что привлекло автора в онегине
Что нравилось Пушкину в Онегине
Евгений Онегин в одноименном стихотворном романе Александра Сергеевича Пушкина предстает читателям как живой человек. Более того, автор говорит, что лично знает этого молодого повесу и дружит с ним.
Понятно, что если люди находятся в приятельских отношениях, значит, они в чем-то похожи и нравятся друг другу.
Что же так привлекало великого русского поэта в вымышленном герое?
Пушкин сам дает ответ нам на поставленный вопрос такими строчками своего бессмертного произведения:
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.
Как понимать эти строчки? Прежде всего, и сам автор, и оживленный его гением Евгений Онегин умны, проницательны, находятся в постоянном поиске.
Человеку думающему, рассуждающему, недовольному своей настоящей жизнью всегда сложно найти приятеля. Именно эта черта объединила Пушкина и Онегина, вызвав симпатию творца к своему творению.
Но не только ум и пресыщенность жизнью привлекали поэта в созданном им образе. Они оба устали от окружающей действительности, пошлости и пустой суеты, от фальшивости светского общества – и вот результат: один озлоблен, другой зол. И оба хотят чего-то другого.
Эта черта – общая для Пушкина и Онегина, и поэтому она не может не нравиться автору.
Евгений – личность интересная. Пушкин внимательно и вдумчиво исследует своего героя, испытывая к нему симпатию и даже уважение.
На протяжении романа мы видим, как развиваются их отношения, и понимаем, что иногда некоторые поступки Онегина расстраивают Пушкина, однако его хорошее отношение не изменяется. Почему же?
Наверное, потому что среди того окружения, насквозь фальшивого, легкомысленного и в большинстве своем глупого, великий русский поэт хотел бы найти действительно родственную душу. Человека, который стал бы настоящим другом, схожим по характеру и оттого особенно глубоко и искренне его понимающим.
Все это автор воплотил в Онегине – так и появился противоречивый образ, очень близкий своему создателю.
За похожесть характера, за пытливость ума, за мечтательность, удивительно уживающуюся с эмоциональной холодностью, и нравился прагматик и экономист Евгений Онегин пылкому, вдохновенному Пушкину.
Через эту личность, такую же противоречивую, как и он сам, автор получал возможность глубже понять себя, а ведь это очень важно для мыслящего, тонко чувствующего человека.
Отношение Пушкина к Онегину довольно сложное, но оно не лишено симпатии. Иронизируя над своим героем, поэт лишний раз подчеркивает, насколько доверительными были их отношения.
Ведь когда люди – настоящие приятели, они нередко подтрунивают и подшучивают друг над другом.
Кроме того, Онегин – честен, прямолинеен и внутренне спокоен, что не могло не нравиться Пушкину.
Создавая этот образ, автор взял за прототипы реальных друзей – Чаадаева, Раевского, Соболевского и других, воплотив в нем их положительные и отрицательные черты. Именно поэтому герой получился настолько ярким и живым.
И конечно, он просто не мог не нравиться своему создателю.
Образ автора в романе «Евгений Онегин» Пушкина, характеристика в цитатах
Пушкин и Онегин на берегу Невы. Художники А. и В. Ружо |
Образ автора и его личность играют важнейшую роль в романе «Евгений Онегин» Пушкина.
В этой статье представлен цитатный образ автора в романе «Евгений Онегин»: описание личности автора, его роли в произведении и его отношений с героями романа.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Евгений Онегин»
Образ автора в романе «Евгений Онегин», характеристика в цитатах
В этом произведении автор вовсе не скрывается от читателей. Напротив, он всячески заявляет о себе. И эта манера повествования придает роману особую атмосферу доверия и искренности.
«. Как будто нам уж невозможно / Писать поэмы о другом, / Как только о себе самом. «
«. С ним подружился я в то время / [. ] Я был озлоблен, он угрюм; / Страстей игру мы знали оба; / Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас;..»
«. Но скоро были мы судьбою / На долгий срок разведены. / Отец его тогда скончался. «
«. Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу, / Читаю с тайною тоскою / И начитаться не могу. «
«. Буянов, братец мой задорный, / К герою нашему подвел / Татьяну с Ольгою. «
В романе «Евгений Онегин» автор делится мыслями на самые разные темы. Он рассказывает о себе, своих возлюбленных и т.д.
Так например, автор неоднократно дает читателям различные советы, просит извинения и т.д.:
«. А вижу я, винюсь пред вами, / Что уж и так мой бедный слог / Пестреть гораздо б меньше мог / Иноплеменными словами. «
«. Ужель мне скоро тридцать лет. » (глава 6 строфа XLIV)
«. Там, там под сению кулис / Младые дни мои неслись. » (о театре)
«. Увы, на разные забавы / Я много жизни погубил. «
«. Не так ли я в былые годы / Провел в бездействии, в тени / Мои счастливейшие дни. «
«. О вы, почтенные супруги! [. ] / Я вас хочу предостеречь. / Вы также, маменьки, построже /За дочерьми смотрите вслед. «
«. Я это потому пишу, / Что уж давно я не грешу. «
«..Люблю [. ] дам обдуманный наряд; / Люблю их ножки. «
«. только вряд / Найдете вы в России целой / Три пары стройных женских ног. «
«. Как я желал тогда с волнами / Коснуться милых ног устами. «
«. Иль просто будет добрый малой, / Как вы да я, как целый свет. «
«. И журналистам на съеденье / Плоды трудов моих отдам. «
«. Новорожденное творенье, / И заслужи мне славы дань: / Кривые толки, шум и брань. «
«. Кто б ни был ты, о мой читатель, / Друг, недруг, я хочу с тобой / Расстаться нынче как приятель. [. ] / За сим расстанемся, прости. «
Это был цитатный образ автора в романе «Евгений Онегин» Пушкина: описание личности автора, его роли в произведении, а также его отношений с главными героями.
Образ автора в романе «Евгений Онегин» и его роль в повествовании
Содержание:
Образ автора в романе «Евгений Онегин» играет значительную роль. Рассказчик присутствует в течение всего произведения. Он помогает читателю понять героев, представить обстановку, ситуации. Авторские комментарии характеризуют персонажей, выражают мнение писателя касательно их поступков. Пушкин позиционирует себя как друга главного действующего лица, имеет знакомых в его окружении. Он является полноценным персонажем романа наравне с другими героями.
Автор создал две главных мужских роли – Евгения и рассказчика. Они тесно взаимосвязаны, писатель сравнивает их между собой, сопоставляет черты характера, отношение к жизни. Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» способствует глубокому раскрытию сути главного героя. Он помогает поэту высказать свои мысли, поделиться знаниями, впечатлениями. Литературные отступления воссоздают комплексную картину эпохи, светского общества, дворянства.
О себе рассказчик писать не любит – один раз он упомянул, что ему тридцать лет. Это время отказаться от юношеских развлечений, стать мудрым, серьезным человеком. Образ автора в «Евгении Онегине» помогает выявить недостатки героя. Он одногодка повествователя, однако не становится мудрее, продолжает бесцельно прожигать время, не задумываясь о будущем.
Образ автора в романе «Евгений Онегин» – кратко о главном
Роман богат элементами лирики, комментариями. Задание отступлений – познакомить читателя с прошлым персонажей, их нравами. Писатель от лица рассказчика делится историями из своего прошлого. Он повествует о вкусах в музыке, культуре, искусстве. С одной стороны, Пушкин отождествляет себя с Евгением:
«Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…»
Создавая иные эпизоды, наоборот, противопоставляет себя Евгению:
«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной».
Образ автора в произведении «Евгений Онегин» можно охарактеризовать, проанализировав слова рассказчика:
О главном действующем лице рассказчик отзывается, как о безразличном человеке, а себя позиционирует как эмоциональную, чувствительную натуру:
«Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего».
Роль автора в произведении «Евгений Онегин»
Главный герой во многом раскрывается благодаря комментариям рассказчика, авторским ремаркам. Весомое значение слова стороннего рассказчика имеют в формировании структуры всего произведения. С их помощью обеспечивается плавный переход от лирики к эпической части. Благодаря образу Пушкина удалось значительно расширить границы романтического рассказа.
Автор выступает другом Онегина, хранителем его тайн. Именно у рассказчика оказалась записка Татьяны:
«Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу».
Писатель характеризует персонажей, выделяет их основные черты:
«Онегин был по мненью многих,
ученый малый, но педант…»
Чтобы ответить на тест, выделим четыре главных роли автора в романе:
Образ автора в романе «Евгений Онегин»
сочинение по литературе 9 класса
Пушкин — герой «Евгения Онегина»
Образ автора появляется в «Евгении Онегине» с самых первых страниц. Пушкин предуведомляет о том, что преподносит «небрежный плод моих забав». Такое доверительное обращение предполагает непрерывный диалог между автором и читателем. «Живое» присутствие автора превращает его образ в одно из главных действующих лиц романа.
Автор и Онегин
Пушкин очень часто сравнивает или проводит различия между собой и Онегиным, приводя примеры из собственной биографии. Евгения он называет своим «добрым приятелем», «другом моим». Когда-то и автор, и главный герой беззаботно гуляли «на брегах Невы», т. е. в Петербурге. Пушкин иронически намекает на свой принудительный отъезд из столицы: «Но вреден север для меня».
Как и Онегин, Пушкин провел свою молодость «под сению кулис». Целую строфу («Мои богини…») он посвящает собственным воспоминаниям о театре.
При описании наряда Онегина автор иронически упрекает ревнителей русской старины: «всех этих слов на русском нет». В «Словаре Академии Российской (1794, 1806-1822) были исключены «все иностранные слова, введенные без нужды». Пушкин со смехом относился к этой инициативе.
Изображая посещение главным героем бала, Пушкин вновь вспоминает свои «дни веселий и желаний». Несколько строф представляют собой шутливую оду в честь «стройных женских ног».
Дружеские отношения между автором и главным героем сложились в то время, когда оба разочаровались в большом свете. В этот период они были наиболее близки друг другу: «томила жизнь обоих нас; в обоих сердца жар угас».
Пушкин и Онегин мечтали «увидеть чуждые страны»: берега Венеции и родину Байрона — Англию. Однако друзья были внезапно разлучены: Пушкин отправился в Южную ссылку, а Онегин получил в наследство имение. Автор с горечью описывает свои страдания в ссылке: «Брожу над морем, жду погоды», «Когда ж начну я вольный бег?».
Судьба проводит резкую грань между автором и главным героем. При этом отчетливее проявляется разница в их мироощущении. Если Онегину сельский пейзаж наскучил очень скоро, то Пушкин признается в горячей преданности «цветам, любви, деревне, праздности».
Авторские отступления
В романе имеется очень много пространных авторских отступлений, описывающих, мысли, чувства и ощущения самого Пушкина.
Окончание первой главы представляет собой откровенный самоанализ автором своего состояния («Пишу, и сердце не тоскует», «Я все грущу; но слез уж нет») и начала произведения («Противоречий очень много, но их исправить не хочу»).
В конце второй главы Пушкин размышляет о бренности жизни: «Мне было б грустно мир оставить». Поэт мечтает о том, что его «летучие творенья» оставят след в отечественной литературе и когда-нибудь принесут ему славу.
Критикуя современную ему «порочную» литературу, Пушкин пророчески прогнозирует и сам когда-нибудь заняться прозой: «Перескажу простые речи».
Раскрывая образ Татьяны, автор противопоставляет ей знакомых «красавиц недоступных», от которых ему приходилось бежать. Пушкин резко критикует состояние образования в России. Ему приходится переводить написанное по-французски письмо Татьяны, ведь девушка «по-русски плохо знала».
Отдельные главы «Евгения Онегина» печатались по мере создания. По ним можно проследить биографию самого поэта. В четвертой главе Пушкин сообщает о своей «домашней» ссылке в Михайловском: «Читаю только старой няне», «бродя над озером моим».
В конце шестой главы Пушкин, в связи с гибелью Ленского, подводит определенный итог своей жизни: «Полдень мой настал», «Пускаюсь ныне в новый путь».
Беглый анализ собственной жизни автор проводит в начале восьмой главы. Развитие поэтического таланта он напрямую связывает с важными эпизодами своей биографии: «Моя студенческая келья», «старик Державин нас заметил», «по скалам Кавказа», «по брегам Тавриды» и т. д.
Диалог с читателем
Доверительный разговор с читателем Александр Сергеевич поддерживает на протяжении всего романа: «позвольте мне», «упивайтесь… легкой жизнию, друзья!», «друзья мои» и т. д. Такой прием делает произведение очень легким и понятным. Автор словно бы сходит со страниц романа и незримо присутствует при чтении. Яркий пример — конец третьей главы: «Мне должно… погулять и отдохнуть: докончу после как-нибудь».
Возникает ощущение, что Пушкин наблюдает за действующими лицами вместе с читателем: «Теперь мы в сад перелетим». Для автора очень важна чужая оценка происходящего: «Вы согласитесь, мой читатель». Он просит снисхождения у собеседника («Терпенья вашего прошу», «Может быть, такого рода, картины вас не привлекут»); предугадывает его реакцию («Читатель ждет уж рифмы розы«); обращает внимание на прошлые события («Смотрите первую тетрадь»).
Для читателя пушкинской эпохи граница между романом и действительностью вообще практически полностью стиралась. Пушкин все время подчеркивает общие черты, сближающие его со своим поколением: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя», «нам становятся смешны», «нам просвещенье не пристало» и т. д. В описании сна Татьяны автор называет Онегина «героем нашего романа».
В начале седьмой главы Пушкин обращается к самому широкому кругу людей («Вы, школы Левшина птенцы… деревенские Приамы… чувствительные дамы… читатель благосклонный»), призывая их насладиться природой.
Окончание романа представляет собой дружеское прощание Пушкина не только со своим героем, но и с читателем: «За сим расстанемся, прости!». Последние строки делают образ автора еще более близким и понятным.
Вопрос 6. Образ автора и героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
ПЛАН ОТВЕТА
1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лироэпическое произведение.
2. Автор — лирический центр повествования в романа.
3. «Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной».
4. Динамика развития образа автора. Роль лирических отступлений.
1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.
2. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.
С самого начала романа перед нами возникает облик идейно-передового, жизнелюбивого, человечного, мудрого поэта, проникнутого верой в будущее и прямо высказывающего свои оценки о самых разнообразных явлениях социальной жизни, литературы, театра и других. Это придает «самому задушевному произведению Пушкина» черты глубочайшей исповеди. Роман начинается предисловием, обращенным к читателю:
Прими собранье пестрых глав,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Действительно, роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и разочарований. В романе-дневнике отражено пережитое, в нем и «холодные наблюдения ума», и «горестные заметы сердца», и раздумья о времени и о себе. В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета. Каждая из последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман «поэтической биографией» Пушкина.
3. Пушкин и Онегин неразрывно присутствуют вместе в романе:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Автор, представляя Онегина в качестве своего «доброго приятеля», уточняет и обстоятельства своего знакомства с ним:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
В Онегине автора привлекает «неподражательная странность и резкий охлажденный ум». И тот и другой познали «страстей игру», «в обоих сердца жар угас», «обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей». Нравятся автору и умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные шутки и мрачные эпиграммы. Вместе они бродили в белые ночи по уснувшей столице, стояли над дремлющей Невой. Вместе с Онегиным автор собирался путешествовать по «чужим странам», но по воле случая они разошлись. Их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтение Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных в целом.
Автор и Онегин противопоставлены в отношении к театру: первый называет его «волшебным краем», а второй видит в нем лишь развлечение, выражая светский взгляд на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены занятий, автор же любят природу. Они по-разному относятся к любви: для главного героя это «наука страсти нежной», о себе же автор говорит:
Замечу кстати: все поэты —
Любви мечтательной друзья.
Важна разница и в их отношении к литературе. Об Онегине он пишет:
Не мог он ямба от хорея,
Какмы ни бились, отличить.
Поэт прямо говорит, что он и Онегин — два разных лица:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет…
Свободное движение повествования дает автору возможность легко переходить от одного предмета к другому, тем самым автор может рассказать обо всем: об элегиях и одах, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем «брате двоюродном Буянове» и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города.
4. «Роман героев» существует внутри «романа автора». Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает, что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина»:
Пересмотрел все это строго:
Противоречии очень много, Но их исправить не хочу.
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слогепоправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.
Автор рассуждает о собственном прошедшем, «когда в садах лицея. расцветал», в котором промчалась весна его дней, о настоящем и будущем.
5. Пушкину хотелось создать жизнеподобный роман. Таким романом стал «Евгений Онегин». Автор сумел показать в романе тот жизненный водоворот, которыйбыл необходим для раскрытия и верного понимания не только образов героев, но и самого автора.