что считается главным сокровищем кельнского собора
Сделка с дьяволом, или вавилонская башня на немецкий лад
Кельнский собор святого Петра и Богоматери — один из красивейших христианских храмов, строительство которого, как бы ни странно это звучало, прочно связывается с именем… Дьявола. Многие годы процесс строительства этого грандиозного сооружения был окутан всевозможными легендами, и все они связаны с лукавым. И тот факт, что строительство идёт без малого уже 800 лет и никак не закончится — лишь подтверждает то, что дело тут нечисто.
Начиналось всё традиционно, в духе того времени. История кёльнского епископства восходит к четвёртому веку. К 313-му году относится упоминание о первом известном епископе по имени Матерне. Раскопки, проводившиеся в районе собора и под собором после Второй мировой войны, позволили получить и проанализировать данные об истории многочисленных сооружений, предшествовавших готическому собору, а также об их переделках и изменениях.
Непосредственным предшественником готического собора была церковная постройка, с двумя хорами около 95 м длиной, освящение который состоялась в 870 году. Внешний облик её запечатлен на миниатюре рукописи «Кодекс Хиллина», датируемой 1020-м годом и хранящиеся в соборной библиотеке.
Во время Второго итальянского похода императором Фридрихом Барбароссой в одном из миланских монастырей были захвачены мощи трех волхвов — Каспара, Мельхиора и Бальтазара. Это и есть те три волхва, которых привела в Вифлеем вспыхнувшая в момент рождения младенца Иисуса звезда. Архиепископ Райнальд Дассельский в 1164-м году переместил в эту церковь привезенные из Милана мощи трёх царей-волхвов. Возможно, что уже при его преемнике Филипе Хайнсбергском началась работа над созданием драгоценного реликвария для мощей, ведущая роль в которой принадлежала золотых дел мастеру Николаю Верденскому. Но окончательно это великолепное произведение было завершено лишь в 1225-м году.
Вернёмся же к легендам, которыми окутан собор.
Святыни и мощи собора привлекали паломников со всей Европы. По количеству паломников, постоянно стекавшихся сюда, Кёльн был одним из важнейших паломнических городов средних веков. В связи с этим в 1248-м году Соборный капитул с архиепископом Конрадом Хохштаденским во главе решил возвести новое церковное здание, соответствующие достоинству и значимости этого святого места. При этом они ориентировались не на архитектуру романского стиля в Германии, а на передовое «современное» в то время готическое зодчество французских соборов. Размах строительства призван был затмить все церковные постройки своего времени.
Главным архитектором был назначен некий Герхард, который, и стал главной жертвой козней дьявола. Есть две основные легенды, причём интересно, что в них абсолютно противоположна роль женщины)))
Первая легенда гласит о том, что когда башни нового собора поднялись вверх и уже приобрели ясные очертания, к Герхарду явился Сатана и пригрозил, что помешает завершить строительство храма, если архитектор не согласится на пари. Пари состояло в том, что сатана брался соорудить канал и подвести воду под фундамент собора. А доказательством должна была послужить уточка, что приплывёт по этому каналу к храму. Уверенный, что секрет проведения канала знал лишь он один, Герхард согласился на пари и отдал в заклад свою душу. Вообще странное решение на мой взгляд)))
Дальше Дьявол воспользовался болтливостью жены архитектора, которой тот опрометчиво поведал про планы строительства канала. В результате дьявол все-таки построил канал и пустил туда уточку. Когда Герхард увидел приплывшую уточку, то бросился с лесов вниз, а сатана, обернувшись собакой, кинулся за ним вслед.
По другой легенде, жена Герхарда, наоборот, спасает мужа. По этой версии, архитектор никак не мог придумать чертёж будущего храма, и в период его творческих терзаний к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертёж. Архитектор согласился. Неравноценный обмен должен был состояться после первых петухов. Но жена Герхарда, подслушав разговор, решила спасти душу мужа и заполучить чертёж. Она встала на рассвете и прокукарекала вместо петуха. Дьявол отдал чертёж, но позже выяснилось, что его обманули. Тогда он проклял и собор, и город: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе». Что же касается города, то Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться собор, а когда последний его камень ляжет на своё законное место, мир постигнет апокалипсис.
Есть ли доля правды в этих легендах или же это вымысел — нам не узнать, но… некоторые факты вызывают тревогу. Первое, архитектор Герхард действительно погиб на строительстве собора при весьма загадочных обстоятельствах. А второе — неподалёку от Кёльна пролегает старинный подземный канал-водопровод…
Что же было дальше, после смерти архитектора?
Итак, благодаря Герхарду к 1265-му году были возведены и капеллы и обход хора. Примерно в это же время возникло первое убранство хора, частично дошедшее до нас. К 1300-му году был закончен и пресвитерий, освящённый лишь в 1322-м году. На момент освящения убранство собора считалось самым красивым и богатым во всём христианском мире, хотя к тому моменту строительство было не закончено.
После этого темп строительства существенно замедляется. Строительство Южной башни началось лишь в 1360-м году и за все время средневековья она была доведена только до второго яруса. В 1388-м году, в год основания кельнского университета начали использовать южные нефы, а северные лишь к концу 15го века, а затем потихоньку все работы прекратились. Или это то самое проклятие, или, может быть, деньги кончились, или многочисленные эпидемии в это время затормозили строительство — причина неизвестна. Ещё как версия — изменение мировоззрения общества того времени. Готика стала слишком мрачной для эпохи Возрождения, возникли новые ценности, новые идеалы.
Тем не менее, собор вызывал восхищение и трепет всех, кто его видел, хотя оставался в недостроенном виде вплоть до XIX века, когда на волне нового повального увлечения готикой было решено довести его «до ума».
В 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отдал распоряжение завершить строительство Кёльнского собора по первоначальным чертежам и заложил камень для продолжения строительства. Тут дело вроде бы пошло, и к 1880 году собор даже считался условно достроенным, и в присутствии кайзера Вильгельма I был установлен последний камень в крестоцвет южной башни. Устроили празднования, но не слишком пышные, ведь нужно было ещё класть пол, заниматься внутренней отделкой. И тут внезапно в 1906 году одна из 24 декоративных башен рухнула, а затем обломились и другие башни. В некоторых местах были обнаружены повреждения каменной кладки. Видимо тоже происки сатаны…
В период Второй мировой войны Кёльн был практически снесён с лица земли. А вот собор уцелел, хоть ему и досталось. Но тут как раз ничего мистического, просто летчикам шпили собора были хорошим ориентиром.
Сразу после войны, уже в 1945 году начали реставрацию…. и так и не закончили, и сегодня местами идёт реконструкция.
А что же внутри? Кёльнский собор — это не просто божий дом, но и сокровищница, где хранятся удивительные реликвии, привлекающие паломников со всего мира.
Другим бесценным сокровищем можно назвать ту самую раку Трёх Святых Королей, или Трёх Волхвов. Этот саркофаг из серебра и золота изготавливали более 10 лет. Только жемчуга и драгоценных камней на нее пошло больше тысячи. На стенках раки изображены евангельские сцены. И, конечно, центральная из них — поклонение волхвов новорожденному Христу и Марии.
Вместе с мощами трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана деревянное изображение Мадонны. Скульптура эта считалась чудотворной, но в 13 веке во время пожара в соборе она сгорела. Около 1290 года было создано новое изображение, которое получило название «Миланская мадонна» и всю славу утерянного образа. Именно эту, а не оригинальную скульптуру, можно видеть сегодня в соборе.
К числу других сокровищ Кёльнского собора относят великолепные витражи, часть из которых — «окна королей», «библейские окна» и «окна трёх Святых волхвов» — сохранились с 1280 года. Не менее древними считаются и другие окна собора — царские витражи в верхнем ярусе хоров, датируемые 1310 годом.
Кёльнский собор (Германия) — это надо знать
Кёльнский собор (Германия) официально называется — Собор Святых Петра и Марии. Это самая большая готическая церковь в Северной Европе.
Почему римско-католический собор в Кёльне, наряду с Шартрским и Нотр — Дам во Франции, считается величайшим выражением немецкой готической архитектуры?
Что делает его одним из самых известных средневековых памятников христианского искусства во всей Западной Европе?
Зачем туда ежедневно приходят 20000-30000 посетителей?
Об этом и многом другом читайте ниже.
Кёльнский собор в Германии. Автор: Roland Unger, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Сколько лет строили Кёльнский собор в Германии?
В 2048 году собору исполнится 800 лет. Из них на строительство ушло 632 года по официальным данным. Но стройка не окончена: работы продолжаются и сегодня. Каждый день приходится проводить работы, восстанавливающие разрушенный стихией, выхлопными газами, кислотными дождями строительный камень.
Для сравнения собор св. Петра в Ватикане строился 120 лет, а срок по возведению Саграда Фамилии (проект Гауди) в Барселоне предполагается 144 года.
Почему здание не самое высокое, хотя его строили именно таким?
Когда он был закончен в 1880 году, то здание высотой 157 м считалось самым высоким сооружением. Но в 1884 году, был закончен Монумент Вашингтону 169 метров в высоту. Через 3 года, в 1887 в Париже была возведена Эйфелева башня высотой 300 м. В 20 веке, в 1981 году, телевизионная башня Кёльна (266 м) отодвинула собор на 4 место в мире по высоте.
В 1890 г. завершили Ульмский собор в Мюнстере с башнями 162 м. И ожидается, что в 2026 году будет закончен храм Святого Семейства в Барселоне. И титул самой высокой церкви перейдёт к нему, т.к. его высота — 172 метра.
Вид Кёльнского собора сверху. Автор: Liane Metzler — https://unsplash.com/photos/cmWsPvwIvOk, CC0, Ссылка.
Что было на месте собора в Кёльне раньше?
Сегодняшний собор построен на месте римской церкви 4-го века, которую затем заменила другая церковь в Каролингском стиле (6 век). Это был квадратный собор, построенный Матернусом, первым христианским епископом Кельна. За ним последовал ещё один, называемый ныне Старый собор, выстроенный в 818 году н. э.. Оттоновскую базилику уничтожили пожаром в 1248 году, когда уже велись строительные работы в рамках подготовки к новому собору. Остатки этих церквей можно осмотреть на месте раскопок в нижнем ярусе сегодняшнего собора.
А нужен ли был новый собор на самом деле?
Когда архиепископ Райнальд фон Дассель привез «мощи трех королей» (в Русской православной церкви это 3 Волхва, посетившие Иисуса сразу после рождения) в Кельн, был 1164 год. Мощи имели большое религиозное значение и привлекали верующих со всего христианского мира. Каждый немецкий монарх после коронации совершал паломничество, чтобы преподнести останкам подарки.
В результате церковные власти определили, что для реликвии необходим подходящий Дом. Отсюда и решение почти 90 лет спустя — построить новый собор в модном тогда готическом стиле по образу французского собора Амьена.
Всё-таки, сколько же лет собору в Кёльне?
Строительство Кельнского собора началось в 1248 году. Сохранились имена первых строителей: мастер Жерар из Амьена (1257 год), его сын Арнольд (1308 год) и мастер Иоганн (1322 год). Хоры были освящены в 1322 году, и строительство продолжалось. Годом остановки проекта в одних источниках называют 1560 год, в других — 1520 г., в третьих — 1473 год. Веками храм оставался недостроенным. Большой деревянный кран около 56 метров в высоту так и стоял на верху южной башни.
Открытка с репродукцией картины Яна ван дер Гейдена «Улица в Кельне».
В Эрмитаже есть картина голландского живописца Яна ван дер Гейдена (1637-1712) «Улица в Кёльне», на которой изображён Кёльнский собор в начале 18 века. Видны недостроенная башня с краном.
В 1790-х годах войска французской революции заняли Кельн и использовали собор как конюшню и сеновал. Реставрационные работы начались в 1820-х годах под влиянием Сульпиза Буассере, немецкого сторонника движения “За возрождение готики”. В 1842 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV был заложен новый краеугольный камень.
Архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Ричард Фойгтель следовали оригинальным средневековым планам и чертежам. Во время работ по завершению собора использовались новые технологии, такие как железные балки крыши.
Это обстоятельство породило домыслы, что возраст Кёльнского собора намного меньше, чем заявлено. И аргументом приводятся фотографии строительства конца 19 века: мол вся готика не может быть создана без достижений технического прогресса. Это якобы противоречит здравому смыслу. А как Вы считаете?
Фото 19 века. Собор в Кёльне, Германия
11 колоколов были установлены в 1870-х годах. Самый старый колокол был отлит в 1418 году и переделан в 1880 году. Два других, в том числе один весом 10,5 тонн, были установлены в 1448 году и остаются на месте и сегодня.
Завершение строительства было отмечено как национальное событие в августе 1880 года, через 632 года после его начала. Финансирование проводилось за счёт пожертвований и прусского государства.
Во время Второй Мировой Войны в 1944 году центр Кельна был разрушен бомбёжками. Чудесным образом собор оказался единственным сохранившимся зданием. Некоторые говорили, что это было божественное вмешательство: Кёльнский собор был ориентиром для пилотов.
Однако, он тоже сильно пострадал, 14 раз поражённый авиабомбами. Однако, остался стоять, несмотря на серьезные повреждения. Сохранились также средневековые окна, которые были заранее удалены из здания.
Основание северо-западной башни подверглось аварийному ремонту в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из разрушенного здания неподалеку. Эта аварийная кирпичная кладка оставалась видимой до 2005 года как напоминание о войне.
К 1948 году хоры были восстановлены и начались регулярные службы. Остальная часть интерьера восстанавливалась ещё 8 лет до 1956 года. С тех пор собор почти постоянно ремонтируется. Песчаник из которого построен собор постепенно заменяется на более стойкий синтетический материал, по внешнему виду не отличающийся от натурального.
Что отличает архитектуру собора в Кёльне от других немецких готических зданий?
Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле. Строительство началось в 1248 году по заказу Конрада фон Хохстадена (1200-61), архиепископа Кельнского с 1238 по 1261 год.
Кёльнский собор. Западный фасад. Автор: http://susi.e-technik.uni-ulm.de:8080/Meyers2/index/index.html, Общественное достояние, Ссылка
Архитектурный стиль лучистой готики пришёл из Франции и был быстро принят в ведущих торговых городах. Кельн, как и его современный Страсбург, стал одним из главных центров развития направления. В отличие от большинства аналогичных немецких зданий, в Кёльнском соборе трудно распознать какие-либо влияния германской традиции.
План собора выполнен в форме латинского креста и имеет два прохода с обеих сторон (особенность, взятая из Парижа или Буржа), которые поддерживают один из самых высоких готических сводов, когда-либо построенных. Примерно такой высоты был свод в соборе Бове, рухнувший в 1284 году.
Общий дизайн здания повторяет дизайн собора Амьена, но не без изменений. В настоящее время собор является самой высокой двухскатной церковью в мире и самой большой готической церковью в Северной Европе. Северная башня высотой 157,38 м на 7 см выше Южной. Собор имеет длину 144,6 м и ширину — 86,25 м.
Площадь поверхности окон превышает площадь собора — 10 000 квадратных метров, что примерно в три раза больше, чем у Шартра. Экстерьер славится экстравагантным использованием ажурных летающих контрфорсов, каменной скульптуры, шпилей и высоких портиков. Восхищают изящные аркбутаны, пилястры, галереи, сквозные решетки и пластичные скульптуры.
Хоры имеют наибольшее отношение высоты к ширине любой средневековой церкви — 3,6 : 1. Для них характерны высокие аркады во французском стиле и узкая галерея трифорий, освещенная окнами.
Легенда о настоящем архитекторе Кёльнского собора
Существует легенда, по которой автором проекта Кёльнского кафедрального собора был сам дьявол. Он заключил сделку с архитектором в обмен на душу: когда пропоют первые петухи, дьявол передаёт чертежи и забирает то, что ему причитается. Но жена архитектора, узнав об этом, решила вмешаться и рано утром прокукарекала вместо петуха. Обманутый дьявол выполнил своё условие, но позже наложил проклятие, что как только закончится строительство собора, настанет конец света. Поэтому строительство никогда не заканчивается.
Кёльнский собор. Автор: http://susi.e-technik.uni-ulm.de:8080/Meyers2/index/index.html, Общественное достояние, Ссылка
Что за сокровища хранит Кёльнский собор?
Главным сокровищем собора является алтарь, установленный в 1322 г. Выполнен из цельного куска черного мрамора длиной 4,6 метра. Его передняя и боковая поверхности облицованы белыми мраморными нишами, украшенными рельефной скульптурой, иллюстрирующей популярный готический мотив коронации Богородицы.
Реликварий трёх волхвов. Справа видна часть алтаря. Автор: Arminia, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Наиболее значительным произведением искусства в Кельне является Рака трех волхвов (Трёх королей). Она находится рядом с главным алтарем в виде массивного золотого ларя. Предположительно, там находятся мощи мудрецов, посетивших Иисуса при рождении. Шедевр средневекового золотых дел мастера Николая Верденского был начат в 1182 году, завершен примерно в 1220 году, 38 лет спустя. Интересные факты об этой реликвии можно узнать на Дзен канале Архитектура: читайте Три короля: сознательный обман 13 века.
Алтарь в часовне Богоматери (на южной стене хора) представляет собой триптих под названием «Поклонение волхвов» (ок. 1445), восхитивший в своё время Гёте. Выдающийся художник Кельнской школы Стефан Лохнер сделал его очень символичным оберегом для города, хранящим целительные секреты.
Самые старые витражи собора были изготовлены в 13 веке. Современным по стилю является огромное витражное окно Кельнского художника-постмодерниста Герхарда Рихтера. Выполнено в 2007 году для замены мозаики 19-го века, разрушенной во время Второй мировой войны. Состоящая из 11 500 кусочков цветного стекла одинакового размера, расположенных наугад компьютером, она вызвала протест архиепископа собора кардинала Иоахима Мейснера (р. 1933). По его мнению должно быть более подходящее образное изображение католических мучеников 20-го века.
Рядом с ризницей находится крест Геро (965-70) — большая деревянная резьба распятого Христа, первоначально позолоченная и расписанная. Созданное около 960 года для архиепископа Геро (900-976), архиепископа Кельнского (969-976), это изысканное произведение библейского искусства считается самым ранним известным крупномасштабным распятием к северу от Альп.
В причастной часовне находится деревянная Мадонна Майландер (1290 г.) — образец готической скульптуры с изображением Девы Марии и Младенца Иисуса. Это редкое изображение улыбающейся мадонны, а не скорбящей.
Как добраться до Кельнского собора
Если вы выбрали метро или поезд, сойдите на остановке «Dom/Hauptbahnhof». Кельнский собор возвышается над центральным железнодорожным вокзалом Кельна. Вы не сможете пропустить его поскольку он стоит прямо по соседству. Точный адрес: Domkloster4, 50667 Köln. Официальный сайт Кёльнского собора https://www.koelner-dom.de.
Советы для посещения собора
Расположенный недалеко от реки Рейн, Кёльнский собор в Германии славится своими архитектурными статуями, крутыми фронтонами, ажурными узорами объединяющими ряды шпилей. Не удивительно, что Ф.М. Достоевский рыдал на ступенях собора от восхищения.
«В волнах прекрасного Рейна, как в зеркале, видит взор венец чудесный Кёльна — великий дивный собор!» Генрих Гейне
Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны 6 самых ярких примеров этого стиля в Европе.
Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Читайте больше интересного на Дзен Канале Архитектура.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Кельнский собор. Часть 2. Мощи трёх волхвов — главная реликвия собора
Самой известной святыней Кёльнского собора и главным духовным сокровищем Кёльна являются мощи трёх волхвов.
Первоисточником, поведавшим миру о волхвах, пришедших к младенцу Христу были 12 стихов Главы 2 Евангелия от Матфея. Согласно им пришли волхвы с востока в Иерусалим к царю Ироду, думая что «родившийся Царь Иудейский» находится там. Не найдя его они продолжили путь за вифлеемской звездой, которая привела их к Христу: «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»
В тексте Евангелия нет указаний на то, сколько было волхвов, как их звали и из какого точно места они пришли.
Когда единая христианская церковь стала делиться на конфессии, то кто-то не стал толковать по другому текст Библии насчёт волхвов, а кто-то продолжил изыскания.
Католическая церковь более других продвинулась в этом направлении.
Исходя из количества даров и из стихов Псалтыря стали постепенно считать, что волхвов было трое. Первым об этом объявил христианский писатель и богослов Ориген (Origenes, 185- 254).
Наиболее радикальный шаг предпринял бенедиктинский монах Беда Досточтимый (Beda Venerabilis, ок. 672 или 673 — 735), бывший средневековым писателем, специализировавшимся на толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета. Он придумал имена волхвов, дав им родину и описание. Бальтазар — мавр из Африки, юноша, Мельхиор — белый человек из Европы, мужчина в полном расцвете сил, Каспар — человек с Востока из Азии, старик.
Менялись постепенно традиции изображения волхвов-королей в изобразительном искусстве. Сначала волхвы изображались одетыми в персидские одежды. Легенда гласит, что благодаря изображениям волхвов в базилике Рождества Христова в Вифлееме
— она была пощажена в 614 году, когда шахиншах Персии Хосров II Парвиз (570 — 628) после захвата Иерусалима огнём и мечом прошелся по христианским церквям.
В X веке их уже изображают с коронами на голове и в одеждах, соответствующих облику, придуманному Бедой.
Милан в середине XII века был главным оплотом всех противников Священной Римской империи в Ломбардии. Император Фридрих I Гогенштауфен (Friedrich I Rotbart, 1122–1190) по прозвищу Барбаросса хотел покончить со свободолюбием Милана. Для этого ему пришлось брать город дважды. Первый раз в сентябре 1158 года, второй раз в марте 1162 года. Во время первой осады города в 1158 году мощи прячут в колокольне церкви San Giorgio al Palazzo. После разрушения Милана императором в марте 1162 году мощи были дарованы Барбароссой его верному соратнику, архиепископу Кёльна и архиканцлеру Италии, Райнальду фон Дасселю (Rainald von Dassel; около 1120 — 14 августа 1167).
23 июля 1164 года мощии были доставлены в Кёльн. Трудный путь был проделан сначала на повозках, затем на корабле по Рейну. На месте городских ворот, через которые были ввезены в Кёльн мощи, впоследствии была построена Арка трёх королей (Dreikönigenpförtchen).
Если в миланской церкви мощи хранились в мраморном саркофаге, созданный еще в третьем веке, то в Кёльне решили создать золотой ларец для хранения мощей. Для его создания был приглашен знаменитый мастер Николаус Вердунский (Nikolaus von Verdun (1130- 1205), создавший золотой ларец для хранения мощей в период с 1181 по 1200 год.