что рассказать ребенку о крещении
Материалы для беседы с детьми и родителями «Крещение Господне: история и традиции праздника»
жданова светлана владимировна
Материалы для беседы с детьми и родителями «Крещение Господне: история и традиции праздника»
Сегодня я хочу познакомить вас с историей и традициями этого праздника.
19 января наступает один из самых важных христианских праздников
Православные христиане отмечают в ночь с 18 на 19 января один из самых важных и самых древних праздников — Крещение.История Крещения интересна не только для православных христиан, но и для людей, желающих расшить свой кругозор.
Крещение, как и Пасха, считается самым древним праздником в христианской культуре. Этот день связан с евангельским событием — крещением Иисуса Христа в реке Иордан.
Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном.
Крещение в буквальном смысле означает «погружение в воду». Чудесные свойства воды были прописаны еще в Ветхом завете — вода смывает все плохое и дает начало хорошему. Вода может погубить или возродить. В Новом завете крещение водой стало символизировать избавление от грехов и зарождение духовной жизни.
Когда Иисусу было 30 лет, он пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения «отверзлись» небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» Так Бог Отец явился людям и указал им на своего сына, которому суждено было стать Спасителем. После Крещения Иисус начал исполнять волю Божью и нести в мир новый свет.
Как принято праздновать
Великому празднику Богоявления предшествует Крещенский сочельник — строгий однодневный пост, который приходится на 18 января. В доме накануне праздника обязательно делают генеральную уборку, выбрасывают лишний мусор и очищают углы.
Главное событие Крещение — освящение воды во всех храмах. В этот день вода приобретает чудодейственную силу, она излечивает от заболеваний тело и очищает душу. Христиане используют крещенскую воду для лечения от болезней, очищения жилища, защиты от неприятностей и злых сил. Принесенной из храма водой обязательно окропляют каждый уголок дома, ее дают пить больным и детям. Удивительно, но крещенская вода сохраняет свои свойства ровно год. Все это время она не портится и не протухает. По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон.
Еще одна традиция праздника Крещенские это купания в открытых водоемах. Считается, что во время погружения в воду смываются все земные грехи и болезни. В водоемах, вырубают проруби в форме крестов, такие купальни принято называть «иорданью».
Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.
Поздравляю вас с праздником Крещение Господне
Спасибо за внимание.
Конспект беседы «Крещение» для старшего дошкольного возраста 19 января Православная церковь отмечает великий праздник-Крещение Господне В этот день светят воду-проводят обряд водосвятия Воду освещают.
Информационные материалы для родителей «История Нового года» Новый год всегда вселяет в нас надежду на лучшее, дарит множество подарков и приятных эмоций. В этот период мы можем с легкостью почувствовать.
Информационные материалы для бесед с детьми и родителями «История возникновения праздника «День матери» Руки усталые, тихо опущены. Волосы русые в узел завязаны. Тихая моя, нежная моя, Добрая моя мама. (А. Шульгина) Слова этой песни, трогают.
Конспект беседы для детей средней группы «История игрушки» Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы для детей средней группы (4-5 лет) по теме «История игрушки». Данный конспект.
Конспект беседы «Рождество и Крещение» Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с православными праздниками Задачи: 1. Расширять и обогащать представления детей о.
Консультация для родителей и воспитателей «Коляда (праздник): история и традиции» Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен,.
Методические рекомендации для родителей «История праздников: традиции из глубины веков» Что же такое обычаи и традиции? Обычаи — это исторически сложившиеся определенные действия и порядки, которые уже давно вошли в привычку.
Материалы для беседы с учащимися на тему «Цена Победы русского народа в ВОВ» Военные темы всегда носили дискуссионный характер. Это связано с патриотизмом и состраданием за наш русский народ, павший на фронтах военных.
Детям о празднике Крещения Господня
Этот Великий праздник-крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). В этот день христиане отмечают крещение Иисуса Христа в реке Иордан.
Как же происходило это знаменательное событие?
В реке Иордан иудеи традиционно совершали омовения и религиозные обряды, которые проводил пророк Иоанн Предтеча. В один из дней на берег реки пришел Иисус и попросил крестить его, и это было первое явление Христа народу. Иоанн Предтеча был потрясен этим и сказал Иисусу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения Иисуса произошло наиважнейшее событие — на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя и одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение» Именно по причине схода Святого Духа на Иисуса Христа появилось второе название крещения – Богоявление.
После Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к своей миссии на земле. Символично звучат слова Иоанна Крестителя (Предтечи): «Вот Он – агнец Божий, берущий на себя грехи всего мира!»
На Руси считали, что, прежде всего, необходимо очистить от всех грехов свое тело и душу. И именно поэтому 18 января, то есть в Сочельник, все православные люди соблюдают однодневный пост, отказываясь от мясных блюд, яиц, молочных продуктов и рыбы.
В праздник Крещение Господне многие верующие омывают свое тело от грехов, отправляются купаться в прорубь. Во льду вырубается прорубь – иордань в форме православного креста. Священнослужители освящают воду в иордани, после чего православные христиане начинают омовение.
В Канун Богоявления в храме совершается литургия и проводится освящение воды. Святая вода считается целебной. Ее пьют по глотку по утрам натощак с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», окропляют свое жилище
На Руси считали, что крещенская ночь – это особенная ночь, когда сбываются все загаданные желания. Но гадания не одобрялись, для этого существовала святочная неделя. По народным обычаям защищали свой дом от нечистой силы — зажигали свечи, на дверь вешали крест. В этот день старались не работать, не ругаться, избегали скандалов.
Икона «Крещение Господне»
Самая известная икона XV века «Крещение Господне», принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах:
Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой – в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес.
Детям также можно рассказать и показать произведения русской живописи, рассказывающие о празднике Крещения Господня.
19 января согласно Писанию и Преданиям, Христос, достигнув тридцатилетнего возраста, вышел для открытого служения людям, начав его с принятия Крещения от Иоанна Крестителя. Знаменитая картина русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу» представляет нам этот момент выхода Господа для проповеди Своего учения.
Явление Христа народу. Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг.
Крещение. Из серии «Жизнь Христа». Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.
Крещенское водосвятие. Борис Кустодиев. 1921 г.
А еще можно прочитать детям стихи из русской поэзии о празднике Крещения Господня, чтобы в полной мере оценить значимость этого православного праздника.
Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чаши леса метелью, —
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.
В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
Иван Алексеевич Бунин 1886–1901
Купель
Окунаюсь в купель с чудотворной водой
И читаю молитву, зубами стуча.
Пусть мой ангел-хранитель пребудет со мной.
Может, станет вода для меня горяча.
Я ныряю с надеждой, что эта вода
Очищает мне душу и силу дает.
Чтобы людям в глаза я смотрел без стыда,
Чтобы смог растопить равнодушия лед
Кто чем в жизни живет, видит всех наш Господь.
Он сумеет за все по заслугам воздать.
И решать лишь ему: кто же в рай попадет,
А кому в двери рая не нужно стучать»
С Крещением
С Крещеньем! Светлого начала,
Здоровья, счастья, теплоты!
Душе – покоя и причала,
Стремлений чистых и мечты.
Пусть Ангел веры и надежды
Хранит от горестей и бед,
От слов глупца и от невежды.
Пусть будет мир в добро одет.
Любви на сердце – полной мерой!
Пусть жизнь приносит радость вам.
И пусть Господь рукою щедрой Воздаст по праведным делам!
Праздник Крещения Господня – это большой праздник, это историческая веха в христианстве.
Крещение учит нас и наших детей истине. Чему же мы можем научить наших детей, празднуя это событие? Детям следует рассказать об этом событии на доступном им языке, а события необходимо преподнести так, чтобы дети смогли осмыслить услышанное. Повествование детям о празднике Крещения Господня нужно начать с того, что до тридцати лет Иисус Христос жил в Назарете со Своею Пречистою Матерью, Девою Мариею и старцем Иосифом. Иисус вместе с Иосифом занимался плотничеством, делал столы, стулья, скамейки. За эту работу жители Назарета платили им деньги.
Когда же Иисусу Христу исполнилось тридцать лет от роду, он пришел на берег реки Иордан – креститься. В то время на Иордане крестил Иоанн Креститель (Предтеча). Бог открыл Иоанну, что это не простой человек, а Сын Божий. Иоанн отказывался крестить Иисуса Христа и говорил Ему: «Мне следует креститься от Тебя; а Ты хочешь, чтобы я крестил Тебя». На эти слова Иисус отвечал: «Не удерживай! Мы должны исполнить все, что велит Бог». И Иоанн Предтеча согласился крестить Иисуса. Иисус вошел в реку, Иоанн положил свои руки на главу Иисуса, и он окунулся в воду. Когда Иисус вышел из воды, над ним раскрылось небо, на Него спустился в виде белого голубя Дух Святой и слышен был с Неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение».
Дети могут задать множество вопросов, на которые не всегда сходу можно ответить, а иногда даже поставить в тупик… Никакого страха в том нет, если родители вместе с детьми будут искать ответ, вместе приобщаться к добру и милосердию, к исполнению христианских заповедей… Зло не должно побеждать добро.
С наступающим праздником Крещения Господня!
Отвечу на ваши вопросы в комментариях, admin Kotya. Клик по рекламе поможет выжить сайту в это непростое время. Благодарим за понимание!
Детям о Таинствах Православной Церкви
Многие родители задаются вопросом: как доступной, понятной ребенку форме рассказать о Таинствах нашей Православной Церкви? Как донести их суть до ребенка? Предлагаем вашему вниманию удобный и понятный рассказ в изложении Софии Руковой.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
Вместо предисловия
Что такое таинство? Само это слово подразумевает что-то таинственное, что-то превышающее наше разумение, когда в результате наших человеческих действий и слов, в нашу жизнь приходит что-то такое, что невозможно выразить словами, и мы становимся лучше, чище, сильнее.
Вот определение таинства, которое дает нам Церковь. Таинство — это совокупность священнодействий и молитв, в результате которых на их участников нисходит благодать Святого Духа.
Таинств Церкви — семь: Евхаристия, Крещение, Миропомазание, Брак, Покаяние, Священство, Соборование, или Елеосвящение.
О таинствах Крещения и Миропомазания
Каждый человек является гражданином, или подданным своей страны. Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны.
Почти то же самое происходит и в таинстве Крещения. Однако с существенной разницей:
1) “новорожденным”, а точнее — новокрещенным, может быть как младенец, так и взрослый человек, даже весьма преклонного возраста;
2) страна, “гражданином” которой становится новокрещенный, для всех одна — Царство Небесное;
3) “родители” новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью;
4) закон и нормы поведения сформулированы не людьми, а Богом и даны в Священном Писании, а точнее — в Евангелии;
5) в отличие от земных государств, в которых власть принадлежит разным людям или группам людей, в Царствии Небесном один Владыка — Бог-Троица, Бог-Творец.
Вот для того чтобы стать подданным, или гражданином Небесного, Божиего Царства и существует таинство Крещения.
Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед Крещением его оглашают. Слово “оглашать”, или “огласить”, означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к Крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Его имя вносится в церковную молитву “об оглашенных”. Он сам добровольно отрекается от власти сатаны и открыто (при свидетелях — членах Церкви) исповедует свою веру-доверие Христу (“верую Ему яко Царю и Богу”).
За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах.
Вот как совершается таинство Крещения.
Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященным елеем (оливковым маслом).
Елей — это образ милости, мира и радости. Со словами “во имя Отца и Сына и Святого Духа” священник помазывает крестообразно лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь (“во исцеление души и тела”), уши (“в слышание веры”), руки (чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей). После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами:
“Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь”.
При этом человек, которого крестят, получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещенного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. Это покровитель крещенного, а день его памяти становится праздничным днем для крещенного — днем именин.
Затем священник с молитвой “Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш” надевает на новокрещенного белую (новую) одежду (рубашку). В переводе со славянского эта молитва звучит так: “Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш”. Господь — наш Свет. Но о какой одежде мы просим? О том, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки — все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда.
После этого священник надевает на шею новокрещенного нагрудный (нательный) крестик для постоянного ношения — в напоминание слов Христа: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною” ( Мф. 16, 24 ).
В Православной Церкви сразу вслед за Крещением совершается и другое таинство — Миропомазание. Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание — таинство новой жизни.
В этом таинстве новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается “сила свыше” ( Деян. 1, 2 ) для новой жизни. Таинство совершается через помазание святым миром — особым благовонным маслом, составленным из многих драгоценных веществ. Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова: “Печать дара Духа Святаго. Аминь”.
После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой — наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона.), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга — образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”, что значит: “Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись”.
Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью.
Покаяние — таинство примирения с Богом
Итак, таинство — это священнодействие, которое совершает священник благодатью Святого Духа.
Остановимся на таинстве Покаяния. Оно включает в себя исповедь и разрешительную молитву.
1) Исповедь. В присутствии свидетеля — священника мы просим у Бога прощения за свои грехи — те мысли, слова или поступки, которые отдаляют нас от Него. При этом мы испытываем сокрушение сердечное и желание никогда впредь не повторять ничего подобного.
2) После того как мы покаялись в своих грехах и выслушали наставление исповедника, священник читает разрешительную молитву. При этом Сам Господь прощает наши грехи. Он уничтожает их власть над нами. Таким образом Бог очищает наши души, примиряет с Собой и укрепляет нашу связь с Ним.
Однако самому человеку трудно увидеть и понять свое недостоинство перед Богом, свое отступничество, называемое грехом. Трудно признать, что мы не умеем любить, прощать обиды или несправедливости, оказывать милость. Нам не хочется прилагать даже самые малые усилия, чтобы сделать это. Кажется интереснее читать детектив или фантастику, чем вникать в Слово Божие. Ведь легкое чтиво не заденет нашей совести, в отличие от Священного Писания. Мы не задумываемся, что иная шутка может оскорбить, слово — причинить боль, сокрытая правда — привести ко лжи или предательству.
Нам трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали.
Покаяние ради примирения с Богом люди приносили еще в ветхозаветные времена, задолго до пришествия в мир Иисуса Христа. Тогда существовали особые очистительные обряды, посты, жертвы за грехи отдельного человека или даже целого народа ( Лев. 5, 5–6 ). Но уже псалмопевец царь Давид пел о том, что истинная “жертва Богу — дух сокрушенный” ( Пс. 50, 19 ). Другими словами, душа, сознавая свою вину, готова принять любое наказание от Бога, потому что скорбит от “ссоры” с Ним. Пророк Исайя, говоря об очищении, призывал от лица Божия: “Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, защищайте угнетенных, беззащитных, слабых” ( Ис. 1,16–17 ). А через пророка Осию Бог говорит, что для Него любовь, милосердие и Богопознание выше любых жертв: “Я милости хочу, а не жертвы, и Боговидения более, нежели всесожжении” ( Ос. 6, 6 ).
Во времена первых апостолов существовали два рода покаяния: тайное, в присутствии только священника, и публичное — перед церковной общиной. Апостол Иаков писал: “Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться” ( Иак. 5, 16 ).
Исцелиться не столько от болезней телесных, но прежде всего — от грехов, поражающих душу. В таинстве Покаяния мы получаем от Иисуса Христа дар благодати, который несет подлинное прощение грехов и оправдание для нас.
Кто не знает, как грустно и плохо на душе, когда поссоришься с другом, братом или сестрой. И как радостно, когда мы снова помиримся! Кажется, все готовы отдать, чтобы не было ссоры, обиды. Тем более с нашим Господом! Радостно, светло и мирно становится на душе, когда осознаешь, что ты получил прощение от Творца, давшего тебе жизнь.
И все же… Только вчера, кажется, мы раскаялись в злом поступке или слове, а сегодня, даже против воли, все повторили сначала. Как же быть? Быть может, вчерашняя исповедь была напрасной, бессмысленной? Нет. Исповедь предполагает твердое намерение не повторять грех никогда, но Господь знает: враг — диавол — хитер, а человек слаб и не всегда может свои добрые намерения претворить в действие или, наоборот, остановить зло. И в таинстве Покаяния Господь приходит на помощь тому, кто жаждет вновь примириться с Ним.
Так не будем смущаться. Войдем в храм, подойдем к аналою. На нем лежат Крест и Евангелие ‑знаки нашего спасения, знаки присутствия Христа. Рядом стоит священник, готовый засвидетельствовать перед Богом наше раскаяние. Не надо придумывать, что сказать. К исповеди мы готовимся заранее. Сама совесть, если к ней прислушиваться, подскажет, когда и в чем мы отступили от Бога. А потому, подойдя к священнику, мужественно скажем: “Сознаю свою вину в том, что…” (далее слышат только священник и Господь). А потом, выслушав и приняв наставление, преклоним голову под епитрахиль (знак священства) и с благодарностью и трепетом услышим благодатные слова: “Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе, чадо, все согрешения твоя…” И тогда мир и тихая радость наполнят нашу душу.
Таинство Евхаристии
Самое главное богослужение, совершаемое в храме, называется литургией, что значит, в переводе с греческого, “общее дело” или “общее служение”. Иначе говоря, на литургию приходят, чтобы всем вместе, соборно, вознести молитвы Богу за весь мир, за все творение, за свою страну, за близких, а за одно и за себя, чтобы попросить силы для служения Богу и людям.
Центром литургии является Евхаристия. Это тоже греческое слово переводится как “благодарение”.
В жизни мы часто благодарим людей — за пищу и одежду, за подарки и поздравления, за внимание и помощь в трудных обстоятельствах.
Один замечательный богослов сказал: “Благодарение — это опыт рая”, то есть тот опыт, который человек получил в непосредственном общении с Богом Творцом до своего грехопадения, до изгнания из рая.
Подобно тому как в жизни мы лично благодарим того, кто нам помог или нас одарил, так и благодарение возможно только в присутствии Того, Кого мы благодарим.
Молитвы благодарения и славословия постепенно подводят нас к самому главному — таинству преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Это таинство установил Сам Господь накануне Его распятия, во время Тайной Вечери (пасхальной трапезы) с учениками. Господь выбрал праздник Пасхи не случайно, ведь этот праздник посвящен освобождению избранного народа из египетского плена.
Сын Божий избирает Пасху, праздник воспоминания об освобождении от рабства, чтобы принести в жертву Себя для избавления всего человечества от власти греха, от власти смерти. Но прежде чем взойти на крест, Господь оставляет нам Себя на все времена в таинстве Евхаристии.
Вот Его слова, которые мы читаем в Евангелии и слышим на литургии: “Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и … сказал:
…примите, ешьте: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов…
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: — Пейте из нее все, сия есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов”.
И, воздевая дары (хлеб и вино) над престолом, священник возглашает:
Твоя от Твоих Тебе приносим о всех и за вся.
Бескровная жертва (хлеб и вино) с благодарением приносится за весь мир. В алтаре молится священник о том, чтобы хлеб и вино действием Духа Святого стали Телом и Кровью Христовыми. И эта молитва услышана: таинственным образом хлеб и вино становятся бессмертной пищей — Телом и Кровью Господа.
Как словосочетание “небо и земля” в Библии означают вселенную, так и слова “плоть и кровь” означают всю полноту Божества Господа Иисуса Христа. Причащаясь святых Христовых Тайн, мы принимаем в себя Самого Христа — Его любовь и мудрость, Его чистоту и верность, Его беспредельное доверие Отцу и бессмертие и многие другие Божественные достоинства, которые постепенно изменяют нас самих.
“Сие творите в Мое воспоминание”, — заповедал Господь ученикам и всем нам.
За этими словами тоже скрыта тайна. Совершая Евхаристию, мы таинственным образом участвуем в той самой Тайной Вечере, на которой присутствует Господь со Своими учениками.
Таинство Священства
Как человек становится священником? Для получения обычной земной профессии достаточно учиться в соответствующем учебном заведении, сдать экзамены и получить свидетельство о приобретении профессии. А чтобы стать священником, еще необходимо свидетельство от Самого Господа в Его Церкви. Такое невидимое свидетельство и получает будущий священник в таинстве Священства. В этом таинстве ему дается благодать Святого Духа, сила свыше, для будущего служения.
Это было еще в незапамятные времена. Когда пророк Моисей состарился, сказал ему Господь: “Возьми себе Иисуса, сына Навина, и возложи на него руку твою, и поставь его перед священником и перед всем обществом, и дай ему наставление, чтобы слушалось его все общество сынов Израилевых” ( Числа. 27,18–20 ). Так и стало проводиться избрание Божиего служителя (вождя, царя, священнослужителя или позднее апостолов) через возложение рук, как повелел Сам Господь. Отсюда и название таинства — Рукоположение.
Это таинство происходит в собрании христиан. Епископ (высший чин священнослужителя) возлагает на будущего священника свои руки и омофор (Омофор — знак епископского сана в виде широкой полосы ткани на плечах), что означает возложение рук Христа. При незримом присутствии Господа епископ молится об избрании данного человека священником, помощником епископа.
Отныне, став священником, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы. Он проповедует Евангелие и совершает таинства Крещения и Миропомазания, от имени Господа прощает грехи раскаявшимся грешникам, совершает Евхаристию и причащает, а также совершает таинства Брака и Соборования. Ведь именно через таинства Господь продолжает Свое служение в нашем мире — ведет нас к вечной жизни в Царстве Божием.
Первые епископы были рукоположены апостолами, которых избрал Господь во время Своей земной жизни. Епископы стали рукополагать своих помощников, священников и диаконов, в тех приходах, где они не могли служить сами. Таким образом, в Православной Церкви таинство Священства через епископов идет от Самого Господа Иисуса до наших дней.
Существует три степени священства: дьякон (первая младшая степень), священник (вторая, или средняя степень ) и епископ (третья, высшая степень). Самая высокая степень — епископы. Именно они являются преемниками апостолов. Епископы управляют церквями в назначенной им области и могут совершать все таинства.
Вторая степень — священник, который стоит во главе прихода определенного храма. (Если храм большой, то священников обычно несколько.) Он может совершать все таинства, кроме Рукоположения (таинства Священства ). Наконец дьякон — начальная ступень к священству. Дьякон не может совершать таинств, но он помогает священнику при их совершении.
Священника в церкви легко узнать по особой одежде (облачению). Главное в облачении священника — епитрахиль (полоса ткани, обнимающая шею и скрепленная спереди) и наперстный крест, который носится на груди поверх одежды.
Кроме совершения таинств, священники молятся о здравии живущих людей и об упокоении умерших, провожают в последний путь только что умершего человека. Для этого совершается особая служба — отпевание. Часто через священника Господь подсказывает нам правильное решение в трудной ситуации.
Как в обычной семье главой является отец, кормилец семьи, так и в церковной семье (она называется приходом) главным является священник. Через него Господь дает нам духовную пищу: причастие, проповедь, отпущение грехов, совет, и потому его принято называть отцом, прибавляя при этом имя священника: отец Сергий, отец Николай и т.д.
Если мы год за годом регулярно исповедуемся у одного и того же священника, он становится для нас духовником (духовным отцом), а мы — его духовными чадами (духовными детьми). Зная особенности нашего характера, наши поступки и обстоятельства жизни, духовник не только во время подаст нужный совет, но и благословит на то или иное дело, на путешествие или перемены в жизни, призвав нам в помощь благодать Святого Духа.
Но над всеми нами — Отец Небесный, как сказал Христос: “Один у вас Отец, Который на небесах”( Мф. 23,9 ) — Бог.
Таинство Брака
Кто из нас не читал заключительных строк из сказки Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях:
…Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей.
Или, тоже у Пушкина:
Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался.
Да и вообще, почти все сказки о принцах и принцессах заканчиваются счастливым концом — свадьбой, венчанием полюбивших друг друга героев, будь то Золушка и принц, Спящая Красавица и ее принц, Василиса Прекрасная и Иван-царевич… всех и не перечесть. Что же это за таинство, с которым связано счастье, радость семейной жизни и которое называется “венчание”?
Слово венчание значит коронование, от слов венец, корона, то есть некий царственный знак, ведь короновали всегда на царство.
Это потому, что во время венчания на жениха и невесту священник возлагает венцы — знаки царственного благословения свыше. Кто же этот Царь? Конечно, наш Господь Иисус Христос. Это Он входит в жизнь двух сердец, полюбивших друг друга, чтобы помочь им создать семью и вместе преодолевать все испытания. Заметим, что каждое таинство — это обновление человека, как бы новое его рождение. И в таинстве Брака человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.
Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове “обручение” легко различить корни слов “обруч”, то есть кольцо, и “рука”). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, — знак бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной.
Затем священник, соединив руки жениха и невесты, ставит их перед аналоем с Крестом и Евангелием, что означает — перед Ликом Господа, в Его присутствии. При этом жених и невеста стоят на новом белом полотенце. Это символ начала нового совместного жизненного пути, но уже не порознь, а вместе.
Одна за другой следуют молитвы с прошениями о Божием благословении венчающихся. В них вспоминаются союзы Адама и Евы, праотцев Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, родителей Девы Марии — Иоакима и Анны, родителей Иоанна Крестителя — Захарии и Елисаветы как примеры для новобрачных.
От лица Церкви священник просит у Бога для нового союза крепости, мудрости и мужества в испытаниях, взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и послушных Божией воле детей.
“Венчай” — значит: “соедини их в плоть едину”, то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.
Отрывок евангельский рассказывает о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для жениха и невесты, ставших уже мужем и женой, здесь немалый смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (подобные пресной воде) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину).
И все присутствующие вместе со священником желают новобрачным долгих и радостных лет совместной жизни.
Таинство Соборования
Поговорим теперь о таинстве, может быть, самом загадочном и не всем понятном, — таинстве Соборования, или Елеосвящения.
Еще таинство? — спросите вы. — Разве мало тех таинств, о которых уже сказано?
Это немало. Но вспомним еще, как много внимания в Своей земной жизни Господь уделял больным людям. Кто только не получал от Него исцеления! И слепые, и глухие, и хромые, и бесноватые, и парализованные, и умирающие. Часто Господь говорил исцеленным: “Иди и впредь не греши” ( Ин.8, 11; 5, 14 ). К сожалению, нередко болезни являются следствием греха — отступления от Бога и Его заповедей.
И в наше время не меньше, если не больше, страдающих как от телесных, так и от душевных заболеваний. Все чаще слышится вечный вопрос: кто виноват в этих болезнях’.’ Почему болеют дети или верующие и очень добрые люди? Почему далеко не всегда помогают врачи и лекарства?
В большинстве случаев виной тому грех наш, или наших предков. Это грех забвения Бога и Его заповедей. Когда нарушается связь с Богом, источником жизни, дух человека неизбежно заболевает, а где больной дух, там больное тело.
Но не все потеряно. Мы можем вернуться к Богу, раскаяться в грехах и получить прощение. Апостол Иаков пишет: “если кто болен, пусть призовет пресвитеров (священников) Церкви, и пусть (они) помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” ( Иак. 5:14–15 ).Ведь наша связь с Богом может быть нарушена и через забытые грехи, и через вольное или невольное участие в неправедных словах и поступках других людей.
Вот и дает нам Церковь таинство Соборования — таинство исцеления и очищения от последствий греха. Совершается оно соборно, то есть при участии нескольких священнослужителей. Это в храме. А дома, бывало, вместе с тяжело больными соборовались и домочадцы. Впрочем, для совершения таинства достаточно одного священника и одного мирянина.
К соборованию могут прибегать тяжело больные и не очень, старые и молодые, а иногда и дети с семи лет: ведь безгрешен один Господь.
Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с маслом (елеем) на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания — по числу читаемых отрывков из Священого Писания.
Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос — свет в нашей жизни.
Возгласом “Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков” начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и “перевязал ему раны, возливая масло и вино” ( Лк. 10:34 ).
Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить.
При каждом помазании читается молитва: “Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего”… Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.
Так было и в евангельские времена. Евангелист Марк рассказывает, как двенадцать учеников Иисуса, посланные им на проповедь, “пошли, и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли” ( Мк. 6,12–13 ). Такова сила Божия, сила имени Иисусова.
Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними, говоря: “Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение…”
Через прощение грехов, в том числе давно забытых, приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.