что стало с отцом сергием настоятелем женского монастыря

Как живет Среднеуральский женский монастырь без своего отца — бывшего схиигумена Сергия

Почти два месяца бывший схиигумен Сергий (Николай Романов), которого в прошлом году патриарх Кирилл лишил сана и отлучил от церкви, находится под арестом в Москве. 29 декабря его задержали во время штурма Среднеуральского женского монастыря и арестовали, предъявив обвинение по нескольким уголовным статьям: часть 1 статьи 110 («Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства»), 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и 330 УК РФ («Самоуправство»).

Все это время жизнь в Среднеуральском женском монастыре не останавливается: по благословению бывшего отца Сергия около 500 человек, проживающих в обители, молятся о своем батюшке и не допускают мысли, что он может не вернуться к ним в ближайшие несколько лет.

Корреспондент Znak.com Инна Малышева посетила монастырь и посмотрела, как устроен быт сторонников Сергия, оставшихся без своего духовного отца, но получивших частые допросы монахинь у следователей, постоянную шумиху в СМИ и нескончаемые суды с Екатеринбургской епархией.

Борьба с епархией за землю

У монастыря нас встретили адвокаты экс-схиигумена Сергия, которые сейчас защищают его интересы в судах Москвы, — Светлана Герасимова и Павел Бабиков. Они сразу предупредили, что жильцы монастыря неохотно идут на контакт с представителями СМИ: их отношение изменили события, связанные сначала со штурмом монастыря 29 декабря, а потом с периодическими приездами следователей, судебных приставов и аудиторов. Все это сопровождалось работой у монастыря большого числа журналистов, поэтому сейчас к журналистам монахини, послушницы и охранники относятся, мягко говоря, настороженно.

Экскурсию Znak.com проводила сестра Вера — монахиня, которая живет в Среднеуральском монастыре с 22 лет, примерно с 2004 или 2005 года.

Одна из немногих «мирских» вещей, которая сейчас волнует жителей обители, — суды с Екатеринбургской епархией. На прошлой неделе епархия во второй раз выиграла суд над «сергиевцами», доказав свое право на храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», который входит в состав Среднеуральского монастыря. Во время рассмотрения дела защита Сергия требовала привлечь нескольких монахинь к процессу в качестве третьих лиц, так как они, по утверждению адвокатов, проживают на двух первых этажах храма. Это позволило бы учитывать права монахинь во время имущественного спора. Но суд отказал им в этом требовании.

Теперь адвокаты и монахини пытаются убедить нас, что суд был не прав, и в формально нежилом здании храма действительно живут несколько десятков человек. Из-за того, что суд отказался признать эти помещения жилыми, епархия может выселить из келий сестер, живущих в храме уже больше 15 лет.

Первым местом, куда повели журналистов Znak.com, и стал храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Сестра Вера объяснила, что на первом и втором этажах здания располагаются кельи, где живут около 20 человек (точное количество жильцов она не назвала), на третьем этаже находится сам храм.

Юрист Павел Бабиков сказал, что приглашались свои эксперты, которые официально подтверждали, что в храме есть жилые помещения, но суд не принял результаты этих экспертиз во внимание. Это здание храма было построено раньше других — в 2004 году, но, по словам Бабикова, документы и проект здания не сохранились.

Адвокат уверен, что епархия будет судиться с ними и дальше, а разбирательства по храму Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» — это только начало.

«Все у нас очень дешево»

Наконец, экскурсия дошла до самого храма, находящегося на третьем этаже здания. Справа от входа находится церковная лавка: там можно купить свечки и иконы. На двери лавки весь прейскурант на требы, которые совершают в храме:

— Молебен о здравии до десяти имен — 5 руб.

— Проскомидия о здравии или об упокоении

Полгода за одно имя — 200 руб.

Год за одно имя — 400 руб.

— Неусыпаемая псалтирь о здравии / об упокоении:

40 дней за одно имя — 40 руб.

— Неусыпаемые акафисты о здравии

40 дней за одно имя — 40 руб.

На 10 лет за одно имя — 2500 руб.

— Панихида за одно имя — 30 руб.

— Лития об упокоении до десяти имен — 30 руб.

— Заочное отпевание только по благословению о. Сергия за одно имя — 200 руб.

«Цены как будто десятилетней давности. Сейчас ни в одной церкви такие цены не увидите. Все у нас очень дешево», — пояснила сестра Вера, заметив, что я изучаю прейскурант.

Она добавила, что паломники могут взять свечки бесплатно, если у них нет денег.

«Батюшка говорит, люди сюда не деньги тратить едут, а молиться. Поэтому и цены у нас такие, и бесплатно можем свечки дать», — говорит монахиня.

Ниже листочка с ценами на «услуги» — объявление:

«Уважаемые паломники! Восковые свечи отпускаются в количестве не более 5–7 шт. на руки. Простите».

Паломников и гостей в Среднеуральском монастыре бывает много, особенно по выходным и во время церковных праздников. Есть прихожане, которые приезжают в обитель на несколько дней, — «трудиться». Как рассказывает сестра Вера, они живут прямо в монастыре, помогают по хозяйству, молятся вместе со всеми.

«Сами берите и воспитывайте [сирот], а не говорите гадости»

Когда разговор зашел о судах, связанных с якобы незаконной преподавательской деятельностью в монастыре, сестра Вера сказала, что на самом деле они начались давно, тянутся уже много лет. По ее словам, сейчас под сторонников Сергия «пытаются копать со всех сторон», поэтому следователи, органы опеки, полиция начинают поднимать старые жалобы и слухи, которые ходили о монастыре: как тут без лицензии учат детей, как их мучают и истязают. Сестра Вера утверждает, что все это, естественно, неправда, и в обители очень любят детей, принимают тех, кто остался без родителей.

«Вот было и такое: женщина родила на ступеньках магазина, а ребенок ей не нужен. Куда его? Мы взяли его себе, а потом нам говорят, что мы как-то не так воспитываем, что совсем не так. Тогда сами берите и воспитывайте, а не говорите гадости», — говорит монахиня.

По словам сестры Веры, к ним часто попадали дети не совсем здоровые: либо из-за врожденных психических или физических отклонений, либо из-за плохого обращения и содержания. Такие дети попадают в монастырь, родившись в маргинальной среде, у пьющих, нищих родителей, которые не могут и не хотят обеспечивать своих отпрысков. В итоге этих детей тоже приходилось учить, давать хоть какое-то образование.

По ее утверждению, сейчас в монастыре живет совсем немного детей: почти все — дочери и сыновья монахинь и послушниц.

«На рождество [дети] наряжали елку, они концерт готовили, выступали. Детям весело здесь. Хотя пишут, что мы тут измываемся над ними», — смеется сестра Вера, показывая на оставшийся после новогодних праздников маленький домик изо льда, стоящий посреди площади.

Что принадлежит Среднеуральскому монастырю

На территории монастыря находятся несколько крупных построек: храм в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов», два келейных корпуса, храм в честь иконы Пресвятой и Живоначальной Троицы, трапезный храм в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы, большая колокольня, трапезный храм в честь иконы Покрова Божьей Матери и храм в честь иконы Божьей Матери Благовещения. Ранее Znak.com писал, что аудиторы, проводившие по решению суда оценку имущества Среднеуральского монастыря, сообщили, что общая стоимость недвижимости — более 1 млрд рублей. Цена рассчитана без учета храмового убранства, церковной утвари и технического оснащения.

Благовещенская церковь и колокольня еще строятся: ежедневно там работают наемные работники, им помогают жильцы монастыря. Сестра Вера пояснила, что все работы ведутся на пожертвования.

«Духовник Поклонской» планирует построить на Урале самый большой в мире христианский храм

Журналистов повели к участку, где Сергий и его сторонники хотят построить огромный храм вместимостью 37 тыс. человек — собор в честь Софии Премудрости Божия. Это огромный пустырь за коровником, почти на границе с лесом. Место до сих пор остается не застроенным из-за очередного конфликта Сергия и Екатеринбургской митрополии.

В 2019 году РПЦ сама хотела воздвигнуть собор, но затем ее представители запретили постройку из-за имущественных разногласий с теперь уже бывшим схиигуменом. В частности, Сергий обвинял митрополита Кирилла в том, что перед возведением собора его вынуждают построить сначала другой монастырь.

На данный момент вопрос о строительстве поставлен на паузу, но монахини уверены, что самый большой в России собор рано или поздно появится: «на то воля Господа». Уверенность в этом почти такая же, как и в том, что в отношении отца Сергия прекратят уголовные дела.

«Мы уже перестали многим говорить, если к нам опять приезжают [следователи]»

Как рассказала Znak.com сестра Вера, следственные мероприятия и допросы уже порядком утомили насельниц монастыря. По словам монахини, в монастырь с разной периодичностью приезжают следователи и «спрашивают одно и то же», все это заставляет нервничать жительниц обители, некоторых стресс доводил до нервных срывов.

«Мы уже даже перестали многим говорить, предупреждать, если к нам опять приезжают. Чтобы не нервничали, не переживали. У некоторых уже срывы были, сил никаких нет», — добавила сестра Вера.

Она рассказала, что жители монастыря начали просить правоохранительные структуры писать им запросы, на которые монахини могли бы ответить письменно, так как каждый приезд силовиков выводит из себя особо чувствительных послушниц или обычных старушек, которые находятся здесь на доживании.

В тайных скитах экс-схиигумена Сергия прошли проверки полиции и прокуратуры

Напомним, что массовые допросы в монастыре начались в январе этого года: несколько дней подряд следователи приезжали в обитель и беседовали с монахинями и послушницами, которые проходили по уголовным делам в качестве свидетелей.

Сестра Вера пояснила, что скрывать им нечего, поэтому никто не сопротивляется, все являются на допросы, при этом снова упомянув, что от этого все устали.

Источник

Суд над Сергием Романовым. Что известно?

что стало с отцом сергием настоятелем женского монастыря

«Проповедь» и захват монастыря

В среду, 25 августа, в Измайловском суде Москвы началось рассмотрение по существу уголовного дела бывшего схиигумена Среднеуральского женского монастыря Сергия Романова. Он обвиняется в склонении к самоубийству, нарушении права на свободу совести и вероисповедания и самоуправстве (ч. 3 ст. 110.1, ч. 3 ст.148 и ч. 1 ст. 330 УК РФ).

что стало с отцом сергием настоятелем женского монастыря

До своего ареста в декабре этого года бывший схимонах успел натворить и сказать много всего такого, что привело его сначала к отлучению от Церкви, а впоследствии и на скамью подсудимых, рассказал заведующий лабораторией деструктологии Роман Силантьев.

Сергий не только ругал церковную и светскую власти за внедрение ковидных ограничений, но и разжигал рознь, настраивал людей друг против друга, призывал к насильственной смене конституционного строя — словом, вел себя как классический лидер тоталитарной секты, считает эксперт. После запрета в служении он объявил о захвате монастыря, а также записал и выложил в сеть видео, где спросил одну из послушниц, готова ли она «умереть за родину». Женщина сказала, что готова.

— А ведь ей всего двадцать лет! — с восторгом воскликнул Сергий.

С Силантьевым и в целом с обвинением не согласен адвокат обвиняемого Павел Бабиков. Он считает, что в проповеди не звучало призывов к самоубийству.

— Выражение «нужно погибнуть за Россию» относится к сути проповеди и не является призывом, а обозначает ценности. К тому же никому из потерпевших не было причинено ни физического, ни материального вреда. Поэтому мы считаем, что по всем вынесенным обвинениям нет состава преступления, и будем настаивать на том, чтобы конфликт был решен в рамках церковного права, — отметил он в беседе с «Правмиром».

По мнению адвоката, захвата монастыря также не было, как не было и призывов к свержению власти — высказывания на эту тему были истолкованы светскими людьми неверно.

— Что касается «захвата», он епархию в монастырь не пускал, а прихожане могли входить туда и выходить свободно, — сказал Бабиков.

По данным Романа Силантьева, в монастырь к Сергию приезжал глава запрещенной в РФ террористической организации «Народное ополчение имени Минина и Пожарского», отставной полковник ГРУ Владимир Квачков, отсидевший срок за попытку вооруженного мятежа. К Сергию также приходили актриса Мария Шукшина, депутат Госдумы Наталья Поклонская, комик «Уральских пельменей» Дмитрий Соколов.

Бывший милиционер

Полковник внутренней службы в отставке, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер работал в органах примерно в одно время с Сергием, тогдашним оперативником внутренней службы.

Он рассказал историю криминального прошлого схиигумена. Из материалов уголовного дела № 44374 следует, что 30 апреля 1984 года недалеко от города Пушкино, под мостом, было обнаружено придавленное облицовочными плитами мертвое тело учителя географии школы № 11 Рашита Хафизова. На теле были многочисленные раны, нанесенные монтировкой.

что стало с отцом сергием настоятелем женского монастыря

Бывший схиигумен Сергий Романов

Следствие установило, что накануне убийства Николай (Сергий) Романов вместе с друзьями находился в доме своей знакомой. Выйдя на улицу, они встретили Хафизова и решили его ограбить, а в качестве предлога предложили подвезти его до дома. По дороге они остановились и сказали Хафизову, что автомобиль сломался. А когда Хафизов вышел, чтобы помочь, ударили его камнем. Хафизов потерял сознание. Романов и его друзья подумали, что он мертвый, положили его в багажник и поехали топить тело.

Но учитель географии пришел в сознание. Романов и двое его сообщников Ефимов и Гнедько вынули Хафизова из багажника и по очереди ударили его несколько раз по голове монтировкой. Привязали к телу плиту и поднесли к краю моста.

Но когда сбрасывали Хафизова в реку, плита зацепилась за перила и оторвалась, поэтому, испугавшись, Романов, Ефимов и Гнедько спустились вниз и закидали тело облицовочными плитами из-под моста.

19 сентября Николай Романов был арестован Пушкинским ОВД Московской области по делу об убийстве. Его осудили по статьям «разбой», «умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах» и «кража, совершенная повторно или по предварительному сговору группой лиц» УК РСФСР. По совокупности преступлений бывший милиционер получил 13 лет тюрьмы.

Священник с криминальным прошлым

что стало с отцом сергием настоятелем женского монастыря

Александр Дворкин. Фото: пресс-служба Архангельской епархии

За две тысячи лет в истории православия было много еретических движений и сомнительных духовных лидеров, но рукоположение в сан священника человека, судимого за убийство, случилось, пожалуй, впервые, говорит профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин. Он считает это грубейшим нарушением устоявшихся веками церковных канонов и личной ошибкой митрополита Среднеазиатского Викентия (Мораря), на тот момент — архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского.

— Возможно, деятельный Романов показался ему полезным человеком, у которого есть энергия и организаторские способности. Ведь именно он взялся строить монастырь и весьма в этом преуспел. Но нарушение канонов приносит большой вред. И в случае с Романовым это не осталось безнаказанным, — говорит Александр Дворкин.

Свои преступления перед рукоположением Сергий скрыл, его криминальным прошлым никто особо не поинтересовался, считает Роман Силантьев.

Но кроме судимости, бывший схиигумен был трижды женат, что тоже является нарушением канонов, добавил Александр Дворкин.

— Человек, совершивший тяжкие преступления и желающий в них покаяться, может стать монахом, такая практика в Церкви есть (достаточно вспомнить фильм Павла Лунгина «Остров»). Но с таким набором преступлений его никогда не ставят на руководящие должности. Для Николая Романова его монашество стало способом самоутверждения и построения вертикали власти.

Несчастные послушницы, которых он постригал в монашество, исповедовались перед его портретом. Это называется мистическая манипуляция — он их убедил, что может общаться с ними даже через фото.

Также он использовал обман при вербовке — заранее узнавал подробности жизни приходящих к нему людей, а потом удивлял их своей «прозорливостью». Убеждал, что спастись вне монастыря нельзя, эксплуатировал адептов. Все это только видимость православия, на деле никакого отношения к нему не имеет, — считает Дворкин.

Добавочной стоимости к имиджу Сергия в глазах поклонников добавляло его мирское имя — Николай Романов — почти полный тезка последнего русского императора, причисленного Церковью к лику святых.

Кому выгодно

что стало с отцом сергием настоятелем женского монастыря

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер

В РПЦ есть ряд раскольнических группировок, кому проект под названием «схиигумен Сергий» может быть выгоден, считает Александр Дворкин. «Ревность не по разуму» делает их действия и поступки близкими к экстремистским, согласен протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер.

Есть подозрения, что в свою бытность милиционером Романов был тесно связан с оргпреступностью региона, поэтому строительство монастыря с большим количеством построек стало способом отмывания денег криминальным и полукриминальным бизнесом, полагает Роман Силантьев. Для самого Романова деньги тоже были основным мотивом его бурной деятельности, считает он.

— Такого типа секты в основном рассчитаны на женщин, психология которых сильно ослабляет их защиту от мошенников, они чаще влюбляются в преступников, «раскаявшихся разбойников», «старцев». Жены бизнесменов часто приводят в такие секты своих мужей. Многие, кто поумнее, десятилетиями так деньги зарабатывают, — сказал эксперт.

По мнению Александра Дворкина, увлечение Сергием и его идеями со стороны некоторых звезд шоу-бизнеса неудивительно: поскольку профессия актера связана с лицедейством и постоянным стрессом, артисты обладают более повышенной внушаемостью, чем обычные люди.

Одной из причин появления феномена Николая Романова протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер считает накопившиеся проблемы внутри РПЦ и российском обществе как таковом.

— Поэтому мы имеем здесь и очевидную ложь, и лукавую полуправду, а также, несомненно, и истину. Последнее сильно привлекает наших православных ревнителей, его сторонников, — отметил эксперт.

Хвыля-Олинтер называет случай подсудимого Романова редким и юридически достаточно рискованным для стороны обвинения.

С ним согласен адвокат бюро «Авекс Юст» Игорь Бушманов. По его словам, 110-я («доведение до самоубийства») и 148-я («нарушение права на свободу совести и вероисповедания») статьи встречаются на практике в единичных случаях. А вот «самоуправство» — достаточно распространенный̆ в юридической практике состав преступления небольшой тяжести. Хотя обвиняемые по этой статье редко доходят до судебного разбирательства и приговора.

— Максимально возможное наказание, с учетом того, что два состава не предусматривают лишения свободы, не более четырех лет, без учета смягчающих обстоятельств, если таковые имеются. Но стоит учесть, что все составы небольшой и средней тяжести предусматривают и дополнительные виды наказаний. К примеру, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, — сообщил эксперт.

что стало с отцом сергием настоятелем женского монастыря

Фото: пресс-служба Басманного суда Москвы

Окопавшегося в монастыре бывшего схиигумена арестовали в ночь на 29 декабря бойцы ОМОНа. Монахини, которые до этого уже изгоняли с территории монастыря съемочную группу Ксении Собчак, попытались отбить своего гуру, но тщетно — его арестовали и привезли в суд.

В отличие от суда церковного, сопротивление мирскому суду он пока не оказывал, напротив, просил своих пришедших с иконами (среди них были и с изображением Сталина) сторонников не митинговать в его защиту.

— У каждого свой крест, ничего делать не надо, — обратился он к пастве после помещения в СИЗО.

В июле Верховный суд перенес рассмотрение дела в Москву, согласившись с доводами обвинения о том, что «популярность подсудимого, его умение убеждать, наличие большого количества его сторонников в Свердловской области и в соседних регионах» могло вызвать массовые акции протеста и дестабилизировать там ситуацию. Адвокаты оспорили это решение, но затем отозвали жалобу.

Позже СК РФ заявил о возбуждении уголовных дел об истязании детей на территории монастыря (ч. 2 ст. 117 УК РФ) и халатности местных органов профилактики (ч.1 ст. 293 УК РФ).

По словам Павла Бабикова, рассмотрение дела, в котором набралось 30 томов, может затянуться на месяцы. Сам бывший схиигумен вину не признает. На состоявшемся 25 августа заседании было зачитано лишь обвинительное заключение. Поскольку потерпевший и свидетели не явились, суд был отложен на 2 сентября, сообщили «Правмиру» в пресс-службе Измайловского суда.

Источник

«Боялись и боятся»: что известно о схиигумене Сергии (Романове), закрывшемся в Среднеуральском монастыре

Проповедование всевозможных конспирологических теорий, пляски монахинь и хоровое пение «Тоста за русский народ» под гармошку, практика экзорцизма и почитание Сталина наряду с Николаем II — отец Сергий (в миру Николай Романов) не первый год слывёт одним из самых одиозных в России священников. Некоторые из публичных заявлений схиигумена крайне резки, но на этот раз Романов атаковал иерархов Русской православной церкви.

В конце апреля в своей видеопроповеди отец Сергий назвал эпидемию коронавируса выдумкой, призвал паству выходить на улицы и ходить в церкви, а также разразился проклятием в адрес тех, кто закрывает храмы. В ответ на это Екатеринбургская епархия запретила Сергию проповедовать, но это не остановило скандального монаха. Романов выступил с новым видеообращением, на этот раз — о чипировании через вакцину от коронавируса.

За это епархия запретила его в служении до решения церковного суда. Вскоре завели и административное дело — по ч. 9 ст. 13.15 КоАП («Злоупотребление свободой массовой информации», штраф до 100 тыс. рублей). Матушка Варвара и ряд монахинь покинули Среднеуральский женский монастырь, где находится сейчас отец Сергий. 27 июня в группе для паломников во «ВКонтакте» появилось сообщение, что монастырь закрыт. Охрана на въезде не пропускает паломников и посетителей, включая журналистов.

«Есть признаки сектантства»

Официальная позиция епархии такова: «Скорбя о заблуждении бывшего духовника обители, ради усмирения ситуации, матушка настоятельница приняла решение вместе с сёстрами, не разделяющими раскольническую позицию схиигумена Сергия, временно оставить территорию, с тем чтобы избежать ненужных распрей, к коим ныне склонен отец Сергий, и дать ему возможность одуматься и принести покаяние».

Местные СМИ сообщают неофициальную версию: монахини заподозрили, что на территорию монастыря проник коронавирус, решили сделать тест и при необходимости получить лечение, чему Романов категорически воспротивился. Отец Сергий также заявил, что игуменья объявила его раскольником.

«Сначала тестирование, потом вакцинация, затем чипизация и фашистский режим», — объявил Романов в ответ на уход Варвары в своём видеообращении.

Вместе с настоятельницей монастырь покинули ещё несколько монахинь.

После отказа Романова подчиниться требованиям епархии и фактического захвата монастыря в обитель прибыло несколько десятков человек, включая знаменитостей, чтобы поддержать своего духовного отца.

Романова любят практически фанатично: снимают о нём фильмы, в группах в соцсетях делятся историями исцелений и чудес, якобы явленных монахом. В религиоведческой среде уже заговорили о появлении новой тоталитарной секты.

«Независимо от того, что он говорит или делает, эти люди ему преданы полностью, поддерживают во всём, даже когда он говорит очевидную чушь. И это абсолютное повиновение людей очень страшно, поскольку неизвестно, на что дальше Романов их толкнёт», — комментирует RT исследователь современного сектантства, президент Центра религиоведческих исследований во имя Иринея Лионского профессор Александр Дворкин.

Впрочем, мнения насчёт того, считать или не считать последователей схиигумена сектой, у религиоведов разделились.

По словам Дворкина, секта уже, «безусловно, сложилась». «Главное в секте — лидер, которому все обязаны беспрекословно подчиняться. Мы видим, что именно такую роль и играет Романов», — поясняет эксперт.

Доцент кафедры религиоведения философского факультета МГУ Владимир Винокуров считает, что называть сектой общину Сергия всё же ещё рано. «Признаки внутрицерковного сектантства у этой группы есть: повышенный авторитет священнослужителя, нарастание магического мышления вместо религиозного, вера в апокалипсис, введение собственных обрядов и ритуалов, резкие высказывания по отношению к некому «источнику всех бед» — масонам или мировому правительству, к примеру, — объяснил RT Винокуров. — Но одни из главных критериев секты — жёсткая организация и персональное членство. А этого мы пока не наблюдаем».

По мнению Винокурова, общину Романова следует относить к внутрицерковным сектоподобным группам.

Среди журналистов в Екатеринбурге ходят разговоры о том, что Романов уже подготовил себе пути отхода. В последние годы в глухой тайге в заброшенных деревнях якобы создано несколько скитов, где живут его последователи.

Всех подряд — в монахи

«Я впервые услышала о нём в начале нулевых, когда ко мне стали обращаться матери и другие родственники пропавших без вести людей», — рассказала RT православный журналист Раиса Ильина.

Многие из пропавших без вести тогда обнаруживались в недавно открытом женском монастыре в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов», где Сергий (Романов) служил духовником и строителем, рассказывает Ильина.

«Побыв там какое-то время, становились сами не свои, проявляли агрессию к родным при попытке забрать их оттуда, фанатично следовали каждому слову Романова, — продолжает Ильина. — Людей массово заманивали в тот монастырь, в основном женщин в трудной жизненной ситуации, после развода, с детьми. Но были и совсем молодые девушки 17—20 лет, которые из других городов подчас ехали, не предупредив даже родителей и фактически бросив их доживать свой век в одиночестве».

По словам журналистки, на сегодняшний день ситуация с «бегством» в монастырь сохраняется, хотя по церковным правилам уход в монашество возможен только с благословения родителей. На первый взгляд, большинство людей всё-таки идут в монастырь добровольно. Но многие, утверждает Ильина, просто не знают, что их там ждёт: «Попадают под обаяние Романова, особенно женщины, ослабленные тяжёлыми жизненными обстоятельствами люди».

«Это харизматик. По одному лицу видно, что его едва ли возможно в чём-то убедить, а вот он вас — может», — оценивает способности отца Сергия религиовед Владимир Винокуров.

Попадают в монастырь разными путями. Кого-то направляют батюшки из приходов по месту жительства человека, кого-то агитируют приехать «к старцу» во время крестных ходов и на православных ярмарках монахини.

Но основная цель такой «вербовки», по мнению Ильиной, — бесплатная рабочая сила, а также деньги новоиспечённых насельников и послушников.

«Романов всех без разбору зазывает к себе в монастырь, обещая спасение — дескать, только у него и можно спастись. Только принуждает продавать жильё, а деньги привозить ему», — утверждает Ильина.

Множество подтверждений её словам можно обнаружить, к примеру, на форуме Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, занимающегося борьбой с тоталитарными сектами и помощью пострадавшим от них. Приводим наиболее примечательные сообщения.

«Первое, что его заинтересовало, — размер моей зарплаты! Уклончиво ответила, что ещё не получала, только устроилась работать. Далее стал говорить мне, что я должна стать монахиней! Видя меня первый раз, не зная ничего. Ни в какие монахи я не пригодна и никогда не проявляла такого желания. Настоящий старец редко кого благословляет в монахи, люди годами ходят и просят! А схиигумен Сергий благословляет туда всех подряд».

«Вчера удалось пообщаться со своим родственником, который туда попал. Он на полном серьёзе готовится продавать свою квартиру и уходить в леса! Закупает всякие батарейки, аккумуляторы, фонарики и прочее. Ждёт «отмашки» от «старца», то бишь его уже прямого личного благословения».

В монастырь к Романову приезжают не только женщины. Там постоянно живут и работают трудники, есть своё фермерское хозяйство с домашним скотом, садовое хозяйство, мастерские, детская школа, а также, по сути, хоспис, хотя администрация монастыря называет это «клиникой для онкобольных».

Секс, наркотики, монастырь

Попадая в «Спорительницу хлебов», как рассказывает Раиса Ильина, люди становятся фактически бесправными, оказываясь в полной зависимости от Сергия. Их заставляют уничтожать паспорта и другие документы, за ослушание — жестоко наказывают.

«Здесь систематически бьют людей, и несовершеннолетних в том числе, — утверждает Ильина. — Я общалась с человеком, который лично, будучи монахом, по благословению Сергия избивал живших там детей».

Незадолго до скандала с захватом монастыря в интернете появилось видео, записанное одной из бывших воспитанниц, жившей там с 2006 по 2010 год. В нём девушка рассказывает о жутких нравах и беззаконии, царивших в обители. В сети съёмка пробыла совсем недолго — девушку затравили последователи Сергия и даже угрожали ей физической расправой. В итоге Карина (имя изменено в интересах безопасности героини) удалила ролик из всех соцсетей, но он есть в распоряжении RT.

По словам Карины, несмотря на то что монастырь женский, в него принимают и трудников-мужчин, многие из которых ранее отбывали наказание в местах лишения свободы, в том числе и за тяжкие преступления — убийства и педофилию. В монастыре они, по словам Карины, «воспитывали отроков», но помимо этого, отец Сергий заставлял их избивать детей и подростков. Один из таких трудников «с куполами на груди», как вспоминает девушка, «в шутку» направил на неё ружьё, когда той было всего десять лет.

«А когда я пригрозила рассказать об этом сёстрам и отцу (имеется в виду родной отец Карины, приезжавший иногда её навестить. — RT), тот ответил, что перережет папе горло», — говорит девушка.

Однажды, вспоминает Карина, во время такого визита её отец видел, как тот же трудник «бьёт отроковицу» на сеновале.

«Когда отец попытался заступиться за неё, тот ответил: «Ты кто такой, чтобы благословение батюшки нарушать?» — рассказывает Карина.

«У одной девочки, прожившей там 11 лет, по выходу обнаружили ВИЧ, — говорит Карина. — Я видела, что она живёт отдельно от всех и к ней в келью постоянно кто-то заходил, бил её, а может, и ещё что-то делал. Иначе откуда взялся бы ВИЧ в монастыре?!»

Впрочем, на этот счёт есть и другое предположение, озвученное региональными СМИ, — в обители «в ходу были наркотики», в том числе опиаты.

О происходящем в монастыре Раиса Ильина рассказала ещё в 2013 году, а также, по её словам, неоднократно пыталась привлечь внимание к проблемам обители правоохранительные структуры и администрацию Свердловской области, но безрезультатно.

«Тем временем ко мне продолжали приходить за помощью люди, чьи близкие попадали под влияние Романова», — утверждает Ильина. Всего за последние десять лет она получила около десятка таких обращений. Столько же за последние годы поступило и в центр, возглавляемый Александром Дворкиным, последнее — два года назад.

Из заключённых — в святые отцы

Оперативник милиции по профессии, в 1985 году будущий священник Николай Романов сам попал в поле зрения правоохранителей. Романова заподозрили в хищении госимущества и ДТП со смертельным исходом, а затем ещё в убийстве при разбое. Осудили на 13 лет, которые он провёл в ИК-13 в Нижнем Тагиле. Освободившись в 1997 году, Романов решил остаться на Урале и посвятить себя Богу.

В 1998 поступил послушником в мужской монастырь во имя Новомучеников Российских, построенный на месте убийства членов царской семьи в городе Алапаевске Свердловской области.

Всего два года спустя, в 2000-м, он становится первым игуменом мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев. Годом позже его рукополагает в сан иеромонаха на тот момент архиепископ Екатеринбургской епархии Викентий. По церковным канонам убивший человека никогда не смог бы стать священником. Но Романову это удалось.

«Епископ не мог об этом не знать, поскольку сам был связан с криминалом, взять хотя бы скандал с вывозом икон при его переезде в новую епархию», — высказывает своё личное мнение Раиса Ильина.

А в 2002-м Сергия по благословению того же Викентия назначили духовником строящейся женской обители во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» под Среднеуральском.

«Формально у него никакой власти там нет, он не является и не может являться настоятелем, он просто там живёт. Но фактически он является единственным духовником обители и решает там всё», — поясняет Александр Дворкин. Именно Сергий, а не настоятельница матушка Варвара фактически единолично руководил жизнью обители с самого её основания.

Нынешний публичный скандал — далеко не первый, в котором фигурирует имя отца Сергия. Его долгие годы называли духовником Натальи Поклонской (сама депутат Госдумы это отрицает, но считает, что Романов «хороший человек»).

Скандальный священник — убеждённый царебожник, верит в учение об искуплении Николаем II греха неверности своего народа. Романов поддерживал масштабную кампанию против фильма «Матильда» Алексея Учителя. Якобы фильм оскорбляет чувства верующих и демонстрирует «кощунство» по отношению к царской семье. Напомним, в ходе протестов в ряде городов России произошли погромы: в Москве поджигали машины, а в Санкт-Петербурге в студию режиссёра Алексея Учителя бросили бутылку с зажигательной смесью. Запретить фильм, впрочем, так и не удалось.

Отметим, что сама Екатеринбургская епархия постоянно ведёт в том числе публичный разговор с гражданским обществом. Например, в 2019 году вспыхнул конфликт вокруг идеи построить в сквере в центре Екатеринбурга храм Святой Екатерины. Тогда противники строительства начали проводить публичные акции в защиту сквера, при этом екатеринбургские священники приходили на митинги, но не для того, чтобы усугубить конфликт, а, наоборот, чтобы объяснить позицию церкви, привести аргументы в пользу храма и не допустить усугубления раскола в обществе. В итоге, в том числе благодаря позиции епархии, дело закончилось компромиссом: храм решили построить в другом месте, тоже в центре Екатеринбурга. Сдержанную позицию заняла епархия и в ходе скандального процесса по делу блогера Руслана Соколовского, который ловил в одном из храмов виртуальных покемонов: епархия заявила, что если молодой человек раскается, то церковь будет ходатайствовать о его помиловании. В итоге Соколовского приговорили к двум годам и трём месяцам условно.

Казаки и силовики

Вероятно, одна из причин, почему скандальному монаху всё сходит с рук, — наличие у Романова обширных связей. СМИ, к примеру, называют в числе духовных чад и почитателей схиигумена вице-губернатора Свердловской области Сергея Бидонько. После отказа подчиниться требованиям епархии Романова поддержали основатель «Уральских пельменей» Дмитрий Соколов, хоккеист Павел Дацюк и другие известные люди.

Романов пользуется и поддержкой уральского казачества, правда, неофициального. В своей проповеди он призвал казаков встать на его защиту, часть из них действительно прибыла в обитель. При этом официальные реестровые казаки Оренбургского войскового казачьего общества от Романова открестились.

Но одно из неформальных объединений и на момент публикации продолжает охранять монастырь. Предположительно, речь идёт об уральском казачьем войске под предводительством атамана Олега Сененко. Ранее оно уже «прославилось» срывом зимних автогонок на озере Балтым. А его атаман оказался замешан ещё в одном скандале — местные СМИ нашли у него активы в Лондоне.

«Возможно, Романова поддерживают некоторые силовики. Содержание его проповедей день ото дня становится всё радикальнее — он призывает офицеров стать в боевую готовность, оправдывает гитлеровский геноцид, утверждает, что в России установился «сатанинский жидомасонский режим», призывает выступать против него. Просто так это не могло оставаться безнаказанным. Любой другой человек, который публично скажет гораздо меньше, чем Сергий, давно бы попал под уголовную ответственность и предстал бы перед судом», — считает Александр Дворкин.

Силовики (по крайней мере бывшие) действительно открыто высказываются в поддержку Романова — так, видео в защиту Сергия выложил зампред общественного совета Министерства общественной безопасности Свердловской области, генерал-майор запаса Сергей Иванов.

Среди прочего он заявил, что считает «коронавирус и пандемию искусственно созданными условиями для того, чтобы разъединить людей, народы и обеспечить приход к власти теневого мирового правительства».

«О том, что оно существует, я могу заявлять со всей ответственностью, потому что в предыдущей своей должности я занимался как раз этими вопросами», — заявил Иванов.

Звезда тюремного православия

«Когда к нам поступали жалобы от пострадавших в его монастыре, сообщения тех, кто туда приезжал и был поражён царившими там порядками, я неоднократно обращался в Екатеринбургскую епархию, но официальных ответов не получал. Когда неофициально спрашивал о Романове у местных отцов, те говорили, что у него остаются очень большие связи в криминальном мире, разные воры в законе его поддерживают. Некоторые утверждали, что он в монастырях держит воровской общак. Также говорили, что парадоксальным образом у него большие связи и с правоохранителями местными, причём высокого ранга, — рассказывает Александр Дворкин. — Для меня загадка, почему епархия так долго ничего не делала. Можно предположить, что они его боялись и боятся».

Среди конкретных представителей преступного мира, якобы связанных с Сергием, чаще всего называют покойного криминального авторитета Темури Мирзоева (Тимура Свердловского), племянника Деда Хасана.

«Он с ним в камере сидел когда-то. И Тимур приезжал потом в монастырь к нему, а тот принял его, несмотря на открытую форму туберкулёза», — утверждает Раиса Ильина.

Косвенно эти сведения подтверждаются оперативной съёмкой МВД при задержании участников сходки, прошедшей в Екатеринбурге в 2013 году. На ней присутствовал в том числе и Мирзоев, а один из других «авторитетов» рассказал, что перед встречей они «ездили в монастырь и в церковь причащаться».

СМИ называли Мирзоева «смотрящим» за Уралом. Но даже если Романов действительно был знаком с племянником Деда Хасана, это едва ли могло обеспечить ему то влияние и безнаказанность, которыми он обладает, считает политолог Платон Маматов.

«Здесь, на Урале, никогда не ждали и не жаловали пришлых представителей криминального мира, таких как Мирзоев. Екатеринбург и область «принадлежат» уральским «уважаемым людям», — убеждён эксперт. В пример он приводит эпизод, когда в 2004 году в центре города участники ОПС «Уралмаш» созвали целый митинг против назначения «смотрящим» человека из другого региона — на акцию вышли больше тысячи человек. С тех пор, подчёркивает Маматов, мало что изменилось: «Сейчас эти же «уважаемые люди» представлены в местном бизнесе, городской и областной власти. Так что чужак, кем бы его ни назначили, может претендовать здесь разве что на влияние в местах лишения свободы, где он может собирать какую-то дань и иметь какой-то вес».

Впрочем, именно здесь — в тюрьмах и колониях — влияние Романова действительно велико, считает Маматов.

«В местах лишения свободы люди, считающие себя верующими, относятся к нему с большим вниманием и почтением, чем к остальным представителям церкви. Потому что человек — бывший разбойник и убийца, много лет провёл в местах лишения свободы», — объясняет эксперт.

Кроме того, по словам Маматова, популярности Сергию у тюремного населения добавляет и текущая конфронтация с РПЦ: «Это только добавляет ему веса в их глазах, для них это как знак качества. Сейчас практически во всех тюрьмах у сидельцев есть телефоны, в том числе с возможностью смотреть YouTube. И то, что проповедует Романов, он говорит в том числе для них».

Заседание суда по административному делу в отношении Романова пройдёт 7 июля. Церковный суд над схиигуменом должен был состояться 26 июня, но Романов на него не явился. Очередное заседание должно пройти 3 июля.

В Русской православной церкви RT пояснили, что до церковного суда над отцом Сергием комментариев давать не будут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *