что представляет собой сунна
Понятие Сунны
Сунна (ихсан) как знание и метод искреннего поклонения Аллаху
Всевышний Аллах послал любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в качестве милости для всех миров и сделал его для человечества и джиннов образцом для подражания во всем, что связано с дольним миром, миром вечным и с религией. В священном Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, сура «Аль-Ахзаб», аят 21).
Ученый-богослов Ибн Касир в своем комментарии (тафсир) к Корану пишет: «Этот благородный аят является основой для следования Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). В чем же следовать ему?! Следовать ему в его словах, деяниях и состояниях. Все это вместе взятое является Сунной.
То есть Сунна – это все, что сказал, совершил и одобрил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и все, что связано с его состояниями (кроме некоторых вопросов, касающихся только его одного)».
Сунна – это путь, указанный Пророком (мир ему и благословение), его поступки, все решения и заключения, которые он прояснил народу, будь то связанные с вероубеждением или поведением, обязательные или желательные для исполнения. Убежденность в запретности или нежелательности того, что Пророк (мир ему и благословение) посчитал запретным (харам) или нежелательным (караха) соответственно, отдаление от того, что он запретил, также является следованием Сунне Пророка (мир ему и благословение).
Коран и хадисы неоднократно призывают: «Вы следуйте за Пророком (мир ему и благословение), повинуйтесь Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), для вас в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) прекрасный, образцовый пример». Цель этих слов заключается в том, чтобы верующие следовали пути, указанному Пророком (мир ему и благословение), подражали всему, что пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
В этом состоит общий смысл слова «Сунна».
Шариатские ученые придают понятию «Сунна» еще одно отдельное значение. И в этом значении оно употребляется тогда, когда упоминается наряду с фарзом (обязательным деянием). К примеру, когда мы говорим, что данное деяние является не обязательным (фарз), а желательным (сунна). В этом случае слово «сунна», согласно Шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в Шариате нет конкретного строгого повеления: за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не подвергают каре. К таким деяниям относятся, например, произнесение перед приемом пищи «Бисмиллях», а после еды – «Аль-хамду лиллях» и т.п. Это все также пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Однако, согласно Шариату, того, кто постоянно из лени не соблюдает Сунну, не принимают в качестве свидетеля. Но тот, кто не принимает Сунну всерьез, к примеру, говоря, зачем ее соблюдать, ведь ничего плохого не будет, если не выполнять ее, или позволяет себе другие подобные выражения с целью унизить Сунну, то он впадает в неверие. Да убережет нас Аллах от этого!
Имам аль-Газали, да будет доволен им Аллах, пишет: «Ты не будь из числа тех ученых, которые только и знают про Сунну, что ее можно и не соблюдать.
Имам Аш-Ша‘арани также пишет, что за каждую сунну в Раю предназначен отдельный уровень. Тому, кто, считая Сунну необязательной для соблюдения, не выполнял ее, в Раю (если он попадет туда) покажут степень, которую бы он получил за следование Сунне, и потом скажут: теперь эту степень можно и не давать тебе».
Непросто соблюдать все сунны, которые мы получили от Пророка (мир ему и благословение). Но из-за того, что не удается соблюдать их все, нельзя ими пренебрегать. Необходимо по мере своих возможностей стараться следовать Сунне любимого Пророка (мир ему и благословение).
Насколько ты стараешься соблюдать Сунну, настолько ты и любишь Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо это является признаком твоей любви к ним. И настолько же Всевышний и Его Пророк (мир ему и благословение) любят тебя, настолько ты приблизишься к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в Судный день, и, наконец, настолько же ты обретешь счастье в обоих мирах.
Сунна – это путь Пророка (мир ему и благословение). Поэтому исполнение того, что он велел делать, будь то обязательное (фарз) или желательное (сунна), и отдаление от того, что он запретил, будь то греховное (харам) или неодобряемое (караха), — все входит в понятие «Сунна». Ибо все, что Пророк (мир ему и благословение) велит нам, направлено на благо человечества.
Если мы будем следовать Сунне во всех наших делах, мы будем защищены от падения на дно бедствий и несчастий этого и того света и нам будет обеспечено восхождение на вершину счастья обоих миров. В тафсире «Рух аль-баян» также сказано: «Следование Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) является обязанностью каждого верующего».
Что бы ни сказал или сделал Пророк (мир ему и благословение), мы должны следовать ему во всем, даже не задавая вопросов: почему, зачем и т.п. Не может быть в Сунне такого, что не имеет определенного разумного смысла, мудрости и пользы. Причины некоторых поступков Пророка (мир ему и благословение) нам понятны, другие его действия могут объяснить только ученые-алимы, бывают и такие, которых не понимают алимы явных, шариатских наук, но понимают ‘арифуны (познавшие Аллаха), есть и такие, которые постиг только сам любимый наш Пророк (мир ему и благословение).
Но независимо от того, понимаем мы или нет, нам необходимо не мешкая исполнять его Сунну. Так велит нам Всевышний Аллах. В священном Коране говорится (смысл): «Держитесь того, что принес вам Посланник Аллаха, и сторонитесь, отдаляйтесь от того, что воспретил он вам!» (Сура «Аль-Хашр», аят 7). Поэтому мы должны безоговорочно принять то, что мы получили от него, и следовать ему. Он ничего не сказал и не велел ради прихотей своего тела. В священном Коране говорится (смысл): «И речь ведет он не по прихоти своей, его речь лишь откровение (вахью) Аллаха, внушенное ему» (Сура «Ан-Наджм», аят 3). Поэтому тот, кто следует Сунне нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), будет счастлив и в личной, и в общественной жизни.
Мухаммад Гаджиев аль-инчхи
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права. Арабское слово сунна означает «образ», «дорога», «жизненный путь».
В Шариате слово сунна имеет различные определения. В законоведении (фикх) Сунной называются предписания, не обязательные для выполнения, а только желательные. Это совокупность преданий обо всех словах и поступках, которые Пророк (мир ему и благословение) совершал сам или одобрял, а также его нравственные и внешние качества, которыми он отличался.
Сунна Пророка (мир ему и благословение) дошла до нас в хадисах, которые на более позднем этапе были собраны в своды. Благодаря этому учёным удаётся проследить во всех деталях пророческую деятельность Мухаммада (мир ему и благословение) и становления мусульманского права, выяснить обстоятельства ниспослания аятов, а также воссоздать верный образ доисламского и раннеисламского обществ Аравии.
Важность Сунны во многом обусловлена тем, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сам тщательно соблюдал ниспосланные Аллахом предписания. Он не ставил себя выше Закона и явил собой образец для подражания во всем.
Проанализировав эволюцию общественно-политических и религиозных взглядов Пророка (мир ему и благословение), учёные вывели основные принципы Шариата, позволяющие находить баланс между законами религиозного учения и развитием общества. Шариату свойственна универсальность и гибкость, благодаря чему истинные мусульманские учёные имеют возможность адекватно реагировать на вызовы времени, принимая в расчёт достижения цивилизации.
Значение Сунны для понимания Корана. Смысл некоторых коранических аятов, касающихся основных вопросов мусульманского вероучения, морали и права, доступен и понятен каждому, кто хорошо знает арабский язык. Однако множество аятов нуждаются в разъяснении и конкретизации, и важнейшим источником для правильного понимания Корана является Сунна. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, я оставляю вам то, с чем вы не впадёте в заблуждение после меня, если будете придерживаться этого. Это — Писание Аллаха и моя Сунна». Учёные приложили массу стараний для сохранения комментариев Пророка (мир ему и благословение) к аятам, поскольку без них Коран было бы трудно истолковать.
Одни хадисы совпадают по смыслу с аятами Корана и подтверждают их, а другие – объясняют и дополняют Коран. Разъяснения Пророка (мир ему и благословение) содержат указания на одно или несколько возможных толкований аята, устанавливают качественные или количественные характеристики предписаний. Например, когда был ниспослан аят «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности и следуют прямым путём» (сура «Аль-Анам», аят 82), сподвижники поняли под несправедливостью любой недобрый поступок. Они решили, что если человек хоть иногда совершает проступки и грехи, то его нельзя причислить к тем, кто следует прямым путём. Это сильно опечалило их, но Пророк (мир ему и благословение) разъяснил, что под несправедливостью здесь подразумевается многобожие и приобщение Аллаху сотоварищей. При этом он сослался на другой аят: «Многобожие — великая несправедливость» (сура «Лукман», аят 13).
Пророк (мир ему и благословение) показывал, как следует выполнять повеления Аллаха, касающиеся совершения намаза, паломничества и прочих обрядов, поскольку в Коране все эти повеления изложены сжато.
Одна из важнейших функций Сунны — удержание мусульман от крайностей, излишеств и заблуждений, причиной которых может стать неправильное истолкование Священного Корана. В Писании Аллаха сообщается, что Ислам — религия умеренности. Это прямой путь между двумя крайностями: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (сура «Ан-Ниса», аят 143). Это значит, что только умеренный во взглядах, избегающий крайностей мусульманин является справедливым.
В другом месте подчёркивается, что мусульманин должен избегать чрезмерности даже в поклонении и служении Всевышнему: «Не проявляйте чрезмерности, переходя границы в вашей религии» (сура «Ан-Ниса», аят 171). А в достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь чрезмерности, потому что именно чрезмерность погубила ваших предшественников». Это объясняется тем, что если человек проявляет излишнее усердие в одном, то неизбежно делает упущения в чём-то другом.
В этой связи практика Посланника Аллаха (мир ему и благословение) является превосходным примером того, как мусульманин должен совмещать служение Аллаху с выполнением семейных, общественных и прочих обязанностей. Сунна изобилует хадисами о том, как Пророк (мир ему и благословение) разъяснял людям пагубность чрезмерности и излишества в одежде, еде, праздных развлечениях и даже в поклонении Аллаху и в призыве к добрым делам.
Однажды видный сподвижник Салман аль-Фариси пришёл навестить Абу ад-Дарду. Увидев его жену в изношенной одежде, он спросил: «Что с тобой?». Она ответила: «Твой брат Абу ад-Дарда не нуждается в этом мире». Когда Абу ад-Дарда принёс ему угощение, Салман сказал: «Поешь». Тот ответил: «Я держу пост». Салман сказал: «Я не стану есть, пока не поешь ты!». Он прервал пост и поел, а Салман решил остаться у них на ночь. Посреди ночи Абу ад-Дарда хотел встать на намаз, но Салман сказал ему: «Спи». Через некоторое время он снова захотел встать, и Салман снова сказал: «Спи». А в конце ночи Салман сказал: «Теперь вставай», — и они вместе помолились. Потом Салман сказал ему: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у твоего тела есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом должное!». Когда Абу ад-Дарда рассказал об этом Пророку (мир ему и благословение), тот сказал: «Салман прав».
Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) услышал, что некоторые люди изъявили желание непрерывно поститься, молиться всю ночь и отказаться от семейной жизни, он запретил им поступать так и сказал: «Не относится к нам тот, кто отказывается от моей Сунны».
Изучение Сунны и следование ей помогает мусульманам занять достойное место в любом обществе, независимо от его устоев и культурных особенностей. Взвешенный, объективный подход к пониманию Корана и мусульманской традиции позволяет наладить диалог со всеми социальными группами и религиозными конфессиями, эффективно реализовывать свои возможности, способствовать укреплению и развитию того общества, в котором они проживают.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Сунна
Слово «сунна» в переводе с арабского языка на русский означает «пример» или «обыкновение». Так называют священное предание в исламе, в котором излагаются примеры из жизни и деятельности Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ. Эти примеры из жизни Пророка Мухаммада ﷺ являются примером как для мусульман, так и для всей мусульманской уммы или общины.
Понятие «сунна» или «исламские сунны» может включать как собственно Сунну Всевышнего Аллаха, так и Сунну Пророка ﷺ, а также первых четырех халифов из числа Праведных халифов.
Понятие «сунна» может означать также те действия и поступки, которые желательны для мусульманина и соответствуют жизни Пророка ﷺ.
Слово «сунна» или «суннет» может применяться в некоторых исламских странах для обозначения обряда хитана или обрезания.
Чем сунна Пророка ﷺ отличается от Корана?
После Священной Книги Коран Сунна Мухаммеда ﷺ – это второй по важности источник, на котором основывается исламское право или фикх. Сунна Пророка ﷺ связана с Кораном и дополняет его, поясняя ту информацию, которая приведена в Коране.
Традиционалисты считают, что мусульманин в своей жизни должен следовать сунне Посланника Аллаха ﷺ, и это является основной целью жизни человека в исламе. Обучение сунне – важная часть религиозного образования, получаемого мусульманами. Исламские правоведы или факихи только тогда являются авторитетами в исламском праве, когда обладают достаточными для этого знаниями Сунны Пророка ﷺ.
Из чего состоит сунна?
Рассказы о поступках и высказывания Пророка Мухаммада ﷺ дошли до современности посредством рассказов сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ или асхабов после того, как эти рассказы были зафиксированы в преданиях, которые называются хадисами. Хадисы были оформлены в период восьмого-девятого веков. Хадис включает в себя иснад и матн, которые являются его составными частями:
Хадисы исламской сунны подразделяются на пророческие хадисы, исторические, священные хадисы, в которых то, что говорит Посланник Аллаха ﷺ, сказано им от лица Всевышнего, а также хадисы, в которых сказано про достоинства арабских племен.
Сунна Пророка ﷺ подразделяется на кауль, такрир и фи‘ль:
Три категории сунны
Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ предполагает три категории:
Значение сунны для мусульман
Что значит сунна в жизни мусульманина? В исламской религии сунна является после Священной Книги Коран вторым по значению источником, поэтому все мусульмане обязаны следовать ее положениям.
С помощью Сунны Мухаммеда ﷺ мусульманам удавалось решать многие проблемы бытового характера, с которыми сталкивалась мусульманская умма после кончины Пророка Мухаммада ﷺ, и Сунна Мухаммада ﷺ имеет очень важное значение и весьма почитаема среди мусульман.
Трактаты, посвященные основам религии, обозначающиеся понятием «усуль ад-дин», уделяют большое внимание соотношению Сунны Мухаммеда ﷺ и Корана.
Во многих аятах Священной Книги Коран, а также в ряде хадисов сказано о том, что мусульманам необходимо следовать Сунне. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит о Пророке Мухаммаде ﷺ: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21). В Коране также много сказано о том, что «кто повинуется Посланнику Аллаха, тот повинуется и Самому Всевышнему Аллаху» (4:80).
Значение Сунны в исламе и для каждого мусульманина исключительное:
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Сунна. Что такое Сунна? Виды Сунны.
Сунна является вторым после Корана источником знаний об исламской религии, следование положениям которой является обязанностью для всех мусульман.
Лингвистическое определение
Слово «сунна» означает «путь», «манера», «метод», «обычай» или «образ жизни», он бывает хорошим или плохим, похвальным или порицаемым.
В сборнике «Сахих» имама Муслима приводятся слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду за тех, кто станет придерживаться этого обычая после него вплоть до Судного дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до самого Судного дня». («Сахих» Муслима, №1017)
Терминологическое определение
Слово «сунна» среди учёных имеет несколько различных терминологических значений. Причиной тому служит различие целей в предмете исследований, основанной на разнице в специализации.
Определение слова «сунна» у хадисоведов:
«Сунна – это слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его действия, молчаливое одобрение, описание его внешности и нрава, а также все его высказывания как до пророческой миссии, так и после её начала».
Определение слова «сунна» у факихов:
«Сунна – это путь, по которому следуют в религии, не относящийся к обязательным видам поклонения»
Определение слова «сунна» у учёных науки «Усуль аль-Фикх»:
«Сунна – это слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его действия, невысказанные одобрения, которые могут служить аргументом при доказательстве положений шариата».
Имам Джалялюддин аль-Махалли (791 – 864 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «Бадрут-Тали’» (1/100): «Мандуб, мустахабб, татаву’ и сунна являются синонимами, то есть словами с одним значением. И, как было ранее упомянуто, этот термин означает действие, которое требуется совершить не в обязательном порядке.
Это мнение расходится с мнением некоторых учёных шафиитского мазхаба, например, Кады Хусейна аль-Марвази и других (прим. Абу Исхака ш-Ширази, Абу Я’ля аль-Джурджани), которые отрицают синонимичность этих слов, говоря:
“Действие, которое постоянно выполнял Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – это сунна.
Действие, которое не выполнялось постоянно, например, один или два раза – мустахабб.
Действие, которое не выполнялось Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), но которое человек желает выбрать для себя в качестве задания для дальнейшего выполнения (вирд) – это татаву’ (добровольный поступок)”».
ВИДЫ СУННЫ
Понятие сунны делится на три вида:
1. суннат уль-каулия – сунна высказываний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Например, со слов Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести» («Сахих» аль-Бухари);
2. суннат уль-фи’лия – сунна поступков Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Например, сообщается, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пробуждался ото сна, то чистил свой рот сиваком» («Сахих» аль-Бухари);
3. суннат ут-такририя – сунна невысказанных одобрений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если он молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это указывает на дозволенность такого действия. Например, сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал:
«Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся (в Медину) после битвы у рва, он сказал нам: “Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только у (жилищ) Бану Курайза!”. Некоторых из них время послеполуденной молитвы застало в пути, и тогда одни сказали: “Мы не будем молиться, пока не придём туда”, другие же сказали так: “Нет, помолимся (здесь), ибо не этого он хотел от нас!”. А потом об этом рассказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он не высказал порицания никому из них». («Сахих» аль-Бухари).
НЕОБХОДИМОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СЛЕДОВАНИЯ СУННЕ
О необходимости следования сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) говорится во многих аятах Корана:
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милостивый”» (сура Аль-Имран, аят 31);
«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (сура Ан-Ниса, аят 80);
«Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример – для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (сура Аль-Ахзаб, аят 21).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все члены моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется». Люди спросили: «Кто же откажется, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Кто покорен мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушивается меня, тот отказался». («Сахих» аль-Бухари).
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто будет придерживаться моей Сунны во времена разногласий среди членов моей уммы, подобен тому, кто держит в руках раскалённый уголёк». (аль-Хаким, ат-Тирмизи).
Сподвижник аль-‘Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!”.
Он сказал: “Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, идущих прямым путём. Держитесь за неё коренными зубами и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”». (Ат-Тирмизи, Абу Дауд).
ОСТАВЛЕНИЕ СЛЕДОВАНИЯ СУННЕ
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) порицал оставление сунны, и это порицали учёные.
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет отношения ко мне». (аль-Бухари, Муслим)
Хафиз Ибн Касир (701 – 774 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, прокомментировал следующий аят: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной…”»:
«Этот великий аят является судьёй для каждого, кто заявляет о своей любви к Аллаху и в то же время не следует пути Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Поистине, такой человек лжёт в своём заявлении – до тех пор, пока не последует шариату Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его религии во всех своих словах и делах!». («Тафсир Ибн Касир», 2/32).
ОТКАЗ ОТ СУННЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ЗАРОЖДЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ
Сподвижник Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Если вы откажетесь от Сунны вашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то обязательно впадёте в заблуждение!». (Муслим).
Шейх-уль-Ислам ан-Навави (631 – 676 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Аль-Маджму» (3/525): «Свидетельство того, кто постоянно подвергает забвению суннат-ратибат намазы, чтение тасбиха во время поясного и земного поклона, отвергается по причине пренебрежительного отношения к религии».
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в другой своей книге – «Аль-Азкар» – пишет: «Знай, что тому, до кого дошёл хадис по поводу праведных дел, необходимо последовать этому хадису хотя бы один раз, чтобы войти в число практикующих этот хадис. И ему нельзя предавать полному забвению этот хадис, наоборот, он должен практиковать его настолько часто, насколько может. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в достоверном хадисе: “Когда я вам прикажу что-то, то сделайте это, по мере своих возможностей”».
ОСТАВЛЕНИЕ СУННЫ, КОТОРАЯ СТАЛА ПРИЗНАКОМ НОВОВВЕДЕНЦЕВ
У выдающегося учёного, имама Иззуддина ибн Абдуссаляма аш-Шафии (570 – 660 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, спросили: «Когда установлена Сунна от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дозволяется ли не выполнять её из-за того, что её практикуют сторонники дурных новшеств?».
Ответ: «Не разрешается оставлять Сунну из-за того, что её практикуют сторонники дурных новшеств, так как не оставляют истину из-за лжи (батыль). Учёные и праведники всегда соблюдали Сунну, в то же время зная, что с ними в ней соучаствуют сторонники дурных новшеств, и если истину не оставляют из-за лжи, то как же можно оставить истину [только] из-за соучастия в ней [нововведенцев]. Если дозволять это, то следует забросить и азан, и икамат, и ратибаты, и праздничный намаз, и посещение больного, и салам, и садака, и все прочие желательные деяния. А Аллах знает лучше». («Фатава», стр. 37)
СОХРАНЕНИЕ СУННЫ
Правление повелителя правоверных Умара ибн Абдуль-Азиза (да будет доволен ими Аллах) ознаменовалось официальной фиксацией хадисов по указанию и при поддержке государства. Увидев, как знатоки хадисов и хафизы умирают, не оставляя после себя хадисов, а также заметив, что распространяются заблуждения, Умар ибн Абдуль-Азиз повелел своим помощникам – учёным в различных странах – записывать хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Первым собрал хадисы в одну книгу Ибн Шихаб аз-Зухри аль-Мадани – один из величайших имамов и учёных Хиджаза и Шама. Имам Малик составил в Медине сборник хадисов «Аль-Муватта» и выделил в нём хадисы, на которые опираются жители Хиджаза. Имам аль-Ауза`и составил сборник в Шаме. Когда имам аль-Бухари увидел, что некоторые сборники содержали хадисы степени хасан, сахих и да`иф (слабые), у него появилось желание собрать только достоверные хадисы.
Имам аль-Бухари является первым, кто составил сборник только достоверных хадисов, об этом пишет имам ас-Суюти (849 – 911 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в труде «Альфия»: «Первый кто собрал хадисы и асары – ибн Шихаб, сделал он это по повелению Умара. Те, кто составил хадисы по главам – группы учёных, которые по времени жили ближе к [имаму аз-Зухри].
Ибн Джурейдж, Хушайм, Малик, Ма`мар и Ибн аль-Мубарак.
Первый, кто собрал хадисы, ограничиваясь только достоверными – аль-Бухари, а после него Муслим.
А по достоверности отдают предпочтение сборнику хадисов аль-Бухари».
Сборники по хадисам
У каждого хадисоведа был свой метод составления сборника по хадисам:
— были те, кто устанавливал условия, по которым определял достоверность хадисов, такие как имам аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма;
— были те, кто добавлял в свой сборник достоверные и ниже по уровню хадисы, но не был строг в отношении памяти передатчиков, это имам ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи;
— были те, кто добавлял в свой сборник все хадисы, дошедшие до них по цепочке передатчиков от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и при этом не исследовал уровень достоверности хадиса, это имам Абдур-Раззак ас-Сан’ани, Ибн Маджа.
Сборники «Джами’» جامع – сборники, в которые входят хадисы по вопросам вероубеждения (акыды), поклонения, взаимоотношения (муамалят), толкования Корана, истории, личностным достоинствам. К таким сборникам относятся:
— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам аль-Бухари (ум. в 256 г. х.). И, как пишут учёные, она считается самой достоверной книгой после Священного Корана;
— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам Муслим (ум. в 261 г. х.);
— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам ат-Тирмизи (ум. в 279 г. х.);
— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам Ибн Хузейма (ум. в 311 г. х.).
Сборники «Сунан» سنن – это сборники, разбитые на главы, каждая из которых посвящена вопросам фикха (мусульманского права). К таким сборникам относятся:
— «Сунан Аби Дауд», имам Абу Дауд Сулейман ибн Аш’ас ас-Сиджистани (ум. в 275 г. х.);
— «Сунан ан-Насаи», имам Абу Абдур-Рахман Ахмад ибн Шуайб ан-Насаи (ум. в 303 г. х.);
— «Сунан ад-Дарими», имам Абдуллах ибн Абдур-Рахман ад-Дарими (ум. в 255 г. х.);
— «Сунан Ибн Маджа», имам Мухаммад ибн Язид ибн Маджа аль-Кизвини (ум. в 273 г. х.).
Сборники «Муснад» مسند – это сборники, в которых хадисы, независимо от темы, рассортированы по сподвижникам в алфавитном порядке. К таким сборникам относятся:
— «Муснад», имам Ахмад (ум. в 241 г. х.);
— «Муснад», имам аль-Хумейди (ум. в 219 г. х.);
— «Муснад», имам ат-Таялиси (ум. в 204 г. х.);
— «Муснад», имам Абу Я’ля (ум. в 307 г. х.).
Сборники «Мусаннаф» مصنف – это сборники, которые разбиты по главам, посвящённым вопросам фикха, и сочетают в себе слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), сподвижников, табиинов и иногда табиу-табиинов. К таким сборникам относятся:
— «Аль-Мусаннаф», имам ас-Сан’ани (ум. в 211 г. х.);
— «Аль-Мусаннаф», имам Ибн Аби Шейба (ум. в 235 г. х.).