что представляет собой практическая подготовка учащихся начальной школы к труду

Практическая подготовка к труду

Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков учащимися школ VIII вида имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду и домоводству, работу в мастерских, на пришкольном участке, производственную практику на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Ручной труд в I-III классах, как предусматривает программа, проводится в следующих направлениях:

а) самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;

б) работа с картоном и бумагой;

в) работа с глиной (пластилином);

г) работа с деревом (сборка из готовых деталей деревянных игрушек по образцам).

Основной особенностью учащихся младших классов школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность учащихся по изготовлению разнообразных изделий дает учителю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают и первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности за порученное дело. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, перочистки, полочки, бусы для счета и т.д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий в классе.

На предметных уроках, например, предусматривается ознакомление учащихся с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. Дети получают первоначальные сведения о живой и неживой природе, о поверхности земли, о домашних и диких животных. Они ведут наблюдения сезонных изменений в природе. У детей воспитываются практические навыки ухода за телом, за своей одеждой и предметами быта. На уроках труда закрепляются не только умения и навыки, но также и многие понятия (“овощи”, “фрукты”, “мебель”, “посуда”, “большой”, “маленький”, “длиннее”, “короче” и др.), которые конкретизируются и глубже осознаются учащимися. Эта возможность труда и обучения помогает более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся, развитию их мышления.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь из дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во время, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Под руководством воспитателя дети определяют, кто лучше сделал? У кого красивее? Почему? Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей.

В процессе труда по самообслуживанию и игровой деятельности у детей возникает хозяйское, бережное и заботливое отношение к школе, возрастает требовательность друг к другу, исчезает безразличие и равнодушие к общему труду и жизни. Дети становятся более самостоятельными, проявляют заботу друг о друге. Оказание помощи больным и слабым ребятам, а также ученикам младших классов воспитывает чувство коллективизма и человечности.

Надо сделать так, чтобы бытовой труд стал необходимостью для умственно отсталого ученика, чтобы, начав самостоятельную жизнь, наш бывший воспитанник применил навыки, полученные в школе, на практике. Часто так оно и бывает. Комнаты в рабочих общежитиях, где живут наши ребята, отличаются чистотой и опрятностью. А некоторые из них становятся комнатами образцового быта.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 13 | Нарушение авторских прав

Источник

Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков учащимися школ VIII вида имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду и домоводству, работу в мастерских, на пришкольном участке, производственную практику на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Ручной труд в I-III классах, как предусматривает программа, проводится в следующих направлениях:

а) самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;

б) работа с картоном и бумагой;

в) работа с глиной (пластилином);

г) работа с деревом (сборка из готовых деталей деревянных игрушек по образцам).

Основной особенностью учащихся младших классов школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность учащихся по изготовлению разнообразных изделий дает учителю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают и первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности за порученное дело. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, перочистки, полочки, бусы для счета и т.д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий в классе.

На предметных уроках, например, предусматривается ознакомление учащихся с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. Дети получают первоначальные сведения о живой и неживой природе, о поверхности земли, о домашних и диких животных. Они ведут наблюдения сезонных изменений в природе. У детей воспитываются практические навыки ухода за телом, за своей одеждой и предметами быта. На уроках труда закрепляются не только умения и навыки, но также и многие понятия (“овощи”, “фрукты”, “мебель”, “посуда”, “большой”, “маленький”, “длиннее”, “короче” и др.), которые конкретизируются и глубже осознаются учащимися. Эта возможность труда и обучения помогает более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся, развитию их мышления.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь из дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во время, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Под руководством воспитателя дети определяют, кто лучше сделал? У кого красивее? Почему? Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей.

В процессе труда по самообслуживанию и игровой деятельности у детей возникает хозяйское, бережное и заботливое отношение к школе, возрастает требовательность друг к другу, исчезает безразличие и равнодушие к общему труду и жизни. Дети становятся более самостоятельными, проявляют заботу друг о друге. Оказание помощи больным и слабым ребятам, а также ученикам младших классов воспитывает чувство коллективизма и человечности.

Надо сделать так, чтобы бытовой труд стал необходимостью для умственно отсталого ученика, чтобы, начав самостоятельную жизнь, наш бывший воспитанник применил навыки, полученные в школе, на практике. Часто так оно и бывает. Комнаты в рабочих общежитиях, где живут наши ребята, отличаются чистотой и опрятностью. А некоторые из них становятся комнатами образцового быта.

Источник

Методика преподавания технологии в начальной школе — Содержание трудового обучения

В 1927 г. были разработаны программы, в которых предполагалось сделать труд средством политехнического образования (моделирование, изучение свойств материалов, освоение общетрудовых умений). Но вследствие невысокого уровня общеобразовательных знаний политехническое обучение в труде приняло формальный характер, что было осуждено постановлением ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (1931г.) и выдвинуто требование подчинить труд общим учебно-воспитательным задачам школы. Однако это требование не было выполнено. Органы народного образования вместо перестройки трудового обучения основное внимание стали уделять общеобразовательным дисциплинам. Это привело к тому, что в 1937 г. труд вообще был исключен из учебного плана школы.

В начале 50-х годов технический прогресс вновь поставил перед общеобразовательной школой задачу всесторонний подготовки учащихся к производительному труду. В 1952г. 19 съезд КПСС принял решение о развертывании в общеобразовательной школе политехнической трудовой подготовки учащихся.

В 1954 г. Министерство просвещения РСФСР пересмотрели учебный план начальной школы и включили в него новый предмет – ручной руд. Основной задачей было вооружение учащихся несложными трудовыми умениями, привитие интереса и любви к труду, воспитание навыков культуры труда.

Трудовая подготовка в 1-4 классах рассматривалась как подготовительная ступень учащихся к производительному труду. На уроки труда отводилось по 1 часу в неделю.

В 1956 г. на 20 съезде КПСС конкретно определены задачи и направление политехнической трудовой подготовки учащихся.

В 1959-1960 учебном году программа по труду была изменена, получила название «трудовое обучение и общественно-полезный труд» (цель: подготовка к жизни и самостоятельной трудовой деятельности) – 2 часа в неделю. Содержание оставалось прежнее.

В 1969 г. создана новая программа «Трудовое обучение», которая предусматривает расширение трудового опыта, знаний о производстве, умственное, физическое, эстетическое воспитание и практическую подготовку к труду.

В 1977 г. разработаны конкретные мероприятия по организации эффективного трудового обучения и профессиональной ориентации школьников.

В 1996 – программа «Технология».

что представляет собой практическая подготовка учащихся начальной школы к труду

что представляет собой практическая подготовка учащихся начальной школы к труду

Содержание трудового обучения

Содержание учебного предмета определяется программой. При заключении содержания программы трудового обучения руководствуются следующими дидактическими принципами: политехнизма; научности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; доступности и посильности труда для учащихся; сознательности и активности учащихся в трудовом на учебе; наглядности; воспитания и развития учащихся в процессе трудового обучения. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Каждый из них раскрывается и реализуется через правила обучения, которые определяют способы деятельности учителя и учащихся по реализации принципа в конкретных условиях учебного процесса.

Трудовое обучение в начальных классах является важным звеном в системе учебных предметов, направленных на всестороннее гармоничное развитие школьников. Его целью является развитие личности через приобщение школьников к творческому труду, формирование конструктивного подхода к решению трудовых задач. В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:

Содержание программы ориентирован на мир профессий. Цель и задачи предмета реализуемых на основе содержания основных направлений жизнедеятельности человека, в силу которых в программе выделено 5 разделов: «Человек и природа», «Я сам и другие люди», «Человек и знаки информации», «Человек и техника», «Человек и художественное среды»

Изучая раздел «Человек и природа», дети знакомятся с профессиями соответствующего типа, учатся работать с растительным материалом, лепить из глины, ухаживать за цветам.

Раздел «Я сам и другие люди» представлен бытовой трудом, изготовлением подарков и сувениров к праздникам из бумаги, ниток, ткани.

Содержание раздела «Человек и знаки информации» знакомит младших школьников с соответствующими профессиями, условными знаками передачи информации, они выполняют работы с картоном и материалами химического происхождения.

В разделе «Человек и техника» дети узнают о технических профессии, работают со строительными, техническими конструкторами и различными материалами над созданием моделей, макетов объектов по образцу, техническому рисунку и собственному замыслу.

Раздел «Человек и художественное среды» призван ввести учащихся в мир профессий, связанных с дизайном, познакомить с элементами художественного конструирования предметов быта, элементами паркового искусства, макетирование.

Для каждой темы программы определено содержание знаний и умений, подлежащих усвоению, приведены ориентировочный перечень практических работ. Учитель, исходя из программных, учебно-воспитательных задач, местных условий и возможностей, выбирает для изготовления те изделия, которые рекомендуются, или подбирает другие, конструирование которых соответствует содержанию разделов и изучаемой. По тематике содержательных разделов также предложены обобщающие практические работы, которые могут быть использованы учителем для контроля знаний учащихся по трудовому обучению.

Программой определены для каждого класса основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец учебного года. Отмечена необходимость реализации межпредметных связей, интеграции трудового обучения с другими учебными предметами.

Приоритетным признано развитие общетрудовых и конструктивных умений учащихся. Практические работы предлагается выполнять в составе небольших творческих групп школьников, роль учителя при этом должна быть стимулирующей, корректирующей, а не диктаторской; должна быть обеспечена ситуация свободного выбора различных по сложности трудовых заданий в соответствии с возрастными, психофизиологических возможностей детей с учетом индивидуальных интересов и потребностей в труда.

Роль уроков трудового обучения в эстетическом воспитании детей

Возможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. В курсе Трудовое обучение авторов В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой предусматривается решение таких задач, как развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления.

Анализ программы В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой и программы Т. М. Геронимус по трудовому обучению позволил выделить ряд требований к урокам. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках трудового обучения.

Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок. Трудные операции, требующие значительного умственного труда напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

На уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразования материала в изделие. Причем на теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

Теоретическая работа должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме. По возможности в 1-2 классах вносить элементы игры. А самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует обязательно опираться на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях, а также и в домашних условиях.

На каждом этапе обучения необходимо закреплять навыки культуры труда:

правильно организовывать рабочее место после анализа изделия, работы и составления плана выполнения их: подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться, — работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;

соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока; выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу. Сначала нужно обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку – такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем рекомендуется побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер деталей, их количество, а также и конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность разметки, аккуратность при заготовке и сборке, эстетичность оформления всего изделия.

Конструирование по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии. Большое значение для конструкторских способностей и творчества имеют задания по условию – ребенок должен самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, что воздействует на развитие сообразительности, смекалки. Конструируя по замыслу, ребенок сам ставит перед собой задачи и находит правильные их решения. Такие задания дают возможность развитию конструкторских способностей, технического и художественного творчества.

Общие методики уроков технологии в школе

1. Оптимизация процесса трудового обучения

Важное значение во взаимосвязи трудового обучения и воспитания имеет их оптимизация. Главное звено в этой работе — интенсификация трудовой подготовки детей за счет их общего и физического развития на основе связи формирования двигательных умений и навыков с их самооценкой, самоконтролем в труде. Чтобы этого достичь, в процессе трудового обучения рекомендуется:

— научить детей дифференцировать свои ощущения в процессе деятельности (труд, игра, ученее, спорт), чтобы постепенно они могли регулировать свои физические усилия, координацию движений, точность, тонкость своих трудовых действий;

— вооружить детей знаниями о себе, своих особенностях и возможностях, способностях и слабостях для того, чтобы они научились планировать свой труд, точно определять временные границы работы, разумно чередовать труд и отдых, поддерживать высокую работоспособность;

— научить школьников умениям и навыкам самоконтроля за ходом и результатами своей работы. Самоконтроль обеспечивает почти двойное ускорение процесса овладения новыми умениями и навыками, он крайне необходим для качественного выполнения порученной работы;

— воспитать устойчивое внимание, умение управлять им в процессе труда;

— научить мыслить во время трудового процесса, предварительно обдумывать каждую операцию, искать оптимальное решение трудовых задач;

— иметь специальное оборудование приспособления, наглядность, способствующие самостоятельному анализу учащимися своей работы (какие ошибки в труде они совершают, насколько качественно овладели той или иной операцией);

— обеспечить связь и преемственность физической культуры, спорта с трудовым обучением, так как это необходимо для развития сенсомоторики.

Данные положения выступают как дидактические требования к организации трудового обучения в школе.

Важное значение в трудовом обучений приобретает воспитание умения преодолевать трудности, которые встречаются при овладении трудовыми операциями или при выработке практических умений. На этой основе формируется готовность к труду. Учащиеся теряют интерес к трудовому обучению и труду, если не могут преодолеть встречающиеся трудности.

2. Подготовка и проведение уроков трудового обучения в начальной школе.

Урок технологии сложен по своему строению, т.к. в его ходе должны быть сформированы у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции.

По содержанию деятельности учащихся урок технологии/ трудового обучения может быть разделен на 5 частей (этапов):

Название этих частей урока говорит о содержании деятельности детей. Каждая часть ( этап ) урока состоит из нескольких элементов. Порядок их расположения в ходе урока зависит от учебных задач, содержания урока, подготовленности детей и т.д.

Специфические особенности уроков технологии и их значение в общеобразовательной подготовке школьников

Уроки практического труда в школе традиционно считаются специфическими. В соответствии с многолетней традицией их особенность принято подчеркивать, начиная уже с определения целей и задач. В частности, в числе приоритетных задач этого учебного пред-мета во всех программах много десятилетий подряд указываются следующие: воспитание трудолюбия, уважения к труду и к людям труда; формирование политехнических и трудовых умений; формирование знаний о профессиях и подготовка к выбору профессии (профориентация). В последние годы (вместе с изменением названия) к ним еще добавилась задача технологического образования учащихся.

Таким образом, специфика данной учебной дисциплины изначально определяется якобы присущей ей особой ролью в трудовой, профессиональной и технологической подготовке школьников. Однако подобная трактовка ошибочна, и пока она будет сохраняться, общеобразовательная роль этих уроков не повысится. Чтобы реально изменить их статус в современной школе и включить в систему общего образования, потребуется, прежде всего, пересмотреть привычные подходы и выявить новые аспекты, которые определяют истинную специфику данного предмета.

Начать анализ проблемы целесообразно с терминологии. Среди понятий, традиционно фигурирующих в научных трудах по данному направлению и в методике трудового обучения, наиболее часто встречаются следующие: трудовое воспитание, трудовое обучение,

политехническое обучение, профориентация, технологическое образование. Рассмотрим значение каждого из этих понятий. Трудовое воспитание – составная часть системы воспитания подрастающего поколения, направленная на формирование у школьников социально ценного отношения к труду и навыков общей трудовой культуры.Трудовое обучение – учебный предмет в общеобразовательной школе.

Имеет целью расширение и углубление политехнического образования, осуществление допрофессиональной подготовки к труду и трудовое воспитание учащихся.Политехническое обучение – обучение, дающее знания об основах главных отраслей индустриального и сельскохозяйственного производства, а также практические умения, необходимые для участия в труде на производстве. Политехническое обучение осуществляется в процессе занятий по всем общеобразовательным предметам, на вне-классных занятиях и во внеучебное время.

Профессиональная ориентация – подготовка молодежи к сознательному выбору профессии. Проводится по трем основным на-правлениям:

1) профессиональное просвещение (знания об отраслях народного хозяйства и профессиях);

2) воспитание устойчивых профессиональных интересов;

3) консультационная работа (помощь в выборе профессии).

Технологическое образование – важнейшая составная часть политехнического и трудового обучения, введение в основы всех видов производственной деятельности; процесс и результат обучения, направленного на освоение знаний и умений в области обработки и переработки различных видов сырья, полуфабрикатов, изделий. Можно заметить, что часть рассмотренных терминов и понятий имеет общепедагогический смысл и относится не столько к урокам практического труда, сколько к учебно-воспитательному процессу в целом, а часть взята из области профессионально-технического образования. Соответственно этому трактовка урока практического труда, с одной стороны, необоснованно расширительная (на них возлагается едва ли не вся ответственность за воспитание у школьников нравственного отношения к труду), а с другой стороны, она имеет явную профессионально-техническую окраску.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

что представляет собой практическая подготовка учащихся начальной школы к труду

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *