что приводит к нарушению принципа гуманизации в воспитательном процессе школы
Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия
Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать изданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибку, на свободный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.
Обновление школы, гуманизация образования и воспитания не имеют ничего общего с нравоучениями и моральными сентенциями. Еще К. Д. Ушинский решительно отвергал такую «педагогику» и связывал гуманизацию прежде всего с организацией разумной и привлекательной для учащихся деятельностью, способствующей становлению их добрых чувств и устремлений.
Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в целом складывается из трех основных составляющих:
• правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку,
Рассмотрим подробнее каждую составляющую.
Современные учебные заведения сегодня делают достаточно много в на-
правлении гуманизации воспитательного процесса. Однако проблема реализации гуманистического принципа в школьной и вузовской практике остается еще до конца нереализованной, и примеров тому достаточно много.
Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя, часто пытается занять позицию «правого во всем». Мотивация такого поведения взрослого подкрепляется внутренним убеждением: «раз я взрослый, значит, я знаю, как лучше». Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас характеризуют как педагога с большой буквы? Соблюдаем ли мы права ребенка, и есть ли они у него? Еще И. Кант писал: «Наш, долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами!» Л.Н. Толстой отмечал, что наказание не только ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе, но и развращает того, кто наказывает.
Сегодняшняя статистика не в пользу учительства. В 1993 году проведено экспериментальное обследование 5 тысяч учащихся школ Хабаровского края, Свердловской области, Екатеринбурга с точки зрении реализации прав ребенка. Результаты неутешительные:
2. В школах широко практикуются различные виды насилия над учащимися.
Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам унижения учащиеся начальной школы, в более «выгодном» положении находятся старшеклассники, но и тут не все благополучно.
Социологические исследования (1997 г.), проведенные в разных регионах страны [118], показывают, что во многих школах педагоги только ограничиваются разговорами о гуманизме, признании прав школьников. Так, 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Со своей стороны, ученики отмечают следующие недостатки, возникающие в процессе общения со своими наставниками: неудовлетворенность общим моральным климатом в школе высказали 69% респондентов, 77% опрошенных учащихся оскорблены тем, что «большинство учителей кричат на учеников». Доброжелательность у большинства своих наставников отметили всего 20% респондентов, уважительное отношение к ученику как к личности независимо от успеваемости отметили 18%. Почти каждый третий (29%) признается: «Я чувствую, что многие учителя считают меня человеком второго сорта».
Данные противоречия разрешить достаточно сложно. Но выход из этой проблемной ситуации можно найти лишь зная нормативно-правовые документы, где человек признается как наивысшая ценность жизни.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Чем объяснить, что в учебных заведениях сегодня доминирует авторитарный, антигуманный стиль общения, идет нарушение педагогической этики?
Какая причина, по-вашему, наиболее существенно влияет на этот процесс? Аргументируйте свой ответ.
— происходит затухание воспитывающей функции школы. Признание того, что школа должна воспитывать, формировать культуру общения, не находит отражения у большинства педагогов; только 34,1% признали, что школа должна давать опыт социального взаимодействия и общения,
— многие педагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей воспитания, не видят новых ориентиров,
— общество в целом имеет низкий уровень этической культуры общения, что нашло отражение во всех социальных институтах, причастных к воспитанию
2. Согласны ли вы с данным утверждением Д.Г. Левитеса: «Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутреннюю свободу ученика, не столько раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации».
Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия
Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать изданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибку, на свободный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.
Обновление школы, гуманизация образования и воспитания не имеют ничего общего с нравоучениями и моральными сентенциями. Еще К. Д. Ушинский решительно отвергал такую «педагогику» и связывал гуманизацию прежде всего с организацией разумной и привлекательной для учащихся деятельностью, способствующей становлению их добрых чувств и устремлений.
Гуманизация воспитательно-образовательногопроцесса в целом складывается из трех основных составляющих:
•правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку,
Создание условий для максимального развития каждой личности в обществе людей с разными физическими и психологическими особенностями в качестве общечеловеческой проблемы волновало прогрессивную мысль с античных времен. Путями разрешения этой проблемы виделось, с одной стороны, принятие и соблюдение законов, а с другой – соответствующее воспитание.
Современные учебные заведения сегодня делают достаточно много в направлении гуманизации воспитательного процесса. Однако проблема реализации гуманистического принципа в школьной и вузовской практике остается еще до конца нереализованной, и примеров тому достаточно много.
Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя, часто пытается занять позицию «правого во всем». Мотивация такого поведения взрослого подкрепляется внутренним убеждением: «раз я взрослый, значит, я знаю, как лучше». Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас характеризуют как педагога с большой буквы? Соблюдаем ли мы права ребенка, и есть ли они у него? Еще И. Кант писал: «Наш, долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами!» Л.Н. Толстой отмечал, что наказание не только ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе, но и развращает того, кто наказывает.
Гуманизация образования как элемент реструктуризации образовательной системы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательного учреждения может быть жизнеспособной при учитывании социально-экономических составляющих, таких как острый дефицит финансовых ресурсов на всех уровнях; несоответствие системы образования региона его хозяйственно-экономическому потенциалу, что приводит к резкому сокращению учебных заведений, либо их перепрофилированию, либо массовому введению платного обучения; разрушение традиционной структуры хозяйства регионов, переориентация предприятий военно-промышленного комплекса на гражданскую продукцию, увеличение потребностей в кадрах социальной и экономической сферы; необходимость национально-региональной адаптации государственных стандартов; необходимость воспроизводства профессиональной элиты на всех уровнях.
Региональная политика, как составляющая общероссийской политики, ориентирована на центр. Но сам российский социокультурный ландшафт без учета специфики и разнообразия путей развития, культурных особенностей многочисленных этносов, полноценной и прогрессивной быть не может.
Родители обязаны:
Статья на тему: «Реализация идей гуманизации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения»
Реализация идей гуманизации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения
Кондратенко Алёна Николаевна
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
Целью современного образования является гармоничное развитие личности и обновление многих сфер жизнедеятельности, зависящее от эффективной реализации управления образовательной системы. Формирование общечеловеческих ценностных ориентаций и гуманистического мышления – исторически обусловленная необходимость перестройки системы образования на новые ориентиры.
Современная ситуация показывает, что управление педагогическим процессом в целом и школой, в частности, остается в большей степени авторитарно-ориентированным, что является губительным для творческого самопроявления личности как педагога, так и учащегося [2, с. 3].
Реализация идей гуманизации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения является предметом исследования современных исследователей, среди которых Н.А.Думнова, А.Н. Шеховцов, А.Д.Германова и др.
Однако, на наш взгляд, нерешенными остаются вопросы создания условий для формирования личности, имеющей высокий уровень самосознания, творческой активности, ответственности, руководствуется в свей общественно полезной деятельности и поведении гуманистическими ценностями.
Таким образом, цель статьи в рассмотрении специфики гуманизации в образовании и воспитания личности, дидактических принципов, как неотъемлимой составляющей гуманизации, направленных на создание оптимальных условий для развития и учения школьников. Такие условия возникают, когда учебный процесс соответствует естественным механизмам развития интеллекта учащихся и накопления ими социального опыта.
Термин „гуманизм“ (лат. humanus – человечный) означает «отношение к человеку как к высшей ценности, защита права личности на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей»
Гуманизация образования – это процесс и результат приоритетного развития общей культуры и самоутверждения личности, формирования личностной зрелости субъектов педагогического процесса. [3, с.157]. Согласно этому, гуманизацию образования в широком смысле следует понимать как переориентацию на личность,[4, с.85] на формирование человека как уникальной целостности и творческой индивидуальности, который стремится максимально реализовать свои возможности (самоактуализации), который открыт для восприятия нового опыта, способен осуществлять осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Гуманизация педагогического процесса означает создание благоприятных условий для осознания и реализации личностью своих потребностей, интересов и раскрытия творческого потенциала.
Целью учебно-воспитательного процесса является полная и законченная подготовка ученика к полноценной жизни в обществе через развитие его индивидуальности, становление и развитие его личности. Эта задача должна решаться, прежде всего, через создание соответствующей среды в образовательном учреждении, «очеловечивание» атмосферы педагогического процесса. Учебный процесс должен строиться так, чтобы ученик открывал и осознавал, насколько важны для него знания и на этой основе осваивал содержание учебного предмета.
В современной практике общими принципами организации учебного процесса предлагаются формулировки Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов. Основными дидактическими принципами являются следующие: научности, объективности, обоснованности; связи теоретического обучения с практической деятельностью; систематичности и последовательности обучения; доступности, но и необходимой степени трудности; разнообразия методов обучения, наглядности предметов и явлений; активности как со стороны учителя, так и со стороны учащегося; прочности знаний, навыков и умений в сочетании с опытом практической (творческой) деятельности.
Проанализируем существующие установки авторитарного подхода учителей в системе «учитель-ученик». При таком подходе, учитель – учит, а ученики учатся; учитель знает все, а ученики не знают ничего; учитель говорит, а ученики слушают; учитель все продумывает сам; учитель наказывает, ученики подчиняются; учитель навязывает свой выбор ученикам; учитель действует, ученики подражают; учитель определяет содержание урока, ученики принимают его; учитель авторитет, определяющий действия учеников; учитель является субъектом педагогического процесса, в то время как ученики являются объектом воздействия.
Реализация задач гуманизации образования предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой главной фигурой на уроке является не учитель, а ученик. Он должен быть заинтересован приобрести эти знания.
Гуманистическое отношение непосредственно связано с взаимодействием субъектов педагогического процесса, ведь глубина их гуманности обуславливается культурным воздействием, продуктивным диалогом, сотворчеством на основе общих ценностей. При таких условиях создается благоприятная среда для развития культурной и образованной личности, что и является интегрированным показателем качества образования.[5, с.4]
· гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
· индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, педагогика успеха;
· мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики [1,с. 156].
В процессе исследования были выработаны основные правила отношение педагога к учащимся, которые способствуют решению воспитательных задач. Это, в частности, следующие правила: будьте терпеливы и уважайте суждения учащихся; умейте признавать свою неправоту, это только укрепит ваш авторитет и даст моральное право говорить об ошибках школьников; умейте замечать даже незначительные позитивные сдвиги учащихся и будьте при этом «искренни в своем признании и щедры в похвалах»; сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в ученика исправить, можно было легко исправить, а дело, которым вы хотите его увлечь, стало для него интересным.
Таким образом, гуманизация образовательно-воспитательного процесса способствует повышению уровня воспитанности и общего развития школьников; формированию общеучебных умений и навыков; успеваемость учащихся отражает уровень их реальных возможностей; повышается эффективность уроков и интерес к обучению; методы нравственного воспитания позволяют целенаправленно воздействовать на сознание и поведение школьников. Доброжелательные, гуманные отношения среди детей формируются лишь при условии воспитания у учащихся ценностного отношения к другому человеку, получение не только этических знаний, формирование умений и навыков общения, но и их внедрение в повседневную жизнь. Гуманизация учебного процесса способствует развитию общечеловеческих ценностей как в ученическом, так и в педагогическом коллективах.
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике.- М. Издательский Дом Шалвы Амонашвили.- 2001.- 242 с.
3. Энциклопедия образования / Академия пед. наук Украины; главный редактор В. Г. Кремень. – К. : Юринком Интер, 2008 – 1040 с.
4. Шеховцов А.Н. Гуманизм в личностно-ориентированном образовании //Вестник ВолГу.-2015.- № 9(13).- с. 82-86
Проблемы гуманизма российской школы и педагогики на современном этапе развития образования. Педагогика ненасилия
1. Все то что мы говорили о гуманистической природе педагогической деятельности, в реальной жизни не вполне соответствует действительности. Да, теоретически должно быть так, но педагогическая практика дает нам основание говорить о серьезных отклонениях в школьной жизни от принципов гуманизма и гуманизации. Каждый из вас может привести примеры, подтверждающие только что сформулированный тезис.
2. Но это только одна «сторона медали». Другая сторона – это рост количества преступлений, волна жестокости, агрессии, насилия в среде детей, подростков, юношей и девушек.
Мы часто стали говорить об этом, потому что сами стали страдать от этого. И, на первый взгляд, правоохранительные органы работают, законодатели думают, управленцы, ученые и педагоги изобретают разные гуманизирующие программы, мероприятия – все для того, чтобы нормализовать жизнь общества. Однако анализируются причины роста преступности не так глубоко, как нужно. Чаще всего обращают внимание не на первопричину, а на конечный результат – криминализацию общества.
Из таких семей дети приходят в детский сад, школу и общаются с воспитателями, учителями, которые нередко ведут себя агрессивно, нетерпимо и порой жестоко с детьми. Где же ребенку, ученику найти доброго, отзывчивого, гуманного человека?!
Нередко педагог превращается в узкого специалиста-предметника или в воспитателя-надсмотрщика. Перегрузка в количестве предметов, в наборе программного материала, в количестве смен и количестве детей в классах не дает педагогу вспомнить о том, что перед ним живые существа, а не роботы.
Так, шаг за шагом, педагогика стала репрессивной, карающей, селекционной, отвращающей детей от школы, губящей их хрупкое физическое и психическое здоровье.
Но синдром жестокого отношения к детям характерен и для других стран мира. Поэтому для решения проблем детства мировое сообщество предпринимает конкретные меры.
Так, в 1991 году состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, которая приняла Всемирную декларацию и План действий на 90-е годы. Эти документы провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях. В конце апреля 1994 г. в Санкт-Петербурге состоялась 7 Международная научно-практическая конференция на тему «Воспитание свободной, независимой и ответственной личности», в которой приняли активное участие педагоги, психологи, врачи, социальные работники и ученые многих стран. Много интересных идей, способов и путей гуманизации отношений с детьми высказали ее участники. В частности, на конференции прозвучала мысль о том, что решить проблему высокой нравственности, высокого гуманизма в обществе можно при условии, если воспитатель, учитель будут прежде всего не только признавать высокие нравственные принципы, но и руководствоваться ими.
– В шаблонном, валовом подходе к обучению: всех учат одинаково.
Ведь пока наши вузы не готовят учителей для:
§ девиантных детей (детей «группы риска», детей с трудностями развития).
А такой учитель нужен.
· Мы вводим новые альтернативные планы, учебники, экспериментальные программы, но никто не исследует, как все это влияет на здоровье ребенка, на его психику. Мы устанавливаем высокую планку, но даже способный ребенок не всегда может ее преодолеть чисто физически. Это уже особый вид насилия – над умом и организмом.
Перед учеными, педагогами поставлена проблема: активно разрабатывать педагогику ненасилия в противовес педагогике авторитарной и срочно внедрять ее в практику работы. А в основу такой педагогики должны лечь документы: Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989 г., у нас – в 1990 г.).
Повторим, что они провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях.
Конвенция имеет универсальный (всеобщий) характер, и провозглашенные ею стандарты (нормы) есть международное признание идей педагогики ненасилия.
Психолог А.Г. Асмолов так определил значение Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка в деятельности педагога: «Наша, педагогов, задача состоит в том, чтобы эти документы стали ценностным ориентиром для каждого человека, входящего и живущего в мире детей.»
Что такое Конвенция о правах ребенка? Что такое Декларация прав ребенка? Это – конституция для мира образования, постижение которой и станет основой нравственной аксиоматики для взрослых и детей,
для всех тех, кто ищет духовную опору в нашем противоречивом мире.
И приняв сердцем ценности, заложенные в Конвенции о правах ребенка, мы сможем уверенно выполнять свои педагогические функции и то предназначение, которому посвящаем свою жизнь как педагоги».