что представляет собой процесс планирования в деятельности образовательной организации

Как организовать планирование деятельности предприятия

Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.

Что входит в планирование деятельности?

Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:

Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:

Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.

Как проводится анализ планирования?

Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:

На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.

Цели и виды

Рассмотрим основные цели планирования:

Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.

Разновидности

Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:

Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:

ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.

Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:

Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:

Планирование может быть:

ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.

Методы

Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:

Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.

Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.

Источник

Сущность и цели кадрового планирования

Кадровое планирование — это целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями.

Кадровое планирование компании требует постоянной корректировки, поскольку цели организации нестабильны, а среда ее деятельности неопределенна. Кроме того, само по себе кадровое планирование представляет комплексную задачу, включающую большое число независимых переменных — новые изобретения, изменения населения, сопротивление изменениям, потребительский спрос, вмешательства государства в бизнес, иностранная конкуренция и, прежде всего, конкуренция на национальном рынке.

Важнейшим первым шагом кадрового планирования компании является формулировка задач компании в области ассортимента продукции, методов производства, рынков сбыта и т.д. Отсюда вытекает необходимость человеческих ресурсов, которая соотносится с существующей на рынке труда конъюнктурой, чтобы на основе этого разработать план человеческих ресурсов.

На основании планов руководство компании должно рассмотреть план человеческих ресурсов в отношении необходимости корректировки задач компании, например, если окажется невозможным увеличение объема производства в назначенные сроки из-за того, что запланированные для этого человеческие ресурсы либо не могут быть обучены в заданные сроки, либо не существует в нужном объеме.

Эффективное кадровое планирование должно отвечать на вопросы:

По срокам кадровое планирование подразделяется на:

Компания должна оценить спрос на труд, потенциальные возможности предложения и состояние внешней среды деятельности. Составляется план человеческих ресурсов, указывающий, какое количество и каких именно работников может потребоваться в будущем. Основными пунктами, которые следует принимать в расчет, являются следующие.

1. Создание группы кадрового планирования компании, включая менеджеров, ответственных за выполнение основных функций в компании.

2. Задачи человеческих ресурсов в достижении целей компании с учетом:

Оперативный план работы с персоналом — это детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных анкет получить данные:

Начальной ступенью процесса кадрового планирования является планирование потребности в персонале. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей.

Существует четыре категории работников, по которым ведется планирование:

Таблица 1. Действия, принимаемые менеджерами в отношении персонала

Категории работниковУправленческие действия
Действующий персоналОценка производительности труда
Распределение работников
Обучение и развитие
Оплата и мотивация
Карьерный рост
НовичкиМетоды найма
Процедуры отбора
Введение в должность
Условия заключения договоров
Процесс адаптации
Обучение
Потенциальные сотрудникиМетоды найма
Внешние связи
Уровень оплаты труда
Бонусы для персонала
Персонал, покинувший организациюУвольнение по инициативе администрации
Выход на пенсию
Текучесть персонала

В кадровом планировании выделяют количественные и качественные показатели. Приколичественном планировании используются следующие методы:

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ГОД

Для разработки перспективного плана работы образовательного учреждения на год может быть рекомендована следующая примерная структура (по разделам):

1. Анализ работы учреждения за предыдущий учебный год.

Анализ деятельности – функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов образовательного (учебно-воспитательного) процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

В данном разделе целесообразно отразить следующее[†]:

а) реализация поставленных целей и задач (какие задачи решены, что и как
повлияло на их решение, результаты, причины невыполнения намеченного);

б) анализ контингента детей (поступило, выбыло, по полу, по возрасту; по наличию отклонений в развитии и здоровье);

в) анализ проделанной работы по разделам годового плана, в том числе по
приоритетным направлениям работы учреждения, результаты
деятельности, достижения, недостатки и их причины;

г) общие выводы об эффективности и результативности работы учреждения.

К анализу могут быть приложены диаграммы, таблицы, схемы, иллюстрирующие отдельные пункты анализа.

2. Методическая тема работы педагогического коллектива учреждения, цели и задачи на новый учебный год.

Тема, цель и задачи в перспективном плане формулируются исходя из анализа работы учреждения. Методическая тема может реализовываться в учреждении на протяжении нескольких лет, в случае если она требует значительной перестройки работы всех структур учреждения либо достижение устойчивого результата по её реализации требует длительного временного периода.

Задачи на новый учебный год должны отличаться от задач предыдущего года, быть конкретными и реальными для выполнения, охватывать всю планируемую деятельность учреждения. Реализация методической темы и задач учреждения на новый учебный год осуществляются через мероприятия разделов годового плана и являются основой при планировании и составлении всех других планов в учреждении.

3. Административное руководство и контроль.

Внутренний контроль образовательного учреждения – вид деятельности руководителей, осуществляемый совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы работы образовательного учреждения общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающейся личности воспитанника.

Цель внутреннего контроля – дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь педагогам.

В этом разделе плана рекомендуется отразить следующие мероприятия:

— Педагогические советы (название отдельных педагогических советов должны
отражать работу коллектива по единой методической теме, утвержденной на
новый учебный год);

— Совещания при директоре, затрагивающие основные важные аспекты
деятельности учреждения, в том числе: планирование отдельных мероприятий,
подведение итогов контрольных мероприятий, деятельности учреждения за
отчетный период, решения оперативных насущных вопросов и т.д;

— Проведение собеседований с педагогическими кадрами по планированию их деятельности на учебный год в соответствии с принятым годовым планом работы, поставленными задачами и методической темой, над которой работает коллектив (сентябрь текущего года);

— По результатам работы (май текущего года);

— Предварительный контроль (например, работы молодых специалистов,
использования отдельных педагогических технологий на занятиях с детьми);

— Персональный контроль (анализ деятельности отдельных педагогов);

— Текущий контроль деятельности учреждения, в который входит: проведение проверок соблюдения режимных моментов, контроль ведения документации сотрудниками, выполнения должностных обязанностей, реализации текущих вопросов жизнеобеспечения учреждения и т.д. Мероприятия текущего контроля в виду их многочисленности рекомендуется оформить в виде циклограммы:

итог (совещание при директоре,

1.сентябрь1.1.1.2.***2.октябрь2.1.***3.ноябрь3.1.***

— Тематический контроль (изучение состояния работы учреждения по
конкретным направлениям, в том числе по единой методической теме,
обозначенной в плане работы учреждения на учебный год);

— Фронтальный мониторинг деятельности (например, воспитателей, учителей начальных классов, учителей-предметников, библиотеки, детских объединений по интересам и т.д.);

— График посещения уроков, занятий, мероприятий (с указанием педагога, дающего открытое занятие, и администратора, осуществляющего контроль).

4. Работа с кадрами.

В разделе плана целесообразно отразить следующие мероприятия:

— Организация повышения квалификации и переподготовки кадров (по графику
на текущий год);

— Организация аттестации педагогических кадров на 2 квалификационную
категорию;

— Работа с личными делами сотрудников;

— Разработка локальных актов, регламентирующих производственную деятельность сотрудников.

5. Методическая работа.

В качестве примера можно рекомендовать такие формы работы, как:

— Заседание методических объединений с указанием тем по каждому
методическому объединению, сроков проведения и ответственных
исполнителей;

— Проведение открытых занятий педагогическими работниками с
указанием темы занятия, месяца проведения;

— Проведение конкурсов педагогического мастерства на базе учреждения;

— Наставничество над молодыми специалистами;

— Разработка методических пособий, рекомендаций, сборников сценариев
воспитательных мероприятий, разработок занятий и т.д. педагогическими
работниками (с указанием сроков разработки, тематики);

— Персональные методические выставки педагогических работников;

— Выставки новинок научно-педагогической литературы.

Данный раздел плана составляется отдельно по каждому методическому объединению в форме таблицы:

№ п/пНаименование мероприятияСрокиОтветственный

6. Учебно-воспитательная работа учреждения.

Данный раздел разрабатывается с учётом специфики образовательного учреждения, контингента воспитанников, наличия детских творческих объединений, материальной базы для организации учебной и внеучебной деятельности детей.

В разделе необходимо отразить мероприятия, посвящённые государственным праздникам Российской Федерации, памятным датам, а также событиям, наиболее ярко характеризующим национальную культуру, традиции России, Ивановской области.

В этом разделе могут быть отражены мероприятия, посвящённые международным событиям (принятие Конвенции ООН о правах ребёнка), имеющим общегосударственное и межгосударственное значение (Всемирный день здоровья, День знаний, День земли), традиционные мероприятия учреждения.

При планировании учебно-воспитательной работы учреждения необходимо использовать многообразие форм мероприятий, отдавая предпочтение активным формам, позволяющим реализовать совместную деятельность педагогов и ребят.

В качестве основных можно выделить следующие направления работы:

— Организация образовательного пространства. Взаимодействие со школой. Организация индивидуальных образовательных маршрутов;

— Развитие эрудиции и познавательной активности;

— Воспитание социально-бытовых знаний, умений и навыков;

— Морально-нравственное воспитание. Формирование правосознания и
правовой культуры;

— Трудовое воспитание. Профориентация;

— Приобщение к здоровому образу жизни и воспитание физической культуры.

Раздел рекомендуется составлять в форме таблицы:

№ п/пНаименование мероприятияСрокиОтветственный

7. Социальная защита воспитанников.

Примерные пункты плана:

— Анализ состояния личных дел воспитанников (ежемесячно).

— Беседы, занятия с детьми (1 раз в неделю).

— Индивидуальные беседы с воспитанниками (постоянно).

— Индивидуальные беседы и консультации родителей, родственников,
педагогов.

— Контроль состояния сохраняемого жилья и имущества воспитанников (март, октябрь).

— Контроль поступления алиментов, пенсий, пособий на лицевые счета воспитанников (ежеквартально).

— Работа по взысканию задолженностей по уплате алиментов (постоянно).

— Работа по погашению задолженности по коммунальным услугам в
сохраняемом жилье, сдаче жилья в найм, выселению родителей-должников
(постоянно).

— Подготовка выпускников и личных дел к передаче (февраль – август).

8. Профилактическая работа.

Примерные пункты плана:

— Профилактика правонарушений, в том числе:

— совместные мероприятия с шефами, КДН и ЗП, ПДН;

— з акрепление наставников за воспитанниками, склонными к самовольным уходам и правонарушениям;

— п рофилактические беседы, групповые занятия, дни правовых знаний.

— Психолого-профилактическая помощь, в том числе:

— ведение карт психолого-педагогического сопровождения воспитанников (постоянно);

— общая психодиагностика воспитанников (сентябрь, январь, май);

— индивидуальная психодиагностика, групповая психодиагностика (по
запросам и показаниям);

— ведение групповых занятий и тренингов (2 раза в неделю);

— ведение групп детей с отклоняющимся поведением, склонных к
самовольным уходам и правонарушениям (2 раза в неделю);

— индивидуальные занятия с детьми (постоянно);

— консультирование родителей, родственников, педагогов (постоянно).

— Лечебно-профилактическая помощь, в том числе диспансеризация.

9. Работа Центра подготовки кандидатов в замещающие родители и службы
сопровождения замещающих семей.

Примерные пункты плана:

— Организация информационно-просветительских и социально-рекламных компаний. Выпуск рекламных и методических изданий;

— Консультирование и организация обучения кандидатов в замещающие родители;

— Организация психолого-педагогического сопровождения замещающих
семей (культурно-массовые мероприятия, тренинги, клуб встреч, конкурсы, индивидуальное и групповое консультирование и обучение, спортивные праздники, диагностика, мониторинг благополучия ребенка в замещающей семье и пр.).

10. Организация работы Совета детского дома, общего собрания коллектива, попечительского совета. Развитие детского самоуправления.

Примерные пункты плана:

— Организация работы Совета детского дома, общего собрания коллектива, попечительского совета (примерная тематика, сроки заседаний);

— Формирование детского актива и работа с ним;

— Организация деятельности детской организации (план работы).

11. Охрана труда:

— Проведение инструктажей, объектовых тренировок;

— Организация обучения сотрудников по охране труда;

— Разработка нормативной документации по охране труда.

12. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждения:

— Организация ремонтных и хозяйственных работ;

— Организация работы по благоустройству территории;

— Создание условий проживания воспитанников, максимально
приближенных к домашним.

13. Ожидаемые результаты.

В данном разделе в количественной и качественной форме указываются предполагаемые результаты работы учреждения за год, характеризующие эффективность деятельности педагогического коллектива.

III. ПЛАН РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ НА МЕСЯЦ

План работы учреждения на месяц представляет собой выборку из разделов годового плана. Ведение данного плана позволяет конкретизировать сроки исполнения отдельных мероприятий и скорректировать выполнение годового плана работы в целом.

__________ (расшифровка подписи)

«___» ___________ 20 ___ года

на _____________ 20 ___ года

Наименование мероприятийСроки исполненияОтветственныеИтог1. Руководство и контроль1.1.

Совещание при директоре:

«Проведение собеседования с педагогическими работниками»

1.2.***2. Мероприятия месяца2.1.Участие воспитанников в спортивном празднике в г. Шуястарший воспитатель, руководитель физического воспитания2.3.***3. Работа с кадрами3.1.Заседание аттестационной комиссиируководитель учрежденияприказ3.2.Семинар по теме: …зам. директора по УВРанализ работы учреждения3.3.***4. Учебная деятельность4.1.Проведение контрольных работзам. директора по УВРанализ работы учреждения5. Организационные вопросы5.1.

Разработка положения и сценария

зам. директора по УВРметодическая разработка5.2.Проведение анализа работы учреждения за 1 четверть учебного годазам. директора по УВРприказ5.3.

воспитанников на конкурс «Ало, мы ищем таланты!»

6. Хозяйственная деятельность6.1.Приобретение инвентарязам. директора по АХЧоформление финансовых документов***

Составил: должность, подпись, расшифровка подписи

IV. ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Ежедневный план работы воспитателя разрабатывается на основании плана работы учреждения, образовательных программ, реализуемых в учреждении и (или) иных локальных актов, регламентирующих образовательный (учебно-воспитательный процесс), в том числе санитарных правил СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

План составляется с учётом и исходя из личностных особенностей воспитанников в группе, то есть на основе психолого-педагогической характеристики группы и индивидуальных программ развития.

ЗадачиМероприятия и занятость в них детейИтоги
123

1. При постановке задач следует отражать основные направления работы, виды деятельности воспитателя:

— на день в целом и отдельные мероприятия в течение дня;

— с группой и отдельными воспитанниками.

2. Мероприятия планируются в соответствии с распорядком дня воспитанников, но не должны повторять режимные моменты. Обязательно указывается время, отводимое на реализацию мероприятий.

Данный раздел плана должен отразить занятость всех ребят поимённо в течение всего дня.

Пункты раздела, отражающие проведение самоподготовок, групповых мероприятий, рекомендуется излагать в виде сложного плана либо плана-конспекта, содержащих тезисное изложение всех этапов самоподготовки, мероприятия, включая начало (организационный момент) и заключение (подведение итогов).

При проведении массовых мероприятий, занятий общественно-полезным трудом следует отразить проведение инструктажа по охране труда, безопасности жизнедеятельности.

Недопустимо использование в плане фраз «Прогулка», «Просмотр телепередач» и им подобных. Необходимо указать для чего, с какой цель организована прогулка, просмотр телепередачи. Например: «Просмотр выпуска программы «Новости» с последующим обсуждением достижений российских спортсменов на Олимпиаде». Данное мероприятие может служить составляющей комплексной работы по пропаганде спорта, формирование патриотизма.

Аналогично вместо фразы «Прогулка» можно использовать – «Подвижные игры (указать какие) на свежем воздухе». В данном случае целью мероприятия может быть и развитие двигательной активности ребят, и обучение навыкам определённых спортивных игр, и формирование волевых качеств…

Режимные моменты распорядка дня такие как «Внеклассные занятия», «Занятия по интересам» в плане работы воспитателя могут иметь, например, следующий вид:

— 14.30. – 15.30. – занятия в детском творческом объединении «Бумажный кораблик»: Ваня С., Нина Т., Катя М., Рома Ш.

— 14.30. – 15.30. – индивидуальное занятие у учителя-логопеда: Галя Б.

— 14.30. – 15.30. – общественно-полезный труд на территории вместе с воспитателем: Илья Ч., Юра Н., Дима И., Артур Ф. Проведён инструктаж по охране труда при работе на земельном участке. Установка бордюра цветочной клумбы во дворе учреждения.

В данном случае видно, чем занят тот или иной воспитанник, кто из педагогов несёт ответственность за него.

3. При подведении итогов анализируется работа с группой и отдельными воспитанниками в соответствии с поставленными задачами и запланированными мероприятиями. Заполнение данного раздела не должно сводиться к констатации по типу: выполнено / не выполнено.

Следует отражать наиболее значимые достижения, успехи группы в целом и отдельных ребят; отмечать формы, методы работы, способствующие положительным результатам, чтобы закрепить их и развивать в дальнейшем.

В случае невыполнения (неудовлетворительного, неполного выполнения) поставленной задачи необходимо проанализировать причины неудачи, наметить меры для реализации задачи в полном объёме.

В разделе «Итоги» отмечаются и внеплановые события, произошедшие в группе и с отдельными воспитанниками в течение дня.

Приложение

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Какие цели и задачи ставились, над какой темой работал педагогический коллектив.

2. Анализ контингента детей (поступило, выбыло, по полу, по возрасту; по наличию отклонений в развитии и здоровье).

3. Результаты диспансеризации и индивидуальной лечебной реабилитации.

4. Образовательный уровень детей, результаты обучения, успеваемость,
посещаемость, в том числе результаты обучения по индивидуальным
образовательным маршрутам.

5. Достигнутый уровень социальной адаптации: социально-бытовые навыки, уровень воспитанности, морально-нравственное развитие, общая эрудиция и пр.

6. Результаты административного руководства и контроля за деятельностью педагогического коллектива:

— оценка результативности воспитательной работы (в целом и отдельно по направлениям: социально-бытовое, культурно-эстетическое, морально-нравственное, патриотическое, трудовое, лечебно-оздоровительное и пр.);

— карта интересов и занятости детей во внеурочное время, оценка эффективности деятельности кружков, спортивных и творческих объединений;

— организация труда и отдыха, в том числе летней оздоровительной кампании;

— правонарушения, самовольные уходы (оценка причин), уровень взаимодействия с субъектами профилактики;

— развитие детского самоуправления;

— результаты устройства выпускников.

7. Результативность деятельности педагога-психолога.

8. Результативность деятельности социального педагога.

9. Результативность деятельности Центра подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей.

10. Результативность работы методических объединений.

11. Результативность работы с кадрами.

12. Р езультаты развития и укрепления материально-технической базы
учреждения.

13. Общие итоги и формулирование вытекающих из них целей, задач и
перспективных направлений работы учреждения на текущий учебный год.

[*] Краткий словарь руководителя образовательного учреждения / Авт.-сост. В.А. Мижериков // Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2008. № 9.

[†] Подробная схема анализа представлена в приложении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *