что принес европе и миру период раннего нового времени
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 8
Мир к началу XVIII в.
1. Что принес Европе и миру период раннего Нового времени?
Происходит упадок Османской империи, империи Великих Моголов, Иран, в Китае пала династия Мин. Напротив, в Японии укреплялась экономика и государственная власть. Усилились связи между континентами, с карты мира исчезли многие белые пятна. В борьбу за заморские территории вступают многие европейские державы: Нидерланды, Франция, Англия, Пруссия, Швеция, Дания. Развивалась заморская торговля. Продолжалось развитие национальных государств в Европе – независимых, отстаивающих собственные интересы. Изменения произошли в повседневной жизни людей.
2. Какие события и явления способствовали развитию всемирной торговли?
Для заморской торговли организовывались крупнейшие торговые предприятия, нередко бравшие на себя военные и правительственные функции и получавшие от государства монопольное (исключительное) право на торговлю с теми или иными регионами. Такие предприятия связывали торговыми отношениями страны Европы с Индией и Вест-Индией (т.е. с Америкой).
3. Зачем европейские страны стремились к приобретению колоний?
Колонии становились рынками сбыта продукции, а также давали возможность получить ресурсы. Это приносило большие доходы, поэтому все европейские страны стремились приобрести колонии.
4. Какие изменения произошли в развитии европейских монархий в раннее Новое время?
Власть в государствах усиливалась и претендовала на то, чтобы быть абсолютной, не зависящей ни от папы римского, ни от императора, ни от местного дворянства. Она опиралась на бюрократию – работавших в органах управления чиновников, а также на профессиональную армию, заменившую средневековые рыцарские дружины.
5. Что принесло Европе развитие капитализма?
Развитие капитализма разрушала традиционные отношения между сеньором и крестьянами. Это открывало дорогу внедрению новых методов использования земли, увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Капитализм привел к обеднению дворянства, так как они не были готовы к новым условиям.
1. Что принес Европе и миру период раннего Нового времени? 2. Какие события и явления способствовал развитию
всемирной торговли? 3. Зачем европейские страны стремились к приобретению колоний? 4. Какие изменения произошли в развитии европейских монархий в раннее Новое время? 5. Что принесло Европе развитие капитализма?
2) Развитию мировой торговли способствовали великие географические открытия. Ведь именно благодаря им были открыты новые земли, а значит, что товары можно было возить продавать, например, в Америку, а не только в соседние страны или Китай с Индией. Кроме того, с тех стран, которые были открыты, возили также большое количество товаров, которых ранее в Европе не было.
Еще один фактор развития мировой торговли кроется в том, что многие страны постепенно начали переходить от феодализма к капитализму в этот период.
3) Благодаря резкому увеличению военной мощи европейских стран ими были покорены многие земли в других частях света. В колонии переселялись многие жители Европы, а коренное население попадало под их власть.
В колониях, где широко использовался рабский труд, производили многие товары, которые затем попадали в страны-метрополии. Поскольку рабский труд был бесплатным, а у местных жителей продукты закупались почти даром, колониальные товары были очень дешевыми. Из колоний везли сырье (полезные ископаемые, хлопок, сахар), необходимое для работы мануфактур, а позже фабрик. Одновременно в колонии ввозили изделия промышленности и сельского хозяйства из метрополий.
Колонии становились важнейшим рынком сбыта товаров.
Имея такие рынки, страны-метрополии развивались гораздо быстрее. Поэтому все сильные державы стремились к обладанию колониями.
С XVIII в. первенство в колониальных захватах прочно перешло к Великобритании.
4) Изменения в политической жизни: сословная монархия уступила абсолютной, власть монарха стала неограниченной, роль сословно — представительных органов власти свелась на нет.
5) происходил быстрый рост новых форм производства и торговли. Все указывало на то, что внутри феодализма быстро развиваются элементы капиталистических отношений, а сам феодализм все больше становится помехой экономическому и социальному развитию общества.
Всеобщая история
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Периодизация эпохи Нового времени
Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:
В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:
Отличительные особенности Нового времени
Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:
Многие историки убеждены, что «темный век» Средневековья завершился благодаря Великим географическим открытиям.
Великие географические открытия
С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.
С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.
Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.
В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.
В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.
В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.
В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.
Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:
Реформация и Контрреформация
В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.
Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.
Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.
В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.
Второй по значимости центр Реформации зародился в Швейцарии. Там идеологом нового вероучения стал Жан Кальвин. Он провозгласил новые нравственные ценности: бережливость, умеренность в быту, трудолюбие, работу на благо обществу. Учение Жана Кальвина получило название «кальвинизм», пришлось по вкусу городскому населению, охваченному духом предпринимательства.
Абсолютизм в Европе
Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.
Запоминаем новые слова!
Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.
На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:
Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.
Словарь
1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.
2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.
3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.
4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.
1. Что принес Европе и миру период раннего Нового времени? 2. Какие события и явления способствовал развитию всемирной торговли?
2) Развитию мировой торговли способствовали великие географические открытия. Ведь именно благодаря им были открыты новые земли, а значит, что товары можно было возить продавать, например, в Америку, а не только в соседние страны или Китай с Индией. Кроме того, с тех стран, которые были открыты, возили также большое количество товаров, которых ранее в Европе не было.
Еще один фактор развития мировой торговли кроется в том, что многие страны постепенно начали переходить от феодализма к капитализму в этот период.
3) Благодаря резкому увеличению военной мощи европейских стран ими были покорены многие земли в других частях света. В колонии переселялись многие жители Европы, а коренное население попадало под их власть.
В колониях, где широко использовался рабский труд, производили многие товары, которые затем попадали в страны-метрополии. Поскольку рабский труд был бесплатным, а у местных жителей продукты закупались почти даром, колониальные товары были очень дешевыми. Из колоний везли сырье (полезные ископаемые, хлопок, сахар), необходимое для работы мануфактур, а позже фабрик. Одновременно в колонии ввозили изделия промышленности и сельского хозяйства из метрополий.
Колонии становились важнейшим рынком сбыта товаров.
Имея такие рынки, страны-метрополии развивались гораздо быстрее. Поэтому все сильные державы стремились к обладанию колониями.
С XVIII в. первенство в колониальных захватах прочно перешло к Великобритании.
4) Изменения в политической жизни: сословная монархия уступила абсолютной, власть монарха стала неограниченной, роль сословно — представительных органов власти свелась на нет.
5) происходил быстрый рост новых форм производства и торговли. Все указывало на то, что внутри феодализма быстро развиваются элементы капиталистических отношений, а сам феодализм все больше становится помехой экономическому и социальному развитию общества.
§ 13. Европа в начале Нового времени
§ 13. Европа в начале Нового времени
Экономика Европы в начале Нового времени. Рубежом двух эпох – Средневековья и Нового времени – принято считать конец XV – начало XVI в. В современной науке многие исследователи связывают начало раннего Нового времени с Великими географическими открытиями, достижениями эпохи Возрождения и Реформацией, приведшей к расколу католического мира. Социально-экономическая сфера также характеризовалась значительными изменениями – зарождением капиталистических отношений и переходом к индустриальному обществу. Завершился период раннего Нового времени в середине XVII в.
Перемены в экономике в этот период происходили очень быстро. Европейцы искали новые способы ведения хозяйства, постоянно совершенствовали орудия труда; в промышленности всё шире применялась энергия ветра и воды, в текстильном производстве возник новый тип предприятия – рассеянная мануфактура.
Резко выросли масштабы торговли, установились прочные экономические связи между различными европейскими регионами. Возникли новые крупные центры внешней торговли, распространявшие влияние на значительные территории, например, Париж и Лион во Франции, Лондон в Англии, Антверпен и Амстердам в Нидерландах. Эти же города стали крупнейшими финансовыми центрами Европы.
Склады оптовой продукции превратились в товарные биржи, где торговцы заключали сделки на крупные партии товаров. Экономическое развитие стран Западной Европы во многом определялось развитием торговли, поскольку именно торговый капитал вкладывался в промышленность, а натуральное хозяйство уступало место товарному.
Земля, бывшая в Средние века мерилом богатства и власти, уступала своё место деньгам, игравшим всё большую роль в жизни европейского общества. В связи с этим экономика Европы начала испытывать нужду в благородном металле. Поиски золота, а также новых торговых путей стали навязчивой идеей для многих европейцев. Завершилась эпоха Нового времени в начале XX в.
Начало эпохи Великих географических открытий. Появление первых колоний. Дальние морские путешествия для европейцев стали возможными только с появлением быстроходного судна – караве?ллы. Первыми построили каравеллу португальцы. Начиная с 1416 г. они совершали почти ежегодные плавания, продвигаясь всё дальше и дальше на юг вдоль Африканского побережья. В 1487 г. португальский мореплаватель Бартоломе?у Ди?аш (ок. 1450 – 1500) в поисках морского пути в Индию обогнул южную оконечность Африки.
Корабли Христофора Колумба «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» в открытом море. Рисунок. XVI в.
Успехи португальцев – соседей и соперников испанцев – побудили правителей Испании Ферна?ндо Араго?нского (правил в 1479 – 1516) и Изабеллу I Касти?льскую (правила в 1474 – 1504) организовать собственные морские экспедиции. Прибывшему в Испанию генуэзскому моряку Христофору Колумбу (1451 – 1506) удалось убедить королевскую чету в том, что, отправившись на запад, корабли в конце концов попадут в Индию. В 1492 г. его экспедиция пересекла Атлантический океан и достигла неведомых островов. Колумб был уверен, что открытая им земля – Индия. Однако европейцы не обнаружили здесь ни золота, ни сокровищ, ни пряностей.
Мореплаватель Васко да Гама передправителем индийского города Каликут. Гравюра. XIX в.
Только через шесть лет после путешествия Колумба, в 1498 г., португальский капитан Ва?ско да Га?ма (1469 – 1524), обогнув Африку, добрался до Индии. Его корабли вернулись в Лиссабон с грузом пряностей и других товаров, стоимость которых в десятки раз перекрывала затраты на организацию экспедиции.
Именно эти плавания ознаменовали собой начало эпохи Великих географических открытий, с которых началась колониальная экспансия западноевропейских держав. Ареной португальских интересов стали прежде всего побережья Африки и Индии, где европейцы начали строить крепости и торговые фактории. Отсюда в метрополию хлынули золото, пряности и другие колониальные товары. На восточном побережье Южной Америки в начале XVI в. португальцы основали колонию, получившую впоследствии название Бразилия.
Бо?льшую часть Южной и Центральной Америки подчинили испанцы. В 1519 – 1521 гг. отряду конкистадо?ров (от исп. «завоеватель») удалось разгромить государство ацте?ков (территория совр. Мексики). Та же участь постигла в 1531 – 1534 гг. империю и?нков, располагавшуюся главным образом на территории современного Перу?. Завоевания сопровождались невиданной жестокостью европейцев по отношению к местному населению, разграблением городов ацтеков и инков и привели к гибели цивилизаций Нового Света.
Географические открытия XVI – XVII вв. и их последствия. Во второй половине XVI – XVII в. европейцы продолжали поиск и освоение новых земель. Постепенно первенство в географических открытиях перешло к Англии и Голландии. Поскольку испанцы и португальцы, хозяйничавшие в южных морях, препятствовали торговле других европейских государств со странами Востока, голландцы и англичане начали активно исследовать Северную Атлантику. Ещё в конце XV в. английские морские экспедиции, которыми руководили Джон и Себастьян Ка?боты, повторили маршрут плавания викингов к берегам Северной Америки. В 1534 г. сюда же отправилась французская экспедиция во главе с Жаком Картье?. Эти путешествия положили начало освоению территории современной Канады.
Португальский корабль у берегов Америки. Гравюра. XVI в.
В начале XVII столетия голландскими мореплавателями было открыто северо-западное побережье Австралии, а в середине XVII в. А?бель Тасма?н (1603 – 1659), обогнув Австралию, обнаружил остров, позднее названный его именем. Он открыл также Новую Зеландию, острова То?нга и Фи?джи.
В результате географических открытий, совершённых европейцами, центр мировой торговли сместился из Средиземноморья в порты Атлантики. Итальянские торговые города (Венеция, Генуя), через которые раньше осуществлялись связи Европы с Востоком, пришли в упадок. Германские ганзейские города также оказались в стороне от мировой торговли. Первостепенное значение приобрели новые торговые центры, имевшие выход в Атлантический океан: Лиссабон в Португалии, Севи?лья в Испании. Центром мировой торговли стал Антверпен в Нидерландах.
Завезённые в Европу новые сельскохозяйственные культуры – картофель, кукуруза, помидоры и другие – способствовали быстрому улучшению рациона питания европейцев и повышению продуктивности сельскохозяйственного производства, а колониальные товары содействовали развитию торговли и общему подъёму европейской экономики.
Однако были и негативные последствия колониальных захватов. В Европу из колоний стало стекаться большое количество золота и серебра. Это привело к повышению цен на сельскохозяйственные и промышленные товары, а также к резкому снижению покупательной способности денег. «Революция цен» способствовала росту денежного капитала у купцов, предпринимателей и привела к резкому падению уровня жизни рабочих, живших на зарплату.
Для народов Америки, Азии и Африки колониальные захваты европейцев обернулись неисчислимыми бедами, одной из которых стала работорговля. Восточное побережье Африки превратилось в арену «деятельности» работорговцев. Рабов отправляли на острова Вест-Индии для работы на плантациях сахарного тростника и табака.
Реформация и Контрреформация в Европе. Расширение географических горизонтов известного европейцам мира, осознание того, что Земля огромна и многообразна, а устройство мира мало похоже на описанное в Библии, распространение идей гуманизма, во многом расходящихся со средневековым христианским мировоззрением, оказали огромное влияние на умы европейцев. Авторитет Католической церкви был поколеблен; алчность, любовь священников к деньгам вызывали протест простых прихожан.
В XVI в. центром движения против Католической церкви и папского престола стала Германия. Здесь началась Реформация – религиозно-политическое движение, приведшее к расколу церкви и вызвавшее брожение по всей Европе. Основоположник Реформации Ма?ртин Лю?тер (1483 – 1546) утверждал: не должно быть посредников между Богом и человеком; священники не обладают каким-то особым даром по сравнению с мирянами; церковь не должна владеть богатствами и землями, их нужно у неё отобрать; монастыри необходимо закрыть.
Взгляды Лютера нашли поддержку у многих светских правителей Германии, давно уже мечтавших завладеть церковными землями. Вслед за Лютером с проповедью создания новой церкви выступил Жан Кальви?н (1509 – 1564), развернувший свою деятельность в Женеве. Он утверждал, что судьба человека – дано ли ему спасти свою душу или нет – определена Богом и изменить здесь ничего нельзя. Тот, кому предначертано спастись, обладает стойкой верой, дающей силы бороться с дьявольским искушением и помогающей в повседневных делах. Следовательно, избранником Бога является человек удачливый, а в этот исторический период удачей считалось умение зарабатывать деньги. Подобная позиция идеально подходила представителям зарождающейся буржуазии и активно ею поддерживалась.
Противников верховенства папы римского, стремившихся к реформе Католической церкви, стали называть протестантами. Идеи Реформации распространились среди населения Швейцарии, Северной Германии, Южной Франции, Нидерландов, Скандинавских стран.
Папство не желало мириться с потерей своего влияния. В Западной Европе в XVI – XVII вв. развернулась острая борьба между католиками и протестантами. Папский престол попытался перейти в наступление и осуществить Контрреформацию. Были проведены реформы внутреннего устройства церкви, а с целью борьбы с врагами католичества созданы особые организации, самой значительной из которых явилось «Общество Иисуса», или Орден иезуитов.
Л. Кранах Старший. Мартин Лютер
В середине XVI в. в Германии вспыхнула война между протестантскими и католическими князьями, закончившаяся в 1555 г. подписанием Аугсбу?ргского мира, провозгласившего принцип «чья власть, того и вера». Во второй половине XVI столетия ожесточённая вооружённая борьба развернулась между французскими протестантами (гугено?тами) и католиками. Религиозные войны завершились во Франции в 1598 г., после принятия королём Генрихом IV Нантского эдикта, провозглашавшего веротерпимость.
Как религиозный конфликт между местными протестантами-кальвинистами и католической Испанией в XVI в. началась освободительная борьба в Нидерландах. Голландская аристократия и торговые компании стремились к созданию своей независимой колониальной империи. В борьбу против Испании, владевшей Нидерландами, включились народные низы и элита торговых городов. Несмотря на применявшиеся испанской армией жестокие меры, она потерпела поражение от восставших, во главе которых встал принц Вильгельм I Ора?нский (1533 – 1584). В 1579 г. северные протестантские провинции Нидерландов объединились в Республику Соединённых провинций (иногда её не совсем точно называют Голландией). В 1609 г. Испания была вынуждена подписать с Голландией перемирие сроком на 12 лет. После свержения владычества Испании небольшая по территории Республика Соединённых провинций стала в XVII в. одной из ведущих торговых и промышленных держав Европы; она претендовала на роль экономической сверхдержавы и колониальной империи.
Кальвинистский храм в Лионе. Рисунок. XVI в.
Конфликт протестантов и католиков наряду с династическими и торгово-экономическими противоречиями стал одной из причин Тридцатилетней войны (1618 – 1648) – первой общеевропейской войны, в которую было вовлечено большинство стран континента. Австрийские Га?бсбурги, возглавлявшие католический лагерь, потерпели поражение от коалиции протестантских государей, в которую входил и французский король. После войны к Франции перешла ведущая роль в европейской политике. В число великих держав вошла также Швеция, установившая гегемонию на Балтике. Согласно заключённому по окончании войны Вестфа?льскому миру (1648), Протестантская церковь уравнивалась в правах с Католической, а в Европе произошли территориальные изменения. Была закреплена территориальная раздробленность Германии.
Сложившаяся Вестфальская система международных отношений была построена на идее баланса сил и принципе национального государственного суверенитета, когда каждая страна обладает всей полнотой власти на своей территории. В результате возникла международно-правовая основа системы международных отношений в Европе.
Изменения в жизни западноевропейского общества. Духовенство, бывшее в Средние века первым сословием, утратило в Новое время прежнее единство и влияние. Постепенно сдавали политические и экономические позиции и сеньоры. С образованием централизованных государств ушла в прошлое система вассалитета. Для многих сеньоров служба королю стала едва ли не единственным источником достойного существования. Менялось положение крестьян: во многих странах Западной Европы они уже к XV в. получили личную свободу. В Италии и во Франции сеньоры не могли лишить крестьян их земельных наделов, так как права на этот надел защищались законом. Крестьянские хозяйства втягивались в товарно-денежные отношения. Некоторые земледельцы выкупали у сеньоров свои наделы, другие разорялись, пополняя ряды городских бедняков.
Накопление богатств в городах, усиление экономических позиций купцов, предпринимателей и ремесленников оказали воздействие на рост их политического влияния. При этом прежняя общность интересов горожан уходила в прошлое, а социальное размежевание, ставшее следствием развития товарно-денежных отношений, привело к возникновению острых противоречий между беднейшими горожанами (подмастерьями, членами второстепенных цехов, наёмными работниками) и городской верхушкой (руководителями цехов, членами городских советов, богатыми купцами-оптовиками, банкирами, владельцами крупных мастерских и мануфактур).
Именно состоятельные горожане (рантье, банкиры, чиновники, юристы, врачи), не являвшиеся дворянами, не занимавшиеся физическим трудом, составляли в XVI – XVIII вв. новый влиятельный общественный слой – буржуазию (от фр. «горожанин»). Наряду с буржуазией возник многочисленный слой городских лю?мпенов (от нем. «лохмотья») – слуг, подённых рабочих, городских бедняков и бывших крестьян.
Утверждение протестантизма в ряде стран Европы повлекло за собой серьёзные изменения в экономической и духовной жизни. Протестантская э?тика поощряла неустанный труд, деловую активность, предприимчивость. Протестанты считали полученные трудом доходы благом и негативно относились к бедности и нищете, считая их проявлением лени, праздности, пороков и отсутствием удачи. Новая идеология воспитывала в людях постоянное стремление к хозяйственной самостоятельности и конкурентной борьбе, в которой побеждал тот, кто умел вести торговые дела, заключать выгодные сделки и производить пользующиеся спросом товары. На первый план выходили прагматизм, здравый смысл, расчёт, знания и опыт, при этом принципы морали обосновывались текстами Священного Писания. Равенство всех перед законом, права и свободы человека протестанты считали необходимыми условиями для достижения успеха.
Великие географические открытия расширили представления европейцев о Вселенной. Создание колоний за океаном существенно изменило всю экономику европейских стран и привело к военно-политическим конфликтам нового типа. Католическая церковь оказалась не способна отреагировать на перемены в обществе и культуре, что послужило причиной Реформации, которая привела к расколу религиозного единства Западной Европы. Утверждение протестантской этики создало предпосылки для формирования экономических и социально-политических основ нового, буржуазного общества. В конце XV – XVI столетии Европа сделала важный шаг к индустриальному обществу.
1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в экономике Европы в раннее Новое время.
2. Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества?
3. Используя интернет-ресурсы, подготовьте проект о причинах и последствиях Великих географических открытий.
4. Проанализируйте отличия протестантизма от католичества.
5. Каким образом Католическая церковь противодействовала Реформации? Почему в отличие от эпохи Средневековья папству не удалось подавить еретические настроения? Аргументируйте свой ответ.
6. Текст Аугсбургского религиозного мира содержит следующие положения:
«Чтобы установить мир в Священной империи германской нации между римским императорским величеством и курфюрстами, князьями и чинами, пусть ни его императорское величество, ни курфюрсты, князья и так далее не чинят никакому чину империи никакого насилия или зла по поводу Аугсбургского исповедания [составленное с одобрения Лютера его соратником Филиппом Меланхто?ном изложение основ лютеранства. На Аугсбургском рейхстаге 1530 г. император Карл V и католики отвергли этот документ], но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений, литургии и обрядов, равно как пользоваться и своим состоянием и другими правами и привилегиями Равным образом имперские чины, придерживающиеся Аугсбургского исповедания, не будут мешать всем чинам и князьям, придерживающимся старой религии, жить в полном мире и пользоваться всеми их состояниями, правами и привилегиями
Применявшаяся до сих пор церковная юрисдикция относительно Аугсбургского исповедания, догмы, назначения духовных лиц, церковных распоряжений и службы (исключая права курфюрстов, князей, коллегий и монастырей на денежные подати и десятины) отныне прекратится, и последователям Аугсбургского исповедания будет предоставлено свободно и беспрепятственно отправлять богослужение и обряды и назначать духовных лиц, как то установлено в нижеследующей отдельной статье, впредь до окончательного религиозного соглашения.
Никакой имперский чин не должен пытаться убеждать подданных других чинов оставить свою религию или защищать их против их собственных властей».
Чем закончилось противостояние между протестантскими князьями и сторонниками Католической церкви в Германии? Можно ли утверждать, что Реформация победила? Какие права получили протестантские князья в своих владениях? Как вы понимаете принцип, утверждённый Аугсбургским религиозным миром: «чья власть, того и вера»?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
216. Начало нового времени
216. Начало нового времени Эпохи, как и люди, смертны. Суперэтническая целостность, сопряженная с мироощущением и культурной традицией, возникая вследствие пассионарного толчка, неизбежно теряет инерцию, а следующий пассионарный толчок знаменует начало нового процесса.
Чингисхан нового времени
Чингисхан нового времени Не следует преувеличивать возможности вермахта. Если мы попробуем присмотреться к нему, то увидим, что образ высокоманевренной армии несколько не соответствует действительности. Полностью моторизованные дивизии составляли лишь небольшую
Чингисхан нового времени
Чингисхан нового времени Не следует преувеличивать возможности вермахта. Если мы попробуем присмотреться к нему, то увидим, что образ высокоманевренной армии несколько не соответствует действительности. Полностью моторизованные дивизии составляли лишь небольшую
§ 12 Человек Нового времени
§ 12 Человек Нового времени Население Европы в середине XVIII в. составляло около 140 млн человек. Люди на протяжении XVII–XVIII вв. продолжали делиться на 3 сословия – 2 привилегированных (дворяне и священники) и непривилегированное третье сословие (буржуазия, рабочие и
ГЛАВА 1 Римская Европа и варварская Европа в начале Темных (Средних) веков[1]. – Общественный и экономический уклад захватчиков С V в. начался долгий – длиной в тысячу лет – период, известный под названием Средние века, в течение которого произошли одни из величайших
Женщина начала Нового времени
Социально-экономическое развитие немецких земель в начале Нового времени
Социально-экономическое развитие немецких земель в начале Нового времени Германия представляла собой к началу XVI в. конгломерат самостоятельных и фактически независимых территорий. В нее входили 7 курфюршеств, около 70 герцогств и княжеств, более 120 графств и баронств,
ПОНЯТИЕ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
ПОНЯТИЕ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ Зарождение идеи Нового времени связано с эволюцией трехчленной схемы (Древняя, Средняя и Новая эпохи), выкристаллизовывавшейся в трудах историков эпохи Возрождения. Гуманисты сравнивали первоначально древнюю и новую (современную им —
Европейская культура Нового времени
Европейская культура Нового времени «Союз Земли и Воды». Питер Пауль Рубенс. Эрмитаж (между 1612-1615)«Союз Земли и Воды» (между 1612-1615). Эрмитаж, Санкт-Петербург – картина выдающегося фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640).Рубенс был одним из тех немногих
Начало Нового времени
Начало Нового времени Наиболее остро стоявшей задачей Мехмеда Завоевателя был возврат к нормальной жизни Стамбула. В частности, эта задача включала репопуляцию города: многие районы города оказались безлюдными, население сократилось до 30 тыс. человек. Задолго до конца
ПРИЗРАКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ПРИЗРАКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Тень старухи на 19-й линии На Васильевском острове, на 19-й линии, в доме 12 обитает призрак старухи. Это привидение довольно молодое, и сообщения о нем появились уже в наше время, не далее как лет 15 назад. Говорят, его можно увидеть в окнах третьего
Антисемитизм Нового времени
Антисемитизм Нового времени В Новое время характер антиеврейских преследований радикально изменился. С созданием современного государства, отменой крепостного права и гарантией минимума личных прав особая общественно-экономическая роль евреев ушла в прошлое. Вместе
Западная и Центральная Европа раннего нового времени. Портрет эпохи [1]
Западная и Центральная Европа раннего нового времени. Портрет эпохи [1] С середины XV в. в истории Европы начали происходить события и процессы эпохального значения. Сначала в 1453 г. под ударами турок-османов окончательно пала Византия и на юго-востоке Европы возникла
Дыхание нового времени
Дыхание нового времени Если у автора спросят, какую черту конкисты он считает самой удивительной, то он не станет долго размышлять, хотя его незамедлительный ответ, возможно, вызовет недоумение. Эта черта — легализм, то есть озабоченность короны законностью своей
§ 13. Европа в начале Нового времени
§ 13. Европа в начале Нового времени Экономика Европы в начале Нового времениРубежом двух эпох – Средневековья и Нового времени – принято считать конец XV – начало XVI в. В современной науке многие исследователи связывают начало раннего Нового времени с Великими
IX. ЗАРЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
IX. ЗАРЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ В XVIII веке количество евреев в Европе достигло приблизительно двух миллионов; около половины из них жили в Польше. Условия их жизни варьировались в разных странах, но основные различия были между сефардами (испанскими и португальскими евреями) и