что предусматривает идентификация вредных воздействий
Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
ГАРАНТ:
См. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015 «Система стандартов по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», введённый в действие с 1 марта 2017 г. приказом Росстандарта от 9 июня 2016 г. N 602-ст
2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.
3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:
1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
ГАРАНТ:
См. перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н
2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
Информация об изменениях:
5) результаты, полученные при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);
Информация об изменениях:
6) результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
5. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.
ГАРАНТ:
В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест
6. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ в пункт 1 части 6 статьи 10 внесены изменения
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
7. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ статья 10 дополнена частью 8
8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:
1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона
Что предусматривает идентификация вредных воздействий
Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.
3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:
1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) результаты, полученные при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);
(п. 5 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
6) результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
4. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
5. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.
6. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
7. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.
8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:
1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.
(часть 8 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
Идентификация опасностей и оценка рисков в процессе производственной деятельности
Понятие и порядок идентификации опасностей
Идентификация опасностей в процессе производственной деятельности – это процесс обнаружения, выявления и распознавания опасных и вредных производственных факторов и установления их количественных, временных, пространственных и других характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических мероприятий (предупреждающих и корректирующих действий), обеспечивающих безопасность труда.
В процессе идентификации составляется номенклатура опасности и вредности рабочей среды и трудового процесса, проводится ранжирование негативных факторов, выявляются вероятность, частота и условия их проявления, причины, локализация, возможный ущерб здоровью людей и окружающей среде и другие параметры, необходимые для выработки защитных мер.
Для идентификации опасных и вредных производственных факторов можно применять следующие методы: «Что будет, если. », проверочный лист, анализ опасности и работоспособности, анализ вида и последствий отказов, анализ «дерева отказов», анализ «дерева событий» и др. Краткие сведения об этих методах содержатся в ГОСТ Р 51901-2002.
Источниками информации для выявления опасностей и вредностей являются:
— Нормативные правовые акты и нормативные технические документы, справочная и научная техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
— Протоколы, акты, справки и другие документы органов государственного контроля (надзора);
— Результаты производственного контроля за соблюдением требований промышленной, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологических требований;
— Результаты специальной оценки условий труда;
— Результаты санитарно-эпидемиологической опенки выпускаемой продукции;
— Предписания специалистов по охране труда, представления уполномоченных лиц по охране труда, предложения комитета (комиссии) по охране труда;
— Результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочими местами, работой подрядных организаций, внешними факторами (дорогами, организацией питания, климатическими условиями и др.);
— Результаты анализа анкет, бланков, опросных листов и пр.;
— Опыт практической деятельности;
— Результаты многоступенчатого контроля за условиями и охраной труда.
Ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на трех ступенях:
I. Первая ступень – в бригаде, в отделении, на участке, в смене – осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительною органа (трудового коллектива).
II. Вторая ступень – в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и пр.) – осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительною органа подразделения.
III. Третья ступень – на предприятии в целом – осуществляется комиссией, назначенной приказом работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.
В зависимости от численности работающих, количества самостоятельных подразделений, структуры управления организации контроль может осуществляться и по большему числу ступеней.
Руководство организацией ступенчатого контроля осуществляют руководитель организации и председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Результаты обследования записываются в журналы ступенчатого контроля за безопасностью труда первой и второй ступеней, результаты обследования третьей ступени оформляются актом.
Для облегчения процесса идентификации негативных факторов их делят на группы, связанные с источниками их возникновения.
Группы негативных производственных факторов, связанные с источниками их возникновения:
1. Опасности, связанные с профессиональной деятельностью работников.
2. Опасности, связанные с производственной деятельностью организации.
3. Опасности, не связанные с профессиональной деятельностью работников и производственной деятельностью организации.
4. Опасности, связанные с работниками, так называемый «человеческий фактор».
Результатом идентификации опасностей и вредностей производственной среды и трудового процесса являются:
1. Перечень (номенклатура) нежелательных событий.
2. Описание источников опасности и вредности, факторов риска, условий возникновения и развития нежелательных событий.
3. Предварительные оценки опасности и риска.
Идентификация негативных факторов завершается выбором дальнейшего направления деятельности, а именно:
1. Решение прекратить дальнейший анализ ввиду незначительности опасностей и вредностей или достаточности предварительных оценок (в этом случае под идентификацией опасности подразумевается анализ и оценка опасности).
2. Решение о проведении более детального анализа опасностей и оценки рисков.
3. Выработка предварительных рекомендаций по уменьшению, минимизации опасностей.
Задачи и порядок оценки рисков
После проведения идентификации негативных факторов осуществляется оценка рисков по каждой идентифицированной опасности.
Основными задачами оценки риска являются:
1. Определение частот возникновения инициирующих и всех нежелательных событий. При этом используют статистические данные об аварийных ситуациях, происшествиях, производственном травматизме и профзаболеваниях, логические методы анализа «деревьев событий», «деревьев отказов», имитационные модели возникновения инцидентов аварий в человеко-машинной системе, экспертные оценки путем учета мнения специалистов.
2. Оценка последствий неблагоприятных событий, которая включает анализ возможных негативных воздействий на людей, имущество и окружающую среду.
3. Обобщенная оценка риска, т.е. оценка степени или уровня риска, отражающая состояние условий и охраны труда с учетом показателей риска от всех нежелательных событий, которые могут произойти. Данная оценка основывается на результатах интегрирования показателей рисков, их взаимного влияния, анализа неопределенности и точности полученных результатов, анализа соответствия условий труда критериям допустимого риска.
4. Методика для расчета и оценки рисков приведена в ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
Что предусматривает идентификация вредных воздействий
Система стандартов безопасности труда
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ
Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems. Methods of hazards identification for various period of working
Дата введения 2019-06-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Обществом с ограниченной ответственностью «Экожилсервис»
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2018 г. N 111-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 сентября 2018 г. N 577-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.4-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2019 г.
Введение
Основной целью обеспечения безопасности труда является предотвращение неблагоприятного, вплоть до приводящего к гибели, непреднамеренного и случайного воздействия на организм работающего факторов производственной среды и трудового процесса.
Это воздействие, приводящее к различным по значимости (тяжести) последствиям, зависит от наличия в условиях труда совокупности опасностей, характеризуемых:
а) потенциально неблагоприятными для организма человека опасными и/или вредными свойствами;
б) возможностью прямого (контактного) или опосредованного (ситуационного) воздействия на организм;
в) характером экспозиции (интенсивности, длительности, повторяемости, периодичности и т.п.);
г) индивидуальным характером реагирования (подверженности и сопротивляемости) организма пострадавшего на воздействие данного фактора и/или совокупности факторов.
В настоящем стандарте полная совокупность угроз воздействия опасных и вредных производственных факторов на организм работающего человека описана вербально в соответствии с признанным в мире делением всех опасных и вредных производственных факторов на опасности (включающие в себя и вредности) и риски их воздействия на организм работающего.
Настоящий стандарт развивает и дополняет требования ГОСТ 12.0.230-2007 к элементам системы управления охраной труда, а также установленную в ГОСТ 12.0.003-2015 классификацию опасных и вредных производственных факторов применительно к общепринятой международной концепции «опасности и риски».
При этом для целей большей практической применимости и простоты методов идентификации опасностей стандарт сохраняет преемственность и традиции действующих концепций обеспечения безопасности труда.
В настоящем стандарте изложены общие подходы и универсальные принципы, отдельные указания, приемы и методы, алгоритмы их сочетанного и последовательно-параллельного применения, позволяющие любой организации создавать применительно к конкретным особенностям своей производственной деятельности, своих производственных объектов и/или процессов результативные методики идентификации опасностей.
В настоящем стандарте учтены практические потребности и современные требования системного управления охраной труда, связанные с унифицированной научной базой для разработки методик идентификации опасностей, согласующихся и логично предопределяемых последующие возможные к реализации методы оценки риска.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает:
а) систему идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ;
б) особенности разработки методик идентификации опасностей для различных опасностей и видов выполняемых работ на различных этапах их выполнения.
1.2 Положения, устанавливаемые настоящим стандартом, могут быть непосредственно использованы организациями при разработке локальных нормативных документов по идентификации опасностей, а также могут послужить основой разработки конкретных нормативных актов и документов в рамках межгосударственного и/или национального регулирования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 12.0.003-2015 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 идентификация опасностей: Процедура обнаружения (выявления и распознавания) и описания опасностей.
3.2 риск-ориентированный подход: Методология управления, при которой принятие решений и выбор мероприятий и средств управления основаны на выявлении, анализе и прогнозировании опасностей и оценке степени риска.
3.4 зона дыхания: Пространство полусферы радиусом 0,5 м от лица работающего.
3.5 эксперт по идентификации опасностей: Лицо, уровень квалификации и компетенции которого позволяет качественно проводить идентификацию опасностей.
4 Место идентификации опасностей в системе управления охраной труда
Процесс обеспечения безопасности труда, согласованный с ГОСТ 12.0.230 и признанными мировыми подходами, схематично представлен на рисунке 1.
4.2 При создании системы управления, базирующейся на риск-ориентированном подходе, организация должна начать с исходного анализа условий функционирования организации, включая анализ производственной деятельности организации и применяемых ею производственных и трудовых процессов.
При анализе производственной деятельности должны быть рассмотрены типичные (аналогичные) и единичные (разовые) производственные процессы, технологические операции, производственные площадки, помещения, объекты и транспортные пути между ними, постоянные, временные и разовые места выполнения работ, стационарные и нестационарные рабочие места, рабочие операции и способы их осуществления, виды используемого оборудования, инструментов, оснастки, материалов и веществ и т.п.
Организация должна последовательно подвергнуть анализу:
а) регулярно повторяющиеся виды деятельности, выполняемые работы и операции;
б) нерегулярно и относительно редко осуществляемые виды деятельности, выполняемые работы и рабочие операции;
в) виды работ и рабочие операции, выполняемые подрядными организациями и/или работающими, командированными из других организаций.
Проведение данного анализа должно выполняться системно и целенаправленно, максимально тщательно и полно.
В результате осуществления анализа условий функционирования организация выявляет и группирует в рациональной форме те условия, которые могут повлиять на безопасность труда и которые сосредотачивают в себе всю исходную для последующей идентификации опасностей и оценки риска информацию.
4.3 В качестве основных критериев классификации и систематизации условий функционирования анализируемой производственной деятельности организации используют:
а) место выполнения работ (например, в пределах или за пределами территории, контролируемой организацией);
б) технологический этап процесса производства (например, обработка сырья, упаковка готовых изделий);
в) технологический этап производственного цикла (например, подготовка, загрузка, запуск, эксплуатация, остановка, выгрузка и т.п.);
г) этап жизненного цикла эксплуатации оборудования и его обслуживания (например, монтаж, наладка, эксплуатация, ремонт, техническое обслуживание, техническое диагностирование, консервация, расконсервация, демонтаж и т.п.).
Организация может использовать и иные критерии классификации и систематизации условий функционирования анализируемой производственной деятельности.
4.4 Для осуществления исходного анализа условий функционирования организации используют следующие данные:
а) общие сведения об организации (устав, лицензии, разрешения и т.п.);