что представляют собой споры бактерий биология 5 класс рабочая тетрадь
ГДЗ рабочая тетрадь по биологии 5 класс Пасечник Просвещение 2019-2020
Новая программа по биологии за пятый класс дает немного больше нагрузки на школьников, нежели это было раньше. Наряду с заданиями и вопросами в учебниках, которые подразумевает закрепление изучаемых тем, обязательным является и выполнение упражнений в рабочей тетради. И если с материалом учебника помогает разбираться учитель на уроках в классе. То с предлагаемыми заданиями в рабочей тетради школьникам приходится справляться самостоятельно. И не всегда у них хватает достаточной базы знаний, чтобы осилить всю работу. Чтобы быстро справиться со всеми упражнениями, можно использовать гдз по биологии рабочая тетрадь за 5 класс Пасечник в качестве вспомогательной литературы. В таком сборнике максимально разобраны все теоретические вопросы и практические задания. На 91 странице кратко рассмотрены темы «Биология как наука», «Как работают в лаборатории», «Увеличительные приборы», «Единство живого» и т. д.
Кто и почему использует онлайн помощники в учебном процессе?
Возможность уже сегодня улучшить свои оценки по биологии есть у каждого ученика. Для этого не нужно часами сидеть над заучиванием темы. Достаточно обратиться за помощью к справочнику по биологии за 5 класс к рабочей тетради (автор Пасечник), который обязательно пригодится:
Какими преимуществами обладает сборник готовых ответов
Не так давно считалось, что решебники – это пособия для тех, кто не хочет учиться. Ведь достаточно отрыть нужную страницу, найти подходящий раздел и просто списать ответы на вопросы. Сегодня же отношение к сборникам с готовыми заданиями в корне поменялось. Их даже рекомендуют к использованию в течение учебного года учителя, чтобы помочь школьникам в выполнении сложных заданий. Тем более, что пособие с онлайн ответами по биологии к рабочей тетради за 5 класс автора Пасечник может служить еще и как опорная литература в тех случаях, когда ребенок сомневается в правильности своих решений или не может найти подход к тому или иному заданию. Преимущества пользования готовыми справочниками очевидны:
Обращаясь за помощью к пособиям на еуроки ГДЗ, любой школьник может не переживать, что его уроки останутся невыученными. С готовыми ответами хорошая оценка за домашнюю работу гарантирована!
§ 11. Строение и жизнедеятельность бактерий — Пасечник. 5 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. На какие царства принято разделять живые организмы?
Живые организмы принято разделять на четыре царства:
2. Какое строение имеет растительная клетка?
Растительная клетка состоит из ядра с ядрышком, цитоплазмы пластидами или другими органеллами, одной или нескольких вакуолей с клеточным соком и оболочки с порами.
Вопросы в конце параграфа
1. Какое строение имеет бактериальная клетка?
Бактериальные клетки состоят из:
По форме бактериальные клетки различаются на:
2. Чем отличается бактериальная клетка от растительной?
Между бактериальной и растительной клеткой имеются существенные отличия:
3. Какие бактерии называют сапрофитами, а какие — паразитами?
Сапрофитами называются бактерии, которые получают органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
Паразитами называются бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов.
4. Как бактерии размножаются?
Бактерии размножаются методом деления одной клетки на две. В благоприятных условиях скорость деления может происходить через 20 — 30 минут. Кроме того некоторые виды бактерий образуют споры, с помощью которых они могут размножаться.
5. Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?
При наступлении неблагоприятных условий большинство бактерии быстро погибают. К таким неблагоприятным условиям можно отнести солнечный свет, недостаток пищи, нагревание до 65 — 100 ºС, низкое количество влаги, воздействие некоторых химических (дезинфицирующих) веществ и т.д.
Подумайте
Чем можно объяснить широкое распространение бактерий на нашей планете?
Широкое распространение бактерий на нашей планете объясняется тем, что этот вид живых организмов способен невероятно быстро размножаться и приспосабливаться к жизни в самых разных условиях. Бактерии живут:
Задания
1. Вымойте клубень картофеля, не очищая его от кожуры, нарежьте ломтиками. Натрите ломтики мелом и поместите в чашку Петри. Чашку поставьте в тёплое место с температурой 25—30 °С. Через 2—3 суток на поверхности ломтиков образуется плотная морщинистая плёнка. Маленький кусочек плёнки разотрите в капле воды и рассмотрите под микроскопом бактерии картофельной палочки. Они подвижны, обладают жгутиками и могут образовывать споры.
Бактерии картофельной палочки по латински называются «Bacillus mesentericus». Жгутиками они соединяются друг с другом в длинные нити, словно вагоны поезда. При неблагоприятных условиях такие бактерии быстро преобразуются в споры овальной формы и могут сохранять свою жизнеспособность долгое время.
По цвету картофельные бактерии жёлто-бурые. На картофеле они образуют складчатый налёт. Кроме того такие бактерии могут находиться в почве и на различных пищевых продуктах, например, на хлебе или молоке. При попадании в организм человека картофельные бактерии могут вызвать расстройство желудка или отравление.
2. Для получения культуры сенной палочки положите в колбу с водой немного сена, горлышко колбы закройте ватой и кипятите содержимое в течение 15 мин, чтобы уничтожить другие бактерии, которые могут оказаться в колбе. Сенная палочка при кипячении не погибает. Полученный настой сена отфильтруйте и на несколько дней поставьте в помещение с температурой 20—25 °С. Сенная палочка будет размножаться, и вскоре поверхность настоя покроется плёнкой из бактерий.
Стеклянной палочкой перенесите частичку плёнки на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Добавьте под покровное стекло каплю метиленовой синьки или чернил, разбавленных водой. На голубом фоне бактерии видны гораздо лучше. Некоторые из них подвижны, а у неподвижных внутри видны блестящие овальные образования. Это споры.
Нагрейте отфильтрованный настой. Выясните, при какой температуре бактерии сенной палочки погибают.
Бактерии сенной палочки погибают при кипячении, то есть при доведении температуры настоя до 100 °С. При этом споры бактерии сенной палочки выживают и после кипячения раствора.
Словарик
Бактерии — это живые одноклеточные микроорганизмы.
Синезелёные или цианобактерии — это бактерии, способные создавать из неорганических веществ органические. Синезелёные или цианобактерии сыграли большую роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.
Сапротрофы — это бактерии, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
Паразиты — это бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § Стр 47
Вопросы после параграфа
№ 1. Каковы особенности строения и жизнедеятельности бактерий?
Бактерии – это первые живые организмы, которые населили нашу планету. Все они являются мельчайшими прокариотическими организмами, имеющими клеточное строение и размеры от нескольких десятков микрона до 10 – 13 мкм.
Как любая клетка, бактерия покрыта клеточной мембраной, поверх которой расположена особая защитная оболочка – клеточная стенка из муреина. Жидкая часть клетки – цитоплазма, в которой вместо ядра находится молекула ДНК (нуклеоид), несущая генетическую информацию.
Как и в любом другом организме, в бактериях вырабатывается белок. Происходит это в рибосомах, расположенных по всей клетке. Для передвижения у бактерий есть жгутики (один или несколько сразу), ворсинки. При помощи одних ворсинок бактерии могут прикрепляться к поверхностям, а другие служат им для передачи информации между собой. Однако есть и такие бактерии, которые не способны к передвижению (неподвижные формы).
Внутри бактерии находится запасное питательное вещество, необходимое для жизнедеятельности, а в частности для питания, клетки. Проникают питательные вещества через клеточную оболочку и клеточную мембрану. Вредные вещества, которые образуются в результате жизнедеятельности бактерии, выводятся также через оболочку и мембрану.
Большинство бактерий питаются уже готовыми органическими веществами, потому что не имеют хлорофилла. И только некоторые виды способны сами создавать из неорганических веществ органические (например, цианобактерии), которые в свое время сыграли весомую роль в накоплении кислорода в атмосфере нашей планеты. Некоторые бактерии могут жить и размножаться только при наличии воздуха, а другие и вовсе в нем не нуждаются.
№ 2. Чем отличается бактериальная клетка от растительной?
Бактериальная и растительная клетки это два типа клеток, которые образуют бактерию и растение, соответственно. Однако бактериальная клетка является прокариотической, тогда как растительная – эукариотической. ДНК растительной клетки располагается в ядре, тогда как ДНК бактериальной клетки – в цитоплазме.
Еще одно отличие заключается в том, что в бактериальной клетке нет мембраносвязанных органелл, а в растительной есть. Бактериальные клетки являются гетеротрофами и в большинстве своем зависят от органических веществ, которые продуцируют другие организмы. Из-за того они обычно идентифицируются как разлагающие организмы. В растительных клетках содержатся такие фотосинтезирующие пигменты как хлорофилл. Следовательно, растения – это автотрофы, которые могут сами для себя производить питательные вещества с помощью фотосинтеза.
№ 3. Какую функцию выполняют споры у бактерий?
Споры бактерий представляют собой тельца овальной или круглой формы, которые образуются в определенные стадии существования, либо при ухудшении условий окружающей среды, внутри некоторых бактерий. Они устойчивы к разным химическим и физическим воздействиям и могут сохраняться в течение многих лет, при этом, не утрачивая своих свойств и прорастая в вегетативную форму.
В отличие от низших растений и грибов, у которых споры являются репродуктивными органами для размножения, споры у бактерий не служат для размножения. Образуются они, например, при недостатке влаги, питательных веществ или изменениях температуры. В результате цитоплазма сжимается, отходит от материнской оболочки, округляется и образует на своей поверхности более плотную оболочку. Таким образом, споры у бактерий служат как приспособление для пережидания неблагоприятных условий и выживания в них. Более того, споры бактерий выдерживают даже замораживание, кипячение и высушивание.
№ 4. Какие различают бактерии по способу питания?
Среди разнообразия бактерий существуют гетеротрофы и автотрофы. Большинство видов относится к первому типу. Они не способны производить самостоятельно органические вещества, а потому питаются тем, что образуют другие живые организмы. В зависимости от способа питания выделяют три основные группы бактерий-гетеротрофов:
Сапрофиты (сапротрофы). Эти бактерии питаются мертвыми остатками различных живых организмов. Сначала они выделяют специальный фермент, который расщепляет и растворяет частички пищи, а потом путем всасывания поглощают полученные вещества;
Симбионты. Такие бактерии обитают внутри или на поверхности других организмов и не только получают пользу для себя, но и приносят ее этим организмам. Например, бактерии, которые обитают в кишечнике человека, питаются веществами из него и производят микроэлементы, необходимые для полноценной работы его организма.
Паразиты. Эти бактерии питаются за счет живого организма и наносят ему вред. Большинство из них являются болезнетворными, так как их присутствие в организме вызывает различные болезни (у растений, животных, человека).
Бактерии-автотрофы способны к самостоятельному производству органических веществ из неорганических. К ним относятся цианобактерии, в клетках которых содержится хлорофилл, необходимый для фотосинтеза.
№ 5. Почему большинство бактерий относят к гетеротрофам?
Бактерии разнообразны по способу питания, однако большинство из них, известных науке, относится именно к гетеротрофам. Все потому, что все они не способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, а могут только потреблять готовые вещества (сапротрофы, симбионты, паразиты).
Стр. 47. Подумайте
Почему бактерий считают древними и примитивными организмами?
Бактерии считаются древними и примитивными организмами, потому что они первыми появились на Земле. Примерный возраст первых бактерий, которые были найдены учёными-археологами и палеонтологами, составляет более 3,5 млрд. лет. Они обладали примитивными органами, которые нужны для получения энергии и поглощения химических веществ путем обычной диффузии. Также в клетках бактерий отсутствует ядро, поэтому они относятся к прокариотам.
11. Роль бактерий в природе и жизни человека
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 12 Царство Бактерии многообразие и значение
Стр. 77. Вопросы в начале параграфа
№ 1. На основании какого признака бактерии выделены в отдельное царство?
Все бактерии являются безъядерными одноклеточными организмами, которые содержат только одну кольцевую молекулу ДНК, находящуюся в нуклеоиде (бактериальная хромосома). Клетка бактерии не имеет мембранных органоидов.
№ 2. Какие болезни, вызываемые бактериями, вы знаете?
Туберкулёз, коклюш, скарлатина, менингит, холера, дифтерия, сибирская язва и сальмонеллёз (у домашнего скота).
Стр. 80. Вопросы после параграфа
№ 1. Каковы особенности строения клеток бактерий?
Форма клеток бактерий может быть извитой, округлой, палочковидной, а иногда С-образной, звездчатой, кубической. Каждая клетка окружена клеточной стенкой и цитоплазматической мембраной, которая состоит из фосфолипидов. Она выступает своеобразным барьером для удержания внутри клетки белков, питательных веществ и прочих компонентов цитоплазмы.
№ 2. Почему бактерий относят к прокариотам?
№ 3. Какую роль играют бактерии в природе?
Известно, что бактерии – это одни из первых организмов, которые появились на нашей планете. Они обитают в почве, в водоемах, могут стойко выдерживать как высокие, так и низкие температуры.
У бактерий очень важная роль в круговороте веществ в природе. Под их воздействием происходит распад органических соединений погибших организмов на неорганические (гумус, перегной), которые в дальнейшем нужны для жизни растений. Многие представители этого царства используются для очищения водоемов, сточных вод. Своей жизнедеятельностью они превращают опасные органические вещества в безопасные неорганические.
Однако есть среди бактерий и те, которые вредят живым организмам. Они вызывают болезни, заражение которыми может привести к гибели растений, животных и человека.
№ 4. Какова роль бактерий в жизни человека?
Человечество уже давно научилось использовать бактерии в производстве лекарственных препаратов (в частности антибиотиков), кисломолочных продуктов (кефир, йогурт, ряженка), вина. Интересно, что и внутри человека или на поверхности его кожи также живут бактерии, которые помогают нам, укрепляют наш иммунитет, улучшают пищеварение. А вот их отсутствие может спровоцировать развитие болезни. Это такие, как кишечная палочка и бифидум-бактерии.
Однако есть и болезнетворные бактерии, которые вызывают различные заболевания: брюшной тиф, коклюш, туберкулез, дифтерия и т.д. Опасность их состоит в том, что они легко передаются от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем, через открытые раны или с помощью животных и насекомых, и могут быть смертельными.
№ 5. Какие меры профилактики следует соблюдать для предотвращения бактериальных заболеваний?
Меры профилактики для предотвращения бактериальных заболеваний:
Соблюдать правила личной гигиены (мытье рук перед едой, после каждого посещения туалета и ванной комнаты, перед приготовлением пищи);
Мыть овощи и фрукты перед употреблением;
Не употреблять молочные, рыбные, мясные и другие продукты сомнительного качества;
Избегать купания в неустановленных для этого местах (сомнительные водоемы);
Не пить воду из открытых источников (реки, озера, фонтаны, колодцы и прочие водоёмы);
Пить только кипяченую или бутилированную воду, а также напитки в производственной таре;
Избегать мест скопления народа в период эпидемий;
Избегать общения с людьми, которые имеют любые признаки заболеваний.
Стр. 80. Подумайте
Что произойдет, если все бактерии на Земле будут уничтожены? Свой ответ обоснуйте.
Так как бактерии играют важную роль в круговороте веществ в природе, то после их исчезновения возможен форменный апокалипсис. От бактерий зависит фиксация атмосферного азота, разложение высокомолекулярных соединений (хитин и целлюлоза) и даже функционирование человеческого организма (бактерии, которые участвуют в синтезе полезных соединений, помогают в переваривании пищи). Если растения перестанут получать питательные вещества из почвы, они начнут погибать. Это приведет к исчезновению фотосинтеза, а значит, прекратится выделение кислорода, который так необходим для дыхания всем живым организмам. Будет запущен процесс всеобщего накопления и гниения, а через время Земля просто погибнет.
Стр. 80. Задания
Используя дополнительные источники информации, подготовьте одно из следующих сообщений:
«Болезни, вызываемые бактериями у человека (растений, животных), и меры их профилактики».
«Роль бактерий в природе».
«Роль бактерий в жизни человека».
«Болезни, вызываемые бактериями у человека (растений, животных), и меры их профилактики».
Количество болезней, которые могут вызывать бактерии у растений, животных и человека, огромно. И они на сегодняшний день считаются самыми опасными, потому что способны не только усугублять качество жизни живых организмов, но и привести к смертельному исходу. Болезнетворные бактерии отбирают у живых организмов органические вещества, а вместо них выделяют в клетки токсины, которые являются ядами и отправляют организм.
Поражение растений бактериями может быть как общим (вызывает гибель только его отдельных частей или всего растения) или местным (заболевания отдельных органов или частей растения, проявляться в паренхиматозных тканях – ожоги, гниль, пятнистость), так и смешанным. Также среди них различаются многоядные бактерии, которые поражают многие виды растений и вызывают такие болезни, как корневой рак у плодовых деревьев, мокрые гнили. И специализированные, поражающие только близкородственные растения одного рода или вида. Они вызывают кольцевую гниль у картофеля; бактериальный ожог у груши, шелковицы и цитрусовых; бактериальный рак у томатов; пятнистость у фасоли; черный и базальный бактериоз пшеницы и многое другое.
У людей бактерии вызывают такие опасные заболевания, как холера, чума, туберкулез, скарлатина, коклюш, воспаление лёгких. Не редки случаи, когда они становятся причинами таких распространенных неприятностей, как кариес зубов, пищевое отравление. У овец, лошадей и крупного рогатого скота бактерии провоцируют развитие сибирской язвы
Передача возбудителей заболеваний или заражение могут происходить разными способами. Например, воздушно-капельным путем, при прямом контакте с больным организмом, через воду и с продуктами питания, и т.д. Поэтому, чтобы уберечься от вредных бактерий, важно соблюдать такие меры:
Мыть руки перед едой, после улицы и посещения туалета.
Тщательно мыть овощи и фрукты перед употреблением.
Выбирать для питания только качественные продукты.
Молочные, мясные продукты и рыба должны проходить термическую обработку.
Избегать общения с людьми, которые имеют признаки заболеваний.
Следить за питанием домашних животных, выбирать качественный корм и не допускать, чтобы животные ели пищевые отходы или мясо других мертвых животных.
Делать домашним животным своевременные профилактические прививки.
Бороться с насекомыми, которые являются переносчиками бактериальных инфекций, и грызунами.
Лечить растения, использовать профилактические средства-опрыскиватели.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 10 Жизнедеятельность организмов
Стр. 67. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что собой представляет клетка?
Клетка представляет собой элементарную структурную и функциональную единицу живого организма: бактерий, грибов, растений, животных.
№ 2. От чего зависит многообразие живых клеток?
Многообразие клеток зависит о того, какие функции они выполняют в живом организме, формируя ткани, органы.
№ 3. Какие свойства жизни характерны для клеток?
Для всех клеток характерным является общий план строения, однако в составе как одного, так и разных многоклеточных организмов они могут отличаться. Связано это с тем, что у каждой клетки есть свои определенные функции.
При этом всем клеткам свойственны стандартные признаки живого. Они могут расти, развиваться, размножаться, реагировать на внешние раздражители. Также клетки обладают изменчивостью и наследственностью, способны к обмену веществ и превращению энергии.
Стр. 71. Вопросы после параграфа
№ 1. Какие процессы жизнедеятельности организмов вам известны?
Жизнедеятельность – это совокупность процессов, которые протекают в живых организмах, служат для поддержания в них жизни и являются проявлениями жизни. Проявлением или результатом их являются свойства жизни.
К процессам жизнедеятельности относятся: дыхание и питание, развитие и рост, выделение и раздражение, и прочее. Несмотря на то, что общие принципы протекания всех процессов едины для разных организмов, все-таки есть отличия, которые связаны, в первую очередь, с особенностями строения и образом жизни того или иного организма.
№ 2. В чём заключается значение питания для жизнедеятельности организмов?
Процесс питания является значимым для жизнедеятельности организмов. Благодаря ему организмы получают питательные и полезные вещества, которые необходимы им для движения, роста и развития, размножения, а также других процессов жизнедеятельности. Поступая в организм, продукты питания в процессе пищеварения перерабатываются. Из них образуются новые вещества, которые живые организмы и используют для построения своего тела в процессе его роста и развития.
Например, животные поглощают органические и небольшое количество неорганических веществ. Отдельно различают растительноядных (те, которые питаются только растениями), хищников (те, которые питаются только животными) и всеядных (те, которые питаются и животной, и растительной пищей) животных.
Человек питается разнообразной пищей, в состав которой входит большое количество углеводов, белков, жиров, воды и минеральных солей, необходимых для поддержания здорового состояния и функционирования его организма.
Питание растений отличается от питания животных и человека. Они поглощают только воду, растворенные в ней минеральные вещества и углекислый газ. А вот органические вещества, используя энергию солнца, вырабатывают сами.
№ 3. Какую роль играет дыхание в жизни организмов?
Дыхание является основной формой диссимиляции у растений, животных и многих микроорганизмов. Это физиологический процесс, который позволяет обеспечить нормальное течение метаболизма у живых организмов и способствует поддержанию постоянства внутренней среды (гомеостаза), поглощая из окружающей среды кислород, а выводя в нее часть продуктов метаболизма в газообразном состоянии.
№ 4. Что такое обмен веществ?
Обмен веществ или метаболизм – это химическая реакция, которая возникает и протекает в живом организме и необходима для поддержания жизни в нем. Она включает дыхание, питание и выделение продуктов обмена во внешнюю среду. Обмен веществ у одноклеточных организмов протекает в одной-единственной клетке. У многоклеточных – в структурах практически всех уровней организации их организма (от клетки до системы органов).
№ 5. Какое значение имеет размножение?
Размножение – это способность всех живых организмов к воспроизведению себе подобных (рождение потомства). Существует два способа размножения – половое (происходит при участии двух родительских особей и с образованием гамет) и бесполое (происходит без образования гамет и при участии только одной родительской особи).
Главное значение размножения заключается в обеспечении самовоспроизведения живых организмов, которое необходимо для существования вида. В его основе лежит генетическая информация, которая зашифрована в ДНК.
Стр. 72. Подумайте
Почему нарушение работы какой-либо системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма?
Живой организм является целостной системой, в которой все органы, ткани, системы выполняют определенные функции и тесно взаимодействуют друг с другом. Полноценная работа какой-то определенной системы органов зависит не только от состояния отдельного органа, входящего в состав этой системы, но и от других органов, с системами которых она находится во взаимодействии. Если страдает один орган, это сказывается негативно на работе и его системы, и всего организма в целом. Таким образом, нарушение работы какой-либо системы органов может стать причиной не только нарушения жизнедеятельности организма, но и его гибели.
Стр. 72. Задание
Докажите, что все процессы жизнедеятельности в организме взаимосвязаны
Жизнедеятельность представляет собой совокупность процессов, которые протекают в живом организме, являются проявлением его жизни и служат для ее поддержания в нем. В каждом живом организме она поддерживается определенными биологическими процессами, которые состоят из некоторого числа физико-химических, химических и электрохимических реакций, отвечающих за трансформацию их элементов. И все эти процессы взаимосвязаны между собой, что обеспечивается строго согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов.
Например, взаимосвязь жизненных процессов у одноклеточных организмов обеспечена взаимодействием органоидов этой одной единственной клетки. У многоклеточных организмов контакт между клетками и их взаимодействие происходит через клеточную мембрану. А схожие между собой по строению клетки, которые действуют совместно, образуют ткани. Ткани также взаимосвязаны между собой. Из тканей сформированы органы и системы органов, которые специализируются на выполнении определенных функций. При этом существовать отдельно, вне целостного организма, они не способны.
Благодаря слаженной работе клеток, тканей, органов и систем органов обеспечиваются такие процессы жизнедеятельности, как дыхание и питание, рост и развитие, размножение, обмен веществ и т.д. Благодаря дыханию и питанию организм получает необходимые для его роста и развития органические и неорганические вещества. Обмен веществ позволяет выводить из органов и тканей остатки продуктов обмена, тем самым очищая их и весь организм в целом.