что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ее

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ее Динара Иксанова
Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

Воспитание звуковой культуры — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и. орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

формирование правильного звукопроизношения исловопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии ВХОДИТ не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородач, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

В звуковой культуре речивыделяют два раздела: культу-ру речепроизношения и речевой слух.Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:развитие речедвигательного аппарата (арти-куляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы. языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, — надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком уст-ной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение, так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудня-ются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15—20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ееФотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ееИгра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ееИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ееНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ееИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ееПроект «Кормушка для пичужки». «Значение изготовления книжек — малышек для развития ребенка» В рамках реализации проекта «Кормушка для пичужки» детям и родителям наших воспитанников было предложено сделать книжки – малышки о зимующих.

Источник

Что входит в понятие «Звуковая культура речи»

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ее Елена Бабич
Что входит в понятие «Звуковая культура речи»

Воспитание звуковой культуры речи — многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).Она предполагает:

— развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка;

— обучение правильному звукопроизношению;

— воспитание орфоэпической правильности речи;

— овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

— выработку четкой дикции.

Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи» Цель: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И», «О», «У». Задачи: Образовательные: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И»,.

Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи Тема: Звуковая культура речи. Работа.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]» Звуковая культура речи: звук ж Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь.» Программное содержание: упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь; упражнять детей.

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ееКонспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]» Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Задачи. 1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука.

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ееЗанятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Занятие по развитию речи во второй младшей группе: «Звуковая культура речи. Звук И» Тема: «Звуковая культура речи. Звук И» Цель: Упражнение.

Звуковая культура речи «Формирование звуковой культуры речи во второй группе раннего возраста» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области» Доклад на тему: «Формирование звуковой культуры.

Источник

Звуковая культура речи

что представляет собой звуковая культура речи охарактеризуйте ее Дорогие друзья, мы рады представить вам Садыкову Алсу Дамировну, учителя – логопеда ГБОУ «Гимназия 1048 «Новокосино» г. Москва. Сегодня Алсу Дамировна делится с нами полезным материалом о формировании звуковой культуры речи. Данный материал будет полезен педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Алсу Дамировны:

«Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произнесение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппарата, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи».

Полезного чтения…

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произнесение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппарата, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия уловия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи педагого решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умение регулировать громкость произнесения слов и фраз), выроботка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высоты и силы голоса, темпа речи). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произнесения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте – выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях. У детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушения звукопроизношения являются одним из симптомов общего недоразвития речи.

Коррекция различных нарушений произношения является одной из основных задач индивидуальной работы логопеда. В основе работы по усвоению детьми фонетической и фонематической систем языка лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитее умения дифференцировать звуки по их основным признакам.

Чаще всего у детей с ТНР нарушена не одна, а несколько групп звуков.

Основными задачами по формированию произношения являются:

Имея в виду данные задачи, логопед завершает постановку и автоматизацию отсутствующих звуков (свистящих, шипящих, сонорных), развивает фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза слов. На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков осуществляется параллельно с развитием дикции и усвоением произношения слов сложного звуко – слогового состава. На этапах закрепления правильного звукопроизношения звуков материал упражнений подбирается с учетом формирования лексико – грамматической стороны речи. Работа по формированию звукопроизношения и фонематического восприятия ведется по таким направлениям:

При формировании звукопроизношения перед логопедом стоят задачи:

На первом этапе логопед готовит органы артикуляции к последующей постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, формированию фонематических процессов. Выработке направленной воздушной струи, отработке опорных звуков. Основным приемом является артикуляционная гимнастика.

На этапе постановки звука логопед использует все возможные приемы для вызывания правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда. Описание правильной артикуляции в доступной для ребенке форме, постановка от имеющегося в речи ребенка звуков и постановка с механической помощью.

Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение. В связанную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения.

Четвертый этап, являющийся заключительным, связан с обучением ребенка умению различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. В программе обучения и воспитания детей с ОНР Филичевой Т.Б. И Чиркиной Г.В. определены основные принципы индивидуальной работы. Для эффективного их проведения необходимы четкая организация, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушения звукопроизношения при дислалии, при ринолалии, при дизартрии). Проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения.

Основной задачей индивидуальных занятий является первоначальное формирование звуковой стороны речи, куда входят подготовительные артикуляционные упражнения, коррекция произношения дефектных звуков, развитие слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия.

Конспект индивидуального занятия

Постановка звука «С»

Образовательные цели: автоматизация звука в слогах и словах;

Развивающие цели: развивать фонематическое восприятие; развивать и совершенствовать артикуляционную моторику.

Воспитательные цели:воспитывать самоконтроль над речью.

предметные картинки: санки, сумка, сапоги, сом, шапка, шуба, машина, сушка, усы, бусы, коса, сумка, осы, носок, ананас;

игрушки: корова, собака, слон, лиса, бегемот, матрос, снеговик, оса,

мешочек, волшебный сундук.

Ход занятия.

На цепи сидит, дом сторожит. (Собака)

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (Самолет)

Не змеи, а жалят. (Осы).

-Молодец! Ты отгадал все загадки. Давай вспомним теперь отгадки.

(Ребёнок называет, логопед выставляет картинки).

-Давай ещё раз назовём слова. Какой звук ты чаще всего слышал в этих словах?

II. Отработка упражнений.

«Футбол», « Горочка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится», « Катушка».

Описание правильной артикуляции звука «С»:

Логопед:- Что делают губы, Когда мы произносим звук «С»?

(Появляется игрушка собаки).

Давай мы ей дадим имя. Оно должно быть со звуком «С».

(Если ребенок не может придумать ей имя, предложить выбрать:

Сонька, Мурка, Саманта)

Ребёнок выбирает имя Саманта.

-Сейчас мы будем учиться произносить звук «С», а Саманта нас будет слушать.

Выделение на слух звука С.

а) из слогов са, мы, ка, зо, до, со, мо, су, сы;

б) из слов сам, дом, сом, кот, суп, сын, кит.

Автоматизация звука «С» в слогах, словах.

(Саманта говорит, что у Егора все получается, он старательный мальчик и большой молодец).

VIII. Автоматизация «С» в играх.

а) Собачка достает мешочек и говорит:

— Я пришла сегодня не с пустыми руками, а с подарками, но их надо заслужить.

Давай мы с тобой поиграем: ты будешь доставать предметы из мешочка, называть их и чётко произносить звук «С»

(ребёнок достаёт игрушки и называет)

— Молодец! Ты справился с заданием и за это получаешь приз:

(Собачка дарит ребенку приз).

(Логопед пытается, открыт сундук не получается)

(Сундук открывается и собачка говорит):

— Ой, как много картинок! Ты Егорка, должен из сундука достать только те, в названиях которых слышится звук «С».

-Молодец ты справился и с этим заданием. Ты сегодня такой старательный и все у тебя получается.

Я буду говорить, а ты будешь повторять.

(развитие внимания и памяти)

Логопед:- Какой же звук мы сегодня, с тобой учились произносить?

Саманта, тебе понравилось, как Егорка произносил звук «С»?

И мне. Давай его похвалим (гладят по головке). Пойдём, мы проводим тебя к детям в группу и расскажем, как хорошо ты сегодня занимался.

Источник

Звуковая культура речи: понятие, сущность и её значение.

А.И. Максаков считает, что звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический:

1) акустический (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи;

2) артикуляционный (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата);

3) функциональный (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантов реализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функцию.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

Воспитание звуковой культуры предполагает решение следующих частных задач:

Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи.

Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения.

Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звука и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Воспитание культуры речевого общения как части этикета. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

— развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

— развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *