что привело мальчиков к такому жестокому поведению

Просто трудный возраст? Как дети становятся жестокими с подачи семьи и общества

В новостях все чаще появляются сообщения о детской жестокости: по всей стране растет число случаев травли, массовых избиений и нападений среди подростков. Такое поведение психологи объясняют опасным возрастом, воспитанием в семье и стертыми рамками дозволенного.

что привело мальчиков к такому жестокому поведению

В Нижнем Тагиле 3 февраля 10 подростков, преимущественно мальчиков, избили девочку из своей школы. Они пинали ее ногами и били по лицу, это сняла на видео жительница одного из соседних домов. Сначала женщина просто снимала избиение на телефон, а потом из окна пригрозила подросткам полицией. После того как запись распространилась по социальным сетям, этим видео заинтересовались правоохранители.

На следующий день выяснилось, что пострадавшая — 13-летняя ученица седьмого класса местной школы, а ее обидчиками были ребята из того же учебного заведения 12-15 лет. Причем один из подростков уже состоял на учете в отделении по делам несовершеннолетних. Пострадавшая девочка, по некоторым данным, живет с бабушкой, а мать лишена родительских прав. О драке школьница никому не рассказала.

Опасный возраст

Таких случаев, к сожалению, не становится меньше. Детский психолог Ирина Таранова объяснила «360», что подростковый возраст наиболее опасен, потому что дети начинают тестировать разные формы поведения.

«Причин агрессии может быть очень много, начиная с того, что это может быть личностная агрессия у подростка, у которой нет возможности выхода. Также могут быть проблемы с нормами, правилами, с системой дозволенного. Сейчас подросткам дают больше свободы [, чем 15-20 лет назад], но они пока не готовы к такой ответственности», — добавила Таранова.

Но внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Анна Портнова уверена, что на самом деле жестокость может проявляться в любом, даже самом раннем возрасте. В 2019 году, например, в ярославском детском саду воспитанники мучили четырехлетнюю малышку. Они повалили девочку на землю, наступали ей на спину и не давали встать. Когда происходящее заметила воспитательница, дети сразу разбежались.

«Достаточно в группе одного лидера с такой агрессивной тенденцией и нескольких подчиняемых, чтобы возникла эта ситуация», — объяснила Портнова.

Семья и общество

При этом, по мнению детского психиатра, винить в жестоком поведении детей можно только семью и общество. Портнова уверена, что дети жестоки ровно настолько, насколько жестоки их родители.

«Все начинается с обсуждения в семье, каких-то замечаний или с нежелания родителей, чтобы в группе детского сада или в классе был, например, ребенок с особенностями развития. Дети это видят, впитывают, естественно, у них формируется такое же отношение к людям, которые отличаются от них чем-то. Начинается это не с детей, а с их родителей и с политики государства», — объяснила она.

Ирина Таранова уверена, что если родители на самом деле будут заниматься воспитанием ребенка — формировать моральные ценности, системы и правила поведения, обращать внимание на перепады настроения ребенка, уделять внимание тому, что с ним происходит, — случаев жестокости и нетерпимости будет проще избежать.

Анна Портнова добавила, что в конце концов последствия брезгливого или неуважительного отношения к инвалидам, людям с особенностями развития отразятся на тех, кто это отношение детям прививал.

Когда вы станете старенькие, будете под себя писать, ребенок будет вас пинать, обзывать и сдаст в дом престарелых. Дети, не обученные быть милосердными, добрыми и терпимыми, так и будут к ним относиться

Анна Портнова также уверена, что в сегодняшнем российском обществе развилась терпимость к проявлениям насилия.

«Человек с утра до вечера в новостях слушает, как убили, расчленили, украли миллиарды… [Человек может сказать себе:] „Подумаешь, я украл что-то в магазине, кому-то подножку поставил, это же мелочь по сравнению с тем, что в стране происходит“», — добавила она.

Даже пример избиения девочки в Нижнем Тагиле показал, что люди неохотно вступаются за жертв травли и избиений: несмотря на то, что женщина, снимавшая драку на видео, пригрозила вызвать полицию, следственным органам никаких жалоб не поступало. Только общественный резонанс дал делу ход.

В социальных сетях 4 февраля также появилось и видео другого избиения: в классе в отсутствие учителя девочка кричит на одноклассницу, бьет ее по лицу, таскает за волосы и обзывает. Никто не вмешивался в их конфликт, а мальчики даже подбадривали обидчицу.

Не стать жертвой

Психологи уверены, что, как правило, жертвами травли и подросткового насилия становятся те, кто не может сам за себя постоять, кого подростки воспринимают как уязвимую, более слабую группу.

«Подростки чувствуют, что человек не может защищаться, поэтому они якобы имеют право проявлять агрессию к нему. Очень часто бомжи становятся жертвами или дети с задержкой в развитии, потому что они „не такие“, они отличаются и не могут дать сдачи», — сказала Таранова.

Портнова добавила, что школьной травле также обычно подвергаются дети с тормозимыми чертами характера, которые бурно реагируют на обиду, не умеют отшутиться и сгладить конфликт.

Сама эта ситуация не разрешится, личность вырастет дисгармоничной — либо озлобленной, либо с психологией жертвы. Родители обязаны в этой ситуации помогать — от включения психолога вплоть до перевода в другую школу

Конечно, заниматься конфликтными ситуациями в школах должны психологи, которые есть в каждом учебном заведении. Но Портнова уверена, что за объемом работы по сопровождению учебного процесса у этих специалистов просто не остается ни времени, ни ресурсов на то, чтобы вести профилактическую работу.

«Конечно, эта система должна быть перестроена, потому что ребенок большую часть дня проводит именно в школе», — отметила она.

Однако психиатр добавила, что и родители не должны перекладывать все бремя ответственности на школу: нужно больше занимать детей, предоставлять им альтернативу деструктивному поведению, например, в виде спортивных секций или других кружков.

«Обязательно нужно разговаривать с детьми: в какой компании он находится, что делает эта компания, обращать внимание на то, насколько подросток ведомый в коллективе, то есть может ли он придерживаться своей точки зрения, или он идет за большинством», — заключила Таранова.

Источник

Как справиться с трудным поведением у подростков

Выясняем, почему разобраться в трудном поведении у подростков — задача родителей и как они могут это сделать

что привело мальчиков к такому жестокому поведению

что привело мальчиков к такому жестокому поведению

Вокруг подростков сложились мифы о том, что они агрессивные, грубые и пытаются делать всё назло своим родителям. Подросткам действительно свойственно проявлять трудное поведение, только делают они это, потому что ещё не знают, как можно выражать свои эмоции по-другому. Мы поговорили с благотворительным фондом «Шалаш» о причинах такого поведения и выявили конкретные шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь ребёнку с трудным поведением.

что привело мальчиков к такому жестокому поведению

Как проявляется трудное поведение у подростков

Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:

«Поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими и при этом причиняет вред или создаёт риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых, других живых существ, окружающему пространству и вещам».

Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться.

что привело мальчиков к такому жестокому поведению

Причины трудного поведения подростков

Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.

👪 Семья

Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).

При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011). Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили.

что привело мальчиков к такому жестокому поведению

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).

🏫 Школа

Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).

🧸 Влияние сверстников и подходящие ситуации

Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).

🧑‍🤝‍🧑 Особенности социализации

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.

😡 Черты личности, неврологическое развитие

Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

что привело мальчиков к такому жестокому поведению

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться. Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи. Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей. Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать.

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).

☝️ Что делать, если ребёнок вас обманул

☝️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время

🙅 Точно не нужно:

☝️ Что делать, если ребёнок вам отказывает

🙅 Точно не нужно:

☝️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно

🙅 Точно не нужно:

Изображение на обложке: Ani / Dribbble

Прим. ред. Фонд «Шалаш» системно решает проблему трудного поведения в России: дает учителям и родителям конкретные и проверенные инструменты, помогает предотвратить серьезные негативные последствия и справиться с трудным поведением детей на ранних стадиях с помощью развития учебных и социальных навыков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Жестокость подростков

что привело мальчиков к такому жестокому поведениюНынче количество различных преступлений, совершенных молодежью возросло. Отмечается катастрофический всплеск распространения жестокости среди школьников. Жестокость подростков – это враждебное действие, нацеленное подростком на конкретного индивида или группу лиц с целью доказать свое превосходство, силу и вседозволенность. Является распространённой формой проявления протеста подростка против не понимания, не любви и не принятия его как личности. Личность, которая чувствует себя не нужной, не любимой, не принятой обществом, зачастую оказывает свое аморальное поведение, жестокость, агрессивность, как способ отображения внутреннего мира, страдания, внутренней боли. Стараясь избавиться или разрядить внутреннюю дисгармонию, подросток выражает свои противоречия через жестокое поведение, нацеленное на унижение более слабых индивидов или животных.

В период фрустрации внутренних потребностей подростка скапливается напряжение внутри индивида. Не выдерживая такого внутреннего перенапряжения, подрастающий ребенок разряжается при помощи жестокости и агрессии. Этим подросткам зачастую навешивают в школах ярлыки «трудный ребенок», «заброшенный ребенок». Частенько они являются изолированными от группы и до них уже никому нет дела, окружающих мало интересует, что вершится внутри у ребенка, ему приписывают тяжелое, или тому хуже, криминальное будущее. Такой тип реагирования на подростков способствует развитию еще более жестокого поведения и своеволия. Если несовершеннолетний не имеет тяжелых психологических отклонений с уровнем агрессивности и жестокости можно справиться еще на уровне школьной психологичной службы, при помощи взаимодействия учителей, родителей и самого ребенка, главное это не стоит пренебрегать ребенком.

Причины подростковой жестокости

Акт жестокости направленный на личность слабее или младше (соответственно менее защищённую) – это не традиционный образ действия подростка, это проблемы внутреннего характера субъекта. Большей частью дети с такими наклонностями являются воспитанниками проблемной семьи или имеют опыт личностного унижения. Объектом их возмездия выступает не обидчик (он соответственно сильнее подростка), а индивид слабее, зачастую это дети младше, ниже по социальному статусу, воспитанные в семьях с одним взрослым.

Субъект, выливающий обиду и агрессию на других, имеет нарушения эмоциональной сферы жизнедеятельности. В период развития подростка эмоциональная составляющая психики недостаточно сформирована, она пребывает в стадии развития, что свидетельствует о фрагментарно сформированном понятии представлении ценности своей жизни и других. Совершая акт насилия касательно иной личности, подросток не способен соотнести насколько это эмоционально, физически болезненно для объекта, над которым издеваются. Это последствие не сформированной способности личности к проявлению эмпатии и прочувствовать переживания жертвы, поставить себя на ее место.

что привело мальчиков к такому жестокому поведению

Способность к проявлению эмпатии у человека формируется в дошкольном возрасте, в момент взаимодействия с родителями. Следовательно, причиной возникновения жестокости у несовершеннолетних индивидов выступает родительская безответственность при воспитании. Это не единственный возможный фактор развития аморального поведения, что бы определить следующие следует копнуть немного глубже. Зачастую правонарушения совершаемые подростком совершаются под давлением группы. Групповой механизм давления способен склонить к насилию подростка, не имеющего желания быть агрессивным. Инициатор насилия демонстрирует окружающим свою «крутость», что способен многое позволить себе, тем самым подбадривая каждого участника группы, убеждая, что сила на их стороне.

Жестокость подростка – это черта личности, характеризующая как не способность замечать страдание других или производить действия, направленные нанести эти страдания. Черты характера индивида не есть врожденными, они приобретаются в период становления индивида как личности. Исследования ученых-психологов из Канады, показали, что в два с половиной, три года ребенок находится на пике проявления агрессивности и жестокости. Спровоцировано это несформированными социальными нормами, детям в этот период тяжело усвоить запреты, правила поведения. Именно этот возраст считается наиболее значимым при воспитании не жестокого и не агрессивного индивида. От родителей зависит, как неадекватно жестокое поведение ребенка они сумеют перенаправить в мирный тип поведения. В первую очередь зависит это от самого типа поведения взрослых, насколько они есть доброжелательными и миролюбивыми, насколько умеют совладать со своей жестокостью и агрессией.

Итак, описывая одну из важных причин зарождения жестокости у подростка (воспитание в семье), следует сказать о нескольких направленностях воздействия. Равнодушие к проблемам ребенка, отсутствие поддержки способствует к формированию эмоционального вакуума у ребенка, который в последствие перерастает в неумение контролировать эмоции самостоятельно. В период подросткового возраста индивид испытывает серьезное эмоциональное и психологическое давление, поэтому нуждается в понимании и поддержке особенно от близких ему людей. В ячейке общества с высоким социальным статусом, где нет нужды ни в одежде, ни в еде, он зачастую нуждается в заботе.

Родители, которые увлечены работой, карьерным ростом, игнорируют потребности ребенка, откупаясь от него подарками или свободой действий. Важно развивать у подростка умение осознавать собственные чувства, контролировать их. Для этого примером стать обязаны сами родители, которые не должны прятать собственные эмоции, даже если это печаль или злость. Ребенок должен наглядно понимать, как определенные негативные проявления можно выразить более спокойно, не причиняя при этом вред другим и главное самому себе. Способность замечать и понимать эмоции своих детей позволяет родителям воспитывать и растить детей способных быть эмоционально открытыми, с умением проявлять чувство эмпатии, осознавать эмоциональную, физическую боль, которую они способны нанести другим.

Противоположностью безразличия является «слепая», чрезмерная забота. Такая любовь родителей пренебрегает индивидуальностью ребенка желанием принимать решения самостоятельно. Принятие же решений самостоятельно способствует обучению самого подростка на своих же ошибках. Со временем ребенок, окруженный максимальной заботой, превращается в непослушного неуправляемого подростка с навязчивым желанием показать родителям свою самостоятельность, что он может делать, что ему угодно на свое усмотрение. Зачастую это выражается в жестоких действиях со сверстниками, с животными, реже с собой.

Школа – еще один этап воспитания личности школьника. Здесь влияние одноклассников, преподавателей имеют особое воздействие на развитие жестокости у ребенка. Зачастую конфликты с преподавателями, плюс колоссальная учебная нагрузка задевают и без того шаткую психику подростка. К этому всему может присоединиться и безответная любовь.

Подростковая и детская жестокость зачастую более заметны именно в кругу школьных проблем. По этому учителям и психологическому отделу нужно быть максимально внимательными к ученикам, заметив изменение в поведении субъекта, нужно прослеживать его какое-либо проявление, дабы искоренить зарождение жестокости на раннем этапе.

Так как среда проживания подростка имеет особое воздействие на формирование особенностей поведения в таком важном возрасте, феноменом возникновения подростковой жестокости может быть группа сверстников, в которую попадает ребенок. Неоднократно замечено, что вчера еще спокойный и уравновешенный школьник, сегодня избивает или «травит» какого-то ребенка. Изменения круга общения подростка с не самыми порядочными личностями, способствуют появлению желания у ребенка (даже послушного) доказать свою «крутость», дабы быть принятым. Соответственно результатом может быть развитие жестокого поведения и агрессии.

Одной из причин зарождения дисбаланса поведения подростка является природная составляющая, которая непосредственно в период взросления организма индивида подразумевает физические перестроения и психологические, что обеспечиваются выделением и изменением количества гормонов в крови подростка. Скачки гормонов в организме тинэйджера приводят к неспособности индивида контролировать эмоциональные всплески, которые перерастают в проблемные отношения с близкими и друзьями. Сталкиваясь с этими неожиданными переменами, подросток приспосабливается к ним при помощи необъяснимой жестокости и агрессии.

Современная культура, развитие компьютерных игр, их жестокость и безнаказанность заставляют детей перепруживать постоянное напряжение и чувство злости. Психологами-учеными, которые занимаются вопросом изучения влияния игр и культуры на поведение личности, доказано повышение уровня жестокости поведения подростков сильно увлеченных различными видами жестоких игр, фильмов или культурой. Подростковая и детская жестокость напрямую является связанной с увлеченностью компьютерными играми, которые способны даже на разрушение психики индивида, тем более в таком ранимом возрасте.

Агрессия и жестокость подростков

Проблема жестокости подростка и агрессивных проявлений в поведении, не отрицалось ни в одном обществе либо народностях на протяжении существования человека на земле. Жестокое поведение тинэйджеров, как способ выражения индивидуальности, важности и всемогущества, ставит психологам и обществу в целом непосильные задачи, решением которых занимаются ежедневно. С развитием интернета и других СМИ повышается уровень жестокости среди всего населения, в особенности – подростков. Факт такой взаимосвязи неоднократно доказан, хотя и актуальности эта тема набрала благодаря обсуждениям ее в интернете, в газетах, на телевидении и так далее. То есть существовала агрессия в кругах общения подростков всегда, вот только интенсивность концентрации внимания вокруг нее стала возрастать совсем недавно. Сегодня развитие эффективных способов борьбы с явлением насилия и жестокости находится на достаточно высоком уровне, и существует масса организаций и программ, направленных на уменьшение уровня агрессии: службы примирения, психологические службы поддержки как общественные, так и школьные, внедрение школьной медиации, когда подростки сами выступают в роли посредников в различных спорах и конфликтах, способствуют их мирному разрешению или предотвращению их возникновения.

Агрессия как свойство подростка проявляется в его готовности к такому поведению. Агрессия и жестокость у несовершеннолетних есть индивидуально-личностной характеристикой, которая воздействует на жизнь индивида и жизни его окружающих. Появление таких качеств личности сегодня замечается у представителей обоих полов в равной степени. Нецензурная лексика, курение, алкоголь, развлечения, связанные с оскорблением и травлей других (такое поведение имеет название у американских психологов – «буллинг», теперь часто используемое и в нашей научной парадигме) стали нормой. Зачастую при наказании подростка за его поведение у тинэйджера возникает недопонимание: «почему?», «что он такого сделал, если так делают все».

Предрасположенность тинэйджера к такому поведению бывает осознанной и неосознанной. На базе этого ученые-психологи акцентируют внимание на нескольких типах проявления агрессии: прямая физическая агрессия; обида, ненависть и зависть; косвенная агрессия; вербальная агрессия; негативизм; подозрительность; раздражение; чувство вины. Как жестокость агрессивное поведение зарождается в процессе воспитания и развития индивида. Но почему ребенок даже из благополучной среды воспитания, который учится в хорошей школе, вмиг становится жестокой личностью. Преимущественно – это крик ребенка о помощи, о том, что ему нужно внимание.

Дети, проявляющие агрессивность и жестокость в поведении, обладают низким уровнем интеллектуального развития, склонны к подражательности. У жестоких подростков отсутствуют ценностные ориентации, хобби, преобладает узость и неустойчивость в увлечениях. Такие подростки характеризуются эмоциональной озлобленностью, грубостью, повышенной тревожностью, эгоцентризмом и проявлением крайней самооценки (максимально отрицательная или положительная). Агрессивность и жестокость подростков является средством поднятия собственного престижа, самостоятельности и взрослости.

Профилактика жестокости в подростковой среде

Предупреждение и профилактика жестокого поведения школьников в современном мире принимает не только социально-значимый характер, но и психологический. С целью наиболее результативного построения воспитательно-коррекционной системы профилактики подростковой жестокости, следует максимально углубиться в изучение личностных, психологических, педагогических, социальных факторов, которые обуславливают такие отклонения в действиях личности.

Коррекции и профилактике асоциального поведения школьников в системе образования уделяется очень серьезное внимание. Принимая школу, как этап социализации ребенка и становления как личности нужно отметить, что качество этой социализации напрямую зависти от общей ориентации института образования.

что привело мальчиков к такому жестокому поведению

Проблема жестокости подростков считается наиболее рассматриваемой на родительско-педагогических собраниях, на заседаниях психологических служб школы. В большинстве образовательных заведений существуют специалисты, занимающиеся проблемными школьниками: психологическая служба, включающая психолога и социального педагога.

Работа учителей и специалистов психологической службы направлена на профилактику и искоренение противозаконных действий, на исключение необдуманных поступков, на предупреждение развития подростковой и детской жестокости. При всем развитии и квалифицированной помощи ученикам в школе – родители это главные люди, способные воспитать ребенка и выполнить важную миссию в их жизни, дабы не превратить своего ребенка в индивида с жестоким и агрессивным поведением.

Психологи учебных заведений должны проводить работу не только с учениками, предрасположенными к жестокости, но и с их родителями, так же со всеми остальными школьниками, учителями. Только совместная работа, сориентированная на преодоление развития агрессивного и жесткого подведения среди подростков, является эффективной и действенной.

Формирование безопасной среды учащихся – одно из особенных и основных заданий проведения коррекционных и профилактических действий по предупреждению насилия, а также выступит, как решение проблемы жестокости подростков, если таковая возникла. Это условия, при которых в школе максимально сниженные факторы, оказывающие большое влияние в развитие агрессии среди подростков и детей. Коллективно-творческая деятельность учеников школы позволяет сплотить весь коллектив, способствует адаптации новоприбывших учеников и учителей.

Методика коллективного сплочения позволяет снизить потребность проявления насилия в стенах школы и за ней. Совместная деятельность школьников и учителей, направленная на создание атмосферы творчества, повышения уровня трудоспособности коллектива, обучает каждого школьника принимать решения самостоятельно, ответственно. Здоровая атмосфера отношений в школьном коллективе помогает снизить уровень тревожности и агрессивности, так же способствует развитию взаимопонимания и взаимоподдержки школьников любого возраста.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *