что представляют собой международные преступления

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ — тягчайшее международно-противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности. В подготовленном Комиссией международного права проекте статей об ответственности государств подчеркивается, что международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление. Объектом М.п. могут быть всеобщий мир и международная безопасность; добрососедские отношения между народами и государствами; права народов и наций на самоопределение; законы и обычаи войны. К числу М.п. в соответствии с Уставом Международного военного трибунала 1945 г. и другими международно-правовыми актами относятся преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, преступления против человечества, среди которых можно назвать: колониализм, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы или морей (экоцид). Такие преступления могут совершаться в результате тяжкого нарушения международных обязательств, имеющих основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, права народов на самоопределение, защиты человеческой личности, защиты окружающей среды. Ими затрагиваются интересы не только непосредственно пострадавшего государства, но и международного сообщества в целом. В этом случае отношения ответственности возникают между государством, совершившим М.п., и всеми другими государствами. Субъектами М.п. и субъектами ответственности за их совершение могут быть государства, международные организации и физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут материальную, моральную и политическую ответственность за М.п., а физические лица — международную уголовную ответственность.

Полезное

Смотреть что такое «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ» в других словарях:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ — см. Международные преступления … Юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ — тягчайшее международно противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности. В подготовленном Комиссией международного… … Энциклопедический словарь экономики и права

международное преступление — см. международные преступления … Большой юридический словарь

Международное преступление — особо тяжкое международно противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности. Объектами преступления могут быть всеобщий … Большой юридический словарь

ПРЕСТУПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ — см. Международное преступление … Юридический словарь

ПРЕСТУПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ — (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

преступление международное — см. международное преступление … Большой юридический словарь

Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия

Международное право и операция «Литой свинец» — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Во время операции «Литой свинец» обе стороны конфликта неоднократно обвинялись в совершении военных преступлен … Википедия

Преступление — У этого термина существуют и другие значения, см. Преступление (значения). Преступление (уголовное преступление) правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.… … Википедия

Источник

Международное уголовное право

Понятие, становление, принципы и источники международного уголовного права

Среди основных принципов международного уголовного права выделяются следующие:

В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:

Международные преступления: субъекты, объекты. Понятие и виды международных преступлений

В зависимости оттого, в какой мере преступления затрагивают интересы сообщества, их подразделяют на две группы:

В соответствии с объектом международного преступления делятся на:

Преступления международного характера делятся на:

Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера

Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. Это сотрудничество прошло длительную эволюцию. Первой формой такого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях.

1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные соглашения, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права.

Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;
б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;
в) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;
г) обеспечение неотвратимости наказания;
д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.

Источник

Международное уголовное право

Понятие международного уголовного права

Международное уголовное право складывалось и развивалось в условиях активизации международной преступности и совершенствования сотрудничества государств в предотвращении и пресечении этой деятельности.

То, что можно назвать интернационализацией преступности, проявилось в двух аспектах: функциональном и технологическом. Первый — это интернационализация общественной опасности совершаемых преступлений. Имеются в виду преступления против мира и безопасности человечества, посягательства на иные общечеловеческие ценности, деяния, представляющие опасность для нескольких государств и (или) нарушающие нормальные международные отношения. Второй — это интернационализация форм и методов преступной деятельности, т. е. развитие международно-организованной преступности, трансграничное противоправное перемещение товаров и других ценностей, использование коммуникаций в преступных целях, трансграничное перемещение лиц, совершающих противоправные деяния.

Сам термин «международное уголовное право» появился на стыке XIX и XX вв. для обозначения юридических норм относительно взаимопомощи государств «при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения». И связана была такая правовая регламентация главным образом с развитием международного общения лиц, совершающих преступления, и с появлением деяний, затрагивавших интересы нескольких государств (работорговля, фальшивомонетничество, торговля наркотиками и т. д.).

После второй мировой войны в связи с разоблачением и наказанием лиц, совершивших военные преступления, преступления против мира и человечества, получило распространение использование понятия «международное уголовное право» применительно к нормам о таких противоправных деяниях.

Современный диапазон международных преступлений и преступлений международного характера, как и беспрецедентный размах международно-организованной преступности, обусловливают потребности совершенствования международного уголовного права.

В одной из новейших конвенций в этой сфере — Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. — дана характеристика, применимая ко всем подобным правонарушениям: «. Незаконный оборот представляет собой международную преступную деятельность, пресечение которой требует неотложного и самого первоочередного внимания».

Здесь слова «международная преступная деятельность» имеют обобщающее значение. Им соответствует еще одно обозначение — «преступления против международного права», что должно подчеркнуть значение международного права как регулятора отношений, являющихся объектом преступных посягательств.

Принято деление деяний, обладающих признаками международной общественной опасности, на две группы: международные преступления и преступления международного характера.

Объективно существующие потребности координации действий государств в предотвращении, пресечении и наказании такого рода преступлений и вместе с тем реальные возможности согласованного применения международных и национальных правовых средств обусловили международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

Сотрудничество осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых — договорной (конвенционный), т. е. он воплощается в заключаемых государствами договорах (конвенциях), а другой имеет организационно-правовой характер, т. е. проявляется в деятельности общих и специализированных организаций (органов, учреждений).

Заключая международные конвенции, государства в процессе сотрудничества решают следующие задачи:

Постепенно сложился значительный комплекс многосторонних международных конвенций, каждая из которых посвящена какому-то определенному преступлению (Международная конвенция о борьбе с захватом заложников), либо преступлению, характеризуемому разнообразием деяний (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов), либо группе однородных преступных посягательств (Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации).

Нормы этих конвенций характеризуются в принципе единым (однородным) предметом регулирования, который составляют отношения между государствами, отношения с участием международных организаций и отношения государств (в определенных случаях и международных организаций, и межгосударственных органов) с индивидами в связи с предотвращением и пресечением преступной деятельности, которой присуща международная общественная опасность.

К совокупности норм такого рода применяется обобщающее обозначение «международное уголовное право». Нельзя не учитывать, что такой термин не является в отечественной науке общепризнанным. Некоторые ученые полагают, что о международном уголовном праве говорить преждевременно, поскольку оно не включает существенные компоненты квалификации состава преступления и назначения наказания, подлежащие внутригосударственному уголовно-правовому регулированию. В ряде работ международное уголовное право воспринимается лишь как комплексная отрасль юридической науки. Есть и такое мнение, что международное уголовное право не является ни частью международного права, ни частью национального уголовного права, а представляет «самостоятельную отрасль права».

То, что это самостоятельная отрасль, сомнений не вызывает. Но все же имеется в виду отрасль именно международного права, поскольку ее образует комплекс международно-правовых норм.

В международном уголовном праве можно обозначить две группы норм в контексте их ориентации на субъекта.

Основную составляют нормы, устанавливающие взаимные правомочия и обязательства государств и некоторых международных организаций в сфере их сотрудничества в борьбе с преступностью. Имеются в виду правомочия и обязательства по предотвращению и пресечению международных преступлений и преступлений международного характера, обеспечению действия принципа неотвратимости наказания и оказанию правовой помощи. Соответствующие предписания даны в виде формулировок: «государства-участники сотрудничают. «, «каждое государство-участник обязуется. » и т. п.

Вторую группу образуют те нормы, которые характеризуют статус и действия индивида как субъекта международного преступления или преступления международного характера. Они включают предполагаемого преступника (термин многих конвенций) в механизм применения универсальной юрисдикции по определенным правонарушениям, в связи с чем как бы вводят индивида в сферу международного уголовного права, возлагая на него бремя ответственности за совершенные деяния и вместе с тем обеспечивая ему международно признанные процессуальные гарантии.

Специфика международного уголовного права обусловливает его особенно ощутимое взаимодействие с национальным уголовным правом, уголовно-процессуальным правом и даже с уголовно-исполнительным правом. Важнейшие вопросы предотвращения и пресечения международных преступлений и преступлений международного характера разрешимы только в результате совместного применения норм международного уголовного права и норм национального уголовного права.

Эффективно реализуются взаимосвязи международного уголовного права и российского уголовного законодательства.

Источники международного уголовного права

В этой отрасли международного права, в отличие от ряда других его отраслей, пока не осуществлена кодификация, сохраняется множественность договорных актов.

Прежде всего, это общие для большинства государств конвенции, регламентирующие сотрудничество в борьбе с преступностью, межгосударственные взаимоотношения в целях предотвращения и наказания опасных для международного сообщества либо для нескольких государств деяний.

Перечень таких актов обширен, назовем наиболее значимые в наше время:

К этому списку следует добавить Конвенцию об открытом море 1958 г. и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., в которых (соответственно ст. 14—21 и ст. 100—107) определены меры по борьбе с пиратством на море.

Характерная черта конвенций — это фиксация права всех без исключения государств быть их участниками, т. е. возможность подписать их в установленном порядке или присоединиться к ним после их вступления в силу. СССР стал участником всех названных конвенций: большинство подписал и ратифицировал вскоре после их принятия, к некоторым (например, к Конвенции о борьбе с захватом заложников) присоединился позднее. Российская Федерация участвует в этих конвенциях в порядке правопреемства. Существуют также многочисленные акты регионального характера (например, Европейская конвенция о подавлении терроризма 1977 г.) и разнообразные двусторонние договоры, особенно по вопросам предотвращения угона воздушных судов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также по вопросам борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконным оборотом.

Особую группу источников международного уголовного права составляют акты, регламентирующие сотрудничество в борьбе с преступлениями против мира и безопасности человечества, с военными преступлениями. Это:

В научной литературе и в материалах Ассоциации международного права — неправительственной международной организации — разработаны предложения относительно подготовки и заключения единой Конвенции «о международных преступлениях» (имеются в виду и те деяния, которые многими учеными квалифицируются как преступления международного характера). Рекомендация о принятии «комплексного договора» выдвинута на VIII конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в 1990 г. (там же предложены «типовые договоры» о выдаче, о взаимной помощи в области уголовного правосудия).

Получают распространение двусторонние соглашения — как по общим вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью (с Королевством Швеции от 19 апреля 1955 г., с Республикой Узбекистан от 27 июля 1995 г.) или по уголовно-правовым вопросам (с Соединенными Штатами Америки от 30 июня 1995 г.), так и по вопросам координации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (с Великобританией, Китайской Народной Республикой, Бразилией и др.).

Нормы международного уголовного права взаимодействуют с внутригосударственными уголовно-правовыми нормами. Такое взаимодействие четко выражено в новом Уголовном кодексе РФ: «Настоящий кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права» (ч. 2 ст. 1).

Проявлением такого взаимодействия служат те положения российского уголовного законодательства, появление и содержание которых обусловлены международными договорами. К их числу в действующем УК РФ можно отнести ст. 11, 12, 13 Общей части, ст. 206, 211, 220, 221, 227, 252, 253, 353—360 Особенной части. В отдельных случаях (к сожалению, далеко не всегда) эта связь отмечается в формулировке закона. Так, в преамбуле Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1988 г.»0б уголовной ответственности за незаконные действия с радиоактивными материалами» объясняется его необходимость:

«. учитывая обязательства, вытекающие из участия СССР в Конвенции о физической защите ядерного материала».

Международные преступления, и преступления международного характера

Международная преступная деятельность проявляется в деяниях двоякого рода.

Наибольшую опасность представляют деяния лиц, воплощающие преступную политику государства, как бы персонифицирующие международные преступления государства, т. е. агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными последствиями).

Для характеристики указанных деяний официально используется термин преступления против мира и безопасности человечества; в литературе распространен термин международные преступления. Субъектами таких преступлений вместе с государствами, несущими международную политическую и материальную ответственность, становятся его руководители, высшие должностные лица, иные исполнители преступной политики. В отношении этих лиц компетентны, наряду с национальными судебными органами, специально создаваемые государствами международные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

От международных преступлений в указанном значении следует отграничить преступления международного характера, к которым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей. За рубежом по отношению к таким деяниям принят и иной термин — транснациональные преступления.

В числе такого рода деяний: захват заложников; посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерного материала в противоправных целях; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.

Геноцид. Рассмотрим международные преступления на примере геноцида, поскольку это деяние распространено и в условиях вооруженных конфликтов, и в мирное время; к тому же предусмотрено включение соответствующего состава преступления в новый Уголовный кодекс РФ.

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются (ст. II) следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Согласно ст. IV, лица, совершающие геноцид, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Охарактеризуем теперь несколько разновидностей преступлений международного характера.

Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой. Согласно ст. I Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, к данной категории отнесены: глава государства, включая каждого члена коллегиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией; глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве; министр иностранных дел в аналогичной ситуации; сопровождающие названных должностных лиц члены их семьи; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительственной международной организации, имеющие право на специальную защиту; проживающие с такими лицами члены семьи.

Конвенция квалифицирует как преднамеренное преступление совершение одного из следующих действий:

а) убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;

б) насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица, угрожающее его личности и свободе;

в) угроза любого такого нападения;

г) попытка любого такого нападения;

д) соучастие в таком нападении.

В отличие от нормы российского уголовного законодательства здесь предусмотрен более широкий перечень деяний и не принимается во внимание мотив действий. Конвенция презюмирует «серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений», порождаемую любым подобным деянием.

К этому акту как бы примыкает принятая в конце 1994 г. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала ‘(имеются в виду и участники миротворческих операций ООН, исключая ситуации привлечения лиц в качестве комбатантов в случаях осуществления принудительных действий по гл. VII Устава ООН, и сотрудники неправительственных организаций при оказании гуманитарной помощи). Посягательства на представителей такого персонала должны быть признаны преступлениями по национальному уголовному законодательству.

Захват заложников. Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами; соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защите гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г.

Незаконный захват воздушного судна. Акты незаконного захвата или осуществление контроля над воздушным судном, находящимся в полете, как отмечено в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации. Преступление характеризуется в ст. 1 следующим образом: незаконные, путем насилия, угрозы применения насилия либо иной формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление над ним контроля, предпринятые любым лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете, а также попытка совершить одно из указанных действий или соучастие в нем. Для целей Конвенции судно считается находящимся в полете с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.

Конвенция применяется только в том случае, если место ^взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов регистрации такого судна; при этом не имеет значения, совершало судно международный или внутренний полет. Однако норма об условиях применения Конвенции ни в коей мере не ограничивает государство в применении своего уголовного закона в тех случаях, когда все события происходят в пределах ^только этого государства. Так решен вопрос и в нашей стране:

уголовная ответственность не обусловлена отмеченными в Конвенции факторами, относящимися к сотрудничеству государств, затрагивает любые случаи захвата и угона воздушного судна, причем находящегося не только в полете, но и на земле. Ограничительные положения Конвенции не влияют на национальную юрисдикцию.

Обязательства государств в соответствии с международными конвенциями

Международные конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера содержат обязательства государств-участников относительно предотвращения и пресечения такого рода преступлений, наказания лиц, их совершивших, и взаимодействия государств в связи с осуществлением уголовной юрисдикции.

Первостепенное значение имеют конвенционные нормы, содержащие международно-правовую квалификацию преступного деяния в качестве своего рода всеобщего стандарта, предназначенного для единообразной нормативной характеристики состава преступления во внутригосударственном уголовном законодательстве. В связи с этим получили распространение конвенционные предписания о внутригосударственных мерах законодательного характера.

Конвенции далее ориентированы на обеспечение неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, которые именуются предполагаемыми преступниками и виновность которых устанавливается соответствующими национальными судами на основе национального уголовного законодательства. Каждая конвенция предусматривает меры для установления государствами, определенные с учетом специфики того или иного преступления, своей юрисдикции, включая заключение предполагаемого преступника под стражу и проведение предварительного расследования фактов.

Перечень оснований для осуществления государством юрисдикции можно показать на примере ст. 5 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: «1. Каждое государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношений преступлений, указанных в ст. 4, в следующих случаях:

a) когда преступления совершены на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в данном государстве;

б) когда предполагаемый преступник является гражданином данного государства;

в) когда жертва является гражданином данного государства и если данное государство считает это целесообразным.

2. Каждое государство-участник аналогичным образом принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении таких преступлений в случаях, когда предполагаемый преступник находится на любой территории под его юрисдикцией и оно не выдает его в соответствии со ст. 8 (в ней регламентируются вопросы выдачи) любому из государств, упомянутых в п. 1 настоящей статьи». В отдельных конвенциях встречаются модификации положений первого пункта, однако формулировка второго пункта типична для ряда конвенций.

Конвенции предусматривают альтернативную процедуру реализации юрисдикции: государство либо выдает предполагаемого преступника заинтересованному, требующему выдачи государству, либо осуществляет в отношении такого лица уголовное преследование на основе собственного законодательства.

Во всех конвенциях решаются вопросы оказания правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными. действиями, которые считаются необходимыми в отношении преступлений международного характера.

Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью

Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности Организации Объединенных Наций, в том числе на сессиях Генеральной Ассамблеи, неоднократно принимавшей резолюции о борьбе с международным терроризмом и с другими преступными деяниями. Ряд конвенций о преступлениях международного характера был подготовлен в рамках ООН (в их числе Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая на проведенной ООН конференции 19 декабря 1988 г.).

Хорошо известна роль в борьбе с преступностью Интерпола — Международной организации уголовной полиции. Ее зарождение относится к периоду после первой мировой войны:

в 1923 г. была создана Международная комиссия уголовной полиции. Современный облик Интерпола сложился после 1956 г., когда было введено его новое наименование и был принят Устав организации.

Целями организации являются взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в пределах законодательства соответствующих стран и создание учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью. Важное значение имеет взаимодействие этих органов в розыске подозреваемых в совершении деяний, характеризуемых международной общественной опасностью и (или) совершаемых лицами, занесенными в картотеку «международных преступников». Статья 3 запрещает вмешательство организации в дела политического, военного, религиозного или расового характера.

Входящее в состав Интерпола государство делегирует «в качестве члена организации» (ст. 4) любой официальный полицейский орган, функции которого соответствуют характеру деятельности организации.

В сентябре 1990 г, СССР вступил в Международную организацию уголовной полиции; ныне ее членом является Российская Федерация. В структуре МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола в РФ (НЦБ РФ) как орган по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. По своим функциям, определенным Положением о Национальном центральном бюро Интерпола (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г.), НЦБ представляет собой координационный центр: 1) направляет в Генеральный секретариат и НЦБ иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления; 2) принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств запросов органов РФ; 3) направляет поступившие из Интерпола и НЦБ иностранных государств и подлежащие исполнению на территории РФ запросы в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ.

В штаб-квартире Интерпола во Франции (ранее в пригороде Парижа, ныне в Лионе) работает группа штатных сотрудников, ведется картотека, включающая фотографии и дактилокарты многих тысяч «международных преступников» и описания наиболее опасных преступлений.

По решению Совета глав правительств стран СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств как постоянно действующий орган, подотчетный совещанию министров внутренних дел стран СНГ (оно назначает директора Бюро) и имеющий самостоятельный статус в составе МВД страны места нахождения, т. е. России. Основные задачи Бюро: 1) формирование специализированного банка данных и предоставление инициативной информации в соответствующее МВД; 2) содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования; 3) обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких стран СНГ, выработка рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *