что придает рыночной экономике социально ориентированный характер

Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики

Лекция 10. Социально ориентированная рыночная экономика.

Тема 9. СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНоМИКА

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

социально ориентированная рыночная экономика (СОРЭ); основные модели СОРЭ; принципы формирования СОРЭ; проблемы ее формирования в Республике Беларусь.

Вопросы «Куда идем?» «К чему переходим?» воспринимаются теперь уже не так болезненно, как раньше, поскольку главный ответ известен: «к социально ориентированной рыночной экономике». Однако вслед за этим ответом возникают новые вопросы: где истоки новой экономики? Кто, где и когда выдвинул такие идеи? В чем их суть? Как и насколько они обоснованны? Проверены ли практикой?

Любая экономика, по определению, социальна. Но при этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главным образом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан. Западноевропейские страны называют себя социальными государствами и реализуют социальную политику не только на национальном уровне, но и на наднациональном – в рамках Европейского союза.

Социальная рыночная экономика как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения.Ее отличает система социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.

Еще в начале XX века в США и Германии на волне антитрестовской, антимонопольной политики возникает новое научное направление, которое теперь называют социально-институциональным. Его яркими представителями были ученые–экономисты Торстейн Веблен и Уэсли Митчелл. К этому времени США стали наиболее богатой страной в мире с монополизированной экономикой. Поэтому здесь появились первые антимонопольные законы и меры.

Новое направление упорно доказывало несовершенство господствовавшей рыночной монополизированной экономики. Оно требовало более широкого, всеобъемлющего подхода к экономическим проблемам с непременным учетом сильного влияния на экономику социальных институтов и процессов. К ним относились государство, право, профсоюзы, нравы, религия и т.п. Сторонники нового направления требовали социального контроля над несовершенным монопольным рынком.

Уже в этом научном направлении можно усмотреть истоки новой, социальной модели экономики. Ведь именно экономисты – «институционалисты» обратили внимание и подчеркнули то, что нет уже «чистой экономики», что вместе с материальными на экономику влияют такие факторы как правовые, социальные, моральные. И все они воздействуют на экономический рост и благосостояние страны. Такой, более широкий подход к экономике, учитывающий ее прямую связь и зависимость от социальной сферы и ее проблем, признан в истории достижением методологии и теории экономики.

Однако само новое понятие «социальная рыночная экономика» вызрело позже, на ниве истории Германии. Еще перед самой войной, развязанной фашистской Германией, под большим впечатлением от мирового экономического кризиса, разразившегося в 30-е годы, ряд немецких ученых–экономистов были едины в том, что в будущем их страна должна дистанцироваться от устаревших принципов свободной рыночной экономики, ответственной за возникшие мировой кризис и беспорядки. Их имена – Вальтер Ойкен, Вильгельм Рёпке, Леопольд Микш.

Теоретические основы социальной рыночной экономики восходят к предвоенным работам ученых фрайбургской школы – В.Ойкена, Ф.Бёма и др., разработавших концепцию «порядков». Это научное направление называют ордолиберализмом. Главное понятие данной теории – «порядок» – определяется как совокупность институтов и норм, связанных с экономическими организациями и типами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу) и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства. Несложно увидеть, что понятие «порядок» близко распространенному в современной англосаксонской литературе понятию «правила игры», которых придерживаются в своем функционировании и взаимодействии экономические субъекты. Огромной заслугой ордолиберальной школы явилось изучение взаимосвязи между собственно экономическими порядками и политическими, государственными и правовыми порядками.

Ордолиберализм, таким образом, попытался создать цельную картину экономической системы, функционирующей в неразрывном единстве экономических и неэкономических институтов. Подобный подход является принципиально иным по сравнению с неоклассической традицией, которая, как известно, видит предмет экономической науки в изучении взаимодействия максимизирующих субъектов в процессе производства и распределения ограниченных (экономических) благ. Политико-правовой анализ экономических процессов позволил В.Ойкену и его последователям разработать классификацию «экономических порядков» от чисто рыночной до централизованно управляемой модели и изучить характер и способы координации между субъектами.

что придает рыночной экономике социально ориентированный характер

В послевоенной разрушенной Германии с новой силой возникает вопрос: по какому пути идти? Дистанцируясь теперь и от авторитарно-регулируемой экономики, немцы ищут 3-й путь. Формула этого пути была выдвинута немецким экономистом Альфредом Мюллер-Армаком (1901-1978 гг.). Она состояла из 3-х слов: социальное рыночное хозяйство. В этой формуле будущего Германии была заложена идея сочетания принципов рынка и социального выравнивания. Основная философия социального рыночного хозяйства состоит во взаимодействии рыночного механизма и «социально озабоченного» или «ходатайствующего государства».

Сторонники теории социальной рыночной экономики достаточно плодотворно использовали идеи ордолиберализма в части понимания комплексного подхода к функционированию хозяйства как части более широкой социально-экономической и государственно-политической системы. Вместе с тем между сторонниками этих теорий есть существенные разногласия. Они касаются понимания роли государства, особенно на этапе послевоенного восстановления германской экономики: концепция социальной рыночной экономики настаивала на более активном и непосредственном участии государства в хозяйственной жизни. Начиная с 1948 г., эти идеи приобрели статус государственной доктрины, осуществление которой возглавил профессор, федеральный канцлер ФРГ Людвиг Эрхард. Реализация такой доктрины получила впоследствии название «экономического чуда».

Таким образом идея социального рыночного хозяйства основывается, по Мюллеру-Армаку, на сочетании двух составляющих: рыночное хозяйство и социальная справедливость. Его аргументация по поводу нового пути – социального рыночного хозяйства – охватывала пять основных направлений.

Во-первых, аргументом служила острая критика централизованно управляемых экономик, в том числе тотальной в Германии.

Во-вторых, тщательно сформулированная критика капитализма (рынка) свободной конкуренции.

В-третьих, выделение рыночного механизма как особого управляющего средства.

В-четвертых, обоснование важности социального компонента в экономике и необходимости «социально-мотивированных вмешательств» в нее.

В-пятых, выявление отдельных сфер, где автоматизм рынка не обеспечивает необходимых обществу результатов. Такими сферами названы ценовая, структурная (включая производственный и региональный аспект), жилищная, социальная, денежно-кредитная.

Теоретические идеи экономического устройства претворяются в реальность по мере того, насколько они соответствуют объективным условиям и интересам. Нельзя не отметить при этом важную роль политических сил и власти.

Поворот к новой экономике начался в Германии в условиях жестокого 3-летнего кризиса с денежной реформы 1948 года. Важно, что массе новых денег соответствовала предварительно накопленная масса товаров. Это и послужило (по Л.Эрхарду) необходимой предпосылкой освобождения цен.

Стратегия экономической политики по созданию новой экономики заключалась в это время в возрождении рыночного ценообразования, роста прибыли (за исключением спекулятивной) и способности предприятий к инвестициям. При этом контроль сохранился (по Л.Эрхарду) за ценами на жизненно первостепенные продовольственные товары, а также на нефть, бензин, транспорт и минеральные удобрения.

ФРГ, как известно, получила до 1952 года выделенные по плану Маршалла 1,56 млрд. долларов США, которые, подчеркнем это, пошли в ведущие отрасли промышленности. К 1960 году экономические успехи Германии были уже так велики, что стали говорить об экономическом чуде.

Тем не менее рассмотрение теории ордолиберализма как концептуальной основы экономической системы ФРГ и германской хозяйственной практики позволяет провести различие между концепцией социальной рыночной экономики и другой западноевропейской экономической моделью, которая вплоть до недавнего времени претендовала на роль «теории третьего пути» – скандинавской, или шведской. В самом общем виде оно сводится к следующему. Германская модель – это в основе своей рыночная модель. Она опирается на идеи всеобъемлющей конкуренции и договорного характера установления заработной платы и других ведущих социально-экономических параметров. Шведская модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. Все современные западноевропейские «социальные экономики» основываются на взаимопроникновении рыночных и государственных начал, а также на социальной солидарности (социальном партнерстве).

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, – а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды – с другой. Важнейшая задача государства – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

·индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

·социальное равенство. Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

·стимулирование технологических и организационных инноваций;

·проведение структурной политики.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от ее основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Такое сочетание двух начал, которые на протяжении большей части экономической истории были взаимно антагонистичны, впервые сложилось только в последние десятилетия в Западной Европе.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это, прежде всего, укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших факторов экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность. В экономической теории, как известно, рассматриваются возможности проявления социальных эффектов в условиях совершенной конкуренции, но реальная жизнь вносит слишком много «помех» и не позволяет проявиться этим эффектам.

Особым фактором объективного повышения роли государства выступает характерная для современных обществ «институциональная ригидность» – наличие социальных и экономических механизмов, которые допускают изменение фундаментальных рыночных переменных только в одном направлении и препятствуют изменениям в обратном направлении. Например, абсолютный уровень цен и зарплаты обычно увеличивается, а когда наступает спад деловой конъюнктуры, то снизить цены и зарплату, уволить часть работников для любого предпринимателя крайне затруднительно. Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Но, естественно, ошибочно было бы видеть в государственном регулировании панацею от всех социально-экономических проблем. Подобно тому как есть «провалы рынка», есть и «провалы государства». Экономическая эффективность – это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы, которые постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику.

Прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. В модели социальной рыночной экономики, по-видимому, найдено удачное сочетание государства и рынка в форме активного вмешательства государства в экономику, прежде всего в социальную сферу, при безусловном соблюдении фундаментальных принципов рыночной экономики.

В модели социального рыночного хозяйства огромное значение придается поддержанию конкурентной среды. Защита конкуренции может рассматриваться как второй основополагающий принцип концепции социального рыночного хозяйства. С целью поддержания конкурентной среды в ФРГ разработаны многочисленные и чрезвычайно подробные законы, что вообще характерно для германской системы государственного экономического управления. Защита конкуренции – одна из центральных функций государства в германской модели, во многом определяющая пути вмешательства государства в экономическую жизнь: рыночная система может легко потерять конкурентный характер, если его не будет поддерживать экзогенная нерыночная сила.

На практике конкурентный механизм действует далеко не всегда гладко. Существует множество монополистических объединений, особенно типичного для германской экономики картельного типа, причем многие из них на деле находятся под покровительством государства. В концептуальном плане, однако, заслуживает внимания сама постановка вопроса о связи между конкуренцией и социальным благосостоянием, которая проявляется в следующем:

·конкуренция обеспечивает наиболее эффективное функционирование рыночного механизма и тем самым способствует максимизации общественного богатства;

·конкуренция устанавливает соответствие между доходами и вложениями факторов производства, в том числе между заработной платой и затратами труда, и таким образом поддерживает социальную справедливость;

·конкуренция ограничивает рост цен и обеспечивает доступность товаров и услуг для основной массы населения.

Две черты наиболее ярко характеризуют систему социального партнерства в ФРГ. Во-первых, это «принцип соучастия», предусматривающий участие представителей работников в работе наблюдательных советов с правом решающего голоса при обсуждении вопросов заработной платы, условий труда и кадровой политики. Он дает представителям работников реальное право участвовать в управлении предприятием и тем самым превращает их в партнеров работодателей. Работники пользуются очень высокой степенью социальной защиты, например, защиты от увольнений. Примечательно, что в наблюдательные советы включают представителей конкретного трудового коллектива, а не профсоюза. Суть этого правила в том, чтобы оградить наблюдательные советы от социально-политических конфликтов, нередко привносимых на предприятия профсоюзами.

Во-вторых, это существенное ограничение права на забастовку. Согласно закону спорные вопросы обычно должны передаваться на рассмотрение согласительного органа, состоящего из представителей работников, работодателей и независимого председателя.

Инструментарий германской и других западноевропейских экономик далеко не ограничивается описанными принципами и механизмами. Они образуют ядро модели социального рыночного хозяйства и представляют интерес с точки зрения развития реформ в постсоциалистических странах. Наряду с этим необходимо отметить, что, например, сами немецкие специалисты еще не вполне уверены в том, что сформированная экономика и есть социальное рыночное хозяйство. Поэтому повторять, копировать экономическую модель – вряд ли добрый совет. Другое дело – использование здоровых идей и принципов. Однако они требуют специальной адаптации в разных регионах и странах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Социально-ориентированная рыночная экономика

Содержание:

Предмет:Экономика
Тип работы:Дипломная работа
Язык:Русский
Дата добавления:06.02.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

что придает рыночной экономике социально ориентированный характер

Если вы хотите научиться сами правильно оформлять дипломные работы, то на странице оформление дипломной работы я подробно написала.

что придает рыночной экономике социально ориентированный характер

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Наиболее амбициозной задачей социально ориентированной государственной экономики в условиях формирующейся рыночной экономики России является работа по социальной защите всех слоев общества и выработка стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации является фактический курс действий государства, воплощенный в социальной политике, охватывающей все сферы экономических отношений в стране. Экономическая деятельность человека в конечном счете направлена на создание материальной базы для улучшения условий жизни.

Поскольку люди тесно связаны друг с другом в своей экономической деятельности, изменения условий жизни одного индивида не могут происходить в отрыве от изменений этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует координации деятельности по обеспечению благоприятных условий проживания. Эта деятельность называется социальной политикой. Фактически социальная политика выражает конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет двойственную роль с точки зрения функционирования экономической системы.

По мере развития экономики создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть цели экономического роста концентрируются в социальной политике. Во-вторых, социальная политика также является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается повышением благосостояния, то люди теряют стимул к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Переход от централизованной системы управления к рыночной приводит к ряду проблем в сфере социально-трудовых отношений и обостряет проблемы занятости населения. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе занятости, может приблизить успех реформ.

Задачей социально ориентированной государственной экономики в условиях формирующейся рыночной экономики России является работа по социальной защите всех слоев общества и выработка стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости, стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличение национального дохода.

Объектом работы является рыночная экономика.

Предметом данной дипломной работы является социальная направленность экономики.

Целью данной дипломной работы является изучение социально ориентированной рыночной экономики.

Теоретические основы социально-рыночной экономики

Вторая половина ХХ века ознаменовалась появлением концепции социального государства, суть которой в целом сводилась к пониманию государства как надклассовой структуры, выражающей интересы всех слоев населения. Концепция социального государства принципиально отличается как от марксистской концепции формирования коммунистического общества, предполагающей принудительные конфискационные меры для установления социального равенства и построения бесклассового общества, так и от классического либерализма, предусматривавшего минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.

Гуманизация производства, технократическая революция второй половины ХХ века и социальные реформы в конечном итоге привели к утверждению новой концепции, согласно которой стратегической целью государства является обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех граждан.

Целями социально ориентированной экономики являются:

Опыт зарубежных стран доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования достижений научно-технического прогресса в общественном производстве, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором в этом является регулирующая роль государства, которое в своей политике опирается на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной направленности национальной экономики, хранителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Она призвана действовать путем совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов населения, системы предоставления социальных услуг, установления подлинного социального партнерства.

В целом социально-ориентированная экономика характеризуется:

К общим особенностям социальной рыночной экономики и, соответственно, деятельности государства по ее формированию следует отнести следующее:

Основными принципами, на основе которых формируется социальная рыночная экономика и современное социальное государство, являются:

Социальная рыночная экономика, с одной стороны, гарантирует экономическую свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой, обеспечивает социальное обеспечение и социальную справедливость.

Социальная рыночная экономика ориентирована на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения и обеспечить стабильный экономический рост.

Социальная рыночная экономика характеризуется использованием рыночных методов управления, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытой моделью экономики, наличием современной рыночной и социальной инфраструктуры, систем социальной защиты населения.

Модели социально ориентированной экономики

Существует ряд моделей социально ориентированной рыночной экономики. Прежде всего, это континентальный или немецкий (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, частично Франция). Она характеризуется высоким объемом перераспределения ВВП через государственный бюджет (около 50 процентов), развитой системой социального партнерства, высокой занятостью населения. Англосаксы (Великобритания, Ирландия, Канада) имеют 40%-ный уровень перераспределения ВВП и пассивную политику занятости. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40% в Испании до 60% в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально незащищенные слои населения и не носит всеобъемлющего характера. Наиболее совершенной можно считать скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия). Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашается целью экономической деятельности государства. Доля перераспределенного ВВП достигает 50-60 процентов.

Наиболее интересны немецкие и шведские модели.

Цели социальной рыночной экономики в Германии, преследуемые с момента основания Федеративной Республики Германия, и средства, которые должны быть использованы для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:

Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, в частности обеспечение ценовой стабильности:

Социальное обеспечение, социальная справедливость и социальный прогресс, особенно защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества:

Достижение этих целей определяет степень развития социальной рыночной экономики.

Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее Конституция. Эта Конституция для Германии является основным законом, который содержит ряд правил, которым должен соответствовать экономический порядок.

Этот закон определяет следующие основные основы формирования экономики:

Немецкий кредитный бизнес можно представить следующим образом, доминирующее положение занимают сберегательные и кредитные банки. Только на шесть крупнейших банков приходится 9% от общего объема активов. Большинство банков универсальны, то есть они осуществляют все виды банковских операций и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в плане достижения своих общих целей.

Социальная политика Швеции процветала в течение длительного периода времени. Его происхождение относится к концу XIX, началу XX века. За последние более чем сто лет она претерпела значительные изменения, но при этом приобрела и сохранила главную особенность, универсальность, охватывающую каждого гражданина страны, независимо от рода занятий. Такое положение дел называют в Швеции всеобщей социальной политикой, а мировое сообщество шведским социализмом, понятием, одним из главных смыслов которого является большой спектр и объем социальных благ. Политика Швеции в этой области привлекла внимание многих стран, в том числе и России. Россиян впечатляет тот факт, что социал-демократы Швеции построили систему всеобщего благосостояния, в рамках которой общество несет ответственность за предоставление качественных государственных услуг всем гражданам в наиболее важных сферах жизни. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире.

Основным элементом шведской политики социального обеспечения является социальное страхование, развитие которого происходит довольно давно. Сначала это была система обществ взаимопомощи, получавших государственную финансовую поддержку при соблюдении определенных условий. В случае несоблюдения требований общества должны были полагаться только на членские взносы, а членство было необязательным. К началу тридцатых годов треть населения еще не была застрахована. Только в 1946 году Риксдаг принял закон Об обязательном страховании, который действовал в полном объеме с 1955 года, когда Общества взаимопомощи были преобразованы в государственные учреждения.

Россия на пути к социально ориентированной рыночной экономике

Реформа общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов индивидов, трудовых коллективов, классов, национальностей, социально-профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. Диалектическая взаимосвязь социальной политики и социальной работы легко выявляет их общность и различие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.

Что подразумевается под политикой вообще и социальной политикой в частности?

Политика есть:

Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемым атрибутом государства является власть, обеспечивающая ему способность и способность оказывать определяющее влияние и влияние на жизнь людей, на их поведение в обществе посредством власти, закона и насилия.

Любая социальная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и предполагает использование государственной власти.

Важнейшей сущностной чертой политики является то, что она выступает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Социальная политика является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практиках, и регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если они не подкреплены финансово или не обеспечены экономически.

В этом смысле социальная политика вторична по отношению к экономике с точки зрения содержания, целей и предпочтений. Но это не значит, что его значение и влияние на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития вторичны.

В социальной сфере показываются и оцениваются результаты хозяйственной и хозяйственной деятельности предприятия, проверяется его эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.

В социальной сфере отражается и проявляется степень гуманности государственной политики, и чем она сильнее, тем яснее гуманистическая сущность, гуманистический смысл направления общественного развития.

Наконец, без эффективной социальной политики невозможно активизировать инновации и творчество в человеческой деятельности как главный и центральный элемент производительных сил общественного развития и экономического успеха.

Социальная политика базируется на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций, относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видов политической деятельности.

Наиболее важными из них являются:

Эти функции используются для обеспечения главной задачи социальной политики, гармонизации общественных отношений, а также для управления социальным развитием общества.

В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:

Какие проблемы на федеральном и региональном уровнях в социальной политике сегодня являются приоритетными?

В социальной политике государства проблемы укрепления семьи занимают чрезвычайно важное место. Здоровая морально-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом для формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.

К сожалению, государство не уделяет должного внимания этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в условиях экономического кризиса усугубляются из года в год.

В Российской Федерации насчитывается более 72 миллионов семей, и ежегодно совершается около 3 миллионов браков. Однако каждая третья семья распадается, и каждая девятая семья является неполной. Рождаемость катастрофически падает. Около 60% семей имеют только одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность заканчивается абортом. Число отвергнутых детей растет.

Одной из наиболее острых проблем современности в социальной политике стала проблема бедности.

Не случайно в Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)».

Одной из актуальных задач субъектов социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях является разработка новых, более эффективных механизмов рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Необходимо преодолеть остаточный синдром иждивенчества, переориентировать организацию реализации социальной политики и социальной работы на активизацию факторов, стимулирующих производительный труд, как самостоятельную гарантию гражданам их материального благополучия и свободы.

Проблема реформирования пенсионной системы становится предметом особого внимания федеральных и региональных органов государственной власти и общественных структур. Размер получаемой пенсии должен в большей степени соответствовать трудовому вкладу, а также должен быть установлен принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных для целей пенсионного обеспечения.

Система социального обслуживания, особенно инвалидов и других малоимущих категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.

Принципы дифференциации и адресности в предоставлении услуг, социальной помощи и поддержки должны стать первостепенными.

Основной целью социальной политики является гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем разработки и реализации организационных, экономических, научно-технических и морально-правовых мер.

Профессионализм сотрудников системы социальной защиты, их умение правильно выявлять текущие проблемы, оценивать и анализировать их, разрабатывать программу позитивных изменений имеют первостепенное значение.

Ориентация социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя по отношению к ней важную методологическую функцию.

Социальную политику можно рассматривать как причинно-следственную, ситуативную, динамичную по форме и направленности деятельность по практической организации социального обеспечения людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных правовых актов, структуры государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменяющимся условиям жизни во времени и пространстве. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход только дискредитирует социальную политику и тормозит поступательное развитие общества. Именно поэтому проблема реальности социальной политики, непосредственно затрагивающей интересы и потребности людей, отражающейся на судьбе и условиях жизни каждого, содержит в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.

Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, гендерных и возрастных групп населения является сложным и противоречивым процессом. И чем тщательнее изучаются и осмысливаются жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, успешнее решаются.

Финансирование социальной сферы в России

Трудности переходного периода негативно сказываются на попытках государства осуществить быстрый переход к рынку и рыночным отношениям. При разработке и осуществлении экономической политики государство должно проводить ее так разумно, чтобы, предотвращая неконтролируемый рост инфляции, не нарушать связей внутри развивающегося рыночного механизма директивным планированием, естественным распределением производственных ресурсов, административным контролем над ценами.

Не допуская административного вмешательства в конкурентную рыночную систему, государство призвано также воздействовать на нее экономическими методами. В то же время сами экономические регуляторы должны использоваться очень осторожно, без замены или ослабления рыночных стимулов (например, методы налоговой политики, системы льготного кредитования и т. д.). Иными словами, они должны не политизировать экономику, а осуществлять постоянный гибкий контроль над методами экономического регулирования.

Социальная направленность экономики выражается, прежде всего, в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Однако она предполагает необходимое перераспределение доходов между более богатыми и бедными слоями населения, увеличение бюджетов разных уровней и различных фондов средств на оказание социальных услуг и обеспечение социальных гарантий.

Влияние экономических факторов на социальное самочувствие и удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возрастает. Степень удовлетворения человеческих потребностей различных слоев общества, как известно, является главным критерием экономической эффективности социальной работы. Период становления рыночных отношений, в который Россия вступила в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между растущими потребностями в социальной защите населения и сужением возможностей их удовлетворения.

На социальные потребности влияют объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения; его социальная структура и культурный уровень; климатические, географические и национально-исторические условия жизни; изменения в физиологии человека.

Платежеспособный спрос населения зависит от величины и распределения национального дохода, денежных доходов населения и их распределения между социальными группами, цен на товары и услуги, товарных фондов и размеров фондов общественного потребления.

Анализ изменений этих факторов в переходный период позволяет выявить причины роста социальной напряженности:

Государство, как основной субъект социальной работы и системы социальной защиты населения, осуществляет контролирующее влияние на экономику социальной сферы через финансовую политику.

Финансовые регуляторы включают в себя процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, фондов, регулирования цен.

Финансовая система социальной сферы очень сложна и имеет разветвленную структуру.

Понятие финансы означает деньги, охватывающее совокупность всех видов денег во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие финансы можно определить как деньги и фонды в различных видах и формах их существования и движения.

Деньги могут принадлежать государству и его органам, территориям и органам местного самоуправления, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Заключение

Социальная рыночная экономика, с одной стороны, гарантирует экономическую свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой, обеспечивает социальное обеспечение и социальную справедливость.

Социальная ориентация экономики может быть достигнута только на основе высокоэффективной экономики, сочетающей частную инициативу и конкуренцию. Только на основе эффективно функционирующей экономики можно создать мощную систему социальной защиты граждан и обеспечить равные возможности для их доступа к общечеловеческим ценностям.

Социальная рыночная экономика ориентирована на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения и обеспечить стабильный экономический рост. В настоящее время в развитых странах существует социальная рыночная экономика, или социально ориентированная рыночная экономика. В России создаются предпосылки для перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ что придает рыночной экономике социально ориентированный характер что придает рыночной экономике социально ориентированный характер

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *