что представляет собой объект и предмет криминологии

Понятие, объект и характеристика предмета криминологии

что представляет собой объект и предмет криминологии что представляет собой объект и предмет криминологии что представляет собой объект и предмет криминологии что представляет собой объект и предмет криминологии

что представляет собой объект и предмет криминологии

что представляет собой объект и предмет криминологии

Предмет и система криминологии

Объектом науки криминологии являются общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений.

Предметом криминологии является исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Традиционно предмет криминологии состоит из четырех основных элементов.

предупреждение (профилактика) преступности понимается как система государственных и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Однако в литературе предмет криминологии определен далеко неоднозначно. Помимо перечисленных элементов, к предмету криминологии некоторые авторы относят закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества; организацию конкретно-криминологических исследований; криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; ликвидацию последствий преступности; управление процессами борьбы с преступностью; отдельные виды преступности; жертву преступления; историю криминологии и историю преступности; методологию и методику криминологических исследований[1].

Можно оспаривать такой подход к расширенной трактовке предмета криминологии, но обозначенная позиция не противоречит приведенному выше определению предмета, а лишь уточняет и конкретизирует его.

Источник

Предмет и методы криминологии, ее место в системе наук

Слово «криминология» (лат. crimen — преступление, греч. logos — учение) означает «наука о преступлении». Преступление является предметом изучения и других наук — уголовного права, криминалистики.

Но эти науки создают теоретическую базу для правоприменительной деятельности по раскрытию преступлений и наказанию виновных, что является реакцией на уже совершившееся преступление.

Криминология же разрабатывает теоретические основы деятельности по предупреждению преступлений. В настоящее время криминология рассматривается как наука о преступности в целом.

Первый научный труд под названием «Криминология» был опубликован в 1884 г. Р. Гарофало. До этого для обозначения науки о преступлении использовались другие термины — криминальная антропология, уголовная социология.

Объект и предмет криминологии

Для понимания сущности и особенностей конкретной науки в науковедении различают объект и предмет науки. Объект науки — это те явления и процессы, которые изучает данная наука и которые существуют независимо от того, познают их люди или нет (горы, растения). Предмет науки является частью, отдельной стороной объекта (строение горных пород, лекарственные свойства растений).

Один объект может изучаться несколькими науками, в одном объекте можно выделить несколько предметов (предмет, следовательно, не может быть шире объекта). Применяя для изучения, например, человека биологические методы, мы можем вычленить предмет биологии — клетки, органы, организм в целом; применяя психологические методы — предмет психологии: интеллект, память, эмоции и т.д. В человеке как объекте познания можно выделить даже предмет механики: рассматривая человека как материальное тело и подвергнув его процедуре измерения, мы получим размеры, массу, скорость. Но для механики нет качественных различий между человеком и, например, камнем.

Предмет науки — это не просто некоторая часть, сторона объекта (некоторые свойства и отношения), а такая его сторона, которая выявлена в процессе познания посредством метода и зафиксирована в определенной знаковой форме (в некоторых представлениях, понятиях, гипотезах и т.д.). Следовательно, предмет науки есть в определенной мере уже познанный объект. Принципиальное различие между предметом и объектом состоит и в том, что предмет науки исторически изменчив. Появляются новые методы исследования, совершенствуются приборы (например, лупу сменил микроскоп). Выявляются новые свойства объекта, более полно исследуются уже известные, процесс познания идет от явления к сущности. Вследствие этого предмет науки развивается как интенсивно (вглубь), так и экстенсивно (вширь). Так, понятие «преступность» появилось не сразу, а было выработано в процессе познания. И, как у любого научного понятия, его содержание менялось: преступность как свойство личности — преступность как сумма преступлений — преступность как социальное явление. Объект же познания остается неизменным. Конечно, объект, как и все в природе и обществе, изменяется, но изменяется не в результате познания, а независимо от него.

В широком смысле слова объектом криминологии являются человек и социальные общности. Разные науки могут различаться объектами (у физики — неживая природа, у социологии — общество).

Но несколько наук могут иметь один общий объект, различаясь в то же время предметами. Спецификой криминологии как науки является ее комплексный характер: объекты познания криминологии относятся к разным уровням социальной реальности — человек, социальная группа, общество. Криминология использует методы и подходы разных наук, а криминологические исследования чаще всего носят межотраслевой и междисциплинарный характер.

Таким образом, объект криминологии совпадает с объектом познания других социальных наук (психологии, социологии), но предметы у них различны. Следовательно, специфику и особенности конкретной науки характеризует не объект, а предмет.

В широком смысле предметом криминологии являются природа и причины существования общественно опасных проявлений и объективные возможности общества по их предупреждению (искоренению).

В предмете криминологии обычно выделяют четыре основных элемента: 1) преступность; 2) причины и условия преступности (преступлений); 3) личность преступника; 4) предупреждение преступлений.

В последнее время стали выделять еще один элемент — жертву преступления, что иллюстрирует историческую изменчивость (эволюцию) предмета криминологии. Раздел криминологии, изучающий жертву преступления, называется «виктимология».

Преступность — центральное понятие (категория) криминологии.

Для уголовного права таким понятием является, например, преступление. В криминологической литературе существует немало определений преступности, в частности, такое достаточно распространенное определение: преступность — это массовое, относительно устойчивое, социально обусловленное, исторически изменчивое, общественно опасное социально-правовое явление, выражающееся во множестве совершаемых преступлений.

Преступность и преступление — качественно отличные явления со своими особыми характеристиками. Преступность не сводится к сумме преступлений. Понимание преступности как социального явления исходит из того, что некоторое количество преступлений создает новое социальное качество — преступность, которая приобретает свойства, не присущие отдельным преступлениям. Предметом криминологического познания являются как преступность, так и различные ее виды (рецидивная, женская и т.д.) и отдельные преступления. В этом также проявляется комплексный характер криминологии.

Изучение преступности, ее сущности и свойств в конечном счете необходимо для того, чтобы познать причины и условия ее существования, выявить закономерные связи и отношения с другими социальными явлениями, чтобы на основе этого выработать способы воздействия на эти причины и условия с целью предупреждения преступлений. Изучение причин преступности — важнейшая теоретическая задача криминологии.

Криминология в соответствии со спецификой своего предмета также изучает причины и условия на разных уровнях: а) причины и условия преступности; б) причины и условия видов преступности; в) причины и условия совершения конкретных преступлений. Причины и условия на каждом уровне относительно самостоятельны и независимы, качественно несводимы одни к другим.

Личность преступника является криминологическим понятием, а родственное ему понятие «субъект преступления» — уголовно-правовым.

Понятие «личность преступника» используется для изучения причин преступлений, понятие «субъект преступления» — для определения общих оснований уголовной ответственности.

Проблема существования личности преступника в криминологии относится к разряду дискуссионных, по ней высказываются полярные точки зрения. Так, под личностью преступника понимается определенная совокупность свойств субъекта преступления, которые обусловливают вместе с иными (внешними) обстоятельствами совершение преступления. Во множестве всех свойств, характеризующих личность, криминологию интересуют только криминологически значимые свойства.

Личность преступника не следует отождествлять с понятием «преступная личность», т.е. считать, что существуют какие-то особые люди, всегда готовые совершить преступление.

Изучение всех элементов предмета криминологии в конечном счете имеет целью создать научную основу социальной деятельности по предупреждению преступлений. Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, которая включает в себя: основные направления, формы и методы предупредительной деятельности; социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления; систему субъектов предупредительной деятельности.

Научная обоснованность теории предупреждения и практическая осуществимость рекомендуемых мер профилактики являются показателями социальной эффективности криминологии как науки.

Определив предмет, т.е. указав вопросы, изучаемые данной наукой, мы фактически даем и определение этой науки. Но более полное представление о науке дает не предмет, а ее содержание. Так, в содержание криминологии наряду с изучением предмета входят методология и методика исследований, изучение истории криминологии, разработка практических мер по предупреждению преступлений.

Методы криминологии

Наряду с объектом и предметом еще одной существенной характеристикой науки являются применяемые ею методы. Метод — это исследовательская процедура, с помощью которой изучается объект познания с целью получения информации о его свойствах. В общем плане все научные методы разграничиваются по области применения и по широте применения.

По области применения различают два класса методов: теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числа, функции), и эмпирические, применяемые для изучения реально существующих объектов (атомы, люди). Соответственно объектам и применяемым методам науки классифицируются на абстрактные, теоретические (логика, математика) и эмпирические, опытные, экспериментальные (химия, биология, криминология).

Существенное отличие этих типов наук состоит также в том, что истинность положений и выводов абстрактных наук устанавливается не опытным путем, а следует из значения теоретических терминов и смысла логических отношений. Истинность же утверждений эмпирических наук устанавливается путем соотнесения этих утверждений с действительностью. Конечно, и в эмпирических науках используются понятия, не имеющие прямых аналогов в объективном мире, и могут применяться некоторые теоретические методы, например, методы символизации, формализации.

По широте применения методы разделяются на общенаучные, которые применяются если не во всех, то во многих науках; частно- научные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки (в криминологии специальных методов нет).

Кроме того, различают методы получения информации о свойствах объекта (наблюдение, опрос) и методы обработки полученной информации (вторичная группировка, факторный анализ).

Продуктом научного познания должно быть объективное знание, т.е. знание о свойствах объекта — как они есть, вне и независимо от познающего субъекта. Основное требование к научному методу — его нейтральность по отношению к объекту познания, принципиальная неспособность изменять свойства объекта в процессе исследования.

Этим орудие познания (прибор) отличается от орудия труда.

Так, микроскопом можно забивать гвозди (и тогда он будет орудием труда), а можно изучать инфузорию туфельку (тогда он есть орудие познания).

Методологическое требование нейтральности метода было выработано в науке Нового времени и представляется вполне очевидным.

Как показало дальнейшее развитие науки, это требование не всегда выполнимо. Вовлечение в сферу научного познания микрообъектов, возникновение квантовой механики показало, что нельзя полностью исключить влияние субъекта познания, что существует так называемый эффект возмущающего влияния прибора.

Проблема нейтральности метода актуальна не только для квантовой механики. Эта проблема, осознается она исследователем или нет, стоит и перед социологией, и перед психологией. А поскольку криминология использует методы этих наук, она актуальна и для нее.

Проводя эксперимент, опрос или тестирование, исследователь должен учитывать, что само применение этих методов может существенно повлиять на объект познания (человека). В этом случае применение метода дает нам знание о свойствах объекта познания не в естественных условиях, а взаимодействия с субъектом познания, в условиях вмешательства исследователя. В психологии и социологии эта проблема формулируется как проблема валидности (обоснованности) используемых методик.

Нейтральность метода по отношению к объекту не следует трактовать как полную независимость метода от объекта. Требование нейтральности метода по отношению к объекту — всего лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что метод должен быть адекватен объекту: качественно различные объекты требуют применения различных методов. Так, коэффициент интеллекта нельзя измерить путем взвешивания мозга.

В криминологии примером игнорирования специфики объекта была попытка Ч. Ломброзо применить для изучения особенностей личности преступника методы антропометрии. Из требования адек- ватности метода объекту следует невозможность существования единого универсального метода, применимого к объектам любой природы.

В криминологии как эмпирической науке применяются такие общенаучные методы, как наблюдение и эксперимент. Д. Милль отмечал, что наблюдение ставит задачу — отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент — создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств. Использование в криминологии методов наблюдения и эксперимента имеет свою специфику и пределы.

Наблюдение — это чувственное целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, и их фиксация (описание). Наблюдение является исторически наиболее ранней и исходной формой эмпирического исследования, оно структурно включено и в экспериментальные, и в измерительные процедуры.

Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдении наблюдается не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах в данный момент ненаблюдаемого объекта судят по наблюдаемым его проявлениям (нет дыма без огня). В криминологии прямое наблюдение затруднено: ведь криминолог непосредственно наблюдает не событие преступления, а его последствия.

Эксперимент — это изучение свойств объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в криминологии также весьма затруднено. И не только вследствие сложности объекта исследования, а прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступлений. Но эксперименты по стимулированию правопослушного поведения, по проверке эффективности мер профилактики не только возможны, но и регулярно проводятся.

Кроме того, допустимо использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как экспериментальная ситуация. Главное при этом — возможность зафиксировать начальное и конечное состояния объекта и выделить экспериментальный (воздействующий) и производные (зависимые) факторы. Кроме того, исследователь должен убедиться в том, что квазиэксперимент отвечает требованиям внутренней (именно экспериментальный фактор является причиной наблюдаемых изменений) и внешней (выявленная зависимость является закономерной, она может быть распространена и на неэкспериментальную ситуацию) валидности. Так, известную антиалкогольную кампанию в середине 80-х гг. прошлого столетия можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации, которая показала, как сокращение государственного производства и продажи алкоголя (экспериментальный фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности, уровне смертности, росте самогоноварения и т.п. (зависимые факторы). Другой пример: известная катастрофа с электроснабжением Нью-Йорка позволяет криминологу сделать определенные выводы о значении уличного освещения для предупреждения уличной преступности.

К общенаучным можно отнести и такой быстро развивающийся метод, как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными (например, испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование атомного взрыва и др.). В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как прямое экспериментирование сталкивается со значительными трудностями. Наиболее часто используются математические модели, особенно при прогнозировании преступности.

В криминологической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что наряду с наблюдением и экспериментом к общенаучным эмпирическим методам, применяемым в криминологии, относятся дедукция и индукция. Вообще дедукция и индукция являются не эмпирическими методами познания, а способами логического рассуждения и доказательства (разными формами связи посылок и заключения). Механизм дедукции состоит в распространении общего положения на отдельный случай, подведении частного случая под общее правило. Механизм индукции состоит в распространении частного случая на общее, в переходе от знания части предметов определенного класса к знанию обо всем классе предметов.

Эмпирические методы дают новую информацию о свойствах объекта, а дедукция и индукция как методы — новые выводы из знания, уже полученного с помощью эмпирических методов. Это относится и к так называемым методам научной индукции: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений и т.д.

Поскольку объект криминологии частично совпадает с объектом других социальных наук, то в криминологии могут применяться методы этих наук, которые относятся к разряду частнонаучных:

В криминологии как эмпирической науке одним из основных способов доказательства (опровержения) теоретических положений является гипотетико-дедуктивный метод. Из какого-либо утверждения или предположения (гипотезы), не поддающегося прямой проверке, логическим (дедуктивным) путем выводятся эмпирически проверяемые (верифицируемые) следствия. Если следствия, вытекающие из гипотезы, подтверждаются на практике, то гипотеза получает статус истинного утверждения.

Естественно, в криминологии применяются и всеобщие методы научного познания — системный, исторический, сравнительный и т.д.

Место криминологии в системе наук

Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрения: 1) криминология — часть уголовного права; 2) криминология — часть социологии; 3) криминология — самостоятельная наука.

Первой точки зрения придерживались русские криминологи дореволюционного периода, а также такие известные советские юристы, как А.А. Герцензон и А.А. Пионтковский. Эта позиция не обоснована в силу того, что криминология не является юридической наукой, у криминологии и уголовного права разные объекты изучения (а если у каких-то наук разные объекты, то это заведомо разные науки).

Объектом науки уголовного права являются уголовное право (отрасль права) как регулятор общественных отношений, юридические нормы и институты; объектом криминологии — социальная деятельность людей и социальных групп. Поэтому методы, применяемые в этих науках, имеют принципиально различный характер, и, соответственно, различаются их предметы Но в общем такая позиция вполне объяснима как исторически (криминология «вышла» из уголовного права, большинство криминологов — юристы по образованию), так и логически (именно уголовное право определяет понятие преступного). По традиции до сих пор во многих учебниках курс криминологии структурируется аналогично курсу уголовного права — на Общую и Особенную части.

Вторая точка зрения доминирует в американской криминологии.

У социологии и криминологии действительно частично совпадают и объект, и некоторые методы. Но их предметы все же разли- чаются. Криминология — комплексная наука, предметом ее изучения являются и социально-психологические аспекты преступности, и индивидуально-психологические особенности личности преступника.

Поэтому предмет криминологии не может быть включен в предмет социологии.

В настоящее время наибольшее признание имеет третья точка зрения, сторонники которой считают, что криминология — самостоятельная наука. Но самостоятельность науки криминологии не означает, что она не имеет связей с другими науками.

Хотя криминология и не является юридической наукой, она тесно связана с уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и т.д. Эта связь обусловлена прежде всего тем, что при всех различиях методов и характера решаемых задач они имеют общую цель — научно обеспечить борьбу с преступностью.

Особая связь криминологии с уголовным правом объясняется и тем, что именно уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, и тем самым очерчивает границы преступности как явления. А преступность и является основным элементом предмета криминологии. В то же время именно криминологические исследования дают необходимый материал для выработки уголовной политики, научного обоснования криминализации (декриминализации) деяний.

С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает то, что наказание является одним из факторов предупреждения преступлений.

Криминология, изучая причины пенитенциарной и рецидивной преступности, эффективность разных видов наказаний, предоставляет уголовно-исполнительному праву информацию, необходимую для совершенствования процесса исполнения наказания и исправления осужденных.

Связь криминологии с социологией, психологией, социальной психологией обусловлена сходством объекта и применяемых методов.

Как криминология может использовать материалы этих наук, так и криминологические данные могут служить более глубокому изучению проблем соответствующих наук. Социология исследует закономерности отклоняющегося поведения (пьянство, бродяжничество и т.д.). Криминологию также интересуют эти явления, но не сами по себе, а в их связи с преступностью. Во многих случаях такое поведение является условием для совершения преступлений. Социологические и криминологические исследования взаимно обогащают друг друга.

Криминология связана и с другими науками. Связь со статистикой обусловлена тем, что преступность как массовое явление может быть представлена как статистическая совокупность. Связь с педагогикой — тем, что криминология изучает процесс формирования личности преступника, а формирование личности — проблема педагогическая.

Такие связи можно проследить практически со всеми социальными (да и не только) науками.

Источник

Объект и предмет криминологии.

Понятие и система криминологии.

Криминология– это общетеоретическая социолого-правовая наука, исследующая сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины, лиц, совершающих преступления, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывающая общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.

Система криминологии соответствует её предмету. Предмет криминологии

Предмет криминологии составляют преступность во всех ее проявлениях, детерминации и причины преступности, подверженность преступности различным воздействиям. Можно сказать, что предмет изучения криминологии состоит из таких составляющих, как:

— причины (или причинность) преступности;

— меры предупреждения преступности.

Одним из важных критериев, по которому строится система курса, является уровень обобщения научно-практической информации. В соответствии с этим материал подразделяется на Общую и Особенную части. Анализ криминологических понятий и явлений в целом содержится в Общей части криминологии. В Особенной части дается криминологическая характеристика определенных видов, категорий и групп преступлений (корыстные, насильственные, против человека и т.п.). Кроме этого, учитываются особенности субъектов преступлений (преступность несовершеннолетних, рецидивная преступность и т.д.). Особенная часть в криминологии более динамична, чем Общая, ибо она непосредственно отражает быстро меняющуюся картину преступности.

Криминология во многом явл. междисциплинарной отраслью знаний и располагается на стыке социологии правоведения. Она тесно связана со многими другими науками (юридическими науками и науками уголовного права).

Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.
Криминалистика разрабатывает методику обнаружения и фиксации фактических данных о причинах и условиях преступлений, типологические характеристики ситуаций совершения преступлений, способов действий преступников, а также организационно-технические и тактические средства защиты личности и имущества от преступлений, затрудняющие совершение последних. Криминология же указывает основные направления для их разработки, вытекающие из данных о структуре и динамике преступности, типичных криминогенных ситуациях и т. п., а также рассматривает эти рекомендации как составную часть системы профилактических мер и анализирует эффективность их применения.
Так же криминология тесно взаимосвязана с административным правом, экономической наукой (определение явлений и процессов, детерминирующих преступность, а так же разработка экономических мер воздействия), статистикой (получение данных о преступности и ее показателях) и др.

2. Цели и задачи криминологии.

Цели – познание преступности, тех, кто совершает преступление, уяснение причин этого отрицательного явления, выработка предупредительных мер, обращения с теми, кого само общество сделало преступниками. Из целей вытекают задачи:

Задачи:

– изучение причин и условий преступности, а так же исследование их картины в динамике;

– научное обеспечении предупредительной деятельности, своевременности и достаточности принимаемых мер по охране прав и законных интересов граждан;

– разработка рекомендаций по правовому регулированию предупреждения преступлений;

– научное обеспечение неотвратимости ответственности за каждое нарушение уголовного закона.

– получение достоверных сведений обо всем том, что составляет предмет криминологии;

– научное объяснение и прогнозирование криминологических явлений;

– получение существенной информации о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений;

– определение общей политики развития науки, т. е. анализ имеющихся наработок, сделанных еще в советский период, сохранение ценных научных исследований и отказ от догматических и искажающих истину положений;

– внедрение в практику результатов теоретических исследований, особенно в части прогнозирования и планирования (проведение криминологических экспертиз и т. д.);

– изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью. Здесь важное место должно быть уделено анализу международно-правовых документов, достижений науки, в том числе криминологической, участию в международных организациях, таких как Интерпол, ассоциации полицейских и других различных конференциях и семинарах.

Объект и предмет криминологии.

Объектом науки криминологии являются общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений
Предметом криминологии является исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии
Предмет криминологии состоит из четырех основных элементов:
Преступность.Т. е. совокупность множества преступлений, совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени. Преступность в криминологии рассматривается не как состав преступления, а как совокупность преступлений в социальной действительности. Правонарушения, не образующие состава преступлений, но тесно связанные с ними, учитываются при анализе причин и условий различных видов преступлений. В социальном аспекте преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно-качественными показателями, как структура, динамика и уровень.

При анализе преступности выделяют следующие ее категории:

— преступление (или индивидуальное преступное поведение);

— отдельные виды преступности, дифференцируемые по объекту посягательств (государственная, хозяйственная и т. д.), формам вины (умышленная, неосторожная);

— преступность представителей различных социальных групп (например, несовершеннолетних, женщин, предпринимателей);

— преступность в разных регионах, различных сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, духовной);

— преступность в государстве в целом;

— преступность человеческого общества на конкретных этапах его существования.

Причинность преступности можно определить как процесс возникновения и зарождения преступности в обществе, причинность есть социальная детерминация и выделение в данном процессе производящих, причинных зависимостей.

Личность преступника.Преступление как совершенный акт поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от характеристики и специфических особенностей личности. Можно сказать, что преступление и преступник тесно взаимосвязаны, и при изучении и познании личности преступника появляется криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

Причины и условия преступности(криминогенные детерминанты). Условиями преступности считаются такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию, а именно к совокупности деяний, нарушающих уголовный закон.
Предупреждение (профилактика) преступности – это область социального регулирования, управления и контроля, преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий.

Т.О., содержанием предмета криминологии являются исследование и оценка преступности, выявление и изучение ее основных причин; изучение личности преступника; разработка мер и рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.

Криминология в системе наук.

Криминология связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений.
Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности и преступлений, так как они играют ведущую роль в изучении и классификации личности преступника, значимы для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к данным демографии, социологии и политологии, которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, и т. д.

Методология криминологии.

Методологическая база – это система принципов и способов изучения предмета криминологии, а также организационно-технические средства сбора, обработки, анализа и толкования криминологически значимой информации.

Криминология, как и другие науки, использует основные философские законы и категории, например:

— закон единства и борьбы противоположностей с целью познания определенных общественных противоречий, с которыми связывают существование такого явления, как преступность;

— закон перехода количественных изменений в качественные;

— закон отрицания отрицания и т.п.

Криминология опирается на основные философские категории:

— причина и следствие;

— общее, отдельное и единичное;

— необходимое и случайное;

— сущности и явления;

— содержание и форма;

Причина порождает следствие и переносит главные признаки явления на него. Т.О., у каждого преступления есть причины, которые необходимо знать для успешной разработки методов борьбы с преступностью.

Отдельное – это явление (преступление). Общее – свойства этого явления (отдельно взятого преступления, которые характерны и для других преступлений). Единичное – уникальные, специфические свойства (т.е. только для этого конкретного преступления).

Криминология в своих исследованиях использует и общенаучные методы, такие, как: анализ и синтез, абстракция, моделирование, аналогии, обобщение и т.д. Эти методы предполагают абстрактное мышление, которое приводит к конкретным гипотезам и выводам.

Среди специальных методов выделяются:

— социологические – опрос, изучение документов, наблюдение (т.е. непосредственное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, и фиксация этих свойств), эксперимент, метод экспертных оценок и т.п.;

— статистические – статистическое наблюдение, группировка, анализ, сводка;

— математические используются в процессе обработки и анализа данных исследований (например, формула определения уровня преступности);

— экономические (экономический анализ);

— психологические – тесты, психологический анализ личности преступника и др.
6.Возникновение криминологии как самостоятельной науки.

Ее история как самостоятельной науки начинается в 19 веке. На становление криминологии как самостоятельной науки наряду с указанными выше философскими, политическими, правовыми учениями в первой половине 19 века наиболее отчетливо повлияли следующие четыре вида исследований:

1. Антропологические; Основоположник – френолог Галль. Он разделил людей, совершающих преступления, на 3 категории и положил начало биологической классификации преступников. 1 – те преступники, чьи врожденные качества позволяют им в самих себе находить опору в борьбе с соблазнами и дурными влечениями. 2– люди, обездоленные от природы. В силу ϲʙᴏих врожденных качеств, слабых и плохих, данные люди легко становятся жертвой преступных влечений. 3 – люди от природы предрасположены к совершению преступления, но им отпущено природой и дурное, и хорошее одновременно, а потому на преступный путь они встают в зависимости от условий их среды. Позднее идею наличия врожденного преступника ярко обосновал бывший тюремный врач, итальянский профессор судебной медицины Цезарь Ломброзо. Его взгляды развивали его ученики, известные итальянские ученые Рафаэль Гарофало и Энрико Ферри, но они гораздо большее внимание уделяли социальным факторам преступности.

2. Статистические;математик и статистик А. Кетле (числа преступлений повторяются с таким постоянством, что ϶ᴛᴏго нельзя не заметить.) Такого рода исследования были продолжены другими авторами, и с их помощью, был совершен переход от изучения преступления или преступлений к преступности как массовому социальному явлению, обладающему статистическими закономерностями; показана взаимосвязь изменений статистических данных о преступности и изменений состояния общества.

3. Социально-экономические, социологические и др., в процессе кᴏᴛ. анализировались факторы преступности и механизм их влияния; Многие ученые показывали статистическую связь преступности с разными социальными факторами (Ферри, Марро и др.). Ф. Энгельс, (война всех против всех и буржуазии против пролетариата). В работе Ф. Энгельса важно то, что, во-первых, обосновывались не причины вообще негативных социальных отклонений в поведении людей, но причины именно преступности; во-вторых, показывалась закономерность преступности в сᴏᴏᴛʙеᴛϲᴛʙующих условиях безраздельного господства частного интереса, ϲʙᴏбодной конкуренции, полного игнорирования интересов и прав людей наемного труда, не обладающих частной собственностью.

4.социально-правовые.Развитие социально-правовых исследований, социологии права заставило обратить внимание на социальную основу преступлений, на причины нарушения норм права, их учет при реагировании на преступления. Возникло учение об уголовной политике. Криминалисты стали интересоваться больше причинами преступлений и их предупреждением. Профессор из Японии Кан Уэда связывает зарождение криминологических исследований в ϶ᴛᴏй стране с реформой основ уголовной политики и тюремного дела. Все ϶ᴛᴏ послужило развитию специальных исследований преступности, ее закономерностей и причин, т. е. возникновению криминологии.

Криминология к концу 19 века окончательно определилась вне рамок уголовного права. Хотя последнее со второй половины девятнадцатого века и стало традиционно включать учение о преступлении, преступнике и наказании преступника, со становлением криминологии как науки данные разделы в нем не существуют.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 5289 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *