народное образование. – 1997. –№1. –С.60-65
«Истины ради напомним, что никогда в истории школы советского периода не было никаких директивных документов, обязывающих или запрещающих проверять поурочные планы. Эта практика рождалась на местах и превращалась в элемент местной управленческой традиции. Так оно осталось и сейчас»(С.61).
«… никаких, даже общих требований к форме, объему, структуре, содержанию (поурочного) плана быть не может, ибо это индивидуальный творческий документ преподавателя». (С.62)
«Любой преподаватель, если он хочет стать профессионалом, должен понять, что обучение – это всегда управление. Управление процессом усвоения знаний и умений, действиями ребят на занятии. А управление невозможно без планирования». (С.62).
Статья Технология личностно-ориентированного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология личностно-ориентированного обучения
Учение как субъектная деятельность воспитанника, обесечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.
Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного обучения, т. е. образования:
В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:
развития личностного потенциала ребенка и умение максимально
стимулировать его развитие;
— отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по
собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)
каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования:
— помощь воспитаннику в выстраивании собственной личности и определении
собственной личностной позиции в жизни:
— выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной
— выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение
способов их решения,
— открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.
Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы, методы и приемы ЛОП-а: Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностноориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.
1. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.
К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
— личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
— самоактуализированная личность — человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
-Самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
— Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).
2. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т. е. принципы.
— Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
— Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
— Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
— Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
— Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
— Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
3. Третья составляющая — это технологический арсенал личностноориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.
Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.
А личностно-ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.
Различают четыре основные группы технологий:
Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:
1. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
— индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.
— психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.
— опыт, включающий знания, умения, привычки.
2. Коллективное взаимообучения
Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. Начиная с начальной школы учителя и воспитатели уже должны использовать личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.
При переходе в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках труда, занятиях, учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои зуны. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.
При переходе в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки труда, занятия проходят уже с элементами профориентации.
3. Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.
Методологические основы организации личностно-ориентированного занятия.
Личностно ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием).
Традиционный урок Личностно- ориентированный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Деятельность воспитателя на занятии
С личностно-ориентированной направленностью
— Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех воспитанников в ходе урока.
— Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной(воспитательной) деятельности в ходе занятия.
— Применение знаний, позволяющих воспитаннику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
— Использование проблемных творческих заданий.
— Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
— Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е. В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т. И. Кульпиной, В. В. Серикова, А. В. Петровского, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».
В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностноразвивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере воспитанника.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Список использованной литературы: