что представляет собой теоретическое и практическое мышление

Практическое и теоретическое мышление.

Исследование «практического мыш­ления», казалось бы, должно представлять для психологии не меньшую важ­ность и не меньший интерес, чем исследование «мышления теоретического».

Отличие между этими двумя типами мышления нельзя искать в различиях са­мих механизмов мышления, в том, что тут действуют «два разных интеллекта». Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но раз­личны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоя­щие в том и другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом уме.

Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое — нет, а в том, что характер этой связи различен.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение ча­стных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осу­ществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов орга­низации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе — отступлении от практики. Работа практи­ческого ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути позна­ния: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во вто­ром случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практиче­ского ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергает­ся непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результа­тах. Отсюда та своеобразная «ответственность», которая присуща практическо­му мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в са­мом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длитель­ного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т.д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ог­раничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспери­ментах, а в самой жизни, и — что особенно важно — практический работник дале­ко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей работы практического ума.

Сказанного уже достаточно, чтобы поставить под сомнение одно очень распро­страненное убеждение, а именно убеждение в том, что наиболее высокие требова­ния к уму предъявляют теоретические деятельности: наука, философия, искусст­во. Кант в свое время утверждал, что гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятии философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический ум рассматри­вался как высшая возможная форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его ступенях, — ум политика, государственного деятеля, полководца — расценивался с этой точки зрения как более элементарная, более легкая, как бы менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности.

Это убеждение глубоко ошибочно. Если различие между практическим и те­оретическим умами понимать так, как это сделано выше, то нет ни малейшего основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического. Да и фактически высшие проявления человеческого ума мы наблюдаем в одинаковой мере и у великих «практиков», и у великих «те­оретиков». Ум Петра Первого ничем не ниже, не проще и не элементарнее, чем ум Ломоносова.

Мало того. Если уж устанавливать градации деятельностей по трудности и сложности требований, предъявляемых ими к уму, то придется признать, что с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллек­туальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической деятельности. Умственная работа ученого, строго говоря, проще, яснее, спокойнее (это не зна­чит обязательно «легче»), чем умственная работа политического деятеля или полководца. Но, конечно, установление такого рода градаций — дело в значи­тельной мере искусственное. Главное не в них, а в том, чтобы полностью осо­знать психологическое своеобразие и огромную сложность и важность пробле­мы практического мышления.

Вопрос о практическом уме только еще ставится в психологии, и путь к его разрешению лежит через деятельное изучение особенностей умственной работы человека в различных конкретных областях практической деятельности.

26. Наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление. В ходе исторического раз­вития люди решали наглядно встающие перед ними задачи сна­чала в плане практической деятельности; лишь затем из нее вы­делилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) изме­рять земельные участки, и только потом на основе знаний, скла­дывающихся в ходе этой практической деятельности, посте­пенно возникала и развивалась геометрия как особая теорети­ческая наука. Практическая и теоретическая деятельность не­разрывно взаимосвязаны. Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в матери­альную деятельность. Это и означает, что первичной является не чисто теоретическая, а именно практическая деятельность. Лишь по мере развития последней из нее выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в про­цессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошколъном возрасте (до трех лет включительно) мышле­ние в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и син­тезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соот­носит, связывает друг с другом те или иные предметы, восприни­маемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме нагляд­но-образное мышление возникает преимущественно у дошколь­ников, т. е. в возрасте четырех—семи лет.

Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосред­ственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен по­трогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих слу­чаях не требуется систематического практического манипули­рования (действования) с объектом, но во всех случаях необхо­димо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отсутствие у дошкольников понятий наиболее отчетливо обнаруживается в следующих экспериментах швейцарского психолога Ж. Пиаже. Детям в возрасте около семи лет показы­вают два совершенно одинаковых и равных по объему шарика, сделанных из теста. Ребенок внимательно разглядывает оба предъявленных предмета и говорит, что они равны. Затем на глазах у испытуемых один из шариков превращают в лепешку. Дети сами видят, что к этому расплющенному шарику не при­бавили ни одного кусочка теста, а просто изменили его форму. Тем не менее испытуемые считают, что количество теста в ле­пешке увеличилось. Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их воспри­ятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. Думая об этой ле­пешке, дети смотрят на нее и видят, что на столе она занимает больше места (большее пространство), чем шарик. Их мышле­ние, протекающее в форме наглядных образов (следуя за вос­приятием), приводит к выводу, что в лепешке теперь больше теста, чем в шарике.

что представляет собой теоретическое и практическое мышление

что представляет собой теоретическое и практическое мышление

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Особенности теоретического и практического мышления

Раньше проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении (решение задачи –глядя на вещи или оперируя ими). Наглядно-действенное мышление – первая ступень мышления в фило- и онтогенезе. Но оно не имеет прямого отношения к вопросу об организации практического мышления. Объекты умственной деятельности человека, занятого умственной работой, едва ли поддаются непосредственному восприятию. Отличия между теоретического и практического мышлением нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в «двух разных интеллектах». Интеллект – один.

Различия теоретического и практического мышления – по-разному связаны с практикой (не то, что одно связано, другое – нет). Связаны оба, но связь – различна (ее характер). Работа практического мышления направлена на разрешение частных, конкретных задач. Теоретическое мышление – нахождение теоретических общих закономерностей (тактика). Теоретический ум – от созерцания к абстракции, практический ум – от абстракции к практике. В практическом мышлении связь с практикой имеет более непосредственный характер. У практического мышления – своеобразная ответственность (теоретики – выдвигают гипотезы, практики – находятся в более жестких рамках).

Теплов ставит под сомнение убеждение, бытующее от Гегеля до Канта и психологии начала XX века – что теоретический ум – высшая возможная форма проявления интеллекта. Все градации условны, но важно осознать огромную сложность и важность проблемы практического мышления. Практический ум направлен на частное, на деятельность, поэтому должен иметь оба вида знания, т.е. знания общего и частного.

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач. тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».

И теоретическое и практическое мышление в конечном счете связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь.

Вопрос о практическом уме разрешен только через детальное изучение особенностей умственной работы человека в различных областях практической деятельности. В последние годы проблема практического ума затрагивалась лишь эпизодически. Так обстояло дело вплоть до 20 гг. XX века, когда термины «практическое мышление» и «практический интеллект» стали обычными в психологических исследованиях. Под этими терминами, однако, понимали вовсе не работу ума в условиях практической деятельности, а только вопрос о так называемом наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении.

Смешение практического ума с наглядно-действенным мышлением в сильной мере способствовало укреплению такого взгляда на практический ум, как на более низкую, элементарную функцию умственной деятельности. Более глубокая постановка о практическом уме наметилась в отечественной психологии у Рубинштейна. Мыслительные операции, непосредственно включенные в ход практического действенного разрешения задачи, выдвигают специфические требования, отличные от требований, предъявляемых при обобщенном теоретическом мышлении.

Эти мыслительные операции требуют: более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям; предполагают умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в организации процесса, что не входит в теоретическое обобщение; требуют умения переходить от размышления к действию и обратно.

Это лишь ряд особенностей, характерных для практического ума, но перечень этот не полный. Что касается генезиса теоретического и практического мышления, то он един. Оба вида мышления произошли из практической деятельности людей, и поэтому генетически более ранним является практическое мышление. А.Н. Леонтьев писал: «Первоначально познание свойств предметного мира, переходящее границы непосредственно-чувственного познания, является непреднамеренным результатом действий, направленных на практические цели, т.е. действий, включенных в промышленную деятельность людей».

Теоретическое мышление появилось с возникновением особой деятельности, подчиненной сознательной познавательной цели. Таким образом, разделение труда, видов деятельности человека на познавательную и практическую, духовную и материальную привело к возникновению собственно теоретического мышления, производящего идеальный духовный продукт. Между исходными условиями и практическим выполнением действий теперь включаются все более и более длинные цепи внутренних процессов мысленного сопоставления, анализа и т.д., которые наконец приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности».

Есть ли различия в самом процессе, в способах осуществления теоретической и практической мыслительной деятельности? Прежде всего, следует отметить, что формой осуществления как теоретической, так и практической мыслительной деятельности могут быть и внешние, и внутренние процессы. Общим в них является и то, что отправным пунктом любого мышления является «чувственный компонент», т.е. образы восприятия, представления (выражение С.Л. Рубинштейна).

Однако если говорить о теоретическом мышлении отдельного человека (а не о мышлении как таковом), то оно не всегда нуждается в отправной предметно-чувственной основе. Источником его может быть накопленное знание, какая-то абстрактная идея или понятие. С.Л. Рубинштейн указывал, что в теоретическом мышлении «возможно и внутреннее самодвижение мысли», внешне ничем не обусловленное и не опосредствованное. Иначе говоря, путь теоретического мышления может пролегать от идеи к идее.

Одинаковы и существенные компоненты теоретического и практического мышления. Любая мыслительная деятельность регулируется и направляется целями, которых стремится достичь решающий задачу человек. Любая мыслительная деятельность состоит из действий и операций, имеет определенную стратегию. Решая любую задачу, человек как бы развертывает то, что дано в ее условиях и требованиях.

Однако на фоне этого сходства можно отметить в качестве специфической такую особенность практического мышления, как детальный анализ условий, примеривание к ним, разработка конкретных способов решения с учетом всех обстоятельств и конкретной ситуации. Это проявляется в такой характеристике практического интеллекта, как особая восприимчивость к информации и ограниченность результата реальными внешними условиями.

Поэтому психологи, изучавшие практический интеллект, считали, что основные действия практического мышления заключаются в планировании, т.е. в составлении конкретных планов на основе общих принципов с учетом конкретных условий.

Итак, можно сделать вывод, что практическим называют мышление, направленное на решение в основном практических задач. Это не значит, что при решении практических задач не нужно обосновывать и строить гипотезы, логически рассуждать, делать умозаключения, определять понятия или выполнять теоретические логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования или обобщения.

Отнесение мышления к типу практического означает лишь, что у его обладателя действия с реальными материальными предметами или их заменителями в реальных жизненных ситуациях преобладают над интеллектуальными, умственными операциями с понятиями и образами. К примеру, практическим может считаться мышление предпринимателя, связанное с решением задач по организации и совершенствованию того дела, которым он занимается. То же относится к мышлению военачальника, политика, руководителя, делового человека.

Так как практическое мышление больше, чем чисто теоретическое, связано со спецификой профессиональной деятельности человека и только в такой деятельности успешно развивается. Поэтому можно выбрать несколько практических задач, решение которых не предполагает наличия у человека глубоких профессиональных знаний и умений, и на примере решения этих задач построить серию упражнений, направленных на развитие практического мышления.

Таким образом, полноценное практическое мышление может развиваться лишь в занятиях соответствующим видом деятельности и быть тесно с ним связано. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

1. Выготский Л.С. Собр., соч.: В 6 т. – М.: 1982-1987.

2. Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1999.

3. Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. Монография. – Ярославль, 2000. – 205 с.

4. Корнилов Ю.К., Панкратов А.В. Практическое мышление как высшая психическая функция // Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний. – Ярославль, 1997.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: 2000.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.

7. Мышление практика и практическое мышление. Хрестоматия. – Ярославль, 2001. – 235 с.

8. Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б.Березанская. – М., 2004.

9. Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие по направлению и специальности «Психология»/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.:Академия, 2001. – 496 с.

10. Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Дж. Стернберга. – СПб., 2002.

11. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

13. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Из-во АН СССР, 1958.

14. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.

15. Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т. П. Остапишиной. Психология мышления. – М.: 2003.

Источник

Теоретическое и практическое мышление

Процесс мышления – это средство проявления различных способов деятельности человека. Психология как самостоятельная наука различает теоретическое и практическое мышление:

Теоретическая познавательная сфера

Задачи мыслительного, когнитивного, характера осуществляет теоретическое мышление, то есть это чисто задачи абстрактного, специфического характера. Умственная, интеллектуальная работа несет задачу приоткрыть завесу «истины», познать бытие, внутреннюю сущность субъекта.

Познание – вечно, оно бросает нас на разные структурные уровни той или иной вещи, выявляет цикличность и глубину предмета деятельности. Этот процесс осуществляется человеком, личностью (философом, математиком, физиком и так далее), который перерабатывает уже существующие знания и создает нечто новое, толкает прогресс вперёд, осуществляет процесс познания. Познание общечеловеческая натура, то есть плоды познания усваиваются людьми.

Время для умственного, интеллектуального мышления не играет роли, оно не имеет границ. Структуре субъекта не важно наличие времени, мы можем познать её вне зависимости от того какой сейчас год, век, эпоха. Можно сказать, что индуктивность, то есть процесс познания от объекта к субъекту – это главный способ теоретической мысли.

Практическое познание

Практическое мышление имеет цель решения конкретных проблем, которые возникают в определенных видах специализированной деятельности (работа политика, учителя, врача, инженера, журналиста, адвоката и так далее), но ещё и в обычной, скажем, семейной жизни. Главной чертой практического мышления – это особый, обособленный рамками отдельного случая, а не повсеместный характер. Они существуют временно, на период пока есть те факторы, которые вызвали необходимость прибегнуть к ним. Из этого вытекает то, что практические задачи необходимо решать быстро (пускай и относительно быстро).

Эти две формы работы различаются так же и своим практическим значением. Её объект открывает для себя реальность такой, какая она является с помощью теоретической деятельности. Теоретическая деятельность создаёт возможность осознания, лучшего для сущности самого объекта.

По причине того, что умственная, интеллектуальная работа никак не соприкасается с субъектом своей деятельности, с материальным миром, то проверка практикой правильности итога теоретической деятельности не всегда может быть сделана сразу после того, как эти итоги были получены.

Таким образом, теоретическое и практическое мышление необходимы для многих видов, но в каждом виде может доминировать любой познавательный процесс.

Источник

Теоретическое и практическое мышление в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:38, реферат

Краткое описание

В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.
В данной работе мы подробнее рассмотрим, что же такое мышление, теоретическое и практическое мышление, раскроем их сущность.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика мышления 4
1.1. Понятие мышления 4
1.2. Общие закономерности мышления 6
1.3. Виды мышления. 10
1.4. Мыслительные процессы 11
2. Психологические особенности теоретического и практического мышления. 13
2.1. Теоретическое мышление. 13
2.2. Практическое мышление 14
2.3. Мышление как процесс решения задач 17
2.5. Мышление как родовая способность человека 19
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Психология рефират.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА

По психологии на тему:

«Теоретическое и практическое мышление в жизни человека»

Студентка 2 курса очного обучения группы 21

Коновалова Альбина Викторовна

Проверила: Толстошеина Е. М.

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.

Практическое мышление многие годы является предметом острой дискуссии у психологов. Имея значительные достижения в анализе мышления, общая психология при этом встречается с трудностями использования своих данных в прикладных исследованиях, в различных областях практики: исследователи при этом имеют дело с практическим мышлением, некоторые элементы и свойства которого уже не укладывается в концептуальный аппарат общей психологии.

Представляется важным то обстоятельство, что свойства, специфика практического мышления выявляются, по сути, только при изучении мышления во взаимосвязи с той или иной реальной деятельностью.

В данной работе мы подробнее рассмотрим, что же такое мышление, теоретическое и практическое мышление, раскроем их сущность.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредствованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.

Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недостаточными для раскрытия преступления.

Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа исинтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.

На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются, синтезируются.

Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *