что прилипает ко дну корабля

Рыба-прилипала: Как довести акулу до нервного срыва

На морских глубинах живёт множество интересных созданий. Среди них есть маленькие безобидные рыбки, огромные свирепые хищники, а есть просто очень «хитренькие». К таким явно относятся рыбы-прилипалы. Эти находчивые создания смогли адаптироваться к непростой жизни в море. Вместо того, чтобы самостоятельно плавать в опасных водах, они просто находят себе «такси» в виде акулы и катаются на нём с комфортом бизнес-класса. Что из себя представляют смышлёные рыбки-прилипалы? И как к ним относятся акулы?

Места обитания Рыб-прилипал

что прилипает ко дну корабля

Если вкратце: куда акула, туда и рыба-прилипала. Они предпочитают быть попутчиками именно в тёплых морях. Чаще всего их встречают в Средиземном море, но как-то их видели и в Чёрном море, у берегов Болгарии. В конце лета они могут заплывать в воды Приморского края на морских черепаха и акулах. Прилипалы иногда живут на днищах кораблей, а особо экстремальные селятся в жабрах акул.

Внешность рыбы

что прилипает ко дну корабля

Чтобы понять, как выглядит прилипала, представьте, что кто-то наступил на обычную рыбину сапогом и оставил на ней след от подошвы. Вот так выглядит прилипала. С помощью этого следа они прикрепляются к своему транспорту. Кстати, отлепить их очень сложно. Их присоски такие мощные, что отодрать цепкую соседку придётся с мясом. Между кольцами присосок и поверхностью образуется вакуум. Благодаря ему «нахлебница» и держится. Эта способность позволяет им не беспокоиться о том, что их транспорт уплывёт без них. Длина прилипал обычно не превышает 90 см. Окрашены они не ярко: в серые или бурые тона.

Образ жизни

что прилипает ко дну корабля

У прилипал нет плавательного пузыря. Поэтому без транспорта им приходится туго. Крупные особи предпочитают кататься на китах, акулах, скатах, а мелкие на рыбе-меч и тунце. Прилипалы выбирают для приземления самые разные части рыб: на голове, животе, а иногда и на спине. В последнем случае рыба плавает верх тормашками и при этом чувствует себя весьма неплохо. Прилипалы не причиняют вреда своим соседям и не мешают им, оставаясь верными в моменты опасности. Даже если акулу поймали или на неё кто-то напал, прилипала не уплывает.

Питание рыбы

что прилипает ко дну корабля

Прилипалы питаются тем, что попадается на пути. Обычно это объедки с трапезы их соседей. Если их акула поймала добычу, прилипале тоже достаётся обед. Иногда они и сами ловят мелких рыбёшек. Бывает, что заботливые попутчики обследуют кожу соседей и поедают внешних паразитов. Таким образом они являются санитарами для крупных морских представителей. Хитрюги, прикрепившиеся ко дну корабля, едят отбросы с судна.

Интерес для человека

что прилипает ко дну корабля

Мясо прилипал редко употребляют в пищу, поэтому как правило на них не ведут охоту. Зато некоторые выдумщики используют интересный способ рыбалки с помощью прилипал. Завидев акулу, рыбак выпускает рядом прилипалу, привязав к ней верёвку. Как только радостная рыбка прилепляется к новому соседу, рыбак тянет за верёвку и вылавливает обеих рыб.

Опасности для человека прилипала не представляет. Хотя были случаи, что рыбками нравились аквалангисты и они спешили к ним присосаться. В такой ситуации прилипалы могут быть очень настойчивы. А вот аквалангисту потом придётся не сладко: ведь отодрать от себя рыбину — дело не из лёгких.

Размножение рыбы-прилипалы

Прикрепляться к «хозяину» рыбы предпочитают уже парами, чтобы потом не искать партнёра. Нерест у жителей Атлантического океана происходит в июне, а у обитателей Средиземного моря в сентябре. У новорожденных рыбок нет присосок и сначала они ведут самостоятельную жизнь. Только достигнув размера 8 см, они начинают искать себе соседа. Мелкие рыбы выбирают небольшой транспорт, а потом сменяют его на «взрослый».

Оказывается прилипалы вовсе не какие-нибудь «нахлебники». Да, хитрюги плавают за счёт других рыб, питаются их объедками, но это не делает их бездельниками. Образ жизни прилипал делает их настоящими санитарами для крупных рыб. «Местные доктора» спасают акул и китов от паразитов. Вредят прилипалы, только когда прикрепляются ко дну корабля. Это действительно может мешать управлению судном. Оно становится менее манёвренным и тяжёлым. Но не будем ругать прилипал за это. Они просто любят «прокатиться с ветерком».

Источник

Что такое ракушка-прилипала?

что прилипает ко дну корабля

Если вы когда-нибудь были на море и ходили возле волноломов, валунов, защитных стенок, то наверняка видели ракушек-прилипал. Та «корка», которую вы, вероятно, заметили на волноломах и валунах, состоит из многих миллионов ракушек-прилипал. Ракушка-прилипала — это просто маленький моллюск.

Появившись на свет, они находятся в свободном плавании. Но, достигнув взрослого состояния, они уже не перемещаются, а прикрепляются к любой подходящей поверхности и полностью теряют способность к перемещению. Поскольку они имеют обыкновение цепляться не поодиночке, а миллионами, для человека они являются серьезной помехой.

Например, когда эти ракушки образуют корку на корпусе судна, они могут снизить его скорость в два раза! В старину, когда корабли были совсем небольшими, ракушки представляли собой реальную опасность, затрудняли управление судном и могли даже задержать его и не позволить прибыть в порт в назначенное время. Пираты, которые плавали в Карибском море, вынуждены были опрокидывать свои корабли на берегу и счищать ракушки.

Китобои старых времен с большими затруднениями возвращались домой после двухлетнего плавания из-за огромных количеств ракушек, прилепившихся к корпусу корабля. Даже в наше время современных, мощных кораблей судоходство во всем мире несет огромные убытки из-за ракушек, которые вызывают потери времени и увеличивают износ двигательных установок.

Существует много разновидностей ракушек-прилипал, среди которых есть и ракушки, предпочитающие жить на скалах, а не на дереве и металле. Как мы уже говорили, только появившись на свет, они напоминают маленьких крабов или омаров и могут передвигаться. Но стоит ракушке прикрепиться к какой-либо поверхности, она уже остается там на всю жизнь!

У прикрепившейся ракушки продолжает расти раковина, которая полностью закрывает ее тело. Единственным подвижным органом в этом случае у нее остаются щупальца или усики. У нее имеется шесть пар этих щупалец, которыми она способна двигать, чтобы дотянуться до каких-нибудь мелких морских организмов и притянуть их к себе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Почему корабли из дерева идут ко дну, если древесина гораздо легче воды

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что прилипает ко дну корабля

Раньше все корабли были деревянными, но это не помогало им при крушении. Они благополучно уходили в морские глубины. Многие и сейчас находятся на дне, о чем свидетельствуют фотоснимки, сделанные дайверами в различных уголках планеты. И если дерево гораздо легче воды, тогда почему это происходит?

что прилипает ко дну корабля

В чем причина затоплений

что прилипает ко дну корабля

Если в сражении образовывалась пробоина, то потихоньку все отсеки заполняла вода, после чего судно и исчезало в пучине морской. Но ведь плотность популярных пород дерева, используемых для строительства судов, намного меньше воды. К тому же, перед тем, как материал использовался, он хорошо просушивался, что почти вдовое снижало показатели. По всем правилам, даже полностью заполненный водой корабль должен оставаться на поверхности. Но в жизни все иначе.

что прилипает ко дну корабля

что прилипает ко дну корабля

что прилипает ко дну корабля

Но то, что вблизи кораблей на дне морей и океанов лежат бревна и отдельные доски, данный факт объяснить никак не сможет. А все просто. Постепенно дерево напитывает в себя воду, становится тяжелым и тонет. В старые времена особо этому факту внимания не уделяли. Наружные элементы корабля покрывали специальным покрытием, водоотталкивающим: воском, жиром и так далее.

что прилипает ко дну корабля

Но в море вода слишком соленая и имеет свои свойства, отрицательно влияющие на пропитку. Последняя быстро исчезала с древесины. При этом, стоили средства для обработки достаточно дорого. В итоге корабли со временем полностью пропитывались морской водой, и древесина превращалась в материал, вес которого гораздо выше, чем у воды. Плотность дерева могла достигать 1 100 килограммов на кубометр.

что прилипает ко дну корабля

В связи с тем, что дерево способно полностью пропитаться влагой, постепенно сплавлять по реке бревна перестали, так как многие в пути тонули, напитав в себя слишком много воды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Почему обрастают моллюсками днища морских судов?

что прилипает ко дну корабля

То, что со временем днища морских судов, а также находящиеся в воде конструкции мостов и причалов обрастают приличным слоем ракушек, ни для кого не является секретом. Казалось бы, в этом нет ничего необычного, и особо страшного. Но все не так просто и безобидно, как кажется на первый взгляд. Буквально за несколько лет, слой прикрепившихся к днищу корабля моллюсков, может достичь внушительных размеров, что приведет к значительному увеличению его веса. Порой оно достигает двухсот и больше тонн. Такая дополнительная нагрузка отрицательно сказывается на технических характеристиках судна. У него возрастает расход топлива, уменьшается скорость движения, да и полезная нагрузка которую можно взять на борт, становится значительно меньше. При этом от обрастания страдают не только большие суда и баржи, но также маленькие катера и лодки. Согласно проведенным исследованиям, скорость небольшого судна, после его месячного пребывания в морской воде, замедляется на 14 км \час. С речными судами ситуация аналогичная. Вот и приходится с этим явлением активно бороться.

В древние времена с обрастанием боролись довольно просто. Судно вытаскивали из воды, и с помощью подручных инструментов обрубывали с днища слой налипших моллюсков. Чуть позже для борьбы с налипанием стали применять различные покрытия. В их число входили: смола, деготь, мышьяк, сера и т д.

И так, давайте попробуем разобраться, что собой представляет процесс обрастания, и чем он обусловлен?

Мы уже выяснили, что это естественный процесс, которому подвергаются постоянно находящихся в воде корпуса морских и речных судов, а также стационарные конструкции мостов и причалов. Они обрастают слоем моллюсков и водных растений, что оказывает неблагоприятное влияние на их технические характеристики, увеличивает вероятность коррозии, утяжеляет конструкции, разрушает защитное антикоррозийное покрытие. Интенсивность обрастания может быть совершенно разной. Все зависит от района, в котором находится судно, или же стационарная конструкция.

Суда, которые длительное время неподвижно стоят в портах, обрастают более интенсивно. Во время движения этот процесс менее выражен. Моллюски и водоросли способны прикрепляться к корпусу судна только в том случае, если оно движется со скоростью, не более одного узла в час. Однако это не касается трубчатых червей гидроидов и спор морских водорослей, которые могут это делать и при более высоких скоростях движения корабля. Эти морские обитатели прикрепляются к корпусу судна настолько крепко, что оторвать их оттуда можно только с помощью специальных инструментов. Естественным способом, с участием той же морской волны, их не уберешь, так что можно не рассчитывать, что они будут смыты во время движения. Этого не произойдет. Хотя, те суда, которые постоянно находятся в движении, менее подвержены этому процессу. Но как только судно заходит в порт, оно тут — же подвергается атаке моллюсков, спор растений, трубчатых червей, гидроидов, и т д.

Источник

Прилипаловые

что прилипает ко дну корабля

Присоска прилипал представляет собой удлиненный овальный диск, окруженный упругим мышечным валиком. Эта присоска расположена на плоской поверхности головы и передней части спины. Особое строение имеют и видоизмененные плавниковые лучи, которые расщеплены по длине на уплощенные половинки. Они шарнирно прикреплены боковой стороной к телу и расположены внутри диска перпендикулярно к продольной оси тела. В результате образуется некоторое подобие жалюзи с вращающимися пластинами.При свободном плавании рыбы эти пластины лежат плашмя, а когда присоска прижата к какой-либо достаточно гладкой поверхности, они поворачиваются и занимают стоячее положение. При этом в полости, ограниченной краевым валиком диска, образуется серия камер с частичным вакуумом. Такое устройство присоски обеспечивает очень надежное прикрепление рыбы-прилипалы. А вот для ее снятия нужно продвинуть рыбу вперед, чтобы стоящие пластины опустились и таким образом ослабить вакуум. Если же поступить наоборот и тянуть прилипало за хвост, то присасывание будет только усиливаться.

Интересно, что прилипалы могут скользить по подстилающей поверхности, не отрываясь от нее, но лишь последовательно изменяя положение отдельных пластин присоски. Присоска у прилипалы служит для ее прикрепления к самым различным хозяевам, осуществяющих их перевозку: крупным рыбам или черепахам, китам или иногда даже к морским кораблям. Такое мобильное присасывание прилипал в более подвижным животным значительно увеличивает возможности к их передвижениям, хотя они вполне способны и к самостоятельному плаванию. Такое контактное прикрепление, характерное для прилипал, по-видимому развилось в ходе эволюции из так называемого «лоцманирования», когда сравнительно небольшие рыбки плавают в слое трения, окружающем тело более крупного животного.

что прилипает ко дну корабля

У разных видов прилипал сильно варьируют степень связанности с «хозяином» и способность к активному передвижению и самостоятельной жизни без хозяев. При этом одни виды прилипал обычно свободно плавают в поверхностных слоях воды и пользуются присоской очень редко. Другие виды всегда стремятся побыстрее прикрепитьься к наружным покровам тела «хозяев», а третьи проникают в жаберной полости крупных рыб и там живут.

Такие прилипалы, как Акулья ремора, вообще вряд ли могут существовать сами по себе. Она, будучи снятой с акулы и помещенной в аквариум, тут же начинает учащенно тяжело дышать, при этом совершая до 240 дыхательных движений в минуту. Это говорит о том, что даже процесс их дыхания приспособлен к постоянной жизни на акуле в прикрепленном состоянии, что обеспечивает ее мощным потоком обогащенной кислородом водой. При этом вода при движении «хозяина» свободно проходит через рот к жабрам без каких-либо специальных усилий прилипала. А покидают акулу реморы на короткое время только для питания. Нередко реморы настолько крепко держатся на акуле, что остаются на ней даже когда добытую хищницу поднимают на палубу корабля.

Прилипалы характеризуются определенной степенью специфичности в отношении выбора хозяев. Одни из ниж живут только на бысто движущихся акулах, другие предпочитают в качестве транспортного средства использовать только китообразных. Есть прилипалы живущие лишь под жаберной крышкой больших скатов. При этом, прилипалы, находясь в симбиотических отношениях с одиночно живущими рыбами, по-видимому, прикрепляются к своим хозяевам как минимум парами, состоящими из самца и самки. Молодь же всех видов прилипал на первых этапах своей жизни ведет самостоятельный не тприкрепленный образ жизни. И только подросшие особи, начинает прикрепляться к различным плавающим предметам, по-видимому для отдыха, а к рыбам только по достижении длины 40—80 мм. В этот период мальки нередко присасываются к довольно мелким рыбам, выполняющих роль «хозяев», таким, как иглобрюхи или кузовки. Смысл прикрепления прилипал состоит только в облегчении передвижения, а мнение о питании этих рыб остатками пищи хозяев не соответствует действительности.

А питаются прилипалы преимущественно свободно живущими планктонными организмами, хотя нередко поедают и размножившихся эктопаразитов, досаждающих хозяевам. Отношения прилипал с хозяевами носит характер симбиотических связей, по-видимому этим и объясняется крайняя редкость попадания прилипал в желудки их хозяев. Размеры прилипал разных видов колеблются от 30 до 90 см. Причем наибольшие размеры имеют виды (например, обыкновенный прилипало) наиболее склонные к свободной жизни и не имеющие жесткой связи с определенным хозяином. Их то и можно чаще всего обнаружить прикрепленными к самым разнообразным объектам, находящимся в воде.

Промыслового значения прилипалы практически не имеют, хотя их мясо вполне съедобно. А вот некоторые местные жители тропических стран, в частности проживающих в Торресовом проливе, используют прилипал ка орудия для ловли морских черепах, а также крупных рыб и дюгоней. Для этого они надевают специальное кольцо на хвостовой стебель прилипала, к которому прикрепляют длинную, прочную но легкую веревку. Затем они выходят в море, а когда охотники обнаружат черепаху, то стараются подплыть к ней поближе, а затем подбрасывают в воду прикрепленную рубу-прилипало, которая тут же направляется к черепахе и прочно присасывается к ее панцирю присоской. Тогда рыбаки осторожно и неторопливо подтягивают прилипало с добычей к лодке аборигенов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *