что представляет собой профессиональное самосознание
Что представляет собой профессиональное самосознание
Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.
В современной психологической литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т. д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности).
Представители психологии развития факторами профессионального становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и психическое развитие ребенка. Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:
В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса.
Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда.
Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей Я-концепции личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя».
Е. В. Прокопьевой была предложена возможная классификация профессиональных Я-концепций, построенная на основании различных вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности: 1)человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я-концепция приближается к общей Я-концепции; 2)человек «равен» своей профессии, его общая Я-концепция сужена до профессиональной Я-концепций; 3)человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной Я-концепциях представлены лишь отдельные стороны профессии.
С. В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
Исследуя природу и генезис профессионального самосознания личности, О. В. Москаленко рассматривает четыре генеральных фактора:
Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве «образца». При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение «образца» служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения «образца», осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества «образца». В проблеме идентификации, как подчеркивает Г. М. Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять.
В процессе профессионального становления, по мере роста профессионализма меняется и профессиональное самосознание. От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит успешность его профессиональной адаптации.
Профессиональное самосознание: понятие, сущность, структура особенности и его отличие от самосознания личности.
Рассмотрим, как психологической науке определяется понятие «профессиональное самосознание».
П.А.Шавир трактует его как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения; осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности.
Т.Л.Миронова рассматривает профессиональное самосознание как отношение личности к себе как профессионалу собственному профессиональному становлению.
Эти определения термина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия – осознание профессиональной пренадлежности, познание и оценка профессиональных качеств, познание себя как субъекта профессиональной деятельности, отношение к себе как профессионалу.
Таким образом, профессиональное самосознание – это процесс познания себя, формирования представлений о себе, выработки отношения к себе и саморегуляции в системе профессиональной деятельности, общении и в системе собственной личности.
Профессиональное самосознание в психологии – это процесс познания себя, формирования представлений о себе, выработки отношения к себе и саморегуляции в системе профессиональной деятельности, общении и в системе собственной личности.
Профессиональная Я-концепция, ее сущность и развитие
осознание профессиональной морали;
осознание профессиональной нравственности;
осознание себя как субъекта профессиональной деятельности;
осознание и оценка отношений;
осознание собственного развития во временной связи. Профессиональная нравственность обнаруживает свое проявление в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности.
В структуре профессионального самосознания, как и самосознания в целом, имеется осознания и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений.
Отечественные ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания:
когнитивный, реализующийся в самопознании;
мотивационный, реализующийся в самоактуализации;
эмоциональный, реализующийся в самопонимании;
Структура профессионального самосознания
Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:
а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям профессиональной деятельности;
б) постоянное повышение профессиональной компетентности;
Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда.
Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей Я-концепции личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя».
Е. В. Прокопьевой была предложена возможная классификация профессиональных Я-концепций, построенная на основании различных вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности: 1)человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я-концепция приближается к общей Я-концепции; 2)человек «равен» своей профессии, его общая Я-концепция сужена до профессиональной Я-концепций; 3)человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной Я-концепциях представлены лишь отдельные стороны профессии.
С. В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
Поскольку профессиональная Я концепция является частью общей Я концепции личности, то возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя».
6 вопрос. Профессиональные ориентации и профессиональное поведение в структуре профессиональной деятельности.
Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, основной целью которой является оптимизация процессов осознанного выбора профессии и трудоустройства в соответствии с интересами, возможностями и способностями индивида. Профессиональная ориентация включает информирование о множестве профессий и их иерархии и специализацию в какой-либо области.
Профессиональная самоориентация – осознание индивидом собственных профессиональных склонностей и интересов и адекватная оценка своих возможностей и способностей в рамках выбранной профессии; желание идентифицировать себя с определенной профессиональной группой и планирование жизни в связи с выбранным направлением обучения и профессионализацией.
Выбор профессии человеком зависит от многих факторов – семейного положения, собственных интересов, склонностей и возможностей, места проживания, биографии. Изучение трудовой мотивации индивида позволяет прогнозировать его профессиональное становление и карьерный рост. Профессиональная самоидентификация перестраивает внутренний мир личности, ее систему ценностей и норм и является важнейшей составляющей жизни человека. Конкурентоспособность специалиста на рынке во многом зависит от реализации его способностей в русле его профессии, образования, опыта трудовой деятельности, адаптивных способностей личности.
Профессиональное поведение лежит в основе формирования т.н. «жизненных типов». Так, например, тип служащего, офицера, коммерсанта, ученого, учителя, официанта, формируется благодаря тому, что определенное положение или должность накладывают отпечаток на образ жизни. Этому зачастую способствует тот факт, что заложенная в человеке природой тенденция взаимодействует с избранной профессией, более того, человек и определенную профессию часто избирает именно потому, что она соответствует его индивидуальным склонностям.
Отпечаток, о котором идет речь, у взрослого человека не может серьезно отразиться на диагностике личности, ведь внешние формы поведения в
гораздо большей степени определяются благоприобретенными привычками, чем проявлением внутренней направленности.
Так, например, у учителя известная уверенность в себе, самоуверенность естественны, поскольку он привык играть важную роль в детском коллективе.
Совсем другое впечатление производит человек, самоуверенность которого не обусловлена его профессией. Кстати, наряду с уверенностью в себе учитель может обладать безусловной скромностью. Или возьмем офицера, отличающегося исключительной дисциплинированностью, аккуратностью. Такая черта в военном более оправдана, чем из ряда вон выходящий педантизм, заложенный в самой натуре человека.
Обычно поведение, связанное с профессиональной привычкой, не смешивают с поведением, отражающим внутреннее своеобразие человека. Иное дело, если черты большого своеобразия проявились уже в раннем детстве. Тут бывает трудно установить, насколько глубоко это своеобразие отразилось на структуре личности взрослого.
Прусова Н.В. «Психология труда».
Вопрос 7. Психологическая характеристика жизненного пути в исследованиях отечественных и западных психологов.
1. Жизненный путь – это жизнь человека как личности, история индивидуального развития. Жизненный путь является содержанием индивидуальной истории, ее мировоззренческой сутью.
2. Научный подход к изучению проблем жизненного пути личности начал формироваться с 70-х гг. XX в. Изучением проблем жизненного пути личности занимались Б. Г. Ананьев (1980), К. А. Абульханова-Славская (1991), Ш. Бюллер (1968), И. И. Логинова (1978), Б. Ливерхуд (1977), С. Л. Рубинштейн (1989), Х. Томе (1983) и др.
3. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. Для каждого человека характерна своя стратегия, которая строится на основе представления о целостности, поэтапности, перспективности своего жизненного пути. Самоосуществление — итог жизненного пути (Ш. Бюлер, 1968).
4. В качестве методов исследования жизненного пути используются методы описательной психологии, в частности биографический метод и метод герменевтики.
5. Главная движущая сила развития личности с точки зрения гуманистической психологии – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, т. е. всесторонней реализации самого себя. Личностный рост – сложный и противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий, которые заложены в самой природе человека. Преодоление такого рода препятствий позволяет человеку самоосуществиться.
6. Защитные механизмы личности (сублимация, изоляция, отрицание и т.д.) позволяют человеку избегать противоречий, возникающих при личностном росте. С помощью защитных механизмов при переработке информации происходит предотвращение разрушения единства «образа Я», сформированного у личности. Однако, по сути своей, защитные механизмы носят преимущественно деструктивный характер.
8. Сформированность профессионального самосознания на разных этапах становления профессионала
осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо;осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;профессиональная самооценка;положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией.
Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала.
Можно обозначить принципиальное соотношение (и различие) самосознания вообще и профессионального самосознания в частности. Как отмечалось ранее, самосознание, по В. В. Столицу, со взглядами которого во многом солидарны многие отечественные авторы, определяется через «конфликтный личностный смысл», отражающий «столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей». Поскольку профессиональное самосознание прежде всего связано с трудовой деятельностью (а также с трудовой мотивацией и трудовыми отношениями), то логично предположить, что и профессиональное самосознание должно определяться через «профессиональный конфликтный личностный смысл».
Интересным является вопрос о том, каким образом происходит становление профессионала и его профессионального самосознания: путем естественного развития или в большей степени благодаря целенаправленному формированию (трудовому обучению и воспитанию). Вероятно, можно говорить и о развитии, и о формировании, и о развитии себя как профессионала, которое у разных людей в разные периоды их развития проявляется по-разному. К этому можно добавить и определенные социокультурные традиции формирования профессионалов, которые по-разному проявляются в разные исторические эпохи и у разных народов.
Если обратиться к онтогенезу человека, то первое знакомство с профессией начинается в раннем дошкольном детстве, на этапе детской сюжетно-ролевой игры. на данном этапе происходит постижение ребенком «основных смыслов» человеческой деятельности, формируется соподчинение мотивов, развивается способность достигать намеченных целей, а также «развивается способность к самооценке», что важно для последующего развития и самосознания будущего субъекта труда. Д. Б. Эльконин, рассматривая особенности развития раннего ребенка в игре, отмечает, что ребенок, играя с игрушкой (например, с куклой) способен не только называть куклу именем действующего лица, но и разговаривать от лица этой куклы, т.е. способен идентифицировать себя с ней. Само развитие детской сюжетно-ролевой игры таково, что со временем она преобразуется в «игры с правилами», где на первый план выходят взаимоотношения между участниками игры, а сама роль все больше наделяется индивидуальным содержанием, т.е. выполняется по-своему, а следовательно, и осознается по-своему.
Если обратиться к культурно-исторической традиции развития и специального формирования профессионального самосознания, то можно выделить следующие важные моменты. Уже в детской игре, отражающей в условной форме элементы трудовой деятельности взрослых, ребенок начинает приобщаться к будущему труду. Но наиболее полно чувство сопричастности к конкретным видам трудовой деятельности происходило в специальных обрядах инициации, т.е. посвящения во взрослые члены общества. При этом нередко такие обряды сопровождались болевыми ощущениями для того, чтобы этот обряд запомнился на всю жизнь, чтобы он вошел в память и сознание будущего члена общества, т.е. стал основой его самосознания вообще.
Н.С.пряжников «психология труда»
Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность с заданными показателями качества. Кроме достижения профессионалом высоких производственных показателей это еще и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.
Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; человека-профессионала нужноо рассматривать, как многоуровневую систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные многообразные внутренние, в частности психические функции. Согласно Е.Климову, профессионализм необходимо рассматривать не просто, как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания психики человека. При изучении профессионализма, как системного образования мы исходим из следующих концептуальных предпосылок.
Во-первых, профессионал – это человек в целом: как индивид, как личность, как субъект деятельности и как индивидуальность. Поэтому профессионализм человека необходимо рассматривать во всех указанных аспектах.
Во-вторых, анализ профессионализма как системного образования подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве основных его измерений считаем целесообразным остановиться на рассмотрении профессионализма как свойства, как процесса и как состояния человека-профессионала.
2. Профессионализ, рассматриваемый, как процесс, имеет фазы, или стадии. Начало, течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий. Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:
— допрофессионализм, когда человек уже работает но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;
-профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;
— суперпрофессионализм, или мастерство – вершина профессиональных достижений;
— послепрофессионализм – человек может оказаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов.
3. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутреннее наблюдаемое состояние профессионализма – это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешне ситаемым признакам. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды.
В соответствии с теорией систем, описание профессионализма как системы следует проводить с учетом трех точек зрения, или принципов: функционального, морфологического и информационного.
Функциональный принцип описания профессионализма. Психологический феномен профессионализма как объект изучения интересен результатами своего существования, местом, которое он занимает среди других психологических явлений. Поэтому познание профессионализма следует начинать с описания его функций и критериев.
Функции профессионализма. Функция характеризует процессуальную и результативную стороны внешнего проявления свойств рассматриваемого объекта в данной системе отношений.
Конкретные функции профессионализма человека ориентированы на обеспечение решения следующих обобщенных профессиональных задач:
— создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность которых не ниже нормативного уровня;
— производство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа конкретной профессиональной деятельности, ее развитие за счет индивидуального обогащения;
— воспроизводство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа конкретной профессиональной деятельности, ее развитие за счет индивидуального обогащения;
— воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой является данный специалист и которая, в свою очередь, является частью всего профессионального сообщества и общества в целом.
Конкретизация функций профессионализма позволяет обратиться к анализу тех свойств, качеств человека-профессионала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относят Профессионально важные качества и Отношение человека к профессиональной деятельности в целом.
1.Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень его соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют показатели: количество и качество произведенной продукции, надежность проф.деятельности. Компоненты критерия профессиональной продуктивности: экономическая эффективность, психологическая эффективность, социальная эффективность.
2.Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса. Оценивается по субъективным показателям. Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, правил поведения, принятых и разделяемых членами профессионального сообщества. При отсутствии профессиональной идентичности имеет место быть профессиональный маргинализм.
3.Критерий профессиональной зрелости, свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются. Это и профессиональная самооценка и уровень притязаний и способность к саморегуляции.
Морфологический принцип описания дает представление о строении изучаемой системы. Он включает описание состава образующих ее элементов (подсистем), их назначения, а также структуры связей между ними. Профессионализм можно представить в виде вершины пирамиды, в основе которой лежат профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность.
Информационный принцип описания базируется на сопоставлении количественных показателей выделенных структур, позволяет проводить анализ динамики составления профессионализма и составляющих его подсистем.
Использование трех указанных принципов позволяет дать достаточно полное описание феномена профессионализма, рассматриваемого в качестве объекта психологического изучения.
Дружилов С.А. к.п.н., доцент
Стадии профессионального развития
Стадия адепта – стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности.
Стадия интернала – работник входит в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становиться равным среди равных. Этой стадии достигают все профессионалы, либо уходят из профессии.
Стадия мастера – работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становиться лучшим среди равных. До этой стадии, как и до последующих доходят не все работники, а только имеющие достаточно сильную мотивацию и достаточно высокий уровень притязаний.
Стадия авторитета – работник становиться лучшим среди мастеров. Этой стадии достигают немногие работники.
Стадия наставника – высший уровень развития любого специалиста. На этой стадии работник становиться не только
лучшим среди авторитетов, но и учителем, передающим свой опыт ученикам.