что представляет собой водная гимнастика на уроке физической культуры
Вводная гимнастика
Смотреть что такое «Вводная гимнастика» в других словарях:
ГИМНАСТИКА — специально подобранные в правильно выполняемые физические упражнения с целью сохранения и укрепления здоровья. всестороннего и равномерного физического развития, формирования и совершенствования движений человека. Существуют также особые… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
Производственная гимнастика — Производственная гимнастика набор элементарных физических упражнений, которые выполняются сотрудниками организации на рабочем месте и включаются в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья и предупреждения… … Википедия
Производственная гимнастика — комплексы простейших физических упражнений, включаемые в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья, предупреждения утомления трудящихся. Составляются с учётом особенностей трудового процесса. В практике… … Большая советская энциклопедия
Подростковый возраст — (синонимы: пубертатный возраст, старший школьный возраст) период жизни, продолжающийся в среднем от 10 12 до 15 16 лет у девочек и от 12 14 до 17 18 лет у мальчиков. Условно началом П.в. считают время появления оволосения на лобке. Во время П.в.… … Медицинская энциклопедия
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА в школе — уч. предмет, способствующий разностороннему физич. развитию и совершенствованию учащихся, укреплению их здоровья. Ф. к. входит в систему общего образования и воспитания и ориентирована на формирование у школьников соз нат. отношения к себе и… … Российская педагогическая энциклопедия
Лече́бная физи́ческая культу́ра — (ЛФК) 1) метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса; 2) раздел клинической медицины, изучающий рациональное … Медицинская энциклопедия
Зубков, Анатолий Николаевич — Анатолий Зубков Имя при рождении: Анатолий Николаевич Зубк … Википедия
ПЕСТАЛОЦЦИ — (Pestalozzi) Иоганн Генрих (12.1.1746, Цюрих, 17.2.1827, Бруи), швейц. педагог, один из основоположников дидактики, нач. обучения. Родился в семье врача. Окончил два курса коллегиума Каролинум. В 50 60 х гг. 18 в. принимал активное участие в… … Российская педагогическая энциклопедия
ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих — (12.1.1746, Цюрих, 17.2.1827, Бруи), швейц. педагог, один из основоположников дидактики, нач. обучения. Родился в семье врача. Окончил два курса коллегиума Каролинум. В 50 60 х гг. 18 в. принимал активное участие в движении швейц. интеллигенции.… … Российская педагогическая энциклопедия
Гимнастика
Особенности водной лечебной гимнастики
Вода имеет большое значение для восстановления здоровья, закаливания организма. Перепады температур, сопротивление водной среды, поддержка человека на плаву — эти свойства используются для тренировки мышц, улучшения кровообращения и обмена веществ в организме. Водные процедуры применяются в различных комплексах ЛФК. Занимаясь лечебной гимнастикой в бассейне или в открытом водоеме (с комфортной температурой), можно не только оздоровиться, но и хорошо отдохнуть.
Преимущества
Водная гимнастика несет следующие положительные эффекты:
Лечебная гимнастика в воде широко распространена из-за ее эффективности. Большим преимуществом воздействия на позвоночник становится значительное снижение нагрузки, что при серьезных заболеваниях будет аргументом в пользу таких занятий.
Благодаря малому весу тела в жидкости, и при этом заметной ее плотности, возникает соответствующее противодействие, возрастающее при скорости и увеличивающейся амплитуде движений. Резкие движения замедляются водой, в то время как плавные не встречают сопротивления.
Подобные движения могут выполняться людьми с различными заболеваниями, поражающими опорно-двигательный аппарат.
Водная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм в целом. Вследствие этого можно отметить следующие положительные моменты:
Показания
Гидрокинезотерапия, как эффективная водная гимнастика, практикуется для лечения и установления ремиссии (период ослабления симптомов хронической болезни), при заболеваниях, присущих опорно-двигательному аппарату. Установлено, подобные занятия имеют благотворное влияние на реабилитацию позвоночника, способствуют повышению тонуса мышц. Разработано большое количество методик решающих проблемы при разных нарушениях опорно-двигательного аппарата. Показаниями для применения подобных методик служит наличие:
Особенности занятий
Проводя процедуры в воде, пациенты неосознанно пользуются такими преимуществами, позволяющими выполнять те или иные упражнения, как снижение боли, укрепление мышечного каркаса, восстанавливаются двигательные функции. В соответствии с заболеванием назначаются комплексы процедур воздействующие на требующие помощи группы мышц, или отделы позвоночника. Разработанные комплексы включают занятия для вытягивания позвоночника.
Эти комплексы назначают, когда диагностирована позвоночная грыжа, при наличии сколиоза. Во время вытягивания позвоночник выравнивается при применении специальных приспособлений. В бассейне используются канаты, разделяющие дорожки.
Спиной ложатся на канат, при этом вытянув руки и положив на воду ноги. Подобная поза способствует прорабатыванию мышц грудного отдела. Лежат на протяжении двух минут, их достаточно для профилактики подобного рода заболеваний.
Похожие вытягивания можно делать на животе. При этом нужно задействовать маску, потому что лицо опускается в воду (осторожно, если у человека есть проблемы с контролем за собственными движениями). Можно опереться о бортик.
Спортивными врачами практикуется способ вытяжения, когда применяется в качестве специального приспособления щит. На него ложится больной и щит аккуратно под углом в 45 градусов опускают в бассейн. Тело под воздействием этих факторов начинает самопроизвольно вытягиваться. Процедура проводится под строгим контролем специалиста.
Для позвоночника
Также существуют методики занятий, назначаемые при излечении грыжи позвоночника.
Одной из них является гидрокинезотерапия, она успешно применяется как упражнения в бассейне, которые рекомендуются для лечения позвоночника, когда диагностирована грыжа, применять ее следует когда происходит период ремиссии. Подобные процедуры назначают также после хирургического вмешательства по удалению грыжи, но не ранее, чем полтора месяцев после операции. Все лечение подбирается специалистом строго индивидуально в соответствии с показаниями пациента.
Преимущественно это занятия специальными упражнениями, под контролем в течении полутора часов, и плавание до получаса. Весь период занятия составляет два часа.
Для осанки существует большое количество упражнений, способствующих укреплению мышц спины. Применяются махи ногами, приседания, другие виды упражнений.
Когда применяются оперативные вмешательства на позвоночник, в качестве реабилитации лечащим врачом назначается комплекс водной гимнастики, чтобы облегчить восстановительный период:
Аквааэробика
В настоящее время распространено применение аквааэробики. Врачи советуют ее при различных показаниях, проблемах с сердечно-сосудистой системой, ожирении, и некоторых других проблемах.
Возникает закономерный вопрос, помогают ли занятия в бассейне для похудения. По результатам многочисленных наблюдений, ответ однозначен — такие занятия очень эффективны. Вследствие того, что сопротивление воды довольно высоко, усилия, прилагаемые для выполнения любого движения намного больше, чем на полу помещения.
Занятия аквааэробикой в бассейне для похудения проводятся под руководством инструктора. Перед занятиями нужно размяться, для этого бегают в бассейне (в воде) несколько минут, подгребая руками.
Далее выполняются определенные упражнения в виде разнообразных махов ногами, различных наклонов, вращательных движений.
Занятия для похудения в бассейне обладают массой положительных моментов, они благотворно отображаются и на женской фигуре, и на состоянии женской кожи. Во время выполнения упражнений для похудения в воде происходит укрепления сердечно-сосудистой системы, мышечного каркаса, усиления иммунитета, устойчивое снижение веса, улучшается состояние кожи.
Существуют и определенные противопоказания для посещения бассейна. Это кожные заболевания, с проявлениями в виде язв, гнойных выделений, инфекционные болезни, кровотечения и ряд других противопоказаний.
Очень давно люди знают о пользе, которую приносят упражнения в воде и плавание. Это и лечение, и отдых, и снижение веса. Занимаясь в бассейне, мы не только оздоравливаемся, худеем, но и получаем массу положительных эмоций.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре по теме: «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ВОДЕ»
автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Радуга»
конспект
непосредственной образовательной деятельности
по физической культуре по теме:
«Оздоровительная гимнастика в воде»
Подготовила и провела для городского методического объединения
инструктор по физической культуре.
Место проведения: бассейн детского сада.
Оборудование и инвентарь: морские камушки, ласты, плавательные доски, мячи и коврики массажные, аквагантели.
Продолжать закреплять умение выполнять торпеду на груди и спине.
Закреплять умение нырять, задерживая дыхание.
Упражнять в технике выполнения согласования движений рук и ног при плавании способом кроль на груди.
Развивать дыхательную систему.
Укреплять своды стопы.
Формировать мышечный корсет вокруг позвоночника.
Продолжать закаливать организм ребёнка, повышая его сопротивляемость к простудным заболеваниям.
Формирование дружеского отношение друг к другу и сплочение коллектива.
Обогащать опыт детей совместными действиями во время игр на воде.
Подготовительная часть 5 минут
Построение, объяснение задания. Повторить правила поведения в бассейне.
Разминка на суше: подготовительные и специальные упражнения.
Ходьба на носках, пятках, и внешней стороне стопы.
Встать на носочки, вытянуться вверх, затем присесть и обхватить колени руками.
Упражнения на массажном коврике: перекаты с пяток на носки, «вытираем ножки»
Упражнения с массажным мячиком, сидя.
В ножки я беру лимон
Чувствую, что круглый он
Я его сильней сжимаю
Сок лимонный выжимаю
Взять аквагантели, спуститься в чашу бассейна.
Следить за осанкой, и постановкой стоп.
Следить за положением рук и головы: руки вытянуты за головой, кисти лежат одна на другую, стоять на носочках.
Подбородок касается груди.
Выполнять большие круги руками, не сгибая их в локтях. Проносить руку рядом с бедром.
Следить за правильной постановкой стоп.
Сначала прокатывать мячик между стоп, затем сжимать мячик, обхватывая его пальцами.
Тянуть носочки, ноги слегка сгибать в коленях.
Голову не поднимать, стараться работать слегка согнутыми ногами.
Основная часть 25 минут.
Аквааэробика с гантелями.
И.п.- о.с. Встать на носки, руки через стороны поднять вверх и соединить над головой. Вернуться в исходное положение – перекат на пятки
И.п.- стойка ноги врозь, руки с гантелями в стороны лежат на воде. Выполнять повороты туловища вправо и влево.
И.п.- стойка ноги врозь, руки с гантелями перед собой у живота. Наклониться вперёд, вытянув руки и выполнить выдох в воду.
И.п.- стойка ноги врозь, руки в стороны, гантели лежат на воде. Выполнять наклоны туловища вправо и влево, вытягивая руку в сторону щекой и ухом коснуться воды.
Прыжки: ноги вместе, ноги врозь.
Махи одной ногой с опорой на другую.
Упражнение «пяточки – носочки» И.п.- лёжа на животе, руки в стороны, пятки выглядывают из воды. По команде, согнуть ноги, вынести их вперёд и выпрямить, показывая пальцы. Вернуться в исходное положение.
Выполнять «торпеду» на груди
Выполнять «торпеду» на спине.
Выполнять движение ногами способом брасс на спине.
Игра «Салки нырялки» Ловишка пятнает детей, которые не успели спрятаться под воду. Запятнанный игрок встаёт в и.п. – ноги врозь, спасти его можно пронырнув у него под ногами. Спасённый игрок продолжает игру.
Следить за положение спины и рук (спина ровная, руки строго над головой)
Руки при поворотах всегда держать в стороны, гантели лежат на воде.
Выполнять сильные продолжительные выдохи в воду с произношением звука у.
Наклоняясь и касаясь щекой воды необходимо посмотреть на потолок выполнить вдох. Выпрямляясь выполнить выдох.
Выпрыгивать как можно выше.
Добиваться большей амплитуды махов.
Добиваться полного выпрямления туловища и ног. Ногами не касаться дна.
Выполнять с выдохом в воду. Следить за тем, чтобы ноги не сильно сгибались в коленях.
Следить за положением головы.
Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).
Проныривать под ногами можно только со стороны лица.
Заключительная часть 5 минут .
Собираем камушки со дна с помощью ног.
Выход из бассейна, ходьба по ребристым дорожкам.
Построение, подведение итогов.
Пальцами ног собирать камушки со дна, складывать в ладошку.
Обратить внимание на правила поведения в бассейне.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-342859
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Водная гимнастика
Вода — среда, при разумном использовании которой достигается хороший оздоровительный эффект. Не случайно поэтому исстари люди используют различные водные процедуры, оформляя их в оздоровительное плавание, «моржевание», различные подвижные игры. Получили распространение и стали модными так называемые «аэробические» виды занятий: «аквааэробика», «аква-данс», «акваформинг», «аквамоушн» и др.
Все эти формы занятий с иностранными названиями (и пришедшие из-за рубежа) очень привлекают к себе, поскольку оказывают весьма широкое воздействие и могут применяться с разными целями.
Например, с «чисто» оздоровительными — для закаливания, улучшения состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, повышения общего жизненного тонуса, совершенствования физических качеств силы, выносливости, гибкости; психической уравновешенности и др. При определенных условиях использование водных процедур совершенствует обмен веществ, приводит к нормализации веса тела (целенаправленному увеличению его или, напротив, уменьшению).
Всё это вместе взятое хорошо обеспечивает высокую мотивированность желания заниматься оздоровительными водными видами упражнений.
В то же время, как средство физического воспитания эти виды требуют научно-методического обеспечения: установления методических принципов и правил, выделения особенностей как организации занятий, так и условий применения различных упражнений, определения степени их воздействия на организм занимающихся разных возрастов и подготовленности, индивидуального реагирования их на предлагаемую нагрузку, оценки срочного и отставленного эффектов занятий, поиск их совершенных форм и т. д.
Поэтому в последнее время проведено большое количество специальных научных исследований, которые в целом подтвердили на высоком уровне доказательство эффективности применения физических упражнений в воде с целью оздоровления лиц разного возраста, пола и подготовленности.
Например, показано, что за три месяца, при определенных режимах занятий, у женщин зрелого возраста масса тела может уменьшиться на 3—3,6 % при одновременном снижении % жирового компонента в пределах 15,6—18,6 % и увеличении мышечного компонента массы тела на 3,3—4,3 %; весьма существенно меняются обхватные размеры частей тела — женщины становятся стройнее; одновременно увеличиваются показатели силы и силовой выносливости различных групп мышц, жизненная емкость легких; физическая работоспособность возрастает на 12-16 %.
Весьма впечатляют показатели изменения гибкости: у женщин 36—55 лет гибкость позвоночного столба улучшилась до 1,3 раза, тазобедренных и плечевых суставов — соответственно до 18 и 7,5 % (И. А. Васильева, М. Г. Шибалкина, 1997 г.).
При этом самооценка психоэмоционального состояния занимающихся свидетельствует о значительно возросших показателях физического самочувствия, настроения, удовлетворенности прошедшим днем в целом и желанием тренироваться.
Интересно, что сравнение результатов занятий водной аэробикой и ритмической гимнастикой свидетельствует в пользу преимущества первой. Вероятным объяснением такого эффекта может быть значительное разгрузочное влияние на организм именно водной среды.
Весьма важным положительным признаком занятий водными упражнениями является их доступность людям с совершенно разными психофизическими состояниями:
умеющим и не умеющим плавать, боящимся водной среды и испытывающим от нее эйфорию, с любым уровнем физического развития и подготовленности, а также (что очень важно!) с противопоказаниями и ограничениями к занятиям на суше (варикозное расширение вен, гипертония, опущения органов и т.п.). В общем и целом результаты специальных исследований дали подтверждение тех качественных воздействий, которые отмечены выше.
Не претендуя на построение строгой классификации, упражнения водной гимнастики можно различать и группировать по следующим признакам: адресации, целевому назначению, функциональному воздействию, видовым особенностям, характеру, степени значимости. Хотя перечисленными признаками правомерно характеризовать вообще любые упражнения, привязывание их к специальным условиям водной среды позволяет сформировать достаточно полное представление о водной гимнастике.
Адресация упражнений определяется особенностями контингента занимающихся. Эти особенности условно подразделяются на три группы: функционально-нормологические (иначе — состояние здоровья), возрастные, квалификационные.
Состояние здоровья (первая группа) изначально определяет возможность заниматься водной гимнастикой, ее целевую направленность и содержание. Например, при варикозном расширении вен, в зависимости от этапа занятий, упражнения подбираются релаксирующего характера для ног, но в то же время нагружаются мышцы туловища и рук, нагрузка по характеру — динамическая (статику целесообразно исключить совсем), способствующая улучшению кровообращения. Однако постепенно в упражнения вовлекаются обязательно и ноги, причем с самым вариативным характером и степенью нагрузки. При остеохондрозе грудного отдела позвоночника на первом, довольно продолжительном этапе, нагружают дистальные звенья — руки и ноги, одновременно обеспечивая взвешенность туловища и допуская небольшие вытяжения, но со временем необходимо мышцы туловища также нагружать, подбирая для этого комфортные позы и условия выполнения упражнений.
В занятиях с детьми локальные упражнения должны быть небольшой продолжительности и с меньшим числом повторений, но с более частой сменой, а с занимающимися старших возрастов целесообразнее использовать в большей мере более продолжительные нагрузки локального характера, необязательна частая смена упражнений, но требуется более строгий контроль (самоконтроль и внешний) за общим состоянием. Занятия со взрослыми достаточно комфортны при температуре воды 28—24° (по Цельсию), а с детьми — не ниже 28°.
Вообще, вторая группа особенностей имеет большее значение для занятий с лицами, имеющими отклонения в функциональном состоянии, недостаточно физически развитыми, не имеющими большого двигательного опыта или плохо физически подготовленными. В большей мере адресация упражнений зависит от первой и третьей групп особенностей.
Третья группа выделяет неподготовленных, слабоподготовленных и подготовленных занимающихся. В зависимости от этих особенностей (чаще всего они согласуются с состоянием здоровья) подбираются сами упражнения, определяются их нагрузочность, режим применения, согласование с отдыхом и его содержанием, способ выполнения (дискретный или поточный) и др.
Целевое назначение в целом определяется причиной, по которой занимающийся обратился к упражнениям водной гимнастики. Это может быть необходимость общеукрепляющего и закаливающего воздействия, реабилитация после травм или заболевания (перелома или гипертонического криза) и связанной с ними ограниченной локальной или общей подвижностью; желание развить физические качества или укрепить дыхательную систему и усовершенствовать дыхательные навыки; просто расслабиться, отдохнуть.
В зависимости от этого в отдельности и в целом выбираются виды упражнений, способы воздействия, их содержание и формы применения. Например, для развития силы потребуется использовать достаточно трудные «турбулентные» упражнения с лопастями, а для эмоционального отдыха — подвижные игры и поплавковые упражнения, типа лежания на воде.
Функциональное воздействие предполагает преимущественную направленность упражнений на активизацию той или иной функциональной системы. Можно, выполняя неинтенсивные дыхательные упражнения в малом количестве, особо не нагружать сердечно-сосудистую систему и задействовать лишь связанные с дыханием мышцы туловища — но только до определенного момента. Потому что лишь «неактивные» дыхательные упражнения не могут привести к существенному улучшению состояния дыхательной системы, формированию навыков управлять дыханием, не способствуют укреплению здоровья в целом. Они должны быть активными, а значит, осуществляя нагрузку через работу мышц, в большей степени воздействуют и на сердечно-сосудистую систему. (Вот пример взаимосвязи трех функциональных систем).
Тем не менее, степень воздействия на функциональные системы различных упражнений может быть разной. Поэтому подбор их по данному признаку — функциональному воздействию — важен как в принципиальном отношении, так и в прикладно-методическом. Поэтому упражнения для трех, наиболее задействуемых в водной гимнастике систем — дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной — имеют свои особенности.
Дыхательные упражнения выполняются в нескольких вариантах:
а) когда после задержки на вдохе (выдохе) выполняется свободный или акцентированный выдох (вдох);
б) когда после задержки дыхания на вдохе (выдохе) продолжается свободный или акцентированный вдох (выдох).
При этом в дыхательном упражнении достаточно определенно следует регламентировать не только продолжительность каждой части упражнения, но и условия выношения. Например, опустив лицо в воду, выдох за 4 сек + подняв лицо из воды, «довыдох» за 2 сек или (для более подготовленных) — наоборот: за 4 сек выдох в воздух + опустив лицо в воду «довыдох» за 2 сек; или (для хорошо подготовленных): опустив лицо в воду, выдох за 4 сек + задержка на 2 сек + «довыдох» за 2 сек в воду.
Упражнения для сердечно-сосудистой системы, как правило, выполняются серийно или (реже) поточно. Но интенсивность их не должна превышать среднюю (у подготовленных лиц среднего возраста пульс 120 уд/мин). Между сериями продолжительностью 15—30 сек должен быть достаточный для относительного восстановления отдых в расслабленной позе (20-25 сек), несколько свободных или акцентированных на выдохе дыхательных движений или свободное плавание в течение 25—30 сек. Количество повторений и общий объем определяются исключительно в соответствии с индивидуальной переносимостью нагрузки и соответствием рамкам нормального восстановления: после отдыха ЧСС должна восстановиться до 80—70 % от максимальной в нагрузке.
Список использованной литературы: