что представляют собой общественные отношения
Общественные отношения как феномен общества
Основу жизни человека как вида составляет деятельность, в процессе которой он изменяет окружающий мир и развивается сам. В ней он всегда связан с другими людьми и обществом, является участником многообразных материальных и духовных взаимодействий. Один из видов таких взаимодействий – общественные отношения.
Понятие
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе совместной деятельности, это то, что объединяет людей и делает общество системой. Они предназначены для стабилизации и закрепления общественно значимых моделей, типов социальных взаимодействий.
Носителями общественных отношений являются индивиды и социальные группы. Отношения групп определяются их местом в существующей системе производственных и классовых отношений. Индивиды участвуют в общественных отношениях как члены, представители своей группы (класса, коллектива, партии, профессии). Такие отношения носят надличностный, надындивидуальный характер, являются выражением взаимодействия социальных ролей, исполняемых отдельными индивидами.
Признаки общественного отношения:
Каждой исторической формации присуща определенная совокупность социальных отношений. Среди них можно выделить устойчивые, длительно существующие и динамичные, отражающие происходящие в обществе изменения.
Постепенное развитие общественных отношений, не влияющее на основы общественной формации, является эволюционным. Кардинальное их изменение, связанное с ломкой существующего общественного уклада, носит революционный характер.
Структура
Возникновение, функционирование, развитие и завершение любого общественного отношения предполагает наличие ряда условий:
Участники общественных отношений:
Предметное содержание деятельности субъектов и их взаимодействий составляют:
Общественные отношения возникают во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов, регулируются механизмом социального контроля.
Виды, функции
Все общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Первичными, ведущими являются материальные – экономические, производственные. Они не зависят от воли и сознания людей и определяются производительными силами общества. На их базе возникают вторичные, надстроечные идеологические – политические, правовые, нравственные, эстетические. Это деление относительно.
Общественные отношения проявляются в виде интересов их носителей, которые могут совпадать или противоречить друг другу. По своей направленности, характеру взаимосвязей между индивидами и группами социальные отношения подразделяются на отношения:
В зависимости от степени формализации общественные отношения подразделяются на:
Система общественных отношений выполняет следующие функции:
Общественные отношения образуют единую систему, определяют существенные стороны личных отношений – таких как любовь, дружба.
Заключение
Общественные отношения реализуются в человеческой деятельности, а деятельность существует в системе общественных отношений. Они формируют человека как существо социальное: связывают его с социальной группой, обществом, включают в общественную практику.
План ответа по теме «Общественные отношения»
1. Человек как участник общественных взаимодействий.
2. Понятие общественных отношений. Признаки:
3. Структура общественных отношений. Условия:
4. Участники общественных отношений. Содержание их деятельности.
5. Виды отношений по характеру связей между субъектами:
Общественные отношения
Полезное
Смотреть что такое «Общественные отношения» в других словарях:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. О.О. важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные… … Новейший философский словарь
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономич., социальной, политич., культурной жизни и деятельности. Отд. люди вступают в О. о. именно как члены (представители) … Философская энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — см. ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности; оказывают значительное влияние на личные отношения людей,… … Большой Энциклопедический словарь
Общественные отношения — многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности; оказывают значительное влияние на личные отношения людей,… … Политология. Словарь.
Общественные отношения — отношения между людьми, живущими достаточно большими группами, складывающиеся в процессе развития общества. На различных этапах развития общества ведущую роль играют те или иные общественные отношения: религиозные, кастовые, производственные,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Определяют существующие стороны личных отношений людей, связанных… … Современная энциклопедия
Общественные отношения — ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Определяют существующие стороны личных отношений людей, связанных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Общественные отношения — (социальные отношения) это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе. Социальные отношения проявляются лишь в определенных… … Википедия
общественные отношения — многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности; оказывают значительное влияние на личные отношения людей,… … Энциклопедический словарь
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — взаимосвязь между людьми, включенными в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складывающиеся в процессе совместной деятельности. В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные… … Тематический философский словарь
Общественные отношения
В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Не все связи, возникающие между людьми в процессе общения и совместной деятельности относят к общественным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).
Таким образом, общественные отношения — это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отношения, затрагивающие важные стороны жизни людей.
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).
Все общественные отношения могут быть условно разделены на две группы:
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.
Духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.
Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения— отношения между отдельными индивидами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).
Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодействий:
— между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);
— между тремя индивидами (например, семья);
— между четырьмя индивидами и более (певец и его слушатели);
— между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО
Аристотель выделял три формы объединения людей: семью, селение, государство. Он считал, что опорой государства должны быть не бедняки и не богачи, а средние слои общества.
В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинул тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители теории общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых «естественных прав», т. е. таких прав, которые человек получает от рождения.
В XIX в. философами было выработано понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» (Г. Гегель).
В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе — социологию. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом.
Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономическими факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни людей.
Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона, Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.
В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:
Эти теории, хотя и находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.
Новым этапом в изучении общественных явлений стала теория культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (цивилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.
Общество и общественные отношения
Поставим вопрос: что мы понимаем под обществом? Ответ напрашивается вроде бы сам собой: это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. И все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.
Теперь становятся понятными слова К. Маркса: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Это положение неверно было бы интерпретировать в смысле сведения всего многообразия общественной системы к одним только общественным отношениям. Маркс выделяет важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Обнаружение и анализ таких связей — общественных отношений — величайшая заслуга К. Маркса, важный элемент его философской концепции общества. Но что же они собою представляют?
Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность протекает всегда в той форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабах общества. Именно такую организующую роль внутренней структуры, активной формы выполняют производственные отношения.
Сказанное справедливо в отношении не только производственной, но и других видов деятельности. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т. д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения.
Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т. д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.
Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Как и почему возникают и затем постоянно воспроизводятся общественные отношения, можно понять на примере производства. Обратим внимание прежде всего на то, что производственная деятельность всегда связана с разделением труда. Вначале это разделение определялось половозрастными особенностями людей, затем возникло общественное разделение труда, например ремесло отделилось от земледелия. Уже одно это рождает потребность в определенных устойчивых связях, которые координируют усилия людей в рамках общественно необходимого разделения труда.
Далее, занимаясь определенным видом деятельности, человек производит продукт не для собственного потребления или, во всяком случае, не только для этого. Созданная им потребительная стоимость, обладая вещественной природой, способна отделяться от своего творца, переходить к другим людям, которые могут потреблять ее непосредственно, как, скажем, человек потребляет продукты земледелия, выращенные в собственном саду, или опосредствованно, как потребляются, например, добытые горняками, шахтерами металл или уголь, работниками иной отрасли труда. Но во всех случаях результат производства — вещи, потребительные стоимости, связывают людей, становятся носителями возникающих между ними общественных отношений.
Наконец, использование орудий труда связано с освоением накопленного обществом опыта по их применению. Знания не передаются но наследству. Будучи продуктом общества, они сами являются своеобразными общественными «генами». Наиболее оптимальное для каждой исторической эпохи использование знаний, материализованных в орудиях труда и закрепленных в навыках, эмпирических наблюдениях, а затем в науке, возможно лишь при условии включения индивидов в соответствующие общественные отношения.
В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность больших общественных групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социальных групп. Это не означает, что общественные отношения даны свыше: они порождены деятельностью реальных людей и существуют лишь как формы этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.
Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой его новым.
Правовые и общественные отношения
Становление права, как социальной нормативно-регулятивной системы. Разновидность общественных отношений, социальные связи между людьми. Субъекты правовых отношений. Выделение субъективного права в составе правоотношения, предметы материального мира.
Рубрика | Государство и право |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.12.2014 |
Размер файла | 81,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В процессе жизнедеятельности люди всегда вступали во взаимные отношения различного типа, взаимодействовали друг с другом. Этого просто невозможно избежать, т.к. каждому человеку, в любом случае, одному существовать невозможно. Это факт, доказывать который нет необходимости. Но вот типы взаимоотношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности, могут существенно отличаться друг от друга. На наш взгляд, на данном этапе развития отношений между людьми одно из главенствующих мест занимают общественные отношения. Их можно разделить на материальные и идеологические. Материальные направлены на поддержание существования человека.
1. Правовые и общественные отношения
право нормативный общественный
Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это, прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, брачно-семейные и другие отношения. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).
С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы:
регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых;
не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;
В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.
В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность). Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз и навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом. Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.
Наиболее характерные черты (признаки) правоотношений, как особого вида общественных отношений, заключаются в следующем:
2. Виды правовых отношений
Классификация правовых отношений может быть произведена по различным основаниям. Все правоотношения, как и юридические нормы, которые их предусматривают, следует классифицировать по отраслевому признаку. По этому критерию все правоотношения разделяются на государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. Другим вариантом классификации является их рассмотрение на основе социального назначения. Здесь выделяются следующие виды:
По взаимосвязи с государством следует различать также общие и конкретные правоотношения. Оба термина условны и указывают лишь на своеобразие отражаемых ими явлений. Вообще, всякое правоотношение по-своему конкретно, и в то же время представляет собой неконкретное обобщение, интегрирующее в себе собирательные черты. Идея общих правоотношений возникла в отечественной науке в 60-е годы и обоснована в работах Алексеева С.С., Матузова Н.И., Фарберга И.Е. Позже круг сторонников этой концепции расширился, а недавно она получила поддержку применительно к современным условиям российской действительности. Наличие общих правоотношений безоговорочно признается государствоведами (конституционалистами), но отрицается представителями гражданского права.
В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные, неотчуждаемые) права и свободы человека и гражданина, зафиксированные в международных пактах, российской декларации прав и свобод человека и гражданина, других основополагающих документах. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, гарантировать их осуществление. В свою очередь граждане должны вести себя в соответствии с нормами Конституции РФ и других законов, соблюдать общий интерес, исполнять свои обязанности, уважать права и свободы других. В конституционных правоотношениях нет юридического факта в традиционном его понимании. Эти правоотношения возникают непосредственно из закона, т.е. роль юридического факта в данном случае выполняет сам закон, его издание. Главное же заключается в том, что в этих правоотношениях одной из сторон является государство, т.к. неконкретизированная сторона, а если она и конкретизируется в лице Президента Российской Федерации, то в Конституции РФ приводится лишь общий механизм гарантирования или правового статуса личности.
Общие правоотношения возникают непосредственно из закона, который порождает правоотношение между личностью и государством. Закон одновременно является юридическим фактом, с которым он же связывает возникновение правоотношения, например, между личностью и государством в связи с введением в силу уголовного закона. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо возлагается обязанность соблюдения соответствующих запретов, а государство приобретает право требовать выполнения этой обязанности гражданами. Это общие взаимосвязи. Они в наименьшей степени осознаются человеком. Как правило, человек не задумывается о правовом характере такого рода взаимосвязей. Человек не задумывается над вопросом, почему он не нарушает правовой запрет. Он действует по привычке, либо соблюдает моральный аналог правового запрета. Какая-то часть населения не нарушает запреты из-за страха подвергнуться юридической ответственности. В последнем случае правовой характер взаимоотношений между личностью и государством, возможно, приобретает осознанный характер.
Властный характер обеспечительных правоотношений ярко проявляется в специфике их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделяются на обязательных и вспомогательных. К обязательным в первую очередь относится комплексный субъект. Это носитель властных полномочий, обладающий правом и обязанностью оказать правовое воздействие путем применения санкции правовой нормы. Тем самым этот субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут быть государственные органы, должностные лица и т.п. Однако здесь необходимо четко отметить, что государство в целом не может быть субъектом обеспечительных правоотношений.
Вспомогательными субъектами обеспечительных правоотношений являются лица или организации, которые лишь оказывают помощь обязательным субъектам в развитии обеспечительного правового отношения (например, представители обвинения и защиты).
Непосредственным основанием возникновения, изменения или прекращения обеспечительных правоотношений являются юридические факты или фактические составы. К ним относятся деяния, за которые в праве устанавливаются меры государственного обеспечения или правоприменительные акты. Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер. Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями. Такое правоотношение фактически складывается каждый раз, когда обслуживает правореализацию, и когда вмешательство государства требуется для контроля, поддержки, конкретизации действия правовых норм в индивидуальных ситуациях.
Законодатель не должен произвольно устанавливать, с помощью каких действий, например, получать доказательства, поскольку природа, внутренняя «логика» правоприменения очерчивает возможные их рамки. Но он может в этих пределах решать, быть или не быть тому или иному отношению в процессе (процедуре), на какой его стадии, в какой форме, между какими именно субъектами и т.п. Так, советской юридической общественности удалось добиться от законодателя допуска защитника на начальной стадии предварительного расследования, а в 1985 году была установлена новая протокольная форма подготовки судебного материала, установившая более упрощенный порядок производства по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР. До этого в уголовном судопроизводстве не могли допускаться изъятия из общих уголовно-процессуальных правил. В связи с этим появляются уголовно-процессуальные правоотношения нового образца, новой упрощенной формы.
Процессуально-правовые правоотношения представляют собой обязательную форму юридического существования правоприменительного отношения в любом цивилизованном государстве.
Выделяются также процессуальные правовые отношения. Их месторасположением, не смотря на имеющиеся недостатки, будет процесс осуществляемого в первой инстанции правосудия по уголовным и гражданским делам. Говоря о процессуальных правоотношениях необходимо хотя бы вскользь упомянуть о подсистеме материально-правовых правоотношений (это системосоставляющий компонент), и правоотношениях, не урегулированных нормами права. Это уже системодополняющий компонент.
Материально-правовые отношения выступают как субодинационно-организационная подсистема и фактически делятся на две группы: на конфликтные правоотношения, и на правоотношенияпо урегулированию конфликта. Они отличаются друг от друга по следующим позициям:
субъектами первого являются вполне определенные лица (интересанты): истец-ответчик; потерпевший-подсудимый и т.п.;
в правоотношениях по урегулированию конфликта к ним как бы подключается судейский корпус (судебный состав данного процесса);
содержание конфликтного отношения дополняется волеизъявлением судейского корпуса;
с конфликтным отношением связано само возникновение процесса, а отношение по урегулированию конфликта по общему правилу итожит, заканчивает процесс;
Отношения, не урегулированные нормами права, на первый взгляд возникают, изменяются и прекращаются по воле случая. Но действительная жизнедеятельность строится по законам человеческой психики. Правореализационные правоотношения представляют собой отношения в процессе реализации правовых норм. Они могут быть различны по своей природе. Это и отношения в ходе исполнения обязанностей, использования субъективных прав, соблюдения запретов, осуществления полномочий. В соответствии со сферами общественной жизни выделяются экономические, социальные, политические и духовные правоотношения.
3. Субъекты правовых отношений
В правовых отношениях всегда можно выделить три взаимодействующих элемента: субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения, которое состоит из субъективного права и юридической обязанности. Прежде всего, о субъекте правового отношения. Субъектом правового отношения является лицо или организация, за которым признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями. Право превращает участника общественных отношений субъекта правовых отношений. Таким субъектом, по современным теоретическим воззрениям, может быть физическое лицо (индивид) и организационно оформленное коллективное образование.
В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и т.п.) субъекты права подразделяются на физических и юридических лиц. К физическим лицам относятся граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. К организациям, прежде всего, относятся юридические лица, некоторые иные коллективные образования, само государство в целом (оно может выступать и в виде юридического лица в некоторых имущественных отношениях). Далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например, рабы, которые могли быть лишь объектами правовых отношений (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных. При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а значит, и полноценными субъектами права. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.п.
Теоретические представления о субъекте правоотношения в XIX-XX веках претерпевали большие изменения, отражая динамическое развитие правовой системы. Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» могут, как совпадать, так и различаться. Дело в том, что, во-первых, конкретный гражданин (физическое лицо) как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правовых отношений. Во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами правовых отношений. В-третьих, правовые отношения не единственная форма реализации права. Нормы права могут быть реализованы и вне правовых отношений.
Можно отметить, что субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в юридической литературе прошлых лет, в том числе отечественной, допускалась мысль, что в качестве участников правоотношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций. В свою очередь, животные «вправе притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из правоведов не разделяется, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т.п.).
В юридической литературе выделяются различные виды субъектов правовых отношений. К индивидуальным субъектам относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, работники дипломатических и консульских учреждений.
Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом объеме. Это обусловлено, прежде всего, различиями между людьми: и по творческим способностям, и по наличию воли, и по умственному и нравственному развитию.
Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане. В законодательстве ряда стран на объем правоспособности влияет пол, а именно сохраняются некоторые ограничения для участия женщин в политической жизни. На правоспособность влияет также и здоровье лица. В частности, здоровье относится к брачной правоспособности. Еще одним условием, влияющим на правоспособность физического лица, является то, что в дореволюционной литературе называли гражданской честью. Она состоит из признания за человеком доброго имени, личного достоинства, которое принадлежит каждому гражданину, не умалившему эти свои характеристики неблаговидными поступками. Наличие гражданской чести позволяет каждому гражданину участвовать в экономической, политической и иной деятельности. Однако умаление гражданской чести, подтвержденное судебным приговором, может ограничивать правоспособность гражданина на занятие той или иной должности, той или иной деятельностью.
Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она:
— неотъемлема от личности;
— не зависит от пола, расы, национальности, возраста, профессии, места жительства, имущественного положения, принадлежности к религии и др.
— непередаваема (ее нельзя передать другому человеку);
— она первична по отношению к субъективному праву, играет роль предпосылки субъективного права;
— абстрактна, в то время, когда субъективное право конкретно.
Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание правами может наступить лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а определена лишь гражданская правоспособность (см. выше). Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (например, в семейном, трудовом, избирательном).
Ограничение дееспособности допускается только на основе федерального закона и только в пределах необходимых для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Допускается ограничение судом дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами. Существует также такая характеристика субъекта правоотношения как деликтоспособность.
4. Объекты правовых отношений
В юридической литературе существуют различные подходы к пониманию и видам объектов правоотношений. Согласно одной позиции (монистической концепции) объектами правоотношений могут выступать только действия (поведение) субъектов, т.к. именно поступки, поведение подвергаются правовому регулированию и лишь путем поведения человек способен реагировать на правовое регулирование. Отсюда у всех правоотношений единый общий объект. Согласно второй позиции, которая разделяется большинством ученых-юристов, объект правоотношений отличается многообразием соответствующим видам регулируемых общественных отношений. Это плюралистическая концепция. В юридической литературе высказывалось мнение, что в отдельных случаях объектом правоотношений может выступать личность человека. В качестве примера приводят брак, когда взаимный интерес супругов состоит не только в определенном поведении друг друга, но и в личных качествах. При этом важно, чтобы «господство одного лица» не исключало личной свободы другого. Признавалось так же право на собственную личность.
В зависимости от характера и видов правоотношений их объектами являются:
— материальные блага (вещи, предметы, ценности);
— нематериальные личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и неприкосновенность личности);
— продукты духовного творчества.
Это могут быть произведения литературы, музыки, искусства, живописи, скульптуры, а так же изобретения, открытия, рационализаторские предложения, т.е. результаты интеллектуального труда.
Ценные бумаги, официальные документы (акции, облигации, деньги, чеки, векселя, дипломы, паспорта и т.п.);
— фактическое поведение участников правоотношения: услуги и их результаты. Этот вид объекта характерен для правоотношений, возникающих на основе норм уголовно-исполнительного права (в сфере исполнения наказаний), административного права и других отраслях.
Итак, теория на современном этапе утверждает о многоаспектности объектного содержания правовых отношений. Это и предметы материального мира, и объекты духовной жизни. Сюда же относятся и требование поведения субъектов, и результат этого поведения. Словом, как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Даже человек как вещь в некоторых правовых системах становится объектом правоотношений, в частности в рабовладельческих обществах. Важно иметь в виду, что объект правоотношения отнюдь не пассивный элемент. Он так же влияет на содержание конкретного субъективного права, юридической обязанности. Одни правомочия требуются для достижения необходимого общественного состояния, другие для возмещения вреда и т.д.
5. Содержание правовых отношений