что представляет собой принцип потенциально избыточной информации при дистанционном обучении
Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред ПК (Тестирование)
Вопрос 1 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос 2 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Назовите основные требования к электронному тесту. Несколько вариантов ответа
Вопрос 3 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Возможность получать высшее образование на расстоянии впервые появилась в Великобритании в Лондонском университете. Укажите год
Вопрос 4 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Что представляет собой дистанционное обучение?
Вопрос 5 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Какие глобальные цели преследует СДО? (Несколько вариантов ответа)
Вопрос 6 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Что представляет собой принцип потенциально избыточной информации?
Вопрос 7 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Какие стадии проходит процесс внедрения ИКТ в образовательный процесс?
Вопрос 8 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: В процессе дистанционного обучения роль обучающегося:
Вопрос 9 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Кто является «отцом обучения по почте»?
Вопрос 10 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Относится ли расширение рынка образовательных услуг к целям системы дистанционного обучения?
Вопрос 11 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Локальные компьютеры, доступ выхода в интернет относятся к?
Вопрос 12 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Основные элементы платформ ДО
Вопрос 13 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: Что относится к основным факторам внедрения и развития СДО?
Вопрос 14 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: К какому обеспечению относится следующая цитата: «Составляют программы, при помощи которых может быть представлена информация для пользователей локальных сетей и сети Интернет»
Вопрос 15 (Баллов: 1 из 1)
Вопрос: К чему относится следующее высказывание? «Сертификация знаний реализуется практически единственным способом в виде интерактивных тестов, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1253241
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что представляет собой принцип потенциально избыточной информации при дистанционном обучении
Здравствуйте. Сейчас мы узнаем на сколько хорошо вы изучили данную технологию.
Правила не сложные. Нужно выбрать один из предложенных вариантов ответа, но будьте внимательны, ответы на вопросы расставлены в хаотичном порядке.
Начало теста:
1 вопрос
Варианты ответов:
2 вопрос
Варианты ответов:
3 вопрос
Варианты ответов:
4 вопрос
Варианты ответов:
5 вопрос
Варианты ответов:
6 вопрос
Варианты ответов:
7 вопрос
Варианты ответов:
8 вопрос
Варианты ответов:
9 вопрос
Варианты ответов:
10 вопрос
Варианты ответов:
11 вопрос
Варианты ответов:
12 вопрос
Варианты ответов:
13 вопрос
Варианты ответов:
14 вопрос
Варианты ответов:
15 вопрос
Варианты ответов:
16 вопрос
Варианты ответов:
17 вопрос
Варианты ответов:
Идет подсчет результатов
Выберите, что Вас интересует:
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Попробуйте пройти эти тесты:
Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)
Вы — настоящий интеллигент, если сможете закончить 10 крылатых фраз — ТЕСТ
Насколько Ваш мозг пошлый?
Из какой страны вы душой?
Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?
Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?
Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10
Насколько уникальна ваша личность?
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
А насколько хорошо натренирован ваш мозг?
Тест о животных: Угадай зверя по его носу
Вы гений, если пройдете этот тест.
Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего
Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина
Сумеешь угадать фильм с одного кадра?
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Популярные тесты
Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)
Вы — настоящий интеллигент, если сможете закончить 10 крылатых фраз — ТЕСТ
Насколько Ваш мозг пошлый?
Из какой страны вы душой?
Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?
Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?
Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10
Насколько уникальна ваша личность?
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
А насколько хорошо натренирован ваш мозг?
Тест о животных: Угадай зверя по его носу
Вы гений, если пройдете этот тест.
Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего
Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина
Сумеешь угадать фильм с одного кадра?
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
Особенности дистанционного обучения как инструмента оптимизации и индивидуализации образования
ВВЕДЕНИЕ
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т.д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
Цели дистанционного обучения:
Задачи:
Ожидаемый результат:
Понятие дистанционного образования
Термин «дистанционное образование» не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе. Рассмотрим подробнее понятие дистанционного образования, а также спектр его возможностей.
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.
Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.
Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся пятью основными моментами:
Таким образом, можно сказать, что дистанционное образование – это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и школа), а дистанционное обучение – это процесс получения знаний (за него ответственен ученик). По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.
Ученые выделяют следующие преимущества и недостатки дистанционного обучения:
Преимущества дистанционного обучения:
Недостатки дистанционного образования:
Методические особенности дистанционного обучения
Итак, дистанционное обучение необходимо рассматривать как особый вид обучения, для которого характерны определенные цели, функции, принципы, способы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Отличие дистанционного обучения от заочного заключается в том, что дистанционное обучение призвано обеспечивать максимальную интерактивность процесса образования, которая предполагает интерактивность между обучаемым и преподавателем, а также обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а также возможность группового обучения. Наличие обратной связи позволяет обучаемому получать информацию о правильности его продвижения в процессе получения знаний, а также осуществлять самоконтроль, самооценку в этом процессе.
Основные цели дистанционного обучения сегодня – это:
1. профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
2. повышение квалификации кадров по различным специальностям;
3. подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
4. подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
5. углубленное изучение тем, разделов из изучаемых дисциплин;
6. ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучаемых по определенным дисциплинам;
7. базовый курс учебной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать очные учебные занятия;
8. дополнительное образование по интересам.
Планируемые результаты и содержание дистанционного обучения совпадают с результатами и содержанием очного обучения, отличие заключается в некоторых принципах обучения, а также формах подачи учебного материала и формах взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой.
Безусловно, дистанционное обучение должно строиться в соответствии со всеми дидактическими принципами, которые имеют место в современной педагогике: объективности, научности; связи теории с практикой; последовательности, систематичности; доступности при необходимой степени трудности; наглядности и разнообразия методов; сознательности и активности обучаемых; прочности усвоения знаний, умений и навыков. Но существуют и специфические принципы дистанционного обучения.
Можно выделить такие специфические принципы дистанционного обучения:
Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Данные занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета. Для данных занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От первой формы занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение – это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии).
Методы дистанционного образования
В зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых, выделяют методы дистанционного обучения:
Выводы
Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наличие преподавателя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная оптимизация и индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.
Методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств – носителей информации. В центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения.
Дистанционные образовательные технологии
Содержимое публикации
Поддубная Инна Анатольевна,
учитель начальных классов
г. Оленегорска Мурманской области
Содержание
1. Понятие дистанционного образования5
2. Принципы дистанционного обучения8
3. Формы дистанционного обучения10
4. Методы дистанционного обучения12
5. Тестирование как особый вид дистанционного обучения14
Список использованных источников18
Введение
На современном этапе развития представить себе общество без интернет-технологий просто уже нереально. Прогресс дошел до того, что обучаться можно посредством дистанционного обучения.
Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем[4].
Вообще возможности применения и использования в России системы дистанционного образования вызвали большой и в тоже время парадоксальный интерес. Связано это, прежде всего, с тем, что сама форма обучения, при которой учащийся и преподаватель не контактируют непосредственно в течение учебного года в стране, признана называться «Заочной формой обучения». Такой способ обучения вызывает сомнения в эффективности и имеет много недостатков и нареканий. Поэтому становится актуальной проблема применения и развития дистанционного обучения.
Целью данного реферата является изучение методов дистанционного образования в современном мире. Задачи реферата: привести понятие дистанционного обучения, разобрать преимущества и недостатки, аргументировать основные принципы и формы дистанционного обучения, рассмотреть основные методы в зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых.
Для подготовки реферата были использованы отечественные источники информации, педагогический энциклопедический словарь терминов и интернет-источники.
1. Понятие дистанционного образования
Предпосылками появления дистанционного образования являлись уроки, отправленные по почте. Например, в 1728 году Калеб Филипспредлагал запись на курсы бухгалтерии и быстрого письма. Данные уроки должны были высылаться один раз в неделю по почте. Также метод дистанционного образования по почте в 1840 году применял в ИссакПитман, обучая студентов Великобритании. Поэтому многие современники спорят о дате появления дистанционных методов обучения.
В России методы дистанционного обученияшироко стали применяться после революции, и это была заочная форма обучения, основанная на консультациях. По мере появления информационных технологий дистанционное обучение стало более конкретным понятием. Так в 1997 году был опубликован приказ Минобразования РФ о возможности проведения в экспериментальном режиме образования методами дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) — технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра[3].
Применение дистанционных методов может обеспечиваться такими способами как:
обмен лекционных, практических, учебных, периодических других материалов через электронную почту или непосредственно на самом электронном ресурсе образовательного учреждения;
обмен информацией через организацию форумов и чатов;
проверка знаний в форме тестирования, различных заданий (контрольные, лабораторные и т.д.), вебинаров и др.
Дистанционные технологии предусматривают два способа получения информации:
Системы в реальном времени on-line, по-другому синхронные системыпостоянной готовности. Они предполагают одновременное участие обучаемых и преподавательского состава в процессе обучения
У дистанционного обучения можно выделить ряд преимуществ и недостатков.
К преимуществам дистанционногообразования можно отнести:
самостоятельный выбор времени, места и последовательности обучения;
открытый доступ к обучающим материалам из любой точки страны;
гибкие сроки обучения;
выполнение обучающих заданий в любое время, не совпадающее с рабочим временем.
более низкая стоимость обучения, при этом не нужны транспортные расходы;
большой охват аудитории учащихся.
К недостаткам дистанционного образованияможно отнести следующее:
наличие быстроскоростногоинтернета, чаще всего это трудность для удаленных от центров населенных пунктов нашей страны.
невозможность определения личности, которая выполняет учебные задания. Хотя сейчас во многих вузах вводятся меры защиты по определению выполнения заданий третьими лицами.
применение самодисциплины и самоконтроля обучения;
наличие ошибок при разработке курсов и большая их трудоемкость.
2. Принципы дистанционного обучения
Основными специфическими принципами дистанционного обучения можно считать следующие:
Принцип интерактивности. Это сотрудничество при взаимодействии между участниками учебного процесса
Принцип открытости. Получение доступа ко всей имеющейся информации по возможности получения дистанционного образования и во время обучения.
Принцип гибкости. Возможность получения образования в удобное для обучающегося время и выбор последовательности обучения.
Принцип адаптивности. Использование современных технологий, которые могут позволить приспособиться к индивидуальным особенностям учащихся (например, для плохого зрения есть выбор щрифтанаобучающемся сайте).
Принцип передаваемости. Возможность обмена образовательными материалами, оценочными материалами и др. информацией.
Ориентация на потребителя. Возможность доступа к получению дистанционного обучения большого количества людей, которые не могут позволить обучаться очно, сюда входит и финансовая сторона.
Принцип базовых знаний.Применение различных способов оценивания вступительных испытаний, показывающих уровень освоения начальных знаний.
Принцип индивидуализации.Применение индивидуального темпа и и индивидуальной образовательной траектории
Принцип регламентности обучения.Применение сроков начала, окончания сессии, тестирования, заданий или академической задолженности.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе дистанционного обучения средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению[6].
3. Формы дистанционного обучения
Любое дистанционное обучение имеет несколько форм. К ним относятся:
Лекции могут быть как печатном виде, так и в мультимедийном виде. Например, видео или аудио лекции.
Это более углубленные, требующие самостоятельного изучения, занятия. Практические занятия способствуют осмыслению изученного материала и применения сформированных умений на практике. Занятия могут быть ввиде решения задач, различных практикумов, ответов на кейсы, кроссворды и др.
Проводятся с целью обсуждения различных тем данной дисциплины. Проводиться семинарские занятия могут с помощью веб-занятий (вебинар) – вид дистанционного взаимодействияс использованием возможностей интернета или традиционно в аудитории вуза.
Проводятся с целью устранения недопонимания какой-либо образовательной программы, поддержки со стороны преподавателя. Проводиться консультации могут с помощью чат-занятий и телеконференций. Чат-консультации проводятся одновременно для всех обучающихся. Также имеется личный чат с педагогом.Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.
Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии).
4. Методы дистанционного обучения
Методы дистанционного обучения можно классифицировать в зависимости от способа коммуникации обучающихся и педагогов.
Метод самообучения. Этот метод предусматривает минимальное участие преподавательского состава. Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).
Метод обучения «один к одному». Предусматривается взаимодействие обучаемого с преподавателем один на один посредством консультаций. Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.
Метод обучения «один к многим». Данный метод используется при изложении материала для всей группы обучающихся посредством информационных технологий. Может быть осуществлен в виде консультаций в чате или аудио и видео-конференциями, вебинарами, где взаимодействие происходит между преподавателем и группой студентов. Дискуссия в этом случае является интересной и познавательной.
Методобучение «многие к многим». Этот метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Он предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.
Также можно выделить следующие методы:
Метод проектовпредполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания.[5]
Метод проблемного обученияоснован на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.[5]
Исследовательский метод обученияхарактерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. [5]
5. Тестирование как особый вид дистанционного обучения
Итоговое тестирование – это особый вид дистанционного обучения, так как его результаты могут быть применены для принятия различного рода решений, таких как итоговая оценка курса, аттестация, перевод на более высшую ступень обучения. Поэтому разработка теста должна быть комплексной. Вопросы тестирования должны быть тщательно подготовлены, обоснованы и достоверны. Сбои в системе электронного тестирования не должны допускаться, а если такой случай имеет место, то своевременно должно быть все исправлено.
Тестовые задания могут быть открытой формой, закрытой формой, на соответствие и установление последовательности.
• Задание открытой формы –это такие задания, при которых обучающийся самостоятельно вводит ответ свободной формы. Это может быть подобранное слово, фраза и полноценный письменный ответ.
• Задание закрытой формы –это такие задания, при которых ответом на вопрос служит несколько предложенных вариантов ответов, из которых нужно выбрать верный. Существует одиночный правильный ответ и многовариантный, при котором правильных ответов может быть несколько.
• Задание на соответствие –это такие задания, при которых нужно соединить правильные элементы двух групп.
• Задание на установление верной последовательности –это такие задания, при которых нужно установить правильную единственно верную последовательность элементов группы.
Тестирование имеет ряд преимуществ:
проводится для любых дисциплин;
проводится без участия экзаменатора;
обучающийся самостоятельно выбирает время и место в рамках указанного диапазона времени;
расходуется меньше времени и психологически проще;
результаты представляются в виде структурированных отчетов по студенту, по всем группам, отдельно по специальности и по всем курсам;
определятся вопросы из всего объема учебного материала, что дает объективную оценку знаний.
Таким образом, тестирование имеет много преимуществ, но и как любое средство контроля в нем присутствуют и недостатки. Одним из главных недостатков является фальсификация результатов, передача своих личных данных третьим лицам. Также недостатком является то, что неграмотно составленный тест не дает объективной оценки и испытуемый неправильно трактует свои знания и умения. Если же тест имеет свойство прохождения неограниченное количество раз с одними и теми же вопросами, то обучаемый может находить ответы простым перебором всевозможных комбинаций ответов и получить в итоге поверхностные знания предмета.
Заключение
Под дистанционным обучением понимается особый вид образования, при котором происходит интерактивное взаимодействие обучающихся со специализированной образовательной системой. При этом происходит самостоятельное изучение материалов, при незначительном участии преподавателя или вообще без него.
Дистанционное обучение основывается как на общепедагогических принципах, так и на специфических принципах: интерактивности, открытости, гибкости, адаптивности, передаваемости,базовых знаний, идентификации, индивидуализации, регламентности обучения, педагогической целесообразности.
При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. [2] Развитие современных информационных технологий позволяет максимально упростить обучение посредством таких форм обучения как чат-занятия, телеконференции, аудио и видео-лекции, вебинары, электронная почта и другие.
Методы взаимодействия могут осуществляться посредством самообучения, обучение «один к одному»,обучение «один к многим»,обучение «многие к многим», также есть методы проектов, проблемного обученияи исследовательский метод обучения.
Одним из главных элементов контроля знаний является тестирование. У этого метода есть как преимущества, так и недостатки. Одним из преимуществ считается, что тестирование дает объективную оценку, но в то же время недостатком является возможность сфальсифицировать результаты. Поэтому применение и использование дистанционного обучения вызывает много разногласий и является актуальной дискуссией экспертов.
Список использованных источников
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное
обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.: Издат. центр
«Академия», 2009. 192 с.
Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006.