что представляет собой воспитание в широком и узком смыслах
Понятие «воспитание» в широком и узком значении
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.
Следующая основная категория педагогики – обучение. Это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятии и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действии, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Воспитание — основная категория педагогики
Людмила Еромова
Воспитание — основная категория педагогики
Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью/
Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.
«Воспитание» — важнейшее понятие, носящее характер категории. В педагогике можно встретить понятие «воспитание»,употребляемое в нескольких значениях: в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека
действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание, эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.
Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.
В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание, под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения. Педагогика оперирует и целым рядом других понятий (например, знание, умение, навык, прием, средство, метод и т. д., которые будут раскрыты при рассмотрении соответствующих педагогических явлений.
Воспитание обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом. Оно меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, взаимоотношений людей в процессе труда. Существует закономерная связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества.
Эта закономерная связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и производственным отношениям, свойственным каждой общественно-исторической формации.
Истории известны пять общественно-экономических формаций. На основе дошедших до нас археологических данных уже в первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей.
Велик вклад в развитие педагогической теории, внесенный прогрессивными педагогами и просветителями дореволюционной России. История отечественной педагогики с гордостью называет имена основоположников революционно-демократической педагогика В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В их работах и высказываниях впервые в истории развития педагогической мысли задачи осуществления идеалов воспитания связывались с необходимостью революционного преобразования обще-ства.
Вопросами педагогической теории и организацией практического обуче-ния и воспитания много занимался Л. Н. Толстой, который создавал школы для крестьянских детей, сам написал ряд учебников для школьников, в том числе знаменитую «Азбуку» и учебник арифметики. В своих педагогических искани-ях Л. Н. Толстой стремился выразить протест против формализма и казенщины царской школы, призывал развивать творческие способности детей, учил ува-жать личность каждого ребенка. Много сделал для развития русской школы и педагогики известный русский хирург и либеральный общественный деятель Н. И. Пирогов, выступавший с резкой критикой сословной школы и стоявший за необходимость внесения коренных изменений в общий подход к воспитанию.
Особенно велик вклад в развитие отечественной педагогической мысли Константина Дмитриевича Ушинского, который по своим политическим взглядам был близок к народникам, а в философии — к материализму, хотя в пони-мании педагогических явлений не до конца стоял на материалистических позициях. Его педагогические взгляды изложены в труде «Человек как предмет воспитания». Им создан и ряд учебников, в числе которых известные «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение детей.
В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы И. П. Иванова, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.
Понятийный аппарат педагогики, как и любой другой развивающейся науки, естественно,претерпевает постоянные изменения: появляются новые понятия и вместе с тем уточняются, углубляются уже имеющиеся. В силу этого в педагогической литературе можно встретить различные определения одних и тех же педагогических категорий и понятий, что часто зависит от аспекта их рассмотрения, а также расстановки авторами определенных акцентов. Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Следовательно, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Виды воспитания:
– эстетическое и т. д.
Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обуче-ние и образование. В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития.
Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Старший воспитатель.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и.
Эффективный урок как основная форма обучения в школе Эффективный урок как основная форма обучения в школе «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче.
Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.
Основная роль современной школы Основная роль современной школы Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное.
Рабочая основная образовательная программа по математике для 5–6 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Донецкой.
Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» Воспитание духовно – нравственных чувств, как и чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Современные психолого.
Презентация «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик». Возрастная категория 6–7 лет (подготовительная к школе группа) Презентация непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие». Формирование элементарных.
Что представляет собой воспитание в широком и узком смыслах
Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует своими понятиями (категориями): воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс и.т.д. Рассмотрим некоторые из них.
Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Развитие — процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Понятие «воспитание» в широком и узком значении
Воспитание в широком значении слова представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности.
Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
Если в первом случае воспитание включает в себя и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то во втором оно охватывает только область отношений и поведения.
Обучение, как и воспитание, является важнейшей категорией педагогики. Это планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений и навыков; процесс руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве результатов усвоения. Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность. Попутно они формируют важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное общество.
В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов, которые утратили свою привлекательность, а новые ориентации пока не сложились.
В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то сиюминутных ситуаций – например, от политической и экономической обстановки. Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.
Термин «гуманизм» очень многозначен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось. Гуманизм, прежде всего, означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. Гуманизм – это система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности; совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
При трактовке понятия «гуманизм» как определенной системы ценностных ориентаций и установок оно получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сферах жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.
§ 5. Широкий и узкий смысл слова воспитание
Во многих работах по педагогике слово «воспитание» употребляется в широком и узком смысле. К подобному употреблению слова в теоретических работах мы относимся скептически, так как одно и то же слово фактически выступает в различных значениях, что затрудняет не только решение основных вопросов педагогики, и в частности теории воспитания, но и понимание воспитания как такового.
В педагогике признается, что нет ясности в понимании воспитания, а употребление слова «воспитание» то в широком, то в узком смысле не проясняет понимания, обозначаемого словом явления, а лишь указывает, что в сфере, в которой широкие и узкие смыслы находят применение, нет терминологической ясности. Но факт употребления слова то в узком, то в широком смысле необходимо рассмотреть.
Выражения «в широком смысле» и «в узком смысле» тождественны выражениям «в обширном смысле», «в тесном смысле» и не представляют научных терминов или понятий какой-либо конкретной науки, они также не составляют и никаких логических терминов. Применение их в тех или иных ситуациях в научных работах позволяет преодолеть некоторые затруднения или неудобства терминологического характера и разграничивать некоторые смыслы или значения, представляемые одним и тем же словом.
Так, например, К. Д. Ушинский под выражением «педагогика в обширном смысле» понимал педагогику как собрание знаний, или собрание наук, необходимых и полезных для педагогики; а под выражением «педагогика в тесном смысле» понимал педагогику как собрание воспитательных правил» [177, c. 9]. То есть понятие педагогика он использовал в двух значениях, или в двух смыслах. Использование этого приема для различия педагогики в различных смыслах не одиночный факт.
Здесь же необходимо обратить внимание еще на один случай использования приема разграничения смыслов понятия воспитания. Так, он отмечает, что «слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно и к историческим обществам, племенам и народам, т. е. к организмам всякого рода, и воспитывать в обширнейшем смысле значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной и духовной» [177, c. 40]. Обширный смысл слова воспитания состоит здесь в том, что оно применяется не только к человеку, но и к любым организмам.
Обратимся вновь к приведенным в главе высказываниям, в которых используется слово «воспитание» в широком и узком смысле, и рассмотрим, прежде всего, содержательную сторону понимания воспитания в широком смысле:
— «Воспитание, в широком смысле слова, – воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя…» (2);
— «Воспитание в широком смысле слова – это влияние на развитие и результат такого влияния. Это значение имеют в виду, когда… утверждают, что человека воспитывает вся его жизнь» (4);
— «Термином «воспитание» иногда также обозначается всеобъемлющий процесс формирования человека, когда утверждают, что воспитывает вся жизнь…» (6);
— «Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества – воспитание…» (8);
— «Воспитание – объективно закономерный процесс подготовки людей к трудовой и полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций» (16);
— «Воспитание, в широком смысле этого слова, включает в себя также образование и обучение» (3);
— «Воспитание человека в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством… учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы» (9);
— «Когда говорится о том, что предметом педагогики является специально организованное, целенаправленное воспитание, слово «воспитание» употребляется в широком педагогическом смысле, охватывая и обучение и воспитание…» (10).
Одна группа высказываний представляет воспитание как воздействие на формирование и развитие психики человека (2), как влияние на развитие человека и результат такого влияния (4), как всеобъемлющий процесс формирования человека (6). Общий смысл содержания этих высказываний состоит в том, что в воспитание включают и природные, и социальные явления.
Другая группа высказываний представляет воспитание как особую функцию общества (8), как объективно закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности (16). Смысл этих высказываний состоит в том, что в воспитание включены только социальные явления.
Третья группа высказываний представляет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, включающий в себя образование и обучение (3), как целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством учителей, педагогов, воспитателей, вобравший в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы (9); как охватывающий и обучение, и воспитание, т. е. весь учебно-воспитательный процесс (10). Смысл содержания этих высказываний состоит в том, что в воспитание включены только педагогические явления: образование, обучение, воспитание, воспитательная работа и учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, воспитание в широком смысле представляет собой как бы трехъярусное содержание, иначе сказать, слово «воспитание» в широком смысле фактически может иметь три различных значения, три различных объема, т. е. сам широкий смысл оказался трехзначным, или имеющим три различные «широты».
Обратимся теперь к высказываниям, представляющим воспитание в узком смысле:
— «Под воспитанием (в узком смысле слова) понимают также целенаправленную деятельность по руководству этим процессом» (16);
— «В узком смысле слова… под воспитанием понимается работа воспитателей…» (4);
— «Понятие «воспитание» употребляется также в узком специальном смысле. Под воспитанием понимаются процессы целенаправленного влияния на личность с целью ее всестороннего развития» (6);
— «В ряде случаев, когда хотят подчеркнуть, что в какой-то школе обучение поставлено хорошо, а воспитание – хуже… значение слова «воспитание» сужается еще больше, становится синонимом понятия «воспитательная работа» и предполагает формирование системы определенных качеств, взглядов, убеждений учащихся…» (11);
— «В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие… В таком понимании воспитание не включает в себя образование и обучение» (3);
— «В узком смысле слова, воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие на сознание воспитуемого с целью привития качеств, желательных воспитателю» (2);
— «В узком педагогическом смысле … под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств…» (12).
Узкий смысл слова (понятия, термина) воспитания представлен в высказываниях как целенаправленная деятельность по руководству процессом подготовки людей к полезной деятельности (16), как процесс целенаправленного влияния на личность с целью ее всестороннего развития (6), как работа воспитателей (4), как воспитательная работа, предполагающая формирование качеств, взглядов, убеждений учащихся (11), как формирование мировоззрения, нравственного облика, эстетического вкуса, физического развития, не включающее в себя образование и обучение (3). Общим элементом содержания этих высказываний является отнесенность воспитания к социальным явлениям (что подчеркнуто наличием в их составе слов «цель», «воспитательная работа»), которые не могут быть выполнены вне деятельности человека, а деятельность не может быть осуществлена без наличия цели.
При более внимательном рассмотрении этих высказываний нельзя не заметить, что узкий смысл оказывается тождествен одному из значений широкого смысла, содержание которого зафиксировано нами во второй группе только как социальные явления. Действительно, говоря о руководстве подготовкой людей к полезной деятельности (16), невозможно допустить, что таковая возможна без соответствующего обучения. А в этом случае следует говорить и об обучении, и о воспитании как деятельностях, обеспечивающих подготовку людей. Таким образом, в узкий смысл понимания воспитания оказываются включенными два педагогических явления, и содержание понимания узкого смысла оказывается совпадающим с содержанием понимания в широком смысле.
В высказывании (6) говорится о всестороннем развитии личности, но это может означать, что хотя бы одна из сторон развития может быть достигнута в обучении. Следовательно, для всестороннего развития личности необходимо и обучение. Значит, рассматриваемое выражение обязательно включает и обучение.
Элемент «обучение» оказывается включенным в содержание остальных высказываний. В следующем высказывании обучение представлено словосочетанием «формирование убеждений учащихся» (11), но так как учащиеся являются субъектами обучения, а не воспитания, то обучение оказывается включенным в воспитание.
В высказываниях говорится также о формировании мировоззрения (3), но мировоззрение не может быть сформированным без усвоения систематизированных знаний и умений, а это связано с необходимостью обучения и образования. Следовательно, обучение оказывается включенным в это содержание, несмотря на то, что в нем содержатся слова о невключении в понимание воспитания в узком смысле образования и обучения. Конечно, это можно декларировать, но означает ли такая или иная декларация (заявление, утверждение), что в формировании мировоззрения обучение никакой роли не играет? Очевидно, не значит. Таким образом, понимание воспитания в узком смысле в представленных высказываниях фактически оказывается пониманием в широком смысле, так как включает в себя, по крайней мере, два педагогических явления – воспитание и обучение.
Только в высказываниях – «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание воспитуемого с целью привития качеств, желательных воспитателю» (2), «под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств» (12) – воспитание действительно представляется в узком смысле, не обремененное обучением и образованием. Такое понимание воспитания в узком смысле, как воздействие на воспитанника с целью привития качеств, или воспитательная работа, формирующая качества (надеемся, что под словом «качество» имеются в виду личностные качества и свойства, а не знания об окружающей действительности и не умения ими пользоваться) лишено элементов, затрудняющих установление четких границ понятия, и позволяет увидеть воспитание как самостоятельное явление в едином ряду с обучением, которые вместе представляют два вида социальной педагогической деятельности.